Настоящее изобретение относится к области медицины, а именно к детской ортопедии и предназначено для ранней диагностики причин формирования сколиоза у детей.
Сколиоз - тяжелая патология опорно-двигательного аппарата, поражающая детей и подростков во всем мире. Заболевание встречается примерно у 0,2-0,6% от общего населения и составляет самую большую подгруппу искривлений позвоночника у человека (70-90% случаев всех известных сколиозов). При сколиозе формируется трехмерная деформация позвоночного столба, приводящая к образованию реберного горба, искривлению ребер и грудной клетки, асимметрии таза и нарушению развития внутренних органов. Главной особенностью заболевания является спонтанное развитие деформации во время роста ребенка и тенденция к прогрессированию. Сколиоз - не только ортопедическое заболевание, но и значительная косметическая, а, следовательно, психологическая и социальная проблема (Строкова Е.Л. и др., 2021).
Сколиоз - тяжелое прогрессирующее заболевание, характеризующееся трехплоскостной (фронтальной, сагиттальной и горизонтальной) деформацией позвоночного столба.
В связи с отсутствием в настоящее время понимания причин возникновения искривлений позвоночника их диагностика является описательной и не дает возможности для эффективной коррекции. Основной причиной появления сколиоза считается наследственность (Ситель А.Б., 2014 г., Бином).
Основными способами диагностики сколиоза является визуальный осмотр и рентгенография, причем, с момента внедрения в практическую медицину в начале 20-го века и до сегодняшнего дня предпочтение отдается рентгенографии позвоночника.
Широкое внедрение метода магнитно-резонансной томографии постепенно дает возможность заменить рентгенографию, но при этом остается описательный характер диагностики без указания причин возникновения сколиотических искривлений позвоночника.
При клиническом (описательном) осмотре ребенка, заключающемся в выявлении искривлений позвоночника без применения инструментов в положении наклона ребенка вперед, описываются отделы позвоночника с отклонением и ротацией позвонков (Ситель А.Б., 2014 г., Бином).
Диагноз в этом случае формулируется следующим образом: правосторонний грудо-поясничный сколиоз 1 степени, например. Часто используется термин «идиопатический», что означает по собственной причине, то есть по свойству позвоночника. Затем ребенок направляется на рентгенографию позвоночника, при описании снимка которой определяют градусы отклонений по различным методикам с целью классификации сколиоза по степени выраженности. Например, по Джону Роберту Коббу угол сколиоза высчитывается между линиями, проведенными через замыкательные пластинки нейтральных позвонков в месте их пересечения с вогнутой стороны сколиоза (Т.И. Величко, В.А. Лоскутов, И.В. Лоскутова, ЛФК и лечебное плавание в ортопедии, Академия Естествознания, 2014 г.).
Известен способ цифровой диагностики деформаций позвоночника (патент РФ №2392855, от 27.05.2010), включающий компьютерную обработку цифровых изображений пациента, отличающийся тем, что пациента устанавливают на фоне белой стены и для калибровки измерений справа от него на стене наносят две метки V1 и V2 на расстоянии 1000 мм и 1500 мм от пола строго вертикально друг над другом, на спине пациента вдоль позвоночника по остистым отросткам, определяемым на ощупь, ставят не менее семи точечных меток, после чего делают три снимка в трех проекциях - для первого снимка пациента устанавливают спиной к фотокамере так, чтобы метки V1 и V2 находились справа от спины пациента, для второго снимка - левым боком и для третьего - передом к фотокамере так, чтобы метки V1 и V2 находились справа от спины пациента, полученные снимки вводят в ЭВМ и обрабатывают с помощью компьютерной программы, получая при этом трехмерное схематичное изображение позвоночника с указанием величин отклонений от нормы, по которым диагностируют степень деформации позвоночника.
Недостатки данного способа в том, что носит описательный характер без указания причин формирования искривлений позвоночника.
Известен способ скрининговой диагностики нарушений опорно-двигательной системы (патент РФ №2532281 от 10.11.2014), включающий выполнение снимков пациента в различных плоскостях и проекциях, с определением размеров, направления осей, границ, асимметрии регионов тела и конечностей и последующим сравнением полученных данных с нормальными значениями соответствующих показателей, с учетом возраста и анамнеза пациента, и при определении отклонений, от которых диагностируют соответствующее нарушение опорно-двигательной системы, отличающийся тем, что выполняются цифровые снимки пациента в режиме 3D сканирования во фронтальной, сагиттальной, горизонтальной плоскостях и функциональные снимки в положении сгибания, прогиба назад, наклонов, ротации регионов туловища и конечностей, в условиях, позволяющих вычислить абсолютные размеры тела и его регионов, с помощью компьютера проводят количественный анализ и оценку размеров, направления осей, границ, асимметрии регионов туловища и конечностей с вычислением их линейных размеров, площади, рельефа, оценкой изменений длины региона, его перемещения, амплитуды его движения. Установка эталонных значений показателей опорно-двигательной системы выполняется вручную или автоматически в соответствии с программой диагностики.
Недостатки данного способа в том, что он носит описательный характер без указания причин формирования искривлений позвоночника.
Известен способ скринингового исследования для выявления признаков, характерных для сколиотической деформации (патент РФ №2638644, от 14.12.2017), включающий использование мобильной компьютерной техники, оснащенной акселерометром и фото/видеокамерой для выполнения снимков пациента с определением размеров, направления осей, границ, асимметрии регионов тела и последующим сравнением полученных данных с нормальными значениями соответствующих показателей, с учетом возраста и анамнеза пациента, и при определении отклонений, от которых диагностируют сколиоз, отличающийся тем, что выполняются цифровые снимки пациента во фронтальной плоскости в положении сгибания вперед, при этом снимки выполняют из положения со стороны головы и со стороны спины, при этом с помощью внутреннего акселерометра мобильной компьютерной техники устанавливают фото/видеокамеру по отношению к пациенту, а с помощью компьютера проводят количественный анализ и оценку асимметрии правой и левой половин туловища на разных уровнях позвоночника, где эта асимметрия выявляется, для этого производят автоматическое распознавание тела пациента с оценкой площади поперечного сечения и длины перпендикуляров от максимально выступающей части поверхности тела к линии горизонта на каждом уровне фото/видеосъемки, и оценкой угла наклона прямых, проведенных от максимально выступающих точек правой и левой половин туловища к остистым отросткам позвоночника к линии горизонта на этом уровне, а также оценкой угла наклона прямой, проведенной через максимально выступающие точки правой и левой половин туловища к линии горизонта. Установка эталонных значений показателей туловища выполняется вручную или автоматически в соответствии с программой диагностики.
Недостаток данного способа в том, что он носит описательный характер без указания причин формирования искривлений позвоночника.
Известен способ исследования для выявления признаков, характерных для сколиотической деформации (патент РФ №2745132 от 22.03.2021), включающий использование мобильной компьютерной техники, оснащенной акселерометром и фото/видеокамерой для выполнения снимков пациента во фронтальной плоскости в положении сгибания вперед, при этом снимки выполняют из положения со стороны головы и со стороны спины, при этом мобильную компьютерную технику ориентируют так, чтобы ее фото/видеокамера была ориентирована в пространстве перпендикулярно к линии горизонта, а для установки фото/видеокамеры используют внутренний акселерометр мобильной компьютерной техники, а с помощью компьютера проводят количественный анализ и оценку угла ротации туловища к линии горизонта, отличающийся тем, что при выполнении снимков на экране мобильной компьютерной техники обозначена вертикальная ось, по которой выставляют пациента так, чтобы вертикальная ось проходила через сагиттальную плоскость туловища, находящегося в положении сгибания, а на поверхность спины пациента нанесены горизонтальные линии, по изменению формы которых при сгибании вперед производят расчет ротации туловища, при этом основываются на значении предельно выступающих участков горизонтальных линий. Установка эталонных значений ротации туловища выполняется вручную или автоматически в соответствии с алгоритмом диагностики.
Недостатки данного способа в том, что он носит описательный характер без указания причин формирования искривлений позвоночника. Наиболее близким к заявляемому является способ диагностики сколиотических искривлений позвоночника путем клинического осмотра (Ситель А.Б., Мануальная терапия, 2014 г., Бином). Его суть состоит в том, что ребенка осматривают в положении стоя и при максимальном наклоне вперед, приблизительно отмечают степень искривления позвоночника и видимые несимметричности надплечий, лопаток, линий талии и таза.
Недостатком этого применяемого в настоящее время в практической медицине метода ранней диагностики сколиоза у детей является описательный характер без выявления причин появления искривлений, что не позволяет оценить риск дальнейшего прогрессирования искривлений и не позволяет выбрать адекватную тактику коррекции.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение является ранняя диагностика причин появления сколиоза у детей, что позволяет разработать эффективную персонализированную коррекцию для каждого ребенка.
Данная задача решается за счет того, что при осмотре проводят тестирование асимметрий в опорно-двигательном аппарате, например таких, как смещение суставных поверхностей в суставах шейного отдела позвоночника, разность длины нижних конечностей, разницу в силе длинных разгибателей спины; после выявления, в ходе тестирования, асимметрий в опорно-двигательном аппарате выбирают подходящую схему виртуального сколиоза для каждой из асимметрий; затем проводят построение суммарного виртуального сколиоза путем зарисовки всех полученных виртуальных сколиозов и определения угла наклона суммарного виртуального сколиоза таким образом, что углы наклона направленные в одну и ту же сторону суммируют, а направленные в противоположную сторону вычитают; проводят визуальное сравнение линии суммарного виртуального сколиоза и линии реального сколиоза, полученные, как при осмотре, так и по данным рентгенографических и других обследований; после окончательного совпадения суммарного виртуального и реального сколиозов осуществляют персонализированную коррекцию по устранению причин выявленных асимметрий.
Заявляемый способ позволяет с высокой точностью установить индивидуальные причины появления искривлений позвоночника у конкретного ребенка, что позволит проводить эффективную индивидуальную коррекцию заболевания на ранней стадии и предотвратить его прогрессирование.
Данный технический результат обусловлен тем, что при визуальном осмотре с помощью тестов выявляются асимметрии в анатомических структурах опорно-двигательного аппарата ребенка. Для каждой такой асимметрии разработаны авторские схемы виртуальных, то есть возможных при каждой из выявленных асимметрий сколиозов.
Виртуальный сколиоз - это сколиоз, который должен сформироваться для сохранения устойчивости при наличии асимметрии в опорно-двигательном аппарате. В случае, когда асимметрия одна, виртуальный сколиоз соответствует реальному, определяемому при осмотре или на рентгеновском снимке. Обычно же асимметрий бывает несколько и приходится оценивать влияние виртуальных сколиозов друг на друга, что приводит к построению суммарного виртуального сколиоза.
Сравнение суммарного виртуального сколиоза с реальным позволяет закончить диагностику в случае совпадения суммарного виртуального сколиоза с реальным. В случае несовпадения суммарного виртуального сколиоза с реальным необходимо продолжить поиск других асимметрий.
Появление искривлений позвоночника автор считает приспособительной реакцией организма к действию силы тяжести с целью повышения устойчивости с минимальными затратами мышечной работы. Устойчивость зависит от симметричности структур опорно-двигательного аппарата, поэтому любая асимметрия вызывает реакцию позвоночника в виде искривления с целью повышения устойчивости.
Таким образом, причинами появления сколиотических искривлений позвоночника являются асимметрии в опорно-двигательном аппарате.
При этом необходимо учитывать наличие всех имеющихся реальных асимметрий в опорно-двигательном аппарате, а не считать причиной сколиозов одну асимметрию. Например, некоторые авторы считают причиной сколиоза только асимметрию длинных разгибателей спины (В.В. Сердюк, Асимметрия тела. Сколиоз. Спинальный болевой синдром, Донецк, 2010 г.).
Для каждой асимметрии характерно конкретное искривление позвоночника, такой сколиоз я, в ходе моих исследований, стал называть виртуальным, то есть возможным. При наличии нескольких асимметрий формируется суммарный виртуальный сколиоз, как результат усиления или ослабления одного виртуального сколиоза другим.
Проведение тестов для определения конкретных асимметрий у осматриваемого ребенка позволяет понять причины формирования сколиоза и назначить эффективную коррекцию. После определения асимметрий и построения суммарного виртуального сколиоза необходимо сравнить его с реальным сколиозом, определяемым при визуальном осмотре или рентгенографии.
Совпадение суммарного виртуального сколиоза с реальным позволяет закончить диагностику и назначить эффективную коррекцию путем устранения выявленных асимметрий.
Коррекция всех выявленных асимметрий устраняет все причины появления сколиоза у ребенка, тогда как в настоящее время в лучшем случае проводится устранение одной асимметрии в зависимости от точки зрения специалиста на причину формирования сколиоза.
Например, если специалист считает причиной формирования сколиоза разную длину ног, то проводится только коррекция длины ног (Ситель А.Б., Мануальная терапия, Москва, Бином, 2013 г.), а если причиной считается разная сила длинных разгибателей спины, то проводится коррекция силы разгибателей спины (В.В. Сердюк, Асимметрия тела, сколиоз, Донецк, 2010 г.)
Таким образом, заявляемый способ позволяет выявить на раннем этапе развития сколиоза причины формирования искривлений позвоночника, что не позволяют сделать известные на настоящий момент способы диагностики.
Заявляемый способ иллюстрируется фиг. 1-12, на которых показаны основные схемы асимметрий и виртуальных сколиозов:
Фиг. 1. Схема идеального позвоночника, на которой при виде со спины 1 - линия горизонта, 2 - первый шейный позвонок, 3 - седьмой шейный позвонок, 4 - первый поясничный позвонок, 5 - левая тазовая кость, 6 - крестец, 7 - линия соединения головы и первого шейного позвонка, 8 - второй шейный позвонок, 9 - первый грудной позвонок, 10 - двенадцатый грудной позвонок, 11 - пятый поясничный позвонок, 12 - правая тазовая кость, 13 - правый тазобедренный сустав, 14 - правый коленный сустав, 15 - правый голеностопный сустав.
Фиг. 2. Схема 1А - асимметрия в суставах между головой и первым шейным позвонком, с поворотом головы вправо и наклоном вправо.
Фиг. 3 Схема 1В - виртуальный сколиоз при асимметрии по схеме 1А.
Фиг. 4. Схема 2А - асимметрия в суставах между головой, первым и вторым позвонками, с поворотом головы и первого позвонка вправо, наклоном головы вправо.
Фиг. 5. Схема 2В - виртуальный сколиоз при асимметрии по схеме 2А.
Фиг. 6. Схема 3А - асимметрия в виде смещения шестого шейного позвонка вправо, на которой 16 - шестой шейный позвонок.
Фиг. 7. Схема 3В - виртуальный сколиоз при асимметрии по схеме 3А.
Фиг. 8. Схема 4А - асимметрия по длине нижних конечностей, левая нога анатомически короче.
Фиг. 9. Схема 4В - виртуальный сколиоз при асимметрии по схеме 4А.
Фиг. 10. Схема 5А - асимметрия по длинным разгибателям спины, справа сильнее, на которой 17 - длинные разгибатели спины.
Фиг. 11. Схема 5В - виртуальный сколиоз при асимметрии по схеме 5А.
Фиг. 12. Схема 6С - суммарный виртуальный сколиоз при асимметрии по схемам 1А и 4А, на которой 18 - суммарный виртуальный сколиоз, 19 - виртуальный сколиоз по схеме 1В, 20 - виртуальный сколиоз по схеме 4В.
Подробное описание способа и примеры его клинического выполнения.
Во время визуального осмотра ребенка врач осуществляет тестирование для выявления асимметрий.
Тестирование заключается в проведении известных в мануальной терапии приемов активных и пассивных движений с оценкой симметричности этих движений (К. Левит, И. Захсе, В. Янда. Мануальная медицина, Москва, 1993 г.)
По параметрам частоты обнаружения и влияния на степень сколиоза асимметрий автор классифицирует их, как основные асимметрии и дополнительные.
Основные:
- смещение суставных поверхностей в суставах шейного отдела позвоночника;
- разная длина нижних конечностей;
- разная сила длинных разгибателей спины.
Дополнительные:
- смещение суставных поверхностей в суставах грудного и поясничного отделов позвоночника;
- врожденные особенности строения позвонков, крестца и тазовых костей;
- последствия травм;
- заболевания внутренних органов;
- стрессы с механизмом скручивания диафрагмы;
- заболевания нервной системы, изменяющие тонус мышц.
Каждой выявленной асимметрии соответствует конкретное виртуальное, то есть возможное, искривление позвоночника, взаимовлияние всех виртуальных сколиозов друг на друга, образует суммарный виртуальный сколиоз.
Построение суммарного виртуального сколиоза осуществляют на бумаге, используя заранее распечатанные схемы (фиг. 2-11), путем зарисовки всех виртуальных сколиозов, затем углы наклона направленные в одну и ту же сторону суммируются, а направленные в противоположную сторону вычитаются (фиг. 12). Степень виртуального сколиоза на данном этапе зависит от степени выраженности асимметрии примерно, в дальнейшем я планирую разработать компьютерные программы, которые будут подбирать степень виртуального сколиоза в углах по методике Кобба. С учетом полученного суммарного угла наклона примерно зарисовывается суммарный виртуальный сколиоз (например, фиг. 12).
Форма суммарного виртуального сколиоза сравнивается с обнаруженной при осмотре пациента формой реального сколиоза, для уточнения формы и степени реального сколиоза можно использовать данные рентгенограммы или МРТ. При полном совпадении направления наклона сколиоза и приблизительном совпадении степени искривления позвоночника реального сколиоза с суммарным виртуальным сколиозом диагностика заканчивается.
В случае несовпадения реального сколиоза с суммарным виртуальным назначают дополнительные инструментальные методы исследования (например, КТ, МРТ) для поиска дополнительных асимметрий.
Заявляемый способ ранней диагностики причин формирования сколиоза у детей можно представить в виде следующего алгоритма.
Шаг 1 - клинический осмотр ребенка с целью выявления наличия сколиоза. В начале осмотра необходимо оценить симметричность линий талии. Для этого в положении ребенка стоя с сомкнутыми стопами при визуальном осмотре со спины оценивается симметричность линий талии. Со стороны перекоса таза вверх угол талии больше, более выражена кожная складка. Асимметрия линий талии является достоверным показателем перекоса таза и сколиоза.
Шаг 2 - тестирование асимметрий. Для тестирования асимметрий в позвоночнике проводятся активные и пассивные движения в суставах позвоночника, сравнивается симметричность движений. Например, для тестирования движений в суставах между головой, первым и вторым позвонками голова наклоняется максимально вперед-вниз и проводятся активные и пассивные повороты головой в стороны.
Для определения асимметрии длинных разгибателей спины проводят тест на разгибание туловища в положении лежа на животе с фиксированными в упоре ногами. При наличии асимметрии длинных разгибателей спины, заметно отклонение туловища в стороны более сильных мышц во время, когда ребенок делает активные разгибания туловища.
Для определения разной длины ног проводят тест на совмещение внутренних лодыжек в положении лежа на животе.
Шаг 3 - выбор схем виртуальных сколиозов.
Для каждой асимметрии в структуре опорно-двигательного аппарата мною разработана схема виртуального сколиоза (фиг. 2-11). После выявления с помощью тестов, асимметрий в опорно-двигательном аппарате, выбирают подходящую схему (фиг. 2-11) с названием этой асимметрии.
Например, если выявлена разная длина ног, то при короткой левой ноге выбирается схема 4А (фиг. 8) - асимметрия по длине ног, короче левая нога. При короткой правой ноге применяется также схема 4А (фиг. 8), но с противоположным искривлением.
Затем выбирается схема 4В (фиг. 9) - виртуальный сколиоз при короткой левой ноге, при короткой правой учитывается изменение направления искривления.
Шаг 4 - составление суммарного виртуального сколиоза.
Все полученные виртуальные сколиозы делятся на две группы с отклонением вправо или влево в каждом отделе позвоночника. Линии сколиозов направленные в одну сторону усиливают суммарный сколиоз, направленные в разные стороны ослабляют. Линии зарисовывают на данном этапе примерно, складывая углы, направленные в одну сторону, и вычитая при направлении в разные стороны.
Шаг 5 - сравнение суммарного виртуального сколиоза с реальным.
Осуществляют визуальное сравнение линии суммарного виртуального сколиоза и линии сколиоза, полученные при осмотре (или, если имеются, по рентгенограммам/МРТ).
Шаг 6 - в случае совпадения линий суммарного виртуального сколиоза и реального сколиоза, диагностика завершается, в случае несовпадения продолжается поиск асимметрий.
Шаг 7 - после окончательного совпадения суммарного виртуального и реального сколиозов разрабатывается план коррекции, учитывающий выявленные причины сколиоза. Эффективная коррекция заключается в своевременном устранении асимметрий.
Работоспособность заявляемого способа подтверждается следующими клиническими примерами.
Пример 1
Ребенок А. К-цов, 10 лет, пол - мужской. Жалобы на нарушение осанки. При осмотре выявлены асимметрия линий талии, перекос таза вправо вверх, при наклоне вперед видна линия сколиоза по остистым отросткам позвонков следующего вида: в грудном отделе вправо, в поясничном влево.
При проведении тестов выявлена асимметрия в суставах между головой, первым и вторым позвонками, так как при максимальном наклоне головы вперед повороты в стороны не симметричны. Положение головы на первом позвонке характеризуется наклоном и поворотом вправо. Выбрана соответствующая схема асимметрий - схема 1А (фиг. 2) и схема 1В виртуального сколиоза при асимметрии схемы 1А. (фиг. 3). Выявлено анатомическое укорочение левое ноги на 0,5 сантиметра. Данные рентгенографии большеберцовых костей подтвердили укорочение. Выбрана соответствующая схема асимметрии 4А (фиг. 8) и виртуального сколиоза - схема 4В (фиг. 9).
Линии виртуальных сколиозов на схемах 1В и 4В направлены в одну сторону и поэтому суммарный виртуальный сколиоз по форме будет таким же как и на схемах, но большей степени выраженности - схема 6С (фиг. 12). Сравнение полученного суммарного виртуального сколиоза с реальным по данным рентгенографии показало их идентичность, что позволило закончить диагностику. Коррекция сколиоза заключалась в устранении асимметрии в шейном отделе позвоночника методом мануальной терапии, разница в длине ног устранена упражнением на растяжение и нагрузку на короткую ногу за 6 месяцев.
Пример 2
Ребенок Ю. И-ов, 9 лет, пол муж. Жалобы на нарушение осанки и на сколиоз 1 степени, угол 7 градусов по Коббу. Рентгенограмму сделали в связи с падением с дерева, по сколиозу ребенок не наблюдался. При осмотре выявлены асимметрия линий талии, перекос таза вправо вверх, при наклоне вперед видна линия сколиоза по остистым отросткам позвонков следующего вида: искривление в грудном отделе вправо, в поясничном влево.
При проведении тестов выявлена асимметрия в суставах между головой и первым и вторым позвонками, так как при максимальном наклоне головы вперед повороты головы в стороны не симметричны. Положение головы с наклоном вправо - схема 2А (фиг. 4). Выбрана соответствующая схема виртуального сколиоза - схема 2В (фиг. 5).
Коррекция сколиоза состояла из устранения асимметрии в шейном отделе позвоночника методами мануальной терапии.
Пример 3
Ребенок Е. Л-ой, 6 лет, пол муж. Жалобы на нарушение осанки. При осмотре выявлены асимметрия линий талии, перекос таза вправо вверх, при наклоне вперед видно искривление позвоночника в грудном отделе вправо, в поясничном влево.
При проведении тестов выявлена асимметрия в суставах между шестым и седьмым позвонками - схема 3А (фиг. 6). Выбрана соответствующая схема виртуального сколиоза 3В (фиг. 7). По данным рентгенографии подтверждается смещение шестого позвонка. Асимметрия корректировалась методами мануальной терапии.
Заявляемым методом обследовано 20 детей в возрасте от 6 до 12 лет с со сколиозами различной степени. Во всех случаях, благодаря использованию разработанных мною тестов, удалось точно диагностировать и установить причину сколиоза, что было верифицировано методами рентгенографии и МРТ.
Заявляемый способ позволяет с высокой точностью установить индивидуальные причины появления искривлений позвоночника у конкретного ребенка, что позволит проводить эффективную персонализированную коррекцию заболевания на ранней стадии и предотвратить его прогрессирование.
Способ найдет применение в практической работе врачей педиатров, ортопедов, неврологов, реабилитологов, врачей по лечебной физкультуре, мануальных терапевтов, остеопатов и может быть рекомендован к широкому применению.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ скрининг-диагностики состояния позвоночника у детей и подростков | 2023 |
|
RU2809449C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ | 2005 |
|
RU2334461C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ | 2001 |
|
RU2211017C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОВЕДЕНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ | 2017 |
|
RU2657195C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ ПРИ С-ОБРАЗНЫХ КИФОСКОЛИОЗАХ У ДЕТЕЙ ДОПУБЕРТАТНОГО И ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДОВ | 2015 |
|
RU2597407C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СТАТИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ ПОЗВОНОЧНИКА | 1997 |
|
RU2123835C1 |
Способ восстановительного лечения поражений в краниовертебральном сочленении позвоночника на уровне сустава С0/С1 | 2019 |
|
RU2728099C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ ПОЗВОНОЧНИКА И ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2329014C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕГЕНЕРАТИВНО-ДИСТРОФИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЯСНИЧНОГО, КРЕСТЦОВОГО ОТДЕЛОВ ПОЗВОНОЧНИКА ПО МЕТОДУ И.И.ПАЮКОВА | 1997 |
|
RU2108083C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДИСКОГЕННЫХ СКОЛИОЗОВ | 2010 |
|
RU2445131C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к детской ортопедии и предназначено для ранней диагностики причин формирования сколиоза у детей. При визуальном осмотре со спины оценивается симметричность линий талии, проводится тестирование асимметрий в опорно-двигательном аппарате, например, таких как смещение суставных поверхностей в суставах шейного отдела позвоночника, разность длины нижних конечностей, сила длинных разгибателей спины, для каждой из выявленных асимметрий подбирают схему виртуального сколиоза и выполняют построение суммарного виртуального сколиоза таким образом, что углы наклона виртуальных сколиозов, направленные в одну и ту же сторону, суммируются, а направленные в противоположную сторону вычитаются, проводят визуальное сравнение линии суммарного виртуального сколиоза и линии сколиоза, полученных при осмотре; после окончательного совпадения суммарного виртуального и реального сколиозов осуществляют персонализированную коррекцию по устранению причин выявленных асимметрий. Способ обеспечивает коррекцию всех выявленных асимметрий, устраняет все причины появления сколиоза у ребенка. 12 ил., 3 пр.
Способ диагностики сколиоза у детей, включающий проведение тестов для выявления асимметрий в опорно-двигательном аппарате с помощью активных и пассивных движений с оценкой симметричности этих движений, отличающийся тем, что проводят визуальный осмотр и определяют асимметрию линии талии, далее проводят тестирование асимметрии в суставах между головой, первым и вторым позвонками, при котором наклоняют голову максимально вперед-вниз и проводятся активные и пассивные повороты головой в стороны; затем определяют асимметрии длинных разгибателей спины, при котором разгибают туловище лёжа на животе с фиксированными в упоре ногами; затем определяют разную длину ног, при котором в положении лежа на животе совмещают внутренние лодыжки, далее для выявленных асимметрий подбирают схемы сколиозов, при этом при наличии асимметрии в суставах между головой и первым шейным позвонком выбирают схему по фигуре 3, при наличии асимметрии в суставах между головой, первым и вторым шейными позвонками, с поворотом головы и первого шейного позвонка вправо и наклоном головы вправо, выбирают схему по фигуре 5, при наличии асимметрии в виде смещения шестого шейного позвонка вправо выбирают схему по фигуре 7, при наличии асимметрии по длине нижних конечностей выбирают схему по фигуре 9, при наличии асимметрии по длинным разгибателям спины выбирают схему по фигуре 11, далее все полученные схемы сколиозов делят на две группы с отклонением вправо или влево в каждом отделе позвоночника, затем используя распечатанные схемы, зарисовывают на бумаге выбранные схемы сколиозов, при этом складывают углы по Коббу, направленные в одну сторону, и вычитают их при направлении в разные стороны, формируя суммарную схему сколиоза, по которой диагностируют форму и степень сколиоза.
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ | 2020 |
|
RU2745132C1 |
СПОСОБ СКРИНИНГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ | 2016 |
|
RU2638644C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО НАГРЕВАНИЯ | 1928 |
|
SU12410A1 |
Автоматические весы для сыпучих тел | 1929 |
|
SU26084A1 |
Способ рентгенодиагностики заболеваний позвоночника | 1980 |
|
SU942689A1 |
ШИЩУК В | |||
Д | |||
и др | |||
Ранняя диагностика и лечение сколиоза у детей : дис | |||
- Издательство СумГУ, 2003. |
Авторы
Даты
2023-12-06—Публикация
2022-07-22—Подача