Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к конструкциям котлов цистерн для перевозки жидких грузов.
Известны торосферические днища котлов (ГОСТ 34233.2-2017 Сосуды и аппараты), представляющие собой днища трёх типов:
тип А: R = D1, r1 ≥ 0,095D1;
тип В: R = 0,9D1, r1 ≥ 0,170D1;
тип С: R = 0,8D1, r1 ≥ 0,150D1,
где:
R – радиус кривизны в вершине днища по внутренней поверхности, мм;
D1 – наружный диаметр котла, мм;
r1 - наружный радиус отбортовки торосферического днища, мм.
Недостатком данных цистерн, в которых применены днища по ГОСТ 34233.2-2017, является малый объем днища и, соответственно, уменьшенный объем цистерн.
Из патента РФ № 183428 на полезную модель известно днище котла цистерны, представляющее собой полусферу торосферического исполнения, выполненное с наружным диаметром D1, радиусом кривизны R вершины полусферы по внутренней поверхности и наружным радиусом r1 отбортовки торосферического днища, при этом радиус кривизны R определяется по формуле:
R = (0,7…0,75) D1,
где D1 – наружный диаметр котла, мм.
Наружный радиус r1 отбортовки торосферического днища определяется по формуле:
r1 = (0,15…0,17) D1,
где D1 – наружный диаметр котла, мм.
Величина наружного диаметра D1 котла составляет от 3260 до 3400 мм.
Недостатком полезной модели № 183428 является недостаточный объем цистерны, в которой применены днища по патенту.
Из заявки № WO 2001/040080 на изобретение известен контейнер-цистерна, содержащий обечайку и два днища, установленные по торцам обечайки, каждое днище для соединения с обечайкой содержит цилиндрический участок, каждое днище содержит два других участка, наружный периферический участок, представляющий собой часть тора, и центральный участок, выполненный вогнутым, торовая поверхность наружного периферического участка с одной стороны сопряжена прямолинейно с цилиндрическим участком, а с другой стороны торовая поверхность наружного участка сопряжена под углом с центральным вогнутым участком в самой выпуклой части наружного участка. Как следует из описания заявки № WO 2001/040080 (стр. 5 описания, 2 абзац снизу), увеличение объема контейнера – цистерны обеспечено за счет увеличения длины обечайки цистерны, при этом объем днища наоборот уменьшен путем выполнения его вогнутым в центральной части. Это необходимо для уменьшения степени, в которой куполообразная торцевая крышка выступает из центральной оболочки. При этом увеличение общего объема контейнера-цистерны происходит за счет разницы между увеличенным объемом обечайки и уменьшенным объемом днищ цистерны.
Недостатком изобретения по заявке № WO 2001/040080 является то, что оно не обеспечивает увеличение полезного объема по сравнению с цистернами, имеющими такой же внутренний объем обечайки.
Изобретение по заявке № WO 2001/040080 выбрано в качестве наиболее близкого аналога.
Техническая проблема, решаемая предлагаемым изобретением – недостаточная прочность и надежность днищ котла.
Технический результат, достигаемый предлагаемым изобретением – повышение прочности и надежности днища при упрощении его изготовления.
Технический результат достигается за счет того, что в котле цистерны, содержащем обечайку и два днища, установленные по торцам обечайки, каждое днище для соединения с обечайкой содержит цилиндрический участок с высотой L, каждое днище содержит два других участка, наружный участок, представляющий собой часть тора, и центральный участок, выполненный вогнутым, наружный участок с одной стороны сопряжен прямолинейно с цилиндрическим участком, а с другой стороны наружный участок сопряжен с центральным участком, согласно изобретению наружный участок сопряжен с центральным участком прямолинейно, при этом наружный и центральный участки выполнены с одинаковым радиусом R.
Центральный участок выполнен в виде части сферы.
Высота центрального участка l в его самой нижней части составляет больше, чем высота L.
Заявляемое изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 представлен общий вид днища котла цистерны снаружи и изнутри.
На фиг. 2 показано поперечное центральное сечение днища.
На фиг. 3 показано заявляемое днище с полезным объемом А наружного участка днища и объемом В центрального участка по сравнению с тороидальным днищем наиболее близкого аналога.
Позиции на фигурах:
1 – цилиндрический участок днища;
2 – центральный участок днища;
3 – наружный участок днища.
Заявляемый котел цистерны содержит обечайку (на фигурах не показана) и два днища, установленные по торцам обечайки; каждое днище для соединения с обечайкой содержит цилиндрический участок 1 с высотой L, каждое днище содержит два других участка, наружный участок 3, представляющий собой часть тора, и центральный участок 2, выполненный вогнутым, наружный участок 3 с одной стороны сопряжен прямолинейно с цилиндрическим участком 1, а с другой стороны наружный участок 3 сопряжен с центральным участком 2. Наружный участок 3 сопряжен с центральным участком 2 прямолинейно, при этом наружный 3 и центральный 2 участки выполнены с одинаковым радиусом R.
В каждом центральном продольном сечении, проходящем через центр днища (центр центрального участка) видно, что днище имеет волнообразную наружную поверхность с вогнутым центральным участком.
На фиг. 3 видно, что по сравнению с днищем тороидальной формы (как в полезной модели по патенту № 183428), в наружном участке 3 образуется дополнительный объем А (выделен цветом) по сравнению с днищем тороидальной формы.
При этом, потерянный объем В, образующийся над центральным участком 4 в сравнении с днищем тороидальной формы (как в полезной модели по патенту № 183428), меньше относительно прироста объема А.
Прямолинейное сопряжение участков обусловлено необходимостью исключить места появления местных напряженностей, которые возникают в местах изменения геометрии. Поскольку при увеличении объема днища должна обеспечиваться необходимая прочность и надежность днища, сопряжение участков выполняют прямолинейным.
Увеличение объема А заявляемого днища, несмотря на уменьшение объема В по сравнению с днищем тороидальной формы (как в полезной модели по патенту № 183428), обеспечивает увеличение внутреннего объема днища на 15 – 18%.
Пример осуществления изобретения:
Диаметр цилиндрического участка днища составляет 3220 мм; высота L цилиндрического участка составляет 50 мм; радиус R наружного и центрального участка составляет 650 мм; высота Н центрального участка в его самой нижней точке составляет 277 мм; высота днища составляет 700 мм.
При таких габаритах внутренний объем днища увеличен на 17,5% по сравнению с днищем котла по патенту №183428 такого же диаметра и такой же высоты.
Высота H центрального участка, а также радиусы выполнения центрального и наружного участков определяются расчетным путем с учетом сохранения надлежащей надежности и жесткости днища.
Высота L выбирается с учетом обеспечения надлежащего прочного соединения днища с обечайкой (как правило, осуществляемое посредством сварки).
Выполнение наружного и центрального участков с одинаковым радиусом позволяет обеспечить простоту изготовления днищ, использовать для изготовления обоих участков унифицированную оснастку. Одинаковый радиус указанных участков позволяет выполнить их сопряжение наиболее оптимальным образом с точки зрения обеспечения прямолинейности сопряжения. При разных радиусах усложнится процесс изготовления, а также усложнится процесс подбора выполнения сопряжения, которое будет сложно выполнить прямолинейным.
Объем днища может быть увеличен до значений, являющихся пороговыми с точки зрения одновременного сохранения требований по жесткости и надежности днища. Критические значения жесткости и надежности устанавливаются, как правило, по результатам компьютерного моделирования.
Таким образом, заявляемое изобретение обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в повышении прочности и надежности днища при упрощении его изготовления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРШЕНЬ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ СТЕНКОЙ | 2011 |
|
RU2579289C2 |
Контейнер-цистерна | 2022 |
|
RU2781502C1 |
Цистерна с теплоизоляцией | 1986 |
|
SU1400934A1 |
Котел вагона-цистерны | 2017 |
|
RU2646709C1 |
КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА | 1999 |
|
RU2143992C1 |
ЦИСТЕРНА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И/ИЛИ ТРАНСПОРТИРОВКИ ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ ПОД ДАВЛЕНИЕМ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 2013 |
|
RU2587759C2 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ | 1997 |
|
RU2118598C1 |
ВАГОН-ЦИСТЕРНА И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ СОСТАВ, СФОРМИРОВАННЫЙ ИЗ ВАГОНОВ-ЦИСТЕРН | 2014 |
|
RU2560938C1 |
Вагон-цистерна для порошкообразных грузов | 1981 |
|
SU1024385A1 |
КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА | 1995 |
|
RU2072956C1 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к конструкциям котлов цистерн для перевозки жидких грузов. В котле цистерны, содержащем обечайку и два днища, установленные по торцам обечайки, каждое днище для соединения с обечайкой содержит цилиндрический участок (1) с высотой L. Каждое днище содержит два других участка: наружный участок (3), представляющий собой часть тора, и центральный участок (2), выполненный вогнутым. Наружный участок (3) с одной стороны сопряжен прямолинейно с цилиндрическим участком (1), а с другой стороны наружный участок сопряжен с центральным участком (2). Наружный участок (3) сопряжен с центральным участком (2) прямолинейно. Наружный и центральный участки выполнены с одинаковым радиусом R. Изобретение повышает прочность и надежность днища при упрощении его изготовления. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Котел цистерны, содержащий обечайку и два днища, установленные по торцам обечайки, каждое днище для соединения с обечайкой содержит цилиндрический участок с высотой L, каждое днище содержит два других участка: наружный участок, представляющий собой часть тора, и центральный участок, выполненный вогнутым, наружный участок с одной стороны сопряжен прямолинейно с цилиндрическим участком, а с другой стороны наружный участок сопряжен с центральным участком, отличающийся тем, что наружный участок сопряжен с центральным участком прямолинейно, при этом наружный и центральный участки выполнены с одинаковым радиусом R.
2. Котел по п. 1, отличающийся тем, что центральный участок выполнен в виде части сферы.
3. Котел по п. 1, отличающийся тем, что высота центрального участка l в его самой нижней части составляет больше, чем высота L.
Перекатываемый затвор для водоемов | 1922 |
|
SU2001A1 |
ИНВЕРТОР НА ТИРИСТОРАХ | 0 |
|
SU185561A1 |
0 |
|
SU183428A1 | |
Устройство для сварки под слоем флюса | 1954 |
|
SU98738A1 |
Шаговый электродвигатель | 1948 |
|
SU78472A1 |
RU 84001 U1, 27.06.2009 | |||
Б.Г | |||
ЖИРНЫХ и др | |||
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ, М., Издательство МГТУ им | |||
Н.Э | |||
Баумана, 2015, страницы 89-90, фиг | |||
Способ образования азокрасителей на волокнах | 1918 |
|
SU152A1 |
Авторы
Даты
2023-09-12—Публикация
2022-11-18—Подача