Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для защиты автомобиля и людей, перевозимых на его бортовой платформе, от взрывоопасных предметов с взрывателями ударного действия, сбрасываемых противником с коптеров.
Известен бронированный модуль, размещаемый на бортовой платформе грузового автомобиля [1]. Бронированный модуль КУНГ с повышенной противоминной стойкостью содержит пространственный каркас, обшитый бронированными листами. В бронированных листах по периметру выполнены бойницы и/или остекленные окна, а в крыше выполнены люки. В передней и/или в задней торцевой стенке выполнена дверь. Нижняя часть КУНГ изготовлена клиновидной за счет наклона нижней части боковых стенок.
Недостатками устройства являются высокая стоимость и материалоемкость.
Известна броневая конструкция для транспортного средства [2]. Она содержит силовой каркас и закрепленные на силовом каркасе и соединенные между собой заднюю, боковые и верхнюю бронепанели и переднюю бронестенку с образованием жесткой броневой конструкции, формирующей защищенный от внешнего воздействия объем для пассажиров и водителя. Бронепанели собираются из отдельных бронелистов. Нижние боковые бронелисты снабжаются с внутренней стороны кронштейнами, опирающимися на пол кабины транспортного средства. Бронелисты скрепляются между собой болтами и прикрепляются к силовой раме.
Недостатками устройства является высокая стоимость бронелистов, большая материалоемкость, сложность монтажа на транспортное средство силами экипажа.
Известен броневой корпус автофургона с разъемными соединениями деталей защиты [3] содержащий каркас, фасонные элементы которого выполнены в виде V- или П-образного профиля, и прикрепленные к каркасу броневые листы. К боковым поверхностям профиля крепятся проушины с отверстиями, в которые вставлены болты, вворачиваемые в бонки.
Недостатками устройства является сложность конструкции, высокая стоимость бронелистов, большая материалоемкость, сложность монтажа на транспортное средство силами экипажа.
Известно устройство для защиты от атмосферных осадков кузова легкового автомобиля [4]. Устройство состоит из противоградовой сетки и опорных дистанционных элементов, поджимаемых к крыше кузова сеткой, закрепленной на автомобиле спереди и сзади веревками с крючками.
Недостатками устройства является не возможность защиты от взрывоопасных предметов, сбрасываемых с коптера.
Наиболее близким по конструкции аналогом является сетчатые заграждения, применяющиеся для защиты наземных боевых машин различного назначения от дронов-камикадзе и сброса доработанных или специально изготовленных для этой цели неуправляемых боеприпасов с зависших дронов квадрокоптерного (октакоптерного/гексакоптерного) типа [5].
Комплект противодронового экрана сетки-решетки содержит базовую часть, походный и боевой комплекты.
Базовая часть - это набор креплений, кронштейнов, жестко закрепленных на боевой машине, а походный и боевой комплекты содержат набор защитных элементов. Защитные элементы представляют собой экраны в виде жесткого каркаса с металлической решеткой, в том числе закрывающие машину сверху и соединяемых между собой шарнирами. Решетка выполняется крупноячеистой с целью обеспечения застревания дронов-камикадзе.
Данное устройство принято за прототип.
Недостатками устройства являются:
- жесткость металлической решетки, при ударе о которую взрывного устройства с взрывателем, срабатываемым при ударе о которую произойдет взрыв;
- крупная ячейка решетки может пропускать через себя малогабаритные взрывные устройства типа ручных гранат (Ф-1, РГД - 5, РГН, M1, Мк2 и др.) или выстрелов из гранатомета (ВОГ-17, ВОГ-25 и др.), что не обеспечит защиты;
- невозможность регулирования угла наклона защитных элементов, обеспечивающих безопасное расстояние отбрасывание предметы в сторону.
Целью изобретения является обеспечение защиты людей и грузов, размещаемых на автомобиле, от сбрасываемых противником с коптеров взрывоопасных предметов, оснащенных взрывателями ударного действия.
Для достижения поставленной цели решается задача предотвращения взрыва, сброшенного с коптера взрывоопасного предмета, ударившегося об защитный элемент, с последующим отбрасыванием его в сторону от автомобиля. Задача решается путем придания решетки или сетки защитного элемента деформативных упругих свойств, предотвращающих срабатывание взрывателя при ударе и наклона защитных элементов в поперечной плоскости автомобиля, позволяющего отбросить взрывоопасный предмет в сторону от автомобиля.
Предлагаемое устройство иллюстрируется чертежами, где на:
- фиг. 1 - вид сверху;
- фиг. 2 - крепление скоб-соединителей к трубе каркаса;
- фиг. 3 - вид сзади (разрез по А-А);
- фиг. 4 - крепление полотнища к каркасу;
- фиг. 5 - винт регулирования ширины защитного элемента;
- фиг. 6 - кронштейн крепления средний;
- фиг. 7 - кронштейн крепления крайний.
Устройство для защиты автомобиля от взрывоопасного предмета, сбрасываемого с коптера, содержит два защитных элемента и комплект кронштейнов крепления защитных элементов к каркасу тента бортовой платформы автомобиля (фиг. 1, 2, 3).
Каждый защитный элемент содержит сборный каркас 1 прямоугольной формы, выполненный из жесткого конструкционного материала, например, из трубы из алюминиевого сплава, на которую с расчетным шагом по периметру надевают скобы-соединители 2 и закрепляют на ней от радиального и осевого перемещения (фиг. 1, 2, 3). Внутри каркаса 1 размещают прямоугольное полотнище 3 в виде эластичной упругой деформируемой сетки, например, перматрона или из ПВХ сетки на полиэстеровой основе). К укрепленным краям полотнища 3 по периметру с тем же расчетным шагом что и для скоб-соединителей 2 каркаса 1, прикрепляют (пришивают) шлевки с кольцами 4. Полотнище 3 по периметру сопрягается с каркасом 1 с помощью винтовых цилиндрических пружин 5, прикрепляемых с одной стороны к кольцам 4 полотнища 3, с другой стороны - к осям скоб-соединителей 2 каркаса 1, образуя при натяжении ровную панель (фиг. 4). Сборный каркас 1 защитного элемента включает две П-образные половины, соединяемые между собой по ширине регулировочными двухсторонними винтами 6, вворачиваемыми в резьбованные отверстия концов П-образных половин каркаса (фиг 5). Количество и индекс пружин 5 подбирают в зависимости от ожидаемого веса падающего взрывоопасного предмета и прогиба сетки полотнища 3, таким образом, чтобы обеспечивалась эластичная деформация, исключающая жесткий удар, после чего за счет упругих свойств сетки 3, пружин 5 и наклона полотнища 3 взрывоопасный предмет был отброшен в сторону относительно направления движения автомобиля.
Комплект кронштейнов крепления к каркасу тента 15 бортовой платформы содержит средние кронштейны 7 и крайние кронштейны 8. Средний кронштейн 7 представляет собой винтовой подъемник, к верхней части винта 9 которого жестко прикрепляется (например, приваривается или прикручивается) фигурное гнездо 10 со съемной крышкой 11, сопрягаемых между собой винтами так, чтобы образовалась полость достаточная для размещения 2-х труб каркаса 1 с возможностью поворота относительно своих осей (фиг. 6). Основания кронштейнов 7 жестко прикрепляются (например, привинчиваются) вдоль продольной оси автомобиля к дугам 14 каркаса тента 15 бортовой платформы автомобиля в средней части.
Крайний кронштейн 8 включает фигурное гнездо 12 со съемной крышкой 13, сопрягаемых между собой винтами так, чтобы образовалась полость достаточная для размещения трубы каркаса 1 с возможностью поворота относительно своей оси (фиг. 2, 7). Основания кронштейнов 8 жестко прикрепляются (например, привинчиваются) по линии левого и правого габаритов автомобиля в местах сопряжения дуг 14 со стойками каркаса тента 15 бортовой платформы автомобиля.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
Для приведения устройства рабочее положение силами 1-2 человек выполняются следующие операции:
- защитные элементы в разобранном виде и комплект кронштейнов разгружают и раскладывают на ровной поверхности;
- на П-образные половины обоих сборных каркасов 1 надевают скобы-соединители 2 и с расчетным шагом фиксируют по периметру (фиг. 2);
- П-образные половины с помощью регулировочных двухсторонних винтов 6 (фиг. 1,5) соединяют в два отдельных сборных каркаса 1;
- к скобам-соединителям 2 каркасов прикрепляют крюки винтовых цилиндрических пружин 5 (фиг. 2, 4);
- полотнища 3 помещают в сборные каркасы 1, а свободные крюки винтовых цилиндрических пружин 5 прикрепляют к кольцам 4 полотнищ 3 (фиг. 4) так, чтобы полотнища 3 натянулись и сформировались 2 защитных элемента (фиг. 1);
- средние кронштейны 7 жестко прикрепляют сверху к серединам дуг 14 каркаса тента 15 автомобиля по его продольной оси, крышки 11 снимают (фиг. 3, 6);
- крайние кронштейны 8 жестко прикрепляют сверху к дугам 14 каркаса тента 15 автомобиля по линии его стоек справа и слева, крышки 12 снимают (фиг. 2, 7);
- собранные защитные элементы укладывают на средние кронштейны 7 так, чтобы внутренние продольные трубы обоих каркасов 1 легли в фигурные гнезда 10, крышки 11 привинчивают к гнездам 10 (фиг. 1, 3, 6);
- вращением винтов 9 средних кронштейнов 7 внутренние продольные трубы каркасов 1 защитных элементов поднимают относительно дуг 14 каркаса тента 15 бортовой платформы автомобиля на такую высоту, чтобы наружные трубы каркасов 1 легли в фигурные гнезда 12 крайних кронштейнов 8, крышки 13 привинчивают к гнездам 12 (фиг. 1, 7).
Устройство для защиты автомобиля от взрывоопасного предмета, сбрасываемого с коптера, может быть смонтировано поверх защитного тента.
При необходимости изменения высоты подъема гнезд 10 средних кронштейнов 7, определяющей углы наклона защитных элементов или величину натяжения полотнища 3, ширина каркаса 1 может увеличиваться или уменьшаться вращением регулировочных винтов 6.
После выполнения всех операций устройство к использованию готово.
При падении взрывоопасного предмета на полотнища 3 защитных элементов, которые располагаются с наклоном в поперечной плоскости, кинетическая энергия удара гасится деформативностью и эластичностью материала, вызывая его прогиб, и предотвращает срабатывание датчика цели. Накопленная потенциальная энергия упавшего взрывоопасного предмета, определяемая упругостью материала сетки полотнищ 3 и жесткостью пружин 5, преобразуется в силу, вызывающую его отбрасывание в сторону относительно направления движения автомобиля.
Полный демонтаж устройства осуществляется в последовательности, обратной последовательности подготовки к использованию.
При не полном демонтаже защитные элементы могут не разбираться и транспортироваться на бортовой платформе автомобиля в сборе. Средние и крайние кронштейны в собранном состоянии могут находиться в местах крепления. В этом случае подготовка устройства к работе будет заключаться в снятии крышек 11 и 13 средних и крайних кронштейнов, укладке защитных элементов в гнезда 10 и 12, закрытии и закреплении крышек кронштейнов.
Предлагаемое устройство может найти широкое применение для защиты людей и грузов, перевозимых на бортовой платформе автомобиля, от взрывоопасных предметов с взрывателями ударного действия, сбрасываемых противником с коптеров.
Использованные источники:
1. Патент РФ №2492406, Российская Федерация МПК F41H7/04. Бронированный модуль КУНГа с повышенной противоминной стойкостью / М.П. Брыкин, Д.В. Митряев, Д.В. Прокудин, Д.В. Петрунин, В.Б. Севастьянов, В.А. Безбородое. Заяв. 28.12. 2011, опуб. 10.09.2013.
2. Патент Великобритания N 1318145, НКИ F3C, МКИ F41H 5/00, 7/00. Броневая конструкция для транспортного средства, опубл. 23.05.73.
3. Патент РФ №2193746, Российская Федерация МПК F41H 7/00, F41H 5/00. Броневой корпус с разъемными соединениями деталей защиты / В.И. Раевский, С.А. Гусев, Д.А. Гусев. Заяв. 01.03.2001, опуб. 27.11.2002.
4. Патент РФ №2746212 С1, Российская Федерация МПК B60J 11/00 Устройство для защиты кузова легкового автомобиля от града / А.Г. Лившиц. Заяв. 07.08.2020, опуб. 04.08.2021.
5. Пассивная защита бронированной техники от нападения FPV-дронов: простые сетки и решетки для противодействия атакам. / А. Митрофанов. Источник: https://topwar.ru/, опуб. 19.04.2023.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ ОТ АТАКИ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2023 |
|
RU2807494C1 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА БАЗЕ РАЛЛИЙНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2338147C1 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, БРОНЕВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАЩИЩЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В БРОНИРОВАННОЕ | 1995 |
|
RU2090391C1 |
КОМПЛЕКС ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗМИНИРОВАНИЯ И ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2462376C2 |
АВТОМОБИЛЬ СКРЫТОГО БРОНИРОВАНИЯ | 2011 |
|
RU2502037C2 |
БРОНИРОВАННАЯ БЕСКАПОТНАЯ КАБИНА С ПРОТИВОМИННОЙ ЗАЩИТОЙ | 2013 |
|
RU2517935C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БРОНИРОВАННОГО КУНГа ПАНЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2011 |
|
RU2492405C1 |
БРОНИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ КУНГа С ПОВЫШЕННОЙ ПРОТИВОМИННОЙ СТОЙКОСТЬЮ | 2011 |
|
RU2492406C1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЛЕГКИХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН ОТ ПРОТИВОТАНКОВЫХ КУМУЛЯТИВНЫХ ГРАНАТ | 2004 |
|
RU2260765C1 |
ТЕНТ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ | 1968 |
|
SU232039A1 |
Устройство для защиты автомобиля от взрывоопасного предмета содержит два защитных элемента и комплект кронштейнов для крепления устройства к каркасу тента автомобиля. Защитные элементы выполняют в виде жесткого прямоугольного трубчатого каркаса, в котором размещают полотнище из упругой эластичной сетки. Каркасы изготавливают сборными из двух П-образных половин, которые соединяют между собой регулировочными двухсторонними винтами, позволяющими изменять ширину защитного элемента. На каркас с расчетным шагом надевают скобы-соединители. Края полотнища по периметру снабжают кольцами, посредством которых его прикрепляют к скобам-соединителям винтовыми цилиндрическими пружинами. Комплект кронштейнов содержит средние и крайние кронштейны. Средние кронштейны представляют собой винтовые подъемники, основания которых прикрепляют к серединам дуг каркаса тента. Крайние кронштейны прикрепляют к дугам каркаса тента в местах сопряжения со стойками. Достигается обеспечение защиты людей и грузов, размещаемых на автомобиле, от сбрасываемых противником с коптеров взрывоопасных предметов. 7 ил.
Устройство для защиты автомобиля от взрывоопасного предмета, сбрасываемого с коптера, включающее прикрепляемые сверху кронштейнами к каркасу тента два защитных элемента в виде прямоугольного трубчатого каркаса из жесткого конструкционного материала с размещаемым в нем полотнищем, отличающееся тем, что: каркас выполняют сборным из двух П-образных половин, соединяемых между собой регулировочными двухсторонними винтами; полотнище изготавливают из упругой эластичной сетки, прикрепляемой винтовыми цилиндрическими пружинами одной стороной к кольцам полотнища, с другой стороны к надетым на трубы каркаса с расчетным шагом скобам-соединителям; жестко прикрепляемые к серединам поперечных дуг каркаса тента средние кронштейны выполняют в виде винтового подъемника с сопрягаемыми между собой фигурным гнездом и съемной крышкой, прикрепляемыми к верхней части винта подъемника и формирующими полость, достаточную для размещения двух внутренних продольных труб каркаса, с возможностью их поворота относительно своих осей; крайние кронштейны выполняют в виде сопрягаемых между собой фигурного гнезда и съемной крышки, формирующих полость, достаточную для размещения наружных продольных труб каркаса, с возможностью их поворота относительно своих осей и жестко прикрепляют в местах сопряжения дуг и стоек каркаса тента с правой и левой стороны автомобиля.
ЗАЩИТНЫЙ ЭКРАН | 2023 |
|
RU2815456C1 |
УСТРОЙСТВО для отломки АРМИРОВАННОГО ЛИСТА СТЕКЛА | 0 |
|
SU205234A1 |
КАРТЕР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 0 |
|
SU208378A1 |
ЗАЩИТНЫЙ ЧЕХОЛ ДЛЯ ВРЕМЕННО НЕЭКСПЛУАТИРУЕМОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2215105C1 |
СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРЕДАТОЧНОЙ ФУНКЦИИ ВИБРАЦИИ | 2020 |
|
RU2803713C1 |
US 8464627 B2, 18.06.2013 | |||
EP 1944565 B1, 13.06.2012. |
Даты
2024-04-23—Публикация
2023-07-14—Подача