РЕЛЬСОВЫЙ МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ Российский патент 2001 года по МПК C10M169/04 C10M169/04 C10M125/02 C10M125/26 C10M125/28 C10M155/02 C10M159/04 C10M101/02 C10N50/02 

Описание патента на изобретение RU2170756C1

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжело нагруженных узлов трения различных механизмов, в частности пар трения боковой и рабочей (тяговой) поверхности головки рельса - реборда, поверхность катания железнодорожного колеса.

Известна смазка для лубрикации железнодорожных рельсов, состоящая из графита, битума, дисульфид молибдена и маслонесодержащего антифриза-растворителя [РФ N 2065484].

Недостатком этой смазки является узкая область применения, например невозможность нанесения на рабочую поверхность бандажей колесных пар локомотивов и рельсов из-за низкого уровня коэффициента сцепления, недостаточного для реализации локомотивом высоких тяговых усилий.

Наиболее близкой к описываемому решению является смазка покрытие РАПС [РФ 95109459].

Состав смазки прототипа следующий, мас.%:
Антифрикционная присадка, например графит - 5-25
Адгезионная присадка, например силикатный клей - 5-25
Демпфирующая присадка, например каучук, парафин - 10-30
Растворитель, например бензин, смола, например битум - Остальное
Недостатком смазки прототипа является узкий диапазон варьирования уровня коэффициента трения, что делает невозможным применение смазки для лубрикации рабочей (тяговой) поверхности головки рельсов и бандажей колесных пар локомотивов.

Технической задачей заявляемого решения является расширение диапазона варьирования уровня коэффициента трения в зоне фрикционного контакта "колесо - рельс", для обеспечения возможности лубрикации как боковой, так и рабочей (тяговой) поверхности головки рельсов и бандажей колесных пар локомотивов, направленной на повышение реализуемых тяговых и тормозных усилий.

Поставленная задача достигается тем, что смазка для лубрикации железнодорожных рельсов, содержащая согласно изобретению стекло, битум, углеводородный растворитель, цемент, борную кислоту, силиконовую композицию и необязательно графит и песок, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум - 0,5-50
Графит - 0-30
Песок - 0-75
Стекло натриевое жидкое - 2-20
Цемент - 5-25
Борная кислота - 1-10
Силиконовая композиция - 3-40
Углеводородный растворитель - Остальное
Смазку готовят, смешивая разогретую до 70oC основу (например, битум ГОСТ 6617-76) с углеводородным растворителем (например, бензин А-76 ГОСТ 2084-77), затем вводят графит (например, графит C-1 ТУ 13-08-48-63-9), песок (например, песок ГОСТ 8736-93), цемент (например, цемент 500 ГОСТ 969- 91) и стекло (например, стекло натриевое жидкое ГОСТ 13078-81), силиконовую композицию (например, силиконовая композиция марки ОС-52-06 ТУ - 88633-12205-16-01-78), борную кислоту (например, кислота борная ГОСТ 18704-78Е), перемешивают в течение 20-25 минут до равномерного распределения компонентов и приобретения смазкой равномерной окраски. Время полного застывания смазки 2-3 часа.

Введение в состав смазки цемента позволяет повысить ресурс и обеспечить необходимую консистенцию.

Введение в состав смазки песка позволяет повышать уровень коэффициента трения и тем самым делает возможным использование смазки для лубрикации рабочей (тяговой) поверхности головки рельсов и бандажей колесных пар локомотивов.

Введение в состав смазки силиконовой композиции в сочетании с борной кислотой позволяет повысить адгезию смазочного материала к смазываемой поверхности.

Для оценки смазочной способности пластичных смазок при работе в режиме трения качения с проскальзыванием использовали модернизированную машину трения МИ - 1М типа "Амслер".

Параметры образцов задавались так, чтобы удовлетворить масштабам моделирования, в частности удельное давление в контакте и скорость скольжения в натуре и модели выдерживались одинаковыми.

Ролики изготовлены из стали, по химическому составу близкой к бандажной и рельсовой стали: колесный ролик - из стали 60Г, ГОСТ 1050-74;
нижний (рельсовый) - из стали 70Г, ГОСТ 1050-74.

Режимы испытания:
Испытания проводились на режимах, соответствующих реальному узлу трения гребень колеса - рельс и рабочая поверхность бандажа - рельс, удельном контактном давлении 3500 МПа и 850 МПа соответственно, скорости скольжения 0,05 м/с. В процессе испытаний при комнатной температуре эти факторы оставались постоянными. Непрерывно велась запись момента трения и температуры смазки в объеме.

Результаты испытаний представлены в таблице.

Результаты испытаний показывают, что предлагаемый состав превосходит смазку-прототип по широте варьирования уровня коэффициента трения.

Смазка улучшает условия взаимодействия рабочих поверхностей бандажей колесных пар локомотивов и рельсов.

При нанесении смазки на поверхность бандажа образуется равномерный контактный (0,001-0,005 мм) прочный слой смазки, который хорошо воспринимает динамические нагрузки, удерживается при воздействии атмосферных осадков, обладает высокой несущей способностью, лубрикация рабочей (тяговой) поверхности головки рельсов и бандажей колесных пар локомотивов при определенном процентном содержании компонентов позволяет повысить коэффициент сцепления колеса с рельсом, что приводит к возможности реализации более высоких тяговых усилий.

Похожие патенты RU2170756C1

название год авторы номер документа
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ 2003
  • Шаповалов В.В.
  • Могилевский В.А.
  • Кульбикаян Р.В.
  • Щербак П.Н.
  • Майба И.А.
  • Лубягов А.М.
  • Зеленский Д.В.
  • Баранов В.И.
  • Шуб М.Б.
  • Зайкин Д.С.
RU2238304C1
АКТИВИЗАТОР ТРЕНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ 2006
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
  • Хачатуров Хорен Михайлович
RU2362799C2
СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 1994
  • Шаповалов В.В.
  • Супрун Е.В.
  • Майба И.А.
  • Богданов В.М.
  • Озябкин А.Л.
RU2065484C1
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Данилейко Дмитрий Александрович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2388635C2
ШУМОПОДАВЛЯЮЩАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2021
  • Гейфман Григорий Владимирович
  • Гороховский Александр Владиленович
RU2755089C1
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ ЕГО ПОДАЧИ 2005
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Заковоротный Вилор Лаврентьевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Минаенко Александр Иванович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Бутов Эдуард Соломонович
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Кикичев Шамиль Владимирович
  • Зеленский Дмитрий Валентинович
  • Щеголева Оксана Борисовна
  • Грузин Георгий Сергеевич
  • Кульбикаян Рубен Вагинакович
  • Родин Александр Евгеньевич
  • Иванов Дмитрий Игоревич
  • Александров Анатолий Александрович
RU2293677C2
СПОСОБ МОДИФИЦИРОВАНИЯ СИСТЕМ ТЕРМОПЛАКИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2020
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Харламов Павел Викторович
  • Санамян Георгий Валерьевич
  • Сивак Артём Александрович
  • Леванов Родион Сергеевич
  • Кутелев Никита Сергеевич
  • Поцебин Даниил Андреевич
  • Петрик Андрей Михайлович
RU2750585C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ЛОКОМОТИВОВ 2007
  • Баженов Михаил Иванович
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Кавинин Игорь Алексеевич
RU2333119C1
ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ 2018
  • Майба Игорь Альбертович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2669802C1
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2014
  • Майба Игорь Альбертович
  • Носков Владимир Николаевич
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Муртазаалиев Руслан Муртазаалиевич
RU2552111C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 170 756 C1

Реферат патента 2001 года РЕЛЬСОВЫЙ МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ

Использование: в качестве смазки тяжело нагруженных узлов трения различных механизмов, в частности для смазывания рельсов. Модификатор содержит, мас.%: битум 0,5-50, графит 0-30, песок 0-75, стекло 2-20, цемент 5-25, борная кислота 1-10, силиконовая композиция 3-40, углеводородный растворитель остальное. Технический результат - расширение диапазона варьирования коэффициента трения, что позволяет применять данную смазку для фрикционных узлов, в которых реализуются более высокие тяговые усилия. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 170 756 C1

Рельсовый модификатор трения, содержащий стекло, битум и углеводородный растворитель, отличающийся тем, что дополнительно содержит цемент, борную кислоту, силиконовую композицию и необязательно графит и песок при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум - 0,5 - 50
Графит - 0 - 30
Песок - 0 - 75
Стекло - 2 - 20
Цемент - 5 - 25
Борная кислота - 1 - 10
Силиконовая композиция - 3 - 40
Углеводородный растворитель - Остальноеи

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2170756C1

RU 95109459 А1, 10.09.1997
СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ 1994
  • Евдокимов Ю.А.
  • Майба И.А.
  • Кротов В.Н.
  • Богданов В.М.
RU2067110C1
СМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ РЕЛЬСОВ 1994
  • Евдокимов Ю.А.
  • Майба И.А.
  • Кротов В.Н.
  • Шаповалов В.В.
  • Комиссарова С.В.
RU2068445C1
Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс 1990
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
  • Азаренко Валентин Алексеевич
SU1752188A3
US 3909424 А, 30.09.1975.

RU 2 170 756 C1

Авторы

Шаповалов В.В.

Щербак П.Н.

Черный В.С.

Майба И.А.

Ильин В.И.

Колесников В.И.

Могилевский В.А.

Лубягов А.М.

Червенко А.Н.

Андриевский А.П.

Розман О.А.

Даты

2001-07-20Публикация

2000-02-01Подача