Предлагаемое изобретение относится к технологии испытания смазочных масел и может использоваться для оценки их пригодности в качестве заменителей оригинальных масел в гидравлических устройствах или механизмах.
Гидравлические устройства и механизмы широко используются для передачи механической энергии с изменением показателей приложенной силы и применяются в многочисленных гидравлических системах, например: золотники и сервоклапаны газоперекачивающих агрегатов, блоки гидропневматического управления положением кранов магистральных газопроводов, управляющие клапаны, тормозные и амортизирующие механизмы, коробки передач и гидромуфты, приводы кранов грузоподъемных механизмов, рулевое управление транспортных средств и т.д. Использование этих устройств и механизмов требует правильно подобранной группы взаимозаменяемых между собой масел.
Стремительная трансформация отечественного рынка смазочных материалов рождает и преумножает проблему замены снятых с производства или не поставляемых на отечественный рынок масел. Расширяется проблема поиска заменителей и/или аналогов масел для сложной техники, имеющей гидрообъемные передачи, гидромеханические трансмиссии и гидроприводы, из ассортимента, впускаемого отечественной промышленностью, либо оставшихся на Российском рынке. Ввиду отсутствия данных заводов-изготовителей о соответствии потенциальных масел-заменителей штатному, растет необходимость корректной оценки совместимости смазочных масел для конкретного гидравлического устройства или механизма.
В настоящее время не существует универсального и общепринятого способа определения пригодности смазочного масла в качестве заменителя оригинального, а применение смазочного масла, не указанного в руководстве по эксплуатации любого технического устройства или механизма, возможно только при наличии одобрения изготовителем агрегата (двигателя, гидравлического механизма и т.п.). Одобрение заводом-изготовителем указывают в спецификации на смазочное масло путем соответствующей маркировки о том, что оно соответствует требованиям допуска завода-изготовителя. При этом указывается регистрационный номер допуска. В то же время срок реальной эксплуатации гидравлических устройств и механизмов зачастую значительно превышает заявленный изготовителем. Смазочное масло, подобранное когда-то в соответствии с необходимыми техническими характеристиками, перестает выпускаться, а ему на смену приходят новые масла, пригодность которых в качестве заменителей оригинального которых никто не гарантирует. В таком случае для оценки пригодности необходим универсальный и достоверный способ определения пригодности смазочного масла в качестве заменителя оригинального.
Масло в гидравлических устройствах и механизмах выполняет функцию смазки, передачи мощности, служит охлаждающей и рабочей средой. От реологических характеристик масла зависит правильность работы исполнительных механизмов, гидрораспределителей, предохранительных, переливных и редукционных клапанов, дросселей и др. механизмов. Химические свойства масла влияют на долговечность полимерных уплотнительных устройств, сальников и т.п.деталей. Таким образом, подбор масла - заменителя (аналога) является достаточно сложной комплексной задачей, при решении которой необходимо учитывать конструктивные особенности гидравлической системы, физические свойства масла в интервале эксплуатационных температур и его химические свойства, определяющие взаимодействие с материалами механизма.
Известен способ анализа и/или идентификации жидкостей (RU 2249811 С2 опубл. 10.04.2005). Изобретение касается инструментального анализа жидкостей и основывается на характерной физико-химической особенности совокупности микропримесей, определяющих состав продукта - способности поглощать и переизлучать оптическое излучение (люминесцировать).
Недостатком данного способа являются его ограниченность на установлении идентичности лишь химического состава жидкостей. Определяющим фактором оценки взаимозаменяемости является соответствие реологических и прочих физических характеристик жидкостей, которое остается неизученным.
Известна группа изобретений по усовершенствованию контроля параметров потока текучей среды (US 20190310122 А1 опубл. 10.10.2019), позволяющая на основе математической модели движения жидкости с учетом дифференциального давления и потерь на трение рассчитать одну или более характеристик потока.
Недостатком данного способа является использование значений вязкости потока, полученных математическими вычислениями из других параметров среды, что снижает достоверность получаемых данных. Кроме того, в соответствии с этим способом не учитывается состав текучей среды, который может иметь значительное влияние на параметры среды, например, на смачиваемость поверхности, вероятность вспенивания, и проявление тиксотропных свойств среды.
Известен способ определения совместимости моторных масел (SU 1525577 A1 опубл. 30.11.1989), основанный на сравнении количества остаточных лаковых отложений при нагреве до 250-350°С смеси аналогичных по объему проб двух различных масел, с количеством отложений при нагреве проб каждого из них по отдельности.
Недостатком данного способа является отсутствие контроля рядя физических параметров, оказывающих прямое влияние на оценку совместимости смазочных масел, например, вязкость в интервале рабочих температур, плотность, температура застывания, температура помутнения, кислотное число и тд. Кроме того, при реализации данного способа отсутствует контроль химического состава, что может оказать влияние на срок службы полимерных уплотнителей и прочих чувствительных к составу рабочей среды элементов гидросистемы.
Большая часть этих недостатков устранена в наиболее близком к заявляемому изобретению способе оценки совместимости различных турбинных масел (RU 2395084 C1 опубл. 20.07.2010). Известный способ основан на анализе смесей испытуемого масла со штатным маслом в соотношении 90:10, 50:50, 10:90 по ряду показателей, отражающих изменения фазовой устойчивости или смазывающих свойств смесей масел в широком интервале температур.
Недостатками данного способа являются: низкая достоверность способа за счет того, что способ не учитывает вязкостных характеристики и характеристики плотности исследуемого и штатного масел; область применения способа распространяется только на турбинные масла.
В результате проведенного информационного поиска ближайший аналог не был выбран.
Техническая проблема, решаемая предлагаемым изобретением - создание универсального и достоверного способа определения пригодности смазочного масла в качестве заменителя оригинального.
Технический результат от использования изобретения заключается в расширении области применения и повышении достоверности способа определения пригодности смазочного масла в качестве заменителя оригинального.
Указанный технический результат достигается тем, что в способ определения пригодности смазочного масла в качестве заменителя оригинального включает установление параметров системы для использования смазочного масла, измерение плотности испытуемого и штатного масел при 0°С, измерение кинематической вязкости испытуемого и штатного масел в интервале температур симметрично расширенном относительно рабочего интервала больше, чем на 5°С, построение температурно-вязкостных зависимостей, расчет неизвестных гидродинамических параметров системы для использования смазочного масла, расчет отклонения давления и времени однократной циркуляции заправочного объема в гидравлической магистрали при использовании испытуемого масла от давления и времени однократной циркуляции заправочного объема при использовании штатного масла, получение ИК-спектров испытуемого и штатного масел при толщине поглощающего слоя от 0,05 до 0,5 мм с фиксацией полос поглощения в диапазоне сканирования, включающем интервал от 700 см-1 до 3000 см-1, измерение высоты пика полосы обертона на длине волны 2728±16 см-1, измерение высот пиков полос поглощения полученных ИК-спектров относительно его нулевой линии, определение отношения высот пиков полос поглощения полученных ИК-спектров к измеренной высоте полосы обертона, нормирование значений отношений высот пиков полос поглощения полученных ИК-спектров испытуемого и штатного масел к измеренной высоте полосы обертона, расчет разности нормированных значений испытуемого и штатного масла.
Технический результат достигается также тем, что измерение кинематической вязкости испытуемого и штатного масел проводят в интервале температур от минус 30°С до 100°С, если для устройства или механизма интервал рабочих температур не изучен.
В качестве пояснения приводим следующее.
Из литературы [Чебунин А.Ф. Гидропривод транспортных и технологических машин: учеб. пособие /А.Ф. Чебунин. - 2-е изд., испр. - Чита: ЗабГУ, 2012.] известно, что гидросистема считается оптимально спроектированной, если потери давления в системе не превышают 6% от номинального давления в системе.
В литературе [Комисарик С.Ф. и др. Гидравлические объемные трансмиссии. - М.:ГНТИ МАШГИЗ, 1963] приводятся следующие характеристики работы масла в гидромоторах:
• рабочее давление - 210 кг/см2;
• объемный расход масла - 112 л/мин;
• КПД - 0,85;
• производительность насоса - 200 л/мин.;
• объем маслосистемы - 20 л;
• время однократной циркуляции маслосистемы 3 - 3,5 мин.
• линейная скорость масла в магистралях 4-5 м/сек.
По обобщенным данным в методической литературе [Апсин В.П., Удовин В.Г. Методические указания по гидравлическим расчетам. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 43 с] известны следующие характеристики работы гидромашин и их узлов:
• КПД - 0,6-0,98;
• номинальное давление в гидрораспределителе 16-32МПа;
• номинальное давление в дросселе 10-32Мпа;
• номинальное давление рукавов высокого давления 16-32Мпа;
• номинальный расход через гидрораспределитель 100-360 л/мин.;
• номинальный расход через дроссель 12 - 320 л/мин.;
• диаметр условного прохода клапанов давления 20-32 мм;
• диаметр условного прохода рукавов 10-32 мм;
Исходя из этого, в способе приняты критерии совместимости штатного и испытуемого масел.
Способ осуществляется следующим образом.
1. Устанавливают параметры системы для применения (использования) смазочного масла:
давление в насосной части (давление срабатывания перепускного клапана) - Р [кг/см2],
заправочный объем масла - "Vмб" [л],
средняя длина масляных магистралей - L [м],
средний диаметр трубопровода магистрали - d [мм],
время однократной циркуляции заправочного объема при температуре масла 100°С - t [мин]. При отсутствии данных о времени однократной циркуляции принимаем его равным 3 мин.
2. Измеряют плотность испытуемого и штатного масел при 0°С "ρ0" [кг/л] [г/мл] в соответствии с ГОСТ 3675-2014 «Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра».
3. Измеряют кинематическую вязкость испытуемого и штатного масел "ν" [мм2/с] в соответствии с ГОСТ 33-2016 «Нефть и нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической и динамической вязкости» в интервале температур, симметрично расширенном относительно рабочего интервала больше, чем на 5°С, предпочтительно больше, чем на 30°С, более предпочтительно на температуру от 50 до 60°С. В случае, если для устройства или механизма интервал рабочих температур не изучен, берут интервал от минус 30 до 100°С. Строят температурно-вязкостные кривые.
4. Рассчитывают неизвестные гидродинамических параметров системы: Объемный расход масла:
Вес масла в маслобаке:
Длина трубопровода:
Площадь сечения трубопровода:
Вязкость кинематическая при текущей температуре масла:
Плотность масла с учетом с учетом температурного коэффициента расширения:
Вязкость динамическая:
Объемный расход:
Линейная скорость потока:
Массовый расход:
Число Рейнольдса (расчет по кинематической вязкости): Re = (V*d)/v или Re = (Vr*d)/(ν*S).
Число Рейнольдса Re (расчет по динамической вязкости): Re = (ρ*V*d)/(η).
Коэффициент потерь на трение в потоке для турбулентного потока:
Коэффициент потерь на трение в потоке для ламинарного потока: λ = 64/Re.
Коэффициент Дарси для потока: Kd = λ*(L/d).
Потеря давления на длине трубопровода, расходуемая на преодоление сил внутреннего трения в жидкости:
Потеря давления на длине трубопровода, расходуемая на придание скорости потоку
Суммарное необходимое давление для реализации заданных параметров транспорта жидкости:
Давление в насосной части (определяется давлением срабатывания перепускного клапана) (1 кгс/см2=98066.52 Па): ΔР [Па] = "Р"[кг/см2] * 98066,52.
Высота гидростатического столба жидкости (напор), эквивалентный давлению в насосной части:
Линейная скорость потока в окончании магистрали:
Объемный расход:
Массовый расход:
Время однократной циркуляции заправочного объема:
5. Сопоставляют значения времени однократной циркуляции заправочного объема tп [мин], взятое в начале расчета и полученное в конце. В случае расхождения значений в первых трех значащих цифрах расчет повторяют, используя конечное значение tп в качестве начального. При соответствии конечного и начального значений tп строят график зависимости tп от температуры для штатного масла и каждого из потенциальных заменителей.
6. Проводят расчет отклонения давления ΔР и времени однократной циркуляции tп заправочного объема при использовании испытуемого масла по сравнению со штатным во всех точках исследуемого интервала температур. Время однократной циркуляции tц(MHH) заправочного объема при заданном давлении в насосной части гидроагрегата и отклонение давления в гидравлической магистрали Δ(ΔР) % при использовании испытуемого масла в процентах (%) от давления при использовании штатного масла представляются в графическом виде.
7. Проводят сравнительный анализ СГС штатного масла и испытуемого масла с использованием метода ИК-Фурье спектроскопии. Толщина поглощающего слоя в диапазоне от 0,05 до 0,5 мм, предпочтительно от 0,1 до 0,3 мм. Диапазон сканирования включает интервал сканирования от 700 до 3000 см-1, предпочтительно от 400 до 4000 см-1. После получения спектров полос поглощения измеряют их высот I, относительно нулевой линии спектра. Обязательным является измерение полосы обертона на длине волны по которому производят нормировку, так как он соответствует деформационным симметричным колебаниям С-Н связи в -СН3 группах.
В рамках нормировки полученных значений вычисляют отношения высот полос на спектре к высоте обертона
Проводят нормировку спектра по значениям отношений высот полос к высоте обертона 2728±16 см-1 путем деления каждого значения этого отношения на сумму значений отношений по всему спектру:
Рассчитывают степени совпадения спектральных профилей - вычитают нормированные высоты испытуемого масла из нормированных высот спектра штатного масла и суммируют полученные разности:
8. Делают вывод пригодности испытуемого масла в качестве заменителя штатного в соответствии с установленными критериями допустимости применения испытуемого масла, которые следуют из технических параметров гидроагрегатов и приемлемых значений их вариативности:
• изменение давления в гидросистеме не более и не менее чем на 10%; совпадение структурно-группового состава (различие спектрального профиля не превышает 5%) - испытуемое масло пригодно;
• изменение давления в гидросистеме не более и не менее чем на 20%; имеются различия в структурно-групповом составе - испытуемое масло пригодно для неответственных агрегатов и ограниченно пригодно для ответственных агрегатов;
• изменение давления в гидросистеме более и не менее чем на 20%; имеются существенные различия в структурно-групповом составе - испытуемое масло не пригодно.
Пример 1
В гидромеханической трансмиссии эксплуатируют штатное масло VW G052 0529 А2. Для него необходимо подобрать совместимое смазочное масло для последующей замены.
В качестве испытуемых представлены масла: МС8п; DCT; G055 529 А2; Transmax-Dual.
Исходные данные по параметрам гидросистемы вносят в Таблицу 1.
Измеряют плотность испытуемого масла и масел заменителей при 0°С в соответствии с ГОСТ 3675-2014. Измеряют кинематическую вязкость испытуемого масла и масел заменителей в интервале температур от 100°С до минус 30°С. Полученные значения вносят в Таблицу 1. Проводят расчет прочих гидродинамических параметров системы с штатным маслом и вносят полученные значения в Таблицу 1.
Параметры масла и гидравлической системы
Проводят аналогичный расчет прочих параметров системы для всех испытуемых масел. Рассчитывают отклонения давления ΔР и времени однократной циркуляции Δtu заправочного объема при использовании масла-заменителя по сравнению с оригинальным. Полученные данные отображены в Таблице 2.
Данные сравнения реологических характеристик масла в разрезе использования в
рассматриваемой системе
Время однократной циркуляции tц(MHH.) заправочного объема при заданном давлении в насосной части гидроагрегата и отклонение давления в гидравлической магистрали А(АР)% при использовании заменителей в % от давления при использовании оригинального масла представляют в графическом виде (Фиг. 1, 2).
На Фиг. 1 показано время однократной циркуляции заправочного объема масла через магистрали гидроагрегата при заданном давлении в насосной части tц (мин.) На Фиг. 2 показано отклонение давления в гидравлической магистрали Δ (ΔР) при использовании заменителя в % от давления при использовании оригинального масла G052 05 29 А2.
Сравнительный анализ СГС штатного и испытуемого масел проводят на основе данных ИК-спектроскопии (Фиг. 3). Данные о высотах полос поглощения отражены в Таблице 3. Отношения высот пиков к высоте обертона отражены в Таблице 4. Данные с учетом нормировки отражены в Таблице 5. Разность нормированных значений между штатным и испытуемом маслами отражена в Таблице 6.
На Фиг. 3 приведены спектры штатного масла G052529A2 и испытуемого масла.
Высоты пиков (Ii) на спектрах испытуемого и штатного масел
Отношение высот пиков к высоте обертона
Нормированные значения отношений высот пиков
к высоте обертона
Разность нормированных значений между испытуемым и штатным маслом
Заключение о совместимости испытуемых масел и штатного по СГС отражено в Таблице 7, по реологическим характеристикам в Таблице 8.
Заключение о совместимости масел по СГС
Заключение по реологическим характеристикам
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
Масло Castrol Transmax-Dual полностью пригодно в качестве заменителя оригинального VW G052 05 29 А2. Различие в реологических характеристиках во всем интервале эксплуатационных температур не превышает 10%; различие в углеводородном составе - не более 0,4%.
Масло DCT ограниченно пригодно в качестве заменителя оригинального VW G052 05 29 А2 при условии проверки резиновых уплотнений на стойкость к маслу DCT. Различие в реологических характеристиках во всем интервале эксплуатационных температур не превышает 15%; различие в углеводородном составе 49%.
Масла G055 529 А2 и МС8п не пригодны в качестве заменителей оригинального VW G052 05 29 А2 не совместим.
Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет осуществить достоверный способ определения пригодности смазочного масла в качестве заменителя оригинального за счет того, что подбор осуществляют с учетом двух разнокачественных параметров, обеспечивающих наибольшее соответствие штатному маслу по температурно-вязкостным характеристикам и структурно-групповому составу масел. При этом сравнение реологических характеристик производят в максимально-возможном интервале эксплуатационных температур, а не только при рабочей температуре гидроагрегата. Это позволяет учитывать поведение масла в гидравлической системе при экстремальных температурах в момент запуска, когда нагрузки на механизмы максимальные.
Сравнительный анализ структурно-группового состава испытуемого и штатного масла позволяет избежать трудоемких и длительных испытаний полимерных уплотнений гидроагрегатов на устойчивость к маслу-заменителю.
Используемый математический алгоритм сравнения спектральных профилей, особенностью которого является вычисление отношений интенсивностей пиков спектра к пику обертона 2728±16 см-1 полосы поглощения 1364±8 см-1, соответствующей деформационным симметричным колебаниям С-Н связи в -СН3 группах, и нормировки, позволяет нивелировать нестабильность работы электронных систем и детекторов ИК-спектрометра.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ получения реагента для повышения извлечения трудноизвлекаемых запасов углеводородов | 2023 |
|
RU2815115C1 |
КОМПОЗИЦИЯ КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКИ | 2008 |
|
RU2480516C2 |
Смазочная композиция | 1977 |
|
SU820664A3 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ВЕРТОЛЕТНЫХ АГРЕГАТАХ | 2001 |
|
RU2203312C1 |
4-Метилфеноксикарбонилметиловые эфиры @ , @ -диалкилдитиофосфорных кислот в качестве противоизносных и противозадирных присадок к смазочным маслам | 1984 |
|
SU1180370A1 |
Модифицированный атактический полипропилен в качестве многофункциональной присадки к смазочным маслам и способ его получения | 1990 |
|
SU1808827A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РАКА ЛЕГКОГО | 1995 |
|
RU2121679C1 |
ДИНОНИЛОКСИДИМЕТИЛСИЛОКСАН В КАЧЕСТВЕ ВЯЗКОСТНОЙ ПРИСАДКИ К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ | 1991 |
|
RU2015983C1 |
(μ-СТЕАРИНОВАЯ КИСЛОТА) ГЕКСАСТЕАРАТОЛАНТАН (III) ТРИГИДРАТ В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОИЗНОСНОЙ ПРИСАДКИ К МАСЛАМ | 2001 |
|
RU2191191C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВНОГО ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО РЕСУРСА СМАЗОЧНОГО МАСЛА | 2015 |
|
RU2595874C1 |
Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. Способ определения пригодности смазочного масла в качестве заменителя оригинального включает установление параметров системы для использования смазочного масла, измерение плотности испытуемого и штатного масел при 0°С, измерение кинематической вязкости испытуемого и штатного масел в интервале температур, симметрично расширенном относительно рабочего интервала больше чем на 5°С, построение температурно-вязкостных зависимостей, расчет объемного расхода масла, веса масла в маслобаке, длины трубопровода, площади сечения трубопровода, вязкости кинематической при текущей температуре масла, плотности масла с учетом температурного коэффициента расширения, вязкости динамической, объемного расхода, линейной скорости потока, массового расхода, числа Рейнольдса, рассчитанного по кинематической вязкости, числа Рейнольдса, рассчитанного по динамической вязкости, коэффициента потерь на трение в турбулентном потоке, коэффициента потерь на трение в ламинарном потоке, коэффициента Дарси для потока, потерь давления на длине трубопровода, расходуемой на преодоление силы внутреннего трения в жидкости, потери давления на длине трубопровода, расходуемой на придание скорости потоку, суммарного необходимого давления для реализации заданных параметров транспорта жидкости, давления в насосной части, высоты гидростатического столба жидкости, эквивалентного давлению в насосной части, линейной скорости потока в окончании магистрали, расчет объемного расхода, массового расхода и времени однократной циркуляции заправочного объема, сопоставление значения времени однократной циркуляции заправочного объема, взятого в начале расчета и полученного в конце, расчет отклонения давления и времени однократной циркуляции заправочного объема в гидравлической магистрали при использовании испытуемого масла от давления и времени однократной циркуляции заправочного объема при использовании штатного масла, получение ИК-спектров испытуемого и штатного масел при толщине поглощающего слоя от 0,05 до 0,5 мм с фиксацией полос поглощения в диапазоне сканирования, включающем интервал от 700 см-1 до 3000 см-1, измерение высоты пика полосы обертона на длине волны 2728±16 см-1, измерение высот пиков полос поглощения полученных ИК-спектров относительно его нулевой линии, определение отношения высот пиков полос поглощения полученных ИК-спектров к измеренной высоте полосы обертона, нормирование значений отношений высот пиков полос поглощения полученных ИК-спектров испытуемого и штатного масел к измеренной высоте полосы обертона, расчет разности нормированных значений испытуемого и штатного масла, после чего делают вывод о пригодности испытуемого масла в качестве заменителя штатного в соответствии с установленными критериями допустимости применения испытуемого масла, которые следуют из технических параметров гидроагрегатов и приемлемых значений их вариативности: при изменении давления в гидросистеме не более и не менее чем на 10%, совпадении структурно-группового состава - испытуемое масло пригодно; при изменении давления в гидросистеме не более и не менее чем на 20%, при наличии различий в структурно-групповом составе - испытуемое масло пригодно для неответственных агрегатов и ограниченно пригодно для ответственных агрегатов; при изменении давления в гидросистеме более и не менее чем на 20%, если имеются существенные различия в структурно-групповом составе - испытуемое масло не пригодно. Технический результат заключается в расширении области применения и повышении достоверности способа определения пригодности смазочного масла в качестве заменителя оригинального. 1 з.п. ф-лы, 8 табл., 3 ил., 1 пр.
1. Способ определения пригодности смазочного масла в качестве заменителя оригинального, включающий установление параметров системы для использования смазочного масла, измерение плотности испытуемого и штатного масел при 0°С, измерение кинематической вязкости испытуемого и штатного масел в интервале температур, симметрично расширенном относительно рабочего интервала больше чем на 5°С, построение температурно-вязкостных зависимостей, расчет объемного расхода масла, веса масла в маслобаке, длины трубопровода, площади сечения трубопровода, вязкости кинематической при текущей температуре масла, плотности масла с учетом температурного коэффициента расширения, вязкости динамической, объемного расхода, линейной скорости потока, массового расхода, числа Рейнольдса, рассчитанного по кинематической вязкости, числа Рейнольдса, рассчитанного по динамической вязкости, коэффициента потерь на трение в турбулентном потоке, коэффициента потерь на трение в ламинарном потоке, коэффициента Дарси для потока, потерь давления на длине трубопровода, расходуемой на преодоление силы внутреннего трения в жидкости, потери давления на длине трубопровода, расходуемой на придание скорости потоку, суммарного необходимого давления для реализации заданных параметров транспорта жидкости, давления в насосной части, высоты гидростатического столба жидкости, эквивалентного давлению в насосной части, линейной скорости потока в окончании магистрали, расчет объемного расхода, массового расхода и времени однократной циркуляции заправочного объема, сопоставление значения времени однократной циркуляции заправочного объема, взятого в начале расчета и полученного в конце, расчет отклонения давления и времени однократной циркуляции заправочного объема в гидравлической магистрали при использовании испытуемого масла от давления и времени однократной циркуляции заправочного объема при использовании штатного масла, получение ИК-спектров испытуемого и штатного масел при толщине поглощающего слоя от 0,05 до 0,5 мм с фиксацией полос поглощения в диапазоне сканирования, включающем интервал от 700 см-1 до 3000 см-1, измерение высоты пика полосы обертона на длине волны 2728±16 см-1, измерение высот пиков полос поглощения полученных ИК-спектров относительно его нулевой линии, определение отношения высот пиков полос поглощения полученных ИК-спектров к измеренной высоте полосы обертона, нормирование значений отношений высот пиков полос поглощения полученных ИК-спектров испытуемого и штатного масел к измеренной высоте полосы обертона, расчет разности нормированных значений испытуемого и штатного масла, после чего делают вывод о пригодности испытуемого масла в качестве заменителя штатного в соответствии с установленными критериями допустимости применения испытуемого масла, которые следуют из технических параметров гидроагрегатов и приемлемых значений их вариативности: при изменении давления в гидросистеме не более и не менее чем на 10%, совпадении структурно-группового состава - испытуемое масло пригодно; при изменении давления в гидросистеме не более и не менее чем на 20%, при наличии различий в структурно-групповом составе - испытуемое масло пригодно для неответственных агрегатов и ограниченно пригодно для ответственных агрегатов; при изменении давления в гидросистеме более и не менее чем на 20%, если имеются существенные различия в структурно-групповом составе - испытуемое масло не пригодно.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что измерение кинематической вязкости испытуемого и штатного масел проводят в интервале температур от минус 30°С до 100°С, если для устройства или механизма интервал рабочих температур не изучен.
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОВМЕСТИМОСТИ ТУРБИННЫХ МАСЕЛ | 2008 |
|
RU2395084C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ | 2013 |
|
RU2528083C1 |
Способ оценки состояния смазочного масла двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1663541A1 |
EA 201101410 A1, 30.08.2012 | |||
Способ экспресс-анализа присадок, смазочных материалов, технических жидкостей, включая отработанные (варианты) | 2019 |
|
RU2731818C1 |
DE 2831158 A1, 24.01.1980. |
Авторы
Даты
2023-12-05—Публикация
2023-03-27—Подача