Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости.
Известна ходовая часть транспортного средства [1], содержащая равноплечий балансир с пневмоколесами, установленный на механизме подвески, направляющие и опорные катки, огибаемые бесконечной лентой. На балансире установлена шарнирная рама в виде параллелограмма, у которого один или несколько шарниров содержат эластичную втулку в виде эллипса, и на раме, соединенной с балансиром механизмом подъема, установлен гусеничный обвод. Выдвижение гусеничного хода осуществляется поворотом стоек шарнирной рамы вокруг своих осей относительно балансира. Некоторая сложность конструкции обеспечивает простоту и надежность в эксплуатации такой ходовой части.
Известна схема колесно-гусеничного танка "Виккерс" [1], содержащая размещенные по бортам колеса, стационарно закрепленные на корпусе транспортного средства, гусеничный ход, содержащий направляющее колесо и опорные катки, установленные на раме гусеничного хода, а также приспособление для перемещения гусеничного хода относительно колес в вертикальной плоскости.
Недостатками известной схемы являются невозможность быстрой перекомпоновки на гусеничный ход, значительная сложность конструкции и связанная с ней малая надежность ходовой части.
Известны транспортные устройства для движения по дороге и бездорожью [2] , выбранные в качестве прототипа, содержащие раму с закрепленными на ней колесами, которые приводятся во вращение двигателем, под рамой с обеих ее сторон между передними и задними колесами установлены дополнительные рамы, используемые для крепления направляющих колес, которые приводятся во вращение от гидродвигателей и служат опорой для гусениц. Дополнительные рамы могут совершать вертикальное перемещение относительно основной рамы для введения гусениц в соприкосновение с грунтом или подвешивания гусениц под основной рамой. Недостатком таких устройств является их сложность.
Задача изобретения - создание транспортного средства повышенной проходимости с упрощенной схемой вспомогательного гусеничного механизма, простого в обслуживании и эксплуатации.
Указанная задача достигается тем, что рама, на которой подвешен разгруженный кузов, размещены силовая установка (двигатель внутреннего сгорания), привод, колеса и гусеничный ход, выполнена в виде сплошной платформы U-образного поперечного сечения. Такая конструкция позволяет компактно разместить колеса, гусеничный ход и защитить трансмиссию транспортного средства от возможных повреждений и загрязнения, особенно при езде по бездорожью. Привод может осуществляться как к одному, так и к двум ведущим мостам. Кроме того, для облегчения гусеничного механизма направляющие катки закреплены на платформе, а перемещение гусеницы в вертикальной плоскости происходит за счет изменения геометрии рамы гусеничного механизма, что достигается применением стоек, скрепляющих направляющие катки с опорными шарнирно, и имеющих привод, например, от электродвигателя или гидроцилиндра, изменяющий угол наклона стоек к плоскости платформы. Уменьшение или увеличение площади рамы гусеничного хода компенсировано введением в раму гусеничного хода телескопического элемента или размещением одного из направляющих катков с возможностью перемещения параллельно плоскости платформы. В последнем случае стойки, скрепляющие направляющие катки с соответствующими крайними опорными катками, связаны дополнительной тягой. Телескопическими могут быть выполнены стойки или хотя бы одна из стоек, а также звено, соединяющее два любых соседних опорных катка. Для упрочнения выдвинутой рамы гусеничного хода стойки снабжены фиксаторами. C целью регулирования натяжения гусеницы на гусеничном ходу установлено натяжное колесо. Наиболее удобной является компоновка с двумя гусеницами, расположенными между передними и задними колесами. Привод каждой гусеницы осуществлен от карданного вала через коробку отбора мощности. Приводным может быть направляющее натяжное колесо, либо один из направляющих катков.
Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критериям "новизна" и "изобретательский уровень".
На фиг. 1 показана форма поперечного сечения платформы транспортного средства;
на фиг. 2 - общий вид транспортного средства (силовая установка и трансмиссия не показаны);
на фиг. 3 - гусеничный ход с телескопическими стойками в сложенном и выдвинутом положениях;
на фиг. 4 - то же, с телескопическим звеном, соединяющим два соседних опорных катка в сложенном и выдвинутом положениях;
на фиг. 5 - то же, с подвижным направляющим катком в сложенном и выдвинутом положениях.
Транспортное средство повышенной проходимости содержит разгруженный кузов 1, пневмоколеса 2, платформу 3, на которой установлены силовая установка, трансмиссия (не показаны) и гусеничный ход 4, включающий два направляющих катка 5, установленные на платформе 4, опорные катки 6, скрепленные в раму стойками 7 с фиксаторами 8 и звеньями 9, гусеницу 10, огибающую направляющие и опорные катки 5 и 6, натяжное колесо 11.
Транспортное средство работает следующим образом. При движении по твердому грунту (асфальт, сухой проселок и т.д.) транспортное средство (автомобиль) движется на колесах 2. В это время гусеничный ход поднят в транспортное положение (на фиг. 2 - 5 показано сплошными линиями). Направляющие 5 и опорные 6 катки расположены по одной линии. Опорная часть гусениц 10 несколько выдвинута вниз по отношению к нижней части платформы 3, что позволяет использовать гусеничный ход без его выдвижения, например, при езде по глубокой колее. Как только транспортное средство съезжает на слабонесущий грунт, стойки 7 дополнительной складывающейся рамы при помощи электродвигателя или гидроцилиндра поворачиваются вокруг осей направляющих катков. При этом опорная часть гусеницы 10 выдвигается на необходимое расстояние относительно платформы и колес. В зависимости от примененной схемы гусеничного хода (с одной телескопической стойкой, с двумя телескопическими стойками, с телескопическим звеном или смещающимся направляющим катком) гусеничный обвод принимает форму треугольника или трапеции. Гусеница 10 воспринимает часть весовой нагрузки или всю нагрузку полностью. Разгруженный кузов обеспечивает комфортность для пассажиров, а платформа, воспринимающая основные нагрузки, может быть дополнительно снабжена спереди гасителями ударных нагрузок (бамперами).
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 1754558, 15.08.92.
2. Заявка РФ N 94029158, 27.08.96.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колёсно-гусеничное шасси транспортного средства повышенной проходимости | 2022 |
|
RU2787607C1 |
ТЕЛЕЖКА ГУСЕНИЧНАЯ СМЕННАЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2446974C2 |
Тележка гусеничная сменная для трактора | 2017 |
|
RU2658505C1 |
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА С ИЗМЕНЯЕМЫМ КЛИРЕНСОМ | 1991 |
|
RU2025376C1 |
ПОДВЕСКА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2025378C1 |
Ходовая часть гусеничной машины | 1981 |
|
SU1011436A1 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1652171A1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2324617C2 |
СЪЕМНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ БЛОК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2331539C2 |
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2407668C2 |
Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости, и может быть использовано в широком спектре транспортных средств с колесным и гусеничным движителем. Задача изобретения - создание транспортного средства повышенной проходимости, сочетающего в себе надежность и простоту эксплуатации. Указанная задача решается применением рамы транспортного средства, выполненной в виде сплошной платформы U-образного поперечного сечения, обеспечивающей прочность конструкции и защищающей трансмиссию от механических повреждений и загрязнений, а также упрощением схемы гусеничного хода и приспособления выдвижения гусеницы в вертикальной плоскости за счет установки направляющих катков стационарно на платформе и скрепления их с опорными катками шарнирно стойками и звеньями. При этом хотя бы одна стойка или одно звено выполнены телескопическими или один направляющий каток имеет возможность перемещения вдоль платформы. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.
Ходовая часть транспортного средства | 1990 |
|
SU1754558A1 |
RU 94027945 A, 10.07.96 | |||
RU 2056309 C1, 20.03.96 | |||
Транспортное средство со сменным движителем | 1988 |
|
SU1646940A1 |
Дорожная спиртовая кухня | 1918 |
|
SU98A1 |
US 3860086 A, 14.01.75 | |||
US 4204583 A, 27.05.98 | |||
Делитель частоты с коэффициентом пересчета 2 -1 | 1979 |
|
SU784007A1 |
СРЕДСТВО, ОБЛАДАЮЩЕЕ ГЕМОСТИМУЛИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТЬЮ, И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2017 |
|
RU2663285C2 |
DE 4033147 A1, 23.04.92. |
Авторы
Даты
2000-04-10—Публикация
1998-12-28—Подача