Изобретение относится к мостопереправочной технике, а конкретно к мостоукладчикам с установкой моста на преграду способом «раскрытия-сдвигания», выполненным на гусеничном шасси, и может быть использовано для наведения двухколейного мостового перехода через препятствие как в военных целях, так и в подразделениях аварийно-спасательных служб в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
Известен мостоукладчик (см. Руководство по материальной части и эксплуатации танкового мостоукладчика МТУ-20,1969, с. 37), включающий самоходное шасси, механизм укладки и двухколейное пролетное строение моста, каждая колея которого состоит из средней секции и шарнирно соединенных с ней концевых секций.
Недостатком этого мостоукладчика является недостаточная длина моста, узкая колейная проезжая часть моста с межколейным промежутком, ограничивающая скорость движения военной техники и, как следствие, его низкая пропускная способность.
Известно переправочно-мостовое средство - мостоукладчик МТУ-72 (см. «Мостоукладчик МТУ-72». Техническое описание. С.1, 2, 9, 21, 22, 24-28, 160, 162, 163, 165, 166, 168, 172, рис. 3.5, 14.7), содержащий бронированную мостоукладочную машину, изготовленную на шасси танка, выдвижной двухколейный мостовой блок со средней и концевыми секциями, переднюю опору в виде бульдозерного оборудования с гидроприводом, заднюю опору с устройством стопорения мостового блока на корме машины в транспортном положении, механизмы раскрывания и механизмы соединения секций мостового блока, механизм укладки, включающий укладочную раму с приводом от гидроцилиндров и механизм перемещения мостового блока с приводом от гидромоторов.
Данное техническое решение по своему функциональному назначению и по своей технической сущности является наиболее близким заявляемому и принято за прототип.
Однако мостоукладчик МТУ-72 не обеспечивает наведение мостового перехода на длинных участках преграды, т.к. длина моста 20 - 22 м.
Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в возможности перевозки и наведения мостового блока увеличенной длины до 25-27 метров.
Технический результат достигается тем, что в мостоукладчике, содержащем мостоукладочную машину, выполненную на гусеничном шасси с бронированным корпусом, выдвижной двухколейный мостовой блок со средней и концевыми секциями, переднюю опору с бульдозерным отвалом и с гидроприводом, заднюю опору с устройством стопорения мостового блока на корме машины в транспортном положении, механизмы раскрывания и механизмы соединения секций мостового блока, механизм укладки, включающий укладочную раму с приводом от гидроцилиндров и механизм перемещения мостового блока с приводом от гидромоторов, согласно изобретению, укладочная рама выполнена составной и включает поворотную раму и выдвижную раму, механизм выдвижения которой с приводом от гидромоторов установлен на поворотной раме, а на выдвижной раме размещены механизм перемещения мостового блока и механизмы раскрывания, выполненные с возможностью их стыковки и расстыковки с концевыми секциями мостового блока, при этом в транспортном положении концевые секции уложены на средней секции одна на другую в виде трехъярусного пакета, передняя опора выполнена из двух продольных балок коробчатого сечения и бульдозерного отвала для обеспечения устойчивости мостоукладчика от опрокидывания при установке мостового блока на преграду, при этом в верхней части бульдозерного отвала установлены регулируемые упоры для фиксации передней части мостового блока в транспортном положении.
При этом шасси мостоукладочной машины выполнено семикатковым.
При этом на задней опоре установлены гидроцилиндры привода механизмов соединения секций мостового блока.
Анализ отличительных признаков показал следующее:
- выполнение укладочной рамы составной, содержащей поворотную раму и выдвижную раму, механизм выдвижения которой с приводом от гидромоторов установлен на поворотной раме обеспечивает установку мостового блока перед передней опорой;
- размещение на выдвижной раме механизмов раскрывания, выполненных с возможностью их стыковки и расстыковки с концевыми секциями мостового блока является наиболее оптимальным для уменьшения массы мостового блока увеличенной длины;
- укладка мостового блока в транспортном положении в виде трехъярусного пакета (концевые секции сложены на средней секции одна на другую) обеспечивает компактность мостоукладчика по длине;
- выполнение передней опоры в виде двух продольных балок коробчатого сечения и бульдозерного отвала обеспечивает устойчивость мостоукладчика от опрокидывания при установке мостового блока на преграду и позволяет использовать ее для фиксации передней части мостового блока в транспортном положении посредством регулируемых упоров, установленных в верхней части бульдозерного отвала передней опоры.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где показано:
на фиг.1 - общий вид мостоукладчика в транспортном положении, вид сбоку;
на фиг.2 - раскрывание и соединение концевых секций мостового блока;
на фиг.3 - опускание передней опоры;
на фиг.4 - выдвижение рамы с мостовым блоком;
на фиг.5 - выдвижение мостового блока;
на фиг.6 - опускание мостового блока на противоположный берег;
на фиг.7 - опускание мостового блока на исходный берег;
на фиг.8 - расстыковка механизма укладки с мостовым блоком;
на фиг.9 - установка выдвижной рамы в транспортное положение;
на фиг.10 - установка передней опоры в транспортное положение.
Мостоукладчик (Фиг. 1) состоит из мостового блока и мостоукладочной машины. Мостовой блок - выдвижной колейный складной. Каждая колея состоит из средней секции 1, передней концевой секции 2 и задней концевой секции 3. Концевые секции 2 и 3 соединены со средней секцией 1 межсекционными шарнирами 4 и 5, размещенными в верхнем силовом поясе мостового блока. На внутренних, обращенных к другой колее, сторонах каждой секции 1, 2 и 3 расположены направляющие 6, выполненные в виде швеллеров и располагающиеся, в раскрытом мостовом блоке, по одной прямой линии. Высота концевых секций 2 и 3 уменьшается от межсекционных шарниров 4 и 5 к концам секций. Мостовой блок транспортируется в сложенном положении и сложен в три ряда. Один ряд составляет средняя секция, а второй и третий ряд - концевые секции, уложенные одна на другую. Передняя концевая секция 2 находится над задней концевой секцией 3.
Мостоукладочная машина включает шасси 7, переднюю опору 8 с приводом, механизм укладки мостового блока с приводом и установленные на нем две пары механизмов раскрывания секций мостового блока с приводом, а также гидросистему и систему управления (системы на рисунках не показаны).
В состав механизма укладки мостового блока входят: укладочная рама, состоящая из выдвижной рамы 9 и поворотной рамы 10, шарнирно закрепленной на шасси 7, два гидроцилиндра 11 подъема и опускания укладочной рамы, два механизма выдвижения 12 для перемещения выдвижной рамы, два механизма 13 (по одному на каждую колею) для перемещения мостового блока по укладочной раме, две пары роликовых опор 14, входящих в направляющие 6 колей мостового блока и одна пара опорных роликов 15.
Механизм раскрывания секций мостового блока состоит из гидроцилиндра 16 с опорными роликами 17, рычага с зацепом 18 и направляющими роликами 19 и самой направляющей 20. На концевых секциях мостового блока установлены цапфы 21 для соединения с зацепами рычагов механизмов раскрывания, а на средних секциях установлены обкатники 22 для упора и обкатывания по ним рычагов при раскрывании концевых секций.
Для закрепления выдвижной рамы и мостового блока на машине в транспортном положении мостоукладчика и при раскладывании (складывании) секций мостового блока, на задней опоре 23 мостоукладочной машины установлены механизмы стопорения 24 выдвижной рамы и механизмы стопорения 25 мостового блока. Спереди стопорение мостового блока осуществляется поднятой в транспортное положение передней опорой 8, состоящей из двух продольных балок коробчатого сечения и бульдозерного отвала, в верхней части которого на кронштейнах установлены регулируемые упоры 26 с эластичными (резиновыми) накладками, прижимающие мостовой блок к передней паре роликовых опор 14.
Для закрепления передней опоры в транспортном (поднятом) положении в кронштейнах, приваренных к верхнему лобовому листу корпуса машины установлены стопоры 27.
На задней опоре 23 мостоукладочной машины установлены гидроцилиндры 28 привода механизмов 29 соединения, установленных в мостовом блоке и предназначенных для соединения и рассоединения осями средних и концевых секций.
Работа мостоукладчика.
Мостоукладчик обеспечивает транспортировку мостового блока со сложенными концевыми секциями, установку мостового блока на преграду и снятие с преграды.
Установка мостового блока на преграду производится в следующей последовательности:
- мостоукладчик устанавливают носом к преграде на расстоянии от преграды, обеспечивающем установку мостового блока (фиг.2);
- последовательно производят раскрытие сначала передних концевых секций 2, затем задних концевых секций 3 мостового блока и соединение их со средними секциями 1 с помощью механизмов 29 соединения секций (фиг.2);
- расстопоривают и опускают на грунт переднюю опору 8 до начала подъема корпуса мостоукладочной машины (фиг.3);
- расстопоривают выдвижную раму 9 и мостовой блок и выдвигают раму с мостовым блоком вперед до упора (фиг.4);
- выдвигают мостовой блок по раме 9 вперед до упора (фиг.5);
- опускают конец мостового блока на противоположный берег (фиг.6);
- опускают конец мостового блока на исходный берег (фиг.7);
- приподнимают над грунтом отвал передней опоры 8, и мостоукладчик отъезжает назад до положения расстыковки механизма укладки с мостовым блоком (фиг.8);
- поднимают выдвижную раму 9 и перемещают назад до упора (фиг.9);
- опускают выдвижную раму 9 на заднюю опору 23, застопоривают раму, поднимают вверх переднюю опору 8 и застопоривают ее;
- мостоукладчик отъезжает от преграды.
Снятие мостового блока с преграды производится в обратной последовательности, как с исходного, так и противоположного берега.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОСТОУКЛАДЧИК | 2003 |
|
RU2250947C1 |
Мостоукладчик | 2016 |
|
RU2630926C1 |
МОСТОУКЛАДЧИК | 2006 |
|
RU2324786C2 |
Гидросистема складного мостового блока | 2023 |
|
RU2809453C1 |
МОСТОУКЛАДЧИК НА ШАССИ БАЗОВОГО ТАНКА | 2003 |
|
RU2250284C1 |
МОСТОУКЛАДЧИК НА БАЗОВОМ ТАНКОВОМ ШАССИ | 2009 |
|
RU2392369C1 |
МОСТОУКЛАДЧИК | 2011 |
|
RU2464375C1 |
Способ установки мостового перехода с применением дистанционно управляемого модуля | 2022 |
|
RU2795781C1 |
УНИФИЦИРОВАННЫЙ МОСТОВОЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2212489C2 |
МЕХАНИЗМ РАСКРЫВАНИЯ СЕКЦИЙ МНОГОСЕКЦИОННОГО ДВУХКОЛЕЙНОГО МОСТА МОСТОУКЛАДЧИКА | 1994 |
|
RU2072404C1 |
Изобретение относится к мостоукладчикам с установкой моста на преграду способом «раскрытия-сдвигания», выполненным на гусеничном шасси, и может быть использовано для наведения двухколейного мостового перехода через препятствие. Мостоукладчик содержит мостоукладочную машину на гусеничном шасси с бронированным корпусом, выдвижной двухколейный мостовой блок со средней и концевыми секциями, переднюю опору в виде бульдозерного оборудования с гидроприводом, заднюю опору с устройством стопорения мостового блока на корме машины в транспортном положении, механизмы раскрывания и механизмы соединения секций мостового блока, механизм укладки, включающий укладочную раму с приводом от гидроцилиндров и механизм перемещения мостового блока с приводом от гидромоторов. Шасси мостоукладочной машины выполнено с опорной поверхностью с использованием узлов и агрегатов танкового шасси, укладочная рама выполнена составной и включает поворотную раму и выдвижную раму, механизм выдвижения которой с приводом от гидромоторов установлен на поворотной раме. На выдвижной раме размещены механизм перемещения мостового блока и механизмы раскрывания, выполненные с возможностью их стыковки и расстыковки с концевыми секциями мостового блока. В транспортном положении концевые секции уложены на средней секции одна на другую в виде трехъярусного пакета, передняя опора вынесена вперед за счет двух продольных балок коробчатого сечения. Технический результат - возможность перевозки и наведения мостового блока длиной до 25-27 метров. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.
1. Мостоукладчик, содержащий мостоукладочную машину, выполненную на гусеничном шасси с бронированным корпусом, выдвижной двухколейный мостовой блок со средней и концевыми секциями, переднюю опору с бульдозерным отвалом и с гидроприводом, заднюю опору с устройством стопорения мостового блока на корме машины в транспортном положении, механизмы раскрывания и механизмы соединения секций мостового блока, механизм укладки, включающий укладочную раму с приводом от гидроцилиндров и механизм перемещения мостового блока с приводом от гидромоторов, отличающийся тем, что укладочная рама выполнена составной и включает поворотную раму и выдвижную раму, механизм выдвижения которой с приводом от гидромоторов установлен на поворотной раме, а на выдвижной раме размещены механизм перемещения мостового блока и механизмы раскрывания, выполненные с возможностью их стыковки и расстыковки с концевыми секциями мостового блока, при этом в транспортном положении концевые секции уложены на средней секции одна на другую в виде трехъярусного пакета, передняя опора выполнена из двух продольных балок коробчатого сечения и бульдозерного отвала для обеспечения устойчивости мостоукладчика от опрокидывания при установке мостового блока на преграду, при этом в верхней части бульдозерного отвала установлены регулируемые упоры для фиксации передней части мостового блока в транспортном положении.
2. Мостоукладчик по п. 1, отличающийся тем, что шасси мостоукладочной машины выполнено семикатковым.
3. Мостоукладчик по п. 1, отличающийся тем, что на задней опоре установлены гидроцилиндры привода механизмов соединения секций мостового блока.
МОСТОУКЛАДЧИК | 2003 |
|
RU2250947C1 |
МОСТОУКЛАДЧИК НА БАЗОВОМ ТАНКОВОМ ШАССИ | 2009 |
|
RU2392369C1 |
US 5179751 A1, 19.01.1993 | |||
US 3488787 A1, 13.01.1970 | |||
МОСТОУКЛАДЧИК | 2011 |
|
RU2464375C1 |
Устройство для отделения примерзших материалов от стенок емкостей | 1978 |
|
SU685599A1 |
МОСТОУКЛАДЧИК | 1993 |
|
RU2044820C1 |
DE 29706361 U1, 31.07.1997 | |||
Улаживающее приспособление для шахтных клетей | 1933 |
|
SU35346A1 |
Авторы
Даты
2024-03-21—Публикация
2021-09-27—Подача