ГИДРОПРИВОД МНОГОВИНТОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2023 года по МПК B64D35/04 B64C27/12 

Описание патента на изобретение RU2808657C1

Изобретение относится к области винтовых летательных аппаратов, а именно к трансмиссии многовинтового летательного аппарата.

Из существующего уровня техники известен летательный аппарат с гидравлическим приводом несущих винтов с фиксированным шагом лопастей (патент на полезную модель RU181367U1, B64C27/12, опубл. 11.07.2018). Каждый независимый контур привода содержит насосную станцию, включающую основной регулируемый насос и нерегулируемый насос подпитки с блоком обратно-предохранительных и редукционного клапанов, исполнительный гидромотор, приводящий во вращение соответствующий ему воздушный винт, напорные и сливные гидролинии.

Недостатком такого решения является увеличение массы летательного аппарата, обусловленное наличием четырех регулируемых насосов в гидросистеме с индивидуальными фильтрами.

Наиболее близким к заявленному техническому решению (прототипом) является многовинтовой летательный аппарат с гидравлическим приводом (патент на полезную модель RU205086U1, B64C 27/12, опубл. 28.06.2021), включающий основной регулируемый насос и нерегулируемый насос подпитки с блоком обратно-предохранительных и редукционного клапанов, четыре исполнительных гидромотора, связанные с соответствующим воздушным винтом, напорные и сливные гидролинии. За счёт использования одного регулируемого насоса для питания нескольких гидромоторов, такая компоновка позволяет облегчить массу летательного аппарата.

Недостатком прототипа является статическая ошибка, обусловленная взаимным влиянием контуров друг на друга при различной нагрузке на исполнительных гидродвигателях, которая может возникнуть вследствие неточности изготовления, неравномерного износа подшипников, изменении геометрии или шага винтов, а также при воздействии внешних возмущающих воздействий.

Задача изобретения – обеспечение нечувствительности к нагрузке многовинтового летательного аппарата путём внедрения в гидропривод чувствительной к нагрузке системы регулирования.

Техническим результатом заявляемого изобретения является исключение взаимного влияния контуров гидропривода друг на друга, повышение КПД и устойчивости полёта многовинтового летательного аппарата с сохранением массогабаритных характеристик.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в гидроприводе, содержащем насосную станцию, включающую основной регулируемый насос и насос подпитки с блоком обратно-предохранительных и редукционного клапанов, четыре гидромотора, выходной вал каждого из которых соединён с соответствующим ему воздушным винтом, напорные и сливные гидролинии, в отличие от прототипа дополнительно содержится чувствительная к нагрузке система регулирования, включающая клапаны постоянного перепада давления, дросселирующие золотникии клапаны «или», причем клапаны постоянного перепада давления соединены с дросселирующими золотниками, а также через клапаны «или» с регулятором насоса.

Технический результат достигается благодаря тому, что регулирование насоса осуществляется как по давлению, так и по расходу, что повышает КПД системы, клапаны постоянного перепада давления на дросселирующих распределителях поддерживают постоянный перепад давления, клапаны «или» отслеживают изменение давления на гидромоторах и передают его регулятору насоса, который соответствующим образом изменяет расход, обеспечивая тем самым независимость частоты вращения гидромоторов от действующих на них нагрузок.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена схема гидравлическая принципиальная гидропривода многовинтового летательного аппарата.

Гидропривод винтового летательного аппарата содержит насосную станцию 1 и четыре регулируемых гидромотора 2. В состав насосной станции 1 входят: основной регулируемый насос 3, предохранительный клапан 4, нерегулируемый насос подпитки 5 с обратными клапанами 6 и переливным клапаном 7, редукционный клапан 8, бак 9 и фильтр 10. Гидропривод содержит также систему регулирования, включающую регулятор насоса 11, клапаны постоянного перепада давления 12 и дросселирующие золотники 13, находящиеся в напорных линиях регулируемых гидромоторов2, клапаны «или» 14.

Основной регулируемый насос 3, соединённый с предохранительным клапаном 4 посредством напорных гидролиний, связан общим валом или через коробку отбора мощности с насосом подпитки 5, который соединен гидролинями с обратными клапанами 6, переливным клапаном 7, редукционным клапаном 8, баком 9, фильтром 10, контурами привода воздушных винтов, содержащих клапаны постоянного перепада давления 12, дросселирующие золотники 13 и гидромоторы2. Напорные линии каждого гидромотора, через клапаны «или» 14 соединены с регулятором 11 основного регулируемого насоса.

Гидропривод винтового летательного аппарата работает следующим образом. Рабочая жидкость из линии низкого давления подается насосом 3 к гидромоторам2. Регулирование подачи насоса 3 осуществляется электрогидравлическим регулятором 11. Каждый гидромотор2 имеет возможность дистанционно изменять характерный рабочий объем (частоту вращения вала гидромотора, а значит и частоту вращения несущего винта летательного аппарата). Предохранительный клапан 4 предотвращает поломку гидропривода вследствие перегрузки. Всасывая жидкость из бака 9 насос подпитки 5, через редукционный клапан 8 компенсирует объёмные утечки в гидромашинах и устранят возможные кавитационные процессы в системе. Переливной клапан 7 устанавливает максимальное давление подпитки, а обратные клапаны 6 предотвращают перетекание рабочей жидкости от областей с высоким давлением в области с низким давлением. При отсутствии сигналов управления пружины дросселирующих золотников 13 выставляют золотники в нейтральное положение (как показано на чертеже). Давление и расход от насоса поступают к дросселирующим золотникам 13, но так как проходные сечения золотников закрыты, то связанное с этим повышение давления, посредством воздействия на поршень управляющего цилиндра насоса 3 выводит насос на минимальную производительность, а гидромоторы2 не вращаются. При подаче управляющего сигнала на электромагниты дросселирующих золотников 13, золотники перемещаются пропорционально входящему сигналу, и рабочая жидкость поступает на вход гидромоторов, давление перед дросселирующими золотниками 13 падает, клапан постоянного перепада давления 12 фиксирует это падение давления и открывается, пропуская расход и создавая давление, достаточное для преодоления внешней нагрузки. В результате открытия клапана давление до него падает и поршень управляющего цилиндра регулятора 11 основного насоса 3 перемещается под действием силы натяжения пружины, рабочий объём насоса увеличивается. Под действием перепада давления частота вращения гидромоторов увеличивается пропорционально управляющему сигналу согласно программе управления. Номинальное давление в системе регулирования устанавливается в соответствии с текущей нагрузкой, для чего с помощью клапанов «или» 14, отбирается давление из наиболее нагруженного контура и сообщается на регулятор насоса 11. Регулятор выставляет давление питания, достаточное для преодоления внешней нагрузки и обеспечивающее наилучшие энергетические характеристики.

Заявляемое изобретение позволяет улучшить устойчивость полёта и энергетическую эффективность многовинтового летательного аппарата, за счет исключения взаимного влияния гидравлических контуров друг на друга, путем использования в гидроприводе чувствительной к нагрузке системы регулирования. Это позволяет обеспечить независимость работы привода при изменении нагрузки на выходных валах гидромоторов и необходимый индивидуальный расход и давление на каждый гидромотор.

Похожие патенты RU2808657C1

название год авторы номер документа
Мультироторная летающая платформа с гидроприводом вращения несущих винтов 2022
  • Феденков Владимир Васильевич
  • Титков Константин Олегович
  • Ершов Виктор Николаевич
  • Прохоров Георгий Анатольевич
  • Бадалин Дмитрий Сергеевич
RU2799957C1
РЕГУЛЯТОР ПОТОКА 2005
  • Гуцул Валерий Иванович
  • Егоров Андрей Анатольевич
  • Архипов Ростислав Семенович
RU2310104C2
РЕГУЛИРУЕМОЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СОЛНЕЧНОГО ТРЕКЕРА 2023
  • Целищев Владимир Александрович
  • Шайдаков Владимир Владимирович
  • Королева Диана Алексеевна
RU2803919C1
ГИДРОПРИВОД МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА СТОЙКИ ОПОРНО-ПОВОРОТНОГО УСТРОЙСТВА КРАНО-МАНИПУЛЯТОРНОЙ УСТАНОВКИ 2002
  • Богданов В.О.
  • Ененко А.Ю.
  • Конопкин А.Ф.
  • Лаптев А.В.
  • Мошкин В.С.
  • Мурзин В.К.
  • Неверов А.Г.
  • Оконьский А.Б.
  • Пырьев А.А.
  • Халиулин А.Г.
RU2252911C2
ОБЪЕМНО-ЗАМКНУТЫЙ ГИДРОПРИВОД 2006
  • Кокошкин Николай Николаевич
  • Маранцев Михаил Алексеевич
  • Хорохорин Борис Александрович
  • Чиркин Фёдор Владимирович
RU2318148C1
ГИДРООБЪЕМНЫЙ ПРИВОД ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И РЕВЕРСА ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ГИДРОМОТОРНЫЙ АГРЕГАТ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Коневалов В.В.
  • Коневалов Ф.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Пудовеев В.И.
RU2108507C1
ГИДРОПРИВОД САМОХОДНОЙ МАШИНЫ 2004
  • Королькевич Александр Викторович
  • Шевченко Василий Савельевич
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Резвинский Виктор Михайлович
RU2269429C1
Объемный гидропривод самоходной транспортной машины 1982
  • Канбаков Бектур Абуйрович
  • Кабиев Аскар Сериккалиевич
  • Кауц Альфред Генрихович
  • Райский Константин Константинович
  • Аюпова Куралай Мансуровна
  • Бейсекеев Аманжол
SU1079481A1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БРОНИРОВАННОЙ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННОЙ МАШИНЫ 2014
  • Панченко Станислав Федорович
  • Потапов Валерий Александрович
  • Прохоров Андрей Владимирович
  • Яковлев Анатолий Борисович
RU2553620C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ БЛОК РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ 2020
  • Гойдо Максим Ефимович
  • Бодров Валерий Владимирович
  • Багаутдинов Рамиль Мерсеитович
RU2730560C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 808 657 C1

Реферат патента 2023 года ГИДРОПРИВОД МНОГОВИНТОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к трансмиссии многовинтового летательного аппарата. Гидропривод содержит насосную станцию, включающую основной регулируемый насос и насос подпитки с блоком обратно-предохранительных и редукционного клапанов, четыре гидромотора, напорные и сливные гидролинии. Выходной вал каждого гидромотора соединён с соответствующим ему воздушным винтом. Дополнительно гидропривод содержит клапаны постоянного перепада давления, дросселирующие золотники и клапаны «или». Причем клапаны постоянного перепада давления соединены с дросселирующими золотниками, а также через клапаны «или» с регулятором насоса. Достигается улучшение устойчивости полёта и энергетическая эффективность многовинтового летательного аппарата. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 808 657 C1

Гидропривод, содержащий насосную станцию, включающую основной регулируемый насос и нерегулируемый насос подпитки с блоком обратно-предохранительных и редукционного клапанов, четыре исполнительных регулируемых гидромотора, выходной вал каждого из которых соединен с соответствующим воздушным винтом, напорные и сливные гидролинии, отличающийся тем, что дополнительно содержит чувствительную к нагрузке систему регулирования, включающую клапаны постоянного перепада давления, дросселирующие золотники и клапаны «или», причем клапаны постоянного перепада давления соединены с дросселирующими золотниками, а также через клапаны «или» с регулятором насоса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2808657C1

ЖАРОСТОЙКИЙ ПРОВОДНИК 1962
  • Ейльман Л.С.
  • Соломоник С.С.
  • Бибергаль Л.А.
  • Наги Э.А.
SU205086A1
Гидропривод для колесных транспортных машин 1982
  • Фихтнер Оскар Яковлевич
  • Кауц Альфред Генрихович
  • Кабиев Сериккали Куаталиевич
  • Багдасарян Рафик Арменакович
  • Коптелов Анатолий Андреевич
  • Кошеленко Геннадий Петрович
  • Невров Владимир Федорович
SU1096135A1
US 20230020058 A1, 19.01.2023
US 11084576 B2, 10.08.2021.

RU 2 808 657 C1

Авторы

Целищев Владимир Александрович

Целищев Дмитрий Владимирович

Хакимов Ильфат Салаватович

Даты

2023-11-30Публикация

2023-04-26Подача