ПЛАНИРУЮЩИЙ ПАРАШЮТ Российский патент 2023 года по МПК B64D17/02 

Описание патента на изобретение RU2805337C1

Изобретение относится к авиационной промышленности, в частности к парашютной технике, и предназначено для использования в качестве парашюта для управляемых парашютных систем, в том числе для автоматизированных парашютных систем доставки грузов.

Известен планирующий парашют [Патент №2056330 РФ, МПК B64D 17/02. Планирующий парашют / Шатохин Владимир Николаевич; заявитель и патентообладатель Шатохин Владимир Николаевич. - №93 93004345, заявл. 29.01.1993; опубл. 10.12.2001, Бюл. №35], содержащий купол со стропами, выполненном в виде верхней и нижней оболочек, соединенных нервюрами с усилительным каркасом, хотя бы часть каркаса нервюр выполнена в виде машинной челночной строчки.

Недостатком данного планирующего парашюта является использование машинной челночной строчки вместо ленты в качестве усилительного каркаса нервюры в случае применения данного парашюта в управляемых парашютных системах и в автоматизированных парашютных системах доставки грузов. На планирующий парашют в управляемых парашютных системах или в автоматизированных парашютных системах доставки грузов в момент открытия парашюта действует достаточно большая нагрузка. При этом нагрузки, выдерживаемые нитками при разрыве, значительно меньше нагрузок при разрыве у лент, следовательно, при использовании машинной челночной строчки вместо ленты, снижается прочность и запас прочности всей парашютной системы в целом, что недопустимо в управляемых парашютных системах и в автоматизированных парашютных системах доставки грузов.

За прототип принят планирующий парашют [Патент №2654459 РФ, МПК B64D 17/02, Планирующий парашют / Кириченко Сергей Викторович; заявитель и патентообладатель Акционерное общество "Полет" Ивановский парашютный завод (АО "Полет") (RU). - №2017122497, заявл. 26.06.2017; опубл. 17.05.2018 Бюл. №14], содержащий купол, который имеет по передней и задней кромкам эллиптическую форму. Отношение размаха крыла купола к средней хорде составляет 4,33. Верхняя и нижняя оболочки купола соединены по задней кромке. Воздухозаборники образованы нервюрами, соединяющими оболочки между передней и задней кромками. Стороны нервюр, обращенные к нижней оболочке, у передней кромки выполнены слегка выпуклыми. Угол наклона воздухозаборников по центру передней кромки выполнен 36°, на крайних секциях - 56°. Верхняя оболочка выполнена из ткани с воздухопроницаемостью 0-5 дм22с, а нижняя оболочка и нервюры - из ткани с воздухопроницаемостью 3-15 дм32с.

Недостатками прототипа является, во-первых, сильное уменьшение размера хорд на боковых нервюрах, по отношению к центральным нервюрам, согласно изобретению, хорда минимальная (боковая) - 1,04 м, нервюра максимальная (центральная) - 3,6 м. Соотношение составляет 1:3,5. Такое уменьшение размера боковых нервюр приводит к ухудшению наполнения боковых секций парашюта; во-вторых, значение коэффициента удлинения крыла составляет 4,33 единицы, что будет приводить к складыванию углов передней кромки при поворотах. Складывание углов приведет к снижению аэродинамического качества парашюта, в-третьих, при размахе крыла 11,7 м и при среднем значении хорды 2,7 м - максимальная полетная масса системы составит 190 кг, что будет недостаточно для автоматизированных парашютных систем доставки грузов или парашютных систем, у которых максимальная полетная масса 500 кг.

Техническим результатом изобретения является улучшение аэродинамических качеств парашюта за счет улучшения наполнения боковых секций парашюта, снижения эффекта складывания углов передней кромки при поворотах и увеличение максимальной полетной массы до 500 кг.

Указанный результат достигается тем, что в планирующем парашюте, содержащем купол типа «крыло», выполненный в виде верхней и нижней оболочек, соединенных между собой по задней кромке, нервюры, соединяющие оболочки между передней и задней кромками с образованием воздухозаборников, и соединенные с куполом стропы, согласно изобретению, купол выполнен площадью от 45 м2 до 70 м2, стропы расположены в несколько каскадов, причем профиль крыла выполнен с закругленной передней кромкой с размахом 12-15 м и с удлинением 2,5-3 единиц, длины силовых нервюр выполнены с уменьшением от центра к краям профиля при соотношении боковой силовой нервюры к центральной 1:1,5, силовые нервюры усилены лентами в направлениях продолжения строп купола и имеют по отношению к горизонту угол наклона от 30° до 40°, стропы смонтированы узлами к петлям купола в 3-5 точках, образуя 3-5 рядов строп, при этом 2-4 стропы, смонтированные к петлям купола, соединены в одну стропу, которая выполнена с возможностью монтирования к подвесной системе парашютной системы, стропы пропущены через люверсы устройства рифления, предназначенного для снижения динамических нагрузок, возникающих при открытии планирующего парашюта, к устройству рифления прикреплена одним концом центральная стропа, вторым концом проведенная через центр купола с возможностью крепления к тормозному парашюту.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен общий вид планирующего парашюта в наполненном состоянии, на фиг. 2 - профиль крыла парашюта, на фиг. 3 - общий вид планирующего парашюта с центральной стропой в наполненном состоянии, на фиг. 4 - устройство рифления, на фиг. 5 - вид снизу на наполненный планирующий парашют, на фиг. 6 - проколы для монтажа нервюр-перегородок, на фиг. 7 - фрагмент силовой нервюры с усилительными лентами.

Планирующий парашют содержит купол типа «крыло» площадью от 45 м2 до 70 м2, состоящий из верхних 1 и нижних полотнищ 2, соединенных по задней кромке 3, воздухозаборников 4 по передней кромке, силовых нервюр 5, строп 6, расположенных в несколько каскадов, устройства рифления 7 и центральной стропы 8. Профиль набора нижних полотнищ 2 и профиль крыла выполнен с закругленной передней кромкой для избегания складывания углов передней кромки на поворотах. Длины силовых нервюр 5 уменьшены от центра к краям профиля; силовые нервюры 5 усилены лентами 9 в направлениях продолжения строп купола 6. Силовые нервюры 5 по отношению к горизонту имеют угол наклона 30° - 40° для улучшения наполняемости купола при введении парашютной системы в действие. Плоскости воздухозаборников 4 расположены под углом 30° - 38°, наиболее оптимальным для наполнения купола в момент открытия. В деталях верхних 1 и нижних 2 полотнищ выполнены проколы 10, предназначенные для монтажа промежуточных нервюр-перегородок 11 от одной до трех штук между силовыми нервюрами 5. Нервюры-перегородки смонтированы в зависимости от предполагаемых режимов введения парашютной системы в действие в процессе изготовления планирующего парашюта (при больших скоростях применения парашютной системы - монтируются все нервюры-перегородки, при небольших скоростях применения - нервюры-перегородки не монтируются). Стропы 6 смонтированы узлами к петлям купола в 3-5 точках для образования от трех до пяти рядов строп 6. От двух до четырех строп 6, смонтированные к петлям купола соединены в одну стропу 6, которая выполнена с возможностью монтирования к подвесной системе парашютной системы. Стропы 6 пропущены через люверсы 12 устройства рифления 7 в процессе монтажа строп к подвесной системе парашютной системы. Устройство рифления 7 предназначено для снижения динамических нагрузок, возникающих при открытии планирующего парашюта и при укладке подтянуто до мест соединения строп 6 с петлями купола. В случае эксплуатации планирующего парашюта на больших скоростях летательного аппарата предусмотрена центральная стропа 8, предназначенная также для снижения динамических нагрузок, возникающих при открытии планирующего парашюта. В случае применения центральной стропы - она монтируется с одной стороны к устройству рифления, с другой к тормозному парашюту парашютной системы.

Планирующий парашют работает следующим образом.

При раскрытии купола набегающий поток воздуха через воздухозаборники 4 равномерно наполняет ячейки между центральными силовыми нервюрами 5, усиленными лентами 9, нервюрами-перегородками 11, смонтированными по проколам 10, верхними 1 и нижними 2 полотнищами, соединенными по задней кромке 3. Под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления устройства рифления 7 и центральной стропы 8 (в случае ее применения), парашют наполняется, устройство рифления 7 спускается вниз по стропам 6, пропущенным через люверсы 12. Устройство рифления 7 и центральная стропа 8, таким образом, снижают динамические нагрузки, возникающие при открытии планирующего парашюта. Выравнивание давления внутри купола происходит за счет выполненных в силовых нервюрах 5 отверстий. По передней и задней кромке купола формируется эллипсовидный профиль с закругленной передней кромкой с размахом 12-15 м и с удлинением 2,5-3 единиц, с целью избегания складывания углов передней кромки на поворотах, и с уменьшением длин силовых нервюр от центра к краям профиля (соотношение боковой силовой нервюры к центральной 1:1,5), такое соотношение обеспечивает оптимальное наполнение боковых секций и улучшение аэродинамических характеристик парашюта.

Заявляемый планирующий парашют может быть использован в автоматизированной парашютной системе доставки грузов или в другой парашютной системе с общей полетной массой до 500 кг.В нем улучшены аэродинамические качества парашюта за счет улучшения наполнения боковых секций парашюта, снижения эффекта складывания углов передней кромки при поворотах.

Похожие патенты RU2805337C1

название год авторы номер документа
КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С МЯГКИМ КРЫЛОМ 2015
  • Швед Юрий Витальевич
RU2584353C1
СПОСОБ УКЛАДКИ ДВУХОБОЛОЧКОВОГО ПЛАНИРУЮЩЕГО ПАРАШЮТА 1990
  • Шатохин В.Н.
RU1792083C
Планирующий парашют 2017
  • Кириченко Сергей Викторович
RU2654459C1
ПЛАНИРУЮЩИЙ ПАРАШЮТ 2014
  • Кириченко Сергей Викторович
RU2570926C1
ПЛАНИРУЮЩИЙ ПАРАШЮТ 1990
  • Аничкин А.И.
  • Евдокимов П.Н.
  • Марченко Г.А.
RU1785184C
ПЛАНИРУЮЩИЙ ПАРАШЮТ 2000
  • Серебряков Г.В.
RU2199471C2
Планирующий парашют 1991
  • Узунян Ваган Восканович
SU1799339A3
Многокупольная крыльевая система 2020
  • Решетников Михаил Иванович
RU2770501C2
ПЛАНИРУЮЩИЙ ПАРАШЮТ 1993
  • Катков Валерий Михайлович
  • Пугачев Валентин Борисович
RU2040436C1
Стапель планирующих парашютных систем 2022
  • Радюхин Юрий Олегович
  • Кутовой Сергей Степанович
  • Шлыков Юрий Николаевич
  • Лавров Алексей Борисович
RU2792043C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 805 337 C1

Реферат патента 2023 года ПЛАНИРУЮЩИЙ ПАРАШЮТ

Изобретение относится к авиационной промышленности, в частности к парашютной технике, и предназначено для использования в качестве парашюта для управляемых парашютных систем, в том числе для автоматизированных парашютных систем доставки грузов. В планирующем парашюте, содержащем купол типа «крыло», выполненный в виде верхней и нижней оболочек, соединенных между собой по задней кромке, нервюры, соединяющие оболочки между передней и задней кромками с образованием воздухозаборников, и соединенные с куполом стропы. При этом купол выполнен площадью от 45 м2 до 70 м2, стропы расположены в несколько каскадов, причем профиль крыла выполнен с закругленной передней кромкой с размахом 12-15 м и с удлинением 2,5-3 единиц. Длины силовых нервюр выполнены с уменьшением от центра к краям профиля при соотношении боковой силовой нервюры к центральной 1:1,5, силовые нервюры усилены лентами в направлениях продолжения строп купола и имеют по отношению к горизонту угол наклона от 30° до 40°. Стропы смонтированы узлами к петлям купола в 3-5 точках, образуя 3-5 рядов строп. При этом 2-4 стропы, смонтированные к петлям купола, соединены в одну стропу, которая выполнена с возможностью монтирования к подвесной системе парашютной системы, стропы пропущены через люверсы устройства рифления, предназначенного для снижения динамических нагрузок, возникающих при открытии планирующего парашюта, к устройству рифления прикреплена одним концом центральная стропа, вторым концом проведенная через центр купола с возможностью крепления к тормозному парашюту. Техническим результатом изобретения является улучшение аэродинамических качеств парашюта за счет улучшения наполнения боковых секций парашюта, снижения эффекта складывания углов передней кромки при поворотах и увеличение максимальной полетной массы до 500 кг. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 805 337 C1

Планирующий парашют, содержащий купол типа «крыло», выполненный в виде верхней и нижней оболочек, соединенных между собой по задней кромке, нервюры, соединяющие оболочки между передней и задней кромками с образованием воздухозаборников, и соединенные с куполом стропы, отличающийся тем, что купол выполнен площадью от 45 м2 до 70 м2, стропы расположены в несколько каскадов, причем профиль крыла выполнен с закругленной передней кромкой с размахом 12-15 м и с удлинением 2,5-3 единиц, длины силовых нервюр выполнены с уменьшением от центра к краям профиля при соотношении боковой силовой нервюры к центральной 1:1,5, силовые нервюры усилены лентами в направлениях продолжения строп купола и имеют по отношению к горизонту угол наклона от 30° до 40°, стропы смонтированы узлами к петлям купола в 3-5 точках, образуя 3-5 рядов строп, при этом 2-4 стропы, смонтированные к петлям купола, соединены в одну стропу, которая выполнена с возможностью монтирования к подвесной системе парашютной системы, стропы пропущены через люверсы устройства рифления, предназначенного для снижения динамических нагрузок, возникающих при открытии планирующего парашюта, к устройству рифления прикреплена одним концом центральная стропа, вторым концом проведенная через центр купола с возможностью крепления к тормозному парашюту.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2805337C1

Планирующий парашют 2017
  • Кириченко Сергей Викторович
RU2654459C1
DE 2945022 A1, 03.07.1980
ПЛАНИРУЮЩИЙ ПАРАШЮТ 2014
  • Кириченко Сергей Викторович
RU2570926C1
DE 4114520 C1, 15.10.1992.

RU 2 805 337 C1

Авторы

Козин Алексей Викторович

Кутняшенко Антон Иванович

Костылева Наталья Александровна

Косульникова Наталья Валерьевна

Ивкин Фёдор Александрович

Даты

2023-10-16Публикация

2023-03-16Подача