Изобретение относится к области авиационных газотурбинных двигателей, в частности к форсажным камерам для турбореактивных двигателей, в том числе к стабилизаторам пламени, изготавливаемых методом литья или методом селективного лазерного сплавления.
Известна конструкция стабилизатора пламени, используемого в форсажной камере газотурбинного двигателя (А.А. Иноземцев, В.Л. Сандрацкий «Газотурбинные двигатели», ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь, 2006, стр. 356-360), в котором карбюратор и стабилизатор являются одной деталью.
Недостатком такой конструкции является то, что она не рассчитана на работу в составе двигателя 5 поколения, так как не обеспечивает температурную развязку между карбюратором и стабилизатором, что приводит к образованию трещин и нарушению работы форсажной камеры.
Цель изобретения - обеспечить компенсацию температурных расширений (температурную развязку) между стабилизатором и карбюраторами, возможность замены карбюраторов без замены стабилизатора для обеспечения ремонтопригодности, а также обеспечение легкого ремонта форсажной камеры (фронтового устройства) путем быстрой замены стабилизатора.
С целью повышения прочности и достижения заданного ресурса предлагается конструкция сборного стабилизатора пламени, состоящего из стабилизатора, радиального и кольцевого карбюраторов, выполненных методом литья или селективного лазерного сплавления, отличительной особенностью которого является конструкция и способ сборки, обеспечивающий компенсацию температурных расширений между стабилизатором и карбюраторами.
Указанная цель изобретения достигается тем, что стабилизатор пламени форсажной камеры газотурбинного двигателя содержит стабилизаторы, выполненные Т-образной формы, которые впоследствии собираются в кольцо, радиальный и кольцевой карбюраторы, изготовленные методом литья или селективного лазерного сплавления. Карбюраторы закреплены в двух точках, при этом в области воздухозаборников неподвижно, а вторая точка крепления к стабилизатору выполнена плавающей для компенсации разницы температурных расширений материалов посредством выполнения в стабилизаторе овальных отверстий и крепления карбюраторов в них с помощью пальцев, неподвижно закрепленных на карбюраторах, и колец, закрепленных на пальцах, но не имеющих точек крепления к стабилизатору.
Фиг. 1 - общий вид спереди стабилизатора
Фиг. 2 - общий вид сзади стабилизатора
Фиг. 3 - разрез места крепления карбюраторов
Фиг. 4 - место крепления карбюраторов
Фиг. 5 - схема расположения стабилизаторов в форсажной камере,
На чертежах
1. стабилизатор Т-образной формы
2. радиальный карбюратор
3. кольцевой карбюратор
4. воздухозаборник
5. палец
6. кольцо.
Стабилизатор изображен на фиг. 1,2 и состоит из стабилизатора 1 Т-образной формы, изготовленного методом литья или селективного лазерного сплавления, карбюраторов: радиального 2 и кольцевого 3, также изготовленных методом литья или селективного лазерного сплавления, пальцев 5 и колец 6.
Карбюраторы 2 и 3 крепятся с одной стороны к стабилизатору 1 жестко заклепками со стороны воздухозаборников 4 и с другой стороны - при помощи пальцев 5 и колец 6, при этом это соединение является плавающим для компенсации температурных напряжений, возникающих в материале во время работы двигателя. Пальцы 5 крепятся к карбюраторам 2 и 3 при помощи сварки.
На фиг. 3 представлен разрез стабилизатора в месте крепления, где показаны палец 5 и кольцо 6, это же место крупно представлено на фиг. 4. На фиг. 3,4 видно отверстие в стабилизаторе, которое выполнено овальным для возможности перемещения пальца 5, что компенсирует различные температурные перемещения материалов, из которых выполнены стабилизатор 1 и карбюраторы 2 и 3, так как в процессе работы они нагреваются до разных температур.
Стабилизаторы пламени (в сборе) установлены в форсажную камеру по схеме, представленной на фиг. 5 таким образом, что кольцевые части стабилизаторов составляют кольцо, образуют собой систему стабилизации пламени. В системе стабилизации пламени форсажной камеры газотурбинного двигателя фронтового устройства создается зона обратных токов, что обеспечивает полноту сгорания топлива, надежный запуск и устойчивость работы форсажной камеры в широком диапазоне режимов.
К преимуществам предлагаемой конструкции относятся:
1. Малый объем обработки деталей, так как заготовка, выращенная методом селективного лазерного сплавления, или отливка практически представляют собой готовую деталь;
2. Компенсация температурных напряжений между стабилизатором и карбюраторами.
Стабилизатор пламени форсажной камеры газотурбинного двигателя применяется в конструкции авиационных газотурбинных двигателей с форсажной камерой сгорания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СМЕШЕНИЕМ ПОТОКОВ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2366823C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2218471C1 |
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СО СТАБИЛИЗАТОРОМ ПЛАМЕНИ ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИИ | 2011 |
|
RU2472027C1 |
ПОВОРОТНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ АДАПТИВНОЙ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2022 |
|
RU2786873C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2229614C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2229616C1 |
АДАПТИВНАЯ ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2022 |
|
RU2786875C1 |
СКЛАДНАЯ ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА МАЛОРАЗМЕРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2024 |
|
RU2822340C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2247852C2 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ РАБОТЫ | 2021 |
|
RU2784569C1 |
Изобретение относится к области авиационных газотурбинных двигателей, в частности к форсажным камерам для турбореактивных двигателей, в том числе к стабилизаторам пламени, изготавливаемых методом литья или методом селективного лазерного сплавления. Стабилизатор пламени форсажной камеры газотурбинного двигателя содержит стабилизаторы, выполненные Т-образной формы, которые впоследствии собираются в кольцо, радиальный и кольцевой карбюраторы, изготовленные методом литья или селективного лазерного сплавления. Карбюраторы закреплены в двух точках, при этом в области воздухозаборников неподвижно, а вторая точка крепления к стабилизатору выполнена плавающей для компенсации разницы температурных расширений материалов посредством выполнения в стабилизаторе овальных отверстий и крепления карбюраторов в них с помощью пальцев, неподвижно закрепленных на карбюраторах, и колец, закрепленных на пальцах, но не имеющих точек крепления к стабилизатору. Технический результат - обеспечить компенсацию температурных расширений (температурную развязку) между стабилизатором и карбюраторами, возможность замены карбюраторов без замены стабилизатора для обеспечения ремонтопригодности, а также обеспечение легкого ремонта форсажной камеры (фронтового устройства) путем быстрой замены стабилизатора. 5 ил.
Стабилизатор пламени форсажной камеры газотурбинного двигателя, содержащий стабилизаторы, выполненные Т-образной формы, которые впоследствии собираются в кольцо, радиальный и кольцевой карбюраторы, изготовленные методом литья или селективного лазерного сплавления, отличающийся тем, что карбюраторы закреплены в двух точках, при этом в области воздухозаборников неподвижно, а вторая точка крепления к стабилизатору выполнена плавающей для компенсации разницы температурных расширений материалов посредством выполнения в стабилизаторе овальных отверстий и крепления карбюраторов в них с помощью пальцев, неподвижно закрепленных на карбюраторах, и колец, закрепленных на пальцах, но не имеющих точек крепления к стабилизатору.
А.А | |||
ИНОЗЕМЦЕВ, В.Л | |||
САНДРАЦКИЙ, "Газотурбинные двигатели", ОАО "Авиадвигатель", г | |||
Пермь, 2006, стр | |||
Приспособление для постепенного включения и выключения фрикционных муфт в самодвижущихся экипажах и т.п. | 1919 |
|
SU356A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СМЕШЕНИЕМ ПОТОКОВ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2366823C1 |
Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя | 2015 |
|
RU2614268C1 |
US 4592200 A1, 03.06.1986 | |||
КОЛЬЦЕВОЙ СТАБИЛИЗАТОР ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2022 |
|
RU2781459C1 |
Авторы
Даты
2023-12-22—Публикация
2023-03-09—Подача