2. Тренажер по п.1, о т л и ч а rani и и с я тем, что блок оценки ответов содержит генератор временных меток, схему И, сумматор, выходом соеди ненный с первым входом схемы И,второй вход которой связан с выходом генераtopa временных меток, а выход - с вторым входом счетчика.
3. Тренажер по пп, 1 и 2 о т л ичающийся тем, что блок вьделения пауз содёржит инвертор, одновибратор, и схему И, первым входом соединенную с выходом инвертора и входом одновибратора, выход которого соединен с вторым входом схемы И, а выход схе мы И соединен с первым входом счетчика .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1983 |
|
SU1101874A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1287217A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1981 |
|
SU1012321A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1305759A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1979 |
|
SU824270A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ | 1991 |
|
RU2020538C1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1989 |
|
SU1601622A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1167640A2 |
1. ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА, содержащий узел предъявления учебной информации, блок оценки ответов, первым входом соединенный с входом телеграфного ключа, блок индикации .опшбок, счетчик и головные телефоны, отличающийся тем, что, с целью повьшения эффективности тренажа, он имеет формирователь одиночньвс импульсов, триггер, звуковой генератор и блок вьделения пауз, соединенный входом с входами телеграфного ключа и звукового генератора, с первыми входами триггера и блока оценки ответов, первый вход которого соединен с первым выходом узла предъявления учебной информации, вторым выходом связанного с входом головных телефонов ивыходом звукового генератора, при этом вход узла предъявления учебной информации соединен с выходом формирователя одиночньк импульсов,входом подключенного к выходу триггера, вторым входом соединенного с первым выходом блока вьделения пауз, вторым выходом связанного с первым входом счетчикаj вторым входом соединенного с выходом блока оценки ответов, а (Л выход счетчика связан с выходом блока индикации ошибок. Ч Од 00 Ь9
Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано на начальной стадии обучения радиотелеграфистов передаче на ключе при наращивании скорости передачи от 6-8 до.10-12 групп в минуту.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является тренажер, содержащий последовательно соединенные узел предъявления учебной информации, связанньй через блок изменения тональности с головными телефонами, узел оценивания ответов, вторым входом подключенный к блоку воздействия на клавиатуру, элемент ИЛИ, логический блок, другие входы которого соединены с блоком регулирования скорости предъявления информации, счетчики и блок индика-. ции 1 .
Однакоизвестный тренажер не учитывает ошибок,допущенных обучаемым при передаче ключом,вследствие нарушения соразмерности- элементарных посылок и не позволяет закрепить навыки работы в одинаковом темпе и приобрести навыки однообразной работы на ключе, что снижает эффективность тренажа.
Целью изобретения является повышение эффективности тренажа за счет учета ошибок, вызванных нарушением соразмерности элементарных посылок ,при передаче на ключе,обеспечение возможности приобретения навыка одно образной работы и закреплейия навыка работы в одинаковом темпе и ритме. .
Поставленная цель достигается тем, что тренажер радиотелеграфиста, содержащий узел.предъявления учебной информации, блок оценки ответов,первым входсм соединенный с входом телеграфного ключа, блок индикации ошибок, счетчик и головные телефоны,, имеет формирователь одиночных импулсов, триггер, звуковой генератор,бл вьделения пауз, соединенный входом с входами телеграфного ключа и звукового генератора, с первыми входам триггера и блока оценки ответов, первый вход которого соединен с первым выходом узла предъявления учебной информации, вторым выходом связанного с входом головных телефонов и выходом звукового генератора, при этом вход узла предъявления учебной информахрда соединен с выходом формирователя одиночных импульсов, входом подключенного к выходу триггера, вторым входом соединенного с первым выходом блока вьщеления пауз, вторым выходом связанного с первым входом счетчика, вторым входом соединенного с выходом блока оцки ответов, а выход счетчика связан с выходом блока индикации ошибок.
При этом блок оценки ответов содержит генератор временных меток, схему И, сумматор, выходом соединенный с первым входом системы И, . второй вход которой связан с выходом генератора временных меток, а выход - с вторым входом счетчика.
Кроме того, блок вьделения пауз содержит инвертор, одновибратор и схему И, первьм входом соединенную с выходом инвертора и входом одновибратора, выход которого соединен с вторым входом схемы И, а выход схемы И соединен с первым входом счетчика.
На фиг.1 изображена структурная схема тренажера, на фиг. 2 временные диаграммы, поясн ю1цие его работу.
3
тренажер радиотелеграфиста содер жит узел 1 предъявления учебной информации, блок 2 оценки ответов, формирователь 3 одиночных импульсов блок 4 вьщеления пауз, триггер 5, телеграфный ключ 6, звуковой генератор 7, головные телефоны 8, счетчик 9 и блок 10 индикации ошибок.
Узел 1 предъявления учебной информации имеет последовательно соединенные генератор 11 тактовых импульсов с регулируемой частотой еледования импульсов, блок 12 программ, котором с помощью переключателей (не показаны) устанавливают знаки кода Морзе в соответствующей последовательности (в соответствии с текстом, вьщанным обучаемому),1шфратор 13, преобразующий сигналы с выхода блока 12 в знаки кода Морзе, и датчик 14 кода Морзе, с выхода которого снимаются посьики с тональной частотой. Причем блок 2 оценки ответов первым входом соединен с входом телеграфного ключа 6, блок 4 вьщеления пауз соединен, входом с входами телеграфного ключа 6 и звукового генератора 7, с первыми входами триггера 5 и блока 2 оценки ответов, первьй вход которого соединен с первом-выходом узла 1 предъявления учебной информации, вторым выходом связанного с входом головных телефонов 8 и выходом звукового генератора 7, при этом вход узла 1 предъявления учебной информации соединен с выходом формирователя 3 одиночных импульсов, входом подключенного к выходу триггера 5, вторым входом соединенного с первым выходом блока 4 выделения пауз, вторым выходом связанного с первым входом счетчика 9, вторым входом соединенного с выходом блока 2 оценки ответов, а выход счетчика 9 связан с выходом блока 10 индикации ошибок.
Блок 2 оценкиответов содержит сумматор 15, выходом соединенный с первым входом схемы И 16, второй вход которой соединен с выходом генератора 17 временных меток, а выход - с вторым входом счетчика.
Елок 4 воделения пауз содержит 1инвертор 18, однови атор 19 и схему И 20, первым входом соединенную С выходом инвертора 18 и входом одновибратора 19, выход которого соединен с вторым входом схемыИ 20
76824
а вькод схемы И соединен с первым
входом счетчика 9.
Тренажер работает.следующим образом.
Обучаемый в соответствии с текстом передает первьй знак кодом Морзе, манипулируя телеграфным ключом 6. При формировании первого элемента знака (фиг.2о) триггер 5 устанавливается
Q в единичное состояние. Положительный потенциал с выхода триггера 5 (фиг.2S) поступает на формирователь 3 одиночных импульсов, и сформированный его передним фронтом импульс (фиг.2б),
, воздействуя на вход блока 12 программ, обеспечивает передачу с его вывода сигнала (в соответствии с установленной программой), преобразуемого шифратором 13 в знак, например, кода
g Морзе, т.е. ведущий сигнал, который с выхода шифратора 13 через датчик 14 поступает на головные телефоны 8 (фиг.2). Передаваемые обучаемым элементарные посьшки управляют зву, ковым генератором 7, т.е. формируют заданный ведомый сигнал (фиг.лО), которьй с йыхода звукового генера,тора 7 также поступает на головные телефоны 8. Частота звукового генератора 7 выбирается вьше или ниже 100-200 Гц частоты, генерируемой датчиком 14 кода Морзе.
Если обучаемый передает знак быстрее (медленнее) (фиг. 2 1,2 II), чем передается ведущий сигнал, в
5 головных телефонах 8 прослушиваются характерные звуки хлопки, которые след5тот за ними перед однообразным тоном, при этом если обучаемый укоротил знак, то в последнем хлопке
он слышит тон ведущего (контрольного) Сигнала (знака)j а если удлинил, то в последнем хлопке сльшшт тон ведомого (своего) сигнала
: (фиг.2е).
Одновременно элементарные посылки ведущего сигнала с выхода шифратора 13 поступают на первый вход сумматора 15, на второй вход которого поступает сигнал с выхода телеграф0 ного ключа 6 (фиг.21к. Если ведущий и ведомый сигналы на входах сумматора 15 не равны, на его выходе появляются импульсы (фиг.2j), которые, воздействуя на управляющий
5 вход элемента И 16, обеспечивают прокоадение импульсов временных меток с генератора 17 на вход счетчика (фиг.2и), соединенного с блоком 10
5
индикации. На табло блока 10 отображается величина допущенной обучаемым ошибки.
Следовательно, наряду со слухоВЬВ4 контролем передачи на ключе, обучаемый зрительно воспринимает величину ошибки} вызванной нарушением соразмерности элементарных посылок.
По окончании передачи первого знака текста в блоке 4 вьщеления пауз формируется импульс (фиг.2 к ), который поступает на второй вход триггера 5 и вход установки в исходное состояние счетчика 9, возвращая их в исходное состояние и подготавливая тренажер для передачи следующего знака. Если же обучаемьй ведет передачу (формирует ведомый сигнал) в темпе и ритме, одинаковом с ведущим сигналом (фиг. 2III), то в головных теле2
фонах 8 прослушивается сигнал одинаковой тональности - однообразный фон а на выходе сумматора 15 импульсы отсутствуют.
Обучаемый на слух и зрительно воспринимает правильную передачу. В этом случае руководитель или сам обучаемый могут повысить скорость передачи на ключе, увеличив
частоту подачи тактовых импульсов с генератора.11 на блок 12 программ.
Использование изобретения в устройствах для обучения и трениРОБКИ радиотелеграфистов позволяет повысить точность устройства за счет зрительного (наряду со слуховым) восприятия допущенных ошибок, вызванных нарушением соразмерности, и улучшить качество и эффективность тренажа на начальной стадии обучения.
1
Л
П
ппп
JUJIII
i III III
П
П
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Тренажер операторов | 1980 |
|
SU907571A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1984-10-07—Публикация
1983-04-01—Подача