Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и может быть использовано в конструкциях танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, других военных гусеничных и колесных машин.
Известна боевая машина пехоты БМП-2 (см. Боевая машина пехоты БМП-2, техническое описание и инструкция по эксплуатации, М: ВИ МО СССР, 1987 г.), содержащая гидравлический усилитель тормоза и механический привод имеющий рукоятку стояночного тормоза. Недостатком этой конструкции рукоятки и привода является большое усилие, которое должен прилагать механик-водитель к рукоятке стояночного тормоза, для установки машины на стояночный тормоз.
Известна боевая машина пехоты БМП-3 (см. Боевая машина пехоты, техническое описание 688.ТО-2, М: ВИ МО СССР, 1984), имеющая привод управления остановочными тормозами а.с. №293312, содержащий педаль тормоза, связанную с механизмом изменения передаточного числа, имеющим криволинейный паз, снабженный выходным звеном выполненным с возможностью перемещения в упомянутом пазу, для автоматического изменения передаточного числа и взятый за прототип.
Техническая задача изобретения состоит в получении конструкции рукоятки стояночного тормоза, способной увеличивать усилие, прикладываемое к ней механиком-водителем при увеличении передаточного числа рукоятки. То есть если серийную рукоятку заменить на рукоятку с автоматически изменяющимся передаточным числом, то передаточное число привода будет увеличиваться по заданному закону и работа привода будет более эффективной. Вследствие этого механик-водитель будет прилагать меньшее усилие к рукоятке стояночного тормоза для установки машины на стояночный тормоз.
Поставленная техническая задача достигается тем, что рукоятка управления стояночным тормозом выполнена с пазом, снабженным выходным звеном, выполненным с возможностью перемещения в упомянутом пазу для автоматического изменения передаточного числа привода стояночного тормоза. То есть при перемещении рукоятки управления стояночным тормозом из исходного положения в положение "заторможено" (при постановке изделия на стояночный тормоз) начинается движение выходного звена по пазу, при котором начинает уменьшаться расстояние от выходного звена до центра вращения рукоятки управления, то есть идет уменьшение величины одного из плеч рукоятки управления, а значит происходит изменение передаточного числа рукоятки. Чем больше поворот рукоятки управления, тем больше возрастает ее передаточное число, а значит увеличивается усилие передаваемое механиком-водителем через рукоятку на тормозные механизмы. Таким образом сочетание новых признаков позволяет снизить энергозатраты механика-водителя при установке машины на стояночный тормоз.
Сопоставляемый анализ с прототипом показывает, что заявляемая рукоятка отличается тем, что ее корпус выполнен с пазом, снабженным выходным звеном выполненным с возможностью перемещения в упомянутом пазу, для автоматического изменения передаточного числа в рукоятке, а значит и в приводе стояночного тормоза, что позволяет снизить энергозатраты механика-водителя при установке машины на стояночный тормоз. Соотношение длины рукоятки управления и изменяемого по длине плеча, длину которого определяет подвижное выходное звено, позволяет сделать передаточное отношение привода в больших интервалах с одновременным уменьшением первоначального хода рукоятки управления и с одновременным увеличением передаточного числа рукоятки. Передаточное же отношение привода стояночного тормоза изделия прототипа постоянное.
Таким образом сочетание новых признаков позволяет сделать вывод, что заявляемый привод управления стояночным тормозом соответствует критерию изобретения «новизна».
При изучении других известных технических решений в исследуемой области, сходные с заявляемыми решениями и ведущими к достижению поставленной технической задачи, то есть установка машины с данной рукояткой на стояночный тормоз с меньшими энергозатратами механика-водителя не были выявлены.
Сущность изобретения поясняется рисунком, где представлена рукоятка стояночного тормоза, которая состоит из рычага 2, приваренного к корпусу 4, кронштейна 8, тяги 11, собачки 5, которая через шток 3 связана с кнопкой 1. Корпус 4 выполнен с криволинейным пазом 10, который имеет две беговые дорожки 14 по сторонам корпуса, закрытые крышками 15. Тяга 11 через сферический подшипник 20, установлена на оси 17 между втулками 19. Ось 17 установлена в подшипниках 16, которые перемещаются по беговым дорожкам 14, паза 10. При этом крышки 15 через шарики 18, удерживают подшипники 16 на беговых дорожках 14. Также в корпусе 4 имеется второй паз 12, выполненный для выхода тяги выходного звена. Этот паз уплотнен чехлом 9. Опоры корпуса 4 установлены в подшипники 13, на которых он поворачивается, а подшипники 13 установлены в опоры кронштейна 8. На кронштейне имеется зубчатая гребенка 6, предназначенная для стопорения собачки 5. Для установки машины на стояночный тормоз, механик-водитель прикладывает усилие к рычагу 2, поворачивая его с корпусом 4 в подшипниках 13, установленных в опоры кронштейна 8. При определенном угле поворота рычага начинается перемещение подшипников 16 по беговым дорожкам 14 (вместе с тягой 11) по пазу 10. То есть величина плеча В будет уменьшаться и достигнет величины Г. При этом передаточное число рукоятки будет увеличиваться и при величине плеча Г будет максимальным, так как отношение длины рычага Б к длине плеча Г будет больше отношения длины рычага Б к длине В. При остановке поворота рычага его положение зафиксирует собачка 5 в гребенке 6. То есть машина установлена на стояночный тормоз. При нажатии на кнопку 1, через шток 3, собачка 5 выводится из зацепления с гребенкой 6 и под действием оттяжных пружин привода, рукоятка становится в исходное положение, что фиксируется датчиком 7. То есть машина снята со стояночного тормоза.
Использование предлагаемого изобретения по сравнению с существующими техническими решениями позволяет механику-водителю устанавливать машину на стояночный тормоз, прикладывая при этом к рукоятке стояночного тормоза меньшее усилие, то есть облегчить работу механика-водителя ВГМ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод управления тормозами гусеничной машины с приводом растормаживания | 2022 |
|
RU2794602C1 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ОСТАНОВОЧНЫМ И СТОЯНОЧНЫМ ТОРМОЗАМИ | 2015 |
|
RU2618662C2 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ОСТАНОВОЧНЫМ И СТОЯНОЧНЫМ ТОРМОЗАМИ | 2021 |
|
RU2794808C2 |
РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЫЧАГ ФРИКЦИОННОГО ТОРМОЗА | 2022 |
|
RU2794603C1 |
МЕХАНИЗМ ОТКЛЮЧЕНИЯ | 2020 |
|
RU2745466C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2021 |
|
RU2794807C2 |
ПРОТИВОМИННОЕ СИДЕНЬЕ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ | 2021 |
|
RU2775959C1 |
ПРИВОД ВРАЩАЮЩЕГОСЯ КОНВЕЙЕРА АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ | 1999 |
|
RU2172457C2 |
РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ | 2018 |
|
RU2732040C2 |
ПРИВОД СТОПОРА МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА СИДЕНЬЯ | 2018 |
|
RU2697639C1 |
Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и может быть использовано в конструкциях танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, других военных гусеничных и колесных машин. Рукоятка управления стояночным тормозом выполнена с пазом, снабженным выходным звеном, выполненным с возможностью перемещения в упомянутом пазу, для автоматического изменения передаточного числа привода стояночного тормоза. При установке транспортного средства на стояночный тормоз при повороте рукоятки управления стояночным тормозом из исходного положения начинается движение выходного звена по пазу, при котором начинает уменьшаться расстояние от выходного звена до центра вращения рукоятки управления, то есть идет изменение длины одного из плеч рукоятки управления, а значит происходит изменение передаточного числа рукоятки. Чем больше поворот рукоятки управления, тем больше возрастает ее передаточное число, а значит возрастает и усилие, передаваемое через рукоятку на стояночные тормоза, при этом механик-водитель будет прилагать меньшее усилие к рукоятке стояночного тормоза для установки машины на стояночный тормоз. Технический результат - получение конструкции рукоятки стояночного тормоза, способной увеличивать усилие, прикладываемое к ней механиком-водителем за счет увеличения передаточного числа рукоятки. 1 ил.
Рукоятка стояночного тормоза, содержащая рычаг, корпус, поворачивающийся на своих опорах в подшипниках, установленных в кронштейне, и имеющая возможность соединения с приводом стояночного тормоза, отличающаяся тем, что корпус выполнен с криволинейным пазом, снабженным выходным звеном, выполненным с возможностью перемещения в упомянутом пазу, для автоматического изменения передаточного числа рукоятки стояночного тормоза.
РЫЧАГ ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА | 2006 |
|
RU2301162C1 |
ПРИВОД СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА | 2007 |
|
RU2335418C1 |
KR 20020048641 A, 24.06.2002. |
Авторы
Даты
2023-05-02—Публикация
2021-10-20—Подача