Изобретение относится к области медицины, а именно к медико-психологическому сопровождению и медицинской психологии.
Профессиональная деятельность военных водителей транспортных средств является, по своей сути, разновидностью операторского труда в системе «человек-техника» [1]. Ошибки водителей транспортных средств явились причиной ДТП (дорожно-транспортное происшествие) в 60-80% случаев, из них 90% ДТП возникает из-за ошибок в прогнозах ситуации и при принятии решений. По литературным данным количество происшествий по причине человеческого фактора встречаются в 85% случаев [2, 3, 4].
Основным фактором, определяющим выполнение нерегламентированных действий, ведущих к дорожно-транспортным происшествиям, является недостаточность психических и психофизиологических механизмов регуляции деятельности водителей [5].
Исследования ряда авторов показывают, что условия профессиональной деятельности водителя, связанные с воздействием различных стресс-факторов, приводят к нарушениям адаптационно-приспособительных механизмов. Постоянная мобилизация физических и эмоциональных адаптационных элементов в условиях профессионального стресса вызывают ухудшение психического состояния и снижение надежности деятельности водителей [6, 7, 8].
Для повышения надежности деятельности военнослужащих-водителей необходимо осуществление мероприятий медико-психологического сопровождения. Медико-психологическое сопровождение представляет собой комплекс медицинских и психологических мероприятий, направленных на выявление и коррекцию возникших психофизиологических нарушений у военнослужащих, в том числе и военнослужащих-водителей в процессе их профессиональной деятельности [9]. Это непрерывный мониторинг функционального и психического состояния военнослужащего и система соответствующих вмешательств психологического и медицинского плана, направленных на поддержание оптимального уровня работоспособности.
Одной из основных задач медико-психологического сопровождения в процессе выполнения профессиональной деятельности должна стать своевременная диагностика нарушений и восстановление функционального состояния и работоспособности у военнослужащих на этапе предрейсового осмотра. Требования и нормы предрейсового осмотра, регламентируемые нормативно-правовыми документами, отражают только медицинские аспекты: сбор жалоб, визуальный осмотр, термометрия и измерение артериального давления, определение алкогольного опьянения и употребления ПАВ. До настоящего времени не существовало единого, способа осуществления психологом оценки состояния военнослужащего-водителя в реальных условиях повседневной деятельности и выполнения учебно-боевых задач.
Вместе с тем усложнение содержания и структуры профессиональной деятельности военнослужащего-водителя ведет к повышению роли индивидуально-психологических качеств и текущего психофизиологического состояния в процессе деятельности.
Современные тенденции развития автомобиля выдвигают повышенные требования к восприятию, мышлению, управляющим воздействиям водителя в условиях высокой нервно-эмоциональной напряженности. Для успешного выполнения профессиональной деятельности водителю необходимы следующие психофизиологические и психологические качества: высокая устойчивость, распределение и переключение внимания, хорошая память, высокая скорость и точность зрительно-моторных реакций, хорошая сообразительность и нервно-эмоциональная устойчивость [10, 11]. Поэтому предрейсовый осмотры должны включать не только медицинский осмотр, но и оценку психофизиологических параметров.
В основу изобретения положена задача создания более точного способа оценки психологической готовности военнослужащих-водителей на этапе предрейсового осмотра с целью повышения надежности профессиональной деятельности. Под психологической готовностью в данном случае понимается актуальное функциональное состояние, связанное с мобилизацией психофизиологических ресурсов водителя, необходимых для эффективного выполнения опративых или долгосрочных профессиональных задач. Снижение функций внимания и психомоторики, повышение нервно-эмоционального напряжения или развитие состояния утомления может привести к снижению надежности деятельности водителя-военнослужащего и повышению факторов риска возникновения аварийной ситуации.
Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе оценки функционального состояния военнослужащих-водителей на этапе предрейсового осмотра, включающем психофизиологическое и психологическое обследование, обследуемому проводят комплексное тестирование по методике «Айовская шкала утомляемости», суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути» и вторичный физиологический индекс Богомазова, затем определяют
ЛДФ1 =-18,443 + 0,119 × X1 + 0,594 × Х2 - 0,507 × Х3,
ЛДФ2=-39,443 + 0,184 × X1 + 0,775 × Х2 - 0,424 × Х3,
где X1 - суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути», с;
Х2 - интегральный показатель по методике «Айовская шкала утомляемости»;
X3 - вторичный физиологический индекс Богомазова,
определяют значения ЛДФ1 и ЛДФ2, и, если ЛДФ1>ЛДФ2, то определяют удовлетворительный уровень психологической готовности и военнослужащий может быть допущен к рейсу, если максимальной окажется значение функции ЛДФ2, то выносят заключение о неудовлетворительном уровне психологической готовности и военнослужащего направляют на дополнительное медицинское обследование для принятия решения о допуске.
Для оценки предрейсовой психологической готовности военнослужащих-водителей и выявления возможных нарушений функционального состояния, в частности, снижение физиологических резервов организма, ухудшение психомоторных качеств и качеств внимания, наличие признаков состояния утомления была предложена психодиагностическая система, состоящая из следующих методик:
- для оценки объема внимания, скорости визуального поиска и обработки информации, гибкости мышления и качество исполнительного функционирования в целом - Тест «Прокладывания пути» варианта А и В [12, 13]. Когнитивные задачи, решаемые при выполнении теста, близки к задачам визуального восприятия и когнитивного контроля окружающей обстановки, выполняемыми водителями автотранспорта.
- для оценки уровня утомления у военнослужащих-водителей перед рейсом - методика «Айовская шкала утомляемости» (IFS IOWA) [14, 15]. В данной методике оценивается общая шкала переутомления и подшкалы: когнитивные функции, усталость, энергичность, продуктивность.
- для оценки резервные возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной системы - проба Штанге (с задержкой дыхания на вдохе) и проба Генча (с задержкой дыхания на выдохе) [16]. На основании выполненных проб был рассчитан индекс Богомазова.
Для оценки надежности и эффективности деятельности использовались экспертные оценки командования. Полученные результаты обработаны с помощью пакета прикладных программ Statistica 7.
Для разработки математической модели определения психологической готовности к рейсу и прогнозирования возможных нарушений функционального состояния военнослужащих-водителей с помощью психофизиологических и психологических показателей был проведен дискриминантный анализ. Получены следующие линейные классификационные функции (ЛКФ):
ЛДФ1 = -18,443 + 0,119 × X1 + 0,594 × Х2 - 0,507 × Х3
ЛДФ2 = -39,443 + 0,184 × X1 + 0,775 × Х2 - 0,424 × Х3,
где X1 - суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути», с;
Х2 - интегральный показатель по методике «Айовская шкала утомляемости»;
X3 - вторичный физиологический индекс Богомазова.
После обследования предлагаемым комплексом методик военнослужащий-водитель должен быть отнесен в ту группу, значение линейной дискриминантной функции (ЛДФ) для которой оказалось наибольшее. Если по результатам обследования наибольшей оказалась ЛДФ1, то определяется удовлетворительный уровень психологической готовности и военнослужащий может быть допущен к рейсу. Если максимальным окажется значение функции ЛДФ2 - выносится заключение о неудовлетворительном уровне психологической готовности и военнослужащий направляется на дополнительное медицинское обследование для принятия решения о допуске. Общая классификационная способность составила 89,4%.
Экспериментально показано, что психофизиологические показатели: интегральный показатель по методике «Айовская шкала утомляемости», суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути» и вторичный физиологический индекс Богомазова являются значимыми для прогнозирования возможных нарушений функционального состояния военнослужащих-водителей перед рейсом.
Подставив в каждое уравнение соответствующие показатели конкретного обследуемого, можно рассчитать ЛДФ, после чего по наибольшему значению сделать вывод о психологической готовности военнослужащего-водителя к своей профессиональной деятельности.
Таким образом, определив вошедшие в формулу показатели, можно с большой точностью выделить группу военнослужащих-водителей, в которых возможны нарушения функционального состояния. Своевременное выявление этих водителей и соответствующая психологическая коррекция будут способствовать профилактике нарушений состояния здоровья военнослужащих-водителей, продлению срока их службы и профилактики дорожно-транспортных нарушений. Психокоррекционные мероприятия должны быть направлены на обучение навыкам психической саморегуляции, осознание своих личностных особенностей, формирование желаемого объема внимания, скорости визуального поиска и обработки информации, гибкость мышления и качество исполнительного функционирования в целом, снижения переутомления.
Внедрение нового психодиагностического инструментария для определения психофизиологических критериев профессиональной пригодности военнослужащих-водителей для продолжения своей профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями позволит снизить частоту правонарушений и травматизма в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пример применения.
На этапе предрейсового осмотра военнослужащие-водители проходят медико-психологическое обследование. Обследование проводит психолог или врач. Сначала в группе или индивидуально выполняются пробы Штанге и Генча, с последующим расчетом индекса Богомазова. Затем водители проходят индивидуальное тестирование. Сначала, под контролем психолога выполняется методика «Прокладывание пути». Максимальное время выполнения 5 мин, затем самостоятельно - методика «Айовская шкала утомляемости». Время выполнения - 3 мин. Все результаты записываются в специализированный журнал предрейсовых осмотров.
Для определения психологической готовности военнослужащих-водителей полученные результаты заносятся в программу для работы с электронными таблицами Excel, где производится расчет ЛДФ.
Военнослужащий-водитель С., 22 г., общий стаж вождения 2 года. Военнослужащий-водитель К., 37 г., общий стаж вождения 18 лет. Данные представлены в таблице 1.
Литература:
1. Венда В.Ф. Психологические факторы надежности управления автомобилями и проблема общения между водителями / В.Ф. Венда, Р.В. Ротенберг, Г.С. Улиханян // Психол. журн. - 1983. - Т.4, №4. - с. 75-86.
2. Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России / А.К. Глухов. - М: Логос, 2013. - 64 с.
3. Reason J. Humanerror. Ergonomics. / J. Reason - 1995, Vol. 38, N 8 - Pp. 1708-1721.
4. Gott H.V. Human Errors: Their couses and Reduction / H.V. Gott Jn. - Human Errorsin Medicine., 1994.
5. Митин И.H. Психофизиологическая адаптация как ведущий фактор обеспечения безопасности дорожного движения - дисс на соиск. уч.ст. канд.мед.наук / И.Н. Митин. - М. - 2015. - 182 с.
6. Буянова В.В., Яшкова А.Н., Карпунина О.И., Самосадова В.В. Изучение стрессоустойчивости у сотрудников МЧС с разным стажем профессиональной деятельности / Психология экстремальных профессий: сб. ст.: материалы II междунар. науч.-практ. конф. Архангельск: Изд-во РАО, 2019. С. 40-45.
7. Иванова А.В. Профессиональное здоровье специалистов экстремального профиля // Человек. Искусство. Вселенная. 2015. №1. С. 198-202.
8. Левич С.Н., Марченко Л.О., Филиппова Е.О., Кравченко Ю.В. Психологическая устойчивость военных водителей в процессе профессиональной деятельности // Инновации в науке и практике: сб. ст.: материалы II междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. СПб., 2020. Ч. 2. С. 161-175.
9. Марченко Л.О., Филиппова Е.О., Левич С.Н., Юсупов В.В., Кухталев В.В. Особенности медико-психологического сопровождения военнослужащих-водителей // Вестник психотерапии - 2022. №82 (87). - С. 61-69.
10. Вайсман А.И. Психофизиологический профессиональный отбор водителей автомобилей / А.И. Вайсман // Гигиена труда и профзаболевания. - 1981, №4.-16 с.
11. Психологические особенности человека при управлении автомобильным транспортом: учебное пособие / В.Я. Буйленко, С.В. Жанказиев, В.В. Дементиенко, Ю.А. Короткова, М.В. Гаврилюк. - М.: МАЛИ, 2017. - 172 с.
12. Mrazik, The Oral Trail Making Test: Effects of Age and Concurrent Validity. / Mrazik, Martin & Millis, Scott &Drane, Daniel. / Archives of clinical neuropsychology: the official journal of the National Academy of Neuropsychologists. 25. 236-43. 10.1093/arclin/acq006.
13. Jaywant A, Neuropsychological assessment without upper limb involvement: a systematic review of oral versions of the Trail Making Test and Symbol-Digit Modalities Test. / A Jaywant, J Barredo, DC Ahern, L. Resnik / Neuropsychol Rehabil. 2018 Oct; 28(7): 1055-1077. doi: 10.1080/09602011.2016.1240699. Epub 2016 Oct 18. PMID: 27756192.
14. Dawson D. Look before you sleep: Evaluating the use of fatigue detection technologies within a fatigue risk management system for the road transport industry / D. Dawson, A.K. Searle, J.L. Paterson // Sleep Med. Rev. - 2014. - №18. - P. 141-152.
15. Бикбулатова Л.Ф. Шкала оценки усталости (перевод на русский язык), адаптация и оценка психометрических свойств в стационарах клиник неврологии и терапии / Л.Ф. Бикбулатова, М.А. Кутлубаев, Л.Р. Ахмадеева // Медицинский вестник Башкартостана. - 2012 г. С. 37-42.
16. Методики военного профессионального психологического отбора: метод, пособие. М.: Воениздат, 2005. 480 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА | 2012 |
|
RU2498771C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ НАЧАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР | 2011 |
|
RU2468741C1 |
СПОСОБ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА | 2020 |
|
RU2779991C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2011 |
|
RU2466675C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ГРУППЫ ОПЕРАТОРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2017 |
|
RU2656545C1 |
Способ выявления склонности к девиантному поведению и профессиональному выгоранию работников производственных предприятий | 2021 |
|
RU2772895C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СТРЕСС-ИНДУЦИРОВАННЫХ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ | 2020 |
|
RU2758547C1 |
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ХРОНИЧЕСКОГО ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОМБАТАНТОВ | 2018 |
|
RU2692454C1 |
Способ прогноза развития когнитивных нарушений у больных в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта | 2019 |
|
RU2721465C1 |
Способ дифференциальной диагностики латентной и активной форм ВГЧ-6 инфекции у детей | 2023 |
|
RU2817089C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к медико-психологической реабилитации и медицинской психологии. Проводят тест «Прокладывания пути». Оценивают методику «Айовская шкала утомляемости». Определяют индекс Богомазова. Определяют значения ЛДФ1 и ЛДФ2 по заявленным формулам. Если ЛДФ1>ЛДФ2, то определяют удовлетворительный уровень психологической готовности и военнослужащий может быть допущен к рейсу. Если максимальной окажется значение функции ЛДФ2, то выносят заключение о неудовлетворительном уровне психологической готовности. Способ позволяет более точно оценить психологическую готовность военнослужащих-водителей на этапе предрейсового осмотра, повысить надежность профессиональной деятельности за счет оценки комплекса наиболее значимых показателей. 1 пр., 1 табл.
Способ оценки функционального состояния военнослужащих-водителей на этапе предрейсового осмотра, включающий психофизиологическое и психологическое обследование, отличающийся тем, что обследуемому проводят комплексное тестирование для оценки показателей: интегральный показатель по методике «Айовская шкала утомляемости», суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути» и вторичный физиологический индекс Богомазова, затем по формулам
ЛДФ1 = -18,443 + 0,119 × X1 + 0,594 × Х2 - 0,507 × Х3,
ЛДФ2 = -39,443 + 0,184 × X1 + 0,775 × Х2 - 0,424 × Х3,
где X1 - суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути», с;
Х2 - интегральный показатель по методике «Айовская шкала утомляемости»;
X3 - вторичный физиологический индекс Богомазова,
определяют значения ЛДФ1 и ЛДФ2 и, если ЛДФ1>ЛДФ2, определяют удовлетворительный уровень психологической готовности и военнослужащий может быть допущен к рейсу, если максимальной окажется значение функции ЛДФ2, то выносят заключение о неудовлетворительном уровне психологической готовности и военнослужащего направляют на дополнительное медицинское обследование для принятия решения о допуске.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ | 2010 |
|
RU2443389C2 |
RU 2006134112 A, 27.03.2008 | |||
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ХРОНИЧЕСКОГО ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОМБАТАНТОВ | 2018 |
|
RU2692454C1 |
US 20110118555 A1, 19.05.2011 | |||
МАРЧЕНКО Л.О | |||
Использование автоматизированной системы для выявления психологической пригодности военных водителей | |||
Актуальные проблемы защиты и безопасности: труды XXIV ВНПК РАРАН | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Способ изготовления замочных ключей с отверстием для замочного шпенька из одной болванки с помощью штамповки и протяжки | 1922 |
|
SU221A1 |
БОБРОВ |
Авторы
Даты
2023-07-20—Публикация
2022-11-09—Подача