Изобретение относится к области биологии и медицины и позволяет оценить влияние лекарственного средства на когнитивные функции экспериментальных животных и может быть применено в экспериментальной фармакологии и психологии для оценки безопасности лекарственных средств.
В области психофармакологии известны различные способы оценки поведенческих реакций у экспериментальных моделей, которые отличаются по ряду условий получения и анализа результатов тестирования: выбору лабораторных животных, методическим подходам, используемым тест-системам, алгоритму тестирования, а также критериям оценки поведенческих реакций и их статистической обработки для получения надежных оценок.
Большинство поведенческих исследований животных проводиться с целью изучения функциональности гиппокампа, потому что это основной отдел мозга, отвечающий за формирование кратковременной памяти и, соответственно, ассоциированных с факторными влияниями когнитивных нарушений.
В практике доклинических исследований влияния лекарственных средств на биологические объекты существуют различные способы оценки их когнитивных функций и поведенческих реакций.
Известен аналог изобретения «Способ оценки анксиогенных эффектов потенциальных лекарственных препаратов» (патент РФ № 2342712 от 27.12.2008). Исследование проводят с использованием установки Крестообразный лабиринт (ПКЛ). В исследовании тестируют 18 животных контрольной группы после введения им растворителя. При этом 6 животных размещают в открытом рукаве лабиринта, 6 - в закрытом, 6 - на центральной площадке. Затем определяют количество животных в тревожно-фобическом состоянии по модифицированной формуле Р=Ртфс - Ркр/1+ Ркр. Рассчитывают показатель Р кр - вероятность развития тревожно-фобического состояния у животных вследствие влияния самой процедуры тестирования и введения растворителя. Отличием данного способа от прототипа являлось применение более информативного и доказательного способа посредством математического моделирования относительно целевого показателя оценки результата исследования.
К недостаткам этого аналога следует отнести то, что тестирование животных в условиях тест-системы Крестообразный лабиринт не позволяет проводить оценку когнитивных функций, лежащих в основе выработки навыков, характеризующихся как показатель обучаемости и используемая модификация формулы расчета ключевого показателя «Р» в этом способе разработана для определения тревожно-фобического состояния у экспериментальных животных.
Известен способ пространственного обучения в водном тесте Морриса [Morris, R. G. M. Spatial Localization Does Not Require the Presence of Local Cues. LearningandMotivation - 1981. – V. 12. - № 2. – Р. 239-260.]. Эксперимент проводят в течение нескольких дней с целью изучения когнитивных способностей, формирования кратковременной и долговременной пространственной памяти, характеризующих состояние гиппокампа лабораторных грызунов. Исследование проводят с использованием установки «Водный лабиринт Морриса» (Morris Water Maze). Водный лабиринт Морриса — это круглый резервуар (бассейн) с водой. Лабораторных грызунов, в частности крыс, обучают избеганию принудительного плавания с помощью нахождения скрытой под водой платформы, которая располагается в одном из четырех квадрантов. Обучение осуществляют в течение нескольких дней с тестированием воспроизведения памяти через 1 сутки после последней процедуры. Выработку пространственного навыка продолжают 5 дней, в течение которых животные совершают по 5 навигаций длительностью 2 минуты. Регистрируют следующие показатели: 1) время плавания крысы до нахождения платформы, 2) длину пути от старта до платформы, 3) отношение времени пребывания крысы в целевом квадранте ко времени нахождения в трех остальных квадрантах. При статистической обработке часто используют однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), критерий Даннетта, t критерий Стьюдента, критерий “Ньюмана–Кеулса”, критерий рангов Манна–Уитни для сравнения экспериментальных групп с контрольными значениями выполнения задачи тестирования в лабиринте.
Основной недостаток описанного метода заключается в том, что тестирование животных проводиться в условиях принуждения и повышенного стресса из-за нахождения в непривычной для грызунов водной среде, что может влиять на эффективность обучения. На основании регистрируемых в тесте Мориса показателей невозможно провести объективную оценку когнитивных функций и процессов формировании памяти.
Известен способ оценки поведенческих реакций лабораторных животных в открытом поле, оцениваются двигательная и ориентировочно-исследовательская активность. Методика открытого поля представляет собой классическую модель исследования поведения, основанного на конфликте инстинктивной потребности животного к исследованию неизвестной среды и индивидуальными реакциями страха и эмоционального потрясения от новизны обстановки. В целом, рекомендуется для изучения влияния лекарственных средств на ориентировочно-исследовательское поведение и двигательную активность грызунов [Методические рекомендации по изучению общетоксического действия лекарственных средств, предлагаемых для педиатрической практики / Т.А. Гуськова, Е. В. Арзамасцев, В. В. Бортникова, Г. Н. Енгалычева, Л. В. Крепкова, Р. Д. Сюбаев; дополнение 4 к главе 1. – Руководство по проведению доклинических исследований лекарственных средств. Часть первая. – Москва : Гриф и К, 2012. – 944 с.: С. 41-50.; Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых Т5 фармакологических веществ: под. ред. В.П.Фисенко. - Москва. - 2000. - С.121-137].
Основной недостаток описанного метода заключается в том, что методика «открытого поля» нацелена на изучение двигательной и ориентировочно-исследовательской активности, а алгоритмы статистической обработки и представления результатов тестирования не позволяет оценить когнитивный статус в этой форме организации обучения и анализа влияния лекарственного средства на процессы формировании памяти лабораторных животных. Характер эмоционально-стрессовой реакции животных не позволяет проводить объективную оценку их когнитивного статуса и этапы формирования памяти в условиях этой модели. У одних животных наблюдается активация деятельности и ее продуктивности в ответ на стрессовую ситуацию, а у других дезорганизация поведения или пассивное отстранение от решения задач тестирования на фоне эмоционального стресса.
Известен способ исследования когнитивной деятельности потомства крыс на модели формирования пищедобывательного навыка в условиях системы «Т-лабиринт» (T-maze test). Согласно классическому подходу выработка пищедобывательного навыка осуществляется 5 дней в условиях свободного выбора, ежедневно животные совершают по 5 побежек длительностью 5 минут [Robert M. J., Deacon J., Nicholas P. R., T-maze alternation in the rodent, Nature protocols – 2006 – V. 1. - № 1; Шредер О.В., Соломина А.С., Цорин И.Б., Трофимов С.С., Дурнев А.Д., Середенин С.Б. Влияние афобазола на когнитивное поведение потомства крыс, подвергнутых воздействию табачного дыма в период беременности Бюллетень экспериментальной биологии и медицины – 2011. – Т. 151. - № 1 – с. 48 – 54.]. Длительность пищевой депривации перед началом эксперимента составляет 24 ч. Когнитивная задача состоит в целенаправленном достижении пищевого подкрепления (результат обучения), находящегося в кормушке одного из рукавов лабиринта, в пределах фиксированного времени проведения эксперимента (скорость достижения цели) при минимальном числе ошибочных действий (спонтанные подходы к пустым кормушкам). Регистрируют показатели: 1) время достижения пищевого подкрепления, 2) число спонтанных подходов к пустым кормушкам (Ошибки), 3) число взятий пищевого подкрепления. В целом метод основан на регистрации спонтанного или мотивированного пищевым подкреплением чередования (альтернации) выбора рукавов лабиринта. При статистической обработке используют метод, основанный на знаковых рангах Вилкоксона и критерий Манна-Уитни для сравнения результатов обучения животных экспериментальных групп с контрольными значениями выполнения когнитивной задачи тестирования.
Основной недостаток описанного метода заключается в том, что структура Т – лабиринта ограничивается только двумя направлениями движения, и в процессе тестирования не всегда понятна мотивация двигательного поведения животного при выборе одного или другого рукава в лабиринте. Оценка ошибочного действия животного, то есть его движения по не целевому рукаву лабиринта, производится на основе субъективного видения экспериментатора. Еще один существенный недостаток описанного метода заключается в том, что в условиях Т-лабиринта невозможно исследовать пространственно-ориентационные возможности животного, лежащие в основе его двигательно-поисковой активности при выполнении когнитивных задач.
В качестве прототипа выбран «Способ оценки пространственной ориентировки и когнитивных нарушений у экспериментальных животных» (патент РФ № 2551308 от 20.04.2012), сущность которого состоит в возможности дифференцировать двигательное поведение на различные формы движения (двигательные акты), создавать когнитивные карты с помощью графической визуализации траектории движения в установке «Ж-образный лабиринт», оценивать двигательно-поисковую активность и динамику формирования пространственной памяти лабораторных животных.
В отличие от выше описанных тест-систем, установка Ж-образный лабиринт (Ж-лабиринт) имеет более сложное строение с геометрической точки зрения, что усложняет решение когнитивной задачи животными и позволяет рассматривать пространственную ориентацию как одну из важных составляющих двигательно-поискового поведения грызунов при выработке у них пищедобывательного навыка.
Несомненно, указанный метод оценки двигательно-поискового поведения при нарушении пространственной ориентировки позволяет дать важную характеристику когнитивной деятельности у грызунов, однако не позволяет дать комплексную характеристику когнитивного статуса в виде единого относительного количественного показателя, обладающего высокой надежностью и информативной значимостью.
К недостаткам прототипа следует отнести то, что способ оценки ориентирован в большей степени на изучение различных форм двигательно-поисковой активности, особенности пространственной ориентации у экспериментальных животных на основе построения когнитивных карт, характеризующих в первую очередь формирование пространственного навыка у крыс, оценка когнитивных способностей животного на основе указанных показателей приводит к появлению погрешностей оценки снижения функции обучения, отсутствию возможности прогнозирования применения терапевтической коррекции нарушения памяти и экстраполяции этих данных в клиническую практику.
Кроме того, методика прототипа направлена на оценку ориентировочно-исследовательского поведения животного в виде отдельных двигательных актов и их совокупности, при этом не дифференцируются показатели его способности к обучению от характеристик нарушения ориентации в пространстве, что не позволяет проводить оценку вероятности развития органических и функциональных нарушений памяти, ассоциированных с воздействием негативных факторов среды обитания или результатом приема лекарственного препарата в человеческой популяции.
Актуальность разработки нового способа обусловлена необходимостью дифференцирования тестируемых показателей для оценки когнитивный функций экспериментальных животных отдельно от их особенностей двигательно-поискового поведения и ориентировки в пространстве и как следствие возможности надежной оценки побочного действия лекарственных средств, установленных на этапе доклинической разработки с целью получения весомых доказательств безопасности и прогнозных оценок их будущего клинического применения.
Техническим результатом изобретения является оптимизация процесса экспериментального тестирования лабораторных животных за счет дифференцирования показателей, характеризующих исключительно когнитивные параметры животных от их двигательно-ориентировочного поведения и расчета когнитивного индекса для сравнительной оценки степени когнитивных нарушений, включая причинно-следственный анализ дезорганизации механизмов памяти у экспериментальных животных в процессе выработки пищедобывательного навыка в условиях тест-систем Т- и Ж-лабиринт и возможностью экстраполяции этих данных в клинические исследования.
Технический результат достигается способом оценки когнитивных функций и нарушения памяти у лабораторных животных, который включает исследование выработки пищедобывательного навыка за 5 ежедневных побежек в день (q) в условиях Т- или Ж-образного лабиринта, исследование проводят у не менее 12 крыс с дальнейшим количественным определением когнитивного индекса (h), основанного на зависимости показателей числа взятий пищевого вознаграждения за 5 ежедневных побежек в день (q) и количества дней тестирования N(q) в лабиринте, оценка когнитивного индекса за каждый день из 5 исследуемых определяется при отсутствии взятий пищи или при взятии пищи менее 5 раз h = 0, если наблюдалось взятие пищи (q) 5 раз за день (максимально возможное), то h = 1, далее определяют когнитивный индекс (h) за все дни тестирования (5 дней) в виде суммы индексов за каждый из пяти дней и проводят сравнительный анализ когнитивных индексов экспериментальной, контрольной и модельной групп, при этом, если результат обучения соответствует выражению h=Np(q)= 5/день (т.е., 100% нахождение и взятие пищи/день), то когнитивные функции тестируемого животного считаются соответствующими физиологической норме, если за 5 дней обучения q = 25, нарушение памяти оценивают на основании снижения числа нахождений и взятий пищевого подкрепления, то есть, h=Np(q)<5 (степень отклонения от нормы может выражаться в рассчитанной величине индекса, которая <5 или в процентах <100%); степень снижения когнитивных способностей и определения нарушения механизмов кратковременной памяти оценивают, если снижение числа взятий пищевого подкрепления происходит между 1-м и 2-м днем обучения (по побежкам h=Np(q)<5 /день) и нарушения механизмов долговременной памяти, если снижение числа взятий пищевого подкрепления происходит в промежутке со 2-го по 5-й дни наблюдения и в целом составляет h=Np(q)<20/за 2-5 дни тестирования памяти крыс.
Технический результат, достигаемый предлагаемым способом, заключается в создании информативного и доказательного способа оценки когнитивных функций и нарушения памяти у лабораторных животных, который включает исследование выработки пищедобывательного навыка в тест-системе у не менее 12 крыс в каждой опытной группе с регистрацией 3 основных показателей обучения «время достижения пищевого подкрепления», «число спонтанных подходов к пустым кормушкам (Ошибки)», «число взятий пищевого подкрепления» с дальнейшим включением преобразованных бинарных показателей в математическую модель и получением индексных значений (когнитивного индекса, h), определяемых на основе зависимости показателей числа взятий пищевого вознаграждения за 5 ежедневных побежек в день (q) и количества дней тестирования N(q) в лабиринте, оценка когнитивного индекса за каждый (один) день из 5 исследуемых определяется при отсутствии взятий пищи или при взятии пищи менее 5 раз h = 0, если наблюдалось взятие пищи (q) 5 раз за день (максимально возможное), то h = 1, далее определяют когнитивный индекс (h) за все дни тестирования (5 дней) в виде суммарной величины за каждый из пяти дней тестирования и проводят сравнительный анализ когнитивных индексов экспериментальной, контрольной и модельной групп, при этом, условием нормы считается величина индекса равная 4-5, если значение h снижается до значения ниже 4, то результат интерпретируют как снижение когнитивных функций и проводят дифференцированную оценку нарушения формирования памяти на основе данных, характеризующих целенаправленное воспроизведение животными когнитивной задачи со 2-го по 5-й день тестирования.
В заявляемом изобретении используются установки Т- и Ж-образный лабиринт (фиг. 1, фиг. 2). Длительность пищевой депривации перед началом эксперимента составляет 24 часа. Выработку пищедобывательного у экспериментальных крыс навыка осуществляют в течение 5 дней, животные совершают по 5 побежек длительностью 5 минут (300 сек). Тестирование проводиться в условиях свободного выбора животными варианта поведения в тест-системе Т- и Ж-лабиринт для решения когнитивной задачи. Когнитивная задача состоит в целенаправленном достижении находящегося в кормушке одного из рукавов лабиринта пищевого подкрепления (результат обучения). Регистрацию и обработку инструментальных условно-рефлекторных показателей обучения и посещения локусов лабиринта проводят с помощью программного обеспечения RealTimer (процедурный таймер) Научно-Производственная Компания «Открытая Наука» (НПК «Открытая Наука» (Россия)) или аналогичного.
В заявляемом способе оценки когнитивных функций и нарушения памяти у лабораторного животного автора впервые предложено оценивать единый индексный показатель - когнитивный индекс (h), который математически выражает зависимость числа взятий пищевого вознаграждения за 5 ежедневных побежек в день (q) и количества дней тестирования N(q) в тест-установках Т и/или Ж-лабиринт. Использование предложенного когнитивного индекса (h) позволяет наиболее точно надежно и информативно оценить когнитивные функции экспериментальных животных, а также упростить интерпретацию результата исследования с их последующей экстраполяцией в клинические исследования.
Указанный технический результат достигается за счет получения индексной оценки когнитивных функций лабораторных животных и является необходимым условием для построения прогноза вероятности когнитивных нарушений и/или улучшения клинического состояния пациентов в результате лечения с помощью инструментов математического моделирования. При этом использование исходного перечня отдельных показателей ориентировочно-исследовательского поведения в качестве оценочных не является корректным, в связи с отсутствием индексной шкалы, что снижает точность оценки и не позволяет получить прогнозные решения об эффективности лечения у пациентов. Поэтому в предлагаемом способе и была представлена необходимость построения интегральных индексов с учетом трех основных показателей когнитивного статуса, связанных с нарушением формирования памяти, то есть, функционального состояния мозга, оцениваемого как норма, если h=5 и, снижение когнитивных функций посредством нарушения механизмов формирования памяти при h ниже 4.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что поставленный технический результат обеспечивается за счет совокупности всех операций предлагаемого способа, их последовательности и режимов его реализации.
Способ оценки когнитивного индекса и нарушения памяти у лабораторных животных, включающий схему исследования пищевого поведения крыс в Т- или Ж-образном лабиринте, на основе разработки и последующего использования математической модели, описывающей зависимости числа взятий пищевого вознаграждения за 5 ежедневных побежек в день (q) и количества дней тестирования N(q) в лабиринте, где результат выражения N(q) = q принимают равным когнитивному индексу (h) животных, параметры, характеристики и условия которой удовлетворяют заданным требованиям: если взятий пищи (q) нет, то h = 0; если есть хотя бы одно взятие пищи (q), то h ≥ 1; когнитивный индекс (h) принимается равным числу взятий пищи q, которое является максимальным значением количества взятий пищи q за день (5 побежек), в каждый из которых возможное число за 5 побежек взятий пищи q, составляет не менее 5 раз (1 раз/побежка); когнитивный индекс (h) не может превышать числа, определяемого как максимальное значение взятий пищи, то есть, взятий пищи за 1 день тестирования=5 или общее количество взятий пищи за весь период тестирования, предусмотренное процедурой теста за 5 дней = 25; когнитивный индекс (h) не может превышать 5 взятий пищи за день тестирования, так как это максимальное количество взятий пищи за день, предусмотренное процедурой теста; когнитивный индекс (h) равен общему количеству взятий пищи (Np), если за каждый день тестирования (5 побежек) число взятий пищи не менее, чем q раз, то есть соответствует выражению h=Np(q)= 5; расчет когнитивного индекса (h) осуществляют по количеству дней в которые взятие пищи не менее 5 раз (NPq) и соответствует выражению NPq ≥ q.
При реализации предлагаемого способа осуществляют следующие операции в нижеуказанной последовательности:
1) Приручение крыс в течение недели перед процессом тестирования в условиях лабиринта с целью привыкания к прикосновению экспериментатора и исключения фактора страха во время процедуры обучения нахождения и взятия пищевого подкрепления. На протяжении 1-2 дней экспериментатор медленно, без резких движений опускает руки в клетку и приучает животных к прикосновениям (не более 5 мин/день), чтобы не вызывать реакции страха. На 3-4 дни приручения, экспериментатор медленно без резких движений опускает руки в клетку и медленно и плавно без резких движений поглаживает, обхватывает руками животных, приподнимает и помещает обратно в клетку (по очереди с каждым животным в течение 5-10 мин). Эту процедуру повторяют с 5 по 7 день, ненавязчиво увеличивая время удержания животного в руках.
2) Процедуру тестирования крыс осуществляют в течение 5 дней. В каждый день тестирования крыс помещают в лабиринт 5 раз (5 побежек), то есть дают 5 попыток для нахождения пищи в лабиринте, при этом каждый раз пищевое подкрепление помещают в один и тот же локус тест-системы. Оценивают когнитивные возможности (способность к обучению) по способности быстро (в пределах фиксированного времени) находить и брать пищевое подкрепление (решения когнитивной задачи). При этом просто нахождение без взятия пищи тестируемым животным не регистрируется как выполнение когнитивной задачи.
3) Регистрируют показатели обучения в установках Т- и Ж-образный лабиринт: «время достижения пищевого подкрепления», «число спонтанных подходов к пустым кормушкам (Ошибки)», «число взятий пищевого подкрепления».
4) Все результаты тестирования по дням для каждого животного вносят в сводную матрицу (см. Табл. 1) с указанием:
- абсолютного количества побежек с взятием пищи (q) за каждый день тестирования;
- выполнение когнитивной задачи в каждый день тестирования - представляется в виде бинарной переменной «выполнение/не выполнение задачи» (1-да, 0-нет) за каждый день тестирования;
- когнитивный индекса (h), рассчитанного для каждого животного за все дни тестирования - представляется как суммарный показатель выполнения когнитивной задачи (сумм Np(q)=5);
- дня консолидации памятного следа (норма 1-2 день) – формирование кратковременной памяти считается подтвержденным при условии 100% выполнения когнитивной задачи (Np(q)=5) со 2 по 5 день тестирования. В колонке указывается день консолидации памятного следа на основании анализа данных тестирования;
- нарушение формирования кратковременной памяти - представляется в виде бинарной переменной (1-да, 0-нет);
- нарушение формирования долговременной памяти - регистрируется при неполном выполнении когнитивной задачи по нахождению и взятию пищи в любой из дней после 2 дня тестирования (3, 4, 5) и представляется в виде бинарной переменной (1-да, 0-нет).
Существенным отличительным признаком заявляемого изобретения, достаточным для решения указанной технической проблемы и получения технического результата является создание и использование математической модели оценки когнитивного индекса (сумм h=Np(q) и показателей обучаемости крыс, включая частоту нарушения формирования кратковременной и долговременной памяти у грызунов на основе параметров и характеристик, регистрируемых в условиях Т- или Ж-лабиринта.
Существенным отличительным признаком заявляемого изобретения, достаточным для решения указанной технической проблемы и получения технического результата в виде относительной величины когнитивного индекса является создание и использование математической модели, описывающей зависимости числа взятий пищевого вознаграждения за 5 ежедневных побежек в день (q) и количестве дней тестирования N(q) в лабиринте, где N(q) = q принималась равной когнитивному индексу животных, обучаемых в среде тест-установок Т- или Ж-лабиринт, в соответствие с методом выработки пищедобывательного навыка и соблюдением требований: если взятий пищи (q) нет, то h = 0; если есть хотя бы одно взятие пищи (q), то h ≥ 1; когнитивный индекс (h) принимается равным числу взятий пищи q, которое является максимальным значением количества взятий пищи q за день (5 побежек), в каждый из которых возможное число за 5 побежек взятий пищи q, составляет не менее 5 раз (1 раз/побежка); когнитивный индекс (h) не может превышать числа, определяемого как максимальное значение взятий пищи, то есть, взятий пищи за 1 день тестирования=5 или общее количество взятий пищи за весь период тестирования, предусмотренное процедурой теста за 5 дней = 25; когнитивный индекс (h) не может превышать 5 взятий пищи за день тестирования, так как это максимальное количество взятий пищи за день, предусмотренное процедурой теста; когнитивный индекс (h) равен общему количеству взятий пищи (Np), если за каждый день тестирования (5 побежек) число взятий пищи не менее, чем q раз, то есть соответствует выражению h=Np(q)= 5; расчет когнитивного индекса (h) осуществляется по количеству дней в которые взятие пищи не менее 5 раз (NPq) и соответствует выражению NPq ≥ q.
Сущность изобретения как технического решения в совокупности с параметрами и характеристиками тестирования животных и соблюдением указанных требований модели когнитивного индекса для получения технического результата осуществляется по следующему алгоритму:
1. Исходные данные для расчёта h это данные по количеству взятию пищи за каждый день тестирования представить в виде таблицы:
Если есть взятие пищи (выполнение когнитивной задачи), то среди общего количества взятий пищи (N) имеются дни тестирования (или один день) с максимальным числом взятия пищи Mр, т.е. Mр = Max{ Nр1, Nр2, Nр3, … Nрn}.
2. Производится подсчёт количества Np, как количество дней, в которые взятие пищи было не менее 5 раз), результат может быть представлен в виде таблицы:
взятие пищи
не менее 5 раз (NPq)
3. Расчёт когнитивного индекса (h) – Среди общего количества дней в которые взятие пищи было не менее 5 раз (NPq) есть максимальное число q, для которого NPq ≥ q. Это число и есть когнитивный индекс (h), например,
Таким образом, в этом примере максимальное число q, для которого NPq ≥ q, равно 2, поэтому когнитивный индекс h = 2.
Для оценки когнитивных функций и нарушения памяти у лабораторных животных проводят сравнительный анализ когнитивных индексов экспериментальной, контрольной и модельной групп, при этом, если результат обучения соответствует выражению h=Np(q)= 5/день, то когнитивные функции тестируемого животного считаются соответствующими физиологической норме, если за 5 дней обучения q = 25, нарушение памяти оценивают на основании снижения числа нахождений и взятий пищевого подкрепления, то есть, h=Np(q)<5; степень снижения когнитивных способностей и определения нарушения механизмов кратковременной памяти оценивают, если снижение числа взятий пищевого подкрепления происходит между 1-м и 2-м днем обучения (по побежкам h=Np(q)<5 /день) и нарушения механизмов долговременной памяти, если снижение числа взятий пищевого подкрепления происходит в промежутке со 2-го по 5-й дни наблюдения и в целом составляет h=Np(q)<20/за 2-5 дни тестирования памяти крыс.
Пример конкретной реализации предлагаемого способа.
Экспериментальное обоснование заявленного способа провели на моделях «химически-индуцированного тератогенеза», «гемической гипоксии», «экспериментального диабета», «пренатальной алкоголизации», «табачного окуривания» у беременных крыс и одновременного применения препарата фабомотизол, обладающего анксиолитическими свойствами с последующей оценкой фармакологической коррекции индуцированного дефицита внимания и когнитивных способностей у потомства крыс, возникающего вследствие воздействия тератогенных факторов, путем сравнительной оценки экспериментальных данных, полученных при использовании заявляемого способа и существующего способа-прототипа метода оценки обучаемости в установках Т- и Ж-образный лабиринт.
Способ подтверждается примерами представления результатов сравнительной оценки контрольной и экспериментальных групп (табл. 1 – 5) по показателям «когнитивный индекс (h)», характеризующий совокупную оценку когнитивного статуса; «день консолидации памятного следа», характеризующий формирование кратковременной памяти тестируемых животных.
Сравнительный анализ результатов, характеризующих корригирующий эффект препарата лечения относительно повышения способности к обучению и снижению частоты нарушения кратковременной и долговременной памяти, которые были получены с использованием способа-прототипа и данных, рассчитанных с использованием модификации математической модели по заявляемому способу позволяет вполне обоснованно сделать выводы о преимуществе последнего.
Применение предлагаемого способа позволяет оценить влияние лекарственного средства на когнитивные функции животных на базе модификации математической модели N(q) ≈ const × q−1 и представить совокупную характеристику интеллектуальной деятельности в виде относительного количественного показателя обучаемости (h), обладающего высокой информативной значимостью и, может применяться в экспериментальной фармакологии и психологии для оценки безопасности лекарственных средств. В области доклинических исследований эмбриотоксичности и онтогенетической токсичности лекарственных средств этот способ дает возможность изучать функциональные нарушения центральной нервной системы у крыс, в частности, выявлять психические расстройства, обусловленные нарушением эмбрионального развития мозга.
Таблица 1
Пример сбора данных в виде сводной матрицы результатов за весь период тестирования животных в условиях установок Т- и Ж-лабиринт.
Таблица 2 а
Оценка показателей обучаемости половозрелых самцов (потомство F1) экспериментальных моделей пренатальной гемической гипоксии на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
Таблица 2 б
Оценка показателей обучаемости половозрелых самцов (потомство F1) экспериментальных моделей пренатальной гемической гипоксии на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
Таблица 2 в
Частотные показатели обучаемости потомства самцов (F1) экспериментальных моделей пренатальной гемической гипоксии на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
Таблица 3 а
Оценка показателей обучаемости половозрелых самцов (потомство F1) экспериментальных моделей пренатальной алкоголизации на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
Таблица 3 б
Оценка показателей обучаемости половозрелых самцов (потомство F1) экспериментальных моделей пренатальной алкоголизации на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
Таблица 3 в
Частотные показатели обучаемости потомства самцов (F1) экспериментальных моделей пренатальной алкоголизации на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
Таблица 4 а
Оценка показателей обучаемости половозрелых самцов (потомство F1) моделей экспериментального диабета на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
СД - стрептозотоциновый диабет
Таблица 4 б
Оценка показателей обучаемости половозрелых самцов (потомство F1) моделей экспериментального диабета на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
СД - стрептозотоциновый диабет
Таблица 4 в
Частотные показатели обучаемости потомства (F1) моделей экспериментального диабета на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
СД - стрептозотоциновый диабет
Таблица 5 а
Оценка показателей обучаемости половозрелых самцов (потомство F1) экспериментальных моделей пренатального окуривания на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
ТО – табачный дым
Таблица 5 б
Оценка показателей обучаемости половозрелых самцов (потомство F1) экспериментальных моделей пренатального окуривания на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
ТО – табачный дым
Таблица 5 в
Частотные показатели обучаемости потомства (F1) экспериментальных моделей пренатального окуривания на фоне фармакологической коррекции препаратом фабомотизол
ТО – табачный дым
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ И КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ | 2012 |
|
RU2551308C2 |
ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО, ОБЛАДАЮЩЕЕ НООТРОПНОЙ АКТИВНОСТЬЮ | 2007 |
|
RU2331432C1 |
Церебропротекторное средство | 2017 |
|
RU2648451C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КРЫС В ПРОБЛЕМНОЙ КАМЕРЕ ГРИГОРЬЕВА | 2015 |
|
RU2604048C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У БЕЛЫХ КРЫС | 2013 |
|
RU2535517C1 |
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД У МЕЛКИХ ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ | 2012 |
|
RU2497202C1 |
СРЕДСТВО, ОБЛАДАЮЩЕЕ АНКСИОЛИТИЧЕСКОЙ, НООТРОПНОЙ, ПРОТИВОСУДОРОЖНОЙ, АНТИДЕПРЕССИВНОЙ, ЦЕРЕБРОПРОТЕКТОРНОЙ АКТИВНОСТЬЮ И СПОСОБНОСТЬЮ НОРМАЛИЗОВАТЬ ПРОЦЕССЫ ПЕРЕДАЧИ В СИНАПСАХ МОЗГА | 2007 |
|
RU2335293C1 |
НОВЫЕ НУТРИЦЕВТИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ, СОДЕРЖАЩИЕ ЭКСТРАКТ STEVIA ИЛИ КОМПОНЕНТЫ ЭКСТРАКТА STEVIA, И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ | 2008 |
|
RU2519718C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ СТРЕССА | 2019 |
|
RU2717107C1 |
3β-(БЕНЗИЛОКСИ)-17α-МЕТИЛ-ПРЕГН-5-ЕН-20-ОН ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ЛЕЧЕНИИ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ | 2019 |
|
RU2796005C2 |
Изобретение относится к биологии и медицине. Исследование проводят в течение 5 дней у не менее 12 крыс. Определяют число взятия пищи за 5 ежедневных побежек в каждый из 5 дней исследования. При числе взятия пищи равном 5 за один день исследования определяют значение показателя выполнения когнитивной задачи равным 1. При числе взятия пищи менее 5 за один день исследования определяют значение показателя выполнения когнитивной задачи равным 0. Определяют когнитивный индекс за 5 дней исследования путем суммирования значений показателя выполнения когнитивной задачи за каждый день. Если когнитивный индекс за 5 дней исследования равен 4-5, то когнитивные функции исследуемого животного считают соответствующими физиологической норме. Нарушение памяти оценивают при значении когнитивного индекса менее 4-5. Определяют нарушение кратковременной памяти, если снижение числа взятий пищи происходит в 1 и 2 день исследования. Определяют нарушение долговременной памяти, если снижение числа взятий пищи происходит со 2-го по 5-й дни исследования. Способ позволяет оценить когнитивные функции и оптимизировать процесс экспериментального тестирования животных за счет дифференцирования показателей, характеризующих исключительно когнитивные параметры животных от их двигательно-ориентировочного поведения и расчета когнитивного индекса для сравнительной оценки степени когнитивных нарушений. 2 з.п. ф-лы, 2 ил., 5 табл., 1 пр.
1. Способ оценки когнитивных функций и нарушения памяти у лабораторных животных, который включает исследование выработки пищедобывательного навыка в условиях лабиринта за 5 ежедневных побежек в день, отличающийся тем, что исследование проводят в течение 5 дней у не менее 12 крыс, определяют число взятия пищи за 5 ежедневных побежек в каждый из 5 дней исследования, далее при числе взятия пищи равном 5 за один день исследования определяют значение показателя выполнения когнитивной задачи равным 1, при числе взятия пищи менее 5 за один день исследования определяют значение показателя выполнения когнитивной задачи равным 0, далее определяют когнитивный индекс за 5 дней исследования путем суммирования значений показателя выполнения когнитивной задачи за каждый день, при этом, если когнитивный индекс за 5 дней исследования равен 4-5, то когнитивные функции исследуемого животного считают соответствующими физиологической норме; нарушение памяти оценивают при значении когнитивного индекса менее 4-5: определяют нарушение кратковременной памяти, если снижение числа взятий пищи происходит в 1 и 2 день исследования, определяют нарушение долговременной памяти, если снижение числа взятий пищи происходит со 2-го по 5-й дни исследования.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что проводят исследование в условиях Т-образного лабиринта.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что проводят исследование в условиях Ж-образного лабиринта.
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ И КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ | 2012 |
|
RU2551308C2 |
СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ГЕМОПОЭЗА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2006 |
|
RU2317541C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КРЫС В ПРОБЛЕМНОЙ КАМЕРЕ ГРИГОРЬЕВА | 2015 |
|
RU2604048C1 |
МЕРЖАНОВА Г.Х | |||
Импульсивность, обучение и память | |||
Успехи физиологических наук | |||
T | |||
Устройство для выпрямления многофазного тока | 1923 |
|
SU50A1 |
Прибор для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1917 |
|
SU26A1 |
DEACON J | |||
T-maze alternation in the rodent | |||
Пломбировальные щипцы | 1923 |
|
SU2006A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
2023-11-28—Публикация
2022-12-23—Подача