Предложенное техническое решение относится к программно-аппаратным комплексам, предназначенным для повышения безопасности дорожного движения, повышения культуры вождения через использование, в том числе, социальных механизмов. Поведение водителей на дороге зависит от множества факторов, как обусловленных влиянием внешней среды, так и внутренним психоэмоциональным состоянием водителя. Значительная часть дорожно-транспортных происшествий случается по причине того, что водители не умеют вежливо взаимодействовать на дорогах: не уступают друг другу место на дороге, оспаривают приоритет, а культура взаимовежливого поведения не принята в обществе. Проблема, ясна как участниками дорожного движения, так и подкреплена статистикой ГИБДД. Между тем, распространенные в обществе, в том числе и среди участников дорожного движения, социальные механизмы могут способствовать стабилизации эмоционального состояния водителя и вызывать у него позитивное подкрепление, повышающее культуру вождения.
Уровень техники содержит сведения о системах, поощряющих ответственное и безопасное вождение или, иначе, не поощряющих опасное вождение. В качестве примера такой системы можно привести техническое решение по патенту США на изобретение № 10005471 «Traffic based driving analysis (Анализ вождения на основе движения на дорогах)» (МПК B60W40/09; B60W2540/30; B60W2510/18; заявитель Allstate Insurance Co, США, заявка № US15/375,967 от 12.12.2016, приоритет 19.12.2012, публикация 26.06.2018). Изобретение относится к сфере обеспечения безопасного дорожного движения. Заявленная система состоит из устройства или набора устройств, отслеживающих обстановку снаружи и внутри транспортного средства, устройств, передающих полученную информацию для анализа центральным процессором. Система получает данные от таких же устройств, установленных на других транспортных средствах. Сопоставляя полученные данные, система вычисляет степень опасности поведения водителя каждого транспортного средства, в том числе, в зависимости от поведения водителей других транспортных средств. Например, система может учитывать, как и при каких обстоятельствах водитель использует звуковую и/или аварийную световую сигнализацию.
Недостатком указанного технического решения является необходимость наличия подобной системы на некотором количестве транспортных средств в окружении транспортного средства, для водителя которого производится оценка опасности стиля вождения. К тому же, предложенная система не предполагает формирование положительной обратной связи у водителя между стилем вождения и возможностями, которые дает водителю следование правилам безопасного вождения.
Недостатки предыдущего изобретения частично решает техническое решение по решение по заявке США на изобретение № 20150081404 «Driver behavior enhancement using scoring, recognition and redeemable rewards (Улучшение поведения водителя через использование рейтинга, распознавание манеры езды и системы наград)» (МПК G06Q10/0639, G06Q50/01, заявитель Intelligent Mechatronic Systems Inc, США, заявка № US201361864686 от 12.08.2014, приоритет 12.08.2013, публикация 19.03.2015). В настоящем изобретении раскрыты способы и система улучшения манеры езды водителей транспортных средств. Система содержит средства оценивания манеры езды водителя, например, камеры и датчики, процессор для обработки полученных от датчиков сигналов, модуль оценки манеры вождения на соответствие критериям, сравнение оценки с другими членами социальной группы. В системе может быть установлен отдельные критерии, по которому будет проводиться оценка, после чего, по этому критерию происходит сравнение и выявление участник социальной группы, получившего лучшую оценку.
Впрочем, изобретение также не лишено недостатков, среди которых отсутствие четких критериев, по которым будет проводиться оценка поведения водителя транспортного средства, необходимость уведомления других членов социальной группы об указанных критериях, т.е. критерии не являются достаточно универсальными, а также отсутствие мотивации на добровольную установку вышеперечисленных технических средств оценки стиля вождения, является фактором исключающим массовое применение и распространение такой системы. Водители предпочитающие агрессивный, неравномерный и/или динамичный стиль вождения, будут препятствовать всяческой возможности проведения оценки их стиля (манеры) вождения и функционированию такой системы в их отношении.
Последний недостаток предыдущего изобретения преодолен в системе по заявке США на изобретение № 2020005821 «Determining causation of traffic events and encouraging good driving behavior (определение причины дорожного события и поощрение хорошего вождения)» (МПК B60W40/09; G06K2209/23; B60W2420/42,заявитель Netradyne Inc, США, заявка № PCT/US2017/044755от 31.07.2017, приоритет от 31.07.2016, публикация 20.02.2020). Согласно описанию, изобретение относится к системам и способам, повышающим безопасность дорожного движения и стимулирующим хорошее вождение. Система состоит из камеры или иного сенсора, например, лидара или радара, осуществляющего наблюдение за дорожной обстановкой. При обнаружении нетипичного события при обработке процессором, содержащимся в системе, определяют причину этого события. В зависимости от обстоятельств, причиной такого события может быть транспортное средство, на котором установлена система, или его водитель, другое транспортное средство или дорожная ситуация. В зависимости от причины нетипичного события, производится расчет рейтинга водителя. Примером нетипичного события может служить резкое торможение транспортного средства, на котором установлена система, проезд на запрещающий сигнал светофора, обеспечение приоритета специальным транспортным средствам, превышение скоростного лимита и иное. Рейтинг водителя может быть использован для расчета стоимости страховки транспортного средства, оценки качества управления коммерческим транспортом, такси. Вместе с тем, к недостаткам указанного технического решения можно отнести низкую коммерческую составляющую вследствие отсутствия прямой заинтересованности в данной системе для её добровольного заказа и установки в автомобилях частными автовладельцами.
Таким образом, имеющийся уровень техники не содержит сведений об устройствах, системах и способах, решающих проблему создания таких системы и способа, которые способствовали бы повышению культуры вождения и безопасности дорожного движения путем учета общепринятых элементов социального взаимодействия участников дорожного движения и поощрения культурного и безопасного вождения через применение социальных механизмов, работающих на добровольной основе.
Техническая проблема в части создания системы решается следующим образом. Согласно изобретению, система содержит видеокамеру, которая установлена внутри или снаружи движущегося транспортного средства. Видеокамера установлена так, в поле ее зрения попадают внешние световые приборы и, по меньшей мере, один регистрационный знак находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства. С видеокамерой связано вычислительное устройство, снабженное процессором и памятью. Устройство выполнено с возможностью получения сигнала от видеокамеры для определения факта включения, по меньшей мере, одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, и позволяет записывать в память каждый факт включения, по меньшей мере, одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, а также его регистрационного знака. Система содержит средства определения состояния движения транспортного средства.
В первом частном случае выполнения, внешний световой прибор является лампами аварийной сигнализации.
В ином частном случае выполнения, вычислительное устройство выполнено в виде носимого вычислительного устройства.
В следующем частном случае выполнения, вычислительное устройство выполнено в виде части электронного оборудования транспортного средства.
В развитие указанного частного случая, носимое вычислительное устройство выполнено в виде мобильного электронного устройства.
Целесообразно снабжение системы удаленным сервером.
В развитие указанного частного случая, вычислительное устройство имеет средства для связи с удаленным сервером.
В следующем частном случае выполнения, видеокамера установлена в вычислительном устройстве мобильном, или являющимся частью бортового оборудования
В ином частном случае выполнения, вычислительное устройство содержит программное обеспечение, позволяющее сохранять в памяти устройства сведения о включении, по меньшей мере, одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства.
Целесообразно снабжение системы средствами определения состояния движения транспортного средства содержат акселерометр и/или связаны со спидометром транспортного средства и/или содержат модуль GPS/ГЛОНАСС.
Система в общем случае реализации состоит из видеокамеры, которая позволяет производить запись дорожной обстановки, по крайней мере, впереди транспортного средства. Камера может быть установлена как в салоне транспортного средства, если это предусмотрено его конструкцией, либо снаружи транспортного средства, например, на шлеме водителя, управляющего транспортный средством без кабины или салона – мотоциклом, мотовездеходом и прочими. Видеокамера, в общем случае, может быть технически реализована как в виде обычной цифровой видеокамеры на CMOS сенсоре, позволяющей проводить съемку в оптическом диапазоне, так и работать по принципу инфракрасной камеры. Тем не менее, камера должна выполнять функцию передачи видеосигнала вычислительному устройству так, чтобы процессор вычислительного устройства был способен определить факт включения внешнего светового прибора иного транспортного средства, в частности, его ламп аварийной сигнализации. Основным критерием для любой камеры, используемой в настоящем техническом решении, является способность обнаруживать и регистрировать включение внешних световых приборов иного транспортного средства, находящегося непосредственно впереди транспортного средства, на котором установлена система. Вычислительное устройство, находящееся в составе системы и связанное с камерой, производит обработку посредством встроенного процессора входящего изображения от видеокамеры и определяет факт включения внешних световых приборов находящего впереди иного транспортного средства. В соответствии с частным случаем реализации изобретения, такими световыми приборами являются лампы аварийной сигнализации. Такими лампами оборудованы транспортные средства, допущенные к эксплуатации на дорогах общего пользования. К тому же, водители используют их для передачи сообщений другим участникам дорожного движения. Короткие по длительности включения ламп аварийной сигнализации позволяют передать благодарность участнику дорожного движения, например, пропустившему транспортное средство в потоке, а также извиниться перед другим водителем за причиненные неудобства. Распознавание, в частности, вычислительным устройством, таких сигналов лежит в основе предлагаемой системы и позволяет оценить вежливость водителя, которому адресован сигнал. Так, чем больше сигналов от других участников дорожного движения получил водитель за время поездки, тем более предпочтительным является поведение водителя, поскольку взаимная вежливость на дороге способствует повышению безопасности и общей культуры. Полученные и распознанные системой сигналы записываются в память вычислительного устройства. Само вычислительное устройство может быть выполнено в различных форм-факторах, как, в частности указано в зависимых пунктах изобретения. В ряде случаев может быть использовано мобильное устройство, например, смартфон, планшетный компьютер или автомобильный видеорегистратор. Предусмотрено также использование такого вычислительного устройства, встроенного в электронную систему транспортного средства, например, в головное устройство управления мультимедиа. Для предотвращения ложных срабатываний, вычислительное устройство осуществляет проверку регистрационного номера находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, то есть перед записью очередного распознанного сигнала от внешних световых приборов, производится проверка регистрационного номера на предмет повторяемости на протяжении установленного временного интервала. Таким интервалом может быть выбран один час. Такая проверка позволит кроме прочего, избежать искусственного повышение оценки водителя транспортного средства. Система также снабжена средствами определения состояния движения транспортного средства. Поскольку для корректной работы системы и для цели достижения технического результата необходимо, чтобы транспортное средство находилось в движении, снабжение системы такими средствами позволяет установить этот факт. В качестве таких средств, в соответствии в одним из частных случаев, могут быть использованы навигационные модули самого транспортного средства или встроенные вычислительного устройства, а также акселерометры или средства определения скорости транспортного средства, например, спидометр.
В развитие функциональных возможностей системы предусмотрено снабжение ее удаленным сервером, с которым взаимодействует вычислительное устройство. Наличие сервера позволяет получать и обрабатывать данные множества участников дорожного движения, в транспортных средствах которых установлена соответствующая система. Также, хранение и обработка информации на сервере позволит избежать намеренного изменения данных на вычислительных устройствах пользователей системы. Информация, хранящаяся на сервере в отношении конкретного пользователя, может быть использована государственными органами, например, ГИБДД при назначении административного взыскания, если таковое подразумевает некоторый диапазон наказаний, частными компаниями, например, страховыми организациями при определении страховой премии или организациями, ведущими деятельность, связанную с обслуживанием транспортных средств и/или дорожной инфраструктурой, например, в программах лояльности топливных компаний, ремонтных мастерских, а также службах такси и каршеринга. Это позволит способствовать развитию позитивного подкрепления у водителей транспортных средств, напрямую связывая экономическую или социальную выгоду с манерой вождения.
В рамках настоящей группы изобретений заявлен также способ, направленный на улучшение поведения водителя транспортного средства, который включает обнаружение, посредством видеокамеры, установленной внутри или снаружи движущегося транспортного средства, факта включения, по меньшей мере, одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства. Указанное событие записывается в память вычислительного устройства, связанного с видеокамерой, которое также определяет продолжительность включения, по меньшей мере, одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, сравнивает выявленную продолжительность включения с пороговым значением и увеличивает оценку водителя транспортного средства в случае, если продолжительность включения, по меньшей мере, одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства составляет величину не выше порогового значения. Параллельно, видеокамера также фиксирует регистрационный номер находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, который записывается вычислительным устройством в память и соотносится с вышеуказанным событием.
В первом частном случае выполнения, внешним световым прибором находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства являются лампы аварийной сигнализации.
В первом уточнении указанного частного случая, пороговое значение продолжительности включения внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства определяют по количеству включений ламп аварийной сигнализации.
Во втором уточнении первого частного случая, количество включений ламп аварийной сигнализации находится от одного до пяти включительно.
В ином частном случае выполнения, вычислительное устройство передает данные на удаленный сервер.
В развитии указанного частного случая реализации способа, на основе количества зафиксированных фактов включений внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, записанных вычислительным устройством, определяют текущую оценку водителя транспортного средства.
В развитии уточнения указанного частного случая, оценку водителя используют для участия в программах лояльности и/или при расчете рейтингов страховых компаний и/или для работы органов государственной и муниципальной власти.
В следующем частном случае выполнения, увеличение оценки водителя транспортного средства производят по формуле:
,
где ni – увеличенная оценка водителя транспортного средства;
ni-1 – оценка водителя транспортного средства в предыдущей итерации;
m – величина прибавки.
Принципиально способ функционирует по алгоритму системы, описанному выше. Посредством видеокамеры обнаруживается факт включения внешних световых приборов иного транспортного средства. В соответствии с частным случаем, это могут быть лампы аварийной сигнализации. Вычислительное устройство получает информацию от видеокамеры, обрабатывает ее процессором по определенному программному алгоритму и выявляет факт включения необходимых световых приборов. Далее, также посредством процессора, устройство определяет длительность включения световых приборов. Поскольку работа способа, как указано в частном случае, связана с выявлением кратковременного включения ламп аварийной сигнализации, определение времени включения является критически важным признаком способа для избегания ложных срабатываний связанной с ним системы. Для работы системы устанавливают некоторое пороговое значение времени, до которого включение внешнего светового прибора иного транспортного средства определяется вычислительным устройством как соответствующее задачам системы и способа. На примере с лампами аварийной сигнализации, это может быть промежуток времени, в течение которого лампы включаются от одного до пяти раз. Такое количество включений соответствует обычаю, принятому среди участников дорожного движения для выражения благодарности водителю позади идущего транспортного средства или в качестве извинений ему же. В данном случае, под таким транспортным средством понимается средство, на котором установлена система. Необходимым условием способа является запись регистрационного номера иного транспортного средства для предотвращения ложных срабатываний системы. Таким образом, факт включения световых приборов ставится системой в соответствие номеру: если от одного и того же иного транспортного средства был обнаружен и зафиксирован системой факт включения внешний световых приборов в течение, например, шестидесяти минут, то такой сигнал не будет учтен системой при расчете оценки водителя транспортного средства, на котором установлена система.
В частном случае реализации, способ предусматривает передачу данных от вычислительного устройства удаленному серверу. Это могут быть как данные с видеокамеры для последующей их перепроверки на стороне сервера, так и обработанная вычислительным устройством информация о количестве учтенных фактов включения световых приборов иного транспортного средства. На их основе определяется оценка водителя транспортного средства, на котором установлена система.
Информация о текущей оценке, в соответствии с одним из частных случаев реализации способа, может быть использована, как уже было раскрыто в части описания системы, государственными органами, частными компаниями, что позволит создать дополнительный стимул для водителя придерживаться вежливой манеры езды.
Для того, чтобы верно рассчитать изменение оценки водителя при учете включений, используют формулу . То есть, при каждом учете сигнала производится добавка к оценке водителя, полученной на предыдущей итерации. Величина добавки может быть переменной и зависеть от некоторых условий: времени суток, загруженности дорог.
Предлагаемое изобретение поясняется следующими фигурами:
Фиг. 1 – компонентный состав системы;
Фиг. 2 – блок-схема алгоритма работы способа.
На фигуре 1 обозначены следующие позиции:
1 – система, направленная на улучшение поведения водителя;
2 – видеокамера;
3 – транспортное средство, автомобиль;
4 – вычислительное устройство, смартфон;
5 – процессор;
6 – память;
7 – иное транспортное средство;
8 – регистрационный знак иного транспортного средства;
9 – внешние световые приборы иного транспортного средства, лампы аварийной сигнализации, как правило, желтого или оранжевого цвета, синхронно вспыхивающие;
10 – удаленный сервер;
11 – преимущественное направление движения транспортных средств.
Содержание боков на фигуре 2 приведено в описании ниже при раскрытии частных реализаций настоящей группы изобретений в части функционирования способа.
Для понимания принципов работы и особенностей различных реализаций группы изобретений, ниже приведено описание фигур технического решения. Хотя в тексте описания подробно объясняются предпочтительные варианты реализации технического решения, необходимо понимать, что возможны и иные варианты реализации группы изобретений. Соответственно, нет необходимости в ограничении объема правовой охраны технического решения исключительно представленными реализациями и перечнями узлов и компонентов. Вместе с тем, при описании предпочтительных вариантов технического решения, для ясности понимания основных принципов изобретения специалистом, необходимо уточнить термины, применяемые в описании.
Необходимо отметить, что используемые в единственном числе в описании и формуле узлы и детали устройства, также представляют собой и множественные формы, если прямо не сказано обратное. Например, указание на составной элемент устройства также означает указание на совокупность (множество) таких элементов.
Также, при описании предпочтительных вариантов выполнения, для обеспечения ясности понимания, используются специальные термины. Предполагается, что термин используется в самом широком смысле, в каком он может быть истолкован специалистами в данной области техники и включает все технические эквиваленты, используемые тем же образом и с той же целью. Так, в частности, термин «транспортное средство» означает наземный автомобильный и мотоциклетный транспорт, приводимый в движение, прежде всего, двигателем внутреннего сгорания или электроприводом. Важным условием для транспортного средства должно быть наличие уникального идентификатора, например, регистрационного номера, который может быть считан видеокамерой. Термин «видеокамера» включает совокупность средств, обеспечивающих преобразование оптического изображения, попадающего в объектив в, предпочтительно, цифровой вид для обработки вычислительным устройством. Устройство может быть реализовано как отдельным видеомодулем так и быть интегрировано в состав другого устройства, например, видеорегистратора или мобильного электронного устройства. Под термином «вычислительное устройство» понимают совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для получения, обработки, логирования, записи информации, поступающей от видеокамеры и/или, в ряде случаев, от удаленного сервера. В общем виде, указанные средства могут быть выполнены в виде электронного устройства, снабженного процессором и памятью, исполняющих соответствующий программный код. Под «внешним световым прибором» понимают множество световой техники, в частности, автомобиля, используемых, в первую очередь, для сигнализации. В особенности, интерес представляют лампы аварийной сигнализации и периодический световой сигнал желтого или оранжевого цвета ими подаваемый. Световые приборы могут быть выполнены на основе ламп накаливания, галогеновых, газоразрядных ламп и светодиодов, либо на основе иных светоизлучающих технологий. Желтый (в ряде случаев – оранжевый) цвет светового сигнала аварийной сигнализации – является всемирно распространенным и принятым в общемировой практике автомобилестроения. Под «регистрационным знаком» понимается специальный символьный знак, нанесенный на табличку или на борт транспортного средства, используемый для учета транспортных средств на дорогах общего пользования. Под «находящимся непосредственно впереди иным транспортным средством» понимается транспортное средство, отвечающее, в рамках изобретения, критериям, которое движется, на момент включения своих внешних световых приборов перед транспортным средством, на котором установлена система. Под словом «перед» понимается, что габариты иного транспортного средства, хотя бы частично, находятся дальше передней линии транспортного средства, на котором установлена система.
Слова «состоящий», «содержащий», «включающий» означают, что, по меньшей мере указанный компонент, элемент, часть или шаг способа присутствует в композиции, предмете или способе, но не исключает присутствие иных компонентов, материалов, частей, шагов способа, даже если такой компонент, материал, часть, шаг способа выполняет ту же функцию, что и указанный.
Материалы, из которых изготовлены различные элементы настоящей группы изобретений, указанные ниже при описании примеров конкретного выполнения системы, являются типичными, но не обязательными для применения. Указанные в настоящих примерах выполнения устройства, могут быть заменены многочисленными аналогами, выполняющими ту же функцию, что и приведенные в описании примеры используемых устройств.
Обратимся к прилагаемым фигурам. На Фиг. 1 изображен предпочтительный компонентный состав системы. Система 1 содержит видеокамеру 2, закрепленную на лобовом стекле автомобиля 3, соединенную беспроводным протоколом с вычислительным устройством 4 в виде смартфона, снабженного процессором 5 и памятью 6. Видеокамера 2 установлена так, что в поле ее зрения находится иное транспортное средство 7, движущееся в попутном направлении, причем в поле зрения видеокамеры 2 попадают также регистрационный знак 8 транспортного средства 7, а также его лампы аварийной сигнализации 9. Вычислительное устройство 4 выполнено с возможностью обмена данными с удаленным сервером 10, который анализирует данные поступающие от вычислительного устройства 4.
Система работает в соответствии со следующим образом. В процессе движения преимущественно в направлении 11 автомобиля 3, видеокамера 2, расположенная в автомобиле 3 регистрирует включение, до пяти раз, двух ламп аварийной световой сигнализации автомобиля 7, движущегося впереди. Программно-аппаратный комплекс в составе мобильного электронного устройства 4 и соответствующего программного обеспечения, соединенного с видеокамерой 2, с помощью беспроводного или проводного соединения посредством процессора 5 обрабатывает данные с видеокамеры 2 и, при соблюдении условий, регистрирует обработанную информацию как сигнал благодарности от водителя иного транспортного средства. Программными средствами вычислительного устройства 4 данный сигнал "Авто-Спасибо" записывается как однократная благодарность. Один такой сигнал базово имеет оценку в один балл, затем баллы суммируются. Затем автомобильные сигналы "Авто-Спасибо" записываются в приложении как , где ni – увеличенная оценка (сигналы "Авто-Спасибо") водителя транспортного средства 3, ni-1 – оценка водителя транспортного средства в предыдущей итерации, m – величина прибавки.
Сигналы "Авто-Спасибо", накопленные в памяти 6 вычислительного устройства 4 или на удаленном сервере 10 за период использования, привязаны к учетной записи водителя транспортного средства 3. Стоимостный эквивалент одного балла "Авто-Спасибо" (оценка) базово составляет коэффициент 1, т.е. в случае приведенной формулы m = 1. В условиях затрудненного городского движения при оценке пробок в 7-8 баллов, один балл "Авто-Спасибо" составляет 1,5. В условиях затрудненного городского движения при оценке пробок в 9-10 баллов, один балл "Авто-Спасибо" составляет 2.
Способ функционирует в соответствии с указанным ниже алгоритмом, проиллюстрированном на Фиг. 2. В блоке 101 происходит проверка на предмет соответствия состоянию транспортного средства 3, в котором установлено соответствующее составу системы оборудование, по следующим критериям:
Блок 102: транспортное средство 3 находится в движении – акселерометром вычислительного устройства 4 или акселерометром, встроенным в электронику транспортного средства 3, регистрируется ускорения, замедления, изменение положения транспортного средства 3, в течение минимум трех минут, а также
Блок 103: процессором 5 и программной частью вычислительного устройства 4, работающего в транспортном средстве 3, регистрируется его перемещение с помощью инструмента геолокации (работающего в вычислительном устройстве 4 или в электронике транспортного средства 3), происходит изменение геолокации транспортного средства 3 в течение минимум трех минут, а также
Блок 104: процессором 5 и программной частью вычислительного устройства 4, работающего в транспортном средстве 3, регистрируется средняя скорость минимум 10 м/мин, в течение минимум пяти минут.
Далее происходит проверка вышеуказанных условий в блоке 105. Если все условия удовлетворены, то осуществляется переход к блоку 201, если нет, происходит возврат к блоку 101.
Блок 201: если видеокамера 2 зафиксировала, передала на вычислительное устройство 4, а процессор 5 вычислительного устройства распознал включение от 1 до 5 раз, ламп аварийной сигнализации 9 иного транспортного средства 7, то в блоке 202 с помощью видеокамеры 2 и процессора 5 вычислительного устройства 4 происходит распознавание и запись в память 6 регистрационного номера 8 иного транспортного средства 7, включение ламп аварийной сигнализации 9 которого, оценивается вычислительным устройством 4, как сигнал "Авто-Спасибо".
В блоке 203 производится проверка повторения распознанного и записанного в память регистрационного номера 8 иного транспортного средства 7 в течение последних 60 минут. Если повторение произошло, то происходит возврат к блоку 101. Если номер 8 не повторялся, то далее в блоке 301 вычислительное устройство, регистрирует изменение (увеличение) оценки водителя на m пунктов. В блоке 302 Через устройства вывода звука, воспроизводится фраза или условный звук, свидетельствующие о том, что сигнал иного транспортного средства 7 записан и интерпретирован системой как сигнал "Авто-Спасибо". Происходит возврат к блоку 105, а также, параллельно в блоке 313 происходит сохранение текущего значения измененной (увеличенной) оценки в вычислительном устройстве 4. В блоке 314 проверяется наличие связи вычислительного устройства с удаленным сервером 10. Если соединение отсутствует, то данные на сервер 10 не передаются, оставаясь в памяти 6 вычислительного устройства 4, а затем, при установлении связи, отправляются на сервер 10. Если связь с сервером есть, то в блоке 401 текущее значение оценки, сохраненное в памяти 6 вычислительного устройства 4, передаётся через интернет на сервер 10 системы и обрабатывается: добавляются новые баллы к прежнему значению оценки, новое значение количества накопленных баллов сохраняется в профиле пользователя системы. После успешного сохранения обновленного значения накопленных баллов в системе, пользователю передается подтверждение на вычислительное устройство 4 об успешной записи зарегистрированных сигналов "авто-спасибо". В блоке 402 на экран вычислительного устройства 4 выводится зарегистрированное (обновленное) в системе число баллов. Также, при желании при включении соответствующей функции и при наличии синхронизации данных (например, при входе под своим аккаунтом) с другими приложениями например: карты, навигатор, каршеринг и т.д., на экран последних, выводится (обновленное) число баллов. В блоке 403 водитель транспортного средства 3 либо копит далее баллы "Авто-Спасибо" (т.е. накопленные за текущую поездку баллы, прибавляются к накопленным ранее), либо использует свои накопленные баллы. Остаток баллов сохраняется в системе.
Водитель получает возможность использовать накопленные баллы "Авто-Спасибо", например, для полной или частичной оплаты следующих услуг: проезд в такси, услуги каршеринга, мойка транспортного средства, доставка еды, билеты в кино, билеты в театр, концерты, билеты на аттракционы либо на иные культурные развлечения, мероприятия, покупки в интернет магазинах.
Водитель получает возможность обменять накопленные баллы "Авто-Спасибо", например, на подарочные литры топлива, скидки, подарки от страховых компаний предоставляющих пакеты услуг по страхованию транспортных средств.
Ввиду того, что государство в целом, а в частности государственные ведомства такие как ГИБДД, администрации городов, областей, федеральных округов являются непосредственными интересантами повышения вежливости и взаимоуважения между водителями на дорогах страны, то вышеуказанные источники могут инициировать свою, дополнительную систему мотивации вежливых водителей, опираясь на данные системы.
Варианты реализации настоящего изобретения не ограничиваются приведенными выше примерами конкретного выполнения. Могут быть предложены и иные формы реализации технического решения, не отдаляясь от смысла изобретения. Варианты реализации изобретения могут предусматривать использование в качестве вычислительного устройства встроенной электронной системы транспортного средства. Вместе с тем, некоторые конфигурации системы были раскрыты в настоящем описании.
Раскрытые выше примеры выполнения приведены с целью показать промышленную применимость устройства и дать общее впечатление о возможностях предложенного аппарата. Объем правовой охраны технического решения определяется формулой изобретения, а не представленным описанием, и все изменения, совершенные с применением эквивалентных признаков, подпадают под правовую охрану настоящего изобретения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2023 |
|
RU2815561C1 |
Система обеспечения безопасности пешеходного перехода и способ реализации системы | 2020 |
|
RU2759475C2 |
Способ непрерывного контроля психофизиологического состояния водителей, перевозящих опасные грузы и пассажиров по дорогам общего пользования, система, его реализующая, и блок обработки и управления, используемый в ней | 2015 |
|
RU2662293C2 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2660977C2 |
СПОСОБ И СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ МАРШРУТА НА ОСНОВАНИИ ТЕЛЕМАТИЧЕСКОГО СКОРИНГА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2023 |
|
RU2814789C1 |
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ И ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ НА ОСНОВЕ АГЕНТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА | 2015 |
|
RU2601133C2 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И БЕСПРОВОДНАЯ СЕТЬ СВЯЗИ | 2018 |
|
RU2783351C2 |
СПОСОБ И КОГНИТИВНАЯ СИСТЕМА ВИДЕОАНАЛИЗА, МОНИТОРИНГА, КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ВОДИТЕЛЯ И ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ | 2018 |
|
RU2684484C1 |
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2017 |
|
RU2676854C2 |
УСТРОЙСТВО И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2019 |
|
RU2736930C1 |
Изобретение относится к способу и системе оценки поведения водителя. Система оценки поведения водителя транспортного средства содержит видеокамеру, установленную внутри или снаружи движущегося транспортного средства таким образом, что в поле зрения видеокамеры попадают внешние световые приборы и по меньшей мере один регистрационный знак находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, связанное с камерой вычислительное устройство, снабженное процессором и памятью, и средства определения состояния движения транспортного средства. Вычислительное устройство выполнено с возможностью получения сигнала от видеокамеры для определения факта включения по меньшей мере одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства и записи в память каждого факта включения по меньшей мере одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, а также его регистрационного знака. Достигается повышение безопасности дорожного движения. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Система оценки поведения водителя транспортного средства, содержащая видеокамеру, установленную внутри или снаружи движущегося транспортного средства таким образом, что в поле зрения видеокамеры попадают внешние световые приборы и по меньшей мере один регистрационный знак находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, связанное с камерой вычислительное устройство, снабженное процессором и памятью, выполненное с возможностью получения сигнала от видеокамеры для определения факта включения по меньшей мере одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, и записи в память каждого факта включения по меньшей мере одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, а также его регистрационного знака, и средства определения состояния движения транспортного средства.
2. Система по п. 1, дополнительно характеризующаяся тем, что внешний световой прибор является лампами аварийной сигнализации.
3. Система по п. 1, дополнительно характеризующаяся тем, что вычислительное устройство выполнено в виде носимого вычислительного устройства.
4. Система по п. 1, дополнительно характеризующаяся тем, что вычислительное устройство выполнено в виде части электронного оборудования транспортного средства.
5. Система по п. 4, отличающаяся тем, что носимое вычислительное устройство выполнено в виде мобильного электронного устройства.
6. Система по п. 1, дополнительно характеризующаяся тем, что содержит удаленный сервер.
7. Система по пп. 1, 6, дополнительно характеризующаяся тем, что вычислительное устройство имеет средства для связи с удаленным сервером.
8. Система по п. 1, отличающаяся тем, что видеокамера установлена в вычислительном устройстве.
9. Система по п. 1, отличающаяся тем, что вычислительное устройство содержит программное обеспечение, позволяющее сохранять в памяти устройства сведения о включении по меньшей мере одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства.
10. Система по п. 1, отличающаяся тем, что средства определения состояния движения транспортного средства содержат акселерометр и/или связаны со спидометром транспортного средства и/или содержат модуль GPS/ГЛОНАСС.
11. Способ оценки поведения водителя транспортного средства, включающий обнаружение, посредством видеокамеры, установленной внутри или снаружи движущегося транспортного средства, факта включения по меньшей мере одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, запись указанного события в память вычислительного устройства, связанного с видеокамерой, определение продолжительности включения по меньшей мере одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, сравнение выявленной продолжительности с пороговым значением, увеличение оценки водителя транспортного средства в случае, если продолжительность включения по меньшей мере одного внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства составляет величину не выше порогового значения, причем видеокамера также фиксирует регистрационный номер находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства.
12. Способ по п. 11, дополнительно характеризующийся тем, что внешним световым прибором находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства являются лампы аварийной сигнализации.
13. Способ по п. 12, дополнительно характеризующийся тем, что пороговое значение продолжительности включения внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства определяют по количеству включений ламп аварийной сигнализации.
14. Способ по п. 13, дополнительно характеризующийся тем, что количество включений ламп аварийной сигнализации находится от одного до пяти включительно.
15. Способ по п. 11, дополнительно характеризующийся тем, что вычислительное устройство передает данные на удаленный сервер.
16. Способ по п. 15, дополнительно характеризующийся тем, что на основе количества зафиксированных фактов включений внешнего светового прибора находящегося непосредственно впереди иного транспортного средства, записанных вычислительным устройством, определяют текущую оценку водителя транспортного средства.
17. Способ по п. 16, дополнительно характеризующийся тем, что оценку водителя используют для участия в программах лояльности, и/или при расчете рейтингов страховых компаний, и/или для работы органов государственной и муниципальной власти.
18. Способ по п. 11, дополнительно характеризующийся тем, что увеличение оценки водителя транспортного средства производят по формуле:
,
где ni – увеличенная оценка водителя транспортного средства;
ni-1 – оценка водителя транспортного средства в предыдущей итерации;
m – величина прибавки.
US 9978191 B2, 22.05.2018 | |||
US 8510200 B2, 13.08.2013 | |||
СИСТЕМА И СПОСОБ ОЦЕНКИ СТИЛЯ ВОЖДЕНИЯ МОТОРНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2549598C2 |
Авторы
Даты
2021-11-22—Публикация
2020-12-30—Подача