СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЭЛЕМЕНТАХ СБОРНО-РАЗБОРНОГО ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ Российский патент 2023 года по МПК A61H1/00 A63B17/02 

Описание патента на изобретение RU2801317C1

Область техники

Изобретение относится к способам обучения по преодолению противодействующего усилия с измерительными приборами или без них и может быть использовано для формирования навыков преодоления полосы препятствий, эффективного развития специальных физических качеств (быстроты в действиях и скоростно-силовой выносливости), воспитания морально-волевых качеств в ограниченных условиях оборудования учебных мест по физической подготовке и спорту. Уровень техники

Известен «СБОРНО-РАЗБОРНЫЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ» заявка №2022129628 от 24.11.2022 г. включающий элементы полосы препятствий: разрушенная лестница; -стенка с проломами; - разрушенный мост; - вертикальная лестница; -забор;- наклонная доска.

Недостатком данного изобретения является то, что не раскрыт способ использования элементов комплекса при обучении военнослужащих различного уровня физической подготовленности.

Решить указанную проблему позволяет заявляемое изобретение.

Сущность изобретения

Сущность изобретения показана на представленных чертежах 1-7.

При реализации способа использования элементов сборно-разборного тренажерного комплекса полосы препятствий при обучении военнослужащих преодолению препятствий проводится:

ранжирование препятствий по сложности их усвоения военнослужащими с последующим углубленным изучением техники их преодоления (забора, разрушенного моста, разрушенной лестницы, стенки с проломом);

- уточнение ведущих фаз техники преодоления препятствий, обеспечивающих эффективность выполнения всего упражнения в целом (забор - фаза собственно преодоления препятствия или полета), разрушенный мост - фаза влезания на мост, передвижение по разрушенном мосту), разрушенная лестница - (фаза наскока и принятия исходного положения на ступенях для прыжка) стенка с проломами - (фаза пролезания в пролом и наскока на стенку);

- проводится обучение: технике перелезания на сборно-разборном заборе на высоте 1.0 м, 1.5 м, 2 м; технике влезания, передвижения и прыжка на сборно-разборном разрушенном мосту высотой 1.0 м, 1.5 м, 2.0 м; технике перелезаний на ступенях сборно-разборной разрушенной лестницы на высоте 0.9 м и 1.5 м; способам пролезания в стенке с проломом; прыжку с опорой на руку;

- дополнительное (параллельное), опережающее включение средств, направленных на развитие специальных физических качеств, применяемых в системе круговой тренировки на сборно-разборном тренажерном комплексе преодоления препятствий.

Краткое описание чертежей

Фиг. 1 - Обучение технике перелезания на сборно-разборном заборе на высоте 1.0 м, 1.5 м, 2 м:

1 - фаза наскока на забор высотой 1.5 метра;

2 - фаза принятия положения для прыжка;

3 - фаза прыжка в глубину с высоты 1.0 м, 1.5 м;

4 - фаза ухода от препятствия.

Фиг. 2 - Обучение технике влезания, передвижения и прыжка на сборно-разборном разрушенном мосту высотой 1.0 м, 1.5 м, 2.0 м: а - влезание на препятствие; 6 - передвижение по препятствию;

в - прыжок.

Фиг. 3 - Обучение технике перелезаний на ступенях сборно-разборной разрушенной лестницы на высоте 0.9 м и 1.5 м.

Фиг. 4 - Обучение способам пролезания в стенке с проломом. Фиг. 5 - Обучение прыжку с опорой на руку.

Фиг. 6 - Вариативная расстановка элементов сборно-разборного тренажерного комплекса преодоления препятствий при обучении военнослужащих.

Фиг. 7 - Занятие на элементах сборно-разборного тренажерного комплекса преодоления препятствий.

Осуществление изобретения В соответствии с указанием Министра обороны Российской Федерации физическая подготовка и спортивная работа в армии и на флоте должны рассматриваться как важные средства формирования высокой боеспособности и боеготовности, повышения полевой выучки личного состава, поддержания у него необходимого уровня физической закалки, воспитание специальных физических и психологических качеств, прикладных навыков.

В то же время для качественной организации и повышения эффективности процесса физической подготовки необходима соответствующая учебно-материальная база, новые способы и приемы обучения военнослужащих с учетом меняющихся условий и состояния здоровья.

В основу способа обучения вновь прибывших военнослужащих женского и мужского пола была положена технология использования сборно-разборного тренажерного комплекса преодоления препятствий. Она обеспечила углубленное разучивание приемов и способов преодоления препятствий со слабо подготовленными военнослужащими за счет моделирования нестандартных препятствий с изменением габаритов высоты и длины в разнообразной последовательности и на небольшом пространстве.

В связи с тем, что нарастает устойчивая тенденция поступления на первый курс военнослужащих с низким уровнем физического развития и физической подготовленности, а также увеличением количества девушек, обучающихся в военных вузах страны, увеличивается количество травм у этой категории обучаемых, а также возникают большие сложности при овладении действиями на стандартных элементах единой полосы препятствий. Так по результатам предварительной контрольной проверки по нормативам общего контрольного упражнения (ОКУ) [1] на единой полосе препятствий личный состав первых курсов женского и мужского пола показал низкий уровень физической подготовленности.

Таким образом, общая оценка показателей подразделения при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий в значительной мере снижается за счет личного состава с низким уровнем физической подготовленности. В процессе разработки и внедрения требований нового государственного стандарта высшего профессионального образования, на основе данных анализа физических возможностей при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий курсантов первых курсов мужского и женского пола, были внесены изменения в процесс обучения с использованием сборно-разборного тренажерного комплекса преодоления препятствий.

Внутри каждого подразделения все военнослужащие были разбиты на группы «низким уровнем физической подготовленности» и «высоким уровень физической подготовленности». По разности временных показателей в преодолении каждого в отдельности препятствия между этими фуппами можно судить об уровне физической тренированности, а опосредованно о сформированности навыка и потенциальных возможностях отстающих военнослужащих женского и мужского пола

Для определения временных характеристик преодоления отдельных препятствий, сравнительной оценки фаз движения, производился замер времени преодоления каждого элемента препятствия изолированно без учета общей нагрузки, времени «гладкого» бега между препятствиями При сравнении показателей отнесенных к группам «высоким уровень физической подготовленности» и «низким уровнем физической подготовленности» разница во времени в среднем составляет 31,7 сек, в то время как временной диапазон между оценками «отлично» и «удовлетворительно» составляет всего 15 сек [1].

Так, представители группы «низким уровнем физической подготовленности» преодолевают забор на 2,1 сек больше, чем представители группы «высоким уровнем физической подготовленности», что составляет 60% от времени последних. Аналогичные результаты показаны при преодолении стенки и других элементов единой полосы препятствий Среднее время, показанное тремя подразделениями при преодолении стенки - 4,5,4,6,4,5 сек соответственно. Однако различия между «низким уровнем физической подготовленности» и «высоким уровнем физической подготовленности» равны 1,7,1,8 и 1,8 сек, что составляет резерв времени в 51, 52,9 и 53% соответственно.

Для ранжирования препятствий по степени трудоемкости их усвоения, показатели всех трех взводов были сведены в одну общую группу с выделением двух подгрупп «высокий уровень физической подготовленности» и «низкий уровень физической подготовленности».

На первом месте, то есть наиболее трудоемким препятствием по затратам учебно-тренировочного времени оказался забор высотой 2 м (фиг. 1 под №1) - с выполнением приема на нем «перелезания». Забор высотой 2 метра ни одна девушка и юноша с низким уровнем физического подготовленности не смогли преодолеть. С учетом того, что рост и пропорции тела женщин иные, чем у мужчин: рост меньше, позвоночник длиннее, конечности короче, плечи более узкие, центр тяжести тела женщин находится ниже, чем у мужчин. Обследования на курсантах 1-2-4 х курсов при сравнении роста девушек и юношей показало, что рост девушек приблизительно на 15% меньше, чем у юношей. Масса тела девушек в среднем на 25-30%) меньше, чем у юношей. С другой стороны, мышечная масса у женщин меньше, чем у мужчин: у женщин она составляет ~30-35%>, у мужчин ~ 40-45%) отвеса тела. Жировая масса у женщин, наоборот больше, чем у мужчин (у женщин - 30%, у мужчин - 20%). Возможности выполнять движения по подъему тела для женщин и юношей на высоту 2 метра со низким уровнем физического подготовленности весьма затруднительны без дополнительной тренировки на низких высотах. Слабым звеном в технике при преодолении забора курсантами первых курсов является фаза собственно преодоления препятствия и полета.

На втором месте по трудности выполнения приема является выполнение передвижения по узкой и неустойчивой опоре на разрушенном мосту (фиг. 2) высотой 2 метра с выполнением фазы влезания на разрушенный мост по вертикальной лестнице.

Согласно экспертной оценки на умение военнослужащих первого курса быстро отреагировать на установленные стандартные элементы препятствий и изменить свое движение в результате простой реакции на увиденный объект. В группе девушек с нормальной скоростью реакции обладали 60% испытуемых, а медленной - 40%. Девушки с ускоренной реакцией вообще отсутствовали У юношей результаты оказались иными: ускоренная реакция выявилась у 13% испытуемых, медленная у 13%, а нормальная у 74% Этот факт усложняет процесс формирования у военнослужащих навыка быстрого реагирования на потерю устойчивости при передвижении по узкой опоре на большой высоте разрушенного моста, что приводит к падению и получению травм.

Третье место по степени трудоемкости по усвоению приема перелезания через ступени различной высоты занимает разрушенная лестница (фиг. 3). При преодолении разрушенной лестницы большую проблему для женщин и мужчин с «низким уровнем физической подготовленности» составляла фаза собственно преодоление 3 ступени разрушенной лестницы с опорой на руки и сбегания по четырем ступеням. При преодолении полосы препятствий женщинами опора на область груди для них недопустима. А во время выполнения задачи военнослужащие-женщины задерживались длительное время на третьей ступени с желанием перелезть ее при этом многократно надавливали на грудь пересиливая боль. При преодолении полосы препятствий женщинами опора на область груди для них недопустима, а мужчины с «низким уровнем физической подготовленности» часто используют эту опору в качестве дополнительной при преодолении препятствий.

Четвертое место (фиг. 4) по сложности техники усвоения занимает стенка с проломом высотой 1.1 м с выполнением на ней приема и фазы «пролезания» в узкие проемы. Психофизиологические показатели у девушек (к примеру скорость латентной реакции, эмоциональная устойчивость) отличаются от юношей. При оценке статической устойчивости из числа испытуемых отдельно были выделены подгруппы с отличной устойчивостью и с слабой устойчивостью. Так в группе девушек отличной устойчивостью обладали 33% испытуемых, а со слабой - 6% остальные 61% обладали средней устойчивостью. Эти данные использованы для исключения выполнения способа преодоления стенки с проломом - головой и ногой вперед, так как военнослужащие женского пола из-за страха боялись удариться головой о края стенки, при приближении к препятствию так как плохое латентное время реагирования на объект, сказывалось на выполнении техники преодоления препятствия. Поэтому было определено преодолевать женщинам стенку с проломами только прыжком с опорой на руку и ногу, а юношам головой и ногой вперед и головой вперед.

На основании выше приведенных примеров видно, что параметры полосы препятствий, разработанные для мужчин с высоким уровнем физической подготовленности, не могут применяться к женщинам и юношам с низким уровнем физической подготовленности. Отчетливо выраженные особенности организма слабо подготовленных девушек-курсантов и юношей первого курса, которые следует учитывать при проведении занятий и выполнении контрольных нормативов по преодолению элементов полосы препятствий. Поэтому начальный этап обучения необходимо проводить на «облегченной» полосе препятствий на низкой (нестандартной) высоте с применением элементов сборно-разборного тренажерного комплекса полосы препятствий.

Заявляемое изобретение позволяет без выделения дополнительного времени на: время преодоления препятствия, физические нагрузки, степень трудоемкости препятствий, подготовку аппарата движения для девушек и юношей с низким уровнем физической подготовленности успешно обучать преодолению отдельных элементов полосы препятствий.

Вначале логика процесса обучения приемам и способам преодоления элементов полосы препятствий с военнослужащими женского пола и юношами с низкими уровнем физической подготовленности представляла собой на сборно-разборном комплексе последовательный переход от знаний и представлений о действии к начальному двигательному умению, от него к простому и сложному навыку.

Формирование рациональной техники преодоления препятствий базировалась на возможности соблюдения принципов доступности, последовательности в обучении, с соблюдением биомеханических основ техники за счет возможности изменять размеры препятствий в трех плоскостях - высоту, ширину и длину, что облегчало процесс обучения военнослужащих с разным уровнем физической подготовленности и позволяло создавать различные условия в процессе тренировки.

В результате внесения корректив в процесс обучения личного состава разучивание техники преодоления препятствий происходило с учетом ранжирования трудоемкости их усвоения, с акцентом на углубленное изучение техники, фаз наиболее сложных из них с применением сборно-разборного тренажерного комплекса преодоления препятствий на различной высоте, длине, ширине.

Подготовительная часть занятия проводилась вначале без оружия, а затем с оружием, экипировкой. В содержание основной части занятия на первом этапе обучения на элементах сборно-разборного тренажерного комплекса преодоления препятствий была включена отработка слабых звеньев техники разбега, толчка, полета, (опора о препятствие) и приземление с установленных нами небольших высот, так как от правильного выполнения этих элементов зависит эффективность выполнения приемов и способов преодоления препятствий на стандартных высотах. Формирование навыков в преодолении препятствий у обучаемых строилось на основе умений ими рационально совершать непрерывное быстрое поступательное движение за счет минимальных задержек в опорных элементах техники преодоления препятствий, выбирать оптимальные «углы атаки», препятствий, обеспечивать минимальное колебание центра тяжести тела по вертикали. Развитие у занимающихся способности осваивать сложно-координированные действия, формировать умения своевременно и рационально перестраивать двигательную деятельность в соответствии с изменением высоты, ширины и длины элементов сборно-разборного тренажерного комплекса преодоления препятствий.

Так для формирования техники соблюдения биомеханичских основ преодоления двух метрового забора во время первых занятий и при отработки технических фаз перелезаний забор опускали на 1,5 метра для отработки фазы удлинения разбега и переноса центра тяжести тела назад для выполнения сильного толчка, выпрямления туловища, движения рук вверх и маха другой ноги вперед-вверх для постановки стопы и наскока на невысокий забор и принятия правильного положения сверху. Для преодоления страха личным составом и отработки правильного приземления на обе ноги с переносом центра тяжести тела ближе к передней ноге изучение техники прыжка в начале осуществлялся с высоты 1,0 метр, затем 1,5 метра (фиг. 1).

При изучении передвижений по узкому и неустойчивому мосту, исключения травм, для выработки устойчивости на высоте и узкой опоре, с личным составом отрабатывался вопрос техники постановки ног на узкой опоре, опускания центра тяжести ниже чем при обычном беге, техника прыжка в глубину с снижением центра тяжести до минимума для уменьшения нагрузки на ноги при приземлении. Вначале приемы отрабатывались на высоте 1,0 метра, затем 1,5 метра и по мере формирования техники на двух метровой высоте (фиг. 2).

При формировании техники преодоления разрушенной лестницы вторая ступень опускалась с 1,2 метра до 0,9 м, третья ступень опускалась с высоты 1,5 м до 1,0 метра для выполнения техники прыжка от ступени к ступени и правильного хвата кистями рук за углы балок и принятия положения, для установления центр тяжести тела как можно ниже над опорой и уменьшения энергетических затрат.По мере формирования навыка ступени подымались до стандартной высоты.

Изучение техники подъема и спуска по ступеням разрушенной лестницы начиналось с уменьшенных высот лестницы в начале, с подъема на слегка согнутых ногах, затем постановки стоп на ступени лестницы с правильным наклоном туловища при сбегании для нахождения центра тяжести впереди площади опоры (фиг. 2).

При преодолении стенки с проломом главное в технике пролезания уделялось военнослужащим с низким уровнем физической подготовленности. Понижение ОЦТ тела до середины пролома, а затем наклона туловища вперед и прикрытие руками головы. Преодоление стенки с опорой рукой и ногой отрабатывался вопрос минимального угла вылета, набора минимальной высоты для сохранения горизонтальной скорости (фиг. 4).

В дальнейшем после закрепления (стабилизации) навыков, процесс подготовки направляется на создание с помощью установленных переносных сборно-разборных препятствий (фиг. 6), точности и быстроты в выполнении приемов в сочетании с применением различного исходного положения (лежа, с колена, за препятствием), с ранее изученными приемами, изменением порядка преодоления препятствий, прыжками с разбега в индивидуальном порядке, в составе подразделения, в постепенно усложняющихся условиях, увеличением дистанции бега, с дополнительной выкладкой (грузом), с оружием, экипировкой. Упражнения выполняются на сборно-разборном комплексе преодоления препятствий поточно, соревновательным, групповым, круговым способами (фиг. 7). Занятия проводятся в полной экипировке с применением имитационных средств и очагов пожара.

Для развития общей и скоростной выносливости комплексная тренировка проводится при выполнении упражнений на сборно-разборном тренажерном комплексе преодоления препятствий в сочетании с бегом до 1000 м.

Технический результат

Использование заявленного изобретения позволяет по окончании тренировки с использованием элементов сборно-разборного тренажерного комплекса преодоления препятствий улучшать показатели в технике преодоления отдельных препятствий в подразделениях на оценку «хорошо», а в выполнении общего контрольного упражнения временные показатели подразделений улучшаются на 29 сек., лучше оценки «отлично».

Список использованных источников

1. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. МО РФ, Москва, 2009, с. 140

2. Дис. канд. мед. наук: 19.00.02 / Габуева Фатима Абдулбариевна, Военно-медицинская академия им. СМ. Кирова. СПб, 2018. 105 с.

3. Гербач, Ж.В. Женщина в армии: формирование и динамика тендерной структуры российской армии: монография / Ж.В. Гербач. - Ростов-на-Дону: Изд-во РВИ РВ, 2010. - 199 с.

4. Соколова, Е.П. Оптимизация учебных занятий по физической подготовке военнослужащих - женщин: дис.bканд. пед. наук: 13.00.04 / Соколова Елена Петровна. Санкт-Петербург, 1999. 205 с.

Похожие патенты RU2801317C1

название год авторы номер документа
Сборно-разборный тренажерный комплекс полосы препятствий 2022
  • Горобец Владимир Иванович
  • Кулишкин Виталий Александрович
  • Лепский Виктор Александрович
  • Блахин Геннадий Николаевич
RU2796060C1
Система определения временных параметров отдельных технических фаз преодоления элементов полосы препятствий 2023
  • Горобец Владимир Иванович
  • Кулишкин Виталий Александрович
  • Рылов Артём Михайлович
RU2811545C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ 2010
  • Красильникова Елена Владимировна
  • Коновалова Нина Геннадьевна
RU2421129C1
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ МЧС 2006
  • Красса Дмитрий Алексеевич
  • Трянов Юрий Андреевич
RU2316824C2
Способ комплексного обучения физической культуре по концепции трех зон: Сила, Скорость, Гибкость для детей от четырех до двенадцати лет с использованием мобильного приложения 2020
  • Галиуллов Марат Рамильевич
  • Новиков Александр Вячеславович
RU2770984C1
Тренажер для подготовки водолазов 2022
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
RU2785981C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ПАРАШЮТИСТОВ 2014
  • Романюк Сергей Владимирович
RU2570028C1
Тренажерный комплекс "Работа на высоте" 2022
  • Лопаков Александр Николаевич
RU2786464C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2614631C1
Тренажерный комплекс для функциональной терапии нижних конечностей и способ его применения 2017
  • Цыгулин Алексей Александрович
  • Минаев Андрей Олегович
RU2678916C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 801 317 C1

Реферат патента 2023 года СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЭЛЕМЕНТАХ СБОРНО-РАЗБОРНОГО ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ

Изобретение относится к физической подготовке и спорту и может быть использовано для обучения военнослужащих на сборно-разборном тренажерном комплексе полосы препятствий. Обучение технике перелезания на сборно-разборном заборе проводят сначала на высоте 1 м, затем 1.5 м, 2 м. Обучение технике влезания, передвижения, прыжка и приземления на сборно-разборном разрушенном мосту проводят сначала на высоте 1 м, затем 1.5 м, 2 м. Обучение технике перелезаний на ступенях сборно-разборной разрушенной лестницы - вторую ступень опускают с 1,2 м до 0,9 м, третью ступень опускают с высоты 1,5 м до 1 м и выполняют технику прыжка от ступени к ступени и хвата кистями рук за углы балок. Затем тренировки проводят на обычной высоте ступеней. Обучение технике пролезания в стенке с проломом осуществляют путем опускания центра тяжести тела до середины пролома, а затем наклона туловища вперед. Преодоление стенки с проломом женщины осуществляют прыжком с опорой на руку и ногу, а юноши головой и ногой вперед и головой вперед. Причем вначале выполняют указанные техники преодоления элементов сборно-разборного тренажерного комплекса полосы препятствий без оружия, а затем с оружием. Способ позволяет по окончании тренировки с использованием элементов сборно-разборного тренажерного комплекса преодоления препятствий улучшать показатели в технике преодоления отдельных препятствий и сокращает временя на выполнение общего контрольного упражнения. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 801 317 C1

Способ обучения военнослужащих на элементах сборно-разборного тренажерного комплекса полосы препятствий, включающий обучение с использованием таких элементов сборно-разборного тренажерного комплекса полосы препятствий, как забор высотой 2 м, разрушенный мост высотой 2 м, разрушенная лестница, стенка с проломом высотой 1,1 м, при этом обучение технике перелезания на сборно-разборном заборе проводят сначала на высоте 1 м, затем 1.5 м, 2 м путем переноса центра тяжести тела назад для выполнения толчка, выпрямления туловища, движения рук вверх и маха ноги вперед-вверх для постановки стопы и наскока, приземление на обе ноги; обучение технике влезания, передвижения, прыжка и приземления на сборно-разборном разрушенном мосту проводят сначала на высоте 1 м, затем 1.5 м, 2 м; обучение технике перелезаний на ступенях сборно-разборной разрушенной лестницы - вторую ступень опускают с 1,2 м до 0,9 м, третью ступень опускают с высоты 1,5 м до 1 м и выполняют технику прыжка от ступени к ступени и хвата кистями рук за углы балок, затем тренировки проводят на обычной высоте ступеней; обучение технике пролезания в стенке с проломом осуществляют путем опускания центра тяжести тела до середины пролома, а затем наклона туловища вперед, преодоление стенки с проломом женщины осуществляют только прыжком с опорой на руку и ногу, а юноши головой и ногой вперед и головой вперед; причем вначале выполняют указанные техники преодоления элементов сборно-разборного тренажерного комплекса полосы препятствий без оружия, а затем с оружием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2801317C1

Способ развития ловкости и координационных способностей у военнослужащих 2020
  • Мякенький Григорий Сергеевич
RU2740964C1
RU 94024230 A1, 20.06.1996
МИРОНОВ В.В
Физическая подготовка военнослужащих женского пола с использованием многофункционального тренажерного комплекса
Известия российской военно-медицинской академии Т
Машина для изготовления проволочных гвоздей 1922
  • Хмар Д.Г.
SU39A1
Соломорезка 1918
  • Ногин В.Ф.
SU157A1
АЛЕКСЕЕНКОВ А.Е
Методика организации занятия по преодолению полосы препятствий

RU 2 801 317 C1

Авторы

Горобец Владимир Иванович

Кулишкин Виталий Александрович

Блахин Геннадий Николаевич

Даты

2023-08-07Публикация

2022-12-17Подача