Изобретение относится к области медицины, а именно, к травматологии и ортопедии, и является способом обучения врачей травматологов-ортопедов базовым навыкам артроскопической хирургии коленного сустава с помощью уникального симулятора высочайшей степени реалистичности ARTHROMentor. В настоящее время для практического обучения основам артроскопической хирургии коленного сустава используется целый ряд учебных методик, которые требуют длительного периода обучения:
1. Традиционное обучение непосредственно в операционной - первоначально в роли ассистента, а затем, выполняя операции под контролем опытного наставника;
2. Отработка навыков на кадаверных материалах.
Все эти методики обучения имеют недостаток, который связан с невозможностью за короткий период времени выработать четкий навык координированных движений руками, что отрицательно влияет на складывающуюся в реальных условиях необходимость проведения артроскопических манипуляций, когда приходиться одновременно работать двумя руками в разных плоскостях. При использовании стандартных методик, закрепившийся в процессе длительного обучения навык, часто содержит ошибочные приемы и стереотипные действия, затрудняющие усвоение правильной техники артроскопических манипуляций на коленном суставе. Кроме того, для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает ослабление выработанных навыков.
В качестве ближайшего аналога выбрана методика отработки основ артроскопической хирургии коленного сустава на кадаверных материалах (специальным образом обработанный трупный материал).
К недостаткам ближайшего аналога можно отнести:
1. Значительное количество биологического материала, обусловленное необходимостью многократного повторения навыка с целью его закрепления;
2. Создание и постоянного поддержания специализированных условий для хранения, использования и утилизации в последующем биологического материала;
3. Необходимость в дорогостоящем оборудовании: ирригационные помпы, видеоисточники, электрические генераторы, жидкости для расширения и визуализации полости сустава;
4. Необходимость получения специализированной разрешительной документации, позволяющей проведение обучения с использованием трупного материала. (Галинский Л.И., Зайцев Р.В., Рахманкулов Э.Н. Артроскопическая хирургия: образовательный аспект // OPINION LEADER. - 2017. - N6(8). - С. 86-90. Иванов А.А., Сергеенко А.Е., Чижикова И.О. Кадавер-классы в практике симуляционно-тренинговых центров и медицинских вузов // ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ. - 2014. - N2(12). - С. 28-29. Горшков М.Д. Формы прведения мануального тренинга // Симуляционный тренинг по малоинвазивной хирургии: лапароскопия, эндоскопия, гинекология, травматология и ортопедия и артроскопия. - Москва, 2017. - С. 49-69).
Преимуществом симулятора ARTHROMentor является возможность отработать хирургический навык в реалистичном виде в безопасной контролируемой среде, за пределами операционной, в учебной аудитории (виртуальной клинике).
Большим преимуществом является возможность контроля параметров безопасности, визуализации, четкости выполнения задачи интраоперационно и получения результатов сразу после окончании модуля.
Обучение с помощью симулятора ARTHROMentor обеспечивает отработку базовых артроскопических психомоторных навыков, также отработку техники триангуляции (четкое размещение инструментов и камеры так, чтобы угол между ними был 90 градусов и больше, а камера располагалась между ними).
Задача изобретения заключается в отработке автоматического навыка технического упражнения путем многократного последовательного попадания с помощью артроскопического щупа под контролем артроскопа в определенные точки, расположенные на значимых структурах полости коленного сустава, на симуляторе ARTHROMentor.
Поставленная задача решается благодаря тому, что в способе ускоренного обучения базовым хирургическим навыкам артроскопических манипуляций в коленном суставе, включающем отработку автоматического навыка технического упражнения путем многократного последовательного попадания с помощью артроскопического щупа под контролем артроскопа в 11 тренировочных точек, расположенных на значимых структурах полости сустава, на симуляторе ARTHROMentor.
Способ обучения основан на многократном повторении тестового задания, он обеспечивает эффективное освоение навыков координированных движений обеими руками на субсенсорном (неосознанном) и сенсорном (осознанном) уровнях, что уменьшает вероятность технических ошибок во время проведения артроскопического осмотра полости коленного сустава и артроскопических операций на коленном суставе.
Кроме того, предложенный способ отличается доступностью и простотой обучения.
Сущность предложенного способа заключается в следующем: на предварительной стадии преподаватель демонстрирует суть упражнения и просит занимающегося повторить. Занимающий в течение определенного времени многократно повторяет предложенный способ. Навык считается освоенным, если занимающийся попадает в предложенные точки в течение 60 с в строго определенном порядке, без потери инструмента из вида и без промахов. Данный навык осваивается в полном объеме за 6 академических часов.
Изобретение позволяет добиться полного освоения моторно-координационного навыка работы обеими руками (артроскоп+инструмент) в полости коленного сустава.
Всего 11 тренировочных точек:
1. Центр суставной поверхности надколенника;
2. Медиапателлярная складка;
3. Тело медиального мениска;
4. Задний рог медиального мениска;
5. Проксимальная точка прикрепления передней крестообразной связки;
6. Дистальная точка прикрепления передней крестообразной связки;
7. Задняя крестообразная связка;
8. Поперечная межменисковая связка;
9. Центр межмыщелковой арки бедра;
10. Тело латерального мениска;
11. Задний рог латерального мениска.
Обязательным условием выполнения технического упражнения является представленная последовательность попадания в тренировочные точки.
Возможность осуществления заявляемого изобретения показана следующими примерами.
Заявляемый способ опробован в процессе обучения основам базовых навыков врачей с различным стажем работы и хирургическим опытом.
Для оценки эффективности данного тренировочного упражнения на тренажере ARTHROMentor было проведено исследование, в котором приняли участие 20 врачей травматологов-ортопедов без опыта выполнения артроскопических операций на коленном суставе. Занятия на тренажере проходили в течение 36 академических часов в течение 5 дней. Все этапы исследования фиксировали методом наружной видеосъемки. Оценку мануальных навыков проводили до и по окончании тренинга на основании времени выполнения упражнений и количества технических ошибок, допущенных при выполнении упражнений.
Результаты. При сравнении полученных данных уже через 6 часов тренинга наблюдали статистически значимое уменьшение времени выполнения упражнений (р<0,05), а также статистически значимое снижение количества ошибок, допущенных при выполнении упражнений (р<0,05), что свидетельствует об эффективности предложенного способа.
Выводы. Разработанный способ обучения навыкам триангуляции в артроскопической хирургии коленного сустава, включающий отработку автоматических навыков технического упражнения путем многократного последовательного попадания с помощью артроскопического щупа под контролем артроскопа в 11 тренировочных точек, расположенных на значимых структурах полости коленного сустава, на симуляторе ARTHROMentor, позволяет добиться полного освоения моторно-координационного навыка работы обеими руками (артроскоп+инструмент) в полости коленного сустава в течение 6 академических часов (р<0,05).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ ускоренного обучения базовым хирургическим навыкам эндоскопических эндоназальных манипуляций с использованием симуляционных технологий | 2019 |
|
RU2726476C1 |
Способ ускоренного обучения базовым хирургическим навыкам эндоскопических внутриматочных манипуляций | 2020 |
|
RU2751746C1 |
Способ обучения основным техническим навыкам обратной бинокулярной офтальмоскопии с использованием симуляционных технологий | 2020 |
|
RU2754959C1 |
Способ обучения основным техническим навыкам факоэмульсификации и витреоретинальной хирургии с использованием симуляционных технологий | 2020 |
|
RU2755546C1 |
Способ обучения принципам оптимальной навигации при выполнении эндоскопических эндоназальных хирургических вмешательств с использованием симуляционных технологий | 2021 |
|
RU2769745C1 |
Способ ускоренного обучения основным техническим навыкам эхокардиографии с использованием симуляционных технологий | 2020 |
|
RU2751749C1 |
СПОСОБ ХИРУРГИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕДИАЛЬНОЙ ПАТЕЛЛОФЕМОРАЛЬНОЙ СВЯЗКИ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКОМ ВЫВИХЕ НАДКОЛЕННИКА У ДЕТЕЙ | 2009 |
|
RU2427341C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМА МЕЖМЫЩЕЛКОВОГО ВОЗВЫШЕНИЯ БОЛЬШЕБЕРЦОВОЙ КОСТИ | 2013 |
|
RU2537067C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОТРЫВОВ ПЕРЕДНЕЙ КРЕСТООБРАЗНОЙ СВЯЗКИ КОЛЕННОГО СУСТАВА | 2003 |
|
RU2249437C2 |
СИМУЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ ЭНДОСКОПИЧЕСКОЙ ТИМПАНОПЛАСТИКИ | 2018 |
|
RU2690617C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использовано для обучения врачей травматологов-ортопедов базовым навыкам артроскопической хирургии коленного сустава. Обучение выполняют на симуляторе ARTHROMentor. Отрабатывают автоматический навык технического упражнения путем последовательного попадания с помощью артроскопического щупа под контролем артроскопа в 11 тренировочных точек, расположенных на структурах полости коленного сустава в заданном порядке. Навык считают освоенным, если занимающийся попадает в предложенные точки в течение 60 с в заданном порядке, без потери инструмента из вида и без промахов. Способ обеспечивает эффективное освоение навыков координированных движений обеими руками на субсенсорном и сенсорном уровнях, что уменьшает вероятность технических ошибок во время проведения артроскопического осмотра полости коленного сустава и артроскопических операций на коленном суставе за счет совокупности приёмов заявленного изобретения.
Способ отработки навыков триангуляции в артроскопической хирургии коленного сустава с использованием симуляционных технологий, включающий отработку основ артроскопической хирургии коленного сустава с помощью симулятора ARTHROMentor, отличающийся тем, что отрабатывается автоматический навык технического упражнения путем последовательного попадания с помощью артроскопического щупа под контролем артроскопа в 11 тренировочных точек, расположенных на структурах полости коленного сустава в заданном порядке:
1 центр суставной поверхности надколенника;
2 медиапателлярная складка;
3 тело медиального мениска;
4 задний рог медиального мениска;
5 проксимальная точка прикрепления передней крестообразной связки;
6 дистальная точка прикрепления передней крестообразной связки;
7 задняя крестообразная связка;
8 поперечная межменисковая связка;
9 центр межмыщелковой арки бедра;
10 тело латерального мениска;
11 задний рог латерального мениска,
обучение считают освоенным при условии попадания в предложенные точки в течение 60 секунд в заданном порядке, без потери инструмента из вида и без промахов.
Способ ускоренного обучения базовым хирургическим навыкам эндоскопических эндоназальных манипуляций с использованием симуляционных технологий | 2019 |
|
RU2726476C1 |
US 2011097696 A1, 28.04.2011 | |||
CN 202363002 U, 17.11.2011 | |||
US 4331428 A, 25.05.1982 | |||
ДУБРОВ В.Э | |||
и др | |||
Симуляционный тренин по малоинвазивной хирургии: лапароскопия, эндоскопия, гинекология, травматология - ортопедия и артроскопия | |||
Москва, Росмед, 2017, стр | |||
Вагонетка для движения по одной колее в обоих направлениях | 1920 |
|
SU179A1 |
REDONDO M.L | |||
et al | |||
The Effect of Triangulation Simulator |
Авторы
Даты
2021-12-23—Публикация
2020-11-19—Подача