Изобретение относится к области технического обслуживания двигателей внутреннего сгорания, более конкретно к способам очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от трудноудаляемых загрязнений, преимущественно, от нагара.
Метод очистки двигателей внутреннего сгорания паром широко известен из уровня техники и для его реализации применяются различные установки. Например, известна установка для безразборной очистки камеры сгорания дизельных двигателей паром (см. патент РФ №153176 МПК F02B 77/04, В08В 3/00, дата подачи заявки 07.03.2014), предназначенная для очистки от нагара деталей дизельного двигателя. Принцип действия указанной установки основан на подготовке и подаче паровоздушной смеси в камеру сгорания. Установка содержит парогенератор, снабженный электрическим нагревателем, выход которого соединен через тракт подачи водяного пара с впускным коллектором двигателя и имеет обратную связь посредством микроконтроллера с топливным насосом высокого давления; средства для регулирования параметров парогенератора и топливного насоса высокого давления, включающие микроконтроллер, выходы которого связаны с управляющими входами блока питания электрического нагревателя парогенератора, вентилей, и с системой управления подачи водяного пара, а входы микроконтроллера соединены с выходами датчиков температуры и давления водяного пара; фильтр отработавших газов, присоединяющийся к выпускному коллектору двигателя. Как хорошо видно из приведенного описания, рассматриваемая установка имеет очень сложную и дорогостоящую конструкцию. Кроме того, технология использования рассматриваемой установки подразумевает большие затраты груда и рабочего времени на осуществление очистки.
Для быстрой очистки двигателей внутреннего сгорания широко применяются способы, основанные на применении различных моющих средств, добавляемых в моторное масло. Известен способ (см. патент РФ №2169280 МПК F02B 77/04, дата подачи заявки 10.11.1999), основанный на использовании в качестве моющей присадки, добавляемой в отработавшее моторное масло перед его заменой, очищающей присадки, в качестве которой используют смесь углеводородов, содержащую 60-80 мас. % ароматических углеводородов, 10-20 мас. % циклоалканов и 10-20 мас. % алканов. Недостатками указанного способа являются как токсичность компонентов очищающей присадки, так и необходимость слива моторного масла с ней после осуществления процесса очистки.
Предлагаемый способ очистки двигателя внутреннего сгорания паром ставит своей целью устранение как указанных выше, так и негативных моментов, характерных для процесса очистки двигателя внутреннего сгорания, в том числе и абразивного воздействия на очищаемые поверхности ответственных деталей.
Решаемой задачей изобретения является создание наиболее простого способа очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от трудноудаляемых загрязнений, не требующего для своего осуществления сложного специализированного оборудования, длительного времени, и обеспечивающего безопасную очистку ответственных деталей двигателя внутреннего сгорания, не приводящую к повреждению, в том числе абразивному, их поверхностей.
Достигаемый технический результат заключается в упрощении процесса очистки, уменьшении временных и экономических затрат на него, а также в снижении повреждения очищаемых поверхностей.
Решение поставленной задачи и указанный технический результат достигаются путем использования очищающего состава, включающего действующее вещество на основе оксосиликатов минеральною происхождения, добавляемого в моторное масло поршневых двигателей внутреннего сгорания для быстрой очистки цилиндропоршневой группы от нагарообразований.
Предлагаемый способ очистки двигателя внутреннего сгорания предусматривает замену масла с последующим прогревом двигателя до рабочей температуры. Заливку в двигатель через маслозаливную горловину очищающего состава с предварительным встряхиванием до исчезновения осадка и последующую работу в течение 30 минут в режиме холостого хода, после чего следует осуществить прогазовку 3-5 раз. Далее следует эксплуатация двигателя в обычном режиме до следующей замены масла.
Механизм действия очищающего состава поясняется терморентгенографическими исследованиями, которые показывают, что под действием высоких нагрузок и температур в контактных зонах на микровыступах поверхностей происходит разрушение кристаллической решетки оксосиликатов с анионами типа [SiO3]2-, [Si2O5]2-, [Si4O11]6- с выделением тепловой энергии. Это приводит к локальному повышению температуры до 1500 градусов Цельсия, что вызывает протекание следующих процессов: термическое разложение смазок, ПАВ, загрязнений без доступа газообразного кислорода с выделением атомарного углерода С и водорода 11 и очищение поверхности металла. Далее атомарный водород Η вступает в реакцию с кислородом О, который присутствует в местах разрушения кристаллической решетки оксосиликатов и на поверхности металла, с образованием молекул воды и выделением тепловой энергии, а также освобождением атомарного кремния Si из кристаллов SiO. Атомарный углерод и кремний адсорбируются. Образовавшаяся в результате вступления атомарного водорода II в реакцию с кислородом О вода на фоне высоких температур существует в состоянии пара - именно процесс парообразования обеспечивает очистку поверхностей от загрязнений в максимально короткий срок и без помощи царапающего действия абразивных частиц, которые не вводятся в состав для избежания повреждения очищаемых поверхностей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН | 2005 |
|
RU2312933C2 |
Абразивная масса и способ её изготовления | 2022 |
|
RU2816321C2 |
Способ безразборного восстановления изношенных металлических поверхностей и состав для его осуществления | 2019 |
|
RU2721242C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ КОМПРЕССИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2580233C1 |
Способ безразборной очистки дизельного двигателя внутреннего сгорания | 2019 |
|
RU2730770C1 |
Промывочное масло | 2023 |
|
RU2805073C1 |
Устройство улучшения автономности танка | 2023 |
|
RU2820101C1 |
Способ очистки поверхностей деталей машин и газовыхлопных трактов от нагара | 2018 |
|
RU2691350C1 |
Устройство управления турбонаддувом двигателя внутреннего сгорания | 2017 |
|
RU2635425C1 |
Способ безразборной очистки дизельного двигателя внутреннего сгорания | 2016 |
|
RU2633733C1 |
Изобретение относится к области технического обслуживания двигателей внутреннего сгорания, более конкретно к способам очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от трудноудаляемых загрязнений, преимущественно от нагара. Раскрывается способ экспресс-очистки двигателя внутреннего сгорания паром, предусматривающий добавление в моторное масло через маслозаливную горловину очищающего состава. Упомянутый очищающий состав включает действующее вещество на основе оксосиликатов минерального происхождения и добавляется в масло после его замены с предварительным встряхиванием до исчезновения осадка с последующими прогревом двигателя до рабочей температуры, работой в течение 30 минут в режиме холостого хода и прогазовкой 3-5 раз. После этого следует эксплуатация двигателя в обычном режиме до следующей замены масла. При этом процесс очистки поверхностей от загрязнений осуществляется за счет парообразования под действием высоких нагрузок и температур в контактных зонах на микровыступах поверхностей вследствие разрушения кристаллической решетки оксосиликатов с выделением тепловой энергии и без помощи царапающего действия абразивных частиц. Достигаемый технический результат заключается в упрощении процесса очистки, уменьшении временных затрат на него, а также в снижении повреждения очищаемых поверхностей.
Способ экспресс-очистки двигателя внутреннего сгорания паром, предусматривающий добавление в моторное масло через маслозаливную горловину очищающего состава, отличающийся тем, что упомянутый очищающий состав включает действующее вещество на основе оксосиликатов минерального происхождения и добавляется в масло после его замены с предварительным встряхиванием до исчезновения осадка с последующими прогревом двигателя до рабочей температуры; работой в течение 30 минут в режиме холостого хода; прогазовкой 3-5 раз, после чего следует эксплуатация двигателя в обычном режиме до следующей замены масла, причем процесс очистки поверхностей от загрязнений осуществляется за счет парообразования под действием высоких нагрузок и температур в контактных зонах на микровыступах поверхностей вследствие разрушения кристаллической решетки оксосиликатов с выделением тепловой энергии и без помощи царапающего действия абразивных частиц, которые не вводятся в состав для избежания повреждения очищаемых поверхностей.
0 |
|
SU153176A1 | |
СПОСОБ ОЧИСТКИ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2169280C1 |
US 4464349 A, 07.08.1984 | |||
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ОЧИСТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ОЧИЩАЮЩИЙ АГЕНТ ДЛЯ ОЧИСТКИ ДВИГАТЕЛЯ СО СТОРОНЫ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ И ОЧИЩАЮЩИЙ АГЕНТ ДЛЯ ОЧИСТКИ ДВИГАТЕЛЯ СО СТОРОНЫ МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ | 2003 |
|
RU2258820C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ОТ ОТЛОЖЕНИЙ | 1999 |
|
RU2166111C1 |
Авторы
Даты
2024-03-28—Публикация
2022-05-19—Подача