СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2022 года по МПК F02K3/10 

Описание патента на изобретение RU2786970C1

Изобретение относится к области авиации, точнее, к воздушно-реактивным двигателям с форсажной камерой.

Проблема кратковременного форсирования воздушно-реактивного двигателя (ВРД) по тяге возникла одновременно с их появлением. Решение проблемы состоит в размещении в газовом тракте за турбиной газотурбинного двигателя (или в камере сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя) фронтового устройства - системы топливных форсунок и стабилизаторов пламени. Стабилизаторы обычно выполняются радиальными, кольцевыми или комбинированными - радиально-кольцевыми. При включении форсажа они обеспечивают горение форсажного топлива в создаваемой ими зоне возвратных токов и увеличение тяги в среднем на 40-70%.

Конструктивно-силовая схема стабилизаторов пламени в значительной мере определяется особенностями конструкции двигателя и его назначением.

Из RU 2663965 С1, 13.08.2018 известны стабилизаторы пламени, консольно закрепленные на внутренней поверхности корпуса форсажной камеры сгорания. Стабилизаторы пламени выполнены в форме удобообтекаемых тел с закрытой нижней частью, при этом внутренняя полость стабилизаторов разделена на продольные каналы с возможностью подвода в них воздуха и топлива, а на боковых стенках каналов по всей длине выполнены отверстия. Недостатками известного устройства являются наличие отверстий для выдува сжатого воздуха поперек газового потока, что приводит к возникновению поперечных колебаний консольной части стабилизатора с его возможным последующим разрушением. Известный стабилизатор пламени обладает малой изгибной жесткостью в поперечном направлении в силу его обтекаемой формы.

Из RU 2366823 С1, 10.09.2009 известно устройство - прототип, в котором стабилизаторы пламени выполнены по радиально-кольцевой схеме и содержит консольные радиальные элементы и узел подвеса. Известный стабилизатор обеспечивает большую конструктивную жесткость в силу уголковой формы. Однако, недостатком является то, что он подвержен колебаниям газового потока, что может инициировать вынужденные колебания стабилизатора. Особую опасность представляет совпадение частоты вынужденных и собственных колебаний.

Недостатком известного устройства является то, что выполненный по консольной схеме стабилизатор в газовом потоке может под воздействием внешних условий подвергнуться колебаниям.

Технический результат - повышение колебательной устойчивости стабилизатора пламени.

Технический результат достигается тем, что стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя, содержащий консольные радиальные элементы и узел подвеса, согласно предложению на каждом консольном радиальном элементе стабилизатора размещен по меньшей мере один контейнер, частично заполненный металлом или сплавом с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3. Консольные радиальные элементы стабилизатора могут быть выполнены с тангенциальными ответвлениями, при этом контейнеры могут быть размещены на концах тангенциальных ответвлений консольных радиальных элементов стабилизатора. Контейнеры выполнены осесимметричной формы. Внутри контейнеров может быть выполнена одна или несколько поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках. Свободная часть контейнера может быть заполнена инертным газом.

Исполнение контейнеров осесимметричной формы обеспечивает одинаковые условия работы контейнеров стабилизаторов пламени независимо от величины и знака перегрузки летательного аппарата и от размещения стабилизатора на корпусе (верх-низ, право-лево).

Выполнение внутри контейнера одной или нескольких поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках обеспечивает расширение диапазона частот подавляемых колебаний.

Для предотвращения окисления металла в контейнере его свободная часть может быть заполнена инертным газом, например, азотом или аргоном.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где:

- на фиг. 1 показан стабилизатор пламени с одним контейнером;

- на фиг. 2 показано продольное сечение контейнера;

- на фиг. 3 показан вид спереди-сбоку стабилизатора пламени с тремя контейнерами;

- на фиг. 4 показан стабилизатор пламени с пятью контейнерами;

- на фиг. 5 показано продольное сечение контейнера в процессе колебаний;

- на фиг. 6 показано продольное сечение варианта контейнера с поперечными перегородками.

Предлагаемое устройство (см. Фиг. 1, 3, 4) состоит из консольных радиальных элементов 1 с узлом подвеса 2. На консольных радиальных элементах могут быть выполнены тангенциальные ответвления 3. На каждом консольном радиальном элементе 1 размещен по крайней мере один контейнер 4, частично заполненный металлом или сплавом 5 с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3. Предпочтительными металлами являются свинец (Тпл=327°С, плотность 11400 кг/м), олово (Тпл.=232°С, плотность 7300 кг/м3), сплав Третник (Тпл.=183°С, плотность 9600 кг/м3).

В частном случае реализации, когда используют один контейнер 4, частично заполненный металлом или сплавом 5, он может быть размещен на максимально удаленном от узла подвеса 2 конце консольного элемента 1 (см. фиг. 1). Если контейнеров 4 используют в количестве 2 и более, то они могут размещаться на концах тангенциальных ответвлений 3 консольных радиальных элементов 1 (см. фиг. 3, 4). Внутри контейнера 4 могут быть выполнены одна или несколько поперечных перегородок 6 (см. фиг. 6) с одним или несколькими отверстиями в перегородках 6.

Работа заявленного устройства обеспечивается тем, что при запуске двигателя происходит повышение температуры и металл или сплав 5, находящийся в контейнерах 4, плавится и превращается в жидкую подвижную массу. При включении форсажного режима стабилизатор устанавливается поперек потока или под углом к нему. При возникновении продольных колебаний стабилизатора (первая мода) жидкая масса металла или сплава 5 в контейнерах 4 движется в противофазе относительно контейнера 4 (см. фиг. 5) и демпфирует его колебания. При возникновении крутильных колебаний стабилизатора (вторая мода) жидкая масса металла или сплава 5 в контейнерах 4 также движется в противофазе относительно контейнера 4 и демпфирует крутильные колебания.

Устройство может быть реализовано на современных воздушно-реактивных двигателях.

Похожие патенты RU2786970C1

название год авторы номер документа
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Андреев А.В.
  • Колесниченко В.Г.
RU2247852C2
КАМЕРА СГОРАНИЯ ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Козырев А.В.
RU2212589C1
Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя 2015
  • Бурдачев Дмитрий Александрович
  • Лосев Александр Иванович
RU2614268C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ РАБОТЫ 2021
  • Варсегов Владислав Львович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мингазов Билал Галавтдинович
  • Мухин Андрей Николаевич
  • Сыченков Виталий Алексеевич
RU2784569C1
ПОВОРОТНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ АДАПТИВНОЙ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2022
  • Корняков Антон Андреевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мухин Андрей Николаевич
  • Сиденко Владимир Владимирович
RU2786873C1
СОЕДИНЕНИЕ ПАЙКОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ДЕТАЛИ С ДЕТАЛЬЮ ИЗ КЕРАМИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 2006
  • Бенуа Жоэль Мишель
  • Фроментэн Жан-Франсуа
  • Жийя Оливье
  • Ревиран Паскаль
RU2432345C2
Способ стабилизации зоны горения в форсажной камере сгорания турбореактивного двигателя и форсажная камера сгорания турбореактивного двигателя 2017
  • Костерин Андрей Валентинович
  • Мингалеев Газиз Фуатович
  • Салимов Радий Ильдусович
RU2680781C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Белоусов В.А.
  • Блонский А.Ю.
  • Демкин Н.Б.
  • Мишуковский Ю.С.
  • Окроян М.О.
  • Шепелева Н.Г.
RU2208204C1
Устройство для стабилизации пламени 1980
  • Маркушин Николай Андреевич
  • Ушканов Алексей Федорович
  • Шайкин Александр Петрович
SU1809249A1
ТУРБОПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2015
  • Пузич Александр Анатольевич
  • Эзрохи Александр Борисович
  • Залашков Сергей Владимирович
RU2613755C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 786 970 C1

Реферат патента 2022 года СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиации, точнее к воздушно-реактивным двигателям с форсажной камерой. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя содержит консольные радиальные элементы и узел подвеса. На каждом консольном радиальном элементе стабилизатора размещен по меньшей мере один контейнер, частично заполненный металлом или сплавом с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3. Консольные радиальные элементы стабилизатора выполнены с тангенциальными ответвлениями. Контейнеры размещены на концах тангенциальных ответвлений консольных радиальных элементов стабилизатора. Контейнеры выполнены осесимметричной формы. Внутри контейнеров выполнена одна или несколько поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках. Свободная часть контейнера заполнена инертным газом. Изобретение обеспечивает повышение колебательной устойчивости стабилизатора пламени. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 786 970 C1

1. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя, содержащий консольные радиальные элементы и узел подвеса, отличающийся тем, что на каждом консольном радиальном элементе стабилизатора размещен по меньшей мере один контейнер, частично заполненный металлом или сплавом с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3.

2. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что консольные радиальные элементы стабилизатора выполнены с тангенциальными ответвлениями.

3. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1 или 2, отличающийся тем, что контейнеры размещены на концах тангенциальных ответвлений консольных радиальных элементов стабилизатора.

4. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что контейнеры выполнены осесимметричной формы.

5. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что внутри контейнеров выполнена одна или несколько поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках.

6. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что свободная часть контейнера заполнена инертным газом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2786970C1

КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СКВАЖИННЫХ ШТАНГОВЫХ НАСОСОВ 2008
  • Басос Георгий Юрьевич
  • Валовский Владимир Михайлович
  • Валовский Константин Владимирович
  • Осипова Любовь Владимировна
RU2366832C1
RU 21178606 C1, 20.08.1998
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Горбатко А.А.
  • Скибин В.А.
RU2248456C1
US 4899539 A, 13.02.1990
US 5396761 A, 14.03.1995.

RU 2 786 970 C1

Авторы

Булыгин Александр Олегович

Марчуков Евгений Ювенальевич

Мухин Андрей Николаевич

Сиденко Владимир Владимирович

Смирнов Дмитрий Вячеславович

Даты

2022-12-26Публикация

2022-03-11Подача