Изобретение относится к медицине, в частности к реабилитологии, и может быть использовано в восстановительной медицине для реабилитации детей первых лет жизни при наиболее частых нарушениях нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
В настоящее время большое количество детей рождается с неврологической или ортопедической патологией. Известны как медикаментозные, так и немедикаментозные методы реабилитации детей первых лет жизни при нарушениях нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Для формирования двигательной активности используют различные варианты массажа, которые недостаточно эффективны, так как не способны активизировать все имеющиеся нейрофизиологические ресурсы ребенка, они не формируют целенаправленно двигательные функции, свойственные младенческому возрасту.
У детей первых лет жизни применяют активные упражнения, при придании какого-то положения телу ребенка он вынужден выполнить движение, например, при выкладывании на живот он разгибает туловище и поднимает голову.
Пассивные упражнения - это когда вторым лицом выполняется любое движение в суставах младенца.
Рефлекторные упражнения, когда используя рефлекторные связи, вызывается тот или иной рефлекс у ребенка, и он совершает движения (например, рефлекс ползанья Бауэра). Массаж, так часто используемый у детей, тоже можно отнести к методу пассивной гимнастики для мышц.
Известен способ формирования двигательных функций у младенцев при неврологических или ортопедических патологиях, включающий развитие двигательной активности у ребенка посредством различных положений и поз, причем ребенка держат вертикально спинкой к груди взрослого, фиксируя его грудную клетку, а затем взрослый выполняет комплекс физических упражнений в виде наклонов, поворотов и изменения положения тела ребенка (см. патент РФ № 2309720 по МПК A61H 1/00, опубл. 10.11.2007.).
Известен также способ реабилитации детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, включающий комплекс физических упражнений, которые предусматривают изменения положения тела ребенка с помощью рук взрослого, включая, в частности, наклоны и повороты тела ребенка в разные стороны, раскачивания, опускание и поднимание ребенка головой вниз, лежание ребенка на одном и на другом боку, причем во время курса такого воздействия, также проводят курс физиотерапевтических процедур (см. патент РФ № 2 506 942 по МПК A61H 1/00, опубл. 20.02.2014.).
Известные способы имеют общие недостатки.
При выполнении активных и рефлекторных упражнений движение ребенка неконтролируемое, т.е. он выполняет движение как может, и при имеющихся у него асимметриях опорно-двигательного аппарата (а они имеются почти у каждого ребенка) у ребенка эти асимметрии усиливаются, укрепляются.
Выполнение пассивных движений, массаж происходят как бы без участия самого ребенка, поэтому не укрепляют мышц, не стабилизируют слабый сустав, например, при дисплазии тазобедренного сустава и выполняются, как правило, на поверхностных длинно-рычаговых мышцах, а не на глубоких коротко-рычаговых, которые являются стабилизаторами суставов.
Техническим результатом является упрощении способа воздействия на мышцы тела ребенка, повышение их функциональной возможности с устойчивой стабилизацией ослабленных суставов с получением стойкого реабилитационного эффекта и увеличение количества случаев реабилитации с положительным результатом.
Технический результат достигается тем, что способ реабилитации детей первых лет жизни при нарушениях нервной системы и опорно-двигательного
аппарата, включает выполнение сеансов в рамках курса реабилитации пассивных физических упражнений, воздействуя на участвующие в стабилизации сустава короткие околосуставные мышцы в режиме встречного ответа и многократном повторении в медленном темпе пассивных физических упражнений, причем перед выполнением каждого пассивного физического упражнения производят легкое давление по оси конечности или позвоночника, которое сохраняют при выполнении всего физического упражнения, приводя короткие околосуставные мышцы в изометрический режим, при этом участвующий в физическом упражнении сустав контролируют путем его захвата и удержания в физиологическом положении в процессе всего физического упражнения, сеанс проводят в течение 40-60 минут, ежедневно, курсом не менее 20 сеансов с перерывами на два выходных дня, количество повторений не менее 30 каждого физического упражнения. Курс реабилитации повторяют с интервалом 1-3 месяца, до 5-7 курсов.
Предлагаемый способ поясняется на конкретном примере.
Больной Б. возраст 5 месяцев на приеме у врача реабилитолога. При осмотре имеется ограничения правого тазобедренного сустава, грубая асимметрия ягодичных складок по высоте и длине. По данным ультразвукового и рентгеновского исследований имеются признаки дисплазии тазобедренного сустава справа (децентрация головки бедра, ее гипоплазия, скошенность вертлужной впадины).
Ребенок получил восстановительные сеансы курса реабилитации по предлагаемому способу, который включил выполнение в рамках курса реабилитации пассивных физических упражнений, воздействуя на участвующие в стабилизации сустава короткие околосуставные мышцы тазобедренного сустава в режиме встречного ответа и многократном повторении в медленном темпе физических упражнений.
Сеанс проводился в течение 50 минут, ежедневно, курсом 22 сеанса с перерывами на два выходных дня и с повторением 35 раз каждого физического упражнения.
На фоне проведенной реабилитации отмечена положительная динамика. Восстановился полностью объем движения в правом тазобедренном суставе, скорректирована асимметрия складок, которые стали равные по высоте и по длине. По данным контрольного рентгенологического исследования головка бедра отцентрирована относительно вертлужной впадины, ядра окостенения сравнялись по размеру с левой и правой стороны, крыша вертлужной впадины стала менее скошенной.
При реабилитации детей с помощью предлагаемого способа во время выполнения пассивного физического упражнения приводят мышцы в изометрический режим за счет давление по оси конечности или позвоночника, что позволяет выполнить физическое упражнение на статически напряженной мышце, приводя к ее укреплению, а значит, к стабилизации сустава к которому она крепятся.
Количество курсов зависит от возраста пациента и сложности решаемой проблемы. При выполнении пассивных упражнений в режиме встречного ответа воздействуют именно на короткие околосуставные мышцы, которые участвуют в стабилизации сустава, а не на длинно-рычаговые как при обычном пассивном режиме упражнений, это также приводит к укреплению сустава, что очень важно, например, при его слабости, нестабильности, дисплазии, подвывихе или вывихе.
В предлагаемом способе реабилитации физические упражнения многократно повторяются и выполняются в условиях физиологического положения сустава, что позволяет мозгу “запомнить” правильное положение сустава при отклонениях его положения исходно и стабилизировать сустав в этом положении.
Предлагаемый способ оказывает воздействие не только на мышцы тела ребенка, повышая их функциональной возможности, но также формирует правильную, симметричную биомеханическую работу всего опорно-двигательного аппарата ребенка как единой системы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИМИ И ТРАВМАТИЧЕСКИМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2010 |
|
RU2433811C1 |
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОМПРЕССИОННЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА | 2011 |
|
RU2464962C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА | 2014 |
|
RU2567796C1 |
Способ лечения детей с синдромом двигательных нарушений при перинатальном поражении нервной системы | 2021 |
|
RU2807470C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ | 2009 |
|
RU2428161C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СОЧЕТАННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ТАЗА И ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2448667C2 |
СПОСОБ СОПРОВОДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПРИ ЭНДОПРОТЕЗИРОВАНИИ КРУПНЫХ СУСТАВОВ | 2012 |
|
RU2527159C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2011 |
|
RU2482827C2 |
Способ реабилитации детей дошкольного возраста со спастической диплегией и гемипаретической формой детского центрального паралича | 2023 |
|
RU2822018C1 |
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2019 |
|
RU2722936C1 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в восстановительной медицине для реабилитации детей первых лет жизни при наиболее частых нарушениях нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Вначале воздействуют на участвующие в стабилизации сустава короткие околосуставные мышцы в режиме встречного ответа и многократного повторения в медленном темпе пассивных физических упражнений, причем перед выполнением каждого пассивного физического упражнения производят легкое давление по оси конечности или позвоночника, которое сохраняют при выполнении всего физического упражнения, приводя короткие околосуставные мышцы в изометрический режим. Участвующий в физическом упражнении сустав контролируют путем его захвата и удержания в физиологическом положении в процессе всего физического упражнения. Сеанс проводят в течение 40-60 минут, ежедневно, курсом не менее 20 сеансов с перерывами на два выходных дня, количество повторений не менее 30 каждого физического упражнения. Курс реабилитации повторяют с интервалом 1-3 месяца, до 5-7 курсов. Способ обеспечивает облегчение воздействия на мышцы тела ребенка, повышение их функциональной возможности с устойчивой стабилизацией ослабленных суставов с получением стойкого реабилитационного эффекта и увеличение количества случаев реабилитации с положительным результатом. 1 з.п. ф-лы, 1 пр.
1. Способ реабилитации детей в возрасте до трех лет c патологией нервной системы или опорно-двигательного аппарата, включающий выполнение сеансов пассивных физических упражнений, воздействующих на околосуставные мышцы, и повторение этих упражнений, причем перед выполнением каждого пассивного физического упражнения производят давление по оси конечности или позвоночника, которое сохраняют при выполнении всего физического упражнения, приводя околосуставные мышцы в изометрический режим, при этом участвующий в физическом упражнении сустав контролируют путем его захвата и удержания в физиологическом положении в процессе всего пассивного физического упражнения, сеанс проводят в течение 40-60 минут, ежедневно, курсом не менее 20 сеансов с перерывами на два выходных дня, количество повторений каждого физического упражнения не менее 30.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что курс реабилитации повторяют с интервалом до 3 месяцев, до 7 курсов.
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2012 |
|
RU2506942C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ | 2007 |
|
RU2342114C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИМИ И ТРАВМАТИЧЕСКИМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2010 |
|
RU2433811C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ В РАННЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ИНСУЛЬТА | 2012 |
|
RU2513418C1 |
БЕЛКИН А | |||
Н | |||
и др | |||
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННОЙ ДИСПЛАЗИЕЙ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА | |||
Веникодробильный станок | 1921 |
|
SU53A1 |
Токарный резец | 1924 |
|
SU2016A1 |
С | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
ЗАБОЛОТНИЙ А | |||
Г | |||
и др | |||
Особенности применения физических упражнений в процессе ухода за |
Авторы
Даты
2021-07-14—Публикация
2020-07-03—Подача