Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии и челюстно-лицевой хирургии, и может быть использовано для оценки речевой функции и необходимости следующего хирургического лечения и оценки качества логопедического и хирургического лечения у пациентов, с врожденной расщелиной неба, а также у пациентов с небно-глоточной недостаточностью.
Нельзя не согласиться с тем, что речь является основной коммуникативной функцией человека. Наличие у ребенка каких-либо проблем с речью может привезти к социальной дезадаптации и замедлить его социальное развитие. Так как наличие таких патологий, как врожденная расщелина неба или небно-глоточная недостаточность не являются причинами нарушений интеллекта, при вовремя оказанной логопедической и хирургической помощи, к школьному возрасту, дети с заявленными патологиями могут быть полностью реабилитированы.
Существуют различные способы оценки речевого аппарата, такие как «Способ восстановления и развития речевых функций человека, включающий оценку степени речевых отклонений от возрастной нормы» (Патент № RU 2486925 С1), при котором проводят оценку речевых нарушений и степени их отклонений от возрастной нормы с использованием 7 балльной шкалы речевой зрелости и/или усложнения реакций реагирования человека при взаимодействии с внешней средой и при разной степени речевых отклонений назначают различные процедуры.
Недостатком указанного способа является то, что заявленный способ оценивает только логопедические отклонения, не учитывая необходимость хирургического лечения.
В статье 2008 года «Universal Parameters for Reporting Speech Out comesin Individuals with CleftPalate» авторов Gunilla Henningssonetal. был предложен способ оценки речи пациентов патологиями неба по множеству параметров для получения наиболее объективного и достоверного результата. В конце статьи авторы предлагают свою версию анкеты, в которой указаны оцениваемые параметры речи и представлены стандартизированные речевые образцы, в которых используются все необходимые для полноценной оценки гласные и согласные звуки, в том числе разнящиеся по месту и способу артикуляции.
Недостатком этой анкеты является то, что речевые образцы представлены на английском языке, что делает анкету невозможной для использования в отечественной практике. Так же в анкете указано большое количество субъективных параметров оценки, что несколько искажает конечную оценку функции речи. Использование данной анкеты затруднительно в рутинной клинической практике, поскольку оценивание такого количества параметров требует привлечения специалистов-логопедов высокой квалификации, которые не всегда есть в штате стационара.
Технической задачей изобретения является создание монофункционального и простого способа для точной и объективной оценки речевой функции, посредством заполнения анкеты и получения балльной оценки, для назначения соответствующего лечения.
Техническим результатом данного способа является получение оценки (балльного значения), отражающее состояние речи пациента. Дополнительным техническим результатом является повышение эффективности и точности оценки качества хирургического и логопедического лечения.
Заявленный технический результат достигается следующим образом. На основании опроса пациента, анализа речи и осмотра заполняется паспортная часть «таблица 1» (Фиг. 1) и часть анкеты, являющаяся «балльной таблица 2» (Фиг. 2).
Паспортная часть включает в себя личные данные пациента, такие как имя, возраст, диагноз, наличие сопутствующих патологий, историю логопедического лечения, хирургический анамнез, наличие рото-носового соустья или дефектов неба. Следующим этапом является заполнение балльной части анкеты. Пациент, произносит вслух стандартизированный речевой образец, подобранный исходя из возраста и навыка чтения пациента, для детей дошкольного возраста и детей школьного возраста и старше речевые образцы различаются. Во время озвучивания текста оценивают речь по параметрам, указанным в бальной части анкеты (таблица 2) и выставляет балльную оценку, характеризующую состояние речевой функции пациента на текущий период времени. После этого проводят визуальный осмотр и заполняют второй раздел бальной части, после чего выставляют оценку, характеризующую стоматологическое состояние пациента на текущий период времени. В заключении логопедическая оценка и оценка стоматологического состояния складываются, что и дает окончательную бальную оценку состояния пациента. Получение бальной оценки состояния пациента позволяет объективизировать процесс диагностики, отследить прогресс в логопедическом лечении, выявить динамику в случаях повторного хирургического лечения и проведения речеулучшающих операций у пациентов с небно-глоточной недостаточностью.
Клинический пример 1.
Пациентка Р., 13 лет. Диагноз: врожденная левосторонняя расщелина верхней губы, альвеолярного отростка верхней челюсти и неба. Рубцовая деформация верхней губы и носа слева. Небно-глоточная недостаточность. Краткий анамнез: ранее оперирована по поводу данной патологии 4 раза: в 6 месяцев - велопластика, в 2 года - пластика твердого и мягкого неба, в 10 лет - операцию по удлинению неба при помощи силиконовых имплантов (отторжение имплантов через 6 дней), в 10,5 лет - повторная операция с использованием силиконовых имплантов (отторжение через 14 дней).
Помимо клинического осмотра, аудиозаписи голоса и назофарингоскопии пациентка была консультирована логопедом, который оценил речь при помощи разработанной нами анкеты (Фиг. 3), посредством чтения разработанного текста:
По столбам и к нам в село
Электричество пришло!
В нашей комнате и кухне
Будет вечером светло.
Я электрику помог
Проводить на кухне ток:
Подавал ему отвертку
Нож, кусачки, молоток.
"Зажигай огонь, приятель!"
Приказал электрик мне.
Круглый черный выключатель
Звонко щелкнул на стене.
Темнота одним прыжком
Вмиг исчезла за окном,
А у нас осколок солнца
Загорелся над столом.
Была выполнена речеулучшающая операция (реуранопластика). Данный пациент, несмотря на рекомендации логопеда начать логопедическое лечение, к выполнению упражнений не приступил. Через 1 год после операции была выполнена повторная оценка речи (Фиг. 4) при помощи разработанной нами анкеты. Представлены изображения до оперативного лечения и через 1 год после (Фиг 5а Фиг. 5б)
Несмотря на то, что пациентом не выполнялись рекомендованные логопедические упражнения, логопедом отмечается явная положительная динамика по многим параметрам (снижение гиперназальности, нормализация положения языка, формирование направленной воздушной струи, снижение количества лицевых гримас, улучшение разборчивости речи).
Таким образом, при помощи данной анкеты оперирующий хирург может более точно и объективно оценить результат проведенного оперативного лечения. Клинический пример 2.
Пациент М., 5 лет. Диагноз: врожденная левосторонняя расщелина верхней губы, альвеолярного отростка верхней челюсти и неба. Рубцовая деформация верхней губы и носа справа. Небно-глоточная недостаточность. Краткий анамнез: ранее оперирован по поводу данной патологии 3 раза: в 6 месяцев - велопластика, в 2 года - пластика твердого и мягкого неба.
Помимо клинического осмотра, аудиозаписи голоса и назофарингоскопии пациент был консультирован логопедом, который оценил речь при помощи разработанной нами анкеты, посредством повтора за родителями разработанного текста:
Дома баба, дома дед
Только Томы дома нет.
Где же наша Тома?
Куда ушла из дома?
Лиса по лесу ходила,
Лиса песни заводила.
Совы летели, все люди глядели.
Совы садились, все люди дивились.
На мели мы налима ловили.
Предложенный способ прост и удобен, не требует больших материальных затрат на внедрение и может быть использован врачом для оценки речи или оценки проведенного лечения.
Краткое описание чертежей:
Фиг. 1 - таблица 1, паспортная часть таблицы для оценки речи.
Фиг. 2 - таблица 2, балльная часть таблицы для оценки речи.
Фиг. 3 - оценки речи пациента до операции (пример 1).
Фиг. 4 - оценки речи пациента после операции (пример 1).
Фиг 5 а, б - изображения до оперативного лечения и через 1 год после.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ НЕБНО-ГЛОТОЧНОГО ЗАТВОРА У ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА ПОСЛЕ УРАНОПЛАСТИКИ И СО СКРЫТОЙ РАСЩЕЛИНОЙ НЕБА | 1995 |
|
RU2114556C1 |
Способ восстановления речевой функции у детей с врожденными расщелинами неба | 1988 |
|
SU1586708A1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | 2000 |
|
RU2199997C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1997 |
|
RU2125864C1 |
СПОСОБ УРАНОПЛАСТИКИ | 2002 |
|
RU2202965C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НЕБНО-ГЛОТОЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И РЕЧЕВОЙ АППАРАТ | 2003 |
|
RU2260403C2 |
Способ хирургического формирования небно-глоточного затвора | 1987 |
|
SU1634255A1 |
Способ хирургического устранения открытой гнусавости у детей с расщелиной губы и неба | 2017 |
|
RU2693823C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФОНЕТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ РЕЧИ | 2021 |
|
RU2771737C1 |
Способ велофарингопластики | 1987 |
|
SU1503762A1 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для оценки речи у пациентов с врожденной расщелиной неба. Заполняют анкету, состоящую из двух частей - паспортной и балльной. Сначала заполняют паспортную часть анкеты, которая содержит личные данные пациента, его логопедический и стоматологический анамнез. Затем заполняют балльную часть анкеты, состоящую из двух разделов: логопедической и стоматологической оценки. Для этого пациент самостоятельно читает или повторяет вслух текст, подобранный в соответствии с его возрастом. Речь пациента оценивают и выставляют логопедическую оценку. Далее визуально оценивают состояние пациента и выставляют стоматологическую оценку. После этого логопедическую и стоматологическую оценки складывают и получают значение, характеризующее состояние пациента и рекомендованное лечение. Способ позволяет просто и удобно оценить речь у пациентов с врожденной расщелиной неба, обеспечивает повышение эффективности и точности оценки качества хирургического и логопедического лечения за счет заполнения анкеты и комплексной оценки наиболее значимых показателей речи. 5 ил., 2 пр.
Способ оценки речи у пациентов с врожденной расщелиной неба, осуществляющийся следующим образом: заполняют анкету, состоящую из двух частей - паспортной и балльной, сначала заполняют паспортную часть анкеты, таблица 1, которая содержит личные данные пациента, его логопедический и стоматологический анамнез, затем заполняют балльную часть анкеты, состоящую из двух разделов: логопедической и стоматологической оценки - таблица 2 и таблица 3 соответственно, где для заполнения таблицы 2 пациент самостоятельно читает или при отсутствии навыков чтения повторяет вслух текст, подобранный в соответствии с его возрастом, где в процессе произношения текста речь пациента оценивают по следующим критериям: дефекты произношения согласных по месту артикуляции - губные, губно-зубные, язычно-зубные, язычно-небные, язычно-альвеолярные при отсутствии дефектов - 0, при наличии - 1; речевое дыхание - при норме - 0, при укорочении фонационного выдоха - 1; язык - в норме - 0, лежит на дне полости рта - 1, оттянут назад - 2; направленная воздушная струя - сформированная - 0, не стойкая - 1, не сформированная - 2; нарушение озвончения - нет - 0, есть - 1; далее заполняют таблицу 3, визуально оценивая состояние пациента по следующим критериям: гиперназальность (отраженная речь) 0 - нет, 1 - слабая, 2 - умеренная, 3 - тяжелая; гиперназальность (спонтанная речь) 0 - нет, 1 - слабая, 2 - умеренная, 3 - тяжелая; гипоназальность 0 - нет, 1 - есть; глоточный рефлекс 0 - есть, 1 - нет; слышимая носовая эмиссия/турбулентность 0 - нет, 1 - есть; лицевые гримасы 0 - нет, 1 - в пределах одной зоны, 2 - более чем в одной зоне; разборчивость речи 0 - разборчива, 1 - некоторые слова непонятны, 2 - частично понятно, 3 - ничего непонятно; после этого логопедическую и стоматологическую оценки складывают и получают значение, характеризующее состояние пациента, где от 0 до 10 показана только логопедическая коррекция; от 11 до 18 - решение о необходимости хирургического лечения принимается хирургом совместно с логопедом, от 18 до 25 - необходимо хирургическое лечение с последующими занятиями с логопедом.
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФОНЕТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ РЕЧИ | 2021 |
|
RU2771737C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ | 2005 |
|
RU2284744C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА | 2011 |
|
RU2486925C1 |
РАДКЕВИЧ А.А | |||
Диагностика нарушений речи у больных с расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка верхней челюсти и нёба | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Механический грохот | 1922 |
|
SU41A1 |
HENNINGSSON G | |||
Universal parameters for reporting speech outcomes in individuals with |
Авторы
Даты
2024-03-04—Публикация
2023-06-14—Подача