Изобретение относится к устройствам для сцепления между собой единиц подвижного состава, непосредственное сцепление которых между собой невозможно в силу взаимного несоответствия элементов сцепления, по форме и размерам присоединительных частей.
Известны тягово-сцепные приборы, применявшиеся на вагонах и локомотивах, выпускавшихся на ранних этапах развития железнодорожного подвижного состава, размещавшиеся центрально, по середине каждого концевого поперечного бруса рамы кузова, и включавшие тяговую серьгу, которую закрепляли шкворнями в сцепляемых объектах (URL: https://studfile.net/preview/4546637/ (дата опубл.: 08.11.2019)). До настоящего времени сохранились вагоны и локомотивы с такими тягово-сцепными приборами, представляющие исторический интерес. Далее для простоты изложения такие вагоны и локомотивы, имеющие тягово-сцепное устройство с тяговой серьгой, будем условно называть раритетными объектами. На практике возникает необходимость передислокации раритетных объектов. При этом возникает проблема их сцепления с подвижным составом современной конструкции, оборудованном типовыми автосцепками. В России наиболее широко распространены автосцепки типа СА-3.
Известно специализированное сцепное устройство для железнодорожных транспортных средств, содержащее на одном своем конце базовый присоединительный кронштейн, используемый для подвешивания на сцепное устройство единицы подвижного состава, соединенный через силовую тягу с адаптером, размещенным на другом конце, причем адаптер имеет монтажную присоединительную частью, предназначенную для соединения с автосцепкой смежной единицы подвижного состава (пат. RU 192128, опубл. 04.09.2019). Внешняя присоединительная часть адаптера, по известному решению, имеет форму и размеры, соответствующие форме и размерам автосцепки СА-3.
К недостаткам известного решения относится невозможность прицепки с его помощью раритетных объектов.
Наиболее близким, по совокупности существенных признаков - прототипом заявляемого изобретения - является переходная сцепка для рельсового подвижного состава, включающая присоединительную часть, имитирующую, по форме и размерам элементов, используемых для сцепления со смежной единицей подвижного состава, типовую автосцепку, и механизм для передачи тяговых усилий к сцепному прибору смежной единицы подвижного состава (пат. RU 2440263, опубл. 20.01.2012). По известному решению, упомянутая присоединительная часть имитирует, по форме и размерам элементов, используемых для сцепления со смежной единицей подвижного состава, автосцепку Виллисона. Кроме того, известное решение содержит вторую присоединительную часть, которая необходима для соединения с рамой единицы подвижного состава. Механизм для передачи тяговых усилий выполнен в виде шкворня, размещенного в рабочем положении со стороны смежной единицы подвижного состава. К упомянутому шкворню цепляют тяговый хомут, подвешенный другой стороной на тяговом крюке винтовой сцепки смежной единицы подвижного состава.
К недостаткам известного решения относится необходимость для его осуществления в целях передислокации раритетных объектов предварительного демонтажа штатной автосцепки, например, типа СА-3 с единицы подвижного состава, к которой нужно прицепить раритетный объект.Продолжительность этой операции, по нормам времени, составляет 16,42 чел. мин. (URL: https://studfile.net/preview/3015461/page:3/ (дата опубл.: 20.07.2017)), однако, с учетом того, что масса автосцепки типа СА-3 превышает 200 кг (URL: https://bstal.ru/product/avtostsepka/avtostsepka-modeli-sa-3/ (дата опубл.: 12.09.2022)), операция имеет значительную трудоемкость, требует применения грузоподъемных механизмов и несет риски травмирования человека при выполнении сцепки раритетных объектов с другими единицами подвижного состава.
К недостаткам известного решения относится также сложность конструкции, обусловленная большим количеством входящих в нее деталей.
Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является устранение недостатков прототипа: разработка облегченной конструкции, позволяющей осуществлять прицепку единиц подвижного состава, имеющих тягово-сцепное устройство с тяговой серьгой, к подвижному составу, оснащенному автосцепками типа СА-3.
Техническим результатом осуществления предлагаемого изобретения является повышение эффективности использования парка исторического подвижного состава, имеющих тягово-сцепное устройство с тяговой серьгой (раритетных объектов) за счет сокращения потерь времени при его передислокации и отсутствия необходимости использования грузоподъемных механизмов.
Решение поставленной технической задачи достигается за счет выполнения конструкции сцепного устройства в виде адаптера для сцепки тендера при транспортировке и маневровых работах на тракционных путях депо, имеющего элемент, предназначенный для автоматического сцепления со смежной единицей подвижного состава, оснащенной автосцепкой типа СА-3, и механизм для передачи тягового усилия, совместимый с тяговой серьгой раритетного объекта и расположенный со стороны, противоположной первой присоединительной части.
Новым в предлагаемом адаптере для сцепки тендера при транспортировке и маневровых работах на тракционных путях депо (далее - адаптере) является объединение в его конструкции элемента, предназначенного для соединения с тяговой серьгой раритетного объекта, с элементом, предназначенным для автоматического соединения с автосцепкой типа СА-3, установленной на смежной единице подвижного состава.
Этот признак является новым, существенным, промышленно применимым и направленным на достижение заявленного технического результата.
Предлагаемый в качестве настоящего изобретения адаптер поясняется чертежами.
На фиг. 1 показан общий вид адаптера.
На фиг. 2 схематично показан предлагаемый адаптер, соединенный, с одной стороны, с автосцепкой типа СА-3, являющейся принадлежностью смежной единицы подвижного состава, в качестве которой условно показан вагон, и, с другой стороны, с тяговой серьгой раритетного объекта. На фиг. 2 условно показаны часть вагона и часть тяговой серьги раритетного объекта.
Позициями обозначено:
1 - присоединительная часть адаптера, предназначенная для соединения с автосцепкой типа СА-3,
2 - корпусной элемент, имеющий разнесенные друг от друга стенки со сквозным отверстием для установки шкворня 3,
3 - шкворень,
4 - ограничительный палец,
5 - вагон, оборудованный автосцепкой типа СА-3,
6 - тяговая серьга раритетного объекта;
7 - отверстия для уменьшения массы адаптера.
Адаптер представляет собой сборную конструкцию. Присоединительная часть 1 адаптера, предназначенная для соединения с автосцепкой СА-3 имеет форму и размеры присоединительной части, соответствующие форме и размерам присоединительных элементов сцепки СА-3 и соединена сваркой с деталью 2. Для повышения жесткости адаптера в его конструкции могут быть применены вспомогательные детали типа ребер жесткости (на фиг. отдельными позициями не обозначены). В разнесенных друг от друга стенках корпусного элемента 2 выполнено сквозное отверстие, в которое вставлен шкворень 3. Шкворень 3 и корпусной элемент 2 выполняют функцию механизма для передачи тягового усилия. В корпусном элементе 2 установлены также два ограничительных пальца 4, предназначенные для ограничения углового перемещения тяговой серьги 6 раритетного объекта. В части 1 адаптера выполнены отверстия 7, предназначенные для уменьшения массы адаптера.
По сравнению с техническим решением, принятым за прототип, в предлагаемом техническом решении присоединительная часть, необходимая в прототипе для закрепления на раме единицы подвижного состава, отсутствует: предлагаемый адаптер присоединяют к уже установленной на единицу подвижного состава автосцепке типа СА-3 без предварительного демонтажа последней. Это позволяет упростить операцию прицепки раритетного объекта к современному подвижному составу.
Конструкции элементов адаптера, не раскрытые в материалах заявки, являются известными и не составляют предмета патентной охраны.
Предлагаемый адаптер работает следующим образом.
Адаптер соединяют с автосцепкой типа СА-3, установленной на единице подвижного состава, к которой должен быть прицеплен раритетный объект. Извлекают шкворень 3 из отверстия в корпусном элементе 2.
Заводят тяговую серьгу 6 раритетного объекта во внутреннее пространство корпусном элементе 2, ограниченное по вертикали разнесенными друг от друга стенками и по горизонтали - ограничительными пальцами 4 так, чтобы отверстие в тяговой серьге 6 оказалось в зоне сквозного отверстия в корпусном элементе 2 под шкворень 3.
Вставляют шкворень 3 в корпусной элемент 2.
Прицепка раритетного объекта к подвижному составу завершена.
Для отцепки раритетного объекта можно последовательно извлечь шкворень 3 из детали 2 и вывести тяговую серьгу 6 из внутреннего пространство корпусного элемента 2, либо отцепить часть 1 адаптера из автосцепки типа СА-3. Пример осуществления изобретения.
Изготовили адаптер. За счет наличия в его части 1 отверстий 7, полная масса адаптера составила 89,8 кг.
Необходимо было передислоцировать музейный экспонат с помощью тепловоза ТЭМ18ДМ. Тепловоз оснащен автосцепкой СА-3.
Для соединения с автосцепкой СА-3 изготовленный адаптер без больших усилий подняли и закрепили на автосцепке СА-3 три сотрудника ОАО «РЖД».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Жесткое сцепное устройство с универсальным прицепным хвостовиком для вагонов железнодорожного транспорта | 2017 |
|
RU2722250C2 |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПЕРЕХОДНАЯ СЦЕПКА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЕДИНИЦ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2021 |
|
RU2775286C1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СЦЕПЛЕН ЛИ ЛОКОМОТИВ ИЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЯГОВАЯ УСТАНОВКА С ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ВАГОНОМ ИЛИ ДРУГОЙ ТЯГОВОЙ УСТАНОВКОЙ | 2006 |
|
RU2417912C2 |
Способ и устройство измерения продольных сил, прикладываемых к автосцепкам грузовых поездов | 2020 |
|
RU2742528C1 |
Способ контроля технического состояния автосцепки вагона при текущем осмотре | 2018 |
|
RU2689089C1 |
АВТОСЦЕПКА | 2021 |
|
RU2762592C1 |
УДАРНО-ТЯГОВОЕ УСТРОЙСТВО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2017 |
|
RU2650282C1 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2018 |
|
RU2685370C1 |
Способ управления технологическим процессом железнодорожной станции | 2020 |
|
RU2738779C1 |
Способ и устройство измерения величины и направления продольных динамических реакций в поезде | 2021 |
|
RU2770998C1 |
Изобретение относится к устройствам для сцепления между собой единиц подвижного состава. Адаптер для сцепки тендера при транспортировке и маневровых работах на тракционных путях депо включает присоединительную часть, имитирующую по форме и размерам присоединительных элементов, используемых для сцепления со смежной единицей подвижного состава, автосцепку типа СА-3, и механизм для передачи тяговых усилий. Присоединительная часть имеет сквозные отверстия для уменьшения общей массы изделия и расположена со стороны, обратной механизму для передачи тяговых усилий. В результате повышается эффективность использования парка исторического подвижного состава, имеющего тягово-сцепное устройство с тяговой серьгой (раритетных объектов), за счет сокращения потерь времени при его передислокации и отсутствия необходимости использования грузоподъемных механизмов. 2 ил.
Адаптер для сцепки тендера при транспортировке и маневровых работах на тракционных путях депо, включающий присоединительную часть, имитирующую по форме и размерам присоединительных элементов, используемых для сцепления со смежной единицей подвижного состава, типовую автосцепку, и механизм для передачи тяговых усилий, отличающийся тем, что присоединительная часть имитирует автосцепку типа СА-3, имеет сквозные отверстия для уменьшения общей массы изделия и расположена со стороны, обратной механизму для передачи тяговых усилий.
ПЕРЕХОДНАЯ СЦЕПКА ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2010 |
|
RU2440263C1 |
RU 191325 U1, 01.08.2019 | |||
КОЛЬЦЕВОЙ РЕГИСТР СДВИГА | 0 |
|
SU175118A1 |
МИМЫЙ НЕЛИНЕЙНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 0 |
|
SU194435A1 |
US 8596475 B2, 03.12.2013. |
Авторы
Даты
2024-07-05—Публикация
2024-01-11—Подача