ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2023 года по МПК F16C33/04 F16C33/14 B29D33/00 

Описание патента на изобретение RU2803475C1

Известны полимерные материалы для вкладышей подшипников скольжения из наполненных дисульфидом молибдена термопластов и композитов, например, ПМ-67-ДМЗ, АФ-ЗАМ (в кн. «Полимеры в узлах трения машин и приборов. Справочник под ред. А.В. Чичинадзе, М. «Машиностроение», 1980, стр. 29, 32). Недостатком таких материалов является ограниченная (до 20-60 МПа) нагрузочная способность.

По авторскому свидетельству №1771883 по кл. B22F 7/04, 1992 г. известно полимерное покрытие, наносимое на бронзовое полотно вкладыша, с содержанием дисульфида молибдена 19-24 массовых % наряду с другими дисперсными наполнителями, как углерод, алюминий, кремний. Полимерная основа при этом не более 24%, а несущая способность также ограничивается несущей способностью бронзы с полимерным покрытием, что также ограничивает их применение в высоконагруженных подшипниках скольжения в судостроении, энергетике.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является вкладыш подшипника скольжения по патенту RU 2321782, кл. F16C 33/04, выполненный из армированного волокном эпоксидного пластика с заформованной в него системой фторопластовых цилиндрических элементов, расположенных так, что они охватывают равномерно всю поверхность трения вкладыша.

Известный вкладыш обеспечивает высокую нагрузочную способность до 250 МПа, но коэффициент сухого трения при этом не менее 0,07÷0,09, что снижает надежность узлов трения при отсутствии смазки, несмотря на наличие фторопластовых цилиндрических элементов площадью от 20 до 50% на общей площади вкладыша.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение надежности вкладыша высоконагруженного подшипника скольжения уменьшением коэффициента трения за счет применения наполненного дисульфидом молибдена или вольфрама эпоксидного связующего при намотке силового углепластикового каркаса вкладыша на высоте фторопластовых элементов и намоткой последующих силовых слоев на эпоксидном связующем с реализацией высокой прочности армированного углепластика.

Поставленная задача решается тем, что в эпоксидном углепластике слоя трения с системой элементов из фторопласта эпоксидное связующее содержит 15÷20% по массе мелкодисперсного дисульфида молибдена и вольфрама в толщине слоя, равной высоте фторопластовых цилиндрических элементов, а остальная толщина эпоксидного углепластика выполнена из углеродных волокон на эпоксидном связующем.

Повышение эксплуатационной надежности вкладыша подшипника скольжения достигается снижением коэффициента трения эпоксидной смолы в 2,5÷4 раза, что снижает коэффициент сухого трения вала по вкладышу до 0,04÷0,05 и способствует повышению износостойкости узла и ресурса.

Отличительными признаками заявленного технического решения являются:

- выполнение вкладыша из внутреннего слоя трения и наружного силового слоя;

- эпоксидное связующее углепластика слоя трения вкладыша содержит 15÷20% по массе мелкодисперсного дисульфида молибдена или вольфрама;

- углепластиковый слой трения выполнен толщиной, равной высоте фторопластовых элементов;

- силовой слой вкладыша выполнен из углепластика на эпоксидном связующем без дисульфида молибдена или вольфрама.

Все признаки в совокупности позволяют при высокой нагрузочной способности повысить эксплуатационную надежность вкладыша подшипника скольжения за счет уменьшения коэффициента трения в узле.

Единая совокупность новых существенных признаков с общими известными обеспечивает решение поставленной задачи и характеризует предложенное техническое решение существенными отличиями по сравнению с известным уровнем техники и аналогами. Решение неочевидно, является результатом НИОКР по разработке высоконагруженных подшипников скольжения для узлов сухого трения энергетического оборудования, судостроения.

Описание чертежей и предпочтительного варианта осуществления изобретения

Сущность изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 изображен продольный разрез вкладыша, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - зависимости коэффициента трения эпоксидного связующего и прочности при сжатии эпоксидного углепластика от содержания дисульфида молибдена и дисульфида вольфрама в эпоксидном связующем.

Вкладыш 1 в подшипнике скольжения содержит установленный в обойме 2 силовой слой вкладыша 3 и слой трения 4, в котором заформованы фторопластовые цилиндрические элементы 5. На фиг. 2 показано поперечное сечение вкладыша с размещением системы фторопластовых элементов 5 по всей поверхности вкладыша, а толщина вкладыша h слоя трения выполнена из углепластика с содержанием в эпоксидном связующем 15-20% по массе дисульфида молибдена или дисульфида вольфрама, а силовой слой между обоймой и слоем трения выполнен на эпоксидном связующем с реализацией более высокой прочности углепластика. Это показано на фиг. 3, где содержание дисульфидов молибдена (пунктир) или вольфрама (точки) свыше 20% по массе вызывают сильное снижение прочности углепластика при сжатии σсж, а коэффициент трения μ достигает минимума при содержании дисульфидов молибдена или вольфрама 15-20% по массе, дальнейшее повышение их содержания практически не влияет на коэффициент трения, что позволяет выбрать оптимальный состав связующего слоя трения вкладыша.

Пример конкретного выполнения вкладыша - фторопластовая пластина толщиной 0,3-0,5 мм с цилиндрическими выступающими элементами высотой 3÷5 мм диаметром 2÷3 и шагом 2,5-4 мм (аналогично как в прототипе) заформована в слой трения намоткой углепластика с содержанием в эпоксидном связующем 17% по массе мелкодисперсного дисульфида молибдена или дисульфида вольфрама на толщине 4,0÷4,5 мм, далее намотка выполнена на эпоксидном связующем без добавки дисульфида. После механической обработки по наружному диаметру вкладыш вклеивается в обойму. При этом получен коэффициент сухого трения по стали 40Х - 0,05÷0,06.

Использование изобретения позволяет создать вкладыши подшипников скольжения с повышенной надежностью, позволит повысить ресурс за счет высокой износостойкости и низкого коэффициента трения эпоксидного углепластика слоя трения, содержащего дисульфид молибдена или дисульфид вольфрама в сочетании с системой фторопластовых элементов.

Похожие патенты RU2803475C1

название год авторы номер документа
АНТИФРИКЦИОННЫЙ ПОЛИМАТРИЧНЫЙ КОМПОЗИТ 2023
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Ефремов Алексей Алексеевич
  • Разин Александр Федорович
  • Кульков Александр Алексеевич
RU2812870C1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2007
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Черниговский Александр Андреевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Журавлев Виктор Николаевич
  • Исаев Василий Петрович
  • Осташевич Дмитрий Владимирович
  • Ильин Сергей Яковлевич
  • Елисеев Александр Константинович
  • Левин Михаил Антонович
  • Пеклер Константин Владимирович
RU2321782C1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2015
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Ефремов Алексей Александрович
  • Журавлёв Виктор Николаевич
  • Кульков Александр Алексеевич
RU2600969C1
Способ изготовления вкладыша подшипника скольжения 2017
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Гильман Алла Борисовна
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Ефремов Алексей Алексеевич
  • Кузнецов Александр Алексеевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Пискарев Михаил Сергеевич
  • Разин Александр Федорович
  • Фролов Юрий Сергеевич
RU2651546C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫША ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫПУКЛЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 2022
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Ефремов Алексей Алексеевич
  • Разин Александр Федорович
  • Кульков Александр Алексеевич
RU2801839C1
Резинометаллический шарнир для гусениц транспортных средств 2016
  • Жарков Михаил Васильевич
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Ефремов Алексей Александрович
  • Журавлёв Виктор Николаевич
  • Разин Александр Федорович
  • Кульков Александр Алексеевич
RU2629619C1
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК 2022
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Ефремов Алексей Алексеевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Жарков Михаил Вячеславович
  • Остроброд Борис Евгеньевич
  • Доценко Геннадий Евгеньевич
  • Деревянко Анастасия Романовна
RU2804152C1
Вкладыш подшипника скольжения 2018
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Ефремов Алексей Алексеевич
  • Егорова Наталья Ивановна
  • Цареградский Юрий Александрович
  • Махманов Герман Нарманович
RU2667023C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫША ПОДШИПНИКА 2010
  • Анисимов Андрей Валентинович
  • Бахарева Виктория Ефимовна
  • Лобынцева Ирина Владимировна
  • Савёлов Александр Сергеевич
  • Пеклер Константин Владимирович
  • Демьянов Владимир Александрович
  • Ильин Сергей Яковлевич
  • Моркин Олег Васильевич
RU2462625C2
Антифрикционная композиция 2022
  • Маланюк Артем Игоревич
  • Махортов Андрей Дмитриевич
RU2780264C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 803 475 C1

Реферат патента 2023 года ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к вкладышам подшипника скольжения. Вкладыш выполнен из армированного углеродным волокном эпоксидного пластика с заформованной в него заподлицо системой фторопластовых цилиндрических элементов. Фторопластовые элементы расположены так, что они охватывают равномерно всю поверхность трения вкладыша. Намотанный эпоксидный углепластик вкладыша содержит внутренний слой трения с заформованной в него заподлицо системой фторопластовых элементов, намотанный на эпоксидном связующем с содержанием 15÷20% по массе мелкодисперсного дисульфида молибдена. Толщина слоя трения равна высоте фторопластовых элементов. Наружный силовой слой вкладыша выполнен из углепластика на эпоксидном связующем. Достигается повышение надежности вкладыша. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 803 475 C1

Вкладыш подшипника скольжения, выполненный из армированного углеродным волокном эпоксидного пластика с заформованной в него заподлицо системой фторопластовых цилиндрических элементов, расположенных так, что они охватывают равномерно всю поверхность трения вкладыша, отличающийся тем, что намотанный эпоксидный углепластик вкладыша содержит внутренний слой трения с заформованной в него заподлицо системой фторопластовых элементов, намотанный на эпоксидном связующем с содержанием 15÷20% по массе мелкодисперсного дисульфида молибдена или вольфрама, причем толщина слоя трения равна высоте фторопластовых элементов, а наружный силовой слой вкладыша выполнен из углепластика на эпоксидном связующем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2803475C1

ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2015
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Ефремов Алексей Александрович
  • Журавлёв Виктор Николаевич
  • Кульков Александр Алексеевич
RU2600969C1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2007
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Черниговский Александр Андреевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Журавлев Виктор Николаевич
  • Исаев Василий Петрович
  • Осташевич Дмитрий Владимирович
  • Ильин Сергей Яковлевич
  • Елисеев Александр Константинович
  • Левин Михаил Антонович
  • Пеклер Константин Владимирович
RU2321782C1
Тренажер 1986
  • Гусаров Геннадий Владимирович
  • Давыдов Борис Константинович
SU1454385A1

RU 2 803 475 C1

Авторы

Даштиев Идрис Зилфикарович

Гашков Иван Юрьевич

Ефремов Алексей Алексеевич

Разин Александр Федорович

Кульков Александр Алексеевич

Даты

2023-09-13Публикация

2022-12-16Подача