Настоящее изобретение относится к способам выявления примесей, определения качества работающего трансмиссионного масла и определения степени его загрязненности и работоспособности.
Известен флуоресцентный метод (Патент США №6633043, МПК: G01N 021/64, опубл. 14.10.03), основанный на времяразрешенной флуоресцентной спектроскопии, для контроля старения минеральных смазочных и трансформаторных масел, не требующий учета их оптической плотности. Метод основан на анализе времяразрешенных спектров свежего и работавшего масел и включает следующие шаги: облучение тестируемой пробы масла импульсом излучения УФ-лазера; измерение спектров флуоресценции масла, используя методику временной селекции для получения времяразрешенного спектра; построение нормализованных времяразрешенных спектров и сравнение полученных спектров. Устройство измерения содержит импульсный УФ-лазер, излучение от которого направляется с помощью зеркала на кювету с тестируемым маслом. Поток флуоресценции с помощью кварцевых линз фокусируется на входные щели монохроматора, в выходных щелях которого установлен фотоумножитель для регистрации сигнала флуоресценции. Сигнал с выхода фотоумножителя подается через интегратор с узкополосным фильтром в компьютер для последующей обработки.
Недостатком этого способа и устройства является то, что они весьма сложные для оперативного контроля, предполагающего встроенное в линию смазки или портативное устройство. Кроме того, для реализации метода требуется дорогостоящее оборудование.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является метод и устройство определения качества масла (Патент США №6459995, МПК: G01N 031/00, опубл. 01.10.02), основанное на измерении изменения диэлектрической проницаемости масла. Устройство содержит погруженный в масло емкостной датчик, который является элементом колебательного контура, содержащего LC- или кварцевый генератор. Выходной сигнал колебательного контура зависит от тангенса диэлектрических потерь масла, который изменяется с изменением кислотности масла. Таким образом, выходной сигнал несет информацию о степени окисления масла.
Недостатком данного метода устройства является то, что диэлектрическая проницаемость масла, а, следовательно, и выходной сигнал, зависят не только от кислотности масла, но и от содержания в нем воды, степени загрязнения масла неметаллическими частицами, что делает невозможным установление основного фактора, вызвавшего изменение сигнала. В случае трансмиссионного масла данный метод может давать неточные результаты, так как он не учитывает присутствие в масле частиц износа деталей трансмиссии. В то же время нагрев трансмиссионного масла существенно ниже, чем у моторного, поэтому данный метод может некорректно работать вследствие недостаточно выраженного изменения химических свойств масла, что характерно для масел, работающих при высоких температурах в двигателях.
Техническим результатом является возможность оперативного контроля состояния трансмиссионного масла без необходимости внесения существенных изменений в конструкцию самой трансмиссии. Также на основе заявляемого способа и некоторых других возможно создание полнофункционального блока экспресс - контроля состояния технических жидкостей в транспортном средстве.
Технический результат достигается тем, что предлагаемый способ основан на изменении индуктивности некоторой планарной катушки Теслы, которая фиксирует наличие частиц износа в трансмиссионном масле, причем, чем их больше, тем сильнее меняется индуктивность. В качестве лабораторного прототипа катушка была выполнена на текстолитовой пластине, что при последующей доработке и реализации максимально упрощает конструкцию будущих устройств и позволяет встроить их, например, в резьбовую пробку сливного отверстия или поддона картера трансмиссии.
Результаты испытаний заявляемого способа подтверждаются (фиг. 1), где видно относительно линейное изменение индуктивности в зависимости от массы испытуемого ультрадисперсного железного порошка.
Новизна заявляемого изобретения заключается в том, что предлагаемый способ достаточно универсален и не требует использования сложного оборудования.
Предлагаемый способ работает за счет изменения индуктивности планарной катушки при попадании в рабочую зону металлических частиц, причем количество металлических частиц напрямую влияет на изменение индуктивности. В зависимости от варианта исполнения датчика как форма основной пластины, так и вариант выполнения планарной катушки Теслы могут быть изменены: к примеру, катушка может быть изготовлена по тонкопленочной технологии, что максимально подходит для встраивания в пробку сливного отверстия картера трансмиссии.
За счет использования метода контроля трансмиссионного масла, основанного на изменении значения индуктивности достигается максимальная простота конструкции прототипа устройства и вместе с тем чувствительность, достаточно высокая для реализации вышеописанного метода.
Согласно изобретению, предложен способ оперативного контроля качества трансмиссионного масла, заключающийся в том, что наличие металлических частиц износа узлов трансмиссии в исследуемом масле фиксируется планарной катушкой Теслы, при этом индуктивность планарной катушки Теслы изменяется в зависимости от количества металлических частиц в трансмиссионном масле.
Дополнительные записи:
Информация о способах и устройствах контроля состояния трансмиссионного масла либо неполная, либо вовсе отсутствует, что говорит о недостаточной освещенности данного вопроса. По этой причине в патенте будут указаны прототип и аналог по способам и методам контроля состояния моторных масел.
Список процитированных патентов:
Патент США №6633043
Патент РФ №2361209
Патент США №6459995
Патент США №4181881
Патент РФ №2232904
Патент РФ №2495415
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для оперативного контроля качества трансмиссионного масла | 2021 |
|
RU2759461C1 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ОКИСЛЕНИЯ МАСЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2361209C2 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СМАЗОЧНОГО МАСЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2495415C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИКРОПРИМЕСЕЙ МЕТАЛЛОВ В СМАЗОЧНЫХ МАСЛАХ, ТОПЛИВАХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЯХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2118815C1 |
УСТРОЙСТВО ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МАСЛА | 2021 |
|
RU2773631C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ ТРАНСМИССИИ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2002 |
|
RU2251674C2 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МАСЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2329502C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК МИКРОПРИМЕСЕЙ МЕТАЛЛОВ В СМАЗОЧНЫХ МАСЛАХ, ТОПЛИВАХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЯХ | 1998 |
|
RU2182330C2 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ВЯЗКОСТИ ЖИДКИХ СРЕД И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2417364C1 |
СПОСОБ АНАЛИЗА ФЕРРОМАГНИТНЫХ ЧАСТИЦ В МАСЛЕ | 2009 |
|
RU2390012C1 |
Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к устройствам и способам выявления примесей в трансмиссионном масле и определения степени его загрязненности. Предложен способ оперативного контроля качества трансмиссионного масла, заключающийся в том, что наличие металлических частиц износа узлов трансмиссии в исследуемом масле фиксируется планарной катушкой Теслы, при этом индуктивность планарной катушки Теслы изменяется в зависимости от количества металлических частиц в трансмиссионном масле. Технический результат - возможность оперативного контроля состояния трансмиссионного масла без необходимости внесения существенных изменений в конструкцию самой трансмиссии. Также на основе заявляемого способа возможно создание полнофункционального блока экспресс-контроля состояния технических жидкостей в транспортном средстве. 1 ил.
Способ оперативного контроля качества трансмиссионного масла, заключающийся в том, что наличие металлических частиц износа узлов трансмиссии в исследуемом масле фиксируется планарной катушкой Теслы, при этом индуктивность планарной катушки Теслы изменяется в зависимости от количества металлических частиц в трансмиссионном масле.
RU 2001124442 A, 27.06.2003 | |||
CN 101980016 A, 23.02.2011 | |||
CN 107884450 A, 06.04.2018 | |||
СИСТЕМА И СПОСОБ НЕПРЯМОЙ СВЯЗИ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ | 2007 |
|
RU2455774C2 |
DE 10058844 A1, 20.06.2002 | |||
DE 102006005956 A1, 16.08.2007. |
Авторы
Даты
2021-11-01—Публикация
2021-03-11—Подача