СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕБАЛАНСА ГИРОУЗЛА ВИБРАЦИОННЫМ МЕТОДОМ Российский патент 2024 года по МПК G01C25/00 

Описание патента на изобретение RU2815479C1

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при изготовлении и эксплуатации двухстепенных или трехстепенных свободных гироскопов с различными опорами подвеса гироузла.

В общем случае чувствительным элементом подобных систем является гироузел, закрепленный в приборе и создающий возмущающее воздействие, которое прямо пропорционально измеряемой угловой скорости. Паразитные возмущающие моменты, возникающие в подобных системах, такие как небаланс или момент трения в опоре, приводят к уменьшению точности данной измерительной системы в целом.

Существуют различные способы уменьшения влияния данных факторов, таких как введение технологических операций балансировки, как и самого гироузла, так и вращающихся элементов свободного гироскопа.

Известен способ балансировки поплавковых узлов гироскопических приборов, описанный в патенте на изобретение SU 300797 A1, где поплавковый узел устанавливают в опоры и на воздухе приводят его центр тяжести к оси вращения, перемещая тяжелые грузы, затем помещают поплавковый узел вместе с опорами в жидкость и приводят центр давления к оси вращения, перемещая легкие грузы.

Недостатками данного способа являются наличие различной величины сухого трения в опорах из-за различных сред, окружающих гироузел, и обусловленного зоной нечувствительности, несовпадения центра масс и центра давления.

Наиболее близкой к предлагаемому способу является способ балансировки гирокамеры двухстепенного поплавкового гироскопа, предложенный в патенте на изобретение RU 2648023 С1. В данном способе балансировки гирокамеры двухстепенный поплавковый гироскоп устанавливают на неподвижном основании в положение, при котором выходная ось гироскопа горизонтальна, а ось вращения ротора гиромотора вертикальна. Затем включают систему обратной связи и измеряют ток в цепи датчика момента обратной связи. Далее перемещают балансировочные грузы, установленные на торце гирокамеры, вдоль оси параллельной измерительной оси гироскопа; разворачивают гироскоп вокруг выходной оси на угол 90°; измеряют ток в цепи датчика момента обратной связи; перемещают балансировочные грузы, установленные на торце гирокамеры, вдоль оси, параллельной оси вращения ротора гиромотора. При этом перед началом балансировки гироскоп устанавливают в положение, при котором его выходная ось вертикальна, измеряют ток в цепи датчика момента обратной связи, а при горизонтальном положении выходной оси и оси вращения ротора гиромотора после разворота на 90° дополнительно разворачивают гироскоп вокруг выходной оси на угол 180° в ту же сторону и измеряют ток в цепи датчика момента обратной связи. Далее вычисляют среднее значение тока в цепи датчика момента обратной связи при горизонтальных положениях выходной оси и оси вращения ротора гиромотора, а перемещение балансировочных грузов вдоль измерительной оси гироскопа и оси вращения ротора гиромотора производят соответственно до совпадения значения тока, измеренного при вертикальной оси вращения ротора гиромотора, и среднего значения тока, определенного при горизонтальных положениях выходной оси и оси вращения ротора гиромотора, с величиной тока, измеренного при вертикальном положении выходной оси.

Недостатком данного способа построения является зона нечувствительности измерительной системы, обусловленной моментами трения в опорах гироузла. При уменьшении трения путем уменьшения веса гироузла и путем помещения гироузла в жидкость возникает ошибка из-за несовпадения центров массы и давления, которую частично решает один из вышеописанных методов. Математические вычисления, предложенные во втором методе по измерениям, сделанным в четырех положениях, не позволяют измерить величину небаланса, чей момент меньше момента трения.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение точности предложенного метода. Поставленная задача решается путем введения автоколебаний в контур датчика момента для компенсации момента трения. При этом величина момента, генерирующего автоколебания, должна быть существенно больше момента трения в подвесах гироузла. Данное изменение позволит избавиться от зоны нечувствительности измерительной системы и повысить точность балансировки в целом.

При колебании гироузла на собственной резонансной частоте, точность определения величины небаланса увеличивается за счет компенсации дисси-пативными моментами колеблющегося гироузла моментов вязкого трения в подвесах, которое присутствует практически во всех типах подвесов. Учитывая изменение частоты собственного резонанса при проведении балансировочных операций, необходимо колебательный контур оснащать функцией автоподстройки.

Учитывая, что резонансная частота угловых колебаний гироузла зависит от момента инерции, положения центра масс гироузла относительно оси колебаний и жесткости подвесов, то при уменьшении расстояния между центром масс и осью колебаний данная величина будет увеличиваться. При этом разница между резонансными частотами при положении центра масс и оси колебаний в вертикальной плоскости будет наибольшей.

Балансировка при наличии резонансных колебаний осуществляется таким образом, что при наличии измеряемого небаланса величина отклонений в одну сторону будет больше на величину, прямо пропорциональную измеряемому небалансу. Компенсируемое замкнутым контуром воздействие прямо пропорционально току, протекающему в контуре. По величине тока определяется небаланс гироузла.

При этом величину небаланса можно определять по разнице частот резонансов гироузла при его плавном повороте вокруг оси отклонения начального положения для определения угла положения центра масс и расстояния между центром масс и осью колебаний.

Совокупность содержащихся в материалах заявки предложений по новому методу определения небаланса обеспечивает повышение точности измерения небаланса и, как следствие, балансировки в целом. Одновременное измерение небаланса по разнице резонансных частот позволит в дальнейшем реализовать принципиально новые алгоритмы обработки данных и компенсации небаланса.

Похожие патенты RU2815479C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ГИРОКАМЕРЫ ДВУХСТЕПЕННОГО ПОПЛАВКОВОГО ГИРОСКОПА 2016
  • Ландау Борис Ефимович
  • Демидов Анатолий Николаевич
  • Святый Василий Васильевич
RU2648023C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГРЕШНОСТИ ДВУХСТЕПЕННОГО ПОПЛАВКОВОГО ГИРОСКОПА 2013
  • Шарыгин Борис Леонидович
  • Демидов Анатолий Николаевич
  • Демидова Елена Сергеевна
  • Махаев Егор Александрович
RU2526513C1
ДВУХСТЕПЕННОЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИРОСКОП 2015
  • Шарыгин Борис Леонидович
  • Левин Сергей Львович
  • Святый Василий Васильевич
  • Демидов Анатолий Николаевич
RU2594628C1
Способ определения погрешности двухстепенного гироблока 2018
  • Махаев Егор Александрович
  • Чесноков Петр Александрович
  • Демидов Анатолий Николаевич
RU2688915C1
ДВУХСТЕПЕННОЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИРОСКОП 2017
  • Шарыгин Борис Леонидович
  • Сумароков Виктор Владимирович
  • Демидов Анатолий Николаевич
RU2641018C1
ГИРОСТАБИЛИЗАТОР ОПТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ 2016
  • Кривошеев Сергей Валентинович
  • Кривохижин Сергей Андреевич
RU2625643C1
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ГИРОСТАБИЛИЗАТОР 2009
  • Кривошеев Сергей Валентинович
  • Тупаев Дмитрий Аликович
RU2399960C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА С ПОМОЩЬЮ ТРЕХСТЕПЕННОГО ГИРОСКОПА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРУЖИНОЙ 1993
  • Правоторов Е.А.
  • Валько А.Д.
  • Соболева Е.Б.
  • Ящукова В.В.
RU2111455C1
СПОСОБ ПРОВЕРКИ ДЕФЕКТА ОПОР ГИРОУЗЛА В ПОПЛАВКОВОМ ГИРОСКОПИЧЕСКОМ ДАТЧИКЕ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Болотин Борис Аронович
  • Егоров Роман Юрьевич
  • Калдымов Николай Алексеевич
  • Максименко Владимир Ефимович
  • Миненков Александр Владимирович
  • Нахов Сергей Федорович
  • Полушкин Алексей Викторович
  • Тараканов Николай Викторович
  • Кузнецов Артем Олегович
RU2730369C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ДИФФЕРЕНТА ПОПЛАВКОВОЙ ГИРОКАМЕРЫ ДВУХСТЕПЕННОГО ПОПЛАВКОВОГО ГИРОСКОПА 2015
  • Демидов Анатолий Николаевич
  • Демидова Елена Сергеевна
  • Махаев Егор Александрович
  • Святый Василий Васильевич
  • Шарыгин Борис Леонидович
RU2591287C1

Реферат патента 2024 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕБАЛАНСА ГИРОУЗЛА ВИБРАЦИОННЫМ МЕТОДОМ

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при изготовлении и эксплуатации двухстепенных или трехстепенных свободных гироскопов с различными опорами подвеса гироузла путем введения автоколебаний в контур датчика момента для компенсации момента трения. При этом величина момента, генерирующего автоколебания, должна быть существенно больше момента трения в подвесах гироузла. Данное изменение позволит избавиться от зоны нечувствительности измерительной системы и повысить точность балансировки в целом. При колебании гироузла на собственной резонансной частоте точность определения величины небаланса гироузла увеличивается за счет компенсации диссипативными моментами колеблющегося гироузла моментов вязкого трения в подвесах, которое присутствует практически во всех типах подвесов. Учитывая изменение частоты собственного резонанса при проведении балансировочных операций, необходимо колебательный контур оснащать функцией автоподстройки. Величину небаланса можно определять по разнице частот резонансов гироузла при плавном повороте начального положения гироскопа для определения угла положения центра масс и расстояния между центром масс и осью колебаний, которое обратно пропорционально величине собственного резонанса колебаний. Технический результат – повышение точности балансировки гироузла.

Формула изобретения RU 2 815 479 C1

Способ определения небаланса гироузла в различных, но не менее четырех, положениях, заключающийся в том, что двухстепенный поплавковый гироскоп устанавливают на неподвижном основании в положение, при котором выходная ось гироскопа горизонтальна, а ось вращения ротора гиромотора вертикальна, затем включают систему обратной связи и измеряют ток в цепи датчика момента обратной связи, далее перемещают балансировочные грузы, установленные на торце гирокамеры, вдоль оси, параллельной измерительной оси гироскопа; разворачивают гироскоп вокруг выходной оси на угол 90°; измеряют ток в цепи датчика момента обратной связи; перемещают балансировочные грузы, установленные на торце гирокамеры, вдоль оси, параллельной оси вращения ротора гиромотора, при этом перед началом балансировки гироскоп устанавливают в положение, при котором его выходная ось вертикальна, измеряют ток в цепи датчика момента обратной связи, а при горизонтальном положении выходной оси и оси вращения ротора гиромотора после разворота на 90° дополнительно разворачивают гироскоп вокруг выходной оси на угол 180° в ту же сторону и измеряют ток в цепи датчика момента обратной связи, далее вычисляют среднее значение тока в цепи датчика момента обратной связи при горизонтальных положениях выходной оси и оси вращения ротора гиромотора, а перемещение балансировочных грузов вдоль измерительной оси гироскопа и оси вращения ротора гиромотора производят соответственно до совпадения значения тока, измеренного при вертикальной оси вращения ротора гиромотора, и среднего значения тока, определенного при горизонтальных положениях выходной оси и оси вращения ротора гиромотора, с величиной тока, измеренного при вертикальном положении выходной оси, отличающийся тем, что раскачивают балансируемый узел на частоте собственного резонанса, а величину и положение небаланса определяют по разнице резонансных частот при плавном повороте подвижного узла гироскопа вокруг оси его отклонения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2815479C1

СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ГИРОКАМЕРЫ ДВУХСТЕПЕННОГО ПОПЛАВКОВОГО ГИРОСКОПА 2016
  • Ландау Борис Ефимович
  • Демидов Анатолий Николаевич
  • Святый Василий Васильевич
RU2648023C1
СПОСОБ НАСТРОЙКИ БЛОКА ДАТЧИКОВ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ С ДИСКРЕТНЫМ ВЫХОДОМ, СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ДРЕЙФА ДАТЧИКА УГЛОВОЙ СКОРОСТИ, СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ КОЛЕБАТЕЛЬНОСТИ И ПОЛОСЫ ПРОПУСКАНИЯ ДАТЧИКА УГЛОВОЙ СКОРОСТИ, СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАСШТАБНОГО КОЭФФИЦИЕНТА ДАТЧИКА УГЛОВОЙ СКОРОСТИ И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА ЮСТИРОВКИ ДАТЧИКА УГЛОВОЙ СКОРОСТИ 2004
  • Иващенко Виктор Андреевич
RU2269747C1
СПОСОБ НАСТРОЙКИ ПОДВЕСА ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА, СПОСОБ НАСТРОЙКИ ЦЕНТРИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ПОДВЕСА ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА, СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАВУЧЕСТИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА, СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ КОЛИЧЕСТВА ЖИДКОСТИ В ПОДВЕСЕ ПОПЛАВКА ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА И УСТРОЙСТВО НАСТРОЙКИ ЦЕНТРИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ПОДВЕСА (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Иващенко Виктор Андреевич
  • Веденин Евгений Викторович
  • Приданников Сергей Гаврилович
RU2269096C2
Устройство для балансировки поплавковых гироузлов 1980
  • Гоцеридзе Руслан Михайлович
  • Коцюбинский Александр Иванович
  • Нитусов Юрий Евгеньевич
SU983476A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГРЕШНОСТИ ДВУХСТЕПЕННОГО ПОПЛАВКОВОГО ГИРОСКОПА 2013
  • Шарыгин Борис Леонидович
  • Демидов Анатолий Николаевич
  • Демидова Елена Сергеевна
  • Махаев Егор Александрович
RU2526513C1
US 10088333 B2, 02.10.2018.

RU 2 815 479 C1

Авторы

Юрманов Сергей Юрьевич

Дядин Сергей Серафимович

Даты

2024-03-18Публикация

2023-05-25Подача