СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММАРНОГО ДИАМЕТРАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ОПОРНО-ПОВОРОТНОМ УСТРОЙСТВЕ (ВАРИАНТЫ) И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2024 года по МПК G01B5/14 G01M13/00 F16C25/00 F41A27/06 

Описание патента на изобретение RU2827906C1

Заявляемое изобретение относится к области машиностроения, в частности к контрольно-измерительной технике, и может быть использовано для определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотных устройствах.

Проблемой, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является то, что конструкция общеизвестных крупногабаритных опорно-поворотных устройств диаметром свыше двух метров и малой площадью поперечного сечения колец характеризуется малой жесткостью до монтажа их в машины и агрегаты. В процессе изготовления опорно-поворотного устройства необходимо определить величину суммарного диаметрального зазора. Так как эксплуатационное положение опорно-поворотного устройства, как правило, характеризуется вертикальной осью вращения, то для определения величины суммарного диаметрального зазора необходимо прикладывать внешнюю силу в горизонтальном направлении к элементам опорно-поворотного устройства, что в совокупности с малой жесткостью устройства может вызвать деформацию его элементов и соответственно привести к искажению результатов измерений.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в определении суммарного диаметрального зазора в крупногабаритных опорно-поворотных устройствах без искажений, связанных с деформацией элементов опорно-поворотных устройств и исключением ошибок, связанных с необходимостью оценки величины внешней силы.

Технический результат заключается в повышении достоверности и точности измерений суммарного диаметрального и осевого зазоров в крупногабаритных опорно-поворотных устройств.

Дополнительный технический результат заключается в повышении производительности выполняемых работ за счет снижения трудоемкости выполняемых операций.

Из предшествующего уровня техники (авторское свидетельство на изобретение SU 627262, МПК F16C 43/04, опубл. 05.10.1978, бюл. №37) известно устройство для контроля радиального и торцового биения колец четырехконтактных шарикоподшипников с разъемным наружным кольцом в процессе сборки, содержащее смонтированный на корпусе приводной поворотный стол и измерительный прибор, отличающееся тем, что, с целью повышения точности контроля, оно снабжено двумя параллельно расположенными и соосно столу кольцами, одно из которых установлено концентрично столу для установки наружного кольца подшипника с возможностью возвратно-поступательного перемещения, а другое, выполненное поворотным, имеет равномерно расположенные по окружности профилированные кулачки, а также подвижными пальцами, установленными в корпусе и контактирующими одними концами с кулачками, а другими - с концентрично установленным кольцом, и кронштейном для крепления на наружном кольце проверяемого подшипника, при этом измерительный прибор закреплен на кронштейне.

Устройство работает следующим образом. Устанавливают внутреннее кольцо собранного шарикоподшипника на стол 3, а на кольцо 16 - половину наружного кольца. На наружном кольце крепят кронштейн 20, на котором устанавливают индикатор 21. Шарик индикатора 21 подводят к поверхности внутреннего кольца собираемого шарикоподшипника. Кольцо 11 поворачивают с помощью рукоятки 19. При этом пальцы 15, вставленные во втулки 14, перемешаются по кулачкам 12 и поднимаются или опускаются. При подъеме пальцев 15 по кулачкам 12 поднимается кольцо 16, а следовательно, и наружное кольцо. Внутреннее кольцо свободно повисает на шариках, при этом последние катятся по. нижней половине наружного кольца шарикоподшипника. Стол 3 с внутренним кольцом шарикоподшипника проворачивается при помощи рукоятки 8 и шкивов 5 и 7. При помощи шарика, перемещающегося по внутреннему кольцу, индикатор 21 показывает биение (радиальное или торцовое) внутреннего кольца шарикоподшипника относительно наружного. После этого поворачивают кольцо 11 за рукоятку 19 в обратную сторону. При этом пальцы 15, перемещаясь по кулачкам 12, опускаются и опускают кольцо 16. Наружное кольцо шарикоподшипника также опускается, повисая на шарикax на внутреннем кольце шарикоподшипника. Производится проворот внутреннего кольца шарикоподшипника. Индикатор 21 показывает биение внутреннего кольца относительно наружного. Разность отсчетов индикатора 21, подведенного к торцу внутреннего кольца при поднятом и опущенном наружном кольце, указывает величину осевого перемещения (люфта) в шарикоподшипнике. Если осевое перемещение больше допустимого, производится регулировка зазора между шариками и беговыми дорожками наружного и внутреннего колец путем шлифовки торца верхней половины наружного кольца со стороны беговой дорожки с последующей сборкой и контролем.

Недостатки конструкции данного устройства и принципа его работы:

1. Устройство позволяет контролировать люфт на изделиях малого диаметра. Увеличение диаметров контролируемых изделий ведет к усложнению конструкции.

2. Наружное кольцо изделий должно быть разъемным.

3. Устройство обеспечивает контроль только осевого люфта.

Также из предшествующего уровня техники (патент РФ на изобретение № 2249192, МПК G01M 19/00, опубл. 27.03.2005, бюл. № 9), известен способ сборки и обкатки подшипникового погона для эксцентриковой реальной массы, включающий сборку погона, нагружение его равнораспределенной осевой нагрузкой, проверку осевого люфта и радиального биения, отличающийся тем, что перед проверкой радиального биения осевую нагрузку формируют до реальной массы дополнительной нагрузкой, центр тяжести которой ориентируют по заданной величине отклонения центра тяжести реальной массы.

Вышеуказанный способ осуществляется на стенде для сборки и обкатки подшипникового погона преимущественно для эксцентриковой реальной массы, содержащем барбет, электропривод с редуктором, пакет отдельных съемных дисков для создания осевой нагрузки, измерительные приборы, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен пакетом отдельных съемных полудисков для создания эксцентриковой реальной массы, барбет снабжен в верхней части и размещенным по центру промежуточным кольцом, оборудованным диаметрально расположенными опорными винтами для сборки погона, а выходной вал редуктора снабжен центрирующим переходником.

Указанный в патенте РФ на изобретение № 2249192 способ сборки и обкатки подшипникового погона для эксцентриковой реальной массы и стенд для его осуществления, по мнению заявителя, является ближайшим аналогом (прототипом) заявленного устройства и способа.

Недостатки данного способа и стенда для его осуществления:

1. Необходимость точного определения величины и точки приложения силы, действующей на опорно-поворотное устройство;

2. Сила, приложенная к опорно-поворотному устройству, вызывает деформацию элементов устройства, что, в свою очередь, влияет на точность измерений;

3. Отсутствие демпфирующих элементов в конструкции устройства.

Указанный технический результат в способе по первому варианту достигается тем, что заявленный способ определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотном устройстве, включающий установку опорно-поворотного устройства в горизонтальном положении с опиранием его неподвижного кольца на наружное кольцо планшайбы, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства прижимают Г-образными прижимами к наружному кольцу планшайбы, штативы на магнитном основании устанавливают на внутреннем кольце планшайбы с двух сторон диаметрально противоположно друг другу таким образом, чтобы при повороте рамы в вертикальное положение штативы находились в верхней и нижней точках на внутреннем кольце планшайбы, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца опорно-поворотного устройства, планшайбу стопорят фиксатором, раму с помощью привода поворачивают в вертикальное положение по часовой стрелке, в вертикальном положении подвижное кольцо опорно-поворотного устройства под собственной тяжестью полностью опускается вниз, при этом индикатор, расположенный в верхней части внутреннего кольца планшайбы, отображает значение этого перемещения, данное значение фиксируется рабочим, раму поворачивают на угол 180° против часовой стрелки, при этом индикатор, расположенный в верхней части внутреннего кольца планшайбы, отображает значение этого перемещения, данное значение также фиксируется рабочим, суммирование полученных двух показаний индикаторов, дает первое значение измеренного суммарного диаметрального зазора, затем раму возвращают в начальное горизонтальное положение, подвижное кольцо опорно-поворотного устройства поворачивают на угол 45° относительно неподвижного кольца, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца и цикл повторяется, таким образом, определяют второе значение суммарного диаметрального зазора, для определения третьего и четвертого значений суммарного диаметрального зазора вновь повторяют цикл, при этом подвижное кольцо опорно-поворотного устройства перед измерением поворачивают соответственно на угол 90° и 135° относительно исходного положения, планшайбу вместе с опорно-поворотным устройством поворачивают на угол 45° в горизонтальном положении, угол поворота определяется расположением фиксаторов, после этого переставляют штативы на магнитных основаниях с двух сторон диаметрально противоположно друг другу таким образом, чтобы при повороте рамы в вертикальное положение штативы находились в верхней и нижней точках на внутреннем кольце планшайбы, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца опорно-поворотного устройства, повторяют весь цикл, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства поворачивается вместе с планшайбой соответственно на угол 45°, 90° и 135° относительно исходного положения, по окончании измерений планшайба с опорно-поворотным устройством возвращается в горизонтальное положение, Г-образные прижимы отворачивают в стороны, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства освобождается, опорно-поворотное устройство готово к извлечению из планшайбы, полученные результаты измерений суммарного диаметрального зазора служат для оценки качества изготовления опорно-поворотного устройства.

Указанный технический результат в способе по второму варианту достигается тем, что заявленный способ определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотном устройстве, включающий установку опорно-поворотного устройства в горизонтальном положении с опиранием его неподвижного кольца на наружное кольцо планшайбы, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства прижимают Г-образными прижимами к наружному кольцу планшайбы, штативы на магнитном основании устанавливают на внутреннем кольце планшайбы с двух сторон диаметрально противоположно друг другу таким образом, чтобы при повороте рамы в вертикальное положение штативы находились в верхней и нижней точках на внутреннем кольце планшайбы, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца опорно-поворотного устройства, планшайбу стопорят фиксатором, раму с помощью привода поворачивают в вертикальное положение по часовой стрелке, в вертикальном положении подвижное кольцо опорно-поворотного устройства под собственной тяжестью полностью опускается вниз, при этом индикатор, расположенный в верхней части внутреннего кольца планшайбы, отображает значение этого перемещения, данное значение фиксируется рабочим, раму поворачивают на угол 180° по часовой стрелке, при этом индикатор, расположенный в верхней части внутреннего кольца планшайбы, отображает значение этого перемещения, данное значение также фиксируется рабочим, суммирование полученных двух показаний индикаторов, дает первое значение измеренного суммарного диаметрального зазора, затем раму возвращают в начальное горизонтальное положение, подвижное кольцо опорно-поворотного устройства поворачивают на угол 45° относительно неподвижного кольца, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца и цикл повторяется, таким образом, определяют второе значение суммарного диаметрального зазора, для определения третьего и четвертого значений суммарного диаметрального зазора вновь повторяют цикл, при этом подвижное кольцо опорно-поворотного устройства перед измерением поворачивают соответственно на угол 90° и 135° относительно исходного положения, планшайбу вместе с опорно-поворотным устройством поворачивают на угол 45° в горизонтальном положении, угол поворота определяется расположением фиксаторов, после этого переставляют штативы на магнитных основаниях с двух сторон диаметрально противоположно друг другу таким образом, чтобы при повороте рамы в вертикальное положение штативы находились в верхней и нижней точках на внутреннем кольце планшайбы, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца опорно-поворотного устройства, повторяют весь цикл, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства поворачивается вместе с планшайбой соответственно на угол 45°, 90° и 135° относительно исходного положения, по окончании измерений планшайба с опорно-поворотным устройством возвращается в горизонтальное положение, Г-образные прижимы отворачивают в стороны, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства освобождается, опорно-поворотное устройство готово к извлечению из планшайбы, полученные результаты измерений суммарного диаметрального зазора служат для оценки качества изготовления опорно-поворотного устройства.

Указанный технический результат достигается также в установке для определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотном устройстве, включающей приводную стойку, состоящую из сварной подставки, на которой смонтирован подшипниковый узел с монтажным фланцем для крепления рамы и приводом вращения, на приводной стойке установлены три кронштейна с конечными выключателями, неприводную стойку, состоящую из сварной подставки, на которой смонтирован подшипниковый узел с монтажным фланцем для крепления рамы, раму, выполненную в виде сварного каркаса, на торцах которого имеются монтажные фланцы и с помощью которых рама соединяется с приводной и неприводной стойками установки, в средней части рамы установлена амортизирующе-демпфирующая подшипниковая опора, состоящая из сварного корпуса, во внутренней части которого смонтирован подшипниковый узел, удерживающий ось, а на наружной части - направляющие опоры, которые опираются на направляющие рамы и поджаты планками, на торцевых поверхностях сварного корпуса установлены шпильки, проходящие сквозь планки рамы и удерживающие пружины сжатия, зафиксированные гайками, к верхней части амортизирующе-демпфирующей подшипниковой опоры крепится планшайба, представляющая собой сварную металлоконструкцию, состоящую из наружного кольца, внутреннего кольца, монтажного фланца, соединенных между собой ребрами, на наружном кольце установлены Г-образные прижимы, необходимые для закрепления неподвижного кольца опорно-поворотного устройства, а также фиксаторы, на внутреннем кольце размещаются штативы с индикаторами, планшайба соединена с осью амортизирующе-демпфирующей подшипниковой опоры рамы посредством монтажного фланца, а к нижней части амортизирующе-демпфирующей подшипниковой опоры крепится противовес, состоящий из сварного кронштейна, на котором с помощью крепежа устанавливаются наборные пластины.

Сущность заявляемого изобретения поясняется графическими материалами:

Фиг.1 - Установка для определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотном устройстве, общий вид.

Фиг.2 - Рама с опорно-поворотным устройством, планшайбой и противовесом, 3D-изображение.

Фиг.3 - Амортизирующе-демпфирующая подшипниковая опора, 3D-изображение.

Фиг.4. - Структурно-функциональная схема установки для осуществления способа определения суммарного диаметрального зазоров в опорно-поворотном устройстве.

Установка для определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотном устройстве представлена на фиг.1-3.

В состав установки входят: приводная стойка 1, рама 2, планшайба 3, противовес 4 и неприводная стойка 5.

Приводная стойка 1 состоит из сварной подставки 8, на которой смонтирован подшипниковый узел 7 с монтажным фланцем 6 для крепления рамы 2 и приводом вращения (мотор-редуктором) 9. Также на приводной стойке 1 установлены три кронштейна 10 с конечными выключателями 11, необходимыми для остановки рамы 2 в заданных положениях.

Неприводная стойка 5 состоит из сварной подставки 12, на которой смонтирован подшипниковый узел 13 с монтажным фланцем 14 для крепления рамы 2.

Рама 2 выполнена в виде сварного каркаса 16, на торцах которого имеются монтажные фланцы 15 и 18, с помощью которых рама 2 соединяется с приводной 1 и не приводной 5 стойками установки. В средней части рамы 2 установлена амортизирующе-демпфирующая подшипниковая опора 17, к верхней части которой крепится планшайба 3, а к нижней – противовес 4.

Планшайба 3 представляет собой сварную металлоконструкцию, состоящую из наружного кольца 19, внутреннего кольца 20, монтажного фланца 21, соединенных между собой ребрами 22. На наружном кольце 19 установлены Г-образные прижимы 23, необходимые для закрепления неподвижного кольца 24 опорно-поворотного устройства 25, а также фиксаторы 26, необходимые для стопорения планшайбы 3 относительно рамы 2 в нескольких положениях. На внутреннем кольце 20 размещаются штативы 27 с индикаторами 28, с помощью которых измеряется величина зазора в опорно-поворотном устройстве 25. Монтажный фланец 21 используется для соединения планшайбы 3 с осью 42 амортизирующе-демпфирующей подшипниковой опоры 17 рамы 2.

Амортизирующе-демпфирующая подшипниковая опора 17 используется для снижения воздействия ударных нагрузок, которые возникают при смещении подвижного кольца 29 опорно-поворотного устройства 25 относительно неподвижного кольца 24 при изменении их пространственного положения на отличное от горизонтального (ось вращения – вертикальна), что исключает деформацию колец опорно-поворотного устройства 25 при определении диаметрального зазора. Опора 17 состоит из сварного корпуса 30, во внутренней части которого смонтирован подшипниковый узел 31, удерживающий ось 42, а на наружной части – направляющие 32. Направляющие 32 опоры 17 опираются на направляющие 33 рамы 2 и поджаты планками 34. На торцевых поверхностях сварного корпуса 30 установлены шпильки 35 (по четыре с каждой стороны) проходящие сквозь планки 36 рамы 2 и удерживающие пружины сжатия 37, зафиксированные гайками 38. Данная конструкция позволяет обеспечить опоре 17 вместе с планшайбой 3 и опорно-поворотным устройством 25 возможность поперечного перемещения относительно рамы 2, а их амортизирующее усилие регулируется величиной сжатия пружин 37 с помощью гаек 38, а демпфирующее усилие – усилием прижатия направляющих 32 с помощью планок 34 к направляющим 33.

Противовес 4 крепится к корпусу 30 опоры 17 и состоит из сварного кронштейна 39, на котором с помощью крепежа 40 устанавливаются наборные пластины 41. Противовес 4 служит для уравновешивания подвижных частей – опорно-поворотного устройства 25, планшайбы 3 и опоры 17 относительно направляющих 33 рамы 2, что исключает перекосы и соответственно заклинивание направляющих 32 опоры 17 в направляющих 33 рамы 2 и обеспечивает работу амортизирующих пружин 37.

Способ определения суммарного диаметрального зазора (вариант 1)

Способ определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотном устройстве осуществляют следующим образом.

1. Опорно-поворотное устройство 25 устанавливают в горизонтальном положении и опирают на наружное кольцо 19 планшайбы 3 неподвижным кольцом 24;

2. Неподвижное кольцо 24 опорно-поворотного устройства 25 прижимают Г-образными прижимами 23 к наружному кольцу 19 планшайбы 3;

3. Штативы 27 на магнитном основании устанавливают на внутреннем кольце 20 с двух сторон диаметрально противоположно друг другу, таким образом, чтобы при повороте рамы 2 в вертикальное положение штативы 27 находились в верхней и нижней точках на внутреннем кольце 20 планшайбы 3. Щупы индикаторов 28 подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца 29 опорно-поворотного устройства 25;

4. Планшайбу 3 стопорят фиксатором 26;

5. Раму 2 с помощью привода 9 поворачивают в вертикальное положение по часовой стрелке, определяемое срабатыванием выключателя 11. При повороте рамы 2 обеспечивается исключение ударов и плавность взаимного радиального перемещения подвижного кольца 29 опорно-поворотного устройства 25 относительно неподвижного кольца 24, за счет того, что пружины 37 амортизируют перемещение подвижных частей, а колебания пружин 37 демпфируются трением между направляющими 32, 33 и планками 34, что позволяет избежать ударных нагрузок, которые могут вызвать деформацию элементов опорно-поворотного устройства, имеющих малую жесткость. В вертикальном положении подвижное кольцо 29 опорно-поворотного устройства 25 под собственной тяжестью полностью опускается вниз, не вызывая деформации, то есть происходит радиальное смещение подвижного кольца 29 опорно-поворотного устройства 25 относительно неподвижного кольца 24, при этом индикатор 28, расположенный в верхней части внутреннего кольца 20 планшайбы 3, отображает значение этого перемещения. Данное значение фиксируется рабочим. Таким образом, определяется первое значение суммарного диаметрального зазора;

6. Раму 2 поворачивают на угол 180° против часовой стрелки. Значение радиального смещения подвижного кольца 29 опорно-поворотного устройства 25 на индикаторе 28, расположенном в верхней части внутреннего кольца 20 планшайбы 3, также фиксируется.

7. Суммирование показаний индикаторов 28 полученных по пунктам 5 и 6 дает первое значение измеренного суммарного диаметрального зазора;

8. Раму 2 возвращают в начальное горизонтальное положение, подвижное кольцо 29 опорно-поворотного устройства 25 поворачивают на угол 45° относительно неподвижного кольца 24, щупы индикаторов 28 подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца 29 и цикл пунктов 5, 6 и 7 повторяется. Таким образом, определяется второе значение суммарного диаметрального зазора;

9. Для определения третьего и четвертого значений суммарного диаметрального зазора выполняют пункты 5, 6 и 7, при этом подвижное кольцо 29 опорно-поворотного устройства 25 перед измерением поворачивают соответственно на угол 90° и 135° относительно исходного положения;

10. Планшайбу 3 вместе с опорно-поворотным устройством 25 поворачивают на угол 45° в горизонтальном положении, угол поворота определяется расположением фиксаторов 26. Переставляют штативы 27 на магнитных основаниях с двух сторон диаметрально противоположно друг другу таким образом, чтобы при повороте рамы 2 в вертикальное положение штативы находились в верхней и нижней точках на внутреннем кольце 20 планшайбы 3. Щупы индикаторов 28 подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца 29 опорно-поворотного устройства 25;

11. Цикл пунктов 5-9 повторяется, при этом неподвижное кольцо 24 опорно-поворотного устройства 25 поворачивают вместе с планшайбой 3 соответственно на угол 45°, 90° и 135° относительно исходного положения;

12. По окончании измерений планшайбу 3 с опорно-поворотным устройством 25 возвращают в горизонтальное положение. Г-образные прижимы 23 отворачивают в стороны, при этом неподвижное кольцо 24 опорно-поворотного устройства 25 освобождается. Опорно-поворотное устройство 25 готово к извлечению из планшайбы 3;

13. Полученные результаты измерений (32 результата) суммарного диаметрального зазора служат для оценки качества изготовления опорно-поворотного устройства 25.

Способ определения суммарного диаметрального зазора (вариант 2)

Данный способ определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотном устройстве 25 отличается от способа по варианту 1 тем, что после выполнения пункта 5 рама 2 поворачивается на угол 180° по часовой стрелке. Остальные технологические операции полностью повторяются.

Отсутствие необходимости в приложении внешней силы к элементам опорно-поворотного устройства для определения величины суммарного диаметрального зазора исключает ошибку, связанную с необходимостью оценки величины этой силы и соответственно повышает объективность и точность измерений;

Отсутствие необходимости в приложении внешней силы к элементам опорно-поворотного устройства для определения величины суммарного диаметрального зазора исключает влияние деформации указанных элементов на результаты измерений и соответственно значительно повышает объективность и точность измерений;

Наличие поворотной рамы, обеспечивающей при наклоне плавность взаимного перемещения подвижного кольца опорно-поворотного устройства относительно неподвижного кольца, в совокупности с амортизирующе-демпфирующей подшипниковой опорой, позволяет избежать ударных нагрузок, которые могут вызвать деформацию элементов опорно-поворотного устройства, имеющих малую жесткость, и соответственно повышает точность измерения диаметрального зазора в опорно-поворотных устройствах.

На АО «НПК «Уралвагонзавод» заявляемое изобретение используется в цехах механосборочного производства для определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотном устройстве и подтверждает свою технико-экономическую эффективность.

Похожие патенты RU2827906C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ КОМПЕНСАТОРНЫХ ТРУБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Дойхен Карл Миронович
  • Чмутов Леонид Борисович
RU2126305C1
Сервопривод 1981
  • Рисланд Эберхард
  • Крюгер Карл-Хейнц
SU1451786A1
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО МАНИПУЛЯТОРА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ 2001
  • Багаутдинов И.Н.
  • Шестаков Я.И.
RU2196101C1
Кукурузоуборочная машина 1981
  • Джеймс Майкл Ван Овелэр
  • Юджин Байрон Хатчинсон
  • Джером Алан Браэт
SU1120913A3
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВАРКИ СЕКЦИОННЫХ ОТВОДОВ ТРУБОПРОВОДОВ 2004
RU2271268C2
КАССЕТА МОТАЛКИ ГОРЯЧЕЙ ПОЛОСЫ 1995
  • Кольцов В.П.
  • Модеев В.Ф.
  • Плахтин В.Д.
RU2082519C1
КРАНОМАНИПУЛЯТОРНАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Апальков В.Д.
  • Богданов В.О.
  • Мошкин В.С.
  • Оконьский А.Б.
  • Подрубаев А.Э.
  • Пырьев А.А.
  • Пяткин В.А.
  • Халиулин А.Г.
  • Шабриков А.В.
RU2167803C2
Учебная экспериментальная установка 1991
  • Руссо Юрий Александрович
  • Буцев Александр Алексеевич
  • Гончаренко Николай Иванович
  • Канарев Аркадий Иванович
  • Климов Владимир Николаевич
  • Потанцев Игорь Степанович
  • Шевцов Юрий Александрович
SU1756931A1
Внешняя теплоизоляция корпуса ядерного реактора и система для установки внешней теплоизоляции корпуса ядерного реактора 2019
  • Губайдулов Тимур Маратович
  • Ильин Сергей Владимирович
  • Жук Игорь Евгеньевич
  • Маркин Владимир Васильевич
RU2726737C1
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ПАССАЖИРСКОГО КРЕСЛА ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ 2007
  • Нафиков Ильгиз Юрисович
RU2384475C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 827 906 C1

Реферат патента 2024 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММАРНОГО ДИАМЕТРАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ОПОРНО-ПОВОРОТНОМ УСТРОЙСТВЕ (ВАРИАНТЫ) И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Заявленная группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к контрольно-измерительной технике, и может быть использована для определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотных устройствах. Установка включает в себя приводную стойку, состоящую из сварной подставки, на которой смонтирован подшипниковый узел с монтажным фланцем для крепления рамы и приводом вращения, неприводную стойку и раму. В средней части рамы установлена амортизирующе-демпфирующая подшипниковая опора, во внутренней части которой смонтирован подшипниковый узел, удерживающий ось, а на наружной части - направляющие опоры, которые опираются на направляющие рамы и поджаты планками. К верхней части амортизирующе-демпфирующей подшипниковой опоры крепится планшайба, состоящая из наружного кольца, внутреннего кольца, монтажного фланца, соединенных между собой ребрами. На наружном кольце установлены Г-образные прижимы, необходимые для закрепления неподвижного кольца опорно-поворотного устройства, а также фиксаторы, необходимые для стопорения планшайбы относительно рамы в нескольких положениях. На внутреннем кольце размещаются штативы с индикаторами, с помощью которых измеряется величина зазора в опорно-поворотном устройстве. Технический результат - повышение достоверности и точности измерений диаметрального зазора в крупногабаритных устройствах. 3 н.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 827 906 C1

1. Способ определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотном устройстве, включающий установку опорно-поворотного устройства в горизонтальном положении с опиранием его неподвижного кольца на наружное кольцо планшайбы, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства прижимают Г-образными прижимами к наружному кольцу планшайбы, штативы на магнитном основании устанавливают на внутреннем кольце планшайбы с двух сторон диаметрально противоположно друг другу таким образом, чтобы при повороте рамы в вертикальное положение штативы находились в верхней и нижней точках на внутреннем кольце планшайбы, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца опорно-поворотного устройства, планшайбу стопорят фиксатором, раму с помощью привода поворачивают в вертикальное положение по часовой стрелке, в вертикальном положении подвижное кольцо опорно-поворотного устройства под собственной тяжестью полностью опускается вниз, при этом индикатор, расположенный в верхней части внутреннего кольца планшайбы, отображает значение этого перемещения, данное значение фиксируется рабочим, раму поворачивают на угол 180° против часовой стрелки, при этом индикатор, расположенный в верхней части внутреннего кольца планшайбы, отображает значение этого перемещения, данное значение также фиксируется рабочим, суммирование полученных двух показаний индикаторов дает первое значение измеренного суммарного диаметрального зазора, затем раму возвращают в начальное горизонтальное положение, подвижное кольцо опорно-поворотного устройства поворачивают на угол 45° относительно неподвижного кольца, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца, и цикл повторяется, таким образом, определяют второе значение суммарного диаметрального зазора, для определения третьего и четвертого значений суммарного диаметрального зазора вновь повторяют цикл, при этом подвижное кольцо опорно-поворотного устройства перед измерением поворачивают соответственно на угол 90° и 135° относительно исходного положения, планшайбу вместе с опорно-поворотным устройством поворачивают на угол 45° в горизонтальном положении, угол поворота определяется расположением фиксаторов, после этого переставляют штативы на магнитных основаниях с двух сторон диаметрально противоположно друг другу таким образом, чтобы при повороте рамы в вертикальное положение штативы находились в верхней и нижней точках на внутреннем кольце планшайбы, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца опорно-поворотного устройства, повторяют весь цикл, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства поворачивается вместе с планшайбой соответственно на угол 45°, 90° и 135° относительно исходного положения, по окончании измерений планшайба с опорно-поворотным устройством возвращается в горизонтальное положение, Г-образные прижимы отворачивают в стороны, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства освобождается, опорно-поворотное устройство готово к извлечению из планшайбы, полученные результаты измерений суммарного диаметрального зазора служат для оценки качества изготовления опорно-поворотного устройства.

2. Способ определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотном устройстве, включающий установку опорно-поворотного устройства в горизонтальном положении с опиранием его неподвижного кольца на наружное кольцо планшайбы, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства прижимают Г-образными прижимами к наружному кольцу планшайбы, штативы на магнитном основании устанавливают на внутреннем кольце планшайбы с двух сторон диаметрально противоположно друг другу таким образом, чтобы при повороте рамы в вертикальное положение штативы находились в верхней и нижней точках на внутреннем кольце планшайбы, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца опорно-поворотного устройства, планшайбу стопорят фиксатором, раму с помощью привода поворачивают в вертикальное положение по часовой стрелке, в вертикальном положении подвижное кольцо опорно-поворотного устройства под собственной тяжестью полностью опускается вниз, при этом индикатор, расположенный в верхней части внутреннего кольца планшайбы, отображает значение этого перемещения, данное значение фиксируется рабочим, раму поворачивают на угол 180° по часовой стрелке, при этом индикатор, расположенный в верхней части внутреннего кольца планшайбы, отображает значение этого перемещения, данное значение также фиксируется рабочим, суммирование полученных двух показаний индикаторов дает первое значение измеренного суммарного диаметрального зазора, затем раму возвращают в начальное горизонтальное положение, подвижное кольцо опорно-поворотного устройства поворачивают на угол 45° относительно неподвижного кольца, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца, и цикл повторяется, таким образом, определяют второе значение суммарного диаметрального зазора, для определения третьего и четвертого значений суммарного диаметрального зазора вновь повторяют цикл, при этом подвижное кольцо опорно-поворотного устройства перед измерением поворачивают соответственно на угол 90° и 135° относительно исходного положения, планшайбу вместе с опорно-поворотным устройством поворачивают на угол 45° в горизонтальном положении, угол поворота определяется расположением фиксаторов, после этого переставляют штативы на магнитных основаниях с двух сторон диаметрально противоположно друг другу таким образом, чтобы при повороте рамы в вертикальное положение штативы находились в верхней и нижней точках на внутреннем кольце планшайбы, щупы индикаторов подводят до касания к внутреннему диаметру подвижного кольца опорно-поворотного устройства, повторяют весь цикл, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства поворачивается вместе с планшайбой соответственно на угол 45°, 90° и 135° относительно исходного положения, по окончании измерений планшайба с опорно-поворотным устройством возвращается в горизонтальное положение, Г-образные прижимы отворачивают в стороны, при этом неподвижное кольцо опорно-поворотного устройства освобождается, опорно-поворотное устройство готово к извлечению из планшайбы, полученные результаты измерений суммарного диаметрального зазора служат для оценки качества изготовления опорно-поворотного устройства.

3. Установка для определения суммарного диаметрального зазора в опорно-поворотном устройстве, включающая приводную стойку, состоящую из сварной подставки, на которой смонтирован подшипниковый узел с монтажным фланцем для крепления рамы и приводом вращения, на приводной стойке установлены три кронштейна с конечными выключателями, неприводную стойку, состоящую из сварной подставки, на которой смонтирован подшипниковый узел с монтажным фланцем для крепления рамы, раму, выполненную в виде сварного каркаса, на торцах которого имеются монтажные фланцы и с помощью которых рама соединяется с приводной и неприводной стойками, в средней части рамы установлена амортизирующе-демпфирующая подшипниковая опора, состоящая из сварного корпуса, во внутренней части которого смонтирован подшипниковый узел, удерживающий ось, а на наружной части - направляющие опоры, которые опираются на направляющие рамы и поджаты планками, на торцевых поверхностях сварного корпуса установлены шпильки, проходящие сквозь планки рамы и удерживающие пружины сжатия, зафиксированные гайками, к верхней части амортизирующе-демпфирующей подшипниковой опоры крепится планшайба, представляющая собой сварную металлоконструкцию, состоящую из наружного кольца, внутреннего кольца, монтажного фланца, соединенных между собой ребрами, на наружном кольце установлены Г-образные прижимы, необходимые для закрепления неподвижного кольца опорно-поворотного устройства, а также фиксаторы, необходимые для стопорения планшайбы относительно рамы в нескольких положениях, на внутреннем кольце размещаются штативы с индикаторами, с помощью которых измеряется величина зазора в опорно-поворотном устройстве, планшайба соединена с осью амортизирующе-демпфирующей подшипниковой опоры рамы посредством монтажного фланца, а к нижней части амортизирующе-демпфирующей подшипниковой опоры крепится противовес, состоящий из сварного кронштейна, на котором с помощью крепежа устанавливаются наборные пластины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2827906C1

СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОСЕЙ ОТВЕРСТИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ 2006
  • Костарев Сергей Алексеевич
  • Портнягин Владимир Александрович
  • Белов Евгений Вениаминович
  • Портнягина Лариса Викторовна
RU2299398C1
CN 111795635 A, 20.10.2020
CN 204346338 U, 20.05.2015
CN 202204434 U, 25.04.2012
CN 106066146 A, 02.11.2016
CN 105627859 A, 01.06.2016.

RU 2 827 906 C1

Авторы

Москвичев Антон Вячеславович

Запольских Алексей Александрович

Сергеев Евгений Анатольевич

Даты

2024-10-03Публикация

2024-02-27Подача