Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к области систем для сбора платы за проезд и/или въезд на одном или более контрольных пунктах, и более конкретно к парковочной системе для транспортных средств с управлением доступом и сбором платы на основе QR-кода, а также к соответствующему способу управления парковочной системой.
Уровень техники
В последнее время возрастающую популярность набирает использование так называемого QR-кода (от англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования) при оказании различных услуг пользователям абонентских устройств, способных считывать QR-коды и/или формировать и отображать их. QR-код представляет собой один из примеров матричного штрих-кода (или двумерного штрих-кода), или по существу машиночитаемую оптическую метку, содержащую информацию, относящуюся к объекту, к которому она привязана. В частности, в настоящее время QR-коды широко применяются для передачи пользователям такой информации, как кодированный универсальный локатор ресурса (URL), то есть по существу ссылки на веб-ресурс, на котором может содержаться информация, связанная с объектом, на который нанесён QR-код. При этом веб-ресурс, на который даётся ссылка, может, в качестве неограничивающего примера, содержать определённую информацию об объекте, хранить один или более файлов, которые пользователь может сохранить на своё абонентское устройство, либо обеспечивать пользователю возможность совершения платежа в установленном размере и по установленным реквизитам. Возможна и обратная ситуация, когда QR-код формируется абонентским устройством пользователя или сохраняется на нём с возможностью отображения на дисплее абонентского устройства и считывания QR-кода соответствующим считывателем, в качестве неограничивающего примера, для обеспечения пользователю доступа на некоторое мероприятие, допуска пользователя на посадку на авиарейс и т.п.
Применение матричного штрих-кода, и QR-кода в частности, в качестве средства быстрого доступа к информации становится привлекательным в различных сферах индустрии услуг. В качестве неограничивающего примера области применения QR-кода в контексте настоящего изобретения рассматриваются парковки (стоянки) для автомобильного транспорта и других частных и индивидуальных транспортных средств, в больших количествах присутствующих на улицах современных городов и других населённых пунктов. Следует отметить, что в качестве неограничивающего примера настоящее изобретение будет охарактеризовано главным образом на примере парковки для автомобильного транспорта, однако специалистам в данной области техники будет очевидно, что область его применения не ограничена автомобильным транспортом, и оно также применимо к другим транспортным средствам, таким как мотоциклы, велосипеды, самокаты и т.п. Кроме того, в контексте изобретения речь может идти не только о парковке для частных транспортных средств, но и об объектах для выдачи, сдачи, хранения и т.п. арендуемых (прокатных) транспортных средств, таких как автомобили, велосипеды, самокаты и т.п. Равным образом, помимо собственно оплаты услуги парковки изобретение также может распространяться на сбор оплаты других услуг, связанных с такими транспортными средствами, например оплаты аренды таких транспортных средств.
Парковки для частных транспортных средств, в особенности для автомобильных транспортных средств, широко распространены в населённых пунктах, в особенности в крупных городах и мегаполисах. Как правило, такие парковки предусматриваются в различных объектах с большой посещаемостью, таких как, в качестве неограничивающего примера, торгово-развлекательные центры, объекты общественного питания, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, государственные учреждения и т.п. Кроме того, парковки могут быть предусмотрены и в больших многоквартирных домах и жилых комплексах, а также вблизи объектов транспортной инфраструктуры, таких как аэропорты, вокзалы, станции метро и т.п. Как правило, такие парковки снабжены средствами контроля доступа и/или управления доступом для регулирования транспортных потоков, контроля въезда и выезда, сбора платы за парковку. Доступ транспортных средств на парковку и сбор платы за парковку традиционно осуществляются при помощи распечатываемых и/или выдаваемых на въезде на парковку билетов, чеков, карточек или многоразовых жетонов. Такие средства контроля доступа и сбора платы за парковку имеют многочисленные недостатки, среди которых можно выделить значительный расход бумаги на одноразовые билеты и/или чеки, формирование большого количества мусора, риск потери билета, чека, карточки или жетона, риск сбоев в работе средств формирования и/или печати билетов и чеков, необходимость большого количества персонала для обслуживания и поддержания работоспособности соответствующего оборудования и т.п. Для водителя транспортного средства пользование такими системами контроля доступа и сбора платы за парковку также сопряжено с различными неудобствами, такими как необходимость близко подъезжать к устройству выдачи парковочных билетов, открывать боковое стекло, чтобы забрать парковочный билет, останавливать транспортное средство и выходить из него для оплаты парковки через кассовый автомат и т.п. На оплату парковки традиционными методами тратится время, формируются очереди и заторы из транспортных средств.
Кроме того, на парковках с большим потоком транспортных средств также может быть затруднено нахождение свободного парковочного места, что вызывает хаотичное перемещение транспортных средств по парковке в поисках парковочных мест, приводит к потере времени и повышенному загрязнению окружающей среды выхлопными газами.
Само по себе использование QR-кода в качестве средства быстрого доступа к информации для управления доступом и/или сбора оплаты парковки известно на сегодняшний день. Однако известные решения, основанные на использовании QR-кода, имеют ряд недостатков, которые будут рассмотрены ниже.
Источник KR20200006464 A (опубликован 20.01.2020) раскрывает систему, формирующую QR-код с информацией, обеспечивающей возможность соединения с сервером, при этом QR-код размещается на парковочном месте. Пользователь транспортного средства сканирует QR-код своим смартфоном для доступа к серверу и оплаты парковки. QR-код выдаётся на основании конкретного парковочного места, на котором пользователь решил припарковать своё транспортное средство. Для идентификации пользователя в системе ему необходимо вручную ввести государственный регистрационный номер транспортного средства и дополнительную информацию, что делает пользование известной системой неудобным и временнозатратным и создаёт риск ошибок при ручном вводе указанной информации.
Источник US2020193722 A1 (опубликован 18.06.2020) описывает систему, в которой парковка у интеллектуального парковочного автомата или на парковочном месте может быть реализована в виде подписки. Предусмотрен процесс регистрации и верификации для услуги по подписке, который объединяет использование интеллектуального парковочного автомата с использованием QR-кода, мобильного приложения для смартфона, центральной системы управления парковкой и цифровых изображений припаркованных транспортных средств. В процессе регистрации осуществляется верификация того, что только транспортные средства, принадлежащие подписчику, связаны с учётной записью подписчика. Также обеспечивается отсутствие некорректно выписываемых подписчику штрафов и/или счетов за парковку за счёт определения того, соответствуют ли данные государственного регистрационного номера фактически припаркованного транспортного средства одному из зарегистрированных в системе транспортных средств данного подписчика. Известное решение раскрывает систему для управления, контроля парковки и определения стоимости парковки транспортного средства на месте платной стоянки на улице, а также к системе для определения того, нарушает ли припаркованное транспортное средство требования к использованию данного парковочного места. К недостаткам данного известного решения можно отнести, в частности, сложность пользования известной системой, необходимость дополнительного оборудования (такого как упомянутый «интеллектуальный парковочный автомат»).
В источнике US2020167759 А1 (опубликован 28.05.2020) раскрыта система для управления объектом для парковки транспортных средств при минимальном использовании специального оборудования на объекте. Для доступа в известную систему используются мобильные устройства пользователей, при этом доступ к информации об объекте обеспечивается для пользователей, в частности, посредством QR-кода, а сбор данных реализуется путём извлечения данных из фото- или видеоизображений. Оплата услуг парковки реализуется цифровыми средствами. Также владельцу объекта обеспечивается возможность контроля за работой объекта и за нарушениями правил пользования объектом. В частности, в этом источнике раскрыта система для управления парковочным объектом, его контроля и расчёта стоимости парковки транспортного средства, в частности, в условиях улицы, а также для определения того, нарушает ли припаркованное транспортное средство правила пользования парковкой. К недостаткам данного известного решения можно отнести отсутствие возможностей контроля доступа на парковочный объект.
В источнике CN109920272 A (опубликован 21.06.2019) раскрыта система управления многофункциональной парковочной системой посредством сети Интернет, а также способ парковки транспортного средства и выезда транспортного средства с парковки. Известная система содержит лифт для транспортировки транспортных средств, размещённый на внешнем несущем каркасе парковочного объекта. С лифтом соединена платформа для парковки транспортных средств. При парковке транспортного средства задействуются вышеупомянутые механические устройства, управляемые главной системой управления. При въезде на платформу для парковки транспортное средство проходит инфракрасное сканирование. В случае, если определено, что транспортное средство является электрическим транспортным средством, оно помещается на соответствующую платформу, и владелец электрического транспортного средства сканирует QR-код посредством приложения, установленного на мобильное устройство, для подтверждения длительности зарядки или хранения электрического транспортного средства. В известном решении QR-код используется только для подтверждения парковки, с целью минимизации участия человека в процессах, связанных с размещением транспортного средства, зарядкой аккумуляторов электрического транспортного средства и т.п. При этом известная система не предусматривает использования QR-кода вместо парковочного билета для решения задач, связанных с оплатой парковки и т.п.
Источник CN109584389 A (опубликован 05.04.2019) описывает способ управления парковочным гаражом, а также соответствующую систему, устройство и машиночитаемый носитель. В известном способе управления идентифицируют информацию о транспортном средстве на въезде в парковочный гараж. Определяют, является ли идентифицированная информация первой ранее сохранённой информацией о транспортном средстве, и передают первую команду в соответствии с первым результатом определения. Первая команда является командой открытия въездных ворот, если первый результат определения является положительным результатом. Либо первая команда является командой запроса у пользователя сканирования QR-кода, если первый результат определения является отрицательным результатом. После сканирования пользователем QR-кода формируют вторую команду, которая представляет собой команду открытия въездных ворот. Идентифицируют информацию о транспортном средстве на выезде из парковочного гаража, определяют упомянутую информацию и передают третью команду в соответствии со вторым результатом определения. В данном известном решении QR-код используется только для идентификации транспортного средства, но не персонального идентификатора, который пользователь предварительно установил на своём абонентском устройстве. При этом в известном решении QR-код не используется для решения задач, связанных с оплатой парковки и выезда из парковочного гаража.
В источнике US2013117078 A1 (опубликован 09.05.2013) раскрыта система управления и администрирования парковки, включающая в себя считыватель карт, детекторы для обнаружения транспортных средств, датчики и средства управления въездными воротами, камеры, систему управления и память, а также беспроводное соединение с сетью связи. Осуществляется запись информации о событиях, которая доступна персоналу, осуществляющему управление парковкой и позволяет просматривать всю зафиксированную информацию в отношении определённого события, благодаря чему событие может быть легко восстановлено с использованием данных от всех доступных датчиков и другой собранной информации. Обслуживающему персоналу быть выдано оповещение в случае ненормального или несанкционированного события в ходе работы системы. Может быть предусмотрен считыватель QR-кода, осуществляющий связь с системой. QR-коды могут сканироваться мобильными устройствами пользователей в различных местоположениях в пределах парковки или на определённых объектах или транспортных средствах.
В частности, в известной системе считываемое изображение, такое как QR-код, отображается рядом с дверями или воротами, управляемыми IP-контроллером доступа. Пользователь, имеющий мобильное устройство, может сканировать QR-код посредством соответствующего приложения. QR-код содержит информацию, которая предписывает сканирующему приложению установить соединение с центром управления доступом на сервере при помощи Интернет-соединения мобильного устройства пользователя. Центр управления доступом проверяет базу данных для определения того, авторизован ли данный пользователь в системе. Если пользователь авторизован и представил надлежащие идентификационные данные, такие как PIN-код, сервер выдаёт команду на открытие ворот или на разрешение доступа IP-контроллеру доступа, такому как контроллер iPortal Manager SDS-0400IP фирмы SmartDoor Systems, Inc. Затем контроллер активирует процедуру, которая приводит в действие механизм разблокирования замка или выдаёт команду на открытие блоку управления мотором ворот. Таким образом разрешается или запрещается доступ в одной или более точках доступа на одном или более объектах без необходимости использования ключей или карт-ключей.
Однако в данном известном решении использование QR-кода ограничено допуском пользователя в область ограниченного доступа посредством проверки того, имеет ли лицо, отсканировавшее QR-код, разрешение на доступ на объект. Однако такое использование QR-кода не связано с обеспечением доступа на объект, такой как закрытая парковка, для всех желающих, при этом в известном решении QR-код не используется в качестве замены парковочного талона, билета, жетона или чека. Соответственно, в данном известном решении использование QR-кода не ускоряет доступ пользователя на парковку и не повышает удобство пользования парковкой, а служит исключительно для контроля доступа на объект только для авторизованных пользователей.
Данное известное решение может быть рассмотрено в качестве ближайшего аналога (прототипа) заявляемого изобретения.
Раскрытие изобретения
С учётом вышеуказанных недостатков известных решений из уровня техники техническая проблема, решаемая настоящим изобретением, состоит в обеспечении высокоэффективного решения для управления доступом на платные парковки и сбора оплаты парковки на основе использования QR-кода в качестве замены парковочного билета или чека. Задача изобретения состоит в создании парковочной системы и способа управления парковкой, в которых по меньшей мере частично устранены недостатки вышеописанных известных решений из уровня техники.
Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении эффективности управления парковкой. При этом также достигается ряд полезных эффектов, состоящих, в частности, в повышении экологичности системы управления парковкой за счёт отказа от использования бумажных билетов, талонов, чеков и т.п., в достижении экономических преимуществ, состоящих, в частности, в сокращении расходов на печать парковочных билетов, талонов, чеков и т.п., на обслуживающий персонал и т.п. Предлагаемая система управления парковкой обеспечивает более удобную парковку для пользователей, сокращая время ожидания в очередях на въезде на парковку и/или на выезде из неё, исключая необходимость подъезжать вплотную к автомату, чтобы забрать парковочный билет или чек, и даже по существу исключая необходимость открывания бокового стекла транспортного средства, благодаря чему пользователь в меньшей степени подвергается воздействию неблагоприятных условий на парковке и находится в большей безопасности. Кроме того, сокращение очередей из транспортных средств на въезде на парковку и/или на выезде из неё уменьшает загрязнение атмосферы выхлопными газами и т.п. Уменьшение количества операций, необходимых для въезда на парковку, выезда из неё и/или оплаты парковки, а также отсутствие необходимости для пользователя вручную вводить идентификационные данные своего транспортного средства и т.п. делает пользование парковочной системой более удобным для пользователя. При прочтении нижеследующего подробного описания изобретения специалистам в данной области техники будут очевидны и другие полезные эффекты изобретения помимо вышеперечисленных.
В первом аспекте настоящего изобретения указанная выше задача решается парковочной системой для транспортных средств, содержащей: устройство управления доступом на въезде на парковку; устройство управления доступом на выезде с парковки; центральный процессор; по меньшей мере один сервер, на котором размещён веб-сайт парковочной системы; при этом устройство управления доступом на въезде на парковку содержит устройство отображения QR-кода, выполненное с возможностью отображения QR-кода для въезда на парковку; в ответ на сканирование QR-кода для въезда на парковку абонентским устройством пользователя парковочная система выполнена с возможностью формирования уникального идентификационного кода пользователя и направления на абонентское устройство пользователя ссылки на веб-сайт парковочной системы; веб-сайт парковочной системы выполнен с возможностью приёма от пользователя команд на открытие устройства управления доступом на въезде на парковку и на оплату стоимости парковки; по меньшей мере один сервер парковочной системы выполнен с возможностью формирования QR-кода для выезда с парковки в ответ на успешную оплату стоимости парковки; устройство управления доступом на выезде с парковки содержит сканер QR-кодов, выполненный с возможностью сканирования QR-кода для выезда с парковки с дисплея абонентского устройства пользователя; и парковочная система выполнена с возможностью открытия устройства управления доступом на выезде с парковки в ответ на сканирование QR-кода для выезда с парковки.
По меньшей мере в одном варианте выполнения по меньшей мере один сервер соединён по меньшей мере с одной базой данных, выполненной с возможностью сохранения уникального идентификационного кода пользователя по меньшей мере на время данной сессии парковки. Веб-сайт парковочной системы может быть выполнен с возможностью приёма от пользователя одного или более промо-кодов на скидку за парковку, и по меньшей мере один сервер парковочной системы выполнен с возможностью проверки корректности и/или действительности упомянутых одного или более промо-кодов, и выполнен с возможностью перерасчёта стоимости парковки на основании одного или более введённых промо-кодов. Система может быть выполнена с возможностью запуска таймера отсчёта оставшегося времени для выезда транспортного средства пользователя с парковки в ответ на успешную оплату стоимости парковки, при этом, если оставшееся время для выезда транспортного средства с парковки истекает до того, как транспортное средство пользователя выехало с парковки, веб-сайт парковочной системы выполнен с возможностью повторного приёма команд от пользователя на оплату парковки. Каждое из упомянутых устройств управления доступом может содержать контроллер и исполнительный механизм, выполненный с возможностью приведения в движение стрелы шлагбаума, по меньшей мере одной створки ворот или поднимаемого/опускаемого барьера.
Во втором аспекте настоящего изобретения предложен способ управления парковочной системой, содержащий этапы, на которых: отображают QR-код для въезда на парковку на устройстве отображения QR-кода; в ответ на сканирование QR-кода для въезда на парковку абонентским устройством пользователя, формируют уникальный идентификационный код пользователя; направляют на абонентское устройство пользователя ссылку на веб-сайт парковочной системы; принимают от пользователя команды на открытие устройства управления доступом на въезде на парковку и на оплату стоимости парковки посредством веб-сайта парковочной системы; формируют QR-код для выезда с парковки в ответ на успешную оплату стоимости парковки; сканируют QR-код для выезда с парковки с дисплея абонентского устройства пользователя; и открывают устройство управления доступом на выезде с парковки в ответ на сканирование QR-кода для выезда с парковки.
По меньшей мере в одном варианте выполнения способ может дополнительно содержать этапы, на которых принимают от пользователя один или более промо-кодов на скидку за парковку, проверяют корректность и/или действительность упомянутых одного или более промо-кодов, и выполняют перерасчёт стоимости парковки на основании одного или более введённых промо-кодов. Способ может дополнительно содержать этап, на котором запускают таймер отсчёта оставшегося времени для выезда транспортного средства пользователя с парковки в ответ на успешную оплату стоимости парковки, и, если оставшееся время для выезда транспортного средства с парковки истекает до того, как транспортное средство пользователя выехало с парковки, повторно принимают от пользователя команду на оплату парковки.
В других аспектах изобретение также может относиться к другим объектам, таким как, не ограничиваясь, машиночитаемый носитель, содержащий компьютерную программу, под управлением которой реализуется способ управления парковочной системой для транспортных средств, и т.п.
Краткое описание чертежей
Чертежи приведены в настоящем документе для облегчения понимания сущности настоящего изобретения. Чертежи являются схематичными и выполнены не в масштабе. Чертежи служат исключительно в качестве иллюстрации и не предназначены для определения объема настоящего изобретения.
Фиг. 1 – условная блок-схема парковочной системы для транспортных средств в соответствии с первым аспектом настоящего изобретения.
Фиг. 2 – блок-схема взаимодействия пользователя с парковочной системой, иллюстрирующая последовательность операций способа по второму аспекту настоящего изобретения для въезда транспортного средства пользователя на парковку.
Фиг. 3 – блок-схема взаимодействия пользователя с парковочной системой, иллюстрирующая последовательность операций способа по второму аспекту настоящего изобретения для оплаты парковки и выезда транспортного средства пользователя с парковки.
Осуществление изобретения
В соответствии с изобретением предложена парковочная система 100 для транспортных средств, в которой в качестве средства, обеспечивающего доступ на парковку (въезд в неё) для любого пользователя, желающего разместить на парковке своё транспортное средство, выезд с парковки, а также оплату парковки используется QR-код.
Парковочная система 100 для транспортных средств в соответствии с первым аспектом настоящего изобретения содержит размещённое на въезде на парковку устройство 110 отображения QR-кода, на котором отображается QR-код по меньшей мере одной парковки, далее также называемый в настоящем документе QR-кодом для въезда на парковку (каждая парковка имеет свой индивидуальный QR-код).
Парковочная система 100 для транспортных средств (далее для краткости также называемая парковочной системой 100) содержит размещённое на выезде с парковки устройство считывания QR-кода (также называемое далее сканером 120 QR-кодов). Кроме того, парковочная система 100 содержит по меньшей мере одно устройство 130, 140 управления доступом на въезде на парковку и на выезде с парковки. Устройство 130, 140 управления доступом может содержать контроллер 150 или иной блок управления, который осуществляет управление устройством 130, 140 управления доступом на основании команд, принимаемых от центрального процессора 160 парковочной системы 100.
Центральный процессор 160 парковочной системы 100 осуществляет управление парковочной системой 100, и в частности управление устройствами 130, 140 управления доступом на въезде на парковку и выезде из неё, управление формированием QR-кодов для пользователей парковки, и тому подобным.
Кроме того, парковочная система 100 для транспортных средств содержит по меньшей мере один сервер 170 под управлением по меньшей мере одного процессора, соединённый по меньшей мере с одним запоминающим устройством. Упомянутый по меньшей мере один сервер 170 выполнен с возможностью размещения веб-сайта 180 парковочной системы, на который ведёт по меньшей мере одна ссылка (в качестве неограничивающего примера, так называемый универсальный локатор ресурса, URL), закодированная в QR-коде на въезде на парковку. Веб-сайт 180 парковочной системы обеспечивает пользовательский интерфейс, посредством которого пользователь может, в частности, осуществлять въезд на парковку и выезд из неё, а также осуществлять оплату парковки. Кроме того, посредством доступа к веб-сайту 180 парковочной системы пользователь также может получать информацию, связанную с текущей стоимостью парковки, временем нахождения транспортного средства на парковке, информацию о местонахождении своего парковочного места и навигационные указания для того, чтобы добраться до своего парковочного места, информацию о скидках на парковку и т.п. Посредством веб-сайта 180 парковочной системы пользователь также может получать информацию о состоянии оплаты парковки своего транспортного средства, остатке задолженности по оплате, о разрешении/отсутствии разрешения выезда с парковки на основании состояния оплаты парковки. Веб-сайт 180 парковочной системы может быть соединён с веб-сайтами других организаций, таких как платёжные системы, поставщики услуг, ассоциированных с данной парковкой и т.п.
В одном или более неограничивающих вариантах выполнения веб-сайт 180 парковочной системы может дополнительно содержать информацию обо всех (в частности, уже существующих или создаваемых/планируемых) объектах, где развёрнута парковочная система 100 для транспортных средств в соответствии с изобретением. В частности, веб-сайт 180 парковочной системы может иметь такое содержимое, как интерактивная карта некоторой области (например, населённого пункта, города и окрестностей, региона, страны и т.п.), на которой показаны объекты, на которых развёрнута парковочная система 100 для транспортных средств согласно изобретению. Кроме того, в одном или более неограничивающих вариантах осуществления веб-сайт 180 парковочной системы может быть доступен не только по ссылке, направляемой на абонентское устройство пользователя при считывании QR-кода на въезде на парковку, а также и по ссылке, например, на главную страницу веб-сайта 180 парковочной системы. При этом в случае, если пользователь потерял ссылку, направленную на его абонентское устройство при считывании QR-кода на въезде на парковку, он может найти данные по своему припаркованному транспортному средству через упомянутую интерактивную карту, выбрав на ней соответствующий объект, на котором развёрнута парковочная система. При выборе соответствующего объекта, на котором развёрнута парковочная система, пользователь будет перенаправлен на нужную страницу с информацией по парковке и ссылкой на оплату в соответствии с изобретением.
Кроме того, доступ к веб-сайту 180 парковочной системы может быть осуществлён, в качестве неограничивающего примера, путём считывания QR-кода при входе на парковку, например, с объекта, на котором расположена парковка (в качестве неограничивающего примера, торгового центра, общественного учреждения и т.п.) либо путём набора в поисковой строке браузера запроса “qr parking” или другого подобного запроса. Следует понимать, что выше описаны лишь некоторые из возможных примерных вариантов выполнения, относящихся к веб-сайту 180 парковочной системы согласно изобретению. Специалистам в данной области техники могут быть очевидны другие возможные варианты реализации и возможности веб-сайта 180 парковочной системы в рамках объёма правовой охраны настоящего изобретения.
Для хранения данных, связанных с пользованием парковкой для каждого пользователя, в частности по времени нахождения на парковке, стоимости парковки за единицу времени и итоговой стоимости парковки, состоянию оплаты парковки, остатку задолженности по оплате парковки, наличию скидок и т.п. для каждого пользователя по меньшей мере один сервер 170 может содержать по меньшей мере одну базу 190 данных, в которой данные для каждого пользователя связаны с уникальным идентификационным кодом, присваиваемым парковочной системой 100 каждому пользователю в момент сканирования им QR-кода на устройстве 110 отображения QR-кода, расположенном на въезде на парковку.
Парковочная система 100 для транспортных средств работает под управлением одной или более компьютерных программ, выполняемых центральным процессором 160 парковочной системы, а также, при необходимости, и другими компонентами парковочной системы, такими как, не ограничиваясь, по меньшей мере один сервер 170, устройство 110 отображения QR-кода на въезде на парковку, сканер 120 QR-кодов на выезде с парковки, контроллеры 150 устройств 130, 140 управления доступом на парковку.
При необходимости, в одном или более неограничивающих вариантах выполнения парковочная система 100 для транспортных средств также может содержать один или более датчиков, выполненных с возможностью формирования данных, отражающих состояния различных компонентов парковочной системы, характеризующих использование парковки пользователем, и т.п. В качестве неограничивающего примера, в различных вариантах выполнения изобретения такими датчиками могут быть датчики открытого/закрытого состояния устройств 130, 140 управления доступом, датчики движения или датчики приближения, формирующие данные, отражающие проезд транспортного средства через устройство 130, 140 управления доступом на въезде на парковку и/или на выезде из неё, или отражающие присутствие/отсутствие транспортного средства на определённой парковке, и т.п. Кроме того, в некоторых неограничивающих вариантах осуществления датчики могут представлять собой различные фото- и видеокамеры, инфракрасные датчики, объёмные датчики, ультразвуковые датчики, датчики температуры и т.п. Специалистам в данной области техники будут очевидны другие варианты датчиков, пригодных для выполнения вышеописанных функций в различных вариантах выполнения изобретения.
Компоненты парковочной системы 100 для транспортных средств согласно изобретению в различных неограничивающих вариантах выполнения изобретения соединены одной или более сетями связи, обеспечивающими обмен данными между компонентами системы, центральным процессором парковочной системы, по меньшей мере одним сервером 170 парковочной системы и т.п. Различные варианты реализации одной или более сетей связи, как проводных так и беспроводных, будут очевидны специалистам в данной области техники, и объём правовой охраны изобретения не ограничен использованием какого-либо конкретного вида сети связи.
Обмен данными между по меньшей мере одним сервером 170 парковочной системы и абонентским устройством пользователя (таким как, в качестве неограничивающего примера, мобильный телефон, смартфон, планшетный компьютер и т.п.) осуществляется посредством одной или более сетей мобильной (сотовой) связи, с которой соединено абонентское устройство пользователя. Однако в одном или более неограничивающих вариантах выполнения настоящего изобретения также может быть предусмотрено использование одной или более локальных сетей связи в рамках парковочной системы 100 для транспортных средств на основе технологии Wireless Fidelity (WiFi), Bluetooth и т.п. Специалистам в данной области техники будут очевидны многочисленные другие варианты реализации одной или более сетей мобильной (сотовой) связи и одной или более локальных сетей связи для реализации вышеуказанных функций, и объём правовой охраны настоящего изобретения не ограничен использованием каких-либо конкретных видов сети связи.
Далее будет описан пример принципа работы парковочной системы в соответствии с одним примерным неограничивающим вариантом выполнения настоящего изобретения. Следует отметить, что данное подробное описание предназначено для иллюстрации изобретения и облегчения понимания принципа его работы, а не для ограничения объёма правовой охраны настоящего изобретения какими-либо конкретными подробностями его реализации.
В данном примере парковочная система 100 для транспортных средств в соответствии с настоящим изобретением реализована на многоместной парковке, оснащённой системой контроля доступа на въезде и выезде с парковки. Система контроля доступа содержит устройства 130, 140 управления доступом на въезде и выезде с парковки, реализованные в данном неограничивающем примере в виде шлагбаумов со стрелой, приводимой в движение исполнительным механизмом в виде электромотора для перемещения стрелы между горизонтальным положением, при котором въезд/выезд закрыт, и вертикальным положением, при котором въезд/выезд открыт. Управление электромотором осуществляется контроллером 150 устройства 130, 140 управления доступом. Следует отметить, что реализация устройства 130, 140 управления доступом не ограничена вышеописанным шлагбаумом, и в других неограничивающих вариантах выполнения изобретения устройство управления доступом может представлять собой, например, ворота с одной или более створками, поднимаемые/опускаемые барьеры и т.п., как будет очевидно специалистам в данной области техники.
На въезде на парковку перед устройством 130 управления доступом расположено устройство 110 отображения QR-кода, которое выполнено с возможностью отображения QR-кода, соответствующего каждому парковочному месту, имеющемуся на парковке. Устройство 110 отображения QR-кода может быть реализовано, например, в виде дисплея, такого как жидкокристаллический, светодиодный или иной дисплей, с возможностью отображения одного QR-кода конкретно для данного пользователя, желающего припарковать своё транспортное средство. Парковочная система 100 согласно изобретению может задействовать центральный процессор 160 и по меньшей мере один сервер 170 для формирования нового экземпляра QR-кода для каждого пользователя, либо QR-код, соответствующий конкретному парковочному месту на парковке, может выдаваться соответствующей базой 190 данных, связанной с упомянутым по меньшей мере одним сервером 170. При этом парковочное место для выдачи соответствующего ему QR-кода может выбираться центральным процессором 160 на основании определённого алгоритма с учётом данных о том, какие парковочные места свободны и заняты в данный момент. Эти данные могут получаться посредством одного или более датчиков, упомянутых выше, либо парковочная система 100 может сохранять состояние каждого парковочного места, например, считая парковочное место, соответствующее выданному QR-коду, занятым по получении от пользователя команды на открытие шлагбаума устройства 130 управления доступом на въезде на парковку через пользовательский интерфейс веб-сайта 180, и считая данное парковочное место свободным по получении команды на открытие шлагбаума устройства 130 управления доступом на выезде с парковки, как будет описано ниже. Следует отметить, что принцип определения свободного/занятого состояния парковочного места и/или выбора QR-кода, соответствующего парковочному месту, для выдачи пользователю, не ограничен вышеописанными примерами, и могут быть предусмотрены другие принципы и/или алгоритмы выбора в рамках общего принципа реализации настоящего изобретения.
В других вариантах выполнения устройство 110 отображения QR-кода может быть реализовано в других формах, в частности в виде стационарной панели, на которую нанесены один или более QR-кодов, соответствующих парковочным местам, при необходимости вместе со схемой парковки с указанием соответствующих парковочных мест. При этом пользователь может сканировать QR-код, соответствующий предпочитаемому им парковочному месту на схеме.
Пользователь сканирует QR-код, отображаемый на устройстве 110 отображения QR-кода, посредством своего абонентского устройства, такого как мобильный (сотовый) телефон, смартфон, планшетный компьютер и тому подобное. Программные и аппаратные средства для сканирования QR-кода включены в состав любого абонентского устройства вышеуказанных типов. В сканируемом абонентским устройством пользователя QR-коде закодирована ссылка (такая как, в качестве неограничивающего примера, URL), ведущая на веб-сайт 180, размещённый на упомянутом по меньшей мере одном сервере 170 парковочной системы для транспортных средств согласно изобретению. Следует отметить, что кроме упомянутого по меньшей мере одного сервера 170 парковочной системы веб-сайт 180 также может быть размещён по меньшей мере на одном внешнем сервере, физически расположенном в удалённом местоположении по отношению к парковочной системе 100 и соединённом с парковочной системой 100 посредством по меньшей мере одной сети связи.
Веб-сайт 180 обеспечивает пользователю пользовательский интерфейс для взаимодействия с парковочной системой 100, при этом веб-сайт 180 присваивает пользователю уникальный идентификационный код, на основании которого в рамках данной сессии парковки идентифицируется данный пользователь и/или его транспортное средство, и на основании которого вычисляется стоимость парковки и производятся все операции, связанные с оплатой данной сессии парковки данным пользователем. Упомянутый уникальный идентификационный код сохраняется за данным пользователем на протяжении всей данной сессии парковки, например, в упомянутой по меньшей мере одной базе 190 данных, связанной с упомянутым по меньшей мере одним сервером 170 парковочной системы. Следует отметить, что уникальный идентификационный код может сохраняться в упомянутой по меньшей мере одной базе 190 данных парковочной системы 100 в течение определённого времени после окончания данной сессии парковки в связи с определёнными данными о времени парковки, итоговой стоимости парковки и т.п., однако при начале новой сессии парковки тем же пользователем парковочная система 100 присваивает ему новый уникальный идентификационный код.
Следует отметить, что уникальный идентификационный код, присваиваемый парковочной системой 100 пользователю, исключает необходимость введения пользователем вручную своих идентификационных данных и/или идентификационных данных транспортного средства, хранения таких идентификационных данных и т.п., что повышает удобство пользования парковочной системой и сокращает объём сохраняемых в системе данных для каждого пользователя. Тем не менее, в некоторых неограничивающих вариантах выполнения изобретения парковочная система 100 может при необходимости дополнительно автоматически получать и сохранять, в частности посредством соответствующих датчиков, идентификационные данные транспортного средства, такие как государственный регистрационный номер транспортного средства.
Пользовательский интерфейс веб-сайта 180 парковочной системы 100 является очень простым и интуитивно понятным для пользователя. Когда в ответ на считывание QR-кода веб-сайт 180 открывается через веб-браузер, установленный на абонентском устройстве пользователя, пользовательский интерфейс содержит одну легко различимую виртуальную «кнопку», нажатие на которую посредством сенсорного экрана выдаёт парковочной системе 100 команду на открытие устройства 130 управления доступом на въезде на парковку. Команда формируется центральным процессором 160 парковочной системы и передаётся контроллеру 150 устройства 130 управления доступом на въезде на парковку. Упомянутая виртуальная кнопка может содержать надпись, например, «Открыть шлагбаум».
При нажатии на виртуальную кнопку пользователь соглашается с условиями пользования парковкой, в частности с тарифом, на основе которого рассчитывается стоимость парковки, после чего устройство 130 управления доступом на въезде на парковку открывается, разрешая пользователю въезд на парковку. С момента открытия устройства 130 управления доступом на въезде на парковку начинается отсчёт времени парковки. Пользователь размещает своё транспортное средство на парковочном месте, которое, в разных неограничивающих вариантах выполнения изобретения, может быть выбрано самим пользователем либо конкретно назначено пользователю парковочной системой. При этом в одном или более неограничивающих вариантах выполнения парковочная система 100 может дополнительно выдавать пользователю через веб-сайт 180 навигационные указания для следования к парковочному месту, и/или идентификационные данные парковочного места, на котором размещено транспортное средство, для облегчения пользователю нахождения своего транспортного средства на парковке.
Для оплаты парковки пользователь заходит на веб-сайт 180 парковочной системы посредством своего абонентского устройства и нажимает на кнопку «оплатить», обеспечиваемую пользовательским интерфейсом веб-сайта 180 парковочной системы. При этом пользовательский интерфейс веб-сайта 180 парковочной системы представляет пользователю такие данные, как итоговая стоимость парковки, время парковки и т.п. Веб-сайт 180 парковочной системы предлагает пользователю оплатить парковку посредством одного из онлайн-сервисов электронной оплаты (таких как, в качестве неограничивающего примера, сервисы оплаты с помощью банковских карт систем Visa, MasterCard и т.п., и/или других платёжных систем, системы PayPal, системы ApplePay и т.п.). Следует отметить, что выше приведён примерный неограничивающий перечень онлайн-сервисов электронной оплаты, при помощи которых пользователь парковочной системы согласно изобретению может оплатить парковку своего транспортного средства. Специалистам в данной области техники будут очевидны и другие примеры таких онлайн-сервисов электронной оплаты, при этом объём правовой охраны не ограничен конкретными сервисами, и подразумевает включение всех пригодных сервисов, существующих на сегодняшний день, а также тех, которые могут быть созданы в будущем.
После оплаты пользователем парковки по меньшей мере один сервер 170 парковочной системы 100 согласно изобретению формирует новый QR-код, который направляется на абонентское устройство пользователя через веб-сайт 180 парковочной системы. Упомянутый новый QR-код, также называемый в материалах настоящей заявки QR-кодом для выезда с парковки, отображается на дисплее абонентского устройства пользователя посредством пользовательского интерфейса веб-сайта 180 парковочной системы, однако при необходимости пользователь также может сохранить соответствующий файл с изображением QR-кода для выезда с парковки в памяти своего абонентского устройства для вызова отображения изображения упомянутого QR-кода в дальнейшем.
Посредством пользовательского интерфейса веб-сайта 180 парковочной системы пользователю отображается оставшееся время для выезда с парковки. Интервал оставшегося времени может устанавливаться в определённое значение в рамках конкретной парковочной системы 100, такое как, в качестве неограничивающего примера, 5 минут, 10 минут или 15 минут, в зависимости от размеров данной многоместной парковки, посещаемости парковки и прочих факторов. Данное значение может быть запрограммировано в настройках конкретной парковочной системы 100.
В течение интервала оставшегося времени пользователь должен выехать с парковки на своём транспортном средстве. В случае, если его транспортное средство не проедет через устройство 140 управления доступом на выезде с парковки до истечения интервала оставшегося времени, парковочная система 100 снова начнёт отсчёт времени парковки, и пользователю начнёт начисляться стоимость парковки, которую он должен будет дополнительно уплатить, используя веб-сайт 180 парковочной системы и онлайн-сервисы электронной оплаты аналогично тому, как это было описано выше в отношении оплаты парковки.
Устройство 140 управления доступом на выезде с парковки снабжено сканером 120 QR-кодов для считывания QR-кода для выезда с парковки с экрана абонентского устройства пользователя. Подъехав на своём транспортном средстве к устройству 140 управления доступом на выезде с парковки, пользователь подносит дисплей своего абонентского устройства с отображаемым на нём QR-кодом для выезда с парковки к сканеру 120 QR-кодов устройства управления доступом. Сканер 120 QR-кодов считывает и распознаёт QR-код с дисплея абонентского устройства пользователя, идентифицируя пользователя и отправляя запрос в парковочную систему 100, которая проверяет баланс оплаты парковки, и в случае, если оплата парковки произведена пользователем в полном объёме, в ответ на контроллер 150 устройства 140 управления доступом поступает команда на открытие устройства 140 управления доступом для разрешения выезда пользователю. Если оплата парковки не произведена пользователем или у пользователя по какой-либо причине осталась неоплаченная стоимость парковки (например, пользователь не успел выехать с парковки в течение упомянутого выше интервала оставшегося времени), команда на открытие устройства 140 управления доступом для разрешения выезда пользователю не поступает на контроллер 150 устройства 140 управления доступом. Кроме того, для пользователя через пользовательский интерфейс веб-сайта 180 парковочной системы отображается информация о состоянии разрешения/запрета выезда с парковки, например в виде легко распознаваемой надписи «Выезд разрешён» или «Выезд запрещён» («Выезд не разрешён»). В случае запрета выезда пользовательский интерфейс веб-сайта 180 парковочной системы также обеспечивает пользователю возможность быстрой оплаты стоимости парковки, в частности за счёт отображения легко распознаваемых пунктов меню, ссылок и т.п.
Информация о состоянии разрешения/запрета выезда и, в последнем случае, о причине запрета выезда, остатке неоплаченной стоимости парковки и т.п. также отображается на дисплее, предусмотренном на устройстве 140 управления доступом на выезде с парковки.
После выезда транспортного средства пользователя с парковки через устройство 140 управления доступом на выезде с парковки взаимодействие между пользователем и парковочной системой 100 завершается. Следует отметить, что при необходимости в одном или более неограничивающих вариантах выполнения пользователи парковочной системы 100, которые часто пользуются одной и той же парковкой или различными парковками одной и той же сети парковок, на которых реализована парковочная система 100 согласно изобретению, могут иметь пользовательскую учётную запись на упомянутом по меньшей мере одном сервере 170 парковочной системы, а также предоплаченный лицевой счёт, с которого могут автоматически или по указанию пользователя списываться средства для оплаты каждой сессии парковки в соответствии с итоговой стоимостью парковки. Следует понимать, что такие варианты выполнения не являются обязательными для реализации изобретения, и кроме того спектр возможных частных вариантов выполнения изобретения не ограничен указанной выше схемой с учётной записью и предоплаченным лицевым счётом, и возможны другие варианты реализации взаимодействия парковочной системы 100 с пользователями, которые часто используют одну и ту же парковочную систему, которые будут очевидны специалистам в данной области техники.
Кроме того, при необходимости в одном или более неограничивающих вариантах выполнения парковочной системы 100 по меньшей мере часть взаимодействия пользователя с парковочной системой 100 может осуществляться через приложение, предварительно установленное на абонентском устройстве пользователя.
В одном или более неограничивающих вариантах выполнения настоящего изобретения предусмотрена возможность регулирования стоимости парковки для конкретного пользователя на основании одного или более действий пользователя таким образом, чтобы пользователь получал скидки за парковку при определённых условиях. Это может быть реализовано, например, если парковочная система 100 работает в условиях торгового или торгово-развлекательного центра, содержащего множество торговых точек, объектов общественного питания, других учреждений сферы услуг и т.п., каждое из которых стремится повысить свою привлекательность для клиентов, выдавая им, например, промо-коды на парковку. В таком случае пользователь парковочной системы 100 может получить по меньшей мере один промо-код на парковку (в частности, считав его с витрины, чека, получив в виде сообщения на своё абонентское устройство и т.п.). Пользовательский интерфейс веб-сайта 180 парковочной системы позволяет пользователю ввести по меньшей мере один промо-код (например, путём отображения специального окна и/или строки с надписью «Ввести промо-код»), и при положительном результате проверки действительности введённого пользователем по меньшей мере одного промо-кода парковочной системой 100 может быть произведён перерасчёт итоговой стоимости парковки и/или изменено правило начисления стоимости парковки таким образом, чтобы сделать пользование парковочной системой 100 более выгодным для пользователя. Возможные сценарии реализации системы скидок за пользование парковочной системой 100 будут очевидны специалистам в данной области техники, и описанное выше представляет собой лишь один конкретный неограничивающий пример.
Далее со ссылкой на Фиг. 2 и 3 будет описан пример взаимодействия пользователя с парковочной системой 100 для транспортных средств, реализующей способ управления парковочной системой 100 для транспортных средств в соответствии со вторым аспектом настоящего изобретения.
Обращаясь к Фиг. 2, на этапе S1 пользователь подъезжает на своём транспортном средстве к устройству 130 управления доступом на въезде на парковку.
На этапе S2 пользователь сканирует QR-код, отображаемый на устройстве 110 отображения QR-кода (QR-код для въезда на парковку), при помощи своего абонентского устройства. При этом пользователю присваивается уникальный идентификационный код, который будет далее использоваться на протяжении всей данной сессии парковки для идентификации пользователя, исключая необходимость сбора дополнительных данных о пользователе и/или его транспортном средстве.
На этапе S3 пользователь получает на своё абонентское устройство, например, посредством сети мобильной (сотовой) связи, с которой соединено абонентское устройство, ссылку, которая отображается на дисплее абонентского устройства. При нажатии на ссылку пользователь открывает посредством веб-браузера, установленного на абонентском устройстве пользователя, веб-сайт 180 парковочной системы (в одном или более неограничивающих вариантах выполнения изобретения, в качестве альтернативы, на абонентском устройстве пользователя может запускаться предварительно установленное приложение парковочной системы).
На этапе S4 на дисплее мобильного устройства пользовательский интерфейс веб-сайта 180 парковочной системы отображает пользователю кнопку «Открыть шлагбаум». Нажимая на эту кнопку, пользователь даёт системе согласие с правилами пользования и тарифами парковочной системы.
На этапе S5 по меньшей мере один сервер 170 парковочной системы получает уникальный идентификационный код пользователя, присвоенный ему на этапе S2, для целей дальнейшей идентификации пользователя при взаимодействии с парковочной системой 100 через пользовательский интерфейс веб-сайта 180 парковочной системы. С уникальным идентификационным кодом пользователя связываются, в качестве неограничивающего примера, данные о времени парковки, стоимости парковки, введённых пользователем промо-кодах на скидки за пользование парковкой, занимаемом транспортным средством пользователя парковочном месте и т.п.
На этапе S6 уникальный идентификационный код пользователя сохраняется в базе 190 данных, связанной с сервером 170 парковочной системы. Следует отметить, что, хотя в общем в соответствии с изобретением уникального идентификационного кода достаточно для однозначной идентификации пользователя, в некоторых неограничивающих вариантах выполнения изобретения парковочная система 100 может при необходимости собирать дополнительные данные, такие как, не ограничиваясь, государственный регистрационный номер транспортного средства пользователя, номер телефона или иной идентификационный номер абонентского устройства пользователя в сети связи и т.п. Эти данные могут вводиться пользователем, например, через пользовательский интерфейс веб-сайта 180 парковочной системы и/или собираться системой автоматически, например от сети мобильной связи, с которой соединено абонентское устройство пользователя, посредством захвата изображения государственного регистрационного номера и распознавания символов на основе технологии оптического распознавания символов (OCR) и т.п. Однако такой сбор дополнительных идентификационных данных не является обязательным для всех вариантов выполнения системы согласно изобретению.
На этапе S7 центральный процессор 160 парковочной системы выдаёт контроллеру 150 устройства 130 управления доступом команду на открытие устройства 130 управления доступом (например, перемещение стрелы шлагбаума из горизонтального положения в вертикальное). Транспортному средству пользователя разрешается въезд на парковку. При этом центральный процессор 160 парковочной системы запускает таймер (начинает отсчёт) времени парковки, которое будет отсчитываться до момента открытия устройства управления доступом на выезде из парковки или до момента, когда парковочная система иным образом определит, что транспортное средство пользователя покинуло парковку.
На этапе S8 транспортное средство пользователя въезжает на парковку и размещается на парковочном месте, выбранном пользователем или, в некоторых вариантах выполнения изобретения, указанном пользователю парковочной системой 100.
Обращаясь к Фиг. 3, далее будет описано взаимодействие пользователя с парковочной системой 100 согласно изобретению при выезде транспортного средства пользователя с парковки.
На этапе S9 пользователь находит своё транспортное средство на парковке и осуществляет доступ к нему, намереваясь выехать с парковки.
На этапе S10 пользователь вновь открывает в веб-браузере своего абонентского устройства веб-сайт 180 парковочной системы. В качестве неограничивающего примера, пользователь может найти веб-сайт 180 парковочной системы в журнале недавно просмотренных страниц своего веб-браузера, либо воспользоваться ссылкой, полученной при сканировании QR-кода на въезде на парковку на этапе S2, описанном выше. Другие варианты повторного доступа пользователя к веб-сайту парковочной системы будут очевидны специалистам в данной области техники, и объём правовой охраны изобретения не ограничен конкретными подробностями в этом отношении.
На этапе S11 веб-сайт 180 парковочной системы предлагает пользователю ввести один или более промо-кодов на скидку за пользование парковочной системой. Для этого пользовательский интерфейс веб-сайта 180 парковочной системы может отображать одно или более диалоговых окон, кнопок и/или строк для ввода промо-кодов. На этом этапе парковочная система 100 определяет, введён ли пользователем промо-код. При положительном определении («Да» на этапе S11) способ переходит к этапу S12. При отрицательном определении («Нет» на этапе S11) способ переходит к этапу S13.
На этапе S12 пользователь вводит один или более промо-кодов с использованием пользовательского интерфейса веб-сайта 180 парковочной системы. Парковочная система 100 оценивает корректность ввода одного или более промо-кодов (в частности, количество и тип символов, синтаксис и т.п.) и действительность одного или более введённых промо-кодов. В случае, если промо-код введён некорректно или является недействительным, парковочная система 100 выдаёт пользователю соответствующее уведомление посредством одного или более диалоговых окон, сообщений, надписей и т.п., предлагая пользователю повторно ввести один или более промо-кодов или перейти к оплате парковки. Определение действительности промо-кода может осуществляться, например, посредством сравнения введённого промо-кода с одним или более промо-кодами, сохранёнными в соответствующей базе 190 данных парковочной системы 100.
Если промо-код введён корректно и является действительным, парковочная система 100 сразу осуществляет переход к оплате парковки, при этом производится перерасчёт стоимости парковки с применением скидки, соответствующей введённому пользователем промо-коду.
На этапе S13 веб-сайт 180 парковочной системы отображает пользователю страницу оплаты парковки, с указанием времени парковки, итоговой стоимости парковки и других данных. Кроме того, на этой странице пользователю отображается кнопка «Оплатить парковку». Нажимая на эту экранную кнопку, пользователь инициирует оплату парковки в соответствии с итоговой стоимостью парковки. Следует отметить, что оплата парковки может быть реализована при помощи различных онлайн-сервисов электронной оплаты, которые сами по себе широко известны в соответствующей области техники и не ограничивают объём правовой охраны изобретения выбором конкретных онлайн-сервисов. В качестве неограничивающего примера, можно упомянуть сервисы оплаты с помощью банковских карт систем Visa, MasterCard и т.п., и/или других платёжных систем, системы PayPal, системы ApplePay и т.п. Кроме того, в одном или более неограничивающих вариантах выполнения изобретения в одной или более базах 190 данных одного или более серверов 170 парковочной системы 100 может быть заранее заведена учётная запись данного пользователя и/или предоплаченный лицевой счёт, с которого при нажатии кнопки «Оплатить парковку» могут автоматически списываться средства для оплаты данной сессии парковки в соответствии с итоговой стоимостью парковки. Для осуществления оплаты парковочная система 100 может связываться с одним или более внешними серверами соответствующих онлайн-сервисов электронной оплаты.
На этапе S14 парковочная система 100 определяет, что оплата парковки выполнена успешно, после чего переходит к этапу S15. В случае, если по каким-либо причинам определение успешного выполнения парковки является отрицательным, способ возвращается к этапу S11, и веб-сайт 180 парковочной системы вновь предлагает пользователю оплатить парковку, ввести промо-коды и т.п.
На этапе S15 сервер 170 парковочной системы формирует новый QR-код (т.е. QR-код для выезда с парковки) и направляет его пользователю через веб-сайт 180 парковочной системы. QR-код для выезда с парковки отображается на дисплее абонентского устройства пользователя с обеспечением возможности считывания QR-кода с дисплея абонентского устройства пользователя сканером 120 QR-кодов.
Кроме того, веб-сайт 180 парковочной системы отображает пользователю время, оставшееся для выезда транспортного средства пользователя с парковки, с уведомлением о том, что в случае, если транспортное средство пользователя не выедет с парковки в течение указанного времени (например, 5, 10 или 15 минут), пользователю начнёт вновь начисляться стоимость парковки, в частности в размере 100% или менее (например, в размере 25%) от базового тарифа парковки за каждый определённый интервал времени до тех пор, пока транспортное средство пользователя не выедет с парковки. Запускается соответствующий таймер (начинается отсчёт времени).
На этапе S16 пользователь подъезжает к устройству 140 управления доступом на выезде с парковки. Пользователь подносит дисплей своего абонентского устройства с отображаемым на нём QR-кодом для выезда с парковки к сканеру 120 QR-кодов устройства 140 управления доступом. Сканер 120 QR-кодов считывает и распознаёт QR-код с дисплея абонентского устройства пользователя.
На этапе S17 в ответ на сканирование QR-кода для выезда с парковки и идентификацию пользователя парковочная система 100 определяет, истекло ли время, отведённое пользователю для выезда с парковки после её оплаты, например путём сравнения значения таймера с этапа S15 со значением интервала времени, в течение которого транспортное средство пользователя должно покинуть парковку. В случае отрицательного определения истечения времени («Нет» на этапе S17) способ переходит к этапу S18, а в случае положительного определения («Да» на этапе S17) способ переходит к этапу S19.
На этапе S18 уникальный идентификационный код пользователя для данной сессии парковки удаляется из соответствующей базы 190 данных парковочной системы 100.
На этапе S21 центральный процессор 160 парковочной системы отправляет контроллеру 150 устройства 140 управления доступом команду на открытие устройства 140 управления доступом (например, на перевод стрелы шлагбаума из горизонтального положения в вертикальное положение), открывая пользователю выезд из парковочной системы 100.
На этапе S22 транспортное средство пользователя покидает парковку, таким образом заканчивая данную сессию парковки в парковочной системе для транспортных средств согласно настоящему изобретению.
На этапе S19, к которому способ переходит в случае, если время, отведённое транспортному средству пользователя для выезда с парковки, истекло, а транспортное средство пользователя не покинуло парковку, парковочная система 100 вновь направляет на абонентское устройство пользователя ссылку на страницу оплаты парковки.
На этапе S20 веб-сайт 180 парковочной системы отображает пользователю посредством пользовательского интерфейса стоимость парковки, которую необходимо оплатить, и способ возвращается к этапу S13, при этом повторяются по существу те же этапы оплаты парковки и выезда транспортного средства пользователя с парковки, которые были описаны выше.
Описанный выше способ управления парковочной системой для транспортных средств может быть реализован под управлением одной или более компьютерных программ, компьютерных программных продуктов, программных модулей, блоков, и других элементов программного и/или микропрограммного обеспечения, сохранённых на одном или более машиночитаемых носителях. Для практической реализации способа управления парковочной системой могут использоваться различные сочетания аппаратного, программного, микропрограммного и т.п. обеспечения, которые сами по себе хорошо известны специалистам в данной области техники и не ограничивают объём правовой охраны настоящего изобретения. Упомянутые одна или более компьютерных программ могут быть реализованы на различных языках программирования, в виде наборов команд и/или машиноисполняемого кода, которые известны специалистам в данной области техники и также не ограничивают объём испрашиваемой правовой охраны.
Специалистам в данной области техники будет понятно, что выше описаны и показаны на чертежах лишь некоторые из возможных примеров технических приемов и материально–технических средств, которыми могут быть реализованы варианты выполнения настоящего изобретения. Приведенное выше подробное описание вариантов выполнения изобретения не предназначено для ограничения или определения объема правовой охраны настоящего изобретения.
Другие варианты выполнения, которые могут входить в объем настоящего изобретения, могут быть предусмотрены специалистами в данной области техники после внимательного прочтения вышеприведенного описания с обращением к сопровождающим чертежам, и все такие очевидные модификации, изменения и/или эквивалентные замены считаются входящими в объем настоящего изобретения. Все источники из уровня техники, приведенные и рассмотренные в настоящем документе, настоящим включены в данное описание путем ссылки, насколько это применимо.
При том, что настоящее изобретение описано и проиллюстрировано с обращением к различным вариантам его выполнения, специалистам в данной области техники будет понятно, что в нем могут быть выполнены различные изменения в его форме и конкретных подробностях, не выходящие за рамки объема настоящего изобретения, который определяется только нижеприведенной формулой изобретения и ее эквивалентами.
Парковочная система содержит устройство управления доступом (130, 140) на въезде и выезде с парковки, центральный процессор (160), сервер (170), на котором размещён веб-сайт (180) парковочной системы. Устройство управления доступом на въезде на парковку содержит устройство отображения QR-кода (110). В ответ на сканирование QR-кода для въезда на парковку абонентским устройством пользователя парковочная система формирует уникальный идентификационный код пользователя, идентифицирующего пользователя только на протяжении данной сессии парковки, и направляет на абонентское устройство пользователя ссылку на веб-сайт (180) парковочной системы. Веб-сайт (180) парковочной системы принимает от пользователя команду на открытие устройства управления доступом (130) на въезде на парковку и на оплату стоимости парковки. Сервер (170) парковочной системы формирует QR-код для выезда с парковки в ответ на успешную оплату стоимости парковки. Устройство управления доступом на выезде с парковки (140) сканирует QR-код для выезда с парковки с дисплея абонентского устройства пользователя. Парковочная система открывает устройство управления доступом на выезде с парковки (140) в ответ на сканирование QR-кода для выезда с парковки. Предложен также способ управления парковочной системой. Достигается управление парковкой. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Парковочная система для транспортных средств, содержащая:
- устройство управления доступом на въезде на парковку;
- устройство управления доступом на выезде с парковки;
- центральный процессор;
- по меньшей мере один сервер, на котором размещён веб-сайт парковочной системы;
отличающаяся тем, что:
- устройство управления доступом на въезде на парковку содержит устройство отображения QR-кода, выполненное с возможностью отображения QR-кода для въезда на парковку;
- в ответ на сканирование QR-кода для въезда на парковку абонентским устройством пользователя парковочная система выполнена с возможностью формирования уникального идентификационного кода пользователя, идентифицирующего пользователя только на протяжении данной сессии парковки, и направления на абонентское устройство пользователя ссылки на веб-сайт парковочной системы;
- веб-сайт парковочной системы выполнен с возможностью приёма от пользователя команд на открытие устройства управления доступом на въезде на парковку и на оплату стоимости парковки;
- по меньшей мере один сервер парковочной системы выполнен с возможностью формирования QR-кода для выезда с парковки в ответ на успешную оплату стоимости парковки;
- устройство управления доступом на выезде с парковки содержит сканер QR-кодов, выполненный с возможностью сканирования QR-кода для выезда с парковки с дисплея абонентского устройства пользователя; и
- парковочная система выполнена с возможностью открытия устройства управления доступом на выезде с парковки в ответ на сканирование QR-кода для выезда с парковки.
2. Система по п. 1, в которой по меньшей мере один сервер соединён по меньшей мере с одной базой данных, выполненной с возможностью сохранения уникального идентификационного кода пользователя, по меньшей мере, на время данной сессии парковки.
3. Система по п. 1, в которой веб-сайт парковочной системы выполнен с возможностью приёма от пользователя одного или более промокодов на скидку за парковку, и по меньшей мере один сервер парковочной системы выполнен с возможностью проверки корректности и/или действительности упомянутых одного или более промокодов, и выполнен с возможностью перерасчёта стоимости парковки на основании одного или более введённых промокодов.
4. Система по п. 1, выполненная с возможностью запуска таймера отсчёта оставшегося времени для выезда транспортного средства пользователя с парковки в ответ на успешную оплату стоимости парковки, при этом, если оставшееся время для выезда транспортного средства с парковки истекает до того, как транспортное средство пользователя выехало с парковки, веб-сайт парковочной системы выполнен с возможностью повторного приёма команд от пользователя на оплату парковки.
5. Система по п. 1, в которой каждое из упомянутых устройств управления доступом содержит контроллер и исполнительный механизм, выполненный с возможностью приведения в движение стрелы шлагбаума, по меньшей мере одной створки ворот или поднимаемого/опускаемого барьера.
6. Способ управления парковочной системой, содержащий этапы, на которых:
- отображают QR-код для въезда на парковку на устройстве отображения QR-кода;
- в ответ на сканирование QR-кода для въезда на парковку абонентским устройством пользователя формируют уникальный идентификационный код пользователя, идентифицирующий пользователя только на протяжении данной сессии парковки;
- направляют на абонентское устройство пользователя ссылку на веб-сайт парковочной системы;
- принимают от пользователя команды на открытие устройства управления доступом на въезде на парковку и на оплату стоимости парковки посредством веб-сайта парковочной системы;
- формируют QR-код для выезда с парковки в ответ на успешную оплату стоимости парковки;
- сканируют QR-код для выезда с парковки с дисплея абонентского устройства пользователя; и
- открывают устройство управления доступом на выезде с парковки в ответ на сканирование QR-кода для выезда с парковки.
7. Способ по п. 6, дополнительно содержащий этапы, на которых принимают от пользователя один или более промокодов на скидку за парковку, проверяют корректность и/или действительность упомянутых одного или более промокодов и выполняют перерасчёт стоимости парковки на основании одного или более введённых промокодов.
8. Способ по п. 6, дополнительно содержащий этап, на котором запускают таймер отсчёта оставшегося времени для выезда транспортного средства пользователя с парковки в ответ на успешную оплату стоимости парковки, и, если оставшееся время для выезда транспортного средства с парковки истекает до того, как транспортное средство пользователя выехало с парковки, повторно принимают от пользователя команду на оплату парковки.
US 2015095123 A1, 02.04.2015 | |||
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба | 1920 |
|
SU11A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
Насос | 1917 |
|
SU13A1 |
Мяльно-трепальный станок для обработки тресты лубовых растений | 1922 |
|
SU200A1 |
Авторы
Даты
2021-12-30—Публикация
2021-07-28—Подача