Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и является способом профилактики и лечения приобретенных деформаций позвоночника у детей с использованием слэклайна.
Слэклайн - это способ эквилибристики, а именно: хождение на подвешенной стропе. Эквилибристика - это искусство делать упражнения, не теряя равновесия в трудных положениях.
Данный способ относится к терапии методом самостоятельной ЛФК, основной целью которой является восстановление правильного положения тела в пространстве за счёт его равновесия и является универсальным при формировании нарушения осанки, кифоза, как С-образного, так и S-образного сколиозов.
Негативные тенденции в состоянии здоровья детей усиливаются ежегодно. Особенности заболеваемости в Приморском крае и темпы ее прироста в сравнении с Российской Федерацией указывают на: высокие показатели общей заболеваемости детей, а так же в классе М(00-99) болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. В структуре заболеваний по классу М(00-99) одно из первых мест занимает сколиоз, коррекция, профилактика и реабилитация при котором не приносит значимых положительных результатов.
Традиционно в детской ортопедии считается наиболее эффективным способом использование корсета Шено и гимнастики по К. Шрот. Например, Николаев Вениамин Фёдорович, Барановская Ирина Александровна, Андриевская Алла Олеговна « Результаты применения функционально-корригирующего корсета типа Шено в комплексной реабилитации детей и подростков с идиопатическим сколиозом». 2018г. Но у этого способа есть существенный недостаток: неудобство. Ребёнок вынужден длительно носить корсет (от4-6 месяцев и более), в том числе и во время сна. Также требуется личное посещение специалиста с целью изготовления корсета Шено и обучению гимнастики К.Шрот.
Также ряд других авторов, например, Сомов Д.А, Макарова М.Р. «Современные аспекты ЛФК сколиоза у детей и подростков на санаторном этапе реабилитации», 2016г., проводя ЛФК с целью коррекции сколиотической деформации, отмечают улучшение равновесия. Недостаток этого способа в том, что залогом успешной реабилитации является посещение санатория. Если ребёнок не может прибыть в санаторий, то он обречён на усиление деформации опорно-двигательного аппарата.
Наиболее близким способом к заявленному изобретению является способ, опубликованный Капилевич Л.В., Давлетьярова К.В., Овчинникова Н.А. «Совершенствование навыков координации и равновесия у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата за счёт включения элементов ЛФК в структуру академических занятий по физическому воспитанию», 2017г. В данной работе была исследована группа пациентов, с которыми были проведены ряд различных ЛФК, в том числе и на стабилографе «Стабилон 1» . Результатом были качественные изменения со стороны опорно-двигательного аппарата. Однако и у этого способа есть недостаток: нет движения пациента вперёд. Пациент выполняет ЛФК стоя на аппарате. В жизни человек всегда в движении с определенным стереотипом ходьбы. Наш способ принципиально отличается тем, что равновесие тела выстраивается именно в движении вперёд в «стрессовых» условиях. Чем и достигается быстрый результат.
Все врачи, использующие различные способы ЛФК в ортопедии детского возраста, получая клинически достоверные положительные результаты со стороны опорно-двигательного аппарата, также обязательно отмечают улучшение со стороны системы равновесия. Поэтому нами был создан способ коррекции ортопедической патологии с использованием слэклайна, как наиболее быстрый и эффективный способ работы с равновесием.
Заявленный способ является максимально эффективным, потому что задействованы сразу все функции организма (ЦНС, ПНС, мышцы и сухожилия, вестибулярный аппарат, органы зрения). Преимуществом нашего способа является возможность заниматься самостоятельно без участия специально обученных специалистов.
Задачей настоящего изобретения является разработка способа лечения сколиоза у детей и подростков с использованием подвешенной стропы (слэклайн), позволяющего быстро и эффективно остановить формирование ортопедической патологии опорно-двигательного аппарата.
Поставленная задача решается тем, что предложенный метод основан на законах науки «физика» и физиологии человека: закон силы тяжести, закон всемирного тяготения, закон ответной реакции опоры, закон силы упругости, афферентные и эфферентные связи вестибулярного аппарата и др.
Патомеханизм метода: при ходьбе на подвешенной стропе человек воздействует на неё с силой тяжести, направленной перпендикулярно вниз. Согласно формуле F (тяжести^ mgj,. А на человека начинает действовать в ответ две силы со стороны подвешенной стропы:
1) Сила (F) упругости стропы в ответ на её растяжение F упругости = -К АХ (разница длины).,
к - коэффициент растяжения. У каждой стропы индивидуален, зависит от свойств материалов. Сила упругости стропы зависит от изменения её длины. Вследствие растяжения стропы её длина увеличивается.
1) Сила реакции опоры стропы в ответ на действие силы тяжести человека.
Сила реакции опоры стропы всегда равна силе действия предмета, давящего на поверхность опоры, и направлена строго перпендикулярно в ответ на силу тяжести. Сила упругости стропы и сила реакция опоры суммируются, воздействуя на человека, но всегда строго перпендикулярно воздействию силы тяжести самого человека. Таким образом, взаимодействие системы «человек - стропа» - это две взаимоперпендикулярные силы, направление которых может совпадать с силой Земного притяжения или не совпадать с этой системой. Стропа располагается строго перпендикулярно к поверхности Земли. Человек не падает, если его система равновесия и стереотип движения выстроены правильно. Тогда центр тяжести не смещен, а расположен строго посередине тела, и воздействие на стропу перпендикулярное.
Костно-мышечная система выполняет роль точки опоры для прикрепления мышц через сухожилие. Кости принимают форму и вид согласно воздействию на них мышц. Следовательно, нервный импульс, идущий от коры головного мозга к кости, определяет форму кости, опосредованно воздействием на них через сокращение скелетных мышц. Т.е. при двухсторонней симметричной нагрузке, кости принимают правильное симметричное положение в пространстве и принимают правильную симметричную форму. При асимметричной подаче нервных импульсов на скелетную мускулатуру формируется патологический спазм мышц, действующий на кости, которые будут вынуждены деформироваться в сторону согласно асимметрии воздействия (влево или вправо), что приводит к формированию сколиоза.
При смещенном центре тяжести тела (при сколиозе), учитывая, что ответная реакция опоры всегда перпендикулярная, выстраивание двух взаимонаправленных сил в одну линию происходит в сторону от линии, перпендикулярной стропе и стропа наклоняется под действием силы тяжести из смещенного центра, а человек падает.
Вестибулярный анализатор обеспечивает центральную нервную систему специфической информацией для обеспечения четырех основных функций:
1) поддержания общей ориентации тела относительно вектора гравитации;
2) обеспечения равновесия движений и позиции тела;
3) перенастройки вегетативных функций организма после перемены положения тела;
4) обеспечения стабилизации взора, то есть формирует систему равновесия.
Поэтому умение ходить по подвешенной стропе и не падать зависит от работы системы равновесия. Система равновесия человека - это сложная работа комплекса, представленного вестибулярным анализатором, органами зрения и слуха, мозжечком, корой головного мозга, тактильными и проприорецепторами, даже рецепторы стоп, чувствительные к изменению давления на подошву. ЦНС «собирает» информацию с перечисленных структур и даёт команду скелетной мускулатуре, чтобы удержать голову, совершить движение вперёд, удержать равновесие, подстроиться под меняющееся положение тела и не упасть, и т.д. Поэтому именно центр тяжести служит ориентиром для работы скелетной мускулатуры в построении тела относительно его осей и плоскостей, то есть определяет симметричность тела. Учитывая, что система равновесия это не врожденная устойчивая система, а механизм навыка (формируется у ребёнка в процессе тренировок), поэтому её можно тренировать с помощью «симметричных» спортивных нагрузок, в том числе хождением по подвешенной стропе, так как это наиболее эффективный и самый быстрый способ восстановления баланса, что формирует симметричность нервного импульса опосредованно через кору головного мозга и препятствует торсии позвонков при профилактике сколиоза. Длительность тренировок от 4 недель до 3-4 месяцев.
Оснащение метода: специальная нейлоновой или полиэстеровая стропа, натянутая между неподвижными опорами (станциями). Степень натяжения и длина регулируется в зависимости от потребностей и целей. Существуют разные по ширине и структуре стропы мы рекомендуем использовать жесткую стропу шириной 5см. Стропа размещается на небольшой высоте (20-30 см) над землей, поэтому вследствие небольшой высоты можно обойтись без страховки.
Данный способ коррекции был уже применён на 15 пациентах с получением положительной динамики у всех, кто освоил ЛФК на подвешенной стропе.
Клинические примеры выполнения способа.
1) Пациентка А., 12 лет. На первичном осмотре выявлены признаки торсии (рёберный горб справа, поясничный валик слева, R-ки идиопатический S-образный сколиоз Пет), асимметрия костей таза, плоскостопие разной степени (слева 2 ст, справа 1 ст). Через 3 месяца работы на подвешенной стропе клинически и рентгенологически улучшение состояния пациентки. R- ки S-образный сколиоз I степени.
2) Пациент М., 8 лет. На первичном осмотре выявлены: выраженная асимметрия лопаток и надплечий, треугольников талии. Асимметрия подвздошных костей. Плоскостопие с подвывихом таранных костей с двух сторон (3 степень) На рентгенограмме: R- ки угол торсии в грудном отделе на вершине Th7 равен 5°. Через 3 месяца ЛФК на подвешенной стропе Угол торсии уменьшился на 2°, внешне значительно уменьшилась асимметрия лопаток и треугольников талии.
Источники информации
1. Фейнман Р.,Лейтон Р., СэндсМ. «Фейнмановские лекции по физике. Современная наука о природе», 2019г,
2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б,Чаругин В. М. / Под ред. Парфентьевой Н. А.,2019г
3. Анатомия и физиология человека, 2019
4. Федюкович Н.И. Медицинская физиология, 2018.
5. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» как инструмент охраны и укрепления здоровья подростков// Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2011. - № 2. - С. 11-21;
6. Танская Г.А., Паатова М.Э. Комплексный подход к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков и молодежи //Актуальные проблемы гуманитарных и социально - экономических наук. -2016. - т. 10. - № 3-2. - С. 118-120).
7. vmw.http://primstat.gks.ru/wps/wcm/comiect/rossM_ts/primstat/resources. pdf. Федеральная служба государственной статистики территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОПЕРИРОВАННЫХ ПО ПОВОДУ СКОЛИОЗА | 2007 |
|
RU2357769C1 |
СПОСОБ КОНСЕРВАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОЗА 1 и 2 СТЕПЕНИ У ДЕТЕЙ | 2015 |
|
RU2606313C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ИДИОПАТИЧЕСКИХ СКОЛИОЗОВ | 2010 |
|
RU2454985C1 |
Способ лечения сколиоза с помощью выполнения супинации в лучезапястном суставе с активным отведением первого пальца (противопоставление) и супинацией стоп в определенной структурировнной последовательности и временных этапах | 2023 |
|
RU2825535C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОЗА 1 И 2 СТЕПЕНИ С ПЕРЕКОСОМ ТАЗА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | 2023 |
|
RU2802506C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ МЫШЕЧНОГО ДИСБАЛАНСА ПОЗВОНОЧНИКА И ПАРАВЕРТЕБРАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ | 1998 |
|
RU2155571C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ ПОЗВОНОЧНИКА И ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2329014C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ПОЗВОНОЧНИКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА | 2004 |
|
RU2294729C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОЗА | 2004 |
|
RU2277893C2 |
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОМПРЕССИОННЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА | 2011 |
|
RU2464962C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и является способом профилактики и лечения приобретенных деформаций позвоночника у детей посредством использования подвешенной стропы. Проводят лечение сколиоза у детей и подростков с использованием слэклайна, включающее хождение пациента на подвешенной стропе шириной 5 см, фиксированной между двумя станциями и натянутой на высоте 20 см. Пациент совершает движения вперед, удерживая равновесие. Длительность тренировки от 4 недель до 4 месяцев. Способ обеспечивает повышение эффективности лечения. 2 пр.
Способ лечения сколиоза у детей и подростков с использованием слэклайна, включающий хождение пациента на подвешенной стропе шириной 5 см, фиксированной между двумя станциями и натянутой на высоте 20 см, при этом пациент совершает движения вперед, удерживая равновесие, длительность тренировки от 4 недель до 4 месяцев.
КАПИЛЕВИЧ Л | |||
В | |||
и др | |||
Совершенствование навыков координации и равновесия у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата за счет включения элементов лечебной физической культуры в структуру академических занятий по физическому воспитанию | |||
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами | 1924 |
|
SU2017A1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ ПОЗВОНОЧНИКА И ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2329014C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ | 2008 |
|
RU2369349C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОЗА I-II СТЕПЕНИ | 2005 |
|
RU2299055C2 |
ТОЛКАЧЕВ И.В |
Авторы
Даты
2022-01-11—Публикация
2020-12-08—Подача