Гидросистема изменения режима работы агрегата трансмиссии Российский патент 2023 года по МПК F15B15/02 

Описание патента на изобретение RU2794583C2

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для изменения режима работы агрегата трансмиссии, имеющей гидравлическую систему управления.

Известна гидросистема трансмиссии, содержащая насос, имеющий постоянный привод от грузового вала трансмиссии (далее вспомогательный насос), (В.А. Колесов «Гидросистемы трансмиссий гусеничных машин (конструкция и расчет)», ЦНИИ информации, 1978, стр. 186, рис. 13.11), основные насосы с приводом от двигателя, клапаны, поддерживающие давление в линиях управления и смазки трансмиссии, клапан разгрузки с гидравлическим управлением (далее клапан выключения) вспомогательного насоса, в котором входы соединены с выходом вспомогательного насоса и напорной линией гидросистемы, а выход - с ее линией слива.

Особенностью гидросистемы является то, что управляющий гидравлический вход клапана выключения соединен с напорной линией гидросистемы, что обеспечивает автоматическое отсоединение выхода вспомогательного насоса от напорной линии гидросистемы (рабочий режим работы) и его соединение с линией слива гидросистемы (режим холостого хода) при создании давления в напорной линии гидросистемы трансмиссии и перевод вспомогательного насоса с режима холостого хода на рабочий режим при уменьшении давления в ней.

Недостатком гидросистемы является возможность преждевременного перевода вспомогательного насоса с рабочего на холостой режим работы при запуске двигателя машины с буксира, т.к. наличие давления в напорной линии гидросистемы не является достоверным признаком запуска двигателя и работе основных насосов гидросистемы от его вала.

Известна также гидросистема трансмиссии (там же, стр. 179, рис. 13.8), принятая за прототип и содержащая, основной насос с приводом от двигателя, подающий рабочую жидкость в напорную линию гидросистемы, клапаны, поддерживающие давление в системах управления и смазки трансмиссии, насос с постоянным приводом от грузового вала трансмиссии (далее вспомогательный насос) и клапан разгрузки (далее клапан выключения) с гидравлическим управлением вспомогательного насоса, в котором входы соединены с выходом вспомогательного насоса и напорной линией гидросистемы, а выход - с ее линией слива.

Особенностью гидросистемы является то, что гидравлический управляющий вход клапана выключения соединен с системой смазки трансмиссии, что как и в гидросистеме рассмотренной выше, обеспечивает автоматическое отсоединение выхода вспомогательного насоса от напорной линии гидросистемы (рабочий режим работы) и его соединение с линией слива гидросистемы (режим холостого хода) при создании давления в системе смазки трансмиссии и перевод вспомогательного насоса с режима холостого хода на рабочий режим при уменьшении давления в ней. Указанное исключает возможность преждевременного перевода вспомогательного насоса на холостой режим работы, т.к. наличие давления в системе смазки трансмиссии свидетельствует о работе основного насоса гидросистемы от запущенного двигателя машины.

Недостатком гидросистемы является следующее. При переключении в трансмиссии передач основной насос подает рабочую жидкость в цилиндр включаемой передачи. При этом на время заполнения цилиндра и создания в нем необходимой величины давления клапан системы управления отсоединяет систему смазки трансмиссии от напорной линии гидросистемы. Указанное вызывает уменьшение давления в системе смазки и соединенном с ней управляющем входе клапана выключения вплоть до нулевого значения, что приводит к переводу вспомогательного насоса с режима холостого хода на рабочий режим. Таким образом, при каждом переключении передач нагрузка вспомогательного насоса циклически изменяется от минимальной до максимальной величины и обратно, что неблагоприятно сказывается на надежности как самого насоса, так и его привода. Кроме того, постоянная работа вспомогательного насоса на режиме холостого хода, при котором он не подает рабочую жидкость в гидросистему и полезно не используется, уменьшает ресурс насоса и увеличивает затраты мощности двигателя на его привод.

Рассматриваемая гидросистема также имеет ограниченную область применения, т.к. она может быть использована только для перевода агрегата трансмиссии с рабочего режима работы на режим холостого хода и обратно и не может быть использована для его полного отключения.

Целью изобретения является повышение надежности и расширения области применения.

Повышение надежности достигается тем, что клапан выключения снабжен дополнительным управляющим входом, который может соединяться с напорной линией гидросистемы после создания давления в системе смазки трансмиссии или линией слива гидросистемы.

Расширение области применения достигается обеспечением возможности отключения привода агрегата за счет соединения исполнительного механизма привода с дополнительным управляющим входом клапана выключения. Кроме того, заявляемая гидросистема обеспечивает возможность управления приводом агрегата, не имеющего гидравлического соединения с гидросистемой трансмиссии.

Таким образом, сочетание новых признаков позволяет повысить надежность гидросистемы и расширить область ее применения.

Сопоставительный анализ с указанными выше гидросистемами показывает, что заявляемая гидросистема отличается тем, что в ней клапан выключения снабжен дополнительным входом, который может соединяться с напорной линией гидросистемы, и, при необходимости, с исполнительным механизмом привода агрегата трансмиссии.

Таким образом, заявляемая гидросистема соответствует критерию изобретения «новизна».

Технический результат при использовании изобретения заключается в повышении надежности за счет исключения циклического изменения режима работы агрегата и расширении области его применения за счет обеспечения возможности изменения состояния его привода - включен или выключен.

Сущность изобретения поясняется рисунками, на которых изображены варианты схем гидросистемы, обеспечивающие изменение режима работы агрегата.

На Рис. 1 приведена схема гидросистемы, обеспечивающая изменение режима работы вспомогательного насоса с рабочего режима на режим холостого хода и обратно. Область применения схемы распространяется на агрегат трансмиссии, который имеет гидравлическое соединение с ее гидросистемой и неотключаемый от трансмиссии привод.

На Рис. 2 приведена схема гидросистемы, обеспечивающая изменение режима работы вспомогательного насоса отключением его привода от грузового вала трансмиссии. Область применения схемы распространяется на агрегат трансмиссии, который имеет гидравлическое соединение с ее гидросистемой и отключаемый от трансмиссии привод.

На Рис. 3 приведена схема гидросистемы, обеспечивающая изменение режима работы агрегата трансмиссии включением (отключением) его привода. Область применения схемы распространяется на агрегат трансмиссии, который не имеет гидравлического соединения с ее гидросистемой и привод которого механически отключается (включается) вручную или автоматически посредством, например, упругого элемента.

Гидросистема изменения режима работы вспомогательного насоса с неотключаемым (постоянным) приводом, содержит клапаны 2 и 5 (Рис. 1), поддерживающие давление в системе управления 1 (напорная линия гидросистемы) и системе смазки 4 трансмиссии соответственно, радиатор 3, основной насос 6 с приводом от двигателя машины, вспомогательный насос 7 с постоянным приводом от грузового вала трансмиссии, клапан выключения 8, гидравлический управляющий вход А которого соединен с системой смазки 4 трансмиссии. Входы клапана выключения соединены с выходом вспомогательного насоса 7 и с напорной линией 1 гидросистемы, а выходы - с линией слива гидросистемы и дополнительным гидравлическим управляющим входом Б клапана.

При неработающем двигателе машины давление в системе 4 смазки трансмиссии и управляющем входе А клапана выключения 8 отсутствует. В результате этого клапан выключения занимает положение, при котором его входы, соединенные с выходом вспомогательного насоса 7 и напорной линией 1 гидросистемы заперты, а дополнительный управляющий вход Б клапана соединен с линией слива гидросистемы. При запуске двигателя машины с буксира вспомогательный насос, имеющий постоянный привод от грузового вала трансмиссии, подает рабочую жидкость в напорную линию 1 гидросистемы, обеспечивая включение в трансмиссии передачи, что приводит к запуску двигателя.

После запуска двигателя машины начинает работать основной насос 6, подающий рабочую жидкость в напорную линию 1 гидросистемы и, при создании в ней давления, определяемого настройкой клапана 2, через открытый клапан в радиатор 3 и далее в систему смазки 4 трансмиссии, величина давления в которой ограничивается клапаном 5, и управляющий вход А клапана выключения 8. Под действием давления в управляющем входе А клапан выключения занимает положение (перемещается согласно рисунку влево), при котором выход вспомогательного насоса 7 соединяется с линией слива гидросистемы, что переводит насос с рабочего режима на режим холостого хода. Одновременно дополнительный управляющий вход Б клапана выключения 8 отсоединяется от линии слива гидросистемы и соединяется с ее напорной линией 1, что приводит к увеличению усилия, удерживающего клапан выключения в занятом им положении.

При переключении в трансмиссии передач на время заполнения цилиндра включаемой передачи давление в системе смазки 4 трансмиссии и управляющем входе А клапана выключения 8 уменьшается вплоть до нулевого значения, а давление в напорной линии 1 гидросистемы и дополнительном управляющем входе Б клапана выключения 8 уменьшается в меньшей степени и не может иметь нулевого значения. В результате этого, несмотря на значительное уменьшение давления в системе смазки 4 трансмиссии, клапан выключения под действием давления в дополнительном управляющем входе Б будет удерживаться в положении режима холостого хода вспомогательного насоса, что исключает возможность возникновения циклического изменения его режима работы.

Устройство и работа гидросистемы изменения режима работы вспомогательного насоса отключением его привода (Рис. 2) аналогичны рассмотренной выше гидросистемы. Отличие состоит в том, что дополнительный управляющий вход Б клапана выключения 8 соединен с исполнительным механизмом 9 выключения привода вспомогательного насоса. При неработающем двигателе машины цилиндр 9 и управляющий вход Б клапана выключения 8 соединяются им с линией слива гидросистемы, что обеспечивает возможность включения привода вспомогательного насоса 7 вручную или автоматически, например, при помощи упругого элемента. После запуска двигателя машины под действием давления в управляющем входе А клапан выключения 8 занимает положение, при котором выход вспомогательного насоса 7 первоначально соединяется с линией слива гидросистемы, а затем исполнительный механизм 9 под действием давления напорной линии 1 гидросистемы выключает привод вспомогательного насоса.

Устройство и работа гидросистемы изменения режима работы агрегата трансмиссии, не имеющего гидравлического соединения с ее гидросистемой (Рис. 3), например, энергоагрегата, который при запуске двигателя машины с целью снижения затрат мощности на его запуск должен быть вручную или автоматически отключен от трансмиссии, аналогичны гидросистеме, приведенной на Рис. 2. Отличие состоит в том, что в данном случае клапан выключения имеет только один вход, соединенный с напорной линией 1 гидросистемы трансмиссии. После запуска двигателя машины под действием давления в управляющем входе А клапан выключения 7 занимает положение, при котором дополнительный управляющий вход Б клапана и исполнительный механизм 8 соединяются с напорной линией 1 гидросистемы, что приводит к автоматическому включению привода агрегата.

Похожие патенты RU2794583C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ В АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ 2021
  • Ревняков Николай Степанович
  • Сошин Александр Николаевич
  • Маркова Алла Михайловна
  • Пястолов Максим Вячеславович
RU2763513C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ 2021
  • Ревняков Николай Степанович
  • Сошин Александр Николаевич
  • Абдулов Сергей Владимирович
RU2775958C1
ГИДРООБЪЕМНЫЙ ПРИВОД ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И РЕВЕРСА ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ГИДРОМОТОРНЫЙ АГРЕГАТ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Коневалов В.В.
  • Коневалов Ф.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Пудовеев В.И.
RU2108507C1
Привод электрогенератора двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Некрасов Борис Борисович
  • Соковиков Вячеслав Капитонович
  • Баранов Юрий Иванович
  • Лепешкин Александр Владимирович
SU1306747A1
Гидросистема специального оборудования транспортно-заряжающей машины на колесном шасси 2021
  • Алабин Николай Владимирович
  • Бондаренко Сергей Анатольевич
  • Волгина Наталья Владимировна
  • Еременко Борис Иванович
  • Лобов Игорь Эдуардович
RU2787601C1
ГИДРОСИСТЕМА МНОГОДИАПАЗОННОЙ МНОГОПОТОЧНОЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ 2014
  • Давыдов Виталий Владимирович
  • Пронин Евгений Евгеньевич
RU2555576C1
Привод электрогенератора двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Соковиков Вячеслав Капитонович
  • Баранов Юрий Иванович
  • Лепешкин Александр Владимирович
  • Плоский Анатолий Алексеевич
  • Марковников Лев Геннадьевич
SU1440763A1
Гидравлический привод лебедки 1990
  • Грицкевич Вацлав Владимирович
  • Микалуцкий Владимир Кузьмич
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Рожин Владимир Иванович
  • Царев Олег Петрович
SU1763350A1
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ПРИВОДА НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2006
  • Беляева Татьяна Сергеевна
  • Лобанов Сергей Владимирович
  • Тюлюкин Юрий Петрович
RU2315190C1
Гидростатическая трансмиссия транспортного средства 1983
  • Горбатов Валентин Васильевич
SU1142313A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 794 583 C2

Реферат патента 2023 года Гидросистема изменения режима работы агрегата трансмиссии

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для изменения режима работы агрегата трансмиссии, имеющей гидравлическую систему управления. Гидросистема изменения режима работы агрегата трансмиссии содержит насос с приводом от двигателя для подачи рабочей жидкости в напорную линию гидросистемы и систему смазки трансмиссии, клапаны, поддерживающие давление в напорной линии гидросистемы и системе смазки, клапан выключения с гидравлическим управлением, управляющий вход которого соединен системой смазки трансмиссии. Достигается повышение надежности за счет снабжения клапана выключения дополнительным управляющим входом, имеющим возможность соединения с напорной линией гидросистемы и ее линией слива, и расширение области применения за счет обеспечения возможности отключения привода агрегата как имеющего, так и не имеющего гидравлического соединения с гидросистемой трансмиссии. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 794 583 C2

1. Гидросистема изменения режима работы агрегата трансмиссии, содержащая насос с приводом от двигателя для подачи рабочей жидкости в напорную линию гидросистемы и систему смазки трансмиссии, клапаны, поддерживающие давление в напорной линии гидросистемы и системе смазки, клапан выключения с гидравлическим управлением, управляющий вход которого соединен с системой смазки трансмиссии, вход соединен с напорной линией гидросистемы, а выход с ее линией слива, отличающаяся тем, что клапан выключения снабжен дополнительным управляющим входом, имеющим возможность соединения с напорной линией гидросистемы и ее линией слива.

2. Гидросистема по п. 1, отличающаяся тем, что гидравлический выход агрегата трансмиссии соединен с входом клапана выключения.

3. Гидросистема по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительный управляющий вход соединен с исполнительным механизмом привода агрегата трансмиссии.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2794583C2

ГИДРОСИСТЕМА МНОГОДИАПАЗОННОЙ МНОГОПОТОЧНОЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ 2014
  • Давыдов Виталий Владимирович
  • Пронин Евгений Евгеньевич
RU2555576C1
Приспособление для установки на тендере питающего паровозный котел насоса 1927
  • Горюнов И.И.
SU16669A1
0
  • О. В. Лебедев, Л. В. Епишина, В. В. Савость Нова, Т. С. Новикова,
  • Л. И. Хмельницкий С. С. Новиков
SU177896A1
Педальное устройство для электросварочных машин 1943
  • Ахун А.И.
SU64724A1
DE 102005061990 A1, 05.07.2007
US 20130305702 A1, 21.11.2013.

RU 2 794 583 C2

Авторы

Пястопов Максим Вячеславович

Ревняков Николай Степанович

Сошин Александр Николаевич

Маркова Алла Михайловна

Даты

2023-04-21Публикация

2021-10-20Подача