Мобильный комплекс для обследования железных дорог Российский патент 2021 года по МПК B61K9/00 G01R31/00 E01B35/00 

Описание патента на изобретение RU2759363C1

Изобретение относится к области технических средств для обследования и оценки повреждения железнодорожной магистрали, контактной сети и прилегающего оборудования электроснабжения, СЦБ и т.п. в результате чрезвычайных ситуаций или аварий.

Известны устройства для ведения обследования с помощью беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в любое время суток днем и ночью в масштабе времени, близком к реальному, а также для организации видео и переговорной связи в качестве ретранслятора, такие как «Элерон», «Тахион», «Орлан». Большинство БПЛА используют различные устройства для запуска летательного аппарата 1 (патент №RU 2466909 С2; 2 - №2497725; 3 - RU 2344971 С1), устройство запуска беспилотных летательных аппаратов 4 (патент №U 9281 (Белоруссия)). Недостатком всех перечисленных устройств перед предлагаемым вариантом комплекса является то, что каждое из них в отдельности работает надежно и эффективно только при определенных условиях: база стационарно стоит на месте, дальность связи оператора не более 40 км и т.п. Важнейшие достоинства предлагаемого комплекса заключаются в следующих положениях: радиус полезного действия комплекса увеличивается за счет перемещения не только к месту запуска, но и передвижения в ходе работы следом за БПЛА; комплекс смонтирован на базе полноприводного автомобиля УАЗ «Патриот» на комбинированном ходу; вместо стандартной установлена пневматическая (механическая) катапульта, которая гораздо легче и проще в обслуживании и позволяет осуществлять быструю модернизацию цилиндра, клапана и компрессора для использования другого БПЛА.

«Тахион» - новейший российский беспилотный аппарат малого радиуса действия. Его испытания были завершены в 2015 году, и комплекс начал поступать в войска. Он выполнен по схеме «летающее крыло» и предназначен для наблюдения и оценки ущерба от действий авиации, артиллерийских систем, аварии и других чрезвычайных ситуаций. Кроме того, БПЛА может проводить аэрофото- и видеосъемку, теплосъемку и транслировать оператору, тем самым определять нагревающие конструкции контактной сети и прилегающего оборудования. БПЛА способен летать на высоте до 4 тыс. метров и действовать на удалении от базы до 40 километров.

«Тахион» запускают с помощью катапульты, что является его основным недостатком, так как он не может менять угол поворота запуска и тяжело разместить на крышу для передвижения с ним.

В изобретении предлагается комплекс, который осуществляет запуск БПЛА «Тахион» вместо стандартной катапульты пневматической (механическая) катапультой, установленной на крыше полноприводного автомобиля УАЗ «Патриот» на комбинированном ходу.

Основными элементами данного комплекса являются:

1 - УАЗ «Патриот» на комбинированном ходу;

2 - БПЛА «Тахион»;

3 - Пульт управления работой БПЛА;

4 - Передатчик сигнала;

5 - Пневматическая катапульта.

Пневматическая катапульта представляет собой пневмоцилиндр (фиг. 1 поз. 6) с толкателем (фиг. 3 поз. 18), расположенный внутри ресивера (фиг. 3 поз. 20). Энергия сжатого воздуха преобразуется в поступательное движение толкателя (фиг. 3 поз. 18), придавая БПЛА (фиг. 1 поз. 5) начальную скорость. Для создания давления в ресивере (фиг. 3 поз. 20) используется автомобильный компрессор. Насос имеет цилиндрический корпус примерно того же диаметра, что и сама пушка. Сам выстрел обеспечивается управляемым клапаном, закрепленным на горловине бака по нажатию кнопки. Через клапан воздух попадает в ствол, роль которого играет ПВХ труба большого диаметра, и толкает толкатель с закрепленным на нем беспилотным самолетом (фиг. 1 поз. 5). Торможение осуществляется пружиной (фиг. 3 поз. 17), закрепленной в ПВХ трубке, что обеспечивает отсутствие ударного воздействия. Все исполнительные узлы пушки крепятся к металлическому поддону для пневматической катапульты (фиг. 2 поз. 22), положение которых регулируется - их можно перемещать и фиксировать болтами (фиг. 2 поз. 10) в нужном положении.

Ствол катапульты имеет возможность осевого перемещения. Пневматическая катапульта имеет регулируемые опоры (регулятор высоты) (фиг. 2 поз. 12), которая фиксируется регулировочной гайкой по высоте (фиг. 2 поз. 11), для обеспечения возможности изменения угла атаки при выстреле в диапазоне 10-80 градусов в разных направлениях. Между дном рабочей полости и основной металлоконструкцией расположены пружины для демпфирования при выстреле для защиты электронных компонентов от ударных нагрузок. С помощью поворотной штанги (фиг. 2 поз. 15) осуществляется кручение штанги (фиг. 2 поз. 13), которая в свою очередь перемещает регулятор угла поворота (фиг. 2 поз. 21).

Такая конструкция позволяет без значительных переделок деталей самой пушки заменять цилиндр, клапан и компрессор в том случае, если необходимо будет использовать другой БПЛА и ему понадобится большая начальная скорость, чтобы удержаться в воздухе.

Сигналы от БПЛА, фото и видеоаппаратуры передаются через передатчика сигнала БПЛА (фиг. 2 поз. 8). Команды управления, а также прием сигнала от БПЛА передаются через передатчика/приемник сигнала, закрепленный на крыше УАЗа «Патриот» со стороны пункта управления (фиг. 1 поз. 4.). Информация о наличии или отсутствии дефектов, а также сама видеосъемка посылается на устройства обработки и вывода информации на экран монитора, которые расположены в УАЗе «Патриот» (фиг. 1 поз. 3). Далее оператор передает необходимую информацию о состоянии железнодорожного перегона диспетчеру.

Мобильный комплекс позволяет при движении УАЗ «Патриота» за БПЛА осуществлять техническую разведку без ограничения работы радиуса БПЛА, что позволит провести обследование на большом расстоянии.

Предлагаемый комплекс позволяет осуществлять обследование железнодорожного перегона, исследование повреждений на участке в случае чрезвычайных ситуаций на железнодорожной магистрали, с последующим следованием за БПЛА на полноприводном автомобиле УАЗ «Патриот» на комбинированном ходу с целью увеличения радиуса работы, а также поиск нагрева контактной сети, изоляторов, прилегающего оборудования СЦБ и электроснабжения на перегоне и прилегающих подстанциях с помощью тепловизора, установленного в БПЛА.

Таким образом, в совокупности мобильный комплекс позволяет заменить вылеты вертолетов, выезды путевых бригад и лабораторий ВИКС с осмотром, что в свою очередь уменьшает время на сбор информации и количество необходимого личного состава, а также стоимость исследования.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

На фигуре 1, 2 и 3 показаны общий вид комплекса, подробный вид пневматической катапульты и подробный вид пневматической катапульты изнутри соответственно:

поз. 1 - комбинированный ход;

поз. 2 - УАЗ «Патриот»;

поз. 3 - пульт управления;

поз. 4 - передатчик/приемник сигнала;

поз. 5 - БПЛА «Тахион»;

поз. 6 - пневматическая цилиндр;

поз. 7 - камера наблюдения;

поз. 8 - передатчик сигнала БПЛА;

поз. 9 - втулка;

поз. 10 - болт для крепежей;

поз. 11 - регулировочная гайка по высоте;

поз. 12 - регулятор высоты;

поз. 13 - штанга для регулирования угла поворота;

поз. 14 - крепеж на машину;

поз. 15 - поворотная штанга;

поз. 16 - регулятор высоты и поворота;

поз. 17 - тормозящая пружина;

поз. 18 - толкатель;

поз. 19 - пружина запуска;

поз. 20 - ресивер;

поз. 21 - регулятор угла поворота;

поз. 22 - поддон для пневматической катапульты.

Список используемых источников:

1. Устройства для запуска летательного аппарата от 08.12.2010 (патенты № RU 2466909 С2).

2. Устройства для запуска летательного аппарата от 05.06.2012 (патенты №№2497725).

3. Устройства для запуска летательного аппарата от 27.01.2009 (патенты № RU 2344971 С1).

4. Устройства для запуска беспилотных летательных аппаратов от 30.06.2013 (патент № U 9281)

Похожие патенты RU2759363C1

название год авторы номер документа
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2022
  • Пантелеев Роман Анатольевич
  • Яшин Михаил Геннадьевич
  • Савинов Константин Николаевич
  • Вылегжанин Антон Николаевич
  • Горюхов Владимир Анатольевич
  • Кипелов Константин Сергеевич
  • Омельченко Павел Дмитриевич
  • Ягафаров Артур Андреевич
RU2798159C1
Способ запуска и разгона беспилотных летательных аппаратов с турбореактивным двигателем и устройство для его осуществления 2021
  • Пономаренко Глеб Владимирович
RU2770510C1
Способ обнаружения нефтезагрязнений в донных отложениях водоемов при помощи беспилотных летательных аппаратов 2020
  • Родиков Николай Александрович
  • Воробьев Данил Сергеевич
  • Трифонов Андрей Анатольевич
  • Браневский Ярослав Валентинович
  • Перминова Владислава Владимировна
  • Воробьев Егор Данилович
  • Замятин Александр Владимирович
  • Андреева Валентина Валерьевна
  • Шидловский Станислав Викторович
  • Шашев Дмитрий Вадимович
RU2748070C1
СПОСОБ БЛОКИРОВАНИЯ СИГНАЛА В ЛОКАЛЬНОМ РАЙОНЕ НАХОДЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА 2021
RU2773056C1
РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ 2023
  • Шабалин Денис Викторович
  • Ракимжанов Нуржан Есмагулович
  • Приймак Сергей Владимирович
  • Кобзарь Павел Евгеньевич
  • Деров Максим Николаевич
  • Стренин Михаил Валерьевич
  • Тыщенко Кирилл Анатольевич
  • Доровских Максим Евгеньевич
  • Мальцев Михаил Сергеевич
RU2813930C2
НАЗЕМНЫЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ 2023
  • Ракимжанов Нуржан Есмагулович
  • Шабалин Денис Викторович
RU2817074C1
Мобильная аэроплатформа 2021
  • Батожаргалов Буянто Баторович
  • Батожаргалова Саяна Эрдынеевна
  • Лощилов Антон Геннадьевич
  • Макаров Евгений Владимирович
  • Савин Андрей Дмитриевич
RU2779484C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, БЛОК ВИДЕОАППАРАТУРЫ ДЛЯ НЕГО И КАТАПУЛЬТА (ВАРИАНТЫ) ДЛЯ ЕГО ЗАПУСКА 2010
  • Корнушенко Александр Вячеславич
  • Серохвостов Сергей Владимирович
  • Зубарев Александр Николаевич
  • Кудрявцев Олег Валентинович
  • Багдасарян Эдуард Гарикович
  • Камышова Татьяна Юрьевна
RU2466909C2
Способ формирования мишенного объекта, имитирующего старт воздушной цели в условиях ракетной позиции, аэродрома, необорудованной территории, и устройство для его осуществления 2019
  • Козлов Ольгерд Иванович
  • Марусенко Александр Александрович
  • Агафонова Светлана Ивановна
  • Горбадей Елена Ивановна
  • Кружилина Ирина Алексеевна
  • Прудников Евгений Геннадьевич
  • Харланов Алексей Иванович
  • Чернявский Николай Васильевич
RU2759973C2
Способ доставки передатчиков радиопомех приемным устройствам наземных радиоэлектронных средств спутниковых систем радиосвязи и радионавигации 2024
  • Иванов Михаил Алексеевич
  • Кашин Александр Леонидович
  • Шуваев Владимир Андреевич
  • Журавлев Александр Викторович
  • Кирюшкин Владислав Викторович
  • Красов Евгений Михайлович
  • Бабусенко Сергей Иванович
  • Исаев Василий Васильевич
  • Мысив Владимир Васильевич
  • Ложкин Константин Юрьевич
  • Балыбин Владимир Александрович
RU2825033C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 759 363 C1

Реферат патента 2021 года Мобильный комплекс для обследования железных дорог

Изобретение относится к средствам визуального контроля повреждений железнодорожной инфраструктуры с помощью БПЛА. Комплекс включает в себя беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Тахион», позволяющий осуществить поиск на железной дороге разрывов контактной сети, ее нагрев, и повреждений прилегающего оборудования с использованием средств видеонаблюдения, запуск осуществляется с пневматической катапульты с крыши автомобиля УАЗа «Патриот» на комбинированном ходу, также включен приемник и передатчик информации от БПЛА к оператору, съемные крепежи для установки пневматической катапульты, имеющей возможность изменять угол запуска БПЛА, имеется возможность следования за БПЛА по железнодорожным путям, погрузки БПЛА на транспортное средство, подзарядки, запуска без разбора и сбора компонентов. Реализуется возможность установки пневматической катапульты с БПЛА на автомобиль УАЗ «Патриот» на комбинированном ходу для следования за БПЛА по железнодорожному пути в процессе проведения обследования железнодорожной инфраструктуры. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 759 363 C1

Мобильный комплекс для обследования железных дорог, включающий в себя беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Тахион», позволяющий осуществить поиск на железной дороге разрывов контактной сети, ее нагрев, и повреждений прилегающего оборудования с использованием средств видеонаблюдения, запуск осуществляется с пневматической катапульты с крыши УАЗа «Патриот» на комбинированном ходу, также включены приемник и передатчик информации от БПЛА к оператору, съемные крепежи для установки пневматической катапульты, отличающийся тем, что пневматическая катапульта монтируется на крышу УАЗа «Патриот», с возможностью изменения угла запуска БПЛА, имеется возможность следования за БПЛА по железнодорожным путям, таким образом радиус действия данного комплекса увеличивается за счет его перемещения не только к месту запуска, но и передвижению в ходе работы БПЛА, а также имеется возможность погрузки БПЛА на транспортное средство, подзарядки и запуска без разбора и сбора компонентов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2759363C1

Многофункциональный автономный роботизированный комплекс диагностики и контроля верхнего строения пути и элементов железнодорожной инфраструктуры 2020
  • Логинов Алексей Геннадьевич
RU2733907C1
CN 0105501248 B, 20.03.2018
CN 106428558 A, 22.02.2017
CN 0207191413 U, 06.04.2018
CN 0110059631 B, 03.04.2020
EP 3493168 A1, 05.06.2019.

RU 2 759 363 C1

Авторы

Сергеев Аркадий Анатольевич

Кочанов Родион Андреевич

Котов Максим Алексеевич

Ломов Валерий Алексеевич

Даты

2021-11-12Публикация

2021-01-11Подача