Амортизатор в механизме раскладки аэродинамических поверхностей Российский патент 2022 года по МПК F16F7/12 B64C13/00 

Описание патента на изобретение RU2775318C1

Устройство относится к элементам механизмов и предназначено для соединения между собой деталей механизмов, позволяющего снизить ударную нагрузку в момент раскладки аэродинамических поверхностей летательных аппаратов за счет пластической деформации элемента амортизатора.

Известно множество амортизаторов, в которых используется пластическая деформация. Например, пластический амортизатор по патенту SU 1216478 выполнен из набора деформируемых элементов в виде полых цилиндров с кольцевыми выступами, в патенте RU 145312 деформируемые элементы имеют торообразную форму. Шток амортизатора охвачен этими элементами, которые контактируют с основанием амортизатора. Наиболее близким амортизатором, предлагаемому, является амортизатор по патенту SU 1015183, в котором деформирующая и деформируемая контактирующие поверхности выполнены ступенчатыми, так, что форма штока и основания амортизатора близка конической. Этот амортизатор принят в качестве прототипа.

В механизме раскладки этот амортизатор не может быть применен, поскольку он обладает упругостью. С точки зрения динамики он может быть описан как колебательное звено. Будучи связанным со штоком привода управления поворотом в вертикальной оси аэродинамической поверхности, такой амортизатор уменьшит запас устойчивости контура управления изделием. Технические требования к амортизатору в составе механизма отличаются от требований к амортизаторам, описанным в указанных патентах. Отличия сводятся к следующим: амортизатор в механизме раскладки и управления должен обладать абсолютной жесткостью в рабочем состоянии и должен обладать достаточными пластическими свойствами для гашения энергии удара при приведении поверхности в рабочее состояние. Такими противоположными свойствами не обладает ни один из известных автору амортизаторов.

Целью предлагаемого устройства является снижение ударной нагрузки в механизме раскладки аэродинамической поверхности за счет пластической деформации и при этом снижение до минимума колебательных движений штока привода управления летательным аппаратом и снижения зазоров между штоком привода и поворотной вертикальной осью, относительно которой вращается аэродинамическая поверхность при управлении движением изделия.

Указанная цель в устройстве раскладки с газовым демпфированием достигается соединением поворотной вертикальной оси со штоком управляющего привода через амортизатор с использованием пластической деформации, который представляет собой коническое соединение, отличающееся тем, что на внутреннем и внешнем конусах выполнены проточки ортогональные оси конического соединения, в одну из проточек вкладывается разрезная пружинная шайба, пространство между конусами заполняются оловянно-свинцовым припоем в расплавленном состоянии и охлаждаются. При этом внутренний и внешний конус амортизатора разделены прослойкой из материала, обладающего повышенной пластичностью к ударным нагрузкам. Причем паяное соединение между собой конусов обеспечивает достаточную прочность соединения и надежное стопорение поверхностей в сложенном состоянии. При раскладке, энергия удара частично поглощается за счет пластической деформации слоя припоя, который уплотняется и вытесняется к сужению внутреннего конуса. Причем пружинная разрезная шайба при ударе стопорится в проточках внутреннего и внешнего конуса, тем самым предотвращает относительное движение конусов после удара. Пластическая деформация межконусного слоя позволяет внешнему конусу глубже продвинуться во внутренний конус, тем самым обеспечить надежное клиновое соединение. Причем уплотнившийся пластический слой заполняет пространство между разрезной шайбой и проточками, тем самым обеспечивает более надежное клиновое соединение.

Общими элементами аналога и предлагаемого устройства являются: механизм раскладки с газовым демпфированием ударной нагрузки.

Отличительным признаком предлагаемого устройства является то, что в качестве демпфирующего элемента применен оловянно- свинцового припой. За счет этого отличия реализуются два противоположных требования к амортизатору: в момент удара связанного с поворотом поверхности в рабочее состояние демпфирующий элемент является не жестким, а после постановки поверхности в рабочее состояние обеспечивается жесткая связь между штоком привода и аэродинамической поверхностью.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными достигается следующее: введение дополнительного амортизатора, выполненного в виде конического соединения с пластическим элементом, представляющим собой оловяно-свинцовый припой, заполняющий пространство между конусами в расплавленном состоянии. Причем на конусах выполнены проточки. В одну из проточек предварительно вставлена разрезная пружинная шайба, которая при ударе, расправляясь входит в обе проточки и тем самым стопорит конусное соединение. При этом энергия удара уменьшается за счет пластической деформации припоя и за счет трения между конусами.

Дополнительно можно такой амортизатор установить и на горизонтальную ось, которая упираясь в ограничитель движения амортизирует удар. Введение дополнительного амортизатора позволяет в несколько раз уменьшить ударную нагрузку на аэродинамическую поверхность и на шток привода. Это в свою очередь повышает надежность летательного аппарата. В отличие от прототипа предложенный амортизатор лишен в рабочем положении колебательных движений и зазоров между штоком привода и аэродинамической поверхностью. Это обеспечено заклиниванием в конусе амортизатора и за счет соединения конусов разрезной шайбой.

Изобретение поясняется фиг.1 и фиг.2:

На фиг.1 приведен чертеж предложенного амортизатора в исходном состоянии. На рисунке 2 приведен чертеж предложенного амортизатора в рабочем состоянии. На рисунках обозначены: 1 - внутренний конус, который жестко соединяется со штоком управляющего привода, 2 - внешний конус, 3 - припой, 4 - корпус механизма поворота поверхностей, который соединен шарнирно с корпусом изделия, 5 - разрезная шайба.

Похожие патенты RU2775318C1

название год авторы номер документа
ПИРОЗАМОК С ПИРОГАЗОВОЙ АМОРТИЗАЦИЕЙ 2007
  • Толмачев Сергей Михайлович
  • Эзрохо Евгения Элеазаровна
  • Иванов Владимир Константинович
  • Соин Валерий Иванович
RU2354923C1
МОЛОТ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ НЕГАБАРИТОВ ГОРНЫХ ПОРОД 1993
  • Мельников Александр Васильевич
RU2087712C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗДАЧИ ТРУБ 1996
  • Шляхов С.Б.
  • Коневских В.А.
  • Терехов В.М.
  • Есипов И.В.
RU2103095C1
ПЛАСТИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР 2009
  • Шалин Владимир Степанович
  • Шалин Николай Степанович
RU2480641C2
Способ изготовления трубчатого припоя 1982
  • Клубович Владимир Владимирович
  • Конышев Леонид Касьянович
  • Басенок Геннадий Сергеевич
  • Буцукин Владимир Семенович
  • Негрей Валерий Павлович
  • Овечкин Александр Петрович
SU1074693A1
БУФЕР 2014
  • Уоттс Карл Франсис
  • Уильямс Терренс
RU2699201C2
СИСТЕМА РОБОТИЗИРОВАННОЙ СБОРКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ФЕРМ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ОРБИТЕ ЗЕМЛИ ИЛИ ЛУНЕ 2021
  • Копылов Владислав Маркович
  • Почежерцев Александр Геннадьевич
RU2790311C2
Способ демпфирования удара на электропривод 2023
  • Куролес Владимир Кириллович
RU2821603C1
УДАРОЗАЩИТНАЯ ПОДВЕСКА 2011
  • Милых Владимир Александрович
RU2464461C1
Копер для ударных испытаний 1979
  • Залмансон Вениамин Мордухович
SU842441A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 775 318 C1

Реферат патента 2022 года Амортизатор в механизме раскладки аэродинамических поверхностей

Изобретение относится к области машиностроения. Амортизатор в механизме раскладки аэродинамических поверхностей содержит два амортизатора, выполненные в виде конусного соединения. Зазор между конусами заполнен пластическим материалом, например оловянно-свинцовым припоем, который в расплавленном состоянии заполняет пространство между конусами. На конусах выполнены проточки, ортогональные осям конусов. В одну из проточек вставлена разрезная пружинная шайба, которая при взаимном перемещении конусов проникает и в проточку второго конуса. Эти проточки заполняются уплотнившимся припоем при его пластической деформации, поглощающей энергию удара. Конус первого амортизатора соединяется жестко с корпусом поворотного механизма и со штоком привода поворота аэродинамической поверхности. Конуса второго амортизатора жестко соединяются с горизонтальным валом и с ограничителем его движения. Достигается снижение ударной нагрузки, колебательных движений и зазоров. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 775 318 C1

Амортизатор в механизме раскладки аэродинамических поверхностей, содержащий конусное соединение, отличающийся тем, что зазор в конусном соединении заполнен пластическим материалом, например оловянно-свинцовым припоем в расплавленном состоянии, причем на конусах выполнены проточки, ортогональные осям конуса, в одну из проточек вставлена пружинная шайба, которая при ударе за счет взаимного движения конусов проникает и в проточку второго конуса, один из конусов амортизатора соединяется жестко с корпусом поворотного механизма, а второй его конус жестко соединяется со штоком привода поворота аэродинамической поверхности, конуса второго амортизатора жестко соединяются один со штоком горизонтальной оси, а второй с упором движения этой оси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2775318C1

Энергопоглощающее устройство 1978
  • Георгиади Александр Георгиевич
  • Хон Валентин Федорович
SU669130A2
US 3308908 A, 14.03.1967
WO 2019203229 A1, 24.10.2019.

RU 2 775 318 C1

Авторы

Куролес Владимир Кириллович

Даты

2022-06-29Публикация

2022-01-19Подача