МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕЖИМОВ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ Российский патент 2024 года по МПК B60K20/00 F16H59/02 F16H61/36 

Описание патента на изобретение RU2823371C1

Техническая область.

Техническое решение относится к транспортному машиностроению, к конструкции механизма переключения режимов раздаточной коробки с использованием гибких тяг (тросов), и может быть использовано в транспортных средствах повышенной проходимости, таких как снегоболотоходы, вездеходы.

Предшествующий уровень техники.

Известны механизмы управления раздаточной коробкой транспортного средства [источник [1]: RU 2196057; источник [2]: RU 178281] с использованием рычага, закрепленного на оси и тяг управления. Механизм содержит кронштейн с осью и рычагом управления, двуплечий рычаг, тяги управления, исполнительный механизм в виде штока, вилки включения передач, муфты включения передач.

Тяговые механизмы, в форме жестких (не гибких) тяг, увеличивают вес механизма управления раздаточной коробкой, усложняют сборку, требуют увеличенного хода рычагов для управления. Жесткая связь тяга-рычаг способствует передаче вибрации от раздаточной коробки на рычаги управления, приводит к износу уплотнений проходных отверстий корпусных деталей, способствует проникновению шума и загрязнений в салон транспортного средства.

Известен тросовый привода механизма переключения передач [источник [3]: RU 2 311576]. Механизм содержит рычаг управления, тросовый привод переключения передач, в виде троса заключенного в оболочку, трос одним концом шарнирно соединен с рычагом управления, а другим концом соединен с исполнительным механизмом переключения. Рычаг приводит в движение тросы. Перемещая рычаг вперед или назад, оба троса передвигают одновременно в одном направлении. При этом транслятор вращается вокруг оси вала переключения передач и, соответственно, вращает сам вал, в результате чего вилка, закрепленная на валу, включает соответствующую передачу.

Механизм [3] содержит один рычаг, который для переключения требуется перемещать в различные положение, в нескольких плоскостях, что требует свободного объема (пространства) вокруг рычага. Перемещая рычаг вперед или назад, оба троса передвигают одновременно в одном направлении, что не позволяют независимо передавать усилия на тросы.

Известен тросовый привод переключения передач (источник [4] патент RU 86909) содержащий устройство управления приводом, установленное в кабине водителя (рычаг), и механизм переключения передач, установленный на коробке передач (исполнительный механизм), соединенные механической связью в виде пары заключенных в жесткую оболочку тросов, передние концы которых шарнирно соединены с рычагом управления, а периферийные концы - с механизмом переключения передач. Передний конец троса включения передач шарнирно соединен с рычагом управления на заданном в пределах 40÷150 мм плече от оси качания рычага, а трос выбора передач шарнирно соединен с нижним плечом двуплечего рычага, установленного на горизонтальной оси, верхнее плечо которого шарнирно соединено с рычагом управления посредством тяги, содержащей на концах присоединительные элементы в виде шаровых шарниров.

Тросовый привод [4] содержит один рычаг, который для переключения требуется перемещать в различные положение, в нескольких плоскостях, что требует свободного объема (пространства) вокруг рычага. Рычаг не позволяют независимо передавать усилия на тросы.

Известен тросовый привод переключения передач (источник [5] патент RU 132392) содержит устройство управления приводом (рычаг) и механизм переключения передач (исполнительный механизм), соединенные механической связью в виде пары заключенных в жесткую оболочку тросов. Концы тросов с одной стороны шарнирно соединены с рычагом управления, а с другой стороны имеют шарниры для соединения с механизмом переключения передач на коробке. Оболочки периферийных концов тросов установлены в гнездах опор, закрепляемых на корпусе коробки передач. Опоры выполнены с возможностью изменения угла направления тросов в заданном диапазоне. Они состоят из кронштейнов с установочными гнездами для троса, закрепленных на опорных пластинах с заданным углом между плоскостями, в которых они установлены. Стенки кронштейнов перпендикулярны поверхности сопряжения кронштейнов с опорными пластинами. Кронштейны закреплены на опорных пластинах в одном из ряда расчетных положений, при котором стенка с установочным гнездом сориентирована в соответствии с выбранным направлением троса.

Тросовый привод [5] содержит один рычаг, который для переключения требуется перемещать в различные положение, в нескольких плоскостях, что требует свободного объема (пространства) вокруг рычага. Перемещая рычаг вперед или назад, оба троса передвигают одновременно в одном направлении, что не позволяют независимо передавать усилия на тросы. Привод не приспособлен для независимого переключения режимов раздаточной коробки снегоболотохода, вездехода. Конструкциях не позволяет упростить сборку, уменьшить вес, уменьшить ход рычагов. Механизм содержит множество деталей, что усложняет конструкцию, снижает надежность, и увеличивает стоимость изготовления.

Известные конструкции содержат сложные механизмы крепления рычага, тросов, имеют большой вес и требуют свободного пространства вокруг рычага, для его перемещения в разных плоскостях, так как ход рычага осуществляется не в одной плоскости.

Известные конструкции не позволяют производить включение режимов раздаточной коробки последовательно (передний мост, а затем пониженная передача), независимо, исходя из условий движения, например обеспечивать включение пониженной передачи без включения переднего моста.

Таким образом, известные из уровня техники механизмы переключения режимов раздаточной коробки обладают недостатками и требуется расширение арсенала механизмов, предназначенных для внедорожных транспортных средств, снегоболотоходов, вездеходов.

Краткое изложение изобретения.

Техническая задача заключается в совершенствовании конструкции механизма переключения режимов раздаточной коробки, обеспечивающего независимое включение режимов раздаточной коробки, уменьшение веса, повышение надёжности, снижение требований к наличию свободного пространства в салоне для управления, при дефиците свободного места.

Технический результат заключается в расширение арсенала технических средств, для переключения режимов раздаточной коробки.

Технический результат достигается тем, что механизм переключения режимов раздаточной коробки содержит рычаг, тросовый привод, в виде троса заключенного в оболочку, трос одним концом шарнирно соединен с рычагом управления, а другим концом соединен с исполнительным механизмом переключения раздаточной коробки, при этом оболочка троса зафиксирована в гнездах кронштейнов. Отличается тем, что содержит два двуплечих рычага и два троса, каждый из которых соединен со своим рычагом с возможностью независимого перемещения; первый трос предназначен для включения/выключения переднего моста; второй трос предназначен включения повышенной/пониженной передачи.

Вышеуказанная совокупность признаков позволяет решить поставленную задачу и обеспечивает заявленный технический результат.

Техническое решение не имеет описанных проблем свойственных известным аналогам. Конструкция упрощает технологию изготовления, упрощает операцию монтажа-демонтажа механизма, а также повышает общую надежность, эксплуатационные и технологические характеристики.

Краткое описание чертежей.

Техническое решение поясняется настоящим описанием и схемами, на которых изображено:

фиг. 1- общий вид механизма;

фиг. 2 - общий вид рычагов;

фиг. 3- общий вид кронштейна исполнительного механизма;

Спецификация (обозначения позиций на чертежах):

1 - рычаг, предназначенный для включения/выключения переднего моста;

2 - рычаг, предназначенный включения повышенной/пониженной передачи;

3 - трос, предназначенный для включения/выключения переднего моста;

4 - трос, предназначенный включения повышенной/пониженной передачи;

5 - кронштейн рычагов;

6 - кронштейн исполнительного механизма;

7 - рычаг;

8 - оболочка

9 - гнездо;

10 - ось.

Осуществление технического решения.

Механизм переключения режимов раздаточной коробки содержит два двуплечих рычага 1 и 2, тросовый привод, включающий два троса 3 и 4, закрепленных на кронштейнах 5 и 6.

Тросы 3 и 4 гибкие и заключены в оболочку 8.

Трос 3, предназначен для включения/выключения переднего моста, одним концом шарнирно соединен с рычагом управления 1, предназначенным для включения/выключения переднего моста, а другим концом соединен с исполнительным механизмом переключения раздаточной коробки, конец троса 3 закреплен непосредственно на штоке включения переднего моста.

Трос 4, предназначен для включения повышенной/пониженной передачи, одним концом шарнирно соединен с рычагом управления 2, предназначенным для включения повышенной/пониженной передачи, а другим концом соединен с исполнительным механизмом переключения раздаточной коробки, наконечник троса 4, закреплен на рычаге 7 штоков включения повышенного или пониженного диапазона передач.

Оболочка 8 тросов зафиксирована в гнездах 9 кронштейнов 5 и 6.

Рычаги 1 и 2 выполнены из цельного плоского листа металла. Кронштейн 5 рычагов 1 и 2 оснащен гнездами 9 для фиксации оболочки 8 тросов 3 и 4. Кронштейн 5 рычагов 1 и 2 выполнен из цельного плоского листа металла с окнами и отгибами под гнезда 9 для фиксации оболочки 8 тросов.

Кронштейн 6 исполнительного механизма выполнен в виде пространственной детали, с гнездами 9 для фиксации оболочки 8 тросов. Кронштейн 6 исполнительного механизма выполнен сварным из плоских листов металла с окнами и отгибом под гнездо для фиксации оболочки троса.

Тросы 3 и 4 соединены с рычагами 1 и 2 с возможностью независимого перемещения. Рычаги 1 и 2 расположены последовательно, в ряд, на осях 10 качания, с возможность поворота с ходом в одной плоскости.

Для переключения режимов раздаточной коробки перемещают рычаги 1 и 2. Рычаг 1 или 2 поворачивают на своей оси 10, при этом трос 3 или 4 связанный с плечом, перемещается в оболочке 8 (концы которой зафиксированы в гнездах кронштейнов 5 и 6) и передает усилие на исполнительный механизм.

Для включения/выключения переднего моста, перемещают рычаг 1, при этом троса 3 воздействует на шток включения переднего моста раздаточной коробки.

Для включения повышенной/пониженной передачи, перемещают рычаг 2, при этом трос 4 через рычаг 7 воздействует на штоки включения повышенного или пониженного диапазона передач раздаточной коробки.

Представленный механизм управления позволяет производить включение режимов раздаточной коробки не последовательно (включить передний мост, а затем пониженную передачу), а независимо, исходя из условий движения, например может быть включена пониженная передача, без включения переднего моста. Такое техническое решение позволяет вписаться в более узкие габаритные размеры по ширине при последовательном размещении рычагов 1 и 2. Перемещение рычагов 1 и 2 происходит в одной плоскости. Крепление тросов 3 и 4 дистанционного управления, так же находится в одной плоскости. Рычаги 1 и 2, вспомогательные элементы и тросы 3 и 4 монтируются на одной пластине кронштейна 5. Использование двуплечных рычагов 1 и 2, выполненных из листового материала, установленных на осях упрощает изготовление механизма.

Кронштейн 6 исполнительного механизма выполнен в виде пространственной детали, к которой перекреплены оболочки 8 тросов 3 и 4. Наконечник троса 3 включения/выключения переднего моста закреплен непосредственно на штоке включения. Наконечник троса 4 включения повышенной/ пониженной передачи закреплен на рычаге 7, который закреплен на штоках включения повышенного или пониженного диапазона передач. В зависимости от того какой диапазон включается, рычаг, закрепленный на штоках, работает как двуплечнный рычаг, либо как кулиса с ползуном.

Использование тросового привода, которой позволяет упростить сборку, уменьшить вес, уменьшить ход рычагов 1 и 2. Уменьшено количество подвижных и фиксирующих деталей, что повышает надежность механизма. Рычаги 1 и 2, вспомогательные элементы и тросы 3 и 4 монтируются на одной пластине кронштейна 5, что позволяет выполнять независимую сборку механизма и в дальнейшем монтировать на снегоболотоход отдельным элементом. При использовании вибрация от раздаточной коробки на рычаги управления не передается. Отсутствие подвижных деталей в местах соединения обеспечивает надежное уплотнение проходных отверстий в корпусных элементах транспортного средства, позволяет более надежно защитить от проникновения шума в салон, что увеличивает комфорт и уменьшает утомляемость водителя и пассажиров. Простота и низкая стоимость, независимое включение режимов раздаточной коробки, уменьшение веса, повышение надёжности, снижение требований к наличию свободного пространства в салоне для управления, при дефиците свободного места, является следствием конструктивных особенностей механизма и дает ощутимые преимущества перед аналогами.

Промышленная применимость.

Изготовление возможно с использованием промышленно выпускаемых устройств и материалов, его элементы могут быть изготовлены и собраны как кустарно, так и на современных промышленных предприятиях.

Похожие патенты RU2823371C1

название год авторы номер документа
ШАССИ СНЕГОБОЛОТОХОДА 2015
  • Князьков Вадим Николаевич
  • Князьков Егор Вадимович
  • Князьков Александр Вадимович
  • Жаркова Анастасия Вадимовна
RU2599852C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ СНЕГОБОЛОТОХОДА 2023
  • Солдаткин Владислав Александрович
  • Терешин Алексей Валерьевич
RU2810806C1
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Писаревский В.М.
  • Брагар В.В.
  • Котиев Г.О.
  • Смирнов А.А.
  • Сачивец В.В.
  • Шигаев А.Д.
RU2163209C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРОСОВЫМ ПРИВОДОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ 2015
  • Коган Евгений Ефимович
  • Серенко Сергей Александрович
  • Старшинин Леонид Юрьевич
  • Шелашский Кирилл Алексеевич
RU2636243C2
Устройство для удержания трактора на беговой дорожке трека при испытаниях 1986
  • Котов Анатолий Абрамович
  • Семилетова Клавдия Петровна
  • Малинов Давид Михайлович
SU1317303A1
Шасси снегоболотохода 2021
  • Либерман Яков Львович
  • Васечкин Михаил Александрович
RU2766469C1
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ 2018
  • Левковец Николай Романович
  • Коряков Виктор Георгиевич
  • Овсиенко Людмила Петровна
  • Полехин Денис Эдуардович
RU2684838C1
Самоходный многорядный картофелеуборочный комбайн 1990
  • Чухматый Василий Епиферович
  • Чухматый Василий Васильевич
SU1811772A1
СНЕГОБОЛОТОХОД 2023
  • Черняк Александр Владимирович
  • Кузнецов Антон Евгеньевич
  • Кардаполов Виталий Михайлович
RU2801955C1
Механизм управления раздаточной коробки транспортного средства 1974
  • Зислин Лев Самуилович
  • Путов Александр Валентинович
SU588146A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 823 371 C1

Реферат патента 2024 года МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕЖИМОВ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

Изобретение относится к конструкции механизма переключения режимов раздаточной коробки с использованием гибких тяг. Механизм переключения содержит два двуплечих рычага и два троса, каждый из которых соединен со своим рычагом с возможностью независимого перемещения. Первый трос предназначен для включения/выключения переднего моста. Второй трос предназначен для включения повышенной/пониженной передачи. Достигается расширение арсенала технических средств для переключения режимов раздаточной коробки. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 823 371 C1

Механизм переключения режимов раздаточной коробки, содержащий рычаг, тросовый привод в виде троса, заключенного в оболочку, трос одним концом шарнирно соединен с рычагом управления, а другим концом соединен с исполнительным механизмом переключения раздаточной коробки, при этом оболочка троса зафиксирована в гнездах кронштейнов, отличающийся тем, что содержит два двуплечих рычага и два троса, каждый из которых соединен со своим рычагом с возможностью независимого перемещения: первый трос предназначен для включения/выключения переднего моста, второй трос предназначен включения повышенной/пониженной передачи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2823371C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВУМЯ РАЗДАТОЧНЫМИ КОРОБКАМИ МНОГООСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН 0
  • Л. Я. Лиокумович Ю. С. Борисов Горьковский Автомобильный Завод
SU375215A1
АППАРАТ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ГАЗОМ ДИСПЕРСНОГОМАТЕРИАЛА 1971
SU434640A3
Сверлильная трещотка, снабженная сцепляющимися между собою зубчатыми секторами, допускающими вращение шпинделя в одну сторону при прямом и обратном ходе рукоятки 1927
  • Шакшин С.А.
SU5766A1
ТРАНСЛЯТОР ТРОСОВОГО ПРИВОДА МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ 2005
  • Серенко Сергей Александрович
RU2311576C2

RU 2 823 371 C1

Авторы

Терешин Алексей Валерьевич

Солдаткин Владислав Александрович

Даты

2024-07-22Публикация

2023-12-18Подача