Способ обучения принципам оптимальной навигации при выполнении эндоскопических эндоназальных хирургических вмешательств с использованием симуляционных технологий Российский патент 2022 года по МПК G09B9/00 G09B23/28 A61B17/24 

Описание патента на изобретение RU2769745C1

Изобретение относится к области медицины, а именно, оториноларингологии^ представляет собой способ обучения врачей-оториноларингологов топографической анатомии при выполнении эндоскопических эндоназальных хирургических вмешательств с помощью тренажера SinusModelOtorhino-NeuroTrainer (S.I.M.O.N.T).

Проведение эндоскопических эндоназальных хирургических вмешательств выполняется в сложных (индивидуально-вариабельных) анатомических зонах, границы которых индивидуальны и порой трудно различимы. Основным в топографической анатомии является региональный подход, заключающийся в послойном изучении конкретных областей, которые различаются друг от друга характерными анатомическими особенностями и расположением в пространстве.

В эпоху неэндоскопической хирургии эндоназальный подход к околоносовым пазухам не имел широкого применения, в силу ограниченной доступности операционного поля глазу хирурга. Вскрытие и зондирование ряда пазух, например, клиновидной, выполнялось по так называемой безопасной линии - линии Цукеркандля (она определяется двумя точками: передняя носовая ость и середина свободного края средней носовой раковины). Следуя этому ориентиру, хирург значительно снижал возможность травмы смежных областей (орбита, полость черепа) у больного.

Эндоскопические технологии позволили сделать эндоназальный подход к околоносовым пазухам приоритетным. Хирург получил возможность с высокой точностью выполнять все манипуляции за счет четкого обзора глубоко расположенных анатомических структур, что,прежде всего, должно было обеспечить безопасность данного подхода. Однако на практике непреднамеренные проникновения в полость орбиты или черепа при эндоскопических эндоназальных операцияхостаются нередкими, особенно у начинающих хирургов.

Наиболее вариативное строение с точки зрения хирургической анатомии является кость, которая абсолютно оправдывает свое название «решетчатый лабиринт». Хирургу необходимо четко ориентироваться в данной анатомической зоне во избежание ятрогенной травматизации смежных областей (сосудистое сплетение, a.sphenopalatinae, полость черепа, полость глазницы). Даже обладая теоретическими знаниями анатомических особенностей строения полости носа и, в частности, решетчатой кости, специалисты, особенно начинающие, при практическом применении полученной информации сталкиваютсяс трудностями. Трудности обусловлены, во-первых, индивидуальной и крайне вариативной синтопией клеток решетчатого лабиринта. Во-вторых, обилием «слепых» этапов, когда хирург не имеет прямого визуального контроля над локальным ориентиром, продолжает выполнять манипуляции, основываясь на тактильных ощущениях и пространственной ориентации. И в-третьих, возможностью отсутствия самого локального ориентира либо вследствие предыдущих операций, либо по причинеего изменений патологическим процессом. В таких условиях доскональное знание топографической анатомии - основное условие безопасности операции. В качестве помощника в проведении эндоназальных операций можно использовать комплексную навигационную систему на основе компьютерных технологий, что не всегда оправдано.

Теоретические знания формируются путем «увидел, услышал, прочитал». Практические умения приобретаются путем тренинга -длительных упражнений манипуляции руками. Переход от знаний к практическим навыкам - процесс индивидуальный, иногда требующий длительного времени.

В настоящее время используют два способа обучения:

1) анализ учебного материала, при этом используют учебный материал, насыщенный информацией (традиционный способ);

2) отработка знаний и навыков на биологическом материале.

Все эти методики обучения имеют недостаток. Он связан с необходимостью длительного периода обучения и сложностью пространственного восприятия анатомических ориентиров в заведомо узком пространстве.

Как известно, наиболее эффективным типом памяти является образная зрительная память. Зрительные образы способствуют повышению эффективностизапоминания. Поэтому с целью улучшения качества обучения начинающих врачей-оториноларингологов топографической анатомии разработаны принципы оптимальной навигации при выполнении эндоскопических эндоназальных хирургических вмешательств. Принципы основаны на дополнительных зрительных образах - так называемых НАВИГАЦИОННЫХ ЛИНИЯХ (линиях ориентира - «колбановские линии»).

Навигационные линии, в силу своей линейности и постоянства наклона на латеральной стенке полости носа, позволяют хирургу опираться на четкую их визуализацию в любой области и в любой точке полости носа. К тому же во время операции разработанные линии не теряются из виду.

В качестве ближайшего аналога (прототипа) выбрана методика отработки основ эндоскопической эндоназальной хирургии с помощью тренажера S.I.M.O.N.T. Существующий способ отработки навыков с помощью данного тренажера подразумевает однократное проведения этапов эндоскопических эндоназальных операций на сменном модуле.

К недостаткам ближайшего аналога (прототипа) следует отнести следующее: визуализация самого анатомического локального ориентира, как правило, не вызывает сложности. Однако в процессе выполнения эндоназального эндоскопического вмешательства, в силу манипуляции за его пределами, обусловленной, например, распространенностью патологического процесса, создаются условия «слепого» контроля. А именно, хирург, не видя ориентир, продолжает оперировать «интуитивно», предполагая, что его хирургические манипуляции в данной области не приведут к повреждению анатомически смежных областей.

Задача изобретения заключается в выявление дополнительных анатомических ориентиров для проведения безопасных хирургических манипуляций при эндоназальном эндоскопическом доступе и отработке автоматического навыка контроля над нимидля достижения необходимогорезультата.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в способе обучения принципам оптимальной навигации для исключения случаев интуитивного оперирования работа должна выполняться с учетом разработанных нами пяти дополнительных ориентиров - НАВИГАЦИОННЫХ ЛИНИИ («колбановские линии»), расположенных на латеральной стенке полости носа на различном уровне, на симуляторе S.I.M.O.N.T. Способ обучения основан на отработке движения хирургическим инструментов вдоль навигационных линий с учетом различного наклона головы и многократном выполнении тестового задания.

Сущность предложенного способа обучения заключается в следующем: на предварительной стадии преподаватель демонстрирует НАВИГАЦИОННЫЕ ЛИНИИ («колбановские линии») и просит занимающегося повторить. Занимающийся выполняет предложенный этап эндоназального эндоскопического вмешательства по навигационным линиям:

Всего 5 навигационных линий:

1 навигационная линия - линия вдоль нижнего края нижней носовой раковины от границы передней и средней трети нижней носовой раковины к устью слуховой трубы вдоль свободного края раковины (предупреждает травмирование заднего сплетения (сплетения Вудрафа) и a.sphenopalatinae);

2 навигационная линия - линия, соединяющая место прикрепления переднего и заднего концов нижней носовой раковины к латеральной стенке полости носа (предупреждает травму орбиты при работе в области латеральной стенки полости носа и решетчатой воронки);

3 навигационная линия - линия, проходящая вдоль свободного нижнего края средней носовой раковины с внутренней стороны, соединяющая свободный край средней носовой раковины передний и задний концы (предупреждает травму ситовидной пластинки,травмирование заднего сплетения (сплетения Вудрафа), a.sphenopalatinae);

4 навигационная линия -модифицированная линия Цукеркандля, соединяющая spinanasalis и задний конец верхней носовой раковины (служит для навигации основной пазухи, предупреждает повреждения основание черепа);

5 навигационная линия - линия, проходящая от места прикрепления средней носовой раковины до заднего конца верхней носовой раковины (предупреждает повреждение основания черепа).

Траектория движения инструментана определенном этапе проведения эндоскопических эндоназальных операций должна соответствовать навигационным линиям. Отклонение траектории движения инструмента от заданных линий приводит к повреждению соседних (смежных) областей.

Навык считается освоенным, если занимающийся, работая по навигационным линиям, не повреждает инструментом смежные области. Данный навык осваивается в полном объеме за 7 академических часов.

Возможность осуществления заявляемого изобретения показана следующим примером.

Заявляемый способ опробован в процессе обучения врачей-оториноларингологов.

Для оценки эффективности данного тренировочного упражнения на тренажере S.I.M.O.N.T. было проведено исследование, в котором приняли участие 12 врачей-оториноларингологов без опыта выполнения эндоназальных эндоскопических операций. Занятия на тренажере проходили в течение 16 академических часа в течение 2 дней. Все этапы исследования фиксировали методом наружной видеосъемки. Оценку мануальных навыков проводили до и после окончания тренинга на основании количества отклонения движения инструмента в полости носа от заданных навигационных линий и от количества повреждения смежных областей.

Результаты. При сравнении полученных данных уже через 7 часов тренинга наблюдали статистически значимое уменьшение количества отклонений и повреждений смежных областей при выполнения упражнений (р <0,05), а также статистически значимое снижение количества ошибок, допущенных при выполнении упражнений (р <0,05), что свидетельствует об эффективности предложенного способа.

Выводы: Разработанный способ обучения принципам оптимальной навигации при выполнении эндоскопических эндоназальных вмешательств с использованием симуляционных технологий практически полностью исключает непреднамеренное травмирование смежных анатомических областей (сосудистое сплетение, a.sphenopalatinae, полость черепа, полость глазницы).

Источники:

1. КУДРЯШОВ С.Е. Тренажер для эндоназальной эндоскопической хирургии: анализ эффективности. Российская ринология. 2017; 25(2): 42-46.

2. BIBIANA FORTES. Endoscopic sinus surgery dissection courses using a real simulator: the benefits of this training. BrazilianJournalofOtorhinolaryngology 2016; 82(l):26-32.

Похожие патенты RU2769745C1

название год авторы номер документа
Способ ускоренного обучения базовым хирургическим навыкам эндоскопических эндоназальных манипуляций с использованием симуляционных технологий 2019
  • Колбанова Инна Григорьевна
  • Шабунин Алексей Васильевич
  • Крюков Андрей Иванович
  • Кунельская Наталья Леонидовна
  • Туровский Андрей Борисович
  • Логвинов Юрий Иванович
  • Ющенко Георгий Владимирович
RU2726476C1
Способ обучения основным техническим навыкам факоэмульсификации и витреоретинальной хирургии с использованием симуляционных технологий 2020
  • Логвинов Юрий Иванович
  • Самойленко Анна Васильевна
  • Демидов Андрей Львович
  • Шматов Егор Владимирович
RU2755546C1
Способ эндоскопического пункционного лазерного удаления кисты верхнечелюстной пазухи 2018
  • Крюков Андрей Иванович
  • Туровский Андрей Борисович
  • Колбанова Инесса Григорьевна
  • Мусаев Камран Мазахир Оглы
RU2693449C1
СПОСОБ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКИХ ВЕРХНЕЧЕЛЮСТНЫХ СИНУСИТОВ ЧЕРЕЗ ГРУШЕВИДНЫЙ ГРЕБЕНЬ ПРИ ПОМОЩИ БОРОВ 2014
  • Крюков Андрей Иванович
  • Царапкин Григорий Юрьевич
  • Федоткина Кира Михайловна
  • Чумаков Павел Леонидович
  • Якобашвили Ираклий Юзевич
RU2558993C1
СПОСОБ ЭНДОСКОПИЧЕСКОЙ ЭНДОНАЗАЛЬНОЙ РИНОАНТРОСТОМИИ ДЛЯ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ВЕРХНЕЧЕЛЮСТНОГО СИНУСИТА 2020
  • Крюков Андрей Иванович
  • Туровский Андрей Борисович
  • Колбанова Инна Григорьевна
  • Мусаев Камран Мазахир Оглы
  • Карасов Альберт Баймурзович
RU2732692C1
Способ отработки навыков триангуляции в артроскопической хирургии коленного сустава с использованием симуляционных технологий 2020
  • Шабунин Алексей Васильевич
  • Логвинов Юрий Иванович
  • Найманн Андрей Игоревич
  • Жданова Наталья Вячеславовна
RU2762913C1
СПОСОБ ЭНДОСКОПИЧЕСКОЙ ЭНДОНАЗАЛЬНОЙ РИНОАТРОСТОМИИ ЧРЕЗКРЮЧКОВИДНЫМ ДОСТУПОМ С ПОМОЩЬЮ ЛАЗЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 2022
  • Крюков Андрей Иванович
  • Туровский Андрей Борисович
  • Колбанова Инна Григорьевна
  • Кудрявцева Юлианна Сергеевна
  • Карасов Альберт Баймурзович
RU2775938C1
Способ ускоренного обучения базовым хирургическим навыкам эндоскопических внутриматочных манипуляций 2020
  • Мамиконян Ирина Оганесовна
  • Шабунин Алексей Васильевич
  • Логвинов Юрий Иванович
  • Свиридова Софья Андреевна
RU2751746C1
СПОСОБ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКИХ ВЕРХНЕЧЕЛЮСТНЫХ СИНУСИТОВ ДОСТУПОМ ЧЕРЕЗ НИЖНИЙ НОСОВОЙ ХОД 2015
  • Крюков Андрей Иванович
  • Царапкин Григорий Юрьевич
  • Чумаков Павел Леонидович
  • Федоткина Кира Михайловна
  • Горовая Елена Владимировна
RU2578358C1
Способ доступа в верхнечелюстную пазуху через нижнюю носовую раковину 2016
  • Крюков Андрей Иванович
  • Царапкин Григорий Юрьевич
  • Чумаков Павел Леонидович
  • Товмасян Анна Семеновна
  • Федоткина Кира Михайловна
  • Горовая Елена Владимировна
  • Арзамазов Сергей Германович
RU2620499C1

Реферат патента 2022 года Способ обучения принципам оптимальной навигации при выполнении эндоскопических эндоназальных хирургических вмешательств с использованием симуляционных технологий

Изобретение относится к медицине, а именно к оториноларингологии, и может быть использовано при выполнении эндоскопических эндоназальных хирургических вмешательств с помощью тренажера SinusModelOtorhino-NeuroTrainer (S.I.M.O.N.T). Способ обучения заключается в неоднократном последовательном повторении тестового задания и основан на отработке движения хирургического инструмента под контролем торцевого эндоскопа вдоль разработанных пяти навигационных линий. Способ обеспечивает обучение принципам оптимальной навигации при выполнении эндоскопических эндоназальных вмешательств с использованием симуляционных технологий, исключает непреднамеренное травмирование смежных анатомических областей. 1 пр.

Формула изобретения RU 2 769 745 C1

Способ обучения принципам навигации при выполнении эндоскопических эндоназальных манипуляций с использованием симуляционных технологий, включающий отработку эндоскопических эндоназальных хирургических вмешательств с помощью тренажера S.I.M.O.N.T. без смены модуля лицевой части черепа, отличающийся тем, что отработка движений хирургическим инструментом выполняется последовательным повторением тестового задания вдоль пяти разработанных ориентиров - навигационных линий, расположенных на латеральной стенке полости носа на различном уровне:

1 навигационная линия - вдоль нижнего края нижней носовой раковины от границы передней и средней трети нижней носовой раковины к устью слуховой трубы вдоль свободного края раковины;

2 навигационная линия - линия, соединяющая место прикрепления переднего и заднего концов нижней носовой раковины к латеральной стенке полости носа;

3 навигационная линия - линия, проходящая вдоль свободного нижнего края средней носовой раковины с внутренней стороны, соединяющая свободный край средней носовой раковины, передний и задний концы;

4 навигационная линия - модифицированная линия Цукеркандля, соединяющая spinanasalis и задний конец верхней носовой раковины;

5 навигационная линия - линия, проходящая от места прикрепления средней носовой раковины до заднего конца верхней носовой раковины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2769745C1

Способ ускоренного обучения базовым хирургическим навыкам эндоскопических эндоназальных манипуляций с использованием симуляционных технологий 2019
  • Колбанова Инна Григорьевна
  • Шабунин Алексей Васильевич
  • Крюков Андрей Иванович
  • Кунельская Наталья Леонидовна
  • Туровский Андрей Борисович
  • Логвинов Юрий Иванович
  • Ющенко Георгий Владимирович
RU2726476C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОДНОПЕРЕХОДНОЙ ВЫСАДКИ УТОЛЩЕНИЙ НА СТЕРЖНЯХ 0
SU180078A1
WO 2016153039 A1, 29.09.2016
КУДРЯШОВ С.Е
Тренажер для эндоназальной эндоскопической хирургии: анализ эффективности
Российская ринология
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами 1924
  • Ф.А. Клейн
SU2017A1
BIBIANA FORTES
Endoscopic sinus surgery dissection courses using a real simulator: the benefits of this training

RU 2 769 745 C1

Авторы

Колбанова Инна Григорьевна

Шабунин Алексей Васильевич

Крюков Андрей Иванович

Кунельская Наталья Леонидовна

Туровский Андрей Борисович

Логвинов Юрий Иванович

Ющенко Георгий Владимирович

Даты

2022-04-05Публикация

2021-07-29Подача