СПОСОБ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ВОДИТЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ ПРЕДРЕЙСОВОГО ОСМОТРА Российский патент 2023 года по МПК A61B5/08 A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2800326C1

Изобретение относится к области медицины, а именно к медико-психологическому сопровождению и медицинской психологии.

Профессиональная деятельность военных водителей транспортных средств является, по своей сути, разновидностью операторского труда в системе «человек-техника» [1]. Ошибки водителей транспортных средств явились причиной ДТП (дорожно-транспортное происшествие) в 60-80% случаев, из них 90% ДТП возникает из-за ошибок в прогнозах ситуации и при принятии решений. По литературным данным количество происшествий по причине человеческого фактора встречаются в 85% случаев [2, 3, 4].

Основным фактором, определяющим выполнение нерегламентированных действий, ведущих к дорожно-транспортным происшествиям, является недостаточность психических и психофизиологических механизмов регуляции деятельности водителей [5].

Исследования ряда авторов показывают, что условия профессиональной деятельности водителя, связанные с воздействием различных стресс-факторов, приводят к нарушениям адаптационно-приспособительных механизмов. Постоянная мобилизация физических и эмоциональных адаптационных элементов в условиях профессионального стресса вызывают ухудшение психического состояния и снижение надежности деятельности водителей [6, 7, 8].

Для повышения надежности деятельности военнослужащих-водителей необходимо осуществление мероприятий медико-психологического сопровождения. Медико-психологическое сопровождение представляет собой комплекс медицинских и психологических мероприятий, направленных на выявление и коррекцию возникших психофизиологических нарушений у военнослужащих, в том числе и военнослужащих-водителей в процессе их профессиональной деятельности [9]. Это непрерывный мониторинг функционального и психического состояния военнослужащего и система соответствующих вмешательств психологического и медицинского плана, направленных на поддержание оптимального уровня работоспособности.

Одной из основных задач медико-психологического сопровождения в процессе выполнения профессиональной деятельности должна стать своевременная диагностика нарушений и восстановление функционального состояния и работоспособности у военнослужащих на этапе предрейсового осмотра. Требования и нормы предрейсового осмотра, регламентируемые нормативно-правовыми документами, отражают только медицинские аспекты: сбор жалоб, визуальный осмотр, термометрия и измерение артериального давления, определение алкогольного опьянения и употребления ПАВ. До настоящего времени не существовало единого, способа осуществления психологом оценки состояния военнослужащего-водителя в реальных условиях повседневной деятельности и выполнения учебно-боевых задач.

Вместе с тем усложнение содержания и структуры профессиональной деятельности военнослужащего-водителя ведет к повышению роли индивидуально-психологических качеств и текущего психофизиологического состояния в процессе деятельности.

Современные тенденции развития автомобиля выдвигают повышенные требования к восприятию, мышлению, управляющим воздействиям водителя в условиях высокой нервно-эмоциональной напряженности. Для успешного выполнения профессиональной деятельности водителю необходимы следующие психофизиологические и психологические качества: высокая устойчивость, распределение и переключение внимания, хорошая память, высокая скорость и точность зрительно-моторных реакций, хорошая сообразительность и нервно-эмоциональная устойчивость [10, 11]. Поэтому предрейсовый осмотры должны включать не только медицинский осмотр, но и оценку психофизиологических параметров.

В основу изобретения положена задача создания более точного способа оценки психологической готовности военнослужащих-водителей на этапе предрейсового осмотра с целью повышения надежности профессиональной деятельности. Под психологической готовностью в данном случае понимается актуальное функциональное состояние, связанное с мобилизацией психофизиологических ресурсов водителя, необходимых для эффективного выполнения опративых или долгосрочных профессиональных задач. Снижение функций внимания и психомоторики, повышение нервно-эмоционального напряжения или развитие состояния утомления может привести к снижению надежности деятельности водителя-военнослужащего и повышению факторов риска возникновения аварийной ситуации.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе оценки функционального состояния военнослужащих-водителей на этапе предрейсового осмотра, включающем психофизиологическое и психологическое обследование, обследуемому проводят комплексное тестирование по методике «Айовская шкала утомляемости», суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути» и вторичный физиологический индекс Богомазова, затем определяют

ЛДФ1 =-18,443 + 0,119 × X1 + 0,594 × Х2 - 0,507 × Х3,

ЛДФ2=-39,443 + 0,184 × X1 + 0,775 × Х2 - 0,424 × Х3,

где X1 - суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути», с;

Х2 - интегральный показатель по методике «Айовская шкала утомляемости»;

X3 - вторичный физиологический индекс Богомазова,

определяют значения ЛДФ1 и ЛДФ2, и, если ЛДФ1>ЛДФ2, то определяют удовлетворительный уровень психологической готовности и военнослужащий может быть допущен к рейсу, если максимальной окажется значение функции ЛДФ2, то выносят заключение о неудовлетворительном уровне психологической готовности и военнослужащего направляют на дополнительное медицинское обследование для принятия решения о допуске.

Для оценки предрейсовой психологической готовности военнослужащих-водителей и выявления возможных нарушений функционального состояния, в частности, снижение физиологических резервов организма, ухудшение психомоторных качеств и качеств внимания, наличие признаков состояния утомления была предложена психодиагностическая система, состоящая из следующих методик:

- для оценки объема внимания, скорости визуального поиска и обработки информации, гибкости мышления и качество исполнительного функционирования в целом - Тест «Прокладывания пути» варианта А и В [12, 13]. Когнитивные задачи, решаемые при выполнении теста, близки к задачам визуального восприятия и когнитивного контроля окружающей обстановки, выполняемыми водителями автотранспорта.

- для оценки уровня утомления у военнослужащих-водителей перед рейсом - методика «Айовская шкала утомляемости» (IFS IOWA) [14, 15]. В данной методике оценивается общая шкала переутомления и подшкалы: когнитивные функции, усталость, энергичность, продуктивность.

- для оценки резервные возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной системы - проба Штанге (с задержкой дыхания на вдохе) и проба Генча (с задержкой дыхания на выдохе) [16]. На основании выполненных проб был рассчитан индекс Богомазова.

Для оценки надежности и эффективности деятельности использовались экспертные оценки командования. Полученные результаты обработаны с помощью пакета прикладных программ Statistica 7.

Для разработки математической модели определения психологической готовности к рейсу и прогнозирования возможных нарушений функционального состояния военнослужащих-водителей с помощью психофизиологических и психологических показателей был проведен дискриминантный анализ. Получены следующие линейные классификационные функции (ЛКФ):

ЛДФ1 = -18,443 + 0,119 × X1 + 0,594 × Х2 - 0,507 × Х3

ЛДФ2 = -39,443 + 0,184 × X1 + 0,775 × Х2 - 0,424 × Х3,

где X1 - суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути», с;

Х2 - интегральный показатель по методике «Айовская шкала утомляемости»;

X3 - вторичный физиологический индекс Богомазова.

После обследования предлагаемым комплексом методик военнослужащий-водитель должен быть отнесен в ту группу, значение линейной дискриминантной функции (ЛДФ) для которой оказалось наибольшее. Если по результатам обследования наибольшей оказалась ЛДФ1, то определяется удовлетворительный уровень психологической готовности и военнослужащий может быть допущен к рейсу. Если максимальным окажется значение функции ЛДФ2 - выносится заключение о неудовлетворительном уровне психологической готовности и военнослужащий направляется на дополнительное медицинское обследование для принятия решения о допуске. Общая классификационная способность составила 89,4%.

Экспериментально показано, что психофизиологические показатели: интегральный показатель по методике «Айовская шкала утомляемости», суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути» и вторичный физиологический индекс Богомазова являются значимыми для прогнозирования возможных нарушений функционального состояния военнослужащих-водителей перед рейсом.

Подставив в каждое уравнение соответствующие показатели конкретного обследуемого, можно рассчитать ЛДФ, после чего по наибольшему значению сделать вывод о психологической готовности военнослужащего-водителя к своей профессиональной деятельности.

Таким образом, определив вошедшие в формулу показатели, можно с большой точностью выделить группу военнослужащих-водителей, в которых возможны нарушения функционального состояния. Своевременное выявление этих водителей и соответствующая психологическая коррекция будут способствовать профилактике нарушений состояния здоровья военнослужащих-водителей, продлению срока их службы и профилактики дорожно-транспортных нарушений. Психокоррекционные мероприятия должны быть направлены на обучение навыкам психической саморегуляции, осознание своих личностных особенностей, формирование желаемого объема внимания, скорости визуального поиска и обработки информации, гибкость мышления и качество исполнительного функционирования в целом, снижения переутомления.

Внедрение нового психодиагностического инструментария для определения психофизиологических критериев профессиональной пригодности военнослужащих-водителей для продолжения своей профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями позволит снизить частоту правонарушений и травматизма в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Пример применения.

На этапе предрейсового осмотра военнослужащие-водители проходят медико-психологическое обследование. Обследование проводит психолог или врач. Сначала в группе или индивидуально выполняются пробы Штанге и Генча, с последующим расчетом индекса Богомазова. Затем водители проходят индивидуальное тестирование. Сначала, под контролем психолога выполняется методика «Прокладывание пути». Максимальное время выполнения 5 мин, затем самостоятельно - методика «Айовская шкала утомляемости». Время выполнения - 3 мин. Все результаты записываются в специализированный журнал предрейсовых осмотров.

Для определения психологической готовности военнослужащих-водителей полученные результаты заносятся в программу для работы с электронными таблицами Excel, где производится расчет ЛДФ.

Военнослужащий-водитель С., 22 г., общий стаж вождения 2 года. Военнослужащий-водитель К., 37 г., общий стаж вождения 18 лет. Данные представлены в таблице 1.

Литература:

1. Венда В.Ф. Психологические факторы надежности управления автомобилями и проблема общения между водителями / В.Ф. Венда, Р.В. Ротенберг, Г.С. Улиханян // Психол. журн. - 1983. - Т.4, №4. - с. 75-86.

2. Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России / А.К. Глухов. - М: Логос, 2013. - 64 с.

3. Reason J. Humanerror. Ergonomics. / J. Reason - 1995, Vol. 38, N 8 - Pp. 1708-1721.

4. Gott H.V. Human Errors: Their couses and Reduction / H.V. Gott Jn. - Human Errorsin Medicine., 1994.

5. Митин И.H. Психофизиологическая адаптация как ведущий фактор обеспечения безопасности дорожного движения - дисс на соиск. уч.ст. канд.мед.наук / И.Н. Митин. - М. - 2015. - 182 с.

6. Буянова В.В., Яшкова А.Н., Карпунина О.И., Самосадова В.В. Изучение стрессоустойчивости у сотрудников МЧС с разным стажем профессиональной деятельности / Психология экстремальных профессий: сб. ст.: материалы II междунар. науч.-практ. конф. Архангельск: Изд-во РАО, 2019. С. 40-45.

7. Иванова А.В. Профессиональное здоровье специалистов экстремального профиля // Человек. Искусство. Вселенная. 2015. №1. С. 198-202.

8. Левич С.Н., Марченко Л.О., Филиппова Е.О., Кравченко Ю.В. Психологическая устойчивость военных водителей в процессе профессиональной деятельности // Инновации в науке и практике: сб. ст.: материалы II междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. СПб., 2020. Ч. 2. С. 161-175.

9. Марченко Л.О., Филиппова Е.О., Левич С.Н., Юсупов В.В., Кухталев В.В. Особенности медико-психологического сопровождения военнослужащих-водителей // Вестник психотерапии - 2022. №82 (87). - С. 61-69.

10. Вайсман А.И. Психофизиологический профессиональный отбор водителей автомобилей / А.И. Вайсман // Гигиена труда и профзаболевания. - 1981, №4.-16 с.

11. Психологические особенности человека при управлении автомобильным транспортом: учебное пособие / В.Я. Буйленко, С.В. Жанказиев, В.В. Дементиенко, Ю.А. Короткова, М.В. Гаврилюк. - М.: МАЛИ, 2017. - 172 с.

12. Mrazik, The Oral Trail Making Test: Effects of Age and Concurrent Validity. / Mrazik, Martin & Millis, Scott &Drane, Daniel. / Archives of clinical neuropsychology: the official journal of the National Academy of Neuropsychologists. 25. 236-43. 10.1093/arclin/acq006.

13. Jaywant A, Neuropsychological assessment without upper limb involvement: a systematic review of oral versions of the Trail Making Test and Symbol-Digit Modalities Test. / A Jaywant, J Barredo, DC Ahern, L. Resnik / Neuropsychol Rehabil. 2018 Oct; 28(7): 1055-1077. doi: 10.1080/09602011.2016.1240699. Epub 2016 Oct 18. PMID: 27756192.

14. Dawson D. Look before you sleep: Evaluating the use of fatigue detection technologies within a fatigue risk management system for the road transport industry / D. Dawson, A.K. Searle, J.L. Paterson // Sleep Med. Rev. - 2014. - №18. - P. 141-152.

15. Бикбулатова Л.Ф. Шкала оценки усталости (перевод на русский язык), адаптация и оценка психометрических свойств в стационарах клиник неврологии и терапии / Л.Ф. Бикбулатова, М.А. Кутлубаев, Л.Р. Ахмадеева // Медицинский вестник Башкартостана. - 2012 г. С. 37-42.

16. Методики военного профессионального психологического отбора: метод, пособие. М.: Воениздат, 2005. 480 с.

Похожие патенты RU2800326C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА 2012
  • Евдокимов Владимир Иванович
  • Попов Валерий Иванович
RU2498771C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ НАЧАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР 2011
  • Евдокимов Владимир Иванович
  • Ролдугин Геннадий Николаевич
  • Хмелинина Наталья Валентиновна
  • Натарова Анастасия Алексеевна
RU2468741C1
СПОСОБ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА 2020
  • Пустовойт Василий Игоревич
  • Ключников Михаил Сергеевич
  • Самойлов Александр Сергеевич
RU2779991C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2011
  • Родыгина Юлия Кимовна
  • Незнанов Николай Григорьевич
  • Солнцев Владислав Николаевич
  • Соловьев Андрей Горгоньевич
RU2466675C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ГРУППЫ ОПЕРАТОРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2017
  • Федоров Максим Викторович
RU2656545C1
Способ выявления склонности к девиантному поведению и профессиональному выгоранию работников производственных предприятий 2021
  • Колсанов Александр Владимирович
  • Чаплыгин Сергей Сергеевич
  • Ровнов Сергей Викторович
  • Захаров Александр Владимирович
  • Мазанкина Елена Владимировна
RU2772895C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СТРЕСС-ИНДУЦИРОВАННЫХ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ 2020
  • Зеленина Наталья Васильевна
  • Федоткина Ирина Викторовна
  • Юсупов Владислав Викторович
RU2758547C1
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ХРОНИЧЕСКОГО ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОМБАТАНТОВ 2018
  • Зеленина Наталья Васильевна
  • Назаров Сергей Сергеевич
  • Марченко Андрей Александрович
  • Ранцева Светлана Александровна
  • Выприцкий Павел Анатольевич
  • Юсупов Владислав Викторович
RU2692454C1
Способ прогноза развития когнитивных нарушений у больных в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта 2019
  • Калинский Денис Павлович
  • Лобзин Владимир Юрьевич
  • Григорьев Степан Григорьевич
  • Ульянов Илья Геннадьевич
  • Калинский Павел Павлович
  • Колмакова Кристина Андреевна
  • Ализаде Мехти Раил Оглы
RU2721465C1
Способ дифференциальной диагностики латентной и активной форм ВГЧ-6 инфекции у детей 2023
  • Тян Наталья Сергеевна
  • Бабаченко Ирина Владимировна
  • Голева Ольга Владимировна
  • Скрипченко Наталья Викторовна
  • Григорьев Степан Григорьевич
RU2817089C1

Реферат патента 2023 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ВОДИТЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ ПРЕДРЕЙСОВОГО ОСМОТРА

Изобретение относится к области медицины, а именно к медико-психологической реабилитации и медицинской психологии. Проводят тест «Прокладывания пути». Оценивают методику «Айовская шкала утомляемости». Определяют индекс Богомазова. Определяют значения ЛДФ1 и ЛДФ2 по заявленным формулам. Если ЛДФ1>ЛДФ2, то определяют удовлетворительный уровень психологической готовности и военнослужащий может быть допущен к рейсу. Если максимальной окажется значение функции ЛДФ2, то выносят заключение о неудовлетворительном уровне психологической готовности. Способ позволяет более точно оценить психологическую готовность военнослужащих-водителей на этапе предрейсового осмотра, повысить надежность профессиональной деятельности за счет оценки комплекса наиболее значимых показателей. 1 пр., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 800 326 C1

Способ оценки функционального состояния военнослужащих-водителей на этапе предрейсового осмотра, включающий психофизиологическое и психологическое обследование, отличающийся тем, что обследуемому проводят комплексное тестирование для оценки показателей: интегральный показатель по методике «Айовская шкала утомляемости», суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути» и вторичный физиологический индекс Богомазова, затем по формулам

ЛДФ1 = -18,443 + 0,119 × X1 + 0,594 × Х2 - 0,507 × Х3,

ЛДФ2 = -39,443 + 0,184 × X1 + 0,775 × Х2 - 0,424 × Х3,

где X1 - суммарное время выполнения методики «Прокладывание пути», с;

Х2 - интегральный показатель по методике «Айовская шкала утомляемости»;

X3 - вторичный физиологический индекс Богомазова,

определяют значения ЛДФ1 и ЛДФ2 и, если ЛДФ1>ЛДФ2, определяют удовлетворительный уровень психологической готовности и военнослужащий может быть допущен к рейсу, если максимальной окажется значение функции ЛДФ2, то выносят заключение о неудовлетворительном уровне психологической готовности и военнослужащего направляют на дополнительное медицинское обследование для принятия решения о допуске.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2800326C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 2010
  • Линник Владимир Сергеевич
  • Макеев Борис Лаврович
  • Макшанов Андрей Владимирович
  • Линник Александр Владимирович
  • Васильченко Василий Васильевич
  • Пятибрат Александр Олегович
RU2443389C2
RU 2006134112 A, 27.03.2008
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ХРОНИЧЕСКОГО ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОМБАТАНТОВ 2018
  • Зеленина Наталья Васильевна
  • Назаров Сергей Сергеевич
  • Марченко Андрей Александрович
  • Ранцева Светлана Александровна
  • Выприцкий Павел Анатольевич
  • Юсупов Владислав Викторович
RU2692454C1
US 20110118555 A1, 19.05.2011
МАРЧЕНКО Л.О
Использование автоматизированной системы для выявления психологической пригодности военных водителей
Актуальные проблемы защиты и безопасности: труды XXIV ВНПК РАРАН
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Способ изготовления замочных ключей с отверстием для замочного шпенька из одной болванки с помощью штамповки и протяжки 1922
  • Личадеев Н.Н.
SU221A1
БОБРОВ

RU 2 800 326 C1

Авторы

Марченко Лариса Олеговна

Левич Светлана Николаевна

Филиппова Елена Олеговна

Юсупов Владислав Викторович

Даты

2023-07-20Публикация

2022-11-09Подача