СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОГОНА НА СТАЛЬНОМ КАНАТЕ Российский патент 2022 года по МПК D07B1/00 

Описание патента на изобретение RU2783273C1

Изобретение относится к области изготовления такелажной оснастки из стальных канатов при выполнении аварийных, спасательных и судоподъемных работ, в частности при ручном изготовлении огона на стропах различного назначения из стальных канатов.

Известен способ ручного изготовления огона на стропах из стальных канатов путем сплесневания, который заключается в выполнении следующих этапов [1]:

- накладывают временную марку из отожженной проволоки на ходовой конец каната на расстоянии 120-170 диаметров каната. При этом для канатов с меньшим диаметром применяют большее значение величины припуска;

- удаляют марку на конце каната и накладывают марки на концы всех прядей;

- распускают концы каната на пряди вплоть до наложенной марки и вырезают сердечник;

- сгибают канат, используя ранее нанесенную разметку, и распущенными прядями прикладывают к канату в месте начала пробивки. При этом три ходовые пряди размещают сверху, а три - снизу коренного конца каната. В случае выполнения заделки «на коуш» канат изгибают вокруг коуша, плотно вводя его в паз, после чего закрепляют канат к коушу шкимушгаром не менее чем в трех местах. Прихватывают ходовой конец к канату каболкой;

- пробивают свайку под три пряди, которые лежат сверху, и пропускают под них первую ходовую прядь, выбирая ее так, чтобы она не закручивала ходовой конец. Затем пробивают свайку из того же места под две пряди и пропускают в это отверстие вторую соседнюю прядь, пробивают свайку из того же места под одну прядь и пропускают под нее первую крайнюю левую прядь;

- поворачивают огон на 90° пробитыми прядями кверху и обколачивают мушкелем или киянкой, после чего снова кладут плашмя обратной стороной;

- пробивают свайку со стороны, где выходят пробитые пряди, в то место, откуда идут три первые ходовые пряди и пропускают в полученное отверстие четвертую ходовую прядь. Затем свайку пробивают таким же образом и для пятой пряди, которая, как и первая, пробивается под одну прядь. Шестую прядь пробивают с обратной стороны той коренной пряди, под которую пробита первая ходовая прядь, то есть шестой ходовой прядью накрывают коренную, под которой пробита первая, и пропускают ее по направлению пятой ходовой пряди;

- выполняют вторую пробивку по правилу «через одну под две». Пробивку начинают с первой ходовой пряди, которую пропускают через одну под две коренных пряди справа налево, если смотреть на сплесень со стороны огона. Чтобы не было крутой пробивки, свайку поворачивают направо, затем пропускают первую ходовую прядь рядом со свайкой, свайку вынимают, а прядь отгибают слева направо. Затем пробивают вторую ходовую прядь через одну коренную под две коренные пряди, а за ней таким же образом и остальные ходовые пряди. После окончания второй пробивки сплесень обстукивают мушкелем, поворачивая канат;

- производят изготовление требуемого количества пробивок;

- заканчивают изготовление сплесня, по одному разу пробивая через одну ходовые пряди каждого из канатов, т.е. одну прядь пробивают, а вторую оставляют и т.д.;

- обрубают концы ходовых прядей, прилегающие вплотную к канату, околачивают сплесень мушкелем и обламывают кусачками все торчащие проволоки;

- клетнюют полученный сплесень.

Способ ручного изготовления огона путем сплесневания очень трудоемкий, требует большого количества времени, прочность заделки, достигает 0,70-0,75 разрывной прочности канатов.

Известен способ ручного изготовления огона из стального каната разъемными тросовыми зажимами [2]. Для этого первоначально формируют огон, используя разметку отрезка стального каната, выполненную в период подготовительных работ. Для этого канат изгибают и связывают его штертом. После этого установку тросовых зажимов начинают с первого от огона зажима и выполняют в следующей последовательности:

- заводят скобу зажима со стороны ходового конца каната, надевают на нее колодку со стороны коренного конца;

- наворачивают на концы скобы гайки и зажимают их на 5-6 оборотов;

- устанавливают аналогичным образом остальные зажимы по направлению от огона к концу каната;

- поочередно (от гайки к гайке, от зажима к зажиму) гаечным ключом затягивают гайки тросовых зажимов так, чтобы канат был обжат зажимами примерно на одну треть своего диаметра;

- обрезают излишнюю длину ходового конца каната, на оставшийся конец накладывают марку и привязывают его каболкой к коренному концу каната.

Данный способ принят за прототип.

Способ ручного изготовления огона из стального каната разъемными тросовыми зажимами используют в случаях, когда необходимо оперативно выполнить заделку концов стальных канатов без использования специализированного оборудования. При правильной постановке и обтяжке одинарных тросовых зажимов прочность заделки достигает 0,80 рабочей нагрузки канатов с учетом необходимого запаса прочности. Трудоемкость изготовления огона с помощью разъемных тросовых зажимов в несколько раз меньше трудоемкости изготовления огона сплесневанием.

Однако при приложении усилий, близким к разрывной нагрузке стального каната, последний начинает выскальзывать из тросовых зажимов, что приводит к разрушению огона стропа, выходу из строя тросовой оснастки и нарушению технологического процесса выполняемых работ. Особо уязвимыми являются огоны, сделанные из жестких канатов с толстым неметаллическим сердечником.

Задачей изобретения является повышение надежности и работоспособности грузового стропа, огоны которого изготовлены с помощью тросовых зажимов.

Задача решается тем, что в известном способе изготовления огона с помощью тросовых зажимов (фиг. 1), когда канат отрезают, на ходовой конец каната 5 накладывают бензель 8, складывают в огон вокруг коуша 1 или без него, заводят скобу тросового зажима 2 со стороны ходового конца каната 5, надевают на нее колодку 3 со стороны коренного конца каната 9, наворачивают на концы скобы гайки 6, устанавливают аналогичным образом остальные тросовые зажимы по направлению от огона к концу каната, поочередно (от гайки к гайке, от зажима к зажиму) гаечным ключом затягивают гайки тросовых зажимов так, чтобы канат был обжат зажимами примерно на одну треть своего диаметра, привязывают ходовой конец каната к коренному концу каната бензелем 7, дополнительно между первым и вторым тросовыми зажимами в промежуток между коренным и ходовым концами каната устанавливают прочную расклинивающую планку 4 толщиной примерно 1/3 диаметра каната, шириной, приблизительно равной двум диаметрам каната, но не более ширины тросового зажима и длиной приблизительно 3/4 расстояния между зажимами. В результате, после обжатия зажимов (расклинивающая планка 4 изменяет геометрическую форму соприкосновения коренного и ходового концов каната с параллельного на расходящееся, что препятствует выскальзыванию каната из тросового зажима под нагрузкой. В качестве материала расклинивающей планки рекомендуется применять металл или деревянные бруски с расположением волокон поперек оси стропа.

Новыми отличительными признаками заявляемого способа изготовления огона на стальном канате являются:

- установка после первого зажима между коренным и ходовым концами каната прочной расклинивающей планки толщиной не более 1/3 диаметра каната, шириной равной ширине тросового зажима и длиной приблизительно 3/4 расстояния между зажимами;

- обжим тросовых зажимов после установки планки.

Новые отличительные признаки меняют геометрическую форму соприкосновения коренного и ходового концов каната с параллельного на расходящееся, что препятствует выскальзыванию каната из тросового зажима, обеспечивая увеличение прочности заделки огона с помощью тросовых зажимов до значения, равного разрывной прочности стального каната.

Технико-экономическое преимущество предлагаемого способа изготовления огона на стальном канате заключается в увеличении надежности и работоспособности стропа.

Литература

1. Т.И. Бобрицкий. Такелажные работы аварийно-спасательной службы. Воениздат. М., 1956, стр. 185-187.

2. ОСТ 24.090.51-80. Зажимы для стальных канатов.

Похожие патенты RU2783273C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРОПОВ 2003
  • Ерохин Алексей Геннадьевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Молчанов Владимир Александрович
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2314377C2
СТРОП-ПОЛОТЕНЦЕ 2020
  • Асминин Виталий Викторович
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Башмаков Сергей Валентинович
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Краморенко Михаил Вячеславович
  • Чумаров Рудольф Иванович
  • Фадеев Дмитрий Евгеньевич
RU2746050C1
МЯГКИЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН 2016
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Землянов Дмитрий Александрович
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Моисеев Александр Олегович
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2679301C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СТАЛЬНОГО КАНАТА ПРИ ВЫТЯЖКЕ 2014
  • Ерохин Алексей Геннадьевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2595189C2
СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СУДОПОДЪЕМНЫХ ПОНТОНОВ К КОРПУСУ ЗАТОНУВШЕГО СУДНА 2017
  • Асминин Виталий Викторович
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Кучеров Евгений Вячеславович
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2679378C2
УСТРОЙСТВО КОМПЕНСАЦИИ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В БУКСИРНОЙ ЛИНИИ 2018
  • Асминин Виталий Викторович
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Ерохин Алексей Геннадьевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Тарануха Евгений Валерьевич
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2707479C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УКОРАЧИВАНИЯ ПОДЪЕМНЫХ СТРОПОВ СУДОПОДЪЁМНОГО ПОНТОНА 2018
  • Асминин Виталий Викторович
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Тарануха Евгений Валерьевич
  • Чехман Анатолий Степанович
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2706676C1
Петлеобразователь 1989
  • Серобаба Константин Степанович
  • Ягуткин Анатолий Андреевич
SU1738882A1
СИСТЕМА ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 2011
  • Ерохин Алексей Геннадьевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Чумаров Рудольф Иванович
  • Федоров Андрей Николаевич
RU2517387C2
Петлеобразователь 1990
  • Ягуткин Анатолий Андреевич
  • Серобаба Константин Степанович
SU1812258A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 783 273 C1

Реферат патента 2022 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОГОНА НА СТАЛЬНОМ КАНАТЕ

Изобретение относится к области изготовления такелажной оснастки из стальных канатов при выполнении аварийных, спасательных и судоподъемных работ, в частности при ручном изготовлении огона на стропах. Способ изготовления огона на стальном канате заключается в изготовлении огона с помощью тросовых зажимов, при этом между первым и вторым тросовыми зажимами в промежуток между коренным и ходовым концами каната устанавливают прочную расклинивающую планку толщиной примерно 1/3 диаметра каната, шириной, приблизительно равной двум диаметрам каната, но не более ширины тросового зажима, и длиной приблизительно 3/4 расстояния между зажимами, причем после обжатия зажимов расклинивающая планка изменяет геометрическую форму соприкосновения коренного и ходового концов каната с параллельного на расходящееся, для возможности препятствия выскальзывания каната из тросового зажима под нагрузкой. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 783 273 C1

Способ изготовления огона на стальном канате с помощью тросовых зажимов, характеризующийся тем, что, когда канат отрезают, на ходовой конец каната накладывают бензель, складывают в огон вокруг коуша, заводят скобу тросового зажима со стороны ходового конца каната, надевают на нее колодку со стороны коренного конца каната, наворачивают на концы скобы гайки, устанавливают аналогичным образом тросовые зажимы по направлению от огона к концу каната, поочередно от гайки к гайке, от зажима к зажиму гаечным ключом затягивают гайки тросовых зажимов так, чтобы канат был обжат зажимами на одну треть своего диаметра, привязывают ходовой конец каната к коренному концу каната бензелем, отличающийся тем, что между первым и вторым тросовыми зажимами в промежуток между коренным и ходовым концами каната устанавливают расклинивающую планку толщиной 1/3 диаметра каната, шириной, равной двум диаметрам каната, но не более ширины тросового зажима, и длиной 3/4 расстояния между зажимами, в результате чего после обжатия зажимов расклинивающая планка изменяет геометрическую форму соприкосновения коренного и ходового концов каната с параллельного на расходящееся, для возможности препятствия выскальзывания каната из тросового зажима под нагрузкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2783273C1

Делитель частоты 1985
  • Мяснов Владимир Иванович
SU1338062A1
CN 110088392 A, 02.08.2019
ЛИТЬЕВАЯ МАШИНА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОЦВЕТТТБТХИЗДЕЛИЙ 0
  • Э. И. Новохатко, В. Н. Герасимов, И. Г. Ищенко В. Ф. Радченко
SU318482A1
Устройство автоматического управления процессом непрерывной разливки металла 1980
  • Краснов Борис Исаевич
  • Туркин Михаил Максимович
  • Лебедева Марина Исааковна
  • Мокрушин Константин Дмитриевич
SU874259A1
DE 112016003896 T5, 24.05.2018.

RU 2 783 273 C1

Авторы

Асминин Виталий Викторович

Краморенко Андрей Вячеславович

Краморенко Михаил Вячеславович

Фадеев Дмитрий Евгеньевич

Салихов Дамир Фаильевич

Даты

2022-11-11Публикация

2021-06-10Подача