Способ коррекции математической модели жидкостного ракетного двигателя Российский патент 2024 года по МПК G05B17/02 G06F17/18 

Описание патента на изобретение RU2820905C2

Область техники

Изобретение относится к ракетно-космической области, в частности жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), и предназначено для использования при их экспериментальной доводке, эксплуатации и модернизации.

Уровень техники

Известен способ параметрической идентификации математической модели объекта по патенту РФ №2444043, МПК G05B 17/02, G06F 17/18 от 27.02.2012 г. Способ включает определение значений входных и выходных сигналов объекта и идентифицируемых параметров математической модели, представленной в виде системы уравнений. Входные сигналы рассчитывают по измеренным и функционально связанными с ними параметрам, а выходные - только измеряют. В данный момент времени t, полагая значения входных и выходных сигналов, а также состав идентифицируемых параметров модели известными, их текущие значения определяют следующим образом. Рассчитывают невязки как разности между левой и правой частями уравнений, определяют и минимизируют взвешенную сумму квадратов невязок, приравнивая ее частные производные по идентифицируемым параметрам нулю и, решив полученную систему уравнений относительно идентифицируемых параметров, находят их значения в момент времени t + Δt.

Постоянно обновляющиеся идентифицируемые параметры модели используют для построения прогнозирующей модели при управлении объектом.

Этот способ идентификации можно рассматривать как способ коррекции, в котором состав корректируемых параметров математической модели объекта контроля заранее регламентируется.

Известен также способ коррекции математической модели жидкостного реактивного двигателя (ЖРД) (патент РФ №2749497, МПК F02K 1/00, G06F 17/18, G05B 17/00 от 28.02.2020 г.), в котором с целью идентификации математической модели ЖРД проводят коррекцию уравнений математической модели по результатам его многорежимного стендового испытания путем введения в уравнения модели экспериментальных данных и мультипликативных коэффициентов коррекции. При этом количество непосредственной корректируемых уравнений ограничено и равно количеству используемых для идентификации измерений.

Этот способ наиболее близок к заявляемому способу, так как идентификация математической модели достигается путем коррекции системы уравнений, описывающей рабочие процессы в объекте контроля.

Однако рассмотренный прототип имеет следующий недостаток: состав корректируемых уравнений математической модели прототипа ограничен составом измеряемых параметров, регламентируемым штатной программой измерения. На практике состав измеряемых параметров значительно меньше количества уравнений, и, следовательно, количества корректируемых параметров математической модели.

Раскрытие изобретения

В предлагаемом изобретении отмеченный недостаток прототипа устранен за счет введения в каждое уравнение математической модели двигателя аддитивных корректирующих поправок с целью учесть во всех уравнениях математической модели особенности функционирования конкретного экземпляра двигателя при огневом многорежимном испытании.

Предлагаемый способ обеспечивает коррекцию математической модели ЖРД также и в тех случаях, когда используемый состав измеряемых параметров может варьироваться в зависимости от достоверности измерений одного или нескольких датчиков в процессе огневого испытания двигателя.

Такая математическая модель гибко реагирует на изменение состава измерений в случае их недостоверности вследствие потери информации от одного или нескольких датчиков.

Технический результат заключается в расширении средств достоверной расчетной имитации работы ЖРД в разнообразных условиях его эксплуатации и, в конечном итоге, в замене части натурных испытаний расчетными исследованиями при экспериментальной доводке, эксплуатации и модернизации ЖРД.

Осуществление изобретения

Способ реализуют следующими действиями.

1. Проводят огневое стендовое испытание по циклограмме, содержащей различные режимы работы ЖРД. На этих режимах измеряют K параметров двигателя, задействованные в его математической модели, представленной в виде системы уравнений, связывающей N переменных параметров двигателя

(параметры, используемые для замыкания системы (1), например, параметры управления режимами работы двигателя, полагаются известными.

2. На каждом режиме испытания решают систему уравнений (1), в левую часть каждого ее уравнения подставляют измеренные значения и расчетные значения переменных и вычисляют невязки

где - измеренные значения, расчетных значений переменных.

3. Ряд невязок (2) (2), применяя, например, метод наименьших квадратов, аппроксимируют и определяют для каждого уравнения (1) корректирующую поправку как функцию параметров управления режимами работы двигателя, например, положений приводов α1 - регулятора расхода горючего и α2 - дросселя горючего:

где - аппроксимирующая функция.

Корректирующие поправки подставляют в систему уравнений (1):

и получают математическую модель двигателя, скорректированную по результатам его огневого испытания. Математическая модель вида (4) представляет собой систему уравнений (1), в правой части которой в каждом уравнении содержится корректирующая поправка.

Эту математическую модель применяют для управления двигателем на последующих огневых испытаниях, а также для замещения части огневых испытаний двигателя цифровым моделированием.

Для иллюстрации предлагаемого способа локализации неисправности при огневом испытании рассмотрим ЖРД с вытеснительной подачей топлива в камеру сгорания на стационарном режиме работы, математическая модель которого представлена системой уравнений:

где - давления в баке окислителя и горючего; - давление в камере сгорания; - расходы окислителя и горючего; - положение приводов дросселей окислителя и горючего; - коэффициенты гидросопротивления тракта окислителя и горючего, как функции Параметры полагаются известными (измеренными) внешними параметрами, не входящими в переменные двигателя и используются только для замыкания системы уравнений (5).

Пусть параметр измеряют на испытании. Решив систему уравнений (5), и определяют расчетные значения остальных параметров. Далее, подставив в каждое уравнение все измеренные переменные (верхний символ *) и расчетные (верхний символ 0) значения параметров, получают систему уравнений:

Выполнив эту процедуру на всех М режимах испытания, получают ряды невязок для каждого уравнения:

Каждый ряд аппроксимируют, например, по методу наименьших квадратов функциями от и получают поправки с помощью которых формируют скорректированную на данном испытании систему уравнений:

Промышленная применимость

Предлагаемый способ коррекции математической модели ЖРД проработан и прошел апробирование на предприятии АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» при экспериментальной доводке, эксплуатации и модернизации ЖРД.

Похожие патенты RU2820905C2

название год авторы номер документа
Способ коррекции математической модели жидкостного ракетного двигателя 2020
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Мартиросов Давид Суренович
  • Каменский Сергей Станиславович
RU2749497C1
Способ локализации неисправности жидкостного ракетного двигателя при огневом испытании 2022
  • Каменский Сергей Станиславович
  • Мартиросов Давид Суренович
RU2820906C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НАСОСОВ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2021
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Каменский Сергей Станиславович
  • Мартиросов Давид Суренович
RU2791147C1
Способ локализации неисправности жидкостного ракетного двигателя при огневом испытании 2020
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Мартиросов Давид Суренович
  • Каменский Сергей Станиславович
RU2750875C1
Способ функционального диагностирования жидкостного ракетного двигателя при огневом испытании 2020
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Мартиросов Давид Суренович
  • Каменский Сергей Станиславович
RU2781738C2
Способ регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя 2019
RU2756558C2
Способ адаптивной настройки контролируемых параметров системы аварийной защиты жидкостного ракетного двигателя на первое огневое испытание 2022
  • Давыдов Илья Борисович
  • Барашков Иван Сергеевич
  • Гемранова Екатерина Анатольевна
RU2800833C1
Способ контроля характеристик агрегатов жидкостного ракетного двигателя при огневом испытании 2020
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Мартиросов Давид Суренович
  • Каменский Сергей Станиславович
RU2750874C1
СПОСОБЫ НАСТРОЙКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ИЗДЕЛИЯ, В ЧАСТНОСТИ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Каторгин Борис Иванович
  • Колбасенков Анатолий Иванович
  • Ноянов Владимир Матвеевич
  • Семенов Вадим Ильич
  • Стороженко Игорь Григорьевич
  • Челькис Феликс Юрьевич
  • Черных Владимир Иванович
RU2282046C2
СПОСОБ НАСТРОЙКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Каторгин Борис Иванович
  • Колбасенков Анатолий Иванович
  • Ноянов Владимир Матвеевич
  • Семенов Вадим Ильич
  • Стороженко Игорь Григорьевич
  • Челькис Феликс Юрьевич
  • Черных Владимир Иванович
RU2278988C2

Реферат патента 2024 года Способ коррекции математической модели жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетно-космической области, в частности жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), и предназначено для использования при их экспериментальной доводке, эксплуатации и модернизации. С целью идентификации математической модели двигателя проводят коррекцию уравнений его математической модели по результатам измерений параметров двигателя на огневом испытании путем введения в каждое уравнение аддитивных коэффициентов коррекции, что позволяет скорректировать математическую модель ЖРД при отсутствии заранее регламентируемого состава корректируемых уравнений математической модели или недостоверности измерений одного или нескольких параметров. Такая модель гибко реагирует на изменение состава измерений в случае потери одного или нескольких датчиков, проблем с получением или обработкой части информации и по степени адекватности применима для замещения части огневых испытаний цифровым. При реализации заявленного способа достигается расширение средств достоверной расчетной имитации работы ЖРД в разнообразных условиях его эксплуатации и, в конечном итоге, в замене части натурных испытаний расчетными исследованиями при экспериментальной доводке, эксплуатации и модернизации ЖРД.

Формула изобретения RU 2 820 905 C2

Способ коррекции математической модели жидкостного ракетного двигателя, в котором для идентификации математической модели двигателя проводят коррекцию уравнений его математической модели по результатам измерений параметров двигателя на огневом испытании путем введения в уравнения модели корректирующих поправок, отличающийся тем, что математическую модель корректируют так, что на каждом режиме огневого испытания измеряют K параметров двигателя, задействованные в его математической модели, представленной в виде системы уравнений, связывающей N переменных x1, …, xN параметров двигателя как fi(x1, …, xN) = 0, i = 1, 2, …, N; K < N, на каждом режиме испытания решают систему уравнений, в левую часть каждого уравнения подставляют измеренные и расчетные значения переменных, вычисляют невязки на всех М режимах огневого испытания, и полученный на каждом режиме для каждого уравнения ряд невязок δi1, δi1, …, δiM аппроксимируют как функцию Δi параметров управления режимами работы двигателя, а математическую модель формируют в виде системы уравнений fi(x1, x2, …, xn) = Δi и применяют для управления двигателем на последующих огневых испытаниях, а также для замещения части огневых испытаний двигателя цифровым моделированием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2820905C2

Способ коррекции математической модели жидкостного ракетного двигателя 2020
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Мартиросов Давид Суренович
  • Каменский Сергей Станиславович
RU2749497C1
СПОСОБ ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СУДНА 2010
  • Юдин Юрий Иванович
  • Пашенцев Сергей Владимирович
RU2444043C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИНЕАРИЗОВАННОГО ДИНАМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 2003
  • Карташов В.Я.
  • Петрикевич Я.И.
  • Ансол С.П.
RU2256950C2
US 6748349 B1, 08.06.2004
CN 103412493 A, 17.11.2013.

RU 2 820 905 C2

Авторы

Каменский Сергей Станиславович

Мартиросов Давид Суренович

Даты

2024-06-11Публикация

2022-11-03Подача