Область техники
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно, к колесным транспортным средствам, а именно к шарнирным соединениям звеньев гибких гусеничных цепей, предназначенных для установки вокруг наружной периферии шин транспортного средства.
Предшествующий уровень техники
Гусеничные цепи, которые могут быть установлены вокруг шин транспортных средств с возможностью снятия известны в нескольких разных конструкциях. Например, известна гусеничная цепь, включающая траки с боковыми упорами и скобами, шарнирно скрепленные звеньями [Патент RU 2530947 «Звено гусеничной цепи с двумя боковыми опорными элементами и способ изготовления опорного элемента для подобного звена гусеничной цепи», заявлен 12.05.2010 г. ]. Подобная гусеничная цепь может быть использована для обеспечения лучшего трения и сцепления между шинами транспортного средства и опорной поверхностью в особенности на мокром, скользком или илистом грунте. На лесозаготовках такие гусеничные цепи позволяют снизить колееобразование и тем самым уменьшить негативное влияние на лесную среду. Тяжелые условия лесозаготовительных работ приводят к постепенному износу элементов гусеничной цепи, в особенности звеньев, соединяющих траки. По мере износа звеньев натяжение гусеничной цепи снижается и наблюдается ее провисание. Это может приводить к нескольким негативным аспектам. Во-первых, гусеничная цепь может соскочить с колес транспортного средства. Это потребует дополнительных трудозатрат и времени на ее обратную установку. Например, в условиях лесозаготовок, так как оператор лесозаготовительной машины может не определить момент сползания гусеницы, потребуется первоначально ее найти на лесосеке, что осложняется тем, что как правило колея волока заполнена водой. Кроме того, гусеничную цепь необходимо будет из этой колеи еще извлечь. Во-вторых, снижение натяжения гусеничной цепи приводит к ее проскальзыванию по колесам, что снижает тягово-сцепные характеристики транспортного средства, а также приводит к значительному износу резины колес.
Основная причина ослабления натяжения гусеничной цепи связана с изнашиванием звеньев. Замена звеньев является трудоемкой работой, требующей значительных затрат времени. В зависимости от конструкции гусеничной цепи процесс ремонта, связанный с заменой звеньев, может включать различные операции, но все требую проведения сварочных операций и резки металла.
Известны различные конструкции звеньев, соединяющих траки в гусеничных цепях, предназначенных для установки вокруг наружной периферии шин транспортных средств. Например, известно звено гусеничной цепи, предназначенной для установки вокруг наружной периферии шин транспортных средств, содержащее два боковых продолговатых элемента, соединенных на концах между собой поперечными продолговатыми элементами, причем поперечные элементы выполнены с возможностью соединения с траками гусеничной цепи, при этом звено снабжено дополнительным продолговатым поперечным элементов [Соединительное звено гусеничной цепи компании OLOFSFORS, распространяемой под обозначением PRO LITE 15, Small track product catalogue 2016, C. 6, https://www.eco-tracks.se/media/1663/st_prod_cat_eng_web.pdf (опубликовано - сентябрь 2016 г. )].
Недостатком конструкции описанного выше звена является то, что после изнашивания поперченных элементов звено требует замены. Ремонт гусеничной цепи (связанный с заменой звеньев), содержащей траки с боковыми упорами и скобами, шарнирно скрепленные такими звеньями [Гусеничная цепь компании OLOFSFORS, распространяемой под обозначением PRO LITE 15, Small track product catalogue 2016, C. 6, https://www.eco-tracks.se/media/1663/st_prod_cat_eng_web.pdf (опубликовано -сентябрь 2016 г. )], включает следующую последовательность действий: отрезают скобу от трака, зачищают трак от остатков сварки, заменяют изношенное звено, устанавливают скобу на трак с новым звеном на прихватке, затем приваривают детали с предварительным их подогревом. Таким образом, ремонт требует значительных трудозатрат.
Наиболее близким аналогом, который был выбран в качестве прототипа, является звено, соединяющее траки гусеничной цепи, предназначенное для установки вокруг наружной периферии шин транспортного средства, включающее два боковых продолговатых элемента, соединенных на концах между собой поперечными продолговатыми элементами, причем поперечные продолговатые элементы выполнены с возможностью соединения с траками гусеничной цепи, причем боковые и поперечные элементы выполнены за одно целое [US D801395 «Haggis link», заявлен 16.05.2016 г. ].
Недостатком конструкции описанного выше звена является то, что после изнашивания поперченных продолговатых элементов звено требует замены. Ремонт гусеничной цепи, содержащей траки с боковыми упорами и скобами, шарнирно скрепленные такими звеньями [Гусеницы для лесозаготовительных машин. Гид пользователя. CLARK TRACKS. С.15. https:www.clarktracks/com/uplods//pdf/Userguide/CT2001-RU-GEN-UserGuide_LR_compressed.pdf (опубликовано - 2017 г. )], включает следующие операции: отрезают боковой упор от скобы и трака, заменяют изношенное звено, зачищают трак и боковой упор от остатков сварки, устанавливают боковой упор на трак, затем приваривают боковой упор к траку и скобе с предварительным их подогревом. Таким образом, ремонт гусеничной цепи требует значительных трудозатрат.
Раскрытие изобретения
Задача данного изобретения состоит в разработке такого звена гусеничной цепи, которое позволяло бы увеличить срок его службы и обеспечивало бы ремонт гусеничной цепи с меньшими трудозатратами и большим удобством.
Для решения этой задачи и достижения указанного результата в настоящем изобретении предложено звено, соединяющее траки гусеничной цепи, предназначенное для установки вокруг наружной периферии шин транспортного средства, включающее четыре продолговатых тела, соединенных между собой или выполненных заодно целое с образованием замкнутого контура, причем каждое продолговатое тело выполнено с возможностью соединения с траками гусеничной цепи.
Особенностью звена по настоящему изобретению состоит также в том, что продолговатые тела с внутренней стороны контура снабжены вставкой из материала, отличающегося по своим свойствам от материала продолговатых тел.
Другая особенность звена по настоящему изобретению заключается в том, что по крайне мере одно продолговатое тело снабжено меткой.
Еще одна особенность звена по настоящему изобретению состоит в том, что сопряжение продолговатых тел имеет прямолинейный участок.
Краткое описание чертежей
На фиг. 1 показан пример возможного выполнения звена гусеничной цепи по настоящему изобретению (изометрия).
На фиг. 2 показана схема крепления звена к траку гусеничной цепи.
На фиг. 3 показан еще один пример возможного выполнения звена гусеничной цепи (вид сверху).
На фиг. 4 показа разрез А-А на фиг. 3.
Подробное описание вариантов осуществления
Настоящее изобретение может быть реализовано с помощью звена, схема которого приведена на фиг. 1. На фиг. 2 показан пример крепления звена к траку гусеничной цепи.
Звено, соединяющее траки гусеничной цепи, предназначенное для установки вокруг наружной периферии шин транспортного средства, включает четыре продолговатых тела 1, 2,3, 4, соединенных между собой с образованием замкнутого контура, причем каждое продолговатое тело выполнено с возможностью соединения с траками гусеничной цепи.
Трак 5 (фиг. 2) имеет скобу 6, в зацепление (соприкосновение) с которой входит один из продолговатых элемент, например 1. В этом случае продолговатый элемент 2, лежащий напротив продолговатого элемента 1, входит в зацепление со скобой трака соседнего траку 5 (на фиг. не показано). Таким образом формируется гусеничная цепь. Как правило трак имеет две скобы, расположенные примерно на его концах.
Возможность соединения продолговатых тел 1, 2, 3, 4 с траками гусеничной цепи обеспечивается их размерами. Размер поперечного сечения продолговатого тела должен быть не больше ширины прохода скобы. Например, поперечное сечение продолговатого тела 3 должно соответствовать ширине прохода скобы 6 (фиг. 2). Кроме того, длина продолговатых тел должна быть не меньше ширины скобы. Например, длина продолговатого тела 3 выполняется больше ширины скобы 6.
В одном из вариантов реализации изобретения предлагается звено, в котором четыре продолговатых тела 1, 2, 3, 4 выполнены заодно целое. В этом случае обеспечивается дополнительная прочность конструкции.
Выполнение продолговатых тел 1, 2, 3, 4 заодно целое может быть выполнено, например, отливкой звена.
По одному из вариантов реализации изобретения предлагается звено в котором продолговатые тела 1, 2, 3, 4 с внутренней стороны контура снабжены вставкой 7 из материала, отличающегося по своим свойствам от материала продолговатых тел (фиг. 3 и 4). Например, продолговатые тела 1, 2, 3, 4 выполняются из низкоуглеродистой высокопрочной стали для обеспечения прочности звена, а вставка 7 из износостойкой стали, в частности 65Г.
Такое звено может быть изготовлено следующим образом: подготавливают пресс-форму, размещают упомянутую вставку в пресс-форме, для формирования модели звена и литниковой системы; заполняют пресс-форму с вставкой материалом, имеющим не высокую температуру плавления; извлекают упомянутую модель из пресс-формы и покрывают ее слоями смеси наполнителя со связующим до образования плотной оболочки, причем после нанесения каждого слоя осуществляют сушку; выплавляют из оболочки материал, имеющий не высокую температуру плавления; заполняют оболочку расплавленным материалом звена; охлаждают оболочку; далее отбивают ее и полученную заготовку механически обрабатывают.
Еще в одном варианте реализации изобретения предлагается звено, в котором по крайне мере одно продолговатое тело, например 4 на фиг. 1, снабжено меткой 8. Функцию метки может выполнять товарный знак (клеймо), выполненный в теле продолговатого тела. Метка 8 позволяет в процессе ремонта, по ее расположению, определять, какие звенья были ранее повернуты в гусеничной цепи.
Еще в одном варианте реализации изобретения предлагается звено, в котором сопряжение продолговатых тел 1, 2, 3, 4 имеет прямолинейный участок 9, 10, 11, 12 (фиг. 1). Наличие прямолинейных участков 9, 10, 11, 12 позволяет зафиксировать звено в гусеничной цепи, предотвращая его смещение.
Предложенное устройство работает следующим образом.
При огибании гусеничной цепью колес транспортного средства совершается относительный поворот траков и звеньев, соединяющих траки. При движении транспортного средства происходит трение продолговатых тел (например, 1 и 2) с поверхностью скобы (например, продолговатое тело 1 со скобой 6). В следствие трения продолговатые тела 1 и 2 изнашиваются, натяжение гусеничной цепи ослабевает, что приводит к ее провисанию. Для восстановления первоначальных характеристик гусеничной цепи осуществляют поворот наиболее износившихся звеньев на 90° таким образом, чтобы продолговатые тела, например 3 и 4 (которые ранее не входили во взаимодействие со скобами траков), были размещены в скобах (например, продолговатое тело 3 в скобе 6). В некоторых случаях для этого потребуется дополнительно ослабить натяжение гусеничной цепи.
Во варианте исполнения звена с меткой 8 рабочий, осуществляющий ремонт гусеницы, например оператор лесозаготовительной машины, по положению упомянутых меток 8 в гусеничной цепи может определить, какие звенья ранее были развернуты.
Во варианте исполнения звена со вставкой 7 из материала, отличающегося по своим свойствам от материала продолговатых тел, например, из износостойкой стали, основное пятно контакта продолговатого элемента, например 1, со скобой, например 6, приходится на вставку 7. Благодаря этому дополнительно увеличивается срок службы звена.
Таким образом, предложенное звено позволяет увеличить срок его службы и обеспечить ремонт гусеничной цепи с меньшими трудозатратами и большим удобством.
Изобретение никоим образом не ограничено вариантами осуществления, описанными выше. Напротив, имеется много возможностей модификации, которые будут очевидны для среднего специалиста в данной области техники без отхода от основной идеи изобретения, описанного в формуле.
Изобретение относится к шарнирным соединениям звеньев гибких гусеничных цепей. Звено соединяет траки гусеничной цепи, предназначенной для установки вокруг наружной периферии шин транспортного средства. Звено включает четыре продолговатых тела, соединенных между собой с образованием замкнутого контура. Каждое продолговатое тело выполнено с возможностью соединения с траками гусеничной цепи. Для ремонта гусеничной цепи разворачивают по крайней мере два упомянутых звена на 90°. Достигается повышенный срок эксплуатации и ремонт гусеничной цепи с меньшими трудозатратами. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Звено, соединяющее траки гусеничной цепи, предназначенной для установки вокруг наружной периферии шин транспортного средства, включающее четыре продолговатых тела, соединенных между собой или выполненных за одно целое с образованием замкнутого контура, причем каждое продолговатое тело выполнено с возможностью соединения с траками гусеничной цепи.
2. Звено по п. 1, в котором продолговатые тела с внутренней стороны контура снабжены вставкой из материала, отличающегося по своим свойствам от материала продолговатых тел.
3. Звено по п. 1, в котором по крайне мере одно продолговатое тело снабжено меткой.
4. Звено по любому из предыдущих пунктов, в котором сопряжение продолговатых тел имеет прямолинейный участок.
0 |
|
SU157496A1 | |
РАЗДВОЕННЫЙ ЗУБЧАТЬШ ПРИВОД | 0 |
|
SU180448A1 |
EP 3539853 A1, 18.09.2019 | |||
US 5641213 A1, 24.06.1997 | |||
US D801395 S1, 31.10.2017. |
Авторы
Даты
2024-05-20—Публикация
2023-11-27—Подача