Набор для диагностики умственного развития детей может быть использован в медицинских учреждениях, психолого-медико-педагогических консультациях, медицинских и общеобразовательных детских учреждениях для обследования детей раннего возраста в целях определения уровня их умственного развития и выявления как "актуального", так и "потенциального" уровня умственного развития, а также определения путей коррекционно-педагогической работы с обследуемым ребенком.
Кроме того, набор для диагностики может быть использован в высших учебных заведениях при подготовке практических психологов, учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных учреждений, педиатров и т.д.
Известно устройство применяемое в психотерапии (США, N4762494, G 09 B 19/00, 1988) в виде модели человеческого тела, двух рук, двух ног и головы, соединенных с телом. На голове имеется лицо с закрепленными на ней изображениями глаз и носа. На модели лица имеются приспособления для съемного закрепления изображений слез, рта. На модели тела также возможно закрепление ряда элементов. Однако это устройство используется для обследования детей более старшего возраста и направлено на исследование уровня развития эмоциональной сферы ребенка и некоторых сторон его познавательной деятельности.
Известно также устройство, используемое при осуществлении способа диагностирования и терапии психологической травмы (США, N5044959, G 09 B 19/00, 1991), представляющее собой игрушку-медведя, на животе которого в полости, закрытой крышкой, размещены наборы пособий, необходимых для обследования детей дошкольного возраста. Это устройство также рассчитано на детей более старшей возрастной группы и направлено на обследование уровня развития только некоторых сторон умственного развития ребенка, связанных с конкретным травматическим воздействием.
Наиболее близким по сущности и достигаемому результату является диагностико-терапевтический набор для детей больных органическим синдромом Брайна (США, N4972851, A 61 B 19/00, 1990), представляющий собой контейнер, в котором размещены диагностические и дидактические игрушки и пособия, выполненные из неметаллических материалов и окрашенные в различные цвета, например игрушка-зверь из мягкой пластмассы, зеркало, отрезок резинки, пластинки с нанесенными на их поверхности полосами различных направлений.
Известное решение позволяет диагностировать умственное развитие ребенка и обнаружить отклонения на раннем этапе его развития. Однако пособия и игрушки, входящие в набор, не позволяют выявить полностью индивидуальный уровень умственного развития ребенка, а также построить индивидуальную программу для коррекции отклонений умственного развития обследуемого ребенка.
Целью предлагаемого изобретения является создание наиболее полного набора предметов, с помощью которых проводится определение основных параметров умственного развития детей раннего возраста (2-3 лет), а также выявление возможностей коррекционного обучения и определения его направлений, специфических для каждого типа нарушений.
Кроме того, при использовании предлагаемого набора в целях диагностики удается наладить с ребенком эмоциональный контакт и заинтересовать его в выполнении заданий, т. к. состояние ребенка оказывает заметное влияние на продуктивность обследования. Кроме того, известные методики для обследования психического развития детей дошкольного возраста предполагают, что психолог или педагог должен самостоятельно подбирать или изготавливать наглядный материал (игрушки и пособия).
Предлагаемое изобретение направлено на решение всех этих задач и заключается в том, что в набор для диагностики умственного развития детей раннего возраста, содержащий контейнер с размещенной в нем группой предметов в виде диагностических и дидактических пособий и игрушек, окрашенных в разные цвета и выполненных из различных неметаллических материалов, дополнительно помещают группы иллюстративных и обучающих пособий.
При этом группа диагностических и дидактических пособий и игрушек может включать: желоб и шарик для него; три различные по размерам и одного цвета прямоугольные коробочки с крышками и три шарика различных диаметров и одного цвета, которые могут быть размещены в соответствующих коробочках; разборные пирамидку и матрешку, а также восемь кубиков четырех цветов; игрушку-тележку, снабженную скользящей тесьмой.
Кроме того, группа иллюстрированных пособий может включать две пластинки с одинаковыми предметными картинками на каждой из них, при этом одна из пластинок разрезана на несколько частей, и парные пластинки в виде двух или четырех пар пластинок с одинаковыми предметными картинками на каждой паре.
Также группа обучающих пособий может состоять из четырех или шести плоских палочек одного цвета и карандаша.
При этом в качестве материала для кубиков, шариков и плоских палочек используется пластмасса, а контейнер, разборные пирамидка и матрешка, игрушка-тележка, прямоугольные коробочки выполнены из дерева. Использование именно этих материалов основано на учете возрастных психологических особенностей ребенка, его ведущей (предметной) деятельности и возрастных возможностей действовать. Таким же образом выбрана цветовая гамма. Например, цветные кубики выполнены в красном, синем, желтом (белом) и зеленом цвете. Размеры всех пособий и игрушек соответствуют возможностям ребенка к практическому действию.
Целесообразно также разместить в контейнере руководство по использованию предметов, в котором раскрывается методика обследования и диагностического обучения.
Предметы, составляющие набор, представлены на: фиг.1 - контейнер для размещения набора для диагностики; фиг.2 - шарик и желоб; фиг.3 - прямоугольные коробочки с крышками и соответствующие им шарики; фиг.4 - разборные матрешки; фиг. 5 - разборная, состоящая из нескольких колец пирамидка; фиг.6 - иллюстративные пособия (парные картинки); фиг.7 - цветные кубики; фиг.8 - иллюстративные пособия (разрезные картинки); фиг.9 - палочки; фиг.10 - игрушка-тележка с тесьмой, продернутой через кольцо; фиг.11. - карандаш и бумага.
Набор для диагностики используется следующим образом.
Обследуемому ребенку предлагается десять заданий с учетом постепенного возрастания уровня трудности, от наиболее простых до более усложненных. В каждом из них используется какой-либо предмет набора или группа предметов в определенном сочетании.
В задании "лови шарик" используется шарик и желоб (фиг.2). Психолог кладет шарик на желоб и просит ребенка поймать шарик, либо прокатить шарик по желобу. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание словесной инструкции, развитие ручной моторики.
В задании "спрячь шарик" перед ребенком раскладывают две или три прямоугольные коробочки, разные по размерам и на некотором расстоянии от них - крышки от коробочек. Психолог кладет большой шарик (фиг.3) в большую коробочку, а маленький - в меньшую и просит ребенка накрыть коробочки крышками, спрятав шарики. Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину предметов и на наличие у него соотносящих действий.
В задании "разборка и складывание матрешки "психолог просит ребенка разобрать и сложить матрешку (фиг.4). Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов и наличия соотносящих действий, а также умение подражать действиям взрослых.
В задании "разборка и складывание пирамидки" психолог предлагает ребенку разобрать и собрать пирамидку (фиг.5). Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук и целенаправленных действий. Пирамидка состоит из трех или четырех колец одного цвета.
В задании "парные картинки" перед ребенком раскладывают две пластинки с предметными картинками. Точно такая же пара находится у взрослого, доставая одну из них психолог просит ребенка показать ему такую же (фиг.6). Задание позволяет выявить уровень развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовых инструкций.
Задание "цветные кубики", направленное на выделение цвета как признака, различение и название цвета, состоит в том, что перед ребенком ставят два или четыре цветных кубика (фиг.7) и просят показать такой, какой находится в руке у психолога.
Задание "разрезные картинки" состоит в том, что ребенку показывают две или три части пластинки разрезанной предметной картинкой (фиг.8) и просят сложить целую картинку. Задание позволяет выявить уровень развития целостного восприятия предметной картинки.
Задание "конструирование из палочек" заключается в том, что перед ребенком строят из палочек (фиг.9) фигуру "молоточек" или "домик" и просят его сделать также. В результате у ребенка выявляется уровень развития целостного восприятия, умения анализировать образец и действовать по подражанию, показу.
Задание "достань тележку" позволяет определить уровень развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесьму). Перед ребенком на противоположном конце стола устанавливают игрушку-тележку с пропущенной через кольцо тесьмой (фиг.10), до которой он не может дотянуться. В зоне досягаемости его руки, при этом находятся два конца тесьмы, разведенные между собой приблизительно на 50 см. Психолог просит ребенка достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесьмы, игрушка остается на месте. Решение задания состоит в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца и подтянуть игрушку-тележку.
Последнее задание "нарисуй" (фиг.11) заключается в том, что ребенка просят нарисовать дорожку или домик. При этом выявляется понимание им речевой инструкции, уровня предпосылок к предметному рисунку, а также определяется ведущая рука, согласованность действий рук, отношение к результату.
Отдельные задания, использующие различные предметы, дублируются, т.е. делаются несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло бы стать непреодолимым препятствием. Например, разборка и складывание пирамидки и матрешки, задания с парными и разрезными картинками.
Все задания, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине и цвету предполагают простое перемещение предметов, соответствующее возможностям ребенка 2-3-х летнего возраста.
Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.
По типу функционального назначения все предметы набора составляют три основные группы - диагностико-дидактические пособия и игрушки (желоб с шариком, коробочки с крышками и шариками для них, разборные пирамидка и матрешка, кубики и игрушка тележка), иллюстративные пособия (пластинки из заданий "разрезные картинки" и "парные картинки") и обучающие пособия (плоские палочки и карандаш для задания "нарисуй").
В набор входит также руководство по использованию или "методические рекомендации", в которых дано подробное описание проведения психолого-педагогического обследования ребенка и критерии оценки его действий при выполнении заданий с предметами, а также предложен способ количественной оценки полученных данных.
Контейнер, в котором размещаются все предметы выполнен из дерева и имеет размеры 300х220х150 мм (фиг.1).
Таким образом, предлагаемый набор для диагностики позволяет упростить решение задачи ранней диагностики умственного развития и учитывать, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ | 2015 |
|
RU2587969C1 |
Набор для диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера | 2023 |
|
RU2817165C1 |
Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера | 2023 |
|
RU2817210C1 |
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни | 2016 |
|
RU2640097C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ КОНКРЕНТНО-ДЕЙСТВЕННОГО И НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2006 |
|
RU2320265C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2004 |
|
RU2248227C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ | 2014 |
|
RU2570052C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2015 |
|
RU2594559C1 |
СПОСОБ "ГНОМ" ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2246257C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ | 1998 |
|
RU2170054C2 |
Изобретение используется в медицине и педагогике для диагностирования умственного развития детей раннего возраста. Набор для диагностики умственного развития детей раннего возраста содержит контейнер с размещенной в нем группой пособий и игрушек диагностического и дидактического назначения, включающий желоб и шарик для него, три различные по размерам и одноцветные коробочки с крышками, в которых размещены соответствующие им по размерам шарики, разборные пирамидку и матрешку, кубики и игрушку-тележку с тесьмой, группой иллюстративных пособий, включающую две пластинки с одинаковыми предметными картинками, одна из которых разрезана на несколько частей, несколько пар пластинок с одинаковыми предметными картинками на каждой паре, группой обучающих пособий, состоящей из четырех или шести плоских палочек одного цвета и карандаша. При этом кубики, шарики и палочки могут быть выполнены из пластмассы, а контейнер, разборные пирамидка и матрешка, игрушка-тележка и прямоугольные коробочки - из дерева. Набор позволяет упростить раннюю диагностику умственного развития ребенка. 6 з.п.ф-лы, 11 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
US 4972851 (Rosemry G.Noble) | |||
Прибор с двумя призмами | 1917 |
|
SU27A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
US 5011020 (The Board of Regents, The University of Texas System) 30.04.91 | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1998-11-10—Публикация
1996-05-30—Подача