Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам юстировки оптических средств, устанавливаемых на зенитных средствах с целью решения задач топогеодезической подготовки стрельбы.
Уровень техники
В настоящее время одним из основных мероприятий топогеодезической подготовки стрельбы зенитного средства является определение его дирекционного угла, численное значение которого используется для согласования всех элементов зенитного комплекса в рамках единой системы управления огнем. В качестве базового элемента для решения этой задачи применяется штатный оптический визир с поворотной угломерной шкалой, нулевые значения которой соответствуют совпадению оптической оси визира и продольной оси зенитного средства, на котором этот визир установлен. Используя данные угломерной шкалы, показывающие отклонение линии визирования от продольной оси при направлении окуляра визира на выбранный ориентир, производится расчет дирекционного угла. Таким образом, корректность получаемых результатов напрямую зависит от начальной установки оптического визира на зенитное средство, подразумевающей, что оптическая ось визира совпадает с продольной осью зенитного средства или параллельна ей.
Существует способ согласования линии визирования оптического прибора с продольной осью наземного транспортного средства (патент RU №2657334, опубликованный 13.06.2018. Бюл. №17), заключающийся в том, что транспортное средство устанавливают на юстировочном участке, горизонтируют визир, выставляют его нулевые отсчеты при наведении его на перекрестие юстировочной мишени, определяют азимут, вычисляют исходные поправок на угловые показания, для их ввода в программно-аппаратный комплекс наземного транспортного средства. После установки наземного транспортного средства на юстировочном участке, определяют его центры на шасси автомобиля и отмечают их рисками, на которых размещают отвесы так, чтобы нити грузов располагались в одной плоскости с продольной осью наземного транспортного средства. При невыполнении данного условия, используя подъемные устройства, вывешивают шасси до совмещения нитей отвесов с плоскостью. Юстировочную мишень устанавливают так, чтобы вертикальная плоскость, проходящая через ось симметрии наземного транспортного средства, совпадала с осью симметрии линий наведения его продольной оси на юстировочной мишени. Вертикальное положение юстировочной мишени выставляют по отвесу, ее высота установки определяется заданным размером установки визира на наземном транспортном средстве. Установку мишени производят с помощью перископической артиллерийской буссоли следующим образом: устанавливают буссоль на расстоянии не менее 25 метров между наземным транспортным средством и мишенью, добиваются грубого совмещения линий отвесов с вертикальной линией перекрестия буссоли перемещением треноги, после совмещения фиксируют и горизонтируют положение буссоли, совмещают вертикальную линию перекрестия со створом двух отвесов, устанавливают нулевое положение угломерного механизма буссоли, повертывают буссоль на 180°, наблюдая в окуляр буссоли, устанавливают котировочную мишень так, чтоб совпадали вертикальные линии перекрестия буссоли и перекрестия линии наведения продольной оси наземного транспортного средства мишени, горизонтируют визир за счет механизма горизонтирования, совмещают перекрестие сетки прибора с перекрестием линий наведения визира на юстировочной мишени, далее выполняют привязку инерциальной навигационной системы к нулевому отсчету визира, как определение исходной поправки угла азимута, определенного с помощью оптического визира для ее учета в специальном программном обеспечении программно-аппаратного комплекса.
Несмотря на несомненные достоинства предлагаемого подхода, тем не менее, существенным недостатком является сложность его реализации, связанная с необходимостью наличия юстировочной мишени и установки буссоли на линии, соответствующей продольной оси транспортного средства. Конструкция зенитных средств не позволяет наблюдать отвесы, размещенные на противоположных сторонах транспортного средства таким образом, чтобы нити грузов располагались в одной плоскости с продольной осью транспортного средства.
Техническая задача заключается в повышении эффективности работы, проводимой при юстировке штатного оптического визира, установленного на базовом шасси зенитного средства.
Техническим результатом является достижение параллельности линии визирования штатного оптического визира при нулевой установке его шкал относительно продольной оси базового шасси зенитного средства с меньшей трудоемкостью и временными затратами.
Раскрытие сущности изобретения
Для достижения такого технического результата в предлагаемом способе, включающем проведение регулировочных работ при юстировании оптического прибора, зенитное средство устанавливают на площадку с уклоном от минус четырех градусов до плюс четырех градусов, горизонтируют оптический прибор - штатный визир за счет его штатных механизмов горизонтирования, устанавливают его нулевые отсчеты, на правом и левом углах носовой части базового шасси закрепляют одними концами равной длины первый и второй тросики соответственно, вторые концы тросиков соединяют между собой с образованием равнобедренного треугольника с основанием в носовой части базового шасси, определяют середину носовой части шасси, совпадающую с серединой основания равнобедренного треугольника и образующую с вершиной равнобедренного треугольника линию продольной оси базового шасси, при этом длину тросиков определяют исходя из возможности удаления вершины равнобедренного треугольника на расстояние не менее 10 метров от носовой части шасси, в вершине треугольника устанавливают лазерный нивелир, совмещают вертикальную лазерную линию нивелира с меткой середины носовой части шасси при нулевой установке его угломерных шкал, при взаимном направлении лазерной вертикальной линии нивелира и вертикальной линии оптического визира на оптические центры друг друга снимают значения углов угломерных шкал оптического визира и лазерного нивелира, при разных значениях углов, определяющих рассогласование линии визирования оптического визира с продольной осью шасси зенитного средства, корректируют расположение штатного оптического визира относительно места крепления до устранения рассогласования в значениях углов угломерных шкал оптического визира и лазерного нивелира.
Краткое описание чертежей
Предлагаемый способ поясняется фигурой, на которой показаны базовое шасси 1 зенитного средства, оптический прибор - штатный визир 2, установленный на шасси 1, равной длины первый 3 и второй 4 тросики, равнобедренный треугольник ABC с основанием АВ в носовой части базового шасси 1, середина Д носовой части шасси, совпадающая с серединой основания равнобедренного треугольника, продольная ось 5 базового шасси 1, лазерный нивелир 6, вертикальная лазерная линия 7 нивелира 6, линия визирования 8 оптического визира 2, углы α и β угломерных шкал лазерного нивелира 6 и оптического визира 2 соответственно.
Осуществление изобретения
Способ согласования линии визирования оптического прибора с продольной осью базового шасси зенитного средства осуществляют в следующей последовательности.
Зенитное средство с базовым шасси 1 устанавливают на площадку с уклоном от минус четырех градусов до плюс четырех градусов, горизонтируют оптический прибор - штатный визир 2 за счет его штатных механизмов горизонтирования, выставляют нулевые отсчеты визира 2. На правом А и левом В углах носовой части шасси 1 закрепляют одними концами первый 3 и второй 4 тросики, вторые концы которых соединяют между собой с образованием равнобедренного треугольника ABC с основанием АВ в носовой части базового шасси 1, определяют середину Д носовой части шасси, совпадающую с серединой основания равнобедренного треугольника и образующую с вершиной С равнобедренного треугольника линию продольной оси 5 базового шасси 1. При этом длину тросиков 3, 4 определяют исходя из возможности удаления вершины равнобедренного треугольника ABC на расстояние не менее 10 метров от носовой части шасси, что обеспечивает необходимую точность измерения. В вершине С треугольника устанавливают лазерный нивелир 6 и совмещают вертикальную лазерную линию 7 нивелира с меткой середины Д носовой части шасси при нулевой установке его угломерных шкал. Это соответствует направлению лазерного луча нивелира вдоль продольной оси 5 базового шасси 1 при нулевом значении его угломерной шкалы.
При взаимном направлении лазерной вертикальной линии нивелира и вертикальной линии оптического визира на оптические центры друг друга (СЕ) снимают значения углов α и β угломерных шкал лазерного нивелира 6 и оптического визира 2. При разных значениях углов α и β, определяющих рассогласование линии визирования 8 оптического визира 2 с продольной осью 5 шасси зенитного средства, корректируют расположение штатного оптического визира 2 относительно места крепления до устранения рассогласования в значениях угла β с углом α.
Таким образом, применение предлагаемого изобретения позволяет решить задачу по достижению параллельности линии визирования штатного оптического визира с продольной осью базового шасси зенитного средства, при нулевой установке шкал угла оптического визира, с меньшей трудоемкостью и временными затратами.
Заявляемый способ может быть осуществлен в условиях промышленного производства с использованием стандартного оборудования и современных материалов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ согласования линии визирования оптического прибора с продольной осью наземного транспортного средства | 2017 |
|
RU2657334C1 |
Способ определения угла между оптической осью антенного устройства и продольной осью РЛС зенитного комплекса | 2019 |
|
RU2732202C1 |
СПОСОБ СОГЛАСОВАНИЯ ОСЕЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ С ОСЬЮ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2436043C1 |
СПОСОБ ВЫВЕРКИ НУЛЕВОЙ ЛИНИИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ОПТИЧЕСКОГО ПРИЦЕЛА АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ | 2023 |
|
RU2799659C1 |
Визир к геодезическим, навигационным и т.п. угломерным инструментам | 1940 |
|
SU64691A1 |
Способ ориентирования мобильных объектов относительно объекта с известным дирекционным углом | 2018 |
|
RU2692945C1 |
СПОСОБ АЗИМУТАЛЬНОГО ПРИЦЕЛИВАНИЯ ПУСКОВОЙ УСТАНОВКИ | 2015 |
|
RU2604592C2 |
Способ построения пространственной геодезической сети в виде цепочки треугольников и угломерный прибор для его осуществления | 1986 |
|
SU1613858A1 |
ТЯЖЕЛЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР НА БАЗОВОМ ШАССИ ТАНКА | 2006 |
|
RU2328694C2 |
Устройство для передачи направления подземных горных выработок с горизонта на горизонт через соединительный канал | 1983 |
|
SU1138496A1 |
Сущность заявленного способа согласования линии визирования оптического прибора с продольной осью базового шасси (БШ) зенитного средства заключается в том, что средство устанавливают с уклоном от -40 до +40, горизонтируют оптический визир, на правом и левом углах носовой части БШ закрепляют равной длины тросики, вторые концы которых соединяют между собой с образованием равнобедренного треугольника, определяют середину носовой части БШ, совпадающую с серединой основания треугольника и образующую с вершиной треугольника линию продольной оси БШ, совмещают вертикальную лазерную линию установленного в вершине треугольника нивелира с меткой середины носовой части БШ, при взаимном направлении вертикальных линий нивелира и визира на оптические центры друг друга снимают значения углов нивелира и визира, при разных значениях углов рассогласования линии визирования оптического визира с продольной осью БШ, корректируют расположение визира относительно крепления до устранения рассогласования в значениях углов визира и нивелира. Технический результат - достижение параллельности линии визирования оптического визира при нулевой установке его шкал относительно продольной оси БШ с меньшими временными затратами. 1 ил.
Способ согласования линии визирования оптического прибора с продольной осью базового шасси зенитного средства, заключающийся в проведении регулировочных работ при юстировании установленного на шасси оптического прибора, отличающийся тем, что зенитное средство устанавливают на площадку с уклоном от минус четырех градусов до плюс четырех градусов, горизонтируют оптический прибор - штатный визир за счет его штатных механизмов горизонтирования, выставляют нулевые отсчеты визира, на правом и левом углах носовой части базового шасси закрепляют одними концами равной длины первый и второй тросики соответственно, вторые концы тросиков соединяют между собой с образованием равнобедренного треугольника с основанием в носовой части базового шасси, определяют середину носовой части шасси, совпадающую с серединой основания равнобедренного треугольника и образующую с вершиной равнобедренного треугольника линию продольной оси базового шасси, при этом длину тросиков определяют исходя из возможности удаления вершины равнобедренного треугольника на расстояние не менее 10 метров от носовой части шасси, в вершине треугольника устанавливают лазерный нивелир, совмещают вертикальную лазерную линию нивелира с меткой середины носовой части шасси при нулевой установке его угломерных шкал, при взаимном направлении лазерной вертикальной линии нивелира и вертикальной линии оптического визира на оптические центры друг друга снимают значения углов угломерных шкал оптического визира и лазерного нивелира, при разных значениях углов, определяющих рассогласование линии визирования оптического визира с продольной осью шасси зенитного средства, корректируют расположение штатного оптического визира относительно места крепления до устранения рассогласования в значениях углов угломерных шкал оптического визира и лазерного нивелира.
Способ согласования линии визирования оптического прибора с продольной осью наземного транспортного средства | 2017 |
|
RU2657334C1 |
Способ юстировки информационных средств зенитной боевой машины и устройство для юстировки информационных средств зенитной боевой машины | 2017 |
|
RU2670242C1 |
Способ контроля точностных характеристик системы топопривязки и навигации | 2016 |
|
RU2659614C9 |
US 0009857143 B2, 02.01.2018 | |||
US 0008100044 B1, 24.01.2012 | |||
DE 0001268022 B, 09.05.1968. |
Авторы
Даты
2023-12-25—Публикация
2023-10-23—Подача