Изобретение относится к области профилактической медицины и может быть использовано при проведении мониторинга и оценки функциональной эффективности педагогов, профессиональные качества которых определяют активная когнитивная деятельность, стабильное психофизиологическое и физическое состояние.
Известно, что профессиональная деятельность педагогов связана с аддитивным напряжением механизмов адаптации организма под воздействием суммы стресс-факторов, обусловленных особенностями образовательного процесса в реалиях неопределенности проводимых реформ, которые требуют психологической устойчивости, способности длительно поддерживать работоспособность в состоянии напряжения центральной нервной системы, а также комплексом климатических факторов, особенно в высоких широтах (короткий световой день, выраженная геомагнитная изменчивость). В случае несоответствия адаптационных возможностей организма огромным физическим и психоэмоциональным нагрузкам развивается перегрузка и связанное с нею патологические и предпатологические состояния органов и систем [Попова М.А., Говорухина А.А. Здоровьесберегающие технологии в условиях модернизации образования [Текст]: научное издание. Тюмень: Аксиома, 2013. - 288 с.], являясь главным препятствием к профессиональной эффективности и высоким риском сердечно-сосудистой патологии [Иванова, С.В. Психосоциальные риски работников сферы образования и здравоохранения [Текст] / С.В. Иванова, Алексеева Л.Ю // XXI век. Техносферная безопасность. - 2018. - т.3. - №1(9). - С. 10-20.; Лепихина, Т.Л. Влияние качества трудовой жизни на здоровье работников сферы высшего образования [Текст] / Т.Л. Лепихина, М.А, Лесникова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13. - вып. 5. - С. 935-948.].
Дифференцированный подход к индивидуальной коррекции нарушенных в процессе профессиональной деятельности педагогов функций возможен на основе выделения интегральных количественных градаций их нарушения, для формирования комплекса мер дальнейших диагностических и реабилитационных мероприятий с целью восстановления адекватного приспособительного ответа и восстановления эффективности работы педагогов.
Известен способ контроля функционального состояния человека в экстремальных условиях деятельности, в котором проводят предварительную регистрацию и анализ ряда физиологических и психофизиологических параметров, на основе которых составляют «физиологический паспорт» испытуемого. Дополнительно проводят регистрацию параметров функционального состояния человека непосредственно в процессе выполнения им профессиональных задач. Затем на основании сравнения текущих значений всех показателей с их индивидуальными оптимальными значениями из «физиологического паспорта» рассчитывают интегральный показатель функционального состояния (ИПФС). По величине ИПФС определяют степень отклонения работоспособности специалиста от оптимального уровня, как: высокий, допустимое состояние, условно допустимое состояние, как недопустимое состояние декомпенсации. Способ позволяет повысить эффективность оперативного контроля функционального состояния и прогнозирования работоспособности специалистов опасных профессий за счет повышения достоверности получаемых данных об отклонениях физиологических и психофизиологических параметров специалистов в процессе их деятельности [патент РФ №2655186. МПК А61В 5/00. Опубл. 24.05.2018, бюлл. № 15].
Недостатками представленного способа является отсутствие учета специфики конкретных видов профессий и контроля результат-связанных физиологических показателей, что не позволяет управлять процессом восстановления нарушенных функций. Дискретность оценки работоспособности специалистов, может привести к пропуску достоверного отклонения работоспособности в процессе деятельности. Способ предусматривает регистрацию и анализ показателей функционального состояния только в специальных условиях на стационарном оборудовании перед началом основной профессиональной деятельности обследуемых специалистов.
Известен способ определения профессиональной надежности специалиста экстремального профиля деятельности и устройство, для его осуществления проводят регистрацию и анализ психофизиологических данных исследуемого специалиста. При этом регистрацию психофизиологических данных и оценку реакции его сердечно-сосудистой системы осуществляют на основе анализа серии кардиоинтервалов, полученных из параметров фотоплетизмограммы исследуемого. Накопленную информацию о вариабельности сердечного ритма сохраняют в виде цифровых файлов, которые передают на персональный компьютер, в который вводят экспертные оценки результативности деятельности.
Профессиональную надежность специалиста определяют путем вычисления ее величины методом канонических корреляционных связей между результативностью деятельностии величиной затрат организма - ценой деятельности [патент РФ №2392860. МПК А61В 5/16. Опубл. 27.06.2010, бюлл. № 18].
Основными недостатками метода являются отсутствие индивидуальных рекомендаций по улучшению профессиональной надежности с учетом специфики конкретных профилей деятельности. Дополнительно, значимым недостатком используемого в методе устройства являются его увеличенные габаритные размеры, а также необходимость постоянного подключения к персональному компьютеру, что обуславливает возможность его использования только в стационарных условиях.
Для диагностики функционального состояния педагогов нами была проведена комплексная диагностика функционального состояния вегетативной, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также оценка компонентов профессионального выгорания, физического и психического здоровья качества жизни.
Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что разработан способ оценки функциональной эффективности педагогов, включающий анализ скорости психомоторной реакции, спектральных показателей кардиоритмограммы, эмоционального истощения, на основе которых педагоги распределяются в три группы и определяются рекомендации по восстановлению функциональной эффективности педагогов:
Для проведения исследования использовалось стандартное сертифицированное аппаратно-программное оборудование: «Нейрософт-Полиспектр 8Е», «НС ПсихоТест» «Нейрософт» (Россия), портативный аппарат для измерения центрального аортального давления в амбулаторных условиях CASPal (HealthSoft, Сингапур).
Примененный стандартный рекомендованный метод измерения времени простой зрительно-моторной реакции (время ПЗМР) предназначен для оценки функционального состояния центральной нервной системы.
Примененный стандартный рекомендованный метод оценки адаптации по активной ортостатической пробе с определением УФСС предназначен для оценки реактивности регуляторных механизмов вегетативной нервной системы и предполагает 11 минутную запись вариабельности ритма сердца (ВРС) в стандартных отведениях от конечностей (5 минут фоновой пробы и 6 минут - ортостатической).
Определение центрального аортального давления апланационной тонометрией направлено на выявление жесткости сосудистого русла - предиктора сердечно-сосудистых катастроф.
Для выявления профессионального выгорания и его компонентов использован стандартизованный опросник MBI.
Для выявления функциональных предикторов снижения работоспособности педагогов был проведен многофакторный регрессионный анализ. Сформированы 2 модели, в которых в качестве зависимых переменных выступали время психомоторной реакции (модель1) и отношение УФФС модель 2).В качестве независимых переменных использовали возраст, педагогический стаж, уровни САД, ДАД, цСАД, LF/HF, эмоциональное истощение, психическое здоровье МН и физическое функционирование PH. В обеих моделях независимыми предикторами снижения функционального состояния организма педагогов явились возраст (ОШ 1,98, 95%ДИ 0,90-5,7), отношение низкочастотной составляющей спектра вариабельности ритма сердца к высокочастотной LF/HF (ОШ 1,79, 95%ДИ 0,76-6,8), центральное систолическое аортальное давление (ОШ 1,58, 95%ДИ 0,95-3,4), компонент профессионального выгорания эмоциональное истощение ЭИ (ОШ 2,1, 95%ДИ 1,0-5,4).
Затем при пошаговом дискриминантном анализе рассчитана модель позволяющая определить градации нарушений функциональной эффективности педагогов.
Функциональную эффективность педагогов (ФЭП) мы определяем как интегративную работоспособность по результатам простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) с учетом уровня отношения низкочастотной к высокочастотной составляющей спектра LF/HF по результатам спектрального анализа вариабельности ритма сердца с активной ортостатической пробой, повышения центрального систолического давления в аорте и наличия или отсутствия компонентов профессионального выгорания.
Индекс функциональной эффективности педагогов (ИФЭП) может быть определен по формуле:
ИФЭП= 1,83 +0,10402*возраст (лет) + 0,10512*время ПЗМР (мс) + 0,11003 *ЭИ (балл) +0,11876 *LF/HF (у.е )+ 0,10276 (цСАДр-цСАДд),
где ИФЭП - дискриминанта (у.е); время ПЗМР- время простой зрительно-моторной реакции (мс); LF/HF (у.е) - отношение низкочастотной составляющей спектра вариабельности ритма сердца LF к высокочастотной HF;ЭИ - эмоциональное истощение - компонент профессионального выгорания по методике MBI (баллы); цСАДр - центральное систолическое аортальное давление реальное; цСАДд - максимальное значение половозрастной нормы по номограмм ецСАД должное.
При ИФЭП менее 30,5 функциональная эффективность педагога удовлетворительная (работоспособность оптимальная при отсутствии признаков профессионального выгорания), коррекции функционального состояния организма не требуется;
при ИФЭП 30,5-40,4 - функциональная эффективность педагога пограничная (работоспособность незначительно снижена при низком или среднем уровне эмоционального истощения); при пограничном уровне ИФЭ рекомендовано изменение режима нагрузок и нефармакологическая коррекция факторов риска;
при ИФЭП 40,5 и более - функциональная эффективность педагога неудовлетворительная (работоспособность значительно снижена при среднем или высоком уровне эмоционального истощения); при неудовлетворительной функциональной эффективности педагога требуется консультация специалистов с целью диагностики возможной патологии и назначения адекватного комплекса нефармакологической и фармакологической коррекции нарушений функционального состояния организма.
Осуществление изобретения достигается следующим образом. Для оценки функциональной эффективности педагогов следует:
Определить время простой зрительно-моторной реакции
Определить спектральные показатели ВРС в процентном соотношении LF, HF где LF - мощность спектра в диапазоне низкочастотных колебаний ритма; HF - мощность спектра в диапазоне высокочастотных колебаний ритма сердца 0,15-0,4 Гц (%), обычно в норме 15-25%;отношение LF/ HF
Определить степень выраженности эмоционального истощения по опроснику профессионального выгорания MBI в баллах.
Определить центральное систолическое аортальное давление неинвазивным методом и должное цСАД по максимальной половозрастной норме по номограмме.
Рассчитать индекс функциональной эффективности педагогов (ИФЭП), который может быть определен по формуле:
Оценить ИФЭП:
ИФЭП менее 30,5 - функциональная эффективность педагога удовлетворительная;
ИФЭП 30,5-40,4 - функциональная эффективность педагога пограничная;
ИФЭП 40,5 и более - функциональная эффективность педагога неудовлетворительная:
Пример
Возраст 42 года, время ПЗМР 310 мс, эмоциональное истощение 25 баллов, LF/HF 1,6 у.е., цСАДр-цСАДд 14 мм рт.ст.
ИФЭП =1,48+ 0,10402*42 (лет) + 0,10512*310 (мс) +0,11003*25 (балл) +0,11876*1,6 (у.е.]+ 0,10276*14 (мм рт.ст.)=42,7
Заключение: Педагог относится к неудовлетворительному уровню функциональной эффективности, требуется консультация специалистов для выявления возможной патологии и восстановление нарушенного функционального состояния.
Технические результаты заключаются в том, что разработанный способ позволяет:
- обеспечить раннее выявление функциональных изменений у педагогов с учетом психического статуса и доступного мониторинга общепринятыми методиками оценки функционального состояния центральной и вегетативной нервной системы;
- значительно снизить объем различных психофизиологических и психологических обследований, и определить показания к реабилитации, восстановлению функциональной и профессиональной эффективности педагогов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПАРАШЮТИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН КУПОЛЬНОЙ АКРОБАТИКИ | 2022 |
|
RU2814867C2 |
Способ оценки профессиональной пригодности специалистов опасных профессий | 2019 |
|
RU2716339C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ НАЧАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР | 2011 |
|
RU2468741C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАРДИОМЕТАБОЛИЧЕСКОГО РИСКА У КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА | 2019 |
|
RU2723734C1 |
Способ оценки адаптивных возможностей детей к воздействию учебно-образовательной нагрузки | 2022 |
|
RU2801608C1 |
Способ комплексной оценки функционального состояния и уровня функциональной подготовленности хоккеистов | 2018 |
|
RU2682486C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА | 2012 |
|
RU2498771C1 |
Способ выявления склонности к девиантному поведению и профессиональному выгоранию работников производственных предприятий | 2021 |
|
RU2772895C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПРИ СТРЕССОРНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ | 2013 |
|
RU2510621C1 |
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ ПО β РИТМУ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2023 |
|
RU2806480C1 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для оценки функциональной эффективности педагогов. Определяют возраст, время простой зрительно-моторной реакции. Далее оценивают эмоциональное истощение по опроснику профессионального выгорания MBI. Проводят исследование вариабельности сердечного ритма и определяют отношение мощности спектра низкочастотных колебаний к мощности спектра высокочастотных колебаний ритма сердца. Определяют центральное систолическое аортальное давление неинвазивным методом и должное центральное систолическое аортальное давление по максимальной половозрастной норме. Далее вычисляют индекс функциональной эффективности педагогов (ИФЭП) по заявленной формуле. Функциональную эффективность педагогов оценивают как удовлетворительную при значении ИФЭП менее 30,5; пограничную при ИФЭП 30,5-40,4; неудовлетворительную при ИФЭП 40,5 и более. Способ позволяет повысить эффективность и достоверность раннего выявления функциональных нарушений педагогов за счет оценки комплекса наиболее значимых показателей. 1 пр.
Способ оценки функциональной эффективности педагогов, включающий определение возраста в годах, времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР, мс), далее оценивают эмоциональное истощение по опроснику профессионального выгорания MBI (ЭИ, балл), проводят исследование вариабельности сердечного ритма и определяют отношение мощности спектра низкочастотных колебаний к мощности спектра высокочастотных колебаний ритма сердца (LF/ HF, у.е.), определяют центральное систолическое аортальное давление неинвазивным методом (цСАДр, мм рт.ст.) и должное центральное систолическое аортальное давление (цСАДд, мм рт.ст.) по максимальной половозрастной норме, далее вычисляют индекс функциональной эффективности педагогов (ИФЭП):
ИФЭП= 1,83 +0,10402*возраст + 0,10512*время ПЗМР + 0,11003 *ЭИ + 0,11876 *LF/HF + 0,10276*(цСАДр-цСАДд),
и функциональную эффективность педагогов оценивают как удовлетворительную при значении ИФЭП менее 30,5; пограничную при ИФЭП 30,5-40,4; неудовлетворительную при ИФЭП 40,5 и более.
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПРИ СТРЕССОРНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ | 2013 |
|
RU2510621C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2016 |
|
RU2655186C2 |
Паста для точки и правки хирургических инструментов, бритв и т.п. | 1928 |
|
SU11408A1 |
ЩЕРБАКОВА А.Э | |||
Функциональное состояние центральной нервной системы и физиологические реакции на стресс у педагогов с признаками эмоционального выгорания (на примере преподавателей педагогического вуза) | |||
Журн | |||
мед.-биол | |||
исследований Т | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Устройство для биологического очищения сточных вод | 1924 |
|
SU419A1 |
SCHMID |
Авторы
Даты
2024-04-09—Публикация
2022-06-05—Подача