Изобретение относится к техническим средствам профессионального отбора, обучения, контролируемого и самостоятельного совершенствования, соревнований и аттестации специалистов радиосвязи и телеграфной азбуки - радиотелеграфистов.
Известен генератор кода Морзе (А. с. СССР 310347), генерирующий непериодические последовательности кодов Морзе.
К сожалению, этот генератор кода Морзе имеет ограниченные функциональные возможности и жестко фиксированный в его структуре алгоритм работы.
Известен автоматический датчик кода Морзе (журнал Радио, 1978, №2, с. 46), содержащий задающий генератор, электронный телеграфный ключ, выходное устройство, датчик комбинаций, счетчик элементов с дешифраторами, устройство выбора текста, кодопреобразователь, анализатор нелатинских знаков, триггер вступления, счетчик длительности паузы и блок питания.
И этот автоматический датчик кода Морзе (ДКМ) также имеет ограниченные функциональные возможности и жестко фиксированный в его структуре алгоритм работы.
Известен автоматический ДКМ (А.с. СССР 1309324), который дополнительно формирует изображения генерируемых знаков.
К сожалению, этот ДКМ также имеет ограниченные функциональные возможности и жестко фиксированный в его структуре алгоритм работы.
Известен тренажер - клавиатурный ДКМ (журнал Радио, 2016, №3, с. 62-63), предназначенный для изучения телеграфной азбуки. Он работает совместно со стандартной компьютерной клавиатурой IBM PC/AT с разъемом подключения через порт PS/2. Тренажер позволяет формировать сигналы как отдельных знаков, так и три вида тренировочных текстов: буквенный, цифровой и смешанный. Тренировочные тексты состоят из 25 групп по пять знаков. Тексты не смысловые, группы состоят из случайных знаков. Скорость передачи сигналов можно изменять от 7 до 25 групп в минуту, контролируя ее по светодиодному цифровому индикатору. Слуховой контроль сигналов осуществляется через встроенный громкоговоритель. Возможны регулировка громкости и изменение тона звукового сигнала. В устройстве предусмотрен динамический клавиатурный буфер объемом в 32 знака.
К сожалению, и этот тренажер - клавиатурный ДКМ также имеет ограниченные функциональные возможности и жестко фиксированный в его структуре алгоритм работы.
ОАО «Сарапульский радиозавод» разработал для освоения навыков работы на выпускаемых предприятием радиостанциях «Учебные классы» с расширенными функциональными возможностями, гибкой структурой фиксированного объема и программной фиксацией алгоритма функционирования. А именно Учебный класс «Урал-П» МКСИ.469579.002 (в дальнейшем - изделие-П) предназначен для повышения эффективности и качества обучения специалистов: работе на средствах связи; передаче телеграфных знаков азбуки Морзе с телеграфного ключа, с имитатора ДКМ; приему телеграфных знаков азбуки Морзе на слух.
Изделие-П должно оставаться работоспособным при нахождении на расстоянии более 50 метров от источника радиоизлучения мощностью 1 кВт. Изделие-П обеспечивает: функционирование рабочих мест в операционной системе не ниже Windows 2000 RU; имитацию звуковых сигналов телеграфной работы в линиях между рабочими местами (РМ) в количестве от 1 до 30; имитацию радиопомех (на основе решений реализованных в изделиях «Смена», «Учеба-1М»); генерацию и передачу разделительных и служебных знаков, буквенных, цифровых, буквенно-цифровых и смешанных текстов различной сложности объемом 50, 100, 200, 500, 1000 групп со скоростью от 4 до 30 групп в минуту (при генерации текстов предусмотрена возможность выбора варианта звучания цифры «0»); обучение и тестирование у обучаемых навыков приема на слух, передачи телеграфным ключом и имитатором ДКМ знаков азбуки Морзе (при выставлении оценок учитывается ритмичность, скорость приема и передачи, количество ошибок и нормативы для различных категорий обучаемых); вывод знаков азбуки Морзе на экран монитора или блока сопряжения с телеграфного ключа, с имитатора ДКМ; разделение на группы по 5 знаков в каждом из передаваемых текстов (буквенные, цифровые, буквенно-цифровые и служебные знаки, смешанные тексты); совместную работу изделий «Урал-С» (РМ от 1 до 30) и «Урал-П» (РМ от 1 до 30) согласно указанным требованиям к изделиям; в автономном режиме выполнение требований по обучению и тестированию навыков приема на слух и передаче знаков азбуки Морзе; составление общего плана подготовки обучаемых и индивидуальных планов подготовки каждого оператора; возможность передачи текстов знаков азбуки Морзе с клавиатуры ПЭВМ (имитатор ДКМ) со скоростью от 4 до 30 групп в минуту; составление расписания проведения сеансов связи класса подготовки; выдачу индивидуальных задач на каждое рабочее место; выбор скорости принимаемого текста; вывод знаков азбуки Морзе на интерфейсный блок и (или) экран ПЭВМ с телеграфного ключа, с имитатора ДКМ кодом Морзе; выбор типа принимаемого текста (буквенный, цифровой, буквенно-цифровой, разделительные и служебные знаки, смешанный текст); выбор сложности текста; выбор программы (тестовая или обучающая); выбор помеховой обстановки; выбор способа слухового приема азбуки Морзе (с записью на бумажный носитель или с набором принятого текста на клавиатуре ПЭВМ, прием текстов, сформированных на РМ руководителя, прием текстов с РМ другого обучаемого при обмене информацией с другим РМ; возможность слухового контроля руководителем занятий телеграфной работы на РМ от 1 до 30; деление обучаемых на подгруппы с индивидуальными и общими задачами; мониторинг любого рабочего места в режиме реального времени; контроль проведения учебных сеансов связи; контроль за ходом обучения в реальном масштабе времени путем выдачи и корректировки заданий, а также просмотр действий обучаемого; полнодоступную коммутацию рабочих мест с рабочего места руководителя; формирование отчета о проведенной работе на РМ от 1 до 30; возможность вывода на печать информации о результатах работы рабочих мест от 1 до 30, а также имеющихся в памяти ПЭВМ методик и инструкций по эксплуатации; обеспечение функционирования ПО MsOffice и антивирусных средств; ведение базы данных (на 12 групп по 30 человек) выполнения каждым обучаемым контрольных упражнений. Система управления Базы данных включает: санкционированное разграничение доступа к специальному математическому обеспечению, базам данных, а также их корректировка; разграничение доступа к тем или иным заданиям (приложениям) в соответствии с планом индивидуальной подготовки оператора; корректировку заданий с РМ руководителя занятий; возможность ввода и отображения на экране в виде подсказки имеющихся на радиоузлах правил, технических описаний, технических условий аппаратуры, руководства пользователя.
Изделие питается от сети переменного тока с частотой 50 или 60 Гц напряжением от 187 до 242 В.
Рабочее место руководителя обеспечивает работу при питании от источника постоянного напряжения 12…30 В.
Блоки сопряжения соответствуют требованиям МКСИ.469579.002 ТУ при электропитании от источника постоянного тока напряжением от 10,5 до 14,5 В.
Рабочие места №1…№30 при работе в стационарных условиях питаются от сетевого блока питания ИВ2.087.126. 2.2.7 Ток, потребляемый блоком сопряжения МКСИ.465677.002 - не более 0,15 А.
Напряжение на телефонах, подключенных к блоку сопряжения - не менее 0,1 В.
Зарядное устройство ЭХ2.087.264 (в дальнейшем зарядное устройство) обеспечивает: выходное напряжение (16,5±0,5) В; выходной ток (700±20) мА.
Сетевой блок питания обеспечивает: выходное напряжение на нагрузке 6 Ом при питании от сети переменного тока (220±22) В - (12±1)В; при номинальном напряжении сети 220 В, ток потребления не более: 0,2 А.
Батарея аккумуляторная МКСИ.563551.010 (в дальнейшем батарея аккумуляторная) обеспечивает: номинальную емкость - 5,0 А/ч.; номинальное напряжение - 12,0 В; напряжение разомкнутой цепи заряженной батареи - не менее 12,5 В; конечное разрядное напряжение - (10±0,2)В.
В состав изделия-П входят: рабочее место руководителя занятий (РМРЗ) и рабочие места обучаемых (РМО) №1… №30.
РМРЗ занятий состоит из следующих основных частей: ПЭВМ; блок сопряжения руководителя МКСИ.465677.002-01; головные телефоны МКСИ.468624.002; ключ телеграфный МКСИ.468641.004; аудиоколонки; манипулятор «мышь»; сетевой выключатель. ПЭВМ типа «Notebook» в комплекте с манипулятором типа «мышь» предназначены для выполнения обучающих программ и организации связи между рабочими местами. Блок сопряжения руководителя предназначен для формирования радиограмм азбуки Морзе в автономном режиме и при обмене между РМ, а также для ввода знаков азбуки Морзе с телеграфного ключа и имитатора ДКМ. В стационарных условиях электропитание изделия осуществляется от сетевого блока питания ИВ2.087.126. 4.3 В полевых условиях электропитание изделия осуществляется от батареи аккумуляторной МКСИ.563551.010. 4.4 Заряд аккумуляторной батареи МКСИ.563551.010 осуществляется от зарядного устройства ЭХ2.087.264.
Разработаны программы ЭВМ «Рабочее место обучаемого» и «Рабочее место руководителя занятий». Программа «Рабочее место обучаемого» предназначена для повышения эффективности и качества обучения специалистов.
Учебный класс «Урал-П» имеет развитые функциональные возможности и программное обеспечение. Однако, в нем не предусмотрены устройства индивидуализации обучения и индивидуальной коррекции навыков обучаемого, отсутствуют модели каналов и средств связи.
Учебный класс «Урал-С» МКСИ.469579.001 (в дальнейшем - изделие-С) предназначен для повышения эффективности и качества обучения специалистов: работе на средствах связи; передаче информации с клавиатуры имитатора ДКМ (с наличием цифрового и буквенного регистра); передаче телеграфных знаков азбуки Морзе с телеграфного ключа; приему телеграфных знаков азбуки Морзе на слух; кодовым фразам и сокращениям.
Изделие-С обеспечивает: обучение личного состава основам станционно-эксплуатационной службы; имитацию работы в радиолинии; имитацию радиопомех (на основе решений реализованных в изделиях «Смена», «Учеба-1М») на РМ и в линиях; вывод знаков азбуки Морзе на экран монитора с телеграфного ключа, с имитатора ДКМ кодом Морзе; генерацию звуковых сигналов и передачу разделительных и служебных знаков, буквенных, цифровых, буквенно-цифровых и смешанных текстов различной сложности объемом 50, 100, 200, 500, 1000 групп со скоростью от 4 до 30 групп в минуту (при генерации текстов предусмотрена возможность выбора варианта звучания цифры «0»); обучение и тестирование у обучаемых навыков приема на слух и передачи телеграфным ключом знаков азбуки Морзе (при выставлении оценок учитывается ритмичность, скорость приема и передачи, количество ошибок и нормативы для различных категорий обучаемых); передачу телеграфных знаков азбуки Морзе с возможностью ввода оператором принимаемого на слух текста с клавиатуры и автоматическим определением и индикацией ошибочно принятых знаков; разделение на группы по 5 знаков в каждой передаваемых текстов (буквенных, цифровых, буквенно-цифровых и служебных знаков, смешанных); передачу информации с клавиатуры персонального компьютера (ПК), а также возможность имитации клавиатуры ДКМ; работы на имитаторе радиолинии по правилам связи радиотелеграфом/радиотелефоном; возможность просмотра на РМ учебных цифровых фильмов; а также трансляцию учебных видеофильмов с РМРЗ. Типовой сценарий учебного фильма: эмулирование процессов организации связи, ввода исходных данных (наименование корреспондента, позывной корреспондента, частоты для работы, вид сеанса, периоды времени, коэффициенты, режимы работ) и планирование сеансов (составление программ радиосвязи), ведения связи (обмен информацией) на указанных средствах, подготовка (ввода-вывода) нагрузки (радиограммы); совместную работу изделий «Урал-С» (РМ от 1 до 30) и «Урал-П» (РМ от 1 до 30) согласно указанным требованиям к изделиям; выполнение на РМ требований по обучению и тестированию навыков работы на клавиатуре ПЭВМ в автономном режиме; составление общего плана подготовки обучаемых и индивидуальных планов подготовки каждого оператора; составление расписания проведения сеансов связи класса подготовки; выдачу индивидуальных задач на каждое РМ; выбор скорости принимаемого текста обучаемым; выбор типа принимаемого текста (буквенный, цифровой, буквенно-цифровой, служебных знаков и смешанных текстов); выбор помеховой обстановки; выбор программы, имитирующей и/или демонстрирующей работу изделия радиосвязи; выбор сложности текста; выбор программы (тестовая или обучающая); вывод знаков азбуки Морзе на экран монитора с телеграфного ключа или ДКМ; выбор способа слухового приема азбуки Морзе (с записью на бумажный носитель, с набором принятого текста на клавиатуре, прием текстов, сформированных на РМ руководителя, прием текстов с РМ другого обучаемого при обмене информацией с другим РМ); деление обучаемых на подгруппы с индивидуальными и общими задачами обучения и тестирования; мониторинг любого РМ в режиме реального времени; контроль знаний кодовых фраз и сокращений и знаний, полученных при обучении; контроль проведения учебных сеансов связи; контроль за ходом обучения в реальном масштабе времени путем выдачи и корректировки задании, а также просмотр действий обучаемого; полнодоступную коммутацию рабочих мест с РМРЗ; прием с РМО от 1 до 30 форм отчетов о проведенных сеансах связи; формирование отчета о проведенной работе на РМО от 1 до 30; возможность визуального и слухового контроля любого РМ; вывод на печать информации о результатах работы РМ от 1 до 30, а также имеющихся в памяти ПЭВМ методик и инструкций по эксплуатации; обеспечение функционирования ПО MsOffice и антивирусных средств; регистрация сбоев при работе в режиме буквопечатания; ведение базы данных (на 12 групп по 30 человек) выполнения каждым обучаемым контрольных упражнений. База данных включает: дату и время выполнения упражнения, название и номер упражнения, время выполнения упражнения и основные допущенные ошибки. Система управления базой данных (СУБД) обеспечивает санкционированное разграничение доступа к специальному математическому обеспечению, базам данных, а также их корректировке; разграничение доступа к тем или иным заданиям (приложениям) в соответствии с планом индивидуальной подготовки оператора; анализ и контроль действий операторов с выдачей сообщений об ошибках или неправильных (сбойных) ситуациях или действиях оператора, не соответствующих установленным правилам и инструкциям по эксплуатации; по команде руководителя архивирование (запись) действий операторов, для их последующего разбора и пошагового просмотра; ввод различных видов радиопомех при слуховом приеме и обмене информацией; корректировку заданий с РМ руководителя занятия; возможность ввода и отображения на экране в виде подсказки имеющихся на радиоузлах правил, технических описаний, технических условий аппаратуры, руководства пользователя. Обучение включает: а) получение сведений обучаемым о: назначении изделия-С и кратких тактико-технических характеристиках (ТТХ); расположении и назначении органов управления, и индикации; режимах работы изделия-С; полных ТТХ; наименовании кодовых фраз и сокращений; теоретических основах изучения телеграфных знаков азбуки Морзе; теоретических основах изучения принципа работы на клавиатуре ПЭВМ и телеграфного аппарата, б) практические навыки по: подготовке изделия-С к работе; выбору режимов работы; накоплению и обработке информации; обмену информацией с внешними носителями; знанию кодовых фраз и сокращений; работе на телеграфном ключе; на клавиатуре ПЭВМ и на имитаторе ДКМ. Тестирование должно включать: проверку полученных знаний при обучении. На РМ операторов связи реализован интерактивный интерфейс взаимодействия пользователя с выданным заданием (приложением). Предусмотрена возможность дальнейшего расширения функций изделия-С и модернизация. Разработаны программные симуляторы алгоритмов работы указанных выше технических средств связи. Симуляторы функционируют в двух режимах - диалоговом (обучающем) и контрольном (с фиксацией ошибок оператора).
Изделие-С питается от сети переменного тока с частотой 50 или 60 Гц напряжением от 187 до 242 В. Изделие-С обеспечивает работу при кратковременном (не более 1 минуты) отключении сети переменного тока. В состав изделия-С входят: РМРЗ и РМО №1…№30. РМРЗ состоит из следующих основных частей: ПЭВМ; клавиатура; манипулятор «мышь»; ЖК монитор 17''; лазерный принтер; аудиоколонки; микрофонно-телефонная гарнитура; коммутатор устройств звука МКСИ.465219.001; источник бесперебойного питания; сетевой удлинитель; ключ телеграфный МКСИ.468641.004. РМ обучаемого состоит из следующих основных частей: ПЭВМ; клавиатура; манипулятор «мышь»; ЖК монитор 17''; источник бесперебойного питания; Телефонная гарнитура; ключ телеграфный МКСИ.468641.004; специализированное РМ обучаемого.
Учебный класс «Урал-С предусматривает имитацию реальных средств связи, имеет развитые функциональные возможности и программное обеспечение. Однако, не производится индивидуальный автоматизированный анализ результатов обучения, индивидуальная коррекция навыков обучаемого, РМ педагога не имеет устройств автоматизации учебного процесса, что приводит к перегрузке педагога и снижению оперативности работы группы обучаемых, к снижению качества и показателей результатов учебного процесса.
Прототипом предполагаемого изобретения является Учебный класс «Урал-Морзе» МКСИ.469579.014 (далее по тексту - Изделие-У), предназначенный для повышения эффективности и качества обучения специалистов по:
- передаче информации с клавиатуры имитатора ДКМ (с наличием цифрового и буквенного регистра);
- передаче телеграфных знаков азбуки Морзе с телеграфного ключа;
- приему телеграфных знаков азбуки Морзе на слух с записью на бумажный носитель, с набором принятого текста на клавиатуре, приему текстов, сформированных на РМ руководителя, приему текстов, сформированных на РМ другого обучаемого при обмене информацией с РМ другого обучаемого;
- кодовым фразам и сокращениям;
- обмену телеграфными сообщениями.
Изделие-У содержит
Сетевой коммутатор
Подключенное к сетевому коммутатору РМРЗ, содержащее
Компьютер руководителя занятий
- с монитором,
- с клавиатурой с возможностью имитации клавиатуры ДКМ,
- с графическим манипулятором мышь,
- с принтером,
- с разъемами для подключения внешних сетевых устройств и
- с аудиоколонками,
причем на компьютере руководителя занятий установлены
- операционная система (ОС),
- пакет офисных программ,
- антивирус и
- прикладное программное обеспечение (ППО) для руководителя занятий, обеспечивающее, в частности, генерацию знаков азбуки Морзе; формирование текстов из разделительных и служебных знаков, букв, цифр, буквенно-цифровых и смешанных текстов различной сложности объемом 50, 100, 200, 500, 1000 групп,
Источник сетевого питания всех устройств РМРЗ,
Источник бесперебойного питания всех устройств РМРЗ, подключенный к Источнику сетевого питания,
Микротелефонную гарнитуру, подключенную к компьютеру руководителя занятий,
Телеграфный ключ, подключенный к компьютеру руководителя занятий,
Устройство управления сетевым коммутатором для коммутации подключенных к нему устройств, подключенное к компьютеру руководителя занятий.
Подключенную к сетевому коммутатору Базу кодовых фраз и сокращений, основ станционно-эксплуатационной службы, правил связи радиотелеграфом/радиотелефоном, технических описаний, технических условий, руководств пользователя, тактико-технических характеристик, квалификационных требований
Подключенный к сетевому коммутатору Управляемый имитатор радиопомех
Подключенный к сетевому коммутатору Блок обучения и тестирования у обучаемых навыков приема на слух, передачи телеграфным ключом и имитатором ДКМ знаков азбуки Морзе с базой данных индивидуальных заданий
Подключенный к сетевому коммутатору Блок ведения отчетов выполнения каждым обучаемым контрольных упражнений, учебных сеансов связи (дата, время, название и номер упражнения, длительность выполнения упражнения, основные допущенные ошибки)
Подключенные к сетевому коммутатору до тридцати РМО 7.1 … 7.30, каждое из которых содержит такие же устройства как РМО 7.1:
Компьютер обучаемого
- с монитором,
- с клавиатурой с возможностью имитации клавиатуры ДКМ,
- с графическим манипулятором мышь,
- с принтером и
- с разъемами для подключения внешних сетевых устройств,
причем на компьютере обучаемого установлены
- ОС,
- пакет офисных программ,
-антивирус и
- ППО для обучаемого, обеспечивающее, в частности, генерацию знаков азбуки Морзе;
Источник сетевого питания всех устройств РМО,
Источник бесперебойного питания всех устройств РМО, подключенный к Источнику сетевого питания,
Микротелефонную гарнитуру, подключенную к компьютеру обучаемого,
Телеграфный ключ, подключенный к компьютеру обучаемого,
Изделие-У обеспечивает круглосуточную работу при питании напряжением переменного тока 220 В (+10% минус 15%) с частотой 50 Гц. Изделие-У обеспечивает работу при кратковременном (не более 1 мин) отключении сети переменного тока.
По условиям эксплуатации изделие-У относится к группе 1.1 ГОСТ РВ 20.39.304-98, климатическое исполнение УХЛ со следующими уточнениями:
- диапазон рабочих температур - нормальные климатические условия;
- относительная влажность - нормальные климатические условия;
- требования к устойчивости к солнечному излучению и воздушному потоку, а также при воздействии ударной волны, ионизирующего излучения, электромагнитного и светового импульса ядерного взрыва не предъявляются;
- требования по устойчивости к динамическому воздействию песка и пыли не предъявляются;
- требования по устойчивости к средствам дегазации, дезактивации и дезинфекции не предъявляются;
- требования к диапазону предельных температур - не предъявляются;
- требования по устойчивости к воздействию синусоидальной вибрации не предъявляются;
- требования по устойчивости при воздействии акустического шума не предъявляются;
- требования по устойчивости к воздействию инея-росы не предъявляются;
- требования по устойчивости к пониженному атмосферному давлению не предъявляются;
- требования к воздействию плесневых грибов, морского (соляного) тумана, пониженной влажности не предъявляются.
Изделие-У обеспечивает следующие возможности:
- обучение обучаемых основам станционно-эксплуатационной службы;
- имитацию радиопомех на рабочих местах;
- вывод знаков азбуки Морзе на экран монитора с телеграфного ключа и имитатора ДКМ кодом Морзе;
- генерацию звукового сигнала и передачу служебных знаков, буквенных, цифровых, буквенно-цифровых и смешанных текстов различной сложности объемом 50, 100, 200, 500, 1000 групп со скоростью от 4 до 30 групп в минуту (при генерации текстов предусмотрена возможность выбора варианта звучания цифры «0»);
- обучение и тестирование у обучаемых навыков приема на слух, передачи телеграфным ключом и имитатором ДКМ знаков азбуки Морзе;
- передачу телеграфных знаков азбуки Морзе с возможностью контроля вводимого обучаемым принимаемого на слух текста с клавиатуры и автоматического определения и индикацией ошибочно принятых знаков;
- разделение на группы (по 5 знаков в каждой) передаваемых текстов (буквенных, цифровых, буквенно-цифровых, разделительных и служебных знаков, смешанных);
- передачу информации с клавиатуры ПК, а также возможность имитации клавиатуры ДКМ;
- выполнение на РМО требований по обучению и тестированию навыков работы на клавиатуре ПЭВМ и имитаторе ДКМ в автономном режиме;
- выдачу руководителем занятий индивидуальных задач на каждое РМО;
- выбор руководителем занятий скорости и состава передаваемого текста
- выбор обучаемым в автономном режиме типа принимаемого текста (буквенного, цифрового, буквенно-цифрового, служебных знаков и смешанных текстов);
- выбор помеховой обстановки;
- выбор сложности текста;
- выбор программы (тестовая или обучающая);
- вывод знаков азбуки Морзе на экран монитора с телеграфного ключа, имитатора ДКМ;
- выбор способа слухового приема азбуки Морзе (с записью на бумажный носитель, с набором принятого текста на клавиатуре, прием текстов, сформированных на РМРЗ, прием текстов, сформированных на рабочем месте другого обучаемого, при обмене информацией с другим РМО);
- деление обучаемых на подгруппы с индивидуальными и общими задачами обучения и тестирования;
- мониторинг любого РМО в режиме реального времени;
- контроль знаний кодовых фраз и сокращений и знаний, полученных при обучении;
- возможность визуального и слухового контроля любого РМО;
- ведение отчетов выполнения каждым обучаемым контрольных упражнений, учебных сеансов связи;
- санкционированное разграничение доступа к сетевым ресурсам обеспечения через устанавливаемый пароль;
- корректировку заданий с РМРЗ.
Обучение включает:
а) получение сведений обучаемым о:
- значении кодовых фраз и сокращений;
- теоретических основах изучения знаков телеграфной азбуки Морзе;
- теоретических основах изучения работы на клавиатуре ПЭВМ и имитаторе ДКМ;
б) практические навыки по
- знанию кодовых фраз и сокращений;
- работе на телеграфном ключе;
- клавиатуре имитатора ДКМ и ПЭВМ.
Тестирование включает проверку полученных знаний при обучении
- передаче информации с клавиатуры, имитатора ДКМ (с наличием цифрового и буквенного регистра);
- передаче телеграфных знаков азбуки Морзе с телеграфного ключа;
- приему телеграфных знаков азбуки Морзе на слух с записью на бумажный носитель, с набором принятого текста на клавиатуре, прием текстов сформированных на РМРЗ, прием текстов, сформированных на другом РМО, при обмене информацией с РМ другого обучаемого;
- кодовым фразам и сокращениям.
Изделие-У работает следующим образом.
При включении электропитания Изделия-У, на РМРЗ и всех РМО производится загрузка в компьютеры ОС, пакета офисных программ, антивируса, ППО и ввод персональных данных руководителя занятий и обучаемых.
С РМРЗ выдаются задания на все РМО в соответствии с возможностями Изделия-У и учебной программой занятий с обучаемыми для обучения и/или тестирования обучаемых.
На РМРЗ имеется возможность выдачи индивидуальных задач на каждое РМО по обучению и тестированию навыков работы на клавиатуре ПЭВМ, имитаторе ДКМ и телеграфном ключе, корректировки заданий, деление обучаемых на подгруппы с индивидуальными и общими задачами обучения и тестирования, мониторинг любого РМО в режиме реального времени, контроль знаний кодовых фраз и сокращений и знаний, полученных при обучении, возможность визуального и слухового контроля любого РМО, санкционированное разграничение доступа к техническим средствам и программному обеспечению через пароль, задание структуры, методики и алгоритмов обучения правилам радиосвязи, приему/передаче кодов азбуки Морзе, кодовым фразам и сокращениям, скорости принимаемого текста, типа принимаемого текста (буквенного, цифрового, буквенно-цифрового, служебных знаков и смешанных текстов), помеховой обстановки, сложности текста, указание программы (тестовая или обучающая), способа слухового приема азбуки Морзе (с записью на бумажный носитель, с набором принятого текста на клавиатуре), прием текстов, сформированных на РМРЗ, прием текстов, сформированных при обмене информацией с другим РМО, через средства коммутации компьютерной сети, изучение кодовых фраз и сокращений. Могут также быть поставлены задачи на автономную работу обучаемых.
На РМО реализован интерактивный интерфейс взаимодействия обучаемого с выданным заданием.
На РМО имеются возможности выполнения требований по обучению, тестированию навыков работы на клавиатуре ПЭВМ, имитаторе ДКМ и телеграфном ключе в автономном режиме, также при обмене сообщениями через средства коммутации компьютерной сети, в автономном режиме возможны выбор скорости принимаемого текста обучаемым, выбор типа принимаемого текста (буквенного, цифрового, буквенно-цифрового, служебных знаков и смешанных текстов), выбор помеховой обстановки, выбор сложности текста, выбор программы (тестовая или обучающая), вывод знаков азбуки Морзе на экран монитора с телеграфного ключа, имитатора ДКМ, выбор способа слухового приема азбуки Морзе (с записью на бумажный носитель, с набором принятого текста на клавиатуре, прием текстов, сформированных на РМРЗ, прием текстов, сформированных на другом РМО, при обмене информацией с другим РМО), изучение кодовых фраз и сокращений.
При функционировании Изделия-У, у РМРЗ и РМО для осуществления задач обучения имеются возможности обращаться к подключенной к сетевому коммутатору локальной компьютерной сети
Базе кодовых фраз и сокращений, основ станционно-эксплуатационной службы, правил связи радиотелеграфом/радиотелефоном, технических описаний, технических условий, руководств пользователя, тактико-технических характеристик, квалификационных требований для получения кодовых фраз и сокращений, сведений об основах станционно-эксплуатационной службы, правил связи радиотелеграфом/радиотелефоном, технических описаний, технических условий, руководств пользователя, тактико-технических характеристик, квалификационных требований;
к подключенному к сетевому коммутатору Управляемому имитатору радиопомех для выбора помеховой обстановки;
к подключенному к сетевому коммутатору Блоку обучения и тестирования у обучаемых навыков приема на слух, передачи телеграфным ключом и имитатором ДКМ знаков азбуки Морзе с базой данных индивидуальных заданий для извлечения индивидуальных заданий обучения и тестирования у обучаемых навыков приема на слух, передачи телеграфным ключом и имитатором ДКМ знаков азбуки Морзе с базой данных индивидуальных заданий.
Подключенный к сетевому коммутатору Блок ведения отчетов выполнения каждым обучаемым контрольных упражнений, учебных сеансов связи (дата, время, название и номер упражнения, длительность выполнения упражнения, основные допущенные ошибки) в реальном времени производит формирование и ведение отчетов о выполнении каждым обучаемым контрольных упражнений, учебных сеансов связи (дата, время, название и номер упражнения, длительность выполнения упражнения, основные допущенные ошибки). Указанными отчетами может пользоваться руководитель занятий для составления учебного плана и для изучения результатов обучения.
Учебный класс «Урал-Морзе» (Изделие-У) наиболее полно (из известных Заявителю устройств аналогичного назначения) реализует структуру, методику и алгоритмы обучения правилам радиосвязи, приему/передаче кодов азбуки Морзе, кодовым фразам и сокращениям.
Однако, Учебный класс «Урал-Морзе» (Изделие-У) имеет недостаточное качество обучения, поскольку в нем не предусмотрены возможности расширения структуры класса и индикации его работы; отсутствует устройство индивидуализации обучения и индивидуальной коррекции навыков обучаемого (исправление ошибок по символам и их сочетаниям, видам фиксации принятых текстов, видам текстов, видам и уровням помех и др.); отсутствуют модели типовых каналов и средств связи, возможности подключения других учебных и служебных сетей связи; не производятся индивидуальный автоматизированный анализ результатов обучения, фиксация личного архива достижений и ошибок обучаемого в различных разрезах выполнения плана учебного процесса (ошибки по символам и их сочетаниям, видам фиксации принятых текстов, видам текстов, видам и уровням помех и др.), контроль психо-физического состояния обучаемых, его синхронная с выполнением учебного плана регистрация и учет при формировании педагогических воздействий; рабочее место руководителя занятий не имеет устройств автоматизации учебного процесса, что приводит к перегрузке руководителя занятий, затрудняет применение его творческих способностей к педагогическим экспериментам, снижает оперативность учебной работы группы обучаемых, качество и результаты учебного процесса, замедляет процесс классной подготовки и аттестации обучаемых операторов; отсутствуют дополнительные режимы мотивации обучаемых: состязательные упражнения, соревновательная деятельность обучаемых в реальных ситуациях, а также режимы тестирования кандидатов на обучение с целью профотбора.
Техническим результатом предполагаемого изобретения являются повышение качества обучения, расширение функциональных возможностей учебного класса радиосвязи и телеграфной азбуки, разгрузка руководителя занятий и снижение требований к необходимой квалификации руководителя занятий, ускорение профессионального отбора, обучения, контролируемого и самостоятельного совершенствования, классной подготовки и аттестации обучаемых специалистов радиосвязи и телеграфной азбуки радиотелеграфистов.
Заявляемое устройство приводится на фигурах 1 - 3, на которых цифрами обозначено:
1. Сетевой коммутатор
2. От 2.1 до 2.М Рабочие места руководителя занятий (РМРЗ)
3. База кодовых фраз и сокращений, основ станционно-эксплуатационной службы, правил связи радиотелеграфом/радиотелефоном, технических описаний, технических условий, руководств пользователя, тактико-технических характеристик, квалификационных требований
4. Управляемый имитатор радиопомех
5. Блок обучения и тестирования у обучаемых навыков приема на слух, передачи телеграфным ключом и ДКМ знаков азбуки Морзе с базой данных индивидуальных заданий
6. Блок ведения отчетов выполнения каждым обучаемым контрольных упражнений, учебных сеансов связи (дата, время, название и номер упражнения, длительность выполнения упражнения, основные допущенные ошибки)
7. От 7.1 до 7.N Рабочие места обучаемого (РМО)
8. Широкоформатный цветной индикатор структуры и параметров функционирования всех рабочих мест учебного класса радиосвязи и телеграфной азбуки
9. Устройство автоматизации учебного процесса и мотивации обучаемых в режимах
1) тестирования кандидатов на обучение с целью профотбора
2) обучения
3) самообучения
4) состязательных упражнений в моделях типовых средств и каналов связи
5) состязательных упражнений в учебных сетях связи
6) радиообмена в служебных сетях связи
7) соревновательной деятельности обучаемых в реальных ситуациях с многоканальным выходом в эфир для проведения реальных сеансов связи
10. Устройство индивидуализации обучения и индивидуальной коррекции навыков обучаемого
11. Датчики состояния обучаемого
12. Устройства индивидуального автоматизированного анализа состояния обучаемого и его результатов для фиксации личного архива достижений и ошибок обучаемого в различных разрезах выполнения плана учебного процесса, в соревнованиях, при профотборе и аттестации
13. Устройства беспроводной цифровой связи
14. Многоканальный макет радиолинии, обеспечивающий независимую одновременную работу всех РМ параллельно во времени
15. Модели типовых каналов связи
16. Модели типовых средств связи
17. Учебные сети связи
18. Служебные сети связи
19. Аппаратура многоканального выхода в эфир для проведения реальных сеансов связи.
2.1.1. Компьютер руководителя занятий
2.1.1.1. Монитор
2.1.1.2 Клавиатура с возможностью имитации клавиатуры ДКМ,
2.1.1.3 Графический манипулятор мышь,
2.1.1.4 Принтер
2.1.1.5 Разъемы для подключения внешних сетевых устройств
2.1.1.6 Аудиоколонки
2.1.2. Источник сетевого питания всех устройств РМРЗ
2.1.3. Источник бесперебойного питания всех устройств РМРЗ
2.1.4. Микротелефонная гарнитура
2.1.5. Телеграфный ключ
2.1.6. Устройство управления сетевым коммутатором для коммутации подключенных к нему устройств
2.1.7. ДКМ с наличием цифрового и буквенного регистров
7.1.1. Компьютер обучаемого
7.1.1.1. Монитор
7.1.1.2. Клавиатура с возможностью имитации клавиатуры ДКМ
7.1.1.3. Графический манипулятор мышь
7.1.1.4. Принтер
7.1.1.5. Разъемы для подключения внешних сетевых устройств
7.1.2. Источник сетевого питания всех устройств РМО
7.1.3. Источник бесперебойного питания всех устройств РМО
7.1.4. Микротелефонная гарнитура
7.1.5. Телеграфный ключ
7.1.6. ДКМ с наличием цифрового и буквенного регистров.
Сущность заявляемого устройства с учетом прототипа можно описать следующим образом.
Учебный класс радиосвязи и телеграфной азбуки, включающий
(поз. 1) Сетевой коммутатор,
Подключенное к сетевому коммутатору (поз. 2.1) рабочее место руководителя занятий (РМРЗ), содержащее
(поз. 2.1.1) Компьютер руководителя занятий
- с монитором (поз. 2.1.1.1),
- с клавиатурой (поз. 2.1.1.2) с возможностью имитации клавиатуры ДКМ,
- с графическим манипулятором мышь (поз. 2.1.1.3),
- с принтером (поз. 2.1.1.4),
- с разъемами (поз. 2.1.1.5) для подключения внешних сетевых устройств и
- с аудиоколонками 1 (поз. 2.1.1.6),
причем на компьютере руководителя занятий установлены
- операционная система (ОС),
- пакет офисных программ,
- антивирус и
- прикладное программное обеспечение (ППО) для руководителя занятий, обеспечивающее, в частности, генерацию знаков азбуки Морзе; формирование текстов из разделительных и служебных знаков, букв, цифр, буквенно-цифровых и смешанных текстов различной сложности объемом 50, 100, 200, 500, 1000 групп,
Источник сетевого питания (поз. 2.1.2) всех устройств РМРЗ,
Источник бесперебойного питания (поз. 2.1.3) всех устройств РМРЗ, подключенный к Источнику сетевого питания,
Микротелефонную гарнитуру (поз. 2.1.4), подключенную к компьютеру руководителя занятий,
Телеграфный ключ (поз. 2.1.5), подключенный к компьютеру руководителя занятий,
Устройство (поз. 2.1.6) управления сетевым коммутатором для коммутации подключенных к нему устройств, подключенное к компьютеру руководителя занятий.
Подключенную к сетевому коммутатору Базу (поз. 3) кодовых фраз и сокращений, основ станционно-эксплуатационной службы, правил связи радиотелеграфом/радиотелефоном, технических описаний, технических условий, руководств пользователя, тактико-технических характеристик, квалификационных требований
Подключенный к сетевому коммутатору Управляемый имитатор радиопомех (поз. 4)
Подключенный к сетевому коммутатору Блок (поз. 5) обучения и тестирования у обучаемых навыков приема на слух, передачи телеграфным ключом и имитатором ДКМ знаков азбуки Морзе с базой данных индивидуальных заданий
Подключенный к сетевому коммутатору Блок (поз. 6) ведения отчетов выполнения каждым обучаемым контрольных упражнений, учебных сеансов связи (дата, время, название и номер упражнения, длительность выполнения упражнения, основные допущенные ошибки)
Подключенные к сетевому коммутатору до тридцати РМ обучаемого (РМО) (поз. 7.1 … 7.30), каждое из которых содержит такие же устройства как РМО 7.1:
Компьютер обучаемого (поз. 7.1.1)
- с монитором (поз. 7.1.1.1),
- с клавиатурой (поз. 7.1.1.2) с возможностью имитации клавиатуры ДКМ,
- с графическим манипулятором мышь (поз. 7.1.1.3),
- с принтером (поз. 7.1.1.4) и
- с разъемами (поз. 7.1.1.5) для подключения внешних сетевых устройств,
причем на компьютере обучаемого установлены
- операционная система (ОС),
- пакет офисных программ,
- антивирус и
- прикладное программное обеспечение (ППО) для обучаемого, обеспечивающее, в частности, генерацию знаков азбуки Морзе;
Источник сетевого питания (поз. 7.1.2) всех устройств РМО,
Источник бесперебойного питания (поз. 7.1.3) всех устройств РМО, подключенный к Источнику сетевого питания,
Микротелефонную гарнитуру (поз. 7.1.4), подключенную к компьютеру обучаемого,
Телеграфный ключ (поз. 7.1.5), подключенный к компьютеру обучаемого,
Характеризующийся следующим
(поз. 8) Широкоформатный цветной индикатор структуры и параметров функционирования всех рабочих мест учебного класса радиосвязи и телеграфной азбуки, подключенный к сетевому коммутатору
(поз. 9) Устройство автоматизации учебного процесса и мотивации обучаемых в режимах
1) тестирования кандидатов на обучение с целью профотбора
2) обучения
3) самообучения
4) состязательных упражнений в моделях типовых средств и каналов связи
5) состязательных упражнений в учебных сетях связи
6) радиообмена в служебных сетях связи
7) соревновательной деятельности обучаемых в реальных ситуациях с многоканальным выходом в эфир для проведения реальных сеансов связи, подключенное к каждому Рабочему месту руководителя занятий (РМРЗ)
(поз 10) Устройство индивидуализации обучения и индивидуальной коррекции навыков обучаемого, подключенное к каждому РМРЗ
(поз. 11) Датчики состояния обучаемого, подключенные к каждому Рабочему месту обучаемого (РМО)
(поз. 12) Устройства индивидуального автоматизированного анализа состояния обучаемого и его результатов для фиксации личного архива достижений и ошибок обучаемого в различных разрезах выполнения плана учебного процесса, в соревнованиях, при профотборе и аттестации, подключенные к каждому РМО
(поз. 13) Устройства беспроводной цифровой связи, подключенные ко всем удаленно расположенным рабочим местам (как руководителей занятий, так и обучаемых) и к сетевому коммутатору
К сетевому коммутатору также подключен Многоканальный макет радиолинии (поз.14), обеспечивающий независимую одновременную работу всех рабочих мест параллельно во времени и дополненный
моделями типовых каналов связи (поз. 15)
моделями типовых средств связи (поз. 16)
учебными сетями связи (поз. 17)
служебными сетями связи (поз. 18) и
аппаратурой многоканального выхода в эфир для проведения реальных сеансов связи (поз. 19)
причем
- количество обслуживаемых РМО может быть значительно увеличено за счет их экстерриториального удаленного размещения
- РМРЗ может быть несколько, возможно также их экстерриториальное удаленное размещение
- все РМО снабжены ДКМ (поз. 7.1.6) с наличием цифрового и буквенного регистров, подключенными к компьютеру обучаемого
- все РМРЗ снабжены ДКМ (поз. 2.1.7) с наличием цифрового и буквенного регистров, подключенными к компьютеру руководителя занятий
сетевой коммутатор и разъемы для подключения внешних сетевых устройств в РМО и РМРЗ (все или часть из них) снабжены устройствами беспроводной цифровой связи (поз.13)
в прикладное программное обеспечение (ППО) для руководителя занятий и для обучаемого добавлена программа ведения аппаратного журнала радиостанции в учебных, спортивных и профессиональных режимах.
Предполагаемое изобретение Учебный класс радиосвязи и телеграфной азбуки работает следующим образом.
При включении электропитания на всех РМРЗ и всех РМО вводят персональные данные руководителей занятий и обучаемых, затем загружаются в компьютеры
- операционная система (ОС),
- пакет офисных программ,
- антивирус
- прикладное программное обеспечение (ППО) для руководителя занятий и для обучаемого, обеспечивающее, в частности, генерацию знаков азбуки Морзе; формирование текстов из разделительных и служебных знаков, букв, цифр, буквенно-цифровых и смешанных текстов различной сложности объемом до 50, 100, 200, 500, 1000 и более групп и программа ведения аппаратного журнала радиостанции в учебных, спортивных и профессиональных режимах, затем вводят персональные данные руководителей занятий и обучаемых.
Широкоформатный цветной индикатор структуры и параметров функционирования всех рабочих мест учебного класса радиосвязи и телеграфной азбуки отображает все вошедшие в рабочий режим РМРЗ и РМО. При этом могут индицироваться разнообразные учебно-методические материалы, структура соединений и оперативные данные происходящего многоканального обмена сообщениями, рекомендации соревнующимся операторам, в т.ч. помеховая обстановка на диапазонах и в каналах связи, наличие занятых каналов связи и участков частот, информация о работе других систем связи и др.
С первого РМРЗ (2.1) производится распределение РМО по РМРЗ.
С каждого РМРЗ по отношению к вверенным РМО выбирается один из семи режимов учебного процесса
1) тестирования кандидатов на обучение с целью профотбора
2) обучения
3) самообучения
4) состязательных упражнений в моделях типовых средств и каналов связи
5) состязательных упражнений в учебных сетях связи
6) радиообмена в служебных сетях связи
7) соревновательной деятельности обучаемых в реальных ситуациях с многоканальным выходом в эфир для проведения реальных сеансов связи,
путем задания параметров учебного процесса в Устройство автоматизации учебного процесса и мотивации обучаемых, подключенное РМРЗ.
Возможны
-индивидуальная работа обучаемых
- групповая работа обучаемых.
Работа проводится под управлением 9. Устройства индивидуализации обучения и индивидуальной коррекции навыков обучаемого, подключенного к каждому РМРЗ с использованием 5. Подключенного к сетевому коммутатору Блока обучения и тестирования у обучаемых навыков приема на слух, передачи телеграфным ключом и ДКМ знаков азбуки Морзе с базой данных индивидуальных заданий.
По заданию руководителя занятий или при самообучении, обучаемые обращаются в 3. Подключенную к сетевому коммутатору Базу кодовых фраз и сокращений, основ станционно-эксплуатационной службы, правил связи радиотелеграфом/радиотелефоном, технических описаний, технических условий, руководств пользователя, тактико-технических характеристик, квалификационных требований.
По заданию руководителя занятий или при самообучении, 4. Подключенный к сетевому коммутатору Управляемый имитатор радиопомех осуществляет генерацию помех заданных варианта и интенсивности.
6. Подключенный к сетевому коммутатору Блок ведения отчетов выполнения каждым обучаемым контрольных упражнений, учебных сеансов связи фиксирует дату, время, название и номер упражнения, длительность выполнения упражнения, основные допущенные ошибки. Эти отчеты доступны лишь на РМРЗ.
11. Датчики состояния обучаемого, подключенные к каждому РМО, снимают с каждого обучаемого данные состояния, а 12. Устройства индивидуального автоматизированного анализа состояния обучаемого и его результатов для фиксации личного архива достижений и ошибок обучаемого в различных разрезах выполнения плана учебного процесса, в соревнованиях, при профотборе и аттестации, подключенные к каждому РМО, фиксируют как переносит обучаемый те или иные задания, как реагирует на высокие скорости радиообмена, как параметры состояния соотносятся с допущенными ошибками; производится накопление ситуаций по видам ошибок и подготовка рекомендаций по адаптации обучаемого и повторению заданий, где допускались ошибки, генерации специальных заданий для коррекции отмеченных ошибок конкретного обучаемого.
13. Устройства беспроводной цифровой связи, подключенные к сетевому коммутатору 1, к каждому удаленно расположенному РМРЗ 2 и к каждому удаленно расположенному РМО 8 позволяют расширять аудиторию как внутри учебных помещений, так и путем подключения удаленных РМО и/или РМРЗ, находящихся на удаленном расстоянии.
Широкоформатный цветной индикатор структуры и параметров функционирования всех рабочих мест учебного класса радиосвязи и телеграфной азбуки позволяет одновременно наблюдать происходящие процессы на организованной структуре Учебного класса радиосвязи и телеграфной азбуки; производить циркулярную демонстрацию учебных пособий и заданий, текущие итоги работы.
При тестировании кандидатов на обучение с целью профотбора выдаются задания, выявляющие способности и предрасположенность к освоению телеграфной азбуки и радиосвязи: как кандидаты на обучение с целью профотбора распознают длинные и короткие сигналы, могут ли воспроизвести заданную комбинацию длинных и коротких сигналов, обладают ли достаточной оперативной памятью, является ли их почерк четким и быстрым и пр.
При обучении планомерно наращиваются объем донесенной информации, количество кодовых фраз, правил радиообмена, объем радиообмена и его скорость. Причем Устройства индивидуализации обучения и индивидуальной коррекции навыков обучаемого, подключенные к каждому РМРЗ, автоматически индивидуально каждому обучаемому генерируют задания из учебного плана, а Устройство автоматизации учебного процесса и мотивации обучаемых выдает графики достижения рубежных показателей.
Руководитель занятий в своей подгруппе РМО может сам или с применением 10. Устройства индивидуализации обучения и индивидуальной коррекции навыков обучаемого, подключенного к каждому РМРЗ, отправить задание на РМО, отменить задание, прослушать работу РМО, отправить сообщение на РМО, поставить помеху с выбором варианта и интенсивности помехи, убрать помеху.
В режиме 3) самообучения обучаемым предоставляются возможности влиять на выполняемую учебную нагрузку: выбор скорости, количества повторов, объема радиограмм и их состава, проведение пробной аттестации и пр.
В режимах
4) состязательных упражнений в моделях типовых средств и каналов связи
5) состязательных упражнений в учебных сетях связи
6) радиообмена в служебных сетях связи
7) соревновательной деятельности обучаемых в реальных ситуациях с многоканальным выходом в эфир для проведения реальных сеансов связи,
назначенные руководителем занятий РМО получают доступ к соответствующему каналу 14. Подключенного к сетевому коммутатору Многоканального макета радиолинии, обеспечивающему независимую одновременную работу всех РМ параллельно во времени и дополненный
моделями типовых каналов связи 15
моделями типовых средств связи 16
учебными сетями связи 17
служебными сетями связи 18
аппаратурой многоканального выхода в эфир для проведения реальных сеансов связи 19.
Здесь полезной оказывается индикация текущих результатов радиообмена на Широкоформатном цветном индикаторе структуры и параметров функционирования всех рабочих мест учебного класса радиосвязи и телеграфной азбуки.
В каждой модели типового канала связи имитируются условия распространения, полоса доступных частот, динамический диапазон. РМО при работе создают взаимные помехи.
При назначении доступа РМО к модели типового средства связи, обучаемому становятся доступны соответствующие органы настройки и манипуляции.
При назначении доступа РМО к учебным сетям связи 17, служебным сетям связи 18 или к аппаратуре многоканального выхода в эфир для проведения реальных сеансов связи 19, обучаемый получает возможность проводить радиообмен в назначенных условиях, производить поиск корреспондента.
Таким образом средствами локальной вычислительной системы обеспечивается наращивание сложности упражнений - как моделирование обмена телеграфными сообщениями по закрытым каналам связи без помех, с имитацией помех, со взаимными помехами обучаемых, так и работа в реальной радиосети, причем все эти возможности реализуются на одних и тех же РМРЗ и РМО.
На всех РМРЗ и РМО обеспечиваются
вывод знаков азбуки Морзе на экран монитора с телеграфного ключа, с имитатора ДКМ, с ДКМ символами, кодом Морзе; генерацию звуковых сигналов и передачу разделительных и служебных знаков, буквенных, цифровых, буквенно-цифровых и смешанных текстов различной сложности объемом до 50, 100, 200, 500, 1000 и более групп со скоростью от 4 до 30 групп в минуту и более (при генерации текстов предусмотрена возможность выбора варианта звучания цифры «0»); обучение и тестирование у обучаемых навыков приема на слух и передачи телеграфным ключом знаков азбуки Морзе (при выставлении оценок учитывается ритмичность, скорость приема и передачи, количество ошибок и нормативы для различных категорий обучаемых); передачу телеграфных знаков азбуки Морзе с возможностью ввода оператором принимаемого на слух текста с клавиатуры и автоматическим определением и индикацией ошибочно принятых знаков; разделение на группы по 5 знаков в каждой передаваемых текстов (буквенных, цифровых, буквенно-цифровых и служебных знаков, смешанных); передачу информации с клавиатуры ПК, а также возможность имитации клавиатуры ДКМ; работы на имитаторе радиолинии по правилам связи радиотелеграфом/радиотелефоном; возможность просмотра на РМО учебных цифровых фильмов; а также трансляцию учебных видеофильмов с РМРЗ. Типовой сценарий учебного фильма: эмулирование процессов организации связи, ввода исходных данных (наименование корреспондента, позывной корреспондента, частоты для работы, вид сеанса, периоды времени, коэффициенты, режимы работ) и планирование сеансов (составление программ радиосвязи), ведения связи (обмен информацией) на указанных средствах, подготовка (ввода-вывода) нагрузки (радиограммы); согласно указанным требованиям к изделиям; выполнение на РМ требований по обучению и тестированию навыков работы на клавиатуре ПЭВМ в автономном режиме; составление общего плана подготовки обучаемых и индивидуальных планов подготовки каждого оператора; составление расписания проведения сеансов связи класса подготовки; выбор скорости принимаемого текста; выбор типа принимаемого текста (буквенный, цифровой, буквенно-цифровой, служебных знаков и смешанных текстов); выбор помеховой обстановки; выбор программы, имитирующей и/или демонстрирующей работу изделия радиосвязи; выбор сложности текста; выбор программы (тестовая или обучающая); вывод знаков азбуки Морзе на экран монитора с телеграфного ключа или ДКМ; выбор способа слухового приема азбуки Морзе (с записью на бумажный носитель, с набором принятого текста на клавиатуре, прием текстов, сформированных на РМ руководителя, прием текстов с РМ другого обучаемого при обмене информацией с другим РМ); деление обучаемых на подгруппы с индивидуальными и общими задачами обучения и тестирования; мониторинг любого РМ в режиме реального времени; контроль знаний кодовых фраз и сокращений и знаний, полученных при обучении; контроль проведения учебных сеансов связи; контроль за ходом обучения в реальном масштабе времени путем выдачи и корректировки заданий, а также просмотр действий обучаемого; полнодоступную коммутацию рабочих мест с РМРЗ; прием до 300 форм отчетов о проведенных сеансах связи; формирование отчета о проведенной работе на РМРЗ; возможность визуального и слухового контроля любого РМ; вывод на печать информации о результатах работы РМО, а также имеющихся в памяти ПЭВМ методик и инструкций по эксплуатации; обеспечение функционирования ПО MsOffice и антивирусных средств; регистрация сбоев при работе в режиме буквопечатания; ведение базы данных (на 200 групп по N человек) выполнения каждым обучаемым контрольных упражнений. Анализ и контроль действий операторов с выдачей сообщений об ошибках или неправильных (сбойных) ситуациях или действиях оператора, не соответствующих установленным правилам и инструкциям по эксплуатации; по команде руководителя архивирование (запись) действий операторов, для их последующего разбора и пошагового просмотра; ввод различных видов радиопомех при слуховом приеме и обмене информацией; возможность ввода и отображения на экране в виде подсказки имеющихся на радиоузлах правил, технических описаний, технических условий аппаратуры, руководства пользователя.
Обучение включает:
а) получение сведений обучаемым о: назначении РМО и кратких тактико-технических характеристиках (ТТХ); расположении и назначении органов управления, и индикации; режимах работы; полных ТТХ; наименовании кодовых фраз и сокращений; теоретических основах изучения телеграфных знаков азбуки Морзе; теоретических основах изучения принципа работы на клавиатуре ПЭВМ и ДКМ
б) практические навыки по: подготовке РМО к работе; выбору режимов работы; накоплению и обработке информации; обмену информацией с внешними носителями; знанию кодовых фраз и сокращений; работе на телеграфном ключе; на клавиатуре ПЭВМ и на имитаторе ДКМ и ДКМ
в) индивидуализацию в необходимых случаях процесса обучения, что способствует более эффективному устранению индивидуальных погрешностей работы телеграфистов и операторов, а также может способствовать ускорению роста показателей обучаемого.
Тестирование включает: проверку полученных знаний при обучении. На РМО реализован интерактивный интерфейс взаимодействия пользователя с выданным заданием (приложением). Предусмотрена возможность дальнейшего расширения функций РМО и модернизация. Разработаны программные симуляторы алгоритмов работы указанных выше технических средств связи. Симуляторы функционируют в двух режимах - диалоговом (обучающем) и контрольном (с фиксацией ошибок оператора).
Учебный класс радиосвязи и телеграфной азбуки позволит готовить специалистов по:
- передаче информации с клавиатуры имитатора ДКМ (с наличием цифрового и буквенного регистра);
- передаче телеграфных знаков азбуки Морзе с телеграфного ключа;
- передаче телеграфных знаков азбуки Морзе с ДКМ;
- приему телеграфных знаков азбуки Морзе на слух с записью на бумажный носитель, с набором принятого текста на клавиатуре, приему текстов, сформированных на РМРЗ, приему текстов, сформированных на РМ другого обучаемого при обмене информацией с РМ другого обучаемого;
- кодовым фразам и сокращениям;
- обмену телеграфными сообщениями.
- обмену телефонными сообщениями.
- обучение обучаемых основам станционно-эксплуатационной службы; -имитацию радиопомех на рабочих местах;
- при генерации текстов предусмотрена возможность выбора варианта звучания цифры «0»;
- передачу телеграфных знаков азбуки Морзе с возможностью контроля вводимого обучаемым принимаемого на слух текста с клавиатуры и автоматического определения и индикацией ошибочно принятых знаков;
- разделение на группы (по 5 знаков в каждой) передаваемых текстов (буквенных, цифровых, буквенно-цифровых, разделительных и служебных знаков, смешанных);
- передачу информации с клавиатуры ПК, а также возможность имитации клавиатуры ДКМ, работе на ДКМ;
- выполнение на РМО требований по обучению и тестированию навыков работы на клавиатуре ПЭВМ и имитаторе ДКМ и ДКМ в автономном режиме;
- выдачу руководителем занятий индивидуальных задач на каждое РМО;
- выбор руководителем занятий скорости и состава передаваемого текста
- выбор обучаемым в автономном режиме типа принимаемого текста (буквенного, цифрового, буквенно-цифрового, служебных знаков и смешанных текстов);
- выбор помеховой обстановки;
- выбор сложности текста;
- выбор программы (тестовая или обучающая);
- вывод знаков азбуки Морзе на экран монитора с телеграфного ключа, имитатора ДКМ, с ДКМ;
- выбор способа слухового приема азбуки Морзе (с записью на бумажный носитель, с набором принятого текста на клавиатуре, прием текстов, сформированных на РМРЗ, прием текстов, сформированных на рабочем месте другого обучаемого, при обмене информацией с другим РМО);
- деление обучаемых на подгруппы с индивидуальными и общими задачами обучения и тестирования;
- мониторинг любого РМО в режиме реального времени;
- контроль знаний кодовых фраз и сокращений и знаний, полученных при обучении;
- возможность визуального и слухового контроля любого РМО;
- ведение отчетов выполнения каждым обучаемым контрольных упражнений, учебных сеансов связи;
- санкционированное разграничение доступа к сетевым ресурсам обеспечения через устанавливаемый пароль;
- корректировку заданий с РМРЗ.
Тестирование включает проверку полученных знаний при обучении
- передаче информации с клавиатуры, имитатора ДКМ (с наличием цифрового и буквенного регистра), с ДКМ;
- передаче телеграфных знаков азбуки Морзе с телеграфного ключа;
- приему телеграфных знаков азбуки Морзе на слух с записью на бумажный носитель, с набором принятого текста на клавиатуре, прием текстов сформированных на РМРЗ, прием текстов, сформированных на другом РМО, при обмене информацией с РМ другого обучаемого;
- кодовым фразам и сокращениям.
Таким образом реализуются возможности расширения структуры класса и индикации его работы; индивидуализации обучения и индивидуальной коррекции навыков обучаемого (исправление ошибок по символам и их сочетаниям, видам фиксации принятых текстов, видам текстов, видам и уровням помех и др.); освоение моделей типовых каналов и средств связи, возможности подключения других учебных и служебных сетей связи; индивидуальный автоматизированный анализ результатов обучения, фиксация личного архива достижений и ошибок обучаемого в различных разрезах выполнения плана учебного процесса (ошибки по символам и их сочетаниям, видам фиксации принятых текстов, видам текстов, видам и уровням помех и др.), контроль состояния обучаемых, его синхронная с выполнением учебного плана регистрация и учет при формировании педагогических воздействий; рабочее место руководителя занятий благодаря устройству автоматизации учебного процесса не создает перегрузки руководителя занятий, облегчает применение его творческих способностей к педагогическим экспериментам, к совершенствованию методики обучения и повышает оперативность учебной работы группы обучаемых, качество и результаты учебного процесса, ускоряет процесс классной подготовки и аттестации обучаемых операторов; реализуются дополнительные режимы мотивации обучаемых: состязательные упражнения, соревновательная деятельность обучаемых в реальных ситуациях, а также режимы тестирования кандидатов на обучение с целью профотбора. Указанными отчетами может пользоваться руководитель для составления учебного плана и для изучения результатов обучения.
Все эти меры позволяют использовать Учебный класс радиосвязи и телеграфной азбуки в учебных целях (профотбор, обучение, самообучение, аттестация, соревновательные упражнения), в спортивных целях (соревнования по радиосвязи всех РМ или совместная работа всех РМ в качестве коллективной радиостанции) и в профессиональных целях (M+N индивидуальных рабочих мест или радиоцентр с M+N рабочими местами).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Учебно-тренировочный комплекс связи надводного корабля | 2021 |
|
RU2783021C1 |
Тренажер для подготовки операторов ПТРК с комбинированной системой наведения | 2018 |
|
RU2692024C1 |
ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ КОРАБЛЕЙ | 2007 |
|
RU2346337C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ КОРАБЛЕЙ | 2003 |
|
RU2234138C1 |
Устройство для обучения радиотеле-гРАфиСТОВ | 1979 |
|
SU849282A1 |
УЧЕБНЫЙ ТРЕНАЖЕР БОЕВЫХ РАСЧЕТОВ ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА | 2014 |
|
RU2547955C1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1117682A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU824269A1 |
Тренажер телеграфиста | 1985 |
|
SU1314366A1 |
Комплексный тактический тренажер подготовки экипажа и подразделения | 2022 |
|
RU2809960C1 |
Изобретение относится к техническим средствам профессионального обучения специалистов радиосвязи. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей учебного класса радиосвязи и телеграфной азбуки. Заявленное изобретение представляет собой учебный класс радиосвязи и телеграфной азбуки, включающий сетевой коммутатор, рабочее место руководителя занятий (РМРЗ), прикладное программное обеспечение (ППО) для руководителя занятий, обеспечивающее, в частности, генерацию знаков азбуки Морзе, формирование текстов из разделительных и служебных знаков, букв, цифр, буквенно-цифровых и смешанных текстов различной сложности объемом 50, 100, 200, 500, 1000 групп, источник сетевого питания, микротелефонную гарнитуру, телеграфный ключ, устройство управления сетевым коммутатором, базу кодовых фраз и сокращений, управляемый имитатор радиопомех, блок обучения и тестирования у обучаемых навыков приема на слух, передачи телеграфным ключом и имитатором ДКМ знаков азбуки Морзе с базой данных индивидуальных заданий. 3 ил.
Учебный класс радиосвязи и телеграфной азбуки, содержащий
сетевой коммутатор,
подключенные к сетевому коммутатору от 1 до М рабочие места руководителя занятий РМРЗ, каждое из которых содержит такие же устройства, как и РМРЗ 1,
компьютер руководителя занятий с монитором, с клавиатурой с возможностью имитации клавиатуры датчика кода Морзе (ДКМ), с графическим манипулятором мышь, с принтером, с разъемами для подключения внешних сетевых устройств и с аудиоколонками,
причем на компьютере руководителя занятий установлены операционная система ОС, пакет офисных программ, антивирус и прикладное программное обеспечение ППО для руководителя занятий, обеспечивающее, в частности, генерацию знаков азбуки Морзе, формирование текстов из разделительных и служебных знаков, букв, цифр, буквенно-цифровых и смешанных текстов различной сложности объемом до 50, 100, 200, 500, 1000 и более групп, источник сетевого питания всех устройств РМРЗ,
источник бесперебойного питания всех устройств РМРЗ, подключенный к источнику сетевого питания,
микротелефонная гарнитура, подключенная к компьютеру руководителя занятий,
телеграфный ключ, подключенный к компьютеру руководителя занятий,
устройство управления сетевым коммутатором для коммутации подключенных к нему устройств, подключенное к компьютеру руководителя занятий,
подключенная к сетевому коммутатору база кодовых фраз и сокращений, основ станционно-эксплуатационной службы, правил связи радиотелеграфом, радиотелефоном, технических описаний, технических условий, руководств пользователя, тактико-технических характеристик, квалификационных требований,
подключенный к сетевому коммутатору управляемый имитатор радиопомех,
подключенный к сетевому коммутатору блок обучения и тестирования у обучаемых навыков приема на слух, передачи телеграфным ключом и ДКМ знаков азбуки Морзе с базой данных индивидуальных заданий,
подключенный к сетевому коммутатору блок ведения отчетов выполнения каждым обучаемым контрольных упражнений, учебных сеансов связи (дата, время, название и номер упражнения, длительность выполнения упражнения, основные допущенные ошибки),
подключенные к сетевому коммутатору рабочие места обучаемого РМО от 1 до N, каждое из которых содержит такие же устройства, как и РМО 1,
компьютер обучаемого с монитором, с клавиатурой с возможностью имитации клавиатуры ДКМ, с графическим манипулятором мышь, с принтером и с разъемами для подключения внешних сетевых устройств,
причем на компьютере обучаемого установлены операционная система ОС, пакет офисных программ, антивирус и прикладное программное обеспечение ППО для обучаемого, обеспечивающее, в частности, генерацию знаков азбуки Морзе, формирование текстов из разделительных и служебных знаков, букв, цифр, буквенно-цифровых и смешанных текстов различной сложности объемом до 50, 100, 200, 500, 1000 и более групп,
источник сетевого питания всех устройств РМО,
источник бесперебойного питания всех устройств РМО, подключенный к источнику сетевого питания,
микротелефонная гарнитура, подключенная к компьютеру обучаемого, и
телеграфный ключ, подключенный к компьютер обучаемого,
отличающийся тем, что в учебный класс радиосвязи и телеграфной азбуки дополнительно введены
широкоформатный индикатор структуры и параметров функционирования всех рабочих мест учебного класса радиосвязи и телеграфной азбуки, подключенный к сетевому коммутатору,
устройство автоматизации учебного процесса и мотивации обучаемых в режимах тестирования кандидатов на обучение с целью профотбора, обучения, самообучения, состязательных упражнений в моделях типовых средств и каналов связи, состязательных упражнений в учебных сетях связи, радиообмена в служебных сетях связи, соревновательной деятельности обучаемых в реальных ситуациях с многоканальным выходом в эфир для проведения реальных сеансов связи, подключенное к каждому РМРЗ,
устройство индивидуализации обучения и индивидуальной коррекции навыков обучаемого, подключенное к каждому РМРЗ,
датчики состояния обучаемого, подключенные к каждому РМО, устройства индивидуального автоматизированного анализа состояния обучаемого и его результатов для фиксации личного архива достижений и ошибок обучаемого в различных разрезах выполнения плана учебного процесса, в соревнованиях, при профотборе и аттестации, подключенные к каждому РМО, устройства беспроводной цифровой связи, подключенные к сетевому коммутатору, к каждому удаленно расположенному РМРЗ и к каждому удаленно расположенному РМО,
подключенный к сетевому коммутатору многоканальный макет радиолинии, обеспечивающий независимую одновременную работу всех РМ параллельно во времени с подключенными к нему моделями типовых каналов связи, моделями типовых средств связи, учебными сетями связи, служебными сетями связи, многоканальным выходом в эфир для проведения реальных сеансов связи,
причем в каждом удаленно расположенном РМРЗ к разъему для подключения внешних сетевых устройств подключено устройство беспроводной цифровой связи, в каждом удаленно расположенном РМО к разъему для подключения внешних сетевых устройств подключено устройство беспроводной цифровой связи,
в каждом РМРЗ в прикладное программное обеспечение ППО добавлена программа ведения аппаратного журнала радиостанции в учебных, спортивных и профессиональных режимах, а к компьютеру руководителя занятий подключен ДКМ с наличием цифрового и буквенного регистров,
в каждом РМО в прикладное программное обеспечение ППО добавлена программа ведения аппаратного журнала радиостанции в учебных, спортивных и профессиональных режимах, а к компьютеру обучаемого подключен ДКМ с наличием цифрового и буквенного регистров,
РМО № 1...30 располагаются в учебном классе, а РМО № 31...N располагаются удалённо,
РМРЗ № 1 располагается в учебном классе, а РМРЗ № 2...М располагаются удалённо.
Устройство для обучения радиотеле-гРАфиСТОВ | 1979 |
|
SU849282A1 |
Устройство для профессионального отбора радиотелеграфистов | 1988 |
|
SU1564679A1 |
Делитель импульсных напряжений | 1947 |
|
SU73527A1 |
US 9224311 B2, 29.12.2015. |
Авторы
Даты
2022-01-11—Публикация
2020-03-23—Подача