Область техники
Изобретение относится к медицине, точнее, к нейрореабилитации, и может найти применение в коррекции нарушений понимания речи.
Нарушение понимания речи, или сенсорная алалия - нарушение развития речи у ребенка, сводящееся к отсутствию или значительной ограниченности рецептивной речи. Поскольку рецептивная и экспрессивная речь тесно связаны между собой, отмечается сопутствующая недостаточность экспрессивной речи (Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005). Предполагается, что в основе большинства нарушения понимания речи лежит нарушения слухового гнозиса. Областью, ответственной за формирование речевого слухового гнозиса, является левая височная доля.
Уровень техники
В настоящее время наиболее распространенными способом лечения является сочетание фармакологической терапии и логопедических методик, основанных на обучении дифференциации различного рода речевых и неречевых звуков. Статистические данные об эффективности такого лечения указанных расстройств в литературе отсутствуют, продолжительность коррекции может составлять несколько лет.
Известен способ лечения сенсорных и моторных алалий у детей (RU2381817) с помощью процедур транскраниальной микрополяризации (ТКМП) головного мозга, приводящий к улучшению высших психических функций и мелкой моторики, сокращению срока лечения. Ограничения способа заключаются в существовании противопоказаний к проведению ТКМП, а также недостаточная изученность эффекта ТКСП на фоне непрерывной фармакотерапии.
Одним из перспективных и безопасных методов коррекции состояния человека является метод биологической обратной связи (БОС), позволяющий проводить визуализацию физиологических параметров и коррекцию состояний организма.
Существует способ коррекции речи (RU2128944), направленный на увеличение дыхательной аритмии сердца и контроль напряжения мышц плечевого пояса с помощью БОС во время продукции речи. Способ сокращает сроки реабилитации, оказывает комплексное положительное воздействие на организм человека, однако эффективен только для коррекции экспрессивной речи, не позволяя улучшать понимание речи у детей.
В основу разработки способа коррекции нарушения рецептивной речи легли результаты комплексного исследования 154 детей в возрасте от 4 до 10 лет, в том числе 25 детей с установленным диагнозом «нарушение рецептивной речи» (сенсорная алалия), 26 детей с другими нарушениями речи (заикание, дизартрия, диспраксия). Была проведена запись 19-канальной ЭЭГ во время ситуаций спокойного бодрствования с закрытыми и открытыми глазами, устойчивого зрительного внимания, прослушивания слов и псевдослов, правильных и неправильных по смыслу предложений. На основе достоверных отличий параметров ЭЭГ в группе детей с нарушением рецептивной речи от параметров ЭЭГ других групп (типично развивающихся детей и детей с нарушениями речи, но сохраненным пониманием речи) был разработан способ коррекции нарушения рецептивной речи.
Способ осуществляют следующим образом.
Сначала с помощью компьютерного электроэнцефалографа производят запись ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми и открытыми глазами, в ситуации устойчивого зрительного внимания и прослушивания речи.
Далее путем спектрального анализа производят определение индивидуальных диапазонов и мощности альфа- и тета-ритмов ЭЭГ.
Проводятся тренинги с биологической обратной связью по ЭЭГ, направленные на:
1. увеличение индивидуальной мощности альфа-ритма в локусе C4 в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами;
2. снижение мощности тета-ритма в локусе F7 при выполнении заданий, требующих концентрации внимания на неречевых стимулах;
3. снижение мощности альфа- и тета-ритмов в локусах F3 и T3 во время выполнения заданий, требующих понимания речи.
Сеансы проводят с интервалом 2-3 дней, длительностью 30-40 минут. Курс коррекции включает 10-20 сеансов.
Примеры выполнения способа коррекции
Пример 1. Пациент С., 4 года 11 месяцев. Поступил на коррекцию с диагнозом: ЗПР, сенсорная алалия. Ребенок неусидчив, часто отвлекается, переключает внимание с одного раздражителя на другой. Проявляет интерес к заданиям, требующим внимание к визуальным стимулам, однако не обращает внимания на задания, содержащие только речевые инструкции. Понимание речи снижено, экспрессивная речь отсутствует. На ЭЭГ диффузные изменения биоэлектрической активности, патологической активности не выявлено.
Проведен курс БОС-тренингов из 18 сеансов частотой 3 раза в неделю. На 5-м занятии ребенок начал обращать внимание на задания, содержащие речь, повторять слова, стал более усидчив. К концу курса количество слов, которые мог отчетливо повторить ребенок, увеличилось до 10. Был отмечен значительный прогресс на занятиях с логопедом.
Пример 2. Пациент Р., 7 лет 6 месяцев. Поступил на коррекцию с диагнозом сенсорная алалия. Ребенок неусидчив, гиперактивен, снижена устойчивость внимания, обращенную речь понимает только на бытовом уровне. Словарный запас ограничен, наблюдаются эхолалии, бессвязные повторения известных ребенку слов. На ЭЭГ диффузные изменения биоэлектрической активности, патологической активности не выявлено.
Проведен курс БОС-тренингов из 14 процедур частотой 2 раза в неделю. По мере прохождения курса ребенок стал более спокоен, усидчив, стал лучше выполнять задания, содержащие вопросы, разгадывать загадки, в том числе не содержащие визуальных подсказок. Зафиксировано увеличение оценок по субтестам «Осведомленность», «Словарный», «Шифровка», «Недостающие детали» в тесте Векслера. Был отмечено улучшение поведения на занятиях с логопедом, снижение частоты эхолалий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СЕНСОРНЫХ И МОТОРНЫХ АЛАЛИЙ У ДЕТЕЙ | 2008 |
|
RU2381817C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1995 |
|
RU2065736C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2020 |
|
RU2746661C1 |
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов с использованием биологической обратной связи (БОС) в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта | 2021 |
|
RU2772542C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАДЕРЖКИ ПСИХО-РЕЧЕВОГО И МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ | 2021 |
|
RU2801025C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2004 |
|
RU2248227C1 |
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов в поздний восстановительный период после острого нарушения мозгового кровообращения | 2019 |
|
RU2724284C1 |
Способ коррекции психоэмоциональных и когнитивных нарушений методом биологической обратной связи у больных с ранней формой церебральной микроангиопатии | 2023 |
|
RU2819166C1 |
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ ПО β РИТМУ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2023 |
|
RU2806480C1 |
СПОСОБ АКТИВАЦИИ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2012 |
|
RU2492839C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к нейрореабилитации, и может быть использовано для коррекции нарушения рецептивной речи у детей. Проводят курс тренингов с биологической обратной связью (БОС) на основе анализа электроэнцефалограммы. Сеансы проводят с интервалом 2-3 дня, длительностью 30-40 минут. Курс коррекции включает 10-20 сеансов. Сеансы проводят при расположении электродов в центральных, лобных и височных отведениях ЭЭГ. Способ позволяет ускорить процесс речевого развития детей с нарушением рецептивной речи. 2 пр.
Способ коррекции нарушения рецептивной речи у детей с помощью тренингов с биологической обратной связью по параметрам электроэнцефалограммы, отличающийся тем, что в проводимых с интервалом 2-3 дня 10-20 сеансах длительностью 30-40 минут у тренируемых подкрепляются увеличение мощности альфа-ритма, выделенного в индивидуальном диапазоне, в локусе C4 в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами, снижение мощности тета-ритма, выделенного в индивидуальном диапазоне, в локусе F7 при выполнении заданий, требующих концентрации внимания на неречевых стимулах, снижение мощности альфа- и тета-ритмов, выделенных в индивидуальных диапазонах, в локусах F3 и T3 во время выполнения заданий, требующих понимания речи.
СПОСОБ АКТИВАЦИИ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2012 |
|
RU2492839C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1995 |
|
RU2065736C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1998 |
|
RU2128944C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СЕНСОРНЫХ И МОТОРНЫХ АЛАЛИЙ У ДЕТЕЙ | 2008 |
|
RU2381817C2 |
US 0007258660 B1, 21.08.2007 | |||
ЭЙСМОНТ Е.В | |||
Оптимизация психофизиологического состояния детей с задержкой психоречевого развития с помощью метода обратной связи по параметрам ЭЭГ | |||
Уч | |||
записки Крымского фед | |||
университета им | |||
В.И | |||
Вернадского |
Авторы
Даты
2023-10-23—Публикация
2022-04-29—Подача