Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к транспорту на гусеницах (например, бронетанковая техника, тракторы и др.).
Основные проблемы возникают с танками во время войны, когда они подрываются на противотанковых минах. При этом гусеница разрывается, а танк теряет возможность активно перемещаться.
Из проведенного патентного поиска известны следующие варианты.
- Вездеход Tinger, который может быть изготовлен как в колесном, так и в гусеничном исполнении: https://agro-tm.ru/vezdehod-tinger-armor-tinger-armor-universalnyj-w6-tehniceskie-harakteristiki/ - прототип. Гусеницы выполнены из армированного эластичною материала, который вообще не способен выдерживать взрывное воздействие от мин. При этом по существу резервирование ходовой части отсутствует, так как имеется возможность изготовления или сборки только в двух разных вариантах: колесном или с гусеницами при наличии двух- или трехрядных цепей, связанных с приводным валом двигателя.
- Патент RU 2268839 C9 Шасси военной гусеничной машины, 2002, опубл. 2006-06-10. Гусеницы с открытым металлическим шарниром и с натяжными устройствами, что достаточно громоздко, малая надежность в работе.
- Боевая машина пехоты БМП-1 - авторы B.C. Вознюк, П.Н. Шапов. Бронетанковая техника. - М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1987. Особенностью шестикатковой на борт ходовой части является применение в гусеничных цепях резинометаллических параллельных шарниров и использование в односкатных опорных катках жидкой смазки. Конструкция не может эффективно сопротивляться подрыву на мине с сохранением движения машины.
- Патент RU 209744 U1 Гусеничный транспортер. Акционерное общество "Омский завод транспортного машиностроения", опубл. 2022-03-22. Отсутствует резервирование в системе.
- Патент WO 2010044694 А1 Легкий плавающий танк. Открытое Акционерное Общество "Специальное Машиностроение и Металлургия" (ОАО "СММ"), опубл. 2010-04-22. Резервирование в ходовой части системы не предусмотрено.
Иные подобные просмотренные патенты не обеспечивают возможность движения транспортного средства при подрыве на мине их опорной ходовой части (гусениц, в частности).
Поэтому целью настоящего изобретения является обеспечение подвижности транспортного средства с помощью устройства, резервирующего потерю гусеницы при ее, например, подрыве.
Это достигается тем, что позади опорных катков под днищем танка располагается как минимум, однорядная грузовая цепь, но возможны установки в виде многорядной грузовой цепи, натянутая на звездочки, одна или две из которых связана с общим приводом/движителем. При этом цепная передача от песка, грязи и пыли может быть защищена съемным коробом, который предохраняет ее от быстрого изнашивания из-за герметичности расположения. А сами колеса/катки имеют на наружных поверхностях рифления, например в виде поперечных ребер, обеспечивающих отсутствие пробуксовки или проскальзывания при качении по дороге/грунту.
Суть технического решения представлена на рисунке.
Рисунок. Схематичное представление технического решения: 1 - колесо, каток (опорные): 2 - гусеница: 3 - звездочка: 4 - цепь втулочно-роликовая грузовая однорядная пли многорядная: 5 - вал приводной.
В статическом собранном виде звездочки с цепной передачей по существу спрятаны за опорными колесами/катками и поэтому защищены от взрывного воздействия при подрыве мины. Кроме того, наличие «окон» - просветов между звеньями цепи позволяет энергии взрывной волны легко проходить через них, не оказывая разрушительного воздействия на привод и передачу. Этим и обеспечивается резервирование системы привода даже при полном разрушении гусеницы.
В работе устройства имеем одновременное вращение как гусеницы, так и цепи при их параллельном расположении и связи с приводным валом от двигателя. При разрушении гусеницы вращение колес/катков будет продолжено с помощью грузовой цепи, транспорт сможет передвигаться.
Дополнительные преимущества разработки следующие. Вспомогательная резервная система состоит из стандартных юстированных элементов (цепь и звездочки); сопряжения элементов простые и быстрые в сборке или в демонтаже; защитный короб цепи от абразива обеспечивает надежную работу конструкции длительное время; гарантируется повышенная живучесть как транспортного средства, гак и экипажа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гусеница с резинометаллическим шарниром параллельного типа и цевочным зацеплением с ведущим колесом | 2021 |
|
RU2761974C1 |
КОЛЕСО БЕЗОПАСНОЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПОВЫШЕННОЙ НАГРУЗКОЙ | 2020 |
|
RU2740952C1 |
Устройство для исследования взаимодействия гусеничного движителя с грунтом | 1973 |
|
SU548779A1 |
НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ | 2011 |
|
RU2480367C2 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2268839C9 |
Универсальная, внедорожная, плавающая, гусеничная машина для транспортных работ в особо тяжелых дорожных и климатических условиях | 2017 |
|
RU2676851C1 |
БЕСШАРНИРНАЯ ГУСЕНИЦА | 1999 |
|
RU2187440C2 |
НАТЯЖИТЕЛЬ ДЛЯ ПОДВОДНОЙ УКЛАДКИ ШЛАНГОКАБЕЛЯ И ТРУБ РАЗЛИЧНОГО ДИАМЕТРА | 2023 |
|
RU2822577C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ВСЕСЕЗОННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ВЕЗДЕХОД | 2013 |
|
RU2534202C2 |
Устройство для исследования взаимодействия гусеничного движителя с грунтом | 1983 |
|
SU1165913A2 |
Изобретение относится к устройству резервирования движения транспортного средства при обрыве гусеницы гусеничного движителя транспортного средства. Устройство резервирования включает однорядную или многорядную грузовую цепь, надетую на звездочки. Цепная передача является вспомогательной резервной системой, расположенной параллельно за колесами/катками гусеничного движителя, под днищем транспортного средства и вращающейся одновременно с колесами/катками гусеничного движителя. Цепной и гусеничный движитель одновременно приводятся во вращение приводным валом от двигателя. Колеса/катки гусеничного движителя защищают от взрывной волны как цепь, так и звездочки цепной передачи. Колеса/катки гусеничного движителя от попадания в них абразивной грязи дополнительно защищены съемным герметичным кожухом. На поверхностях опорных колес/катков гусеничного движителя нанесен рельеф, чтобы максимально исключить возможность их пробуксовки/проскальзывания во время движения по дороге или по грунту. Достигается обеспечение подвижности транспортного средства с помощью устройства, резервирующего потерю гусеницы, например, при ее подрыве. 1 ил.
Устройство резервирования движения транспортного средства при обрыве гусеницы гусеничного движителя транспортного средства, включающее в себя однорядную или многорядную грузовую цепь, надетую на звездочки, образующую цепную передачу, отличающееся тем, что цепная передача является вспомогательной резервной системой, расположенной параллельно за колесами/катками гусеничного движителя, под днищем транспортного средства, и вращающейся одновременно с колесами/катками гусеничного движителя, цепной и гусеничный движитель одновременно приводятся во вращение приводным валом от двигателя, при этом колеса/катки гусеничного движителя защищают от взрывной волны как цепь, так и звездочки цепной передачи, которые от попадания в них абразивной грязи дополнительно защищены съемным герметичным кожухом, а на поверхностях опорных колес/катков гусеничного движителя нанесен рельеф, например, в виде поперечных ребер, чтобы максимально исключить возможность их пробуксовки/проскальзывания во время движения по дороге или по грунту.
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ТАНКА ПО СЛАБЫМ ГРУНТАМ | 2012 |
|
RU2496675C1 |
ПОВОРОТНЫЙ стол | 0 |
|
SU179587A1 |
Гусеничная моторная повозка для уборки камыша | 1933 |
|
SU36189A1 |
Гусеничный движитель для повозок | 1946 |
|
SU70903A1 |
0 |
|
SU169067A1 | |
DE 4033147 A1, 23.04.1992. |
Авторы
Даты
2024-06-27—Публикация
2023-12-01—Подача