СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2023 года по МПК F23R3/18 

Описание патента на изобретение RU2810187C1

Изобретение относится к области авиационных газотурбинных двигателей, в частности к форсажным камерам для турбореактивных двигателей, в том числе к стабилизаторам пламени, изготавливаемых методом литья или методом селективного лазерного сплавления.

Известна конструкция стабилизатора пламени, используемого в форсажной камере газотурбинного двигателя (А.А. Иноземцев, В.Л. Сандрацкий «Газотурбинные двигатели», ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь, 2006, стр. 356-360), в котором карбюратор и стабилизатор являются одной деталью.

Недостатком такой конструкции является то, что она не рассчитана на работу в составе двигателя 5 поколения, так как не обеспечивает температурную развязку между карбюратором и стабилизатором, что приводит к образованию трещин и нарушению работы форсажной камеры.

Цель изобретения - обеспечить компенсацию температурных расширений (температурную развязку) между стабилизатором и карбюраторами, возможность замены карбюраторов без замены стабилизатора для обеспечения ремонтопригодности, а также обеспечение легкого ремонта форсажной камеры (фронтового устройства) путем быстрой замены стабилизатора.

С целью повышения прочности и достижения заданного ресурса предлагается конструкция сборного стабилизатора пламени, состоящего из стабилизатора, радиального и кольцевого карбюраторов, выполненных методом литья или селективного лазерного сплавления, отличительной особенностью которого является конструкция и способ сборки, обеспечивающий компенсацию температурных расширений между стабилизатором и карбюраторами.

Указанная цель изобретения достигается тем, что стабилизатор пламени форсажной камеры газотурбинного двигателя содержит стабилизаторы, выполненные Т-образной формы, которые впоследствии собираются в кольцо, радиальный и кольцевой карбюраторы, изготовленные методом литья или селективного лазерного сплавления. Карбюраторы закреплены в двух точках, при этом в области воздухозаборников неподвижно, а вторая точка крепления к стабилизатору выполнена плавающей для компенсации разницы температурных расширений материалов посредством выполнения в стабилизаторе овальных отверстий и крепления карбюраторов в них с помощью пальцев, неподвижно закрепленных на карбюраторах, и колец, закрепленных на пальцах, но не имеющих точек крепления к стабилизатору.

Фиг. 1 - общий вид спереди стабилизатора

Фиг. 2 - общий вид сзади стабилизатора

Фиг. 3 - разрез места крепления карбюраторов

Фиг. 4 - место крепления карбюраторов

Фиг. 5 - схема расположения стабилизаторов в форсажной камере,

На чертежах

1. стабилизатор Т-образной формы

2. радиальный карбюратор

3. кольцевой карбюратор

4. воздухозаборник

5. палец

6. кольцо.

Стабилизатор изображен на фиг. 1,2 и состоит из стабилизатора 1 Т-образной формы, изготовленного методом литья или селективного лазерного сплавления, карбюраторов: радиального 2 и кольцевого 3, также изготовленных методом литья или селективного лазерного сплавления, пальцев 5 и колец 6.

Карбюраторы 2 и 3 крепятся с одной стороны к стабилизатору 1 жестко заклепками со стороны воздухозаборников 4 и с другой стороны - при помощи пальцев 5 и колец 6, при этом это соединение является плавающим для компенсации температурных напряжений, возникающих в материале во время работы двигателя. Пальцы 5 крепятся к карбюраторам 2 и 3 при помощи сварки.

На фиг. 3 представлен разрез стабилизатора в месте крепления, где показаны палец 5 и кольцо 6, это же место крупно представлено на фиг. 4. На фиг. 3,4 видно отверстие в стабилизаторе, которое выполнено овальным для возможности перемещения пальца 5, что компенсирует различные температурные перемещения материалов, из которых выполнены стабилизатор 1 и карбюраторы 2 и 3, так как в процессе работы они нагреваются до разных температур.

Стабилизаторы пламени (в сборе) установлены в форсажную камеру по схеме, представленной на фиг. 5 таким образом, что кольцевые части стабилизаторов составляют кольцо, образуют собой систему стабилизации пламени. В системе стабилизации пламени форсажной камеры газотурбинного двигателя фронтового устройства создается зона обратных токов, что обеспечивает полноту сгорания топлива, надежный запуск и устойчивость работы форсажной камеры в широком диапазоне режимов.

К преимуществам предлагаемой конструкции относятся:

1. Малый объем обработки деталей, так как заготовка, выращенная методом селективного лазерного сплавления, или отливка практически представляют собой готовую деталь;

2. Компенсация температурных напряжений между стабилизатором и карбюраторами.

Стабилизатор пламени форсажной камеры газотурбинного двигателя применяется в конструкции авиационных газотурбинных двигателей с форсажной камерой сгорания.

Похожие патенты RU2810187C1

название год авторы номер документа
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СМЕШЕНИЕМ ПОТОКОВ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Потапов Алексей Юрьевич
  • Снатенков Борис Андреевич
  • Скибин Владимир Алексеевич
  • Горбатко Алексей Алексеевич
  • Кудрявцев Авенир Васильевич
  • Башашкин Роман Валерьевич
RU2366823C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Белоусов В.А.
  • Демкин Н.Б.
  • Наумов А.Н.
  • Иванов П.Г.
  • Окроян М.О.
RU2218471C1
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СО СТАБИЛИЗАТОРОМ ПЛАМЕНИ ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИИ 2011
  • Кишалов Александр Евгеньевич
  • Мыльников Владимир Сергеевич
RU2472027C1
ПОВОРОТНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ АДАПТИВНОЙ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2022
  • Корняков Антон Андреевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мухин Андрей Николаевич
  • Сиденко Владимир Владимирович
RU2786873C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Андреев А.В.
RU2229614C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Андреев А.В.
RU2229616C1
АДАПТИВНАЯ ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2022
  • Кириченко Юрий Олегович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мухин Андрей Николаевич
  • Сиденко Владимир Владимирович
RU2786875C1
СКЛАДНАЯ ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА МАЛОРАЗМЕРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2024
  • Медведев Илья Борисович
  • Потифоров Анатолий Иванович
RU2822340C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Андреев А.В.
  • Колесниченко В.Г.
RU2247852C2
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ РАБОТЫ 2021
  • Варсегов Владислав Львович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мингазов Билал Галавтдинович
  • Мухин Андрей Николаевич
  • Сыченков Виталий Алексеевич
RU2784569C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 810 187 C1

Реферат патента 2023 года СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиационных газотурбинных двигателей, в частности к форсажным камерам для турбореактивных двигателей, в том числе к стабилизаторам пламени, изготавливаемых методом литья или методом селективного лазерного сплавления. Стабилизатор пламени форсажной камеры газотурбинного двигателя содержит стабилизаторы, выполненные Т-образной формы, которые впоследствии собираются в кольцо, радиальный и кольцевой карбюраторы, изготовленные методом литья или селективного лазерного сплавления. Карбюраторы закреплены в двух точках, при этом в области воздухозаборников неподвижно, а вторая точка крепления к стабилизатору выполнена плавающей для компенсации разницы температурных расширений материалов посредством выполнения в стабилизаторе овальных отверстий и крепления карбюраторов в них с помощью пальцев, неподвижно закрепленных на карбюраторах, и колец, закрепленных на пальцах, но не имеющих точек крепления к стабилизатору. Технический результат - обеспечить компенсацию температурных расширений (температурную развязку) между стабилизатором и карбюраторами, возможность замены карбюраторов без замены стабилизатора для обеспечения ремонтопригодности, а также обеспечение легкого ремонта форсажной камеры (фронтового устройства) путем быстрой замены стабилизатора. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 810 187 C1

Стабилизатор пламени форсажной камеры газотурбинного двигателя, содержащий стабилизаторы, выполненные Т-образной формы, которые впоследствии собираются в кольцо, радиальный и кольцевой карбюраторы, изготовленные методом литья или селективного лазерного сплавления, отличающийся тем, что карбюраторы закреплены в двух точках, при этом в области воздухозаборников неподвижно, а вторая точка крепления к стабилизатору выполнена плавающей для компенсации разницы температурных расширений материалов посредством выполнения в стабилизаторе овальных отверстий и крепления карбюраторов в них с помощью пальцев, неподвижно закрепленных на карбюраторах, и колец, закрепленных на пальцах, но не имеющих точек крепления к стабилизатору.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2810187C1

А.А
ИНОЗЕМЦЕВ, В.Л
САНДРАЦКИЙ, "Газотурбинные двигатели", ОАО "Авиадвигатель", г
Пермь, 2006, стр
Приспособление для постепенного включения и выключения фрикционных муфт в самодвижущихся экипажах и т.п. 1919
  • Сабанеев К.Д.
SU356A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СМЕШЕНИЕМ ПОТОКОВ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Потапов Алексей Юрьевич
  • Снатенков Борис Андреевич
  • Скибин Владимир Алексеевич
  • Горбатко Алексей Алексеевич
  • Кудрявцев Авенир Васильевич
  • Башашкин Роман Валерьевич
RU2366823C1
Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя 2015
  • Бурдачев Дмитрий Александрович
  • Лосев Александр Иванович
RU2614268C1
US 4592200 A1, 03.06.1986
КОЛЬЦЕВОЙ СТАБИЛИЗАТОР ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2022
  • Мухин Андрей Николаевич
  • Пузов Сергей Николаевич
  • Сорокин Андрей Артурович
RU2781459C1

RU 2 810 187 C1

Авторы

Корлюк Евгений Александрович

Соколова Ирина Юрьевна

Шкуратовская Оксана Григорьевна

Даты

2023-12-22Публикация

2023-03-09Подача