Способ взаимодействия при заправке топливом транспортного средства и система, его реализующая Российский патент 2023 года по МПК G06G7/70 G06F15/163 G06Q20/02 

Описание патента на изобретение RU2808096C1

Заявляемая группа изобретений относится к области информационных технологий, обеспечивающих взаимодействие различных субъектов при осуществлении заправки топливом транспортного средства, и может быть применена при заправке любых коммерческих транспортных средств, в том числе воздушных судов, грузовых автомобилей, водного транспорта и т.д.

В настоящее время актуальной является задача обеспечения безопасного и оперативного взаимодействия всех действующих лиц, принимающих участие в осуществлении заправки топливом коммерческого транспортного средства, например, владельцев и управляющих транспортным средством, поставщиков топлива и заправщиков, кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих расчеты. Т.е. осуществлять моментальную оплату топлива непосредственно при заправке без предоплаты, банковских гарантий и финансовых рисков для участников сделки.

Известны различные технические решения, относящиеся к области заправки коммерческих транспортных средств, в частности, воздушных судов, а именно к системам управления заправкой топлива, в частности, оповещения о его необходимом количестве.

Так известно изобретение [US 7376495, опубл. 20.05.2008г.], которое относится к системе управления авиационным топливом и, в частности, к системам и способам сбора, управления и хранения информации о заправке воздушного судна. Данная система обмена сообщениями с топливной информацией содержит: клиентское устройство заправочного агента для сбора и генерации данных транзакции, относящихся к транзакции заправки; сервер управления топливом для приема упомянутых данных транзакции от клиентского устройства заправочного агента и сохранения их в записи транзакции; а также систему передачи данных для приема выбранных данных транзакции от сервера управления топливом и для передачи упомянутых выбранных данных транзакции в приемник.

Известно другое изобретение [US 7647163, опубл. 12.01.2010г.], относящееся к компьютерным системам для отслеживания и обработки информации о заправке самолетов, в котором описан способ определения количества топлива для загрузки в самолет перед полетом, включающий: получение информации о заправке, при этом информация о заправке включает в себя информацию, относящуюся к доступной топливной емкости самолета в конце полета, информацию, относящуюся к летным характеристикам самолета и одного или нескольких установленных на нем двигателей, а также цены на топливо в множество мест, в которые должен лететь самолет; получение информации о плане полета воздушного судна на следующий рейс; определение оптимального количества топлива для загрузки в самолет на основе полученной информации о заправке и полученной информации о плане полета; а также предоставление инструкций по заправке воздушного судна на основе определенного оптимального количества.

Известна заявка на изобретение [ЕР 3346431, опубл. 11.07.2018г.], предмет которого относится к динамическому вычислению и представлению на борту самолета данных о заправке топливом для конкретного плана полета. Способ предоставления данных о заправке топливом на борту воздушного судна включает: получение плана полета для поездки, связанной с воздушным судном; определение одной или нескольких комбинаций вариантов заправки топливом для поездки по меньшей мере одним процессором на борту воздушного судна; вычисление, по меньшей мере, одним процессором рекомендаций по заправке топливом для каждой из одной или нескольких комбинаций; а также представление рекомендаций по заправке топливом через дисплей на борту самолета.

Недостатком известных технических решений является их ограниченность в количестве взаимодействующих лиц, длительное время согласования заправки и низкая автоматизация процесса.

В настоящее время не выявлено публикаций подобных решений по управлению заправкой топлива для других транспортных средств.

Известна классическая схема осуществления согласований и взаиморасчетов между действующими лицами при осуществлении заправки, заключающаяся в том, что до момента заправки должны быть согласованы цены и объем топлива, произведены уведомления о рейсе, произведены авансовые платежи. Кроме того, перед началом заправки должно быть получено согласование, бумажное либо при помощи диспетчерских служб для участников сделки. Также в процессе заправки формируются бумажные документы, подтверждающие факт приема-передачи топлива, а после заправки происходит процесс сверки, выставления счетов и взаиморасчетов.

Техническим результатом заявляемой группы изобретения является повышение автоматизации контроля процесса заправки коммерческих транспортных средств и контроля оплаты топлива и услуг по заправке в автоматическом режиме непосредственно в момент заправки или по другим настраиваемым способам оплаты (например, отсрочка с заданным количеством дней), уменьшение трудозатрат на оперативный контроль дебиторской задолженности, повышение автоматизации документооборота за счет создания единой доверенной среды для обмена электронными документами между участниками рынка топливообеспечения.

Указанный технический результат в части способа достигается за счет того, что способ взаимодействия при заправке топливом транспортного средства включает:

запрос требуемого количества топлива, формируемый блоком управляющего транспортным средством и направляемый в модуль заправки блока совершения транзакций,

формирование стоимости запрошенного топлива и услуг, реализованное в модуле заправки блока совершения транзакций на основании предварительно согласованной стоимости топлива, и направление информации о стоимости запрашиваемого топлива в блок владельца транспортного средства и блок поставщика топлива,

совершение авансового платежа, инициированное блоком владельца транспортного средства через блок кредитно-финансового учреждения и модуль финансов блока совершения транзакций, который передает информацию о совершенной транзакции в блок поставщика топлива и блок владельца транспортного средства,

осуществление заправки транспортного средства с использованием блока заправщика топливом по команде от модуля финансов блока совершения транзакций в блок поставщика топлива, блок владельца транспортного средства и блок заправщика топливом,

формирование электронного документа приема-передачи топлива и передачу информации о фактическом количестве заправленного топлива от блока заправщика топливом через модуль заправки блока совершения транзакций в блок управляющего транспортным средством,

направление подтверждения количества заправленного топлива от блока управляющего транспортным средством в блок владельца транспортного средства и блок поставщика топлива,

совершение окончательного расчета, инициированное блоком владельца транспортного средства или блоком поставщика топлива через блок кредитно-финансового учреждения и модуль финансов блока совершения транзакций, который передает информацию о совершенной транзакции в блок поставщика топлива и блок владельца транспортного средства,

при этом при каждом взаимодействии между блоками поставщика топлива, кредитно-финансового учреждения и владельца транспортного средства осуществляют запись данных об этом взаимодействии одновременно в каждый модуль хранения сведений о транзакциях, содержащийся в каждом из этих блоков, причем все модули хранения сведений о транзакциях выполнены совместимыми друг с другом и имеют средства проверки хранимых данных на их неизменность и совместимость модулей друг с другом.

Указанный технический результат в части системы достигается за счет того, что система взаимодействия при заправке топливом транспортного средства включает блок совершения транзакций, с которым связаны блок поставщика топлива, блок кредитно-финансового учреждения, блок владельца транспортного средства, блок управляющего транспортным средством, блок заправщика топливом, при этом блок совершения транзакций содержит модуль заправки, выполненный с возможностью обеспечения взаимодействия других блоков системы по запросу и обмену информацией о количестве топлива, и модуль финансов, выполненный с возможностью обеспечения взаимодействия других блоков системы по осуществлению взаимных расчетов, блок поставщика топлива содержит модуль хранения сведений о транзакциях и выполнен с возможностью получения запроса о необходимом количестве топлива и инициирования заправки, блок кредитно-финансового учреждения содержит модуль хранения сведений о транзакциях и выполнен с возможностью проведения финансовых транзакций, блок владельца транспортного средства содержит модуль хранения сведений о транзакциях и выполнен с возможностью получения информации о необходимом количестве топлива, его стоимости и инициирования финансовых транзакций, блок управляющего транспортным средством выполнен с возможностью формирования запроса на проведение заправки и подтверждения произведенной заправки, блок заправщика топливом выполнен с возможностью инициирования заправки топливом транспортного средства с помощью заправочного средства и информирования о количестве заправленного топлива.

Возможны варианты реализации основного технического решения, заключающиеся в том, что:

- блок управляющего транспортным средством и блок заправщика топливом реализованы на базе мобильного приложения;

- блок заправщика топливом связан с устройством определения отправленного количества топлива в бак из топливозаправочного устройства.

Таким образом, за счет совокупности существенных признаков заявляемой группы изобретений удалось достичь указанного технического результата благодаря применению при взаимодействии, по сути, смарт-контрактов (автоматизированных алгоритмов для исполнения обязательств) на базе технологии «блокчейн» для контроля и оплаты заправки. Это позволило создать доверенную среду и производить оплату в момент заправки вместо предоплаты, сократить трудозатраты на бумажный документооборот, обеспечить оперативный контроль в режиме он-лайн, предусмотреть единые стандарты процессов оказания услуг ввиду высокой степени формализации решения, повысить информирование участников отрасли с целью сокращения времени (стоимости) обслуживания и т.д.

Блокчейн - это вид распределенной системы, в которой все узлы (компьютеры) системы согласуют пораундово новое состояние системы (согласуют общее решение по перечню допущенных транзакций в систему), при этом все узлы (компьютеры) системы хранят одинаково как текущее состояние системы, так и предыдущие состояния в виде связанных между собой блоков данных, где блоки данных - это набор транзакций, обработка которых переводит одно состояние системы в другое. Благодаря применяемой технологии хранения и передачи блоков в такой распределенной системе серьезно упрощаются процессы проверки данных при взаимодействии узлов (компьютеров) системы. К ее преимуществам относятся: наличие сети и распределенного реестра, отсутствие посредников, безопасность (шифрование), исключена подмена данных, прозрачность всех операций.

При этом сама технология «блокчейн» является широко известным инструментом создания доверенной среды и обеспечения безопасного и оперативного взаимодействия между субъектами и подробно раскрыта во многих публикациях [Свон, Мелани. Блокчейн: схема новой экономики. — М.: "Олимп-бизнес", 2017. — 240 с.; Артем Генкин, Алексей Михеев. Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 592 с.; Melanie Swan. Blockchain: Blueprint for a New Economy. — O'Reilly Media, Inc., 2015. — 152 с.; В русском переводе Мелани Свон. Блокчейн: Схема новой экономики. — Олимп-Бизнес, 2016. — 240 с.; Лоран Лелу. Блокчейн от А до Я. Все о технологии десятилетия. — М.: Эксмо, 2018. — 256 с.; Алекс Тапскотт, Дон Тапскотт. Технология блокчейн - то, что движет финансовой революцией сегодня. — М.: Эксмо, 2017. — 448 с.; Уильям Могайар. Блокчейн для бизнеса. — М.: Эксмо, 2017. — 224 с.; Pedro Franco. The Blockchain // Understanding Bitcoin: Cryptography, Engineering and Economics. — John Wiley & Sons, 2014. — 288 p.; Andreas M. Antonopoulos.  The Blockchain // Mastering Bitcoin. — O'Reilly Media, Inc., 2014.; Александр Табернакулов, Ян Койфманн. Блокчейн на практике. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 264 с.; Raval S. Decentralized Applications. Harnessing Bitcoin's Blockchain Technology. — 2016. — 118 с.; Satoshi Nakamoto. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. — 2008. — 9 с.; Олег Мазонка, Влад Попов. Хэш Цепочки Технологии Hasq. — 2014.]

Более подробно сущность заявляемой группы изобретений раскрывается с помощью фигур и нижеследующего описания.

На Фиг. 1 представлена блок-схема заявляемого способа.

На Фиг. 2 представлено продолжение способа с Фиг. 1.

На Фиг. 3 представлена блок-схема заявляемой системы.

Система взаимодействия при заправке топливом транспортного средства (Фиг. 1-3) включает блок 1 совершения транзакций, с которым связаны блок 2 поставщика топлива, блок 3 кредитно-финансового учреждения, блок 4 владельца транспортного средства, блок 5 управляющего транспортным средством, блок 6 заправщика топливом.

Блок 1 совершения транзакций содержит модуль 7 заправки, выполненный с возможностью обеспечения взаимодействия других блоков системы по запросу и обмену информацией о количестве топлива, и модуль 8 финансов, выполненный с возможностью обеспечения взаимодействия других блоков системы по осуществлению взаимных расчетов.

Модуль 7 заправки позволяет выполнять следующие действия:

– получение сведений о договорах, являющихся основаниями для поставки топлива;

– управление тарифами на топливо и услуги по заправке;

– получение сведений о рейсах;

– получение сведений о запросе заправки/дозаправки от управляющего транспортным средством;

– управление заданиями на заправку включая изменение статусов;

– управление расходными ордерами.

Модуль 8 финансов позволяет выполнять следующие действия:

– получение электронного запроса на платеж;

– старт обработки запроса на платеж (создание платежа);

– завершение и фиксация статуса запроса на платеж;

– взаимодействие с информационными системами кредитно-финансовых учреждений.

Блок 2 поставщика топлива содержит модуль 9 хранения сведений о транзакциях и выполнен с возможностью получения запроса о необходимом количестве топлива и инициирования заправки. Поставщик топлива это – компания, осуществляющая продажу топлива и организацию заправки. Блок 2 поставщика выполнен с возможностью предоставления информации в модуль 7 заправки о тарифах и стоимости заправки, фиксации всех стадий процесса заправки со стороны поставщика, фиксирования объема оказанных услуг и заправки, а также в модуль 8 финансов о получении гарантии о наличии средств для заправки и запроса на возврат остатка аванса по итогам заправки.

Блок 3 кредитно-финансового учреждения содержит модуль 10 хранения сведений о транзакциях и выполнен с возможностью проведения финансовых транзакций. Под финансовыми транзакциями понимается перевод (или обещание перевода) денежных средств от отправителя к получателю. При этом кредитно-финансовых учреждений может быть задействовано несколько, поскольку физически каждый банк (кредитно-финансовое учреждение) является участником Блокчейн сети.

Блок 3 кредитно-финансового учреждения – это логический блок, который копируется для каждого кредитно-финансового учреждения.

Блок 3 кредитно-финансового учреждения выполнен с возможностью получения от модуля 8 финансов сведений о необходимости выполнения оплаты в адрес получателя в виде запроса на платеж и возможностью изменения статуса платежа (принят в обработку, в процессе выполнения, выполнен, отменен).

Блок 4 владельца транспортного средства содержит модуль 11 хранения сведений о транзакциях и выполнен с возможностью получения информации о необходимом количестве топлива, его стоимости и инициирования финансовых транзакций. Владелец транспортного средства – это компания, фактически осуществляющая перевозку пассажиров / грузов.

Блок 4 владельца транспортного средства выполнен с возможностью предоставления информации в модуль 7 заправки о согласии с тарифами и стоимостью, размещения заявок на заправку, а также направления в модуль 8 финансов запроса на перевод денежных средств в адрес поставщика топлива.

Блок 5 управляющего транспортным средством выполнен с возможностью формирования запроса на проведение заправки, , фиксации всех стадий процесса заправки со стороны транспортной компании, подтверждения произведенной заправки, подписания документа, фиксирующего факт прима-передачи топлива. Управляющий транспортным средством – это человек, представитель владельца транспортного средства, ответственный за заправку. Например, пилот для воздушного судна, водитель для автомобиля, капитан для корабля.

Блок 6 заправщика топливом выполнен с возможностью инициирования заправки топливом транспортного средства с помощью заправочного средства, информирования о количестве заправленного топлива и формирования документа, фиксирующего факт приема-передачи топлива.

В общем смысле заправщик – это техническое средство, управляемое оператором, снабженное резервуаром с топливом и расходомером. Существует вариант подачи топлива через топливо-провод снабженным расходомером, подключаемый гибкой подводкой к транспортному средству.

При каждом взаимодействии между блоком 2 поставщика топлива, блоком 3 кредитно-финансового учреждения и блоком 4 владельца транспортного средства осуществляется запись данных об этом взаимодействии одновременно в каждый модуль 9, 10, 11 хранения сведений о транзакциях, содержащийся в каждом из этих блоков 2, 3, 4, причем все модули 9, 10, 11 хранения сведений о транзакциях выполнены совместимыми друг с другом и имеют средства проверки хранимых данных на их неизменность и совместимость модулей друг с другом. Под совместимостью понимается возможность обмениваться данными и иметь механизмы дополнения недостающих либо утраченных блоков данных. Под средствами проверки понимается алгоритм, обеспечивающий возможность проверки неизменности и достоверности информации, хранимой в модулях 9, 10, 11, как для каждого произведенного изменения, так и всей хранимой информации в целом, а также возможность проверки права участников производить изменения и проверять корректность этих изменений. Таким образом, каждое изменение в системе содержит контрольную сумму предыдущего произведенного изменения. При этом соблюдается целостность всей совокупности изменений. Каждое последующее проверяет предыдущее. В каждый момент времени у всех участников одинаковое понимание этапа процесса и данных по нему.

Блок 6 заправщика топливом может быть связан с устройством (на чертеже не показано) определения отправленного количества топлива в бак из топливозаправочного устройства. Определение происходит при помощи механического устройства, в основу которого положен принцип измерения объема при помощи вращающегося ротора с измерительными камерами. Один оборот ротора соответствует 4 порциям (объемам измерительных камер). Количество оборотов измеряется при помощи счетной головки (механической либо электронно- импульсной). Количество оборотов ротора является исходными данными для измерения прошедшего объема. Также может быть применен любой другой известный вид подсчета, основанный, например, на измерении силы Кориолиса и т.д.

Блоки 1-6 могут быть реализованы в виде различных программных модулей, каждый из которых воплощается на материальном носителе данных для хранения данных считываемых компьютером, а также в виде устройства, включающего память и, по меньшей мере, один процессор, который соединен с памятью и выполненный с возможностью выполнения системой этапов способа. Каждый блок 1-6 может быть реализован на базе компьютера общего назначения или рабочей станции. Такая реализация может использовать, например, процессор, запоминающее устройство, и интерфейс ввода /вывода, образованные, например, с помощью дисплея и клавиатуры. В том числе блок 5 управляющего транспортным средством и блок 6 заправщика топливом могут быть реализованы на базе мобильного приложения. Это позволит оперативно принимать участие во взаимодействии, поскольку мобильное приложение устанавливается на переносное устройство, например планшет или мобильный телефон. Кроме того, приложение может быть частью аппаратно-программного комплекса топливозаправщика – компьютер встроен в панель управления автомобиля и является его неотделимой частью.

Описанная система реализует следующий способ взаимодействия при заправке топливом транспортного средства.

Предварительно необходимо осуществить следующие организационные мероприятия:

- заключить соглашение между владельцем транспортного средства, поставщиком топлива и кредитно-финансовыми учреждениями;

- заключить дополнительное соглашение между поставщиком топлива и владельцем транспортного средства об условиях сделки;

Способ взаимодействия при заправке топливом транспортного средства (Фиг. 1-2) включает следующие этапы.

1. Запрос требуемого количества топлива, формируемый блоком 5 управляющего транспортным средством и направляемый в модуль 7 заправки блока 1 совершения транзакций

2. Формирование стоимости запрошенного топлива и услуг, реализованное в модуле 7 заправки блока 1 совершения транзакций на основании предварительно согласованной стоимости топлива, и направление информации о стоимости запрашиваемого топлива в блок 4 владельца транспортного средства и блок 2 поставщика топлива.

3. Совершение авансового платежа, инициированное блоком 4 владельца транспортного средства через блок 3 кредитно-финансового учреждения и модуль 8 финансов блока 1 совершения транзакций, который передает информацию о совершенной транзакции в блок 2 поставщика топлива и блок 4 владельца транспортного средства.

4. Осуществление заправки транспортного средства с использованием блока 6 заправщика топливом по команде от модуля 8 финансов в блок 2 поставщика топлива, блок 4 владельца транспортного средства и блок 6 заправщика топливом.

5. Передачу информации о фактическом количестве заправленного топлива от блока 6 заправщика топливом через модуль 7 заправки блока 1 совершения транзакций в блок 5 управляющего транспортным средством, формирование и подписание электронного документа, фиксирующего факт приема-передачи топлива в блоке 6 заправщика топливом. Информация о фактическом количестве всегда считывается с поверенного расходомера. Расходомер может иметь электронный интерфейс и быть интегрированным в топливозаправщик, в этом случае сведения поступают напрямую в систему. Если расходомер имеет только средства отображения информации о количестве заправленного топлива, то управляющий топливозаправщиком использует приложение для мобильного устройства и вручную производит ввод этой информации.

6. Направление подтверждения количества заправленного топлива от блока 5 управляющего транспортным средством в блок 4 владельца транспортного средства и блок 2 поставщика топлива, подписание электронного документа фиксирующего факт приема-передачи топлива в блоке 5 управляющего транспортным средством.

7. Совершение окончательного расчета, инициированное блоком 4 владельца транспортного средства или блоком 2 поставщика топлива через блок 3 кредитно-финансового учреждения и модуль 8 финансов блока 1 совершения транзакций, который передает информацию о совершенной транзакции в блок 2 поставщика топлива и блок 4 владельца транспортного средства. В зависимости от фактического объема заправки и размера авансового платежа, произведенного до начала отгрузки топлива, производится доплата недостающей суммы либо возврат излишка аванса.

При этом при каждом взаимодействии между блоком 2 поставщика топлива, блоком 3 кредитно-финансового учреждения и блоком 4 владельца транспортного средства осуществляют запись данных об этом взаимодействии одновременно в каждый модуль 9, 10, 11 хранения сведений о транзакциях, содержащийся в каждом из этих блоков 2, 3, 4, причем все модули 9, 10, 11 хранения сведений о транзакциях выполнены совместимыми друг с другом и имеют средства проверки хранимых данных на их неизменность и совместимость модулей друг с другом.

Примеры.

1. Пример заправки топливом воздушного судна.

Командир воздушного судна через блок 5 управляющего транспортным средством запросил 10000 кг топлива. Сведения отправлены в модуль 7 заправки блока 1 совершения транзакций.

Модуль 7 заправки рассчитывает стоимость заправки на основании заранее согласованной цены и количества запрошенного топлива и через блок 4 владельца транспортным средством формирует электронный запрос на создание платежного поручения и отправляет его в модуль 8 финансов.

Далее производится перечисление аванса за запрошенное количество топлива.

Модуль 8 финансов через блок 3 кредитно-финансового учреждения совершает перевод денежных средств и оповещает об окончании перевода денежных средств блок 2 поставщика топлива, блок 4 владельца транспортного средства и блок 6 заправщика топливом.

Водитель топливозаправщика начинает отгрузку топлива (заправку) с использованием блока 6 заправщика топливом.

По окончании заправки водитель топливозаправщика вносит в блок 6 заправщика топливом фактическое количество отгруженного топлива, формирует электронный документ приема-передачи топлива (электронный расходный ордер на заправку) и подписывает его.

Командир воздушного судна получает электронный расходный ордер на заправку в блок 5 управляющего транспортным средством и подписывает его.

Если фактическое количество топлива, зафиксированное в электронном расходном ордере на заправку, отличается от запрошенного изначально, то производится взаиморасчет с использованием модуля 7 заправки, модуля 8 финансов и блока 3 кредитно-финансового учреждения по описанной выше схеме.

2. Пример заправки топливом грузового автомобиля.

Водитель автофургона через блок 5 управляющего транспортным средством запросил 400 литров топлива. Сведения отправлены в модуль 7 заправки блока 1 совершения транзакций.

Модуль 7 заправки рассчитывает стоимость заправки на основании заранее согласованной цены и количества запрошенного топлива и через блок 4 владельца транспортным средством формирует электронный запрос на создание платежного поручения и отправляет его в модуль 8 финансов.

Далее производится внесение аванса за запрошенное количество топлива.

Модуль 8 финансов через блок 3 кредитно-финансового учреждения совершает перевод денежных средств и оповещает об окончании перевода денежных средств блок 2 поставщика топлива, блок 4 владельца транспортного средства и блок 6 заправщика топливом.

Оператор автозаправочной станции (АЗС) начинает отгрузку топлива (заправку) с использованием блока 6 заправщика топливом.

По окончании заправки оператор АЗС вносит в блок 6 заправщика топливом фактическое количество отгруженного топлива, формирует электронный документ приема-передачи топлива (электронную товарную накладную) и подписывает его.

Водитель автофургона получает электронную товарную накладную в блок 5 управляющего транспортным средством и подписывает её.

Если фактическое количество топлива, зафиксированное в электронной товарной накладной, отличается от запрошенного изначально, то производится взаиморасчет с использованием модуля 7 заправки, модуля 8 финансов и блока 3 кредитно-финансового учреждения по описанной выше схеме.

3. Пример заправки топливом водного транспорта.

Представитель владельца водного транспортного средства через блок 5 управляющего транспортным средством запросил 100 т топлива. Сведения отправлены в модуль 7 заправки блока 1 совершения транзакций.

Модуль 7 заправки рассчитывает стоимость заправки на основании заранее согласованной цены и количества запрошенного топлива и через блок 4 владельца транспортным средством формирует электронный запрос на создание платежного поручения и отправляет его в модуль 8 финансов.

Далее производится внесение аванса за запрошенное количество топлива.

Модуль 8 финансов через блок 3 кредитно-финансового учреждения совершает перевод денежных средств и оповещает об окончании перевода денежных средств блок 2 поставщика топлива, блок 4 владельца транспортного средства и блок 6 заправщика топливом.

Ответственный работник бункеровочного судна начинает отгрузку топлива (заправку) с использованием блока 6 заправщика топливом.

По окончании заправки ответственный работник бункеровочного судна вносит в блок 6 заправщика топливом фактическое количество отгруженного топлива, формирует электронный документ приема-передачи топлива (электронную бункеровочную накладную) и подписывает его.

Ответственный работник бункеруемого транспортного средства получает электронную бункеровочную накладную в блок 5 управляющего транспортным средством и подписывает ее.

Если фактическое количество топлива, зафиксированное в электронной бункеровочной накладной, отличается от запрошенного изначально, то производится взаиморасчет с использованием модуля 7 заправки, модуля 8 финансов и блока 3 кредитно-финансового учреждения по описанной выше схеме.

Похожие патенты RU2808096C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 2022
  • Посаженников Владимир Владимирович
RU2775442C1
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ ПОКУПКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЧЕРЕЗ ПУНКТЫ ДОСТУПА К СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ 2003
  • Фергюсон Роналд Джин
  • Клэри Джеффри Скотт
  • Уитерелл Марк Эндрю
  • Мишель Тьерри Марк
RU2323477C2
СИСТЕМА ТРАНЗАКЦИЙ С АКТИВАМИ ДЛЯ ПРОЗРАЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСТОРИЕЙ ТРАНЗАКЦИЙ 2021
  • Ким, Хён Чжун
  • Ким, Кан Хва
RU2788190C1
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ТРАНЗАКЦИЙ 2000
  • Смирнов А.Л.
RU2170455C1
КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМА И СПОСОБ АВТОРИЗАЦИИ 2013
  • Шеннон Гари Мартин
RU2644534C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СВЕРКИ ТРАНЗАКЦИЙ В БЛОКЧЕЙНЕ И ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО 2019
  • Ху, Даньцин
  • Линь, Сэнь
  • Чжан,Цзюньлян
RU2747449C2
ДОВЕРЕННЫЙ АДМИНИСТРАТОР ДОСТОВЕРНОСТИ (TIM) 2010
  • Таво Себастьен
  • Нахари Хади
  • Дюпра Эрик
RU2523304C2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЛУЧШЕННОГО ТОКЕНА АУТЕНТИФИКАЦИИ ВЛАДЕЛЬЦА КАРТЫ 2016
  • Хаббард, Стив
  • Лок, Шерил, Дж.
RU2699686C1
ДОВЕРЕННЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ АГЕНТ (TRAA) 2010
  • Нахари Хади
RU2537795C2
Система децентрализованного цифрового расчетного сервиса 2018
  • Ефремов Александр Васильевич
RU2679532C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 808 096 C1

Реферат патента 2023 года Способ взаимодействия при заправке топливом транспортного средства и система, его реализующая

Изобретение относится к области информационных технологий, обеспечивающих взаимодействие различных субъектов при осуществлении заправки топливом транспортного средства. Технический результат заключается в повышении автоматизации контроля процесса заправки коммерческих транспортных средств и повышении автоматизации документооборота за счет создания единой доверенной среды для обмена электронными документами между участниками рынка топливообеспечения. Технический результат достигается за счет того, что система включает блок совершения транзакций, узел поставщика топлива, узел кредитно-финансового учреждения, узел владельца транспортного средства, узел управляющего транспортным средством и узел заправщика топливом, при этом блок совершения транзакций включает модуль заправки, выполненный с возможностью обеспечения взаимодействия узлов системы по запросу и обмену информацией о количестве топлива, и модуль финансов, при этом узел заправщика топливом включает расходомер, оснащенный электронным интерфейсом, выполненным с возможностью направления информации о количестве заправленного топлива напрямую в систему. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 808 096 C1

1. Система взаимодействия при заправке топливом транспортного средства, включающая блок совершения транзакций, с которым связаны узел поставщика топлива, узел кредитно-финансового учреждения, узел владельца транспортного средства, узел управляющего транспортным средством и узел заправщика топливом, при этом

блок совершения транзакций включает модуль заправки, выполненный с возможностью обеспечения взаимодействия узлов системы по запросу и обмену информацией о количестве топлива, и модуль финансов, выполненный с возможностью обеспечения взаимодействия узлов системы по осуществлению взаимных расчетов,

узел поставщика топлива включает модуль хранения сведений о транзакциях и выполнен с возможностью получения запроса о необходимом количестве топлива и инициирования заправки,

узел кредитно-финансового учреждения включает модуль хранения сведений о транзакциях и выполнен с возможностью проведения финансовых транзакций,

узел владельца транспортного средства включает модуль хранения сведений о транзакциях и выполнен с возможностью получения информации о необходимом количестве топлива, его стоимости и инициирования финансовых транзакций,

узел управляющего транспортным средством выполнен с возможностью направления запроса на проведение заправки в модуль заправки блока совершения транзакций и подтверждения произведенной заправки,

узел заправщика топливом выполнен с возможностью инициирования заправки топливом транспортного средства с помощью заправочного средства по команде, направленной от модуля финансов блока совершения транзакций в узел поставщика топлива, узел владельца транспортного средства и узел заправщика топливом, и информирования о количестве заправленного топлива;

при этом узел заправщика топливом включает расходомер, оснащенный электронным интерфейсом, выполненным с возможностью направления информации о количестве заправленного топлива напрямую в систему;

упомянутые модули хранения сведений о транзакциях выполнены совместимыми друг с другом и имеют средства проверки хранимых данных на их неизменность и совместимость модулей друг с другом, и

при каждом взаимодействии между узлом поставщика топлива, узлом кредитно-финансового учреждения и узлом владельца транспортного средства модули хранения сведений о транзакциях выполнены с возможностью одновременной записи блока данных с информацией об этом взаимодействии и контрольной суммой блока данных, записанного при предыдущем взаимодействии между упомянутыми узлами, и

взаимодействия между упомянутыми узлами осуществляются с помощью смарт-контрактов.

2. Система взаимодействия при заправке топливом транспортного средства по п. 1, отличающаяся тем, что узел управляющего транспортным средством и узел заправщика топливом реализованы на базе мобильного приложения.

3. Система взаимодействия при заправке топливом транспортного средства по п. 1, отличающаяся тем, что узел заправщика топливом связан с устройством определения отправленного количества топлива в бак из топливозаправочного устройства.

4. Способ взаимодействия при заправке топливом транспортного средства включает:

запрос требуемого количества топлива, формируемый узлом управляющего транспортным средством и направляемый через модуль заправки блока совершения транзакций в узел поставщика топлива,

формирование стоимости запрошенного топлива и услуг, реализованное в модуле заправки блока совершения транзакций на основании заранее заданной стоимости топлива, и направление информации о стоимости запрашиваемого топлива в узел владельца транспортного средства и узел поставщика топлива,

совершение авансового платежа, инициированное узлом владельца транспортного средства через узел кредитно-финансового учреждения и модуль финансов блока совершения транзакций, который передает информацию о совершенной транзакции в узел поставщика топлива,

осуществление заправки транспортного средства с использованием узла заправщика топливом по команде, направленной от модуля финансов блока совершения транзакций в узел поставщика топлива, узел владельца транспортного средства и узел заправщика топливом,

формирование и подписание электронного документа приема-передачи топлива и передачу информации о фактическом количестве заправленного топлива с помощью электронного интерфейса расходомера узла заправщика топливом напрямую в систему взаимодействия при заправке топливом транспортного средства,

подписание электронного документа приема-передачи топлива в узле управляющего транспортным средством и направление подтверждения количества заправленного топлива от узла управляющего транспортным средством в узел владельца транспортного средства и узел поставщика топлива,

совершение окончательного расчета, инициированное узлом владельца транспортного средства или узлом поставщика топлива через узел кредитно-финансового учреждения и модуль финансов блока совершения транзакций, который передает информацию о совершенной транзакции в узел поставщика топлива и узел владельца транспортного средства, при этом:

каждый из упомянутых узлов включает модуль хранения сведений о транзакциях,

упомянутые модули хранения сведений о транзакциях выполнены совместимыми друг с другом и имеют средства проверки хранимых данных на их неизменность и совместимость модулей друг с другом, и

при каждом взаимодействии между узлом поставщика топлива, узлом кредитно-финансового учреждения и узлом владельца транспортного средства в каждом из упомянутых модулей хранения сведений о транзакциях одновременно осуществляется запись блока данных с информацией об этом взаимодействии и контрольной суммой блока данных, записанного при предыдущем взаимодействии между упомянутыми узлами, и

взаимодействия между упомянутыми узлами осуществляются с помощью смарт-контрактов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2808096C1

Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор 1923
  • Петров Г.С.
SU2005A1
CN 109992623 A, 09.07.2019
Многоступенчатая активно-реактивная турбина 1924
  • Ф. Лезель
SU2013A1
US 7647163 B2, 12.01.2010
Форма для отливки створок кокилей для пищеварных горшков 1955
  • Махов А.А.
SU102795A1

RU 2 808 096 C1

Авторы

Макаров Дмитрий Сергеевич

Данильченко Алена Сергеевна

Казанцев Андрей Александрович

Деев Александр Вячеславович

Даты

2023-11-23Публикация

2022-06-23Подача