Заявляемое изобретение относится к военной технике, в частности, к боевым машинам (САО, танки, БМП), оснащенным артиллерийским вооружением.
Известен проект самоходной машины В.Д. Менделеева на гусеничной ходовой части с пневматической управляемой подвеской, с орудием, установленным в корпусе, материал о которой опубликован в «Полной энциклопедии танков мира. 1915-2000 г.г.», сост. Г.Л. Холявский. - Мн: ООО «Харвест», 2000. - 576 с.: ил. Для обеспечения устойчивости перед выстрелом снижается давление воздуха в цилиндрах подвески, корпус днищем садится на грунт, который и воспринимает силу и момент силы сопротивления откату.
Недостатком такого технического решения является снижение скорострельности, невозможность осуществления стрельбы с хода, большая затрата энергии на восстановление подвижности подъемом корпуса в положение, обеспечивающее движение, отсутствие автоматизации вышеперечисленных процессов.
Также известна боевая машина десанта (БМД) различных модификаций (1, 2, 3, 4), оснащенная управляемой гидропневматической подвеской и механизмом управления положением корпуса (МУПК), принятая в качестве ближайшего прототипа, информация о которой имеется в интернете на сайте http://oruzhie.info/bronetekhnika/106-bmd-4.
Преимущество такой боевой машины по сравнению с проектом самоходной машины В.Д. Менделеева состоит в том, что обеспечивается возможность изменения клиренса на необходимое значение (в пределах 40 см) для увеличения проходимости, возможность придания корпусу углов дифферента и крена.
Недостатком относительно заявляемого изобретения является низкая степень автоматизации (регулировка клиренса осуществляется механически поворотом вентиля механиком-водителем), приводящая к:
- высокой продолжительности процесса изменения характеристик ходовой части машины (решение об изменении характеристик подвески принимается командиром машины, после чего передается механику-водителю, который, после получения указаний, вручную осуществляет регулировку);
- невозможности в режиме реального времени отслеживать характеристики колебательного процесса, снижающие плавность хода машины, и принимать адекватные контрмеры с целью ее повышения, что приводит к низкому уровню динамической устойчивости машины;
Описанные недостаток приводит к снижению боевой эффективности машины.
Задачей заявляемого изобретения является повышение автоматизации процессов взаимодействия систем боевой машины, снижение временного интервала, затрачиваемого на изменение характеристик ходовой части машины, и обеспечение возможности в режиме реального времени отслеживать характеристики колебательного процесса боевой машины, что совокупно повысит боевую эффективность образца вооружения.
Указанная задача решается за счет того, что в машине устанавливается надсистема, состоящая из расчетно-аналитического модуля и системы принятия решений, которая получает данные, поступающие из систем оружия, ходовой части, обнаружения и комплекса активной защиты, на основании которых надсистемой принимается и передается на исполнение в систему ходовой части решение на изменение ее характеристик. Благодаря обеспечению автоматического обмена информацией между системами оружия, подвески, обнаружения и комплексом активной защиты, посредством внедрения в эту цепь надсистемы, повысится боевая эффективность машины, улучшатся:
- эргономичность (благодаря отслеживанию характеристик колебательного процесса при ведении огня и движении боевой машины с принятием надсистемой соответствующих мер по изменению характеристик подвески, снизятся перегрузки, действующие на экипаж, улучшится плавность хода);
- живучесть (благодаря принятию надсистемой в режиме реального времени контрмер с целью снижения характеристик колебательного процесса машины, повысится эффективность работы (точность отстрела) средств активной защиты (комплексы активной защиты, зенитно-пулеметные установки).
На фиг. 1 представлена схема, показывающая порядок взаимодействия систем боевой машины при реализации данного способа. Системы боевой машины представлены:
системой оружия (позиция 1), которая включает в себя основное орудие (позиция 1.1), автоматику заряжания (позиция 1.2), зенитную турель (позиция 1.3 (при наличии);
системой обнаружения (позиция 2);
комплексом активной защиты (позиция 3);
системой ходовой части (позиция 4), включающей в себя подвеску (позиция 4.1) и систему активного регулирования (САР (позиция 4.2).
Данные об окружающей среде (характеристики грунта, местности, температура и влажность) представлены позицией 5.
Надсистема, включающая в себя расчетно-аналитический модуль и систему принятия решений, представлена позицией 6.
В целом, описанные элементы функционируют следующим образом.
Непрерывно:
6.1 Надсистема (6) запрашивает и получает данные об окружающей обстановке от системы обнаружения (2), о готовности к работе комплекса активной защиты (3); система ходовой части (4) получает данные об окружающей среде 5.
При выстреле:
6.2 На основании данных о взаимодействии 1.1 и 1.2 формируется величина времени заряжания основного орудия (Тз), при присутствии 1.3, дополнительно, формируется время ее заряжания, суммарное время заряжания передается в надсистему машины.
6.3 Основное орудие, с установленными на нем противооткатными устройствами, во время выстрела формирует, воспринимает и передает на корпус силу сопротивления откату (R), инициирующую колебательный процесс боевой машины. Численное значение силы R также передается в систему ходовой части (4).
6.4 Значение силы R и время колебаний корпуса боевой машины (tкк) передается в систему активного регулирования.
6.5 Система активного регулирования на основании получаемых данных передает суммарное время колебания машины (Тк) в надсистему машины.
6.6 На основании получаемых данных от 1, 2, 3, 4 надсистемой 6 принимается решение на изменение характеристик ходовой части, которое передается в систему активного регулирования 4.2.
6.7 САР, получив соответствующую команду, рассчитывает необходимые значения угловой жесткости подвески (Сϕ) и высоты линии огня (Но), после чего передает команду на изменение этих характеристик подвеске 4.1.
Возможность работоспособности, как и технические решения для изменения характеристик подвески, а также программы для расчета требуемых значений жесткости, рассмотрены и предложены в патенте на изобретение RU №2775031 «Способ стрельбы самоходного артиллерийского орудия», опубликованном 27.06.2022 г.
Технический результат изобретения - повышение автоматизации процессов взаимодействия систем боевой машины и, как следствие, повышение боевой эффективности образца вооружения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОБЪЕКТ БРОНЕТЕХНИКИ НА КОЛЕСНОМ ШАССИ | 2007 |
|
RU2355977C1 |
СПОСОБ СТРЕЛЬБЫ БОЕВОЙ МАШИНЫ ПО ЦЕЛИ (ВАРИАНТЫ) И ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2366886C2 |
ОБЪЕКТ БРОНЕТЕХНИКИ НА КОЛЕСНОМ ШАССИ | 2007 |
|
RU2355992C1 |
БОЕВАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2238509C1 |
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2169337C2 |
КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ БОЕВОЙ МАШИНЫ | 2007 |
|
RU2351876C1 |
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ УСТАНОВКА | 2008 |
|
RU2388987C1 |
ВЫСОКОЗАЩИЩЕННЫЙ ТАНК С КОМПЛЕКСОМ УПРАВЛЕНИЯ БОЕВЫМИ НАЗЕМНЫМИ РОБОТАМИ И БЛА | 2017 |
|
RU2669248C1 |
СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ОГНЯ БОЕВОЙ МАШИНЫ | 2019 |
|
RU2729864C1 |
Боевой модуль с магнитожидкостным компенсатором отдачи | 2023 |
|
RU2825790C1 |
Изобретение относится к боевым машинам, оснащенным артиллерийским вооружением. Боевая машина оснащена управляемой гидропневматической подвеской с системой активного регулирования, артиллерийским вооружением, системой обнаружения и комплексом активной защиты. Дополнительно в машине устанавливается надсистема, которая получает данные, поступающие из систем оружия, ходовой части, обнаружения и комплекса активной защиты, на основании которых надсистема формирует и передает на исполнение в систему ходовой части решение на изменение ее характеристик. Достигается повышение боевой эффективности образца вооружения. 1 ил.
Способ функционирования боевой машины, снабженной системой ходовой части, системой оружия, системой обнаружения и комплексом активной защиты, включающий в себя выполнение огневой задачи и маневра, причем система ходовой части включает в себя управляемую гидропневматическую подвеску и систему активного регулирования, а система оружия включает в себя основное орудие, автоматику заряжания и зенитную турель, отличающийся тем, что в боевой машине устанавливают надсистему, на основании данных о взаимодействии основного орудия и автоматики заряжания формируют величину времени заряжания основного орудия, при присутствии зенитной турели дополнительно формируют время ее заряжания, суммарное время заряжания передают в надсистему машины,
причем на основном орудии, с установленными на нем противооткатными устройствами, во время выстрела формируют, воспринимают и передают на корпус силу сопротивления откату, значение силы сопротивления откату и время колебаний корпуса боевой машины передают в систему активного регулирования, на основании получаемых данных передают суммарное время колебаний машины на системы активного регулирования в надсистему машины, на основании получаемых данных от системы оружия, системы обнаружения, комплекса активной защиты надсистема принимает решение на изменение характеристик ходовой части, которое передают в систему активного регулирования, которая рассчитывает необходимые значения угловой жесткости подвески и высоты линии огня, после чего передают команду на изменение этих характеристик управляемой гидропневматической подвеске.
СПОСОБ СТРЕЛЬБЫ САМОХОДНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ | 2021 |
|
RU2775031C1 |
RU 2014122428 A, 10.01.2016 | |||
СПОСОБ СКОРОСТНОЙ ФЛАНГОВОЙ СТРЕЛЬБЫ ОРУДИЙНОГО ЗВЕНА ДВУХЗВЕННОЙ БОЕВОЙ МАШИНЫ | 2018 |
|
RU2701627C1 |
US 3625303 A1, 07.12.1971. |
Авторы
Даты
2024-05-27—Публикация
2023-06-21—Подача