Изобретение относится к области авиации, точнее, к воздушно-реактивным двигателям с форсажной камерой.
Проблема кратковременного форсирования воздушно-реактивного двигателя (ВРД) по тяге возникла одновременно с их появлением. Решение проблемы состоит в размещении в газовом тракте за турбиной газотурбинного двигателя (или в камере сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя) фронтового устройства - системы топливных форсунок и стабилизаторов пламени. Стабилизаторы обычно выполняются радиальными, кольцевыми или комбинированными - радиально-кольцевыми. При включении форсажа они обеспечивают горение форсажного топлива в создаваемой ими зоне возвратных токов и увеличение тяги в среднем на 40-70%.
Конструктивно-силовая схема стабилизаторов пламени в значительной мере определяется особенностями конструкции двигателя и его назначением.
Из RU 2663965 С1, 13.08.2018 известны стабилизаторы пламени, консольно закрепленные на внутренней поверхности корпуса форсажной камеры сгорания. Стабилизаторы пламени выполнены в форме удобообтекаемых тел с закрытой нижней частью, при этом внутренняя полость стабилизаторов разделена на продольные каналы с возможностью подвода в них воздуха и топлива, а на боковых стенках каналов по всей длине выполнены отверстия. Недостатками известного устройства являются наличие отверстий для выдува сжатого воздуха поперек газового потока, что приводит к возникновению поперечных колебаний консольной части стабилизатора с его возможным последующим разрушением. Известный стабилизатор пламени обладает малой изгибной жесткостью в поперечном направлении в силу его обтекаемой формы.
Из RU 2366823 С1, 10.09.2009 известно устройство - прототип, в котором стабилизаторы пламени выполнены по радиально-кольцевой схеме и содержит консольные радиальные элементы и узел подвеса. Известный стабилизатор обеспечивает большую конструктивную жесткость в силу уголковой формы. Однако, недостатком является то, что он подвержен колебаниям газового потока, что может инициировать вынужденные колебания стабилизатора. Особую опасность представляет совпадение частоты вынужденных и собственных колебаний.
Недостатком известного устройства является то, что выполненный по консольной схеме стабилизатор в газовом потоке может под воздействием внешних условий подвергнуться колебаниям.
Технический результат - повышение колебательной устойчивости стабилизатора пламени.
Технический результат достигается тем, что стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя, содержащий консольные радиальные элементы и узел подвеса, согласно предложению на каждом консольном радиальном элементе стабилизатора размещен по меньшей мере один контейнер, частично заполненный металлом или сплавом с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3. Консольные радиальные элементы стабилизатора могут быть выполнены с тангенциальными ответвлениями, при этом контейнеры могут быть размещены на концах тангенциальных ответвлений консольных радиальных элементов стабилизатора. Контейнеры выполнены осесимметричной формы. Внутри контейнеров может быть выполнена одна или несколько поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках. Свободная часть контейнера может быть заполнена инертным газом.
Исполнение контейнеров осесимметричной формы обеспечивает одинаковые условия работы контейнеров стабилизаторов пламени независимо от величины и знака перегрузки летательного аппарата и от размещения стабилизатора на корпусе (верх-низ, право-лево).
Выполнение внутри контейнера одной или нескольких поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках обеспечивает расширение диапазона частот подавляемых колебаний.
Для предотвращения окисления металла в контейнере его свободная часть может быть заполнена инертным газом, например, азотом или аргоном.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где:
- на фиг. 1 показан стабилизатор пламени с одним контейнером;
- на фиг. 2 показано продольное сечение контейнера;
- на фиг. 3 показан вид спереди-сбоку стабилизатора пламени с тремя контейнерами;
- на фиг. 4 показан стабилизатор пламени с пятью контейнерами;
- на фиг. 5 показано продольное сечение контейнера в процессе колебаний;
- на фиг. 6 показано продольное сечение варианта контейнера с поперечными перегородками.
Предлагаемое устройство (см. Фиг. 1, 3, 4) состоит из консольных радиальных элементов 1 с узлом подвеса 2. На консольных радиальных элементах могут быть выполнены тангенциальные ответвления 3. На каждом консольном радиальном элементе 1 размещен по крайней мере один контейнер 4, частично заполненный металлом или сплавом 5 с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3. Предпочтительными металлами являются свинец (Тпл=327°С, плотность 11400 кг/м), олово (Тпл.=232°С, плотность 7300 кг/м3), сплав Третник (Тпл.=183°С, плотность 9600 кг/м3).
В частном случае реализации, когда используют один контейнер 4, частично заполненный металлом или сплавом 5, он может быть размещен на максимально удаленном от узла подвеса 2 конце консольного элемента 1 (см. фиг. 1). Если контейнеров 4 используют в количестве 2 и более, то они могут размещаться на концах тангенциальных ответвлений 3 консольных радиальных элементов 1 (см. фиг. 3, 4). Внутри контейнера 4 могут быть выполнены одна или несколько поперечных перегородок 6 (см. фиг. 6) с одним или несколькими отверстиями в перегородках 6.
Работа заявленного устройства обеспечивается тем, что при запуске двигателя происходит повышение температуры и металл или сплав 5, находящийся в контейнерах 4, плавится и превращается в жидкую подвижную массу. При включении форсажного режима стабилизатор устанавливается поперек потока или под углом к нему. При возникновении продольных колебаний стабилизатора (первая мода) жидкая масса металла или сплава 5 в контейнерах 4 движется в противофазе относительно контейнера 4 (см. фиг. 5) и демпфирует его колебания. При возникновении крутильных колебаний стабилизатора (вторая мода) жидкая масса металла или сплава 5 в контейнерах 4 также движется в противофазе относительно контейнера 4 и демпфирует крутильные колебания.
Устройство может быть реализовано на современных воздушно-реактивных двигателях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2247852C2 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2212589C1 |
Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя | 2015 |
|
RU2614268C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ РАБОТЫ | 2021 |
|
RU2784569C1 |
ПОВОРОТНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ АДАПТИВНОЙ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2022 |
|
RU2786873C1 |
СОЕДИНЕНИЕ ПАЙКОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ДЕТАЛИ С ДЕТАЛЬЮ ИЗ КЕРАМИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА | 2006 |
|
RU2432345C2 |
Способ стабилизации зоны горения в форсажной камере сгорания турбореактивного двигателя и форсажная камера сгорания турбореактивного двигателя | 2017 |
|
RU2680781C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2208204C1 |
Устройство для стабилизации пламени | 1980 |
|
SU1809249A1 |
ТУРБОПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2613755C1 |
Изобретение относится к области авиации, точнее к воздушно-реактивным двигателям с форсажной камерой. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя содержит консольные радиальные элементы и узел подвеса. На каждом консольном радиальном элементе стабилизатора размещен по меньшей мере один контейнер, частично заполненный металлом или сплавом с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3. Консольные радиальные элементы стабилизатора выполнены с тангенциальными ответвлениями. Контейнеры размещены на концах тангенциальных ответвлений консольных радиальных элементов стабилизатора. Контейнеры выполнены осесимметричной формы. Внутри контейнеров выполнена одна или несколько поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках. Свободная часть контейнера заполнена инертным газом. Изобретение обеспечивает повышение колебательной устойчивости стабилизатора пламени. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя, содержащий консольные радиальные элементы и узел подвеса, отличающийся тем, что на каждом консольном радиальном элементе стабилизатора размещен по меньшей мере один контейнер, частично заполненный металлом или сплавом с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3.
2. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что консольные радиальные элементы стабилизатора выполнены с тангенциальными ответвлениями.
3. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1 или 2, отличающийся тем, что контейнеры размещены на концах тангенциальных ответвлений консольных радиальных элементов стабилизатора.
4. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что контейнеры выполнены осесимметричной формы.
5. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что внутри контейнеров выполнена одна или несколько поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках.
6. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что свободная часть контейнера заполнена инертным газом.
КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СКВАЖИННЫХ ШТАНГОВЫХ НАСОСОВ | 2008 |
|
RU2366832C1 |
RU 21178606 C1, 20.08.1998 | |||
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2248456C1 |
US 4899539 A, 13.02.1990 | |||
US 5396761 A, 14.03.1995. |
Авторы
Даты
2022-12-26—Публикация
2022-03-11—Подача