ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ Российский патент 2000 года по МПК B62D55/04 

Описание патента на изобретение RU2147284C1

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости.

Известна ходовая часть транспортного средства [1], содержащая равноплечий балансир с пневмоколесами, установленный на механизме подвески, направляющие и опорные катки, огибаемые бесконечной лентой. На балансире установлена шарнирная рама в виде параллелограмма, у которого один или несколько шарниров содержат эластичную втулку в виде эллипса, и на раме, соединенной с балансиром механизмом подъема, установлен гусеничный обвод. Выдвижение гусеничного хода осуществляется поворотом стоек шарнирной рамы вокруг своих осей относительно балансира. Некоторая сложность конструкции обеспечивает простоту и надежность в эксплуатации такой ходовой части.

Известна схема колесно-гусеничного танка "Виккерс" [1], содержащая размещенные по бортам колеса, стационарно закрепленные на корпусе транспортного средства, гусеничный ход, содержащий направляющее колесо и опорные катки, установленные на раме гусеничного хода, а также приспособление для перемещения гусеничного хода относительно колес в вертикальной плоскости.

Недостатками известной схемы являются невозможность быстрой перекомпоновки на гусеничный ход, значительная сложность конструкции и связанная с ней малая надежность ходовой части.

Известны транспортные устройства для движения по дороге и бездорожью [2] , выбранные в качестве прототипа, содержащие раму с закрепленными на ней колесами, которые приводятся во вращение двигателем, под рамой с обеих ее сторон между передними и задними колесами установлены дополнительные рамы, используемые для крепления направляющих колес, которые приводятся во вращение от гидродвигателей и служат опорой для гусениц. Дополнительные рамы могут совершать вертикальное перемещение относительно основной рамы для введения гусениц в соприкосновение с грунтом или подвешивания гусениц под основной рамой. Недостатком таких устройств является их сложность.

Задача изобретения - создание транспортного средства повышенной проходимости с упрощенной схемой вспомогательного гусеничного механизма, простого в обслуживании и эксплуатации.

Указанная задача достигается тем, что рама, на которой подвешен разгруженный кузов, размещены силовая установка (двигатель внутреннего сгорания), привод, колеса и гусеничный ход, выполнена в виде сплошной платформы U-образного поперечного сечения. Такая конструкция позволяет компактно разместить колеса, гусеничный ход и защитить трансмиссию транспортного средства от возможных повреждений и загрязнения, особенно при езде по бездорожью. Привод может осуществляться как к одному, так и к двум ведущим мостам. Кроме того, для облегчения гусеничного механизма направляющие катки закреплены на платформе, а перемещение гусеницы в вертикальной плоскости происходит за счет изменения геометрии рамы гусеничного механизма, что достигается применением стоек, скрепляющих направляющие катки с опорными шарнирно, и имеющих привод, например, от электродвигателя или гидроцилиндра, изменяющий угол наклона стоек к плоскости платформы. Уменьшение или увеличение площади рамы гусеничного хода компенсировано введением в раму гусеничного хода телескопического элемента или размещением одного из направляющих катков с возможностью перемещения параллельно плоскости платформы. В последнем случае стойки, скрепляющие направляющие катки с соответствующими крайними опорными катками, связаны дополнительной тягой. Телескопическими могут быть выполнены стойки или хотя бы одна из стоек, а также звено, соединяющее два любых соседних опорных катка. Для упрочнения выдвинутой рамы гусеничного хода стойки снабжены фиксаторами. C целью регулирования натяжения гусеницы на гусеничном ходу установлено натяжное колесо. Наиболее удобной является компоновка с двумя гусеницами, расположенными между передними и задними колесами. Привод каждой гусеницы осуществлен от карданного вала через коробку отбора мощности. Приводным может быть направляющее натяжное колесо, либо один из направляющих катков.

Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критериям "новизна" и "изобретательский уровень".

На фиг. 1 показана форма поперечного сечения платформы транспортного средства;
на фиг. 2 - общий вид транспортного средства (силовая установка и трансмиссия не показаны);
на фиг. 3 - гусеничный ход с телескопическими стойками в сложенном и выдвинутом положениях;
на фиг. 4 - то же, с телескопическим звеном, соединяющим два соседних опорных катка в сложенном и выдвинутом положениях;
на фиг. 5 - то же, с подвижным направляющим катком в сложенном и выдвинутом положениях.

Транспортное средство повышенной проходимости содержит разгруженный кузов 1, пневмоколеса 2, платформу 3, на которой установлены силовая установка, трансмиссия (не показаны) и гусеничный ход 4, включающий два направляющих катка 5, установленные на платформе 4, опорные катки 6, скрепленные в раму стойками 7 с фиксаторами 8 и звеньями 9, гусеницу 10, огибающую направляющие и опорные катки 5 и 6, натяжное колесо 11.

Транспортное средство работает следующим образом. При движении по твердому грунту (асфальт, сухой проселок и т.д.) транспортное средство (автомобиль) движется на колесах 2. В это время гусеничный ход поднят в транспортное положение (на фиг. 2 - 5 показано сплошными линиями). Направляющие 5 и опорные 6 катки расположены по одной линии. Опорная часть гусениц 10 несколько выдвинута вниз по отношению к нижней части платформы 3, что позволяет использовать гусеничный ход без его выдвижения, например, при езде по глубокой колее. Как только транспортное средство съезжает на слабонесущий грунт, стойки 7 дополнительной складывающейся рамы при помощи электродвигателя или гидроцилиндра поворачиваются вокруг осей направляющих катков. При этом опорная часть гусеницы 10 выдвигается на необходимое расстояние относительно платформы и колес. В зависимости от примененной схемы гусеничного хода (с одной телескопической стойкой, с двумя телескопическими стойками, с телескопическим звеном или смещающимся направляющим катком) гусеничный обвод принимает форму треугольника или трапеции. Гусеница 10 воспринимает часть весовой нагрузки или всю нагрузку полностью. Разгруженный кузов обеспечивает комфортность для пассажиров, а платформа, воспринимающая основные нагрузки, может быть дополнительно снабжена спереди гасителями ударных нагрузок (бамперами).

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 1754558, 15.08.92.

2. Заявка РФ N 94029158, 27.08.96.

Похожие патенты RU2147284C1

название год авторы номер документа
Колёсно-гусеничное шасси транспортного средства повышенной проходимости 2022
  • Зеленский Олег Константинович
  • Трофимов Александр Леонидович
  • Беспалов Дмитрий Владимирович
  • Байданов Александр Алексеевич
RU2787607C1
ТЕЛЕЖКА ГУСЕНИЧНАЯ СМЕННАЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Лопарев Аркадий Афанасьевич
  • Судницын Василий Иванович
  • Комкин Антон Сергеевич
  • Фасхутдинов Марат Хасанович
  • Лопарев Сергей Аркадьевич
RU2446974C2
Тележка гусеничная сменная для трактора 2017
  • Холстин Олег Владимирович
  • Масленников Дмитрий Георгиевич
RU2658505C1
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА С ИЗМЕНЯЕМЫМ КЛИРЕНСОМ 1991
  • Чирихин Ю.И.
  • Демидов А.И.
  • Ган Э.А.
  • Пинигин Б.Н.
  • Казанцев С.В.
  • Кужель С.Н.
RU2025376C1
ПОДВЕСКА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1991
  • Пинигин Б.Н.
  • Казанцев С.В.
  • Костюченко В.И.
RU2025378C1
Ходовая часть гусеничной машины 1981
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Егоров Александр Дмитриевич
  • Разжигаев Владимир Иванович
SU1011436A1
ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Гафаров Амир Загирович
RU2324617C2
Транспортное средство 1989
  • Горбачев Николай Николаевич
SU1652171A1
СЪЕМНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ БЛОК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Мамонов Александр Сергеевич
  • Пушкарев Сергей Леонидович
RU2331539C2
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2009
  • Черняков Феликс Аронович
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2407668C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 147 284 C1

Реферат патента 2000 года ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости, и может быть использовано в широком спектре транспортных средств с колесным и гусеничным движителем. Задача изобретения - создание транспортного средства повышенной проходимости, сочетающего в себе надежность и простоту эксплуатации. Указанная задача решается применением рамы транспортного средства, выполненной в виде сплошной платформы U-образного поперечного сечения, обеспечивающей прочность конструкции и защищающей трансмиссию от механических повреждений и загрязнений, а также упрощением схемы гусеничного хода и приспособления выдвижения гусеницы в вертикальной плоскости за счет установки направляющих катков стационарно на платформе и скрепления их с опорными катками шарнирно стойками и звеньями. При этом хотя бы одна стойка или одно звено выполнены телескопическими или один направляющий каток имеет возможность перемещения вдоль платформы. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 147 284 C1

1. Транспортное средство повышенной проходимости, содержащее разгруженный кузов, подвешенный на раме, на которой размещены силовая установка, привод с одним или двумя ведущими мостами, колеса и по меньшей мере один гусеничный ход, расположенный на дополнительной складывающейся раме, включающий направляющие и опорные катки, огибаемые гусеницей, натяжное колесо и приспособление для перемещения гусеничного хода относительно колес в вертикальной плоскости, отличающееся тем, что рама транспортного средства выполнена в виде сплошной платформы U-образного поперечного сечения, а направляющие катки установлены на платформе и скреплены шарнирно с соответствующими крайними опорными катками посредством стоек, связанных с поворотным механизмом. 2. Транспортное средство повышенной проходимости по п.1, отличающееся тем, что по меньшей мере одна стойка, скрепляющая направляющий каток с соответствующим крайним опорным катком, выполнена телескопической. 3. Транспортное средство повышенной проходимости по п.1, отличающееся тем, что по меньшей мере два соседних опорных катка связаны телескопическим звеном. 4. Транспортное средство повышенной проходимости по п.1, отличающееся тем, что по меньшей мере один направляющий каток выполнен подвижным в плоскости платформы транспортного средства параллельно продольной оси, а стойки связаны шарнирно дополнительной тягой. 5. Транспортное средство повышенной проходимости по пп.1 - 4, отличающееся тем, что стойки снабжены фиксаторами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2147284C1

Ходовая часть транспортного средства 1990
  • Родионов Михаил Александрович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Козловский Игорь Владимирович
  • Никончук Андрей Николаевич
  • Будько Николай Петрович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
SU1754558A1
RU 94027945 A, 10.07.96
RU 2056309 C1, 20.03.96
Транспортное средство со сменным движителем 1988
  • Промзалев Юрий Сергеевич
  • Шевцов Владимир Георгиевич
SU1646940A1
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1
US 3860086 A, 14.01.75
US 4204583 A, 27.05.98
Делитель частоты с коэффициентом пересчета 2 -1 1979
  • Иосипов Евгений Константинович
  • Солоха Михаил Александрович
  • Фельдман Леонид Моисеевич
SU784007A1
СРЕДСТВО, ОБЛАДАЮЩЕЕ ГЕМОСТИМУЛИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТЬЮ, И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2017
  • Артамонов Андрей Владимирович
  • Бекарев Андрей Александрович
  • Бочков Денис Владимирович
  • Киншт Дмитрий Николаевич
  • Кихтенко Наталия Владимировна
  • Мадонов Павел Геннадьевич
  • Мирошников Павел Николаевич
RU2663285C2
DE 4033147 A1, 23.04.92.

RU 2 147 284 C1

Авторы

Мамонов И.В.

Даты

2000-04-10Публикация

1998-12-28Подача