Устройство контроля перегона Российский патент 2024 года по МПК B61L23/16 B61L3/20 B61L1/18 

Описание патента на изобретение RU2829877C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики в частности к датчикам информации о свободности и занятости путей в качестве которых используются электрические рельсовые цепи, для контроля перегона между двумя станциями при полуавтоматической блокировке.

Уровень техники

Известно техническое решение "Автоблокировка на участках с пониженным сопротивлением балласта" (см. "Системы железнодорожной автоматики и телемеханики" под редакцией Ю.А. Кравцова; М. Транспорт 1996 г. стр. 103, рис. 4.17, стр. 104, рис. 4.18).

Недостаток известного устройства заключается в том, что на блок-участке между светофорами устраиваются короткие рельсовые цепи, которые подключаются к рельсам посредством кабельных линий для соединения с аппаратурой, установленной в релейных шкафах, что снижает надежность устройства, также использование коротких рельсовых цепей требует большого количества аппаратуры, что также снижает надежность устройства в целом.

Известно также "Рельсовые цепи контроля свободности перегона и участков приближения к переездам и станциям" (см. рельсовые цепи анализ работы и техническое обслуживание B.C. Аркатов, Ю.А. Кравцов, Б.М. Степенский; М; Транспорт 1990 г. стр. 175, рис. 8.11, стр. 177, рис. 8.13).

Недостаток известного устройства заключается в том, что для контроля перегона используется последовательность импульсов ограниченной длительности.

В результате сокращения длительности этих импульсов при трансляции от одной рельсовой цепи к другой, за счет времени замедления на срабатывание реле обеспечивающих трансляцию импульсов, могут происходить сбои в работе устройства контроля перегона.

Увеличение длительности транслируемых импульсов приводит к увеличению цикла проверки свободности перегона, что в свою очередь может приводить к потере поездного шунта при высокой скорости движения одиночной подвижной единицы, особенно в случае галопирования поездного шунта, что в свою очередь снижает надежность функционирования устройства.

Кроме того, отсутствие изолирующих стыков при использовании одной частоты для работы всех рельсовых цепей приводит к возможности подпитки путевых реле нескольких рельсовых цепей, что также снижает надежность работы устройства, в результате путевые реле срабатывают в холостую, особенно это может происходить при хорошем сопротивлении балласта.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение надежности устройств контроля свободности перегона при обеспечении выполнения требований по безопасности движения поездов, без увеличения количества линейных проводов между станциями на контролируемом перегоне.

Технический результат достигается тем, что предложено устройство контроля перегона, содержащее рельсовую линию, ограниченную изолирующими стыками, к которой подключены согласующие трансформаторы питающих концов через ограничивающие резисторы, а также согласующие трансформаторы релейных концов, на блокпосту станции А установлен датчик импульсов, подключенный к трансмиттерному реле, контакт которого включен в линию питания и связи, а на блокпосту станции Б повторитель импульсного реле через контакт импульсного путевого реле подключен к источнику постоянного тока, к которому подключены контрольные реле и дешифратор импульсной работы, соединенный через контакты повторителя импульсного путевого реле последней рельсовой цепи, отличающееся тем, что на блокпосту станции А к линии питания и связи через контакт трансмиттерного реле подключены генератор первой частоты через фильтр генератора первой частоты, генератор второй частоты через фильтр генератора второй частоты, генератор третьей частоты через фильтр генератора третьей частоты, а после контакта трансмиттерного реле через защитный дроссель приемного конца подключено реле контроля перегона, а на блокпосту станции Б к линии питания и связи подключен источник постоянного тока через защитный дроссель передающего конца и контакт контрольного реле, также к линии питания и связи на перегоне подключены полосовые фильтры первой, второй и третьей частоты на питающих концах рельсовых цепей, причем в первой рельсовой цепи он подключен непосредственно к линии питания и связи, а во всех последующих рельсовых цепях они подключены через контакты импульсных путевых реле смежных рельсовых цепей, а импульсные путевые реле подключены к согласующим трансформаторам через полосовые фильтры первой, второй и третьей частоты соответственно.

Сопоставительный анализ показывает, что указанные отличия, заявленные в устройстве контроля перегона от прототипа представляют ряд новых признаков, что обуславливает возможность отнести их к критерию новизны.

В патентной научно технической литературе в том числе в патентах №2238866, №2104894, №2305043, №2106993, №1437287, №770897 решений со сходными отличительными признаками не обнаружено.

В связи с этим делается вывод о соответствии заявленного изобретения критериям новизна и изобретательский уровень.

Краткое описание чертежей

На фигуре представлена схема устройства контроля перегона

Осуществление изобретения

Устройство контроля перегона содержит:

1 - рельсовая линия

2, 3 - изолирующие стыки

4 - первая рельсовая цепь

5 - последняя рельсовая цепь

6, 7, 8 - ограничивающие резисторы

9, 11, 13 - согласующие трансформаторы питающих концов

10, 12, 14 - согласующие трансформаторы релейных концов

15, 16 - полосовые фильтры первой частоты

17, 18 - полосовые фильтры второй частоты

19, 20 - полосовые фильтры третьей частоты

21, 22, 23 - импульсные путевые реле

21.1, 22.1, 23.1 - контакты импульсных путевых реле

24 - линия питания и связи

25 - генератор первой частоты

26 - фильтр генератора первой частоты

27 - генератор второй частоты

28 - фильтр генератора второй частоты

29 - генератор третьей частоты

30 - фильтр генератора третьей частоты

31 - датчик импульсов

32 - трансмиттерное реле

32.1 - контакт трансмиттерного реле

33 - защитный дроссель приемного конца

34 - реле контроля перегона

35 - повторитель импульсного реле

35.1 - контакты повторителя импульсного реле

36 - дешифратор импульсной работы

37 - контрольное реле

37.1 - контакт контрольного реле

38 - защитный дроссель передающего конца

39 - источник постоянного тока

40 - блокпост станции Б

41 - блокпост станции А

Устройство контроля перегона согласно фигуре работает следующим образом:

При отсутствии подвижной единицы на перегоне между станциями А и Б, через фронтовой контакт трансмиттерного реле (32.1), в линию питания и связи от генератора первой частоты (25), генератора второй частоты (27) и генератора третьей частоты (29) поступает импульс, содержащий три вышеупомянутые частоты.

Длительность этого импульса определяется датчиком импульса (31) к которому подключено трансмиттерное реле (32). Импульс поступает одновременно на все рельсовые цепи. Первая частота проходит через полосовой фильтр первой частоты (15) и поступает в первую рельсовую цепь (4). От этого импульса срабатывает импульсное путевое реле (21) подключенное к рельсам через согласующий трансформатор релейного конца (10) и полосовой фильтр первой частоты (16).

На время действия импульса, импульсное путевое реле (21) удерживает свой якорь и замыкает свой фронтовой контакт (21.1), который подключает в следующей рельсовой цепи полосовой фильтр второй частоты (18), в свою очередь контактом (22.1) импульсного путевого реле (22) третьей частоты (19) и в последнюю рельсовую цепь (5) поступает сигнал от которого срабатывает импульсное путевое реле (23) подключенное через полосовой фильтр третьей частоты (20).

После размыкания контакта (32.1), импульсные путевые реле 21, 22, 23 обесточиваются. Затем после замыкания контакта (32.1) процесс повторяется согласно вышерассмотренного описания.

Таким образом импульсное путевое реле (23), периодически замыкает и размыкает свой контакт (23.1), через который включен повторитель импульсного реле (35). Импульсная работа реле (35) контролируется через его контакт (35.1) дешифратором импульсной работы (36) на выходе которого установлено контрольное реле (37).

Таким образом при свободном перегоне между станциями А и Б контрольное реле (37) находится под током и замыкает контакт контрольного реле (37.1), который подключает источник постоянного тока (39) к линии питания и связи (24) через защитный дроссель передающего конца (38) на блокпосту (40). На блокпосту (41) сигнал постоянного тока поступает через защитный дроссель приемного конца (33) на реле контроля перегона (34), которое встает под ток регистрируя тем самым свободность перегона.

При вступлении подвижной единицы на перегон от станции А к станции Б занимается первая рельсовая цепь (4), в результате этого импульсное путевое реле (21) обесточивается и выключает питание своим контактом (21.1) от линии питания и связи (24) в следующей по ходу движения рельсовой цепи, импульсное путевое реле (22) обесточивается и своим контактом (22.1) выключает питание в последней рельсовой цепи (5), в результате прекращается работа импульсного путевого реле (23) и его контакта (23.1).

Это приводит к прекращению импульсной работы повторителя импульсного путевого реле (35) и отпаданию якоря реле (37), регистрирующего занятость на станции Б. Контактом реле контроля перегона (37.1) отключается от линии питания и связи источник постоянного тока (39), а на станции А выключается реле контроля перегона (34), регистрируя занятость перегона.

При движении подвижной единицы от станции Б к станции А сначала занимается последняя рельсовая цепь (5), в результате чего происходит занятие перегона как это было рассмотрено выше. Восстановление свободности перегона произойдет только тогда, когда подвижная единица освободит первую рельсовую цепь (4).

В устройстве контроля перегона в качестве импульсных путевых реле могут быть использованы реле типа ИМВШ содержащие внутри установленный выпрямитель. В качестве генераторов первой, второй и третьей частоты могут быть использованы генераторы 75, 125. 175 Гц, на этих частотах предельно допустимая длина рельсовых цепей больше, чем в рельсовых цепях тональной частоты.

Длительность импульсов посылаемых в линию питания и связи может быть увеличена по сравнению с прототипом. Это объясняется тем, что сигнальные частоты во все рельсовые цепи подаются по линии питания и связи одновременно, а срабатывание импульсных путевых реле происходит с задержкой на время срабатывания импульсных реле рельсовых цепей перегона.

Для исключения ложного срабатывания импульсных путевых реле от источника питания рельсовой цепи работающей на одной и той же частоте и в связи с отсутствием изолирующих стыков, в устройстве контроля перегона осуществляется чередование частот в смежных рельсовых цепях. Поэтому приемник рельсовой цепи отделяется от источника питания рельсовой цепи имеющей одинаковую частоту питания на расстояние двух длин рельсовых цепей, что обеспечивает необходимое затухание сигнала, который становится недостаточным для срабатывания приемника.

Похожие патенты RU2829877C1

название год авторы номер документа
АВТОБЛОКИРОВКА 2010
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Шорохов Николай Сергеевич
RU2423267C1
АВТОБЛОКИРОВКА 2010
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Харрасов Айрат Мухаметович
RU2454346C2
СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА СТАНЦИИ 2004
  • Рабинович Михаил Даниилович
  • Никифоров Борис Данилович
  • Барышев Юрий Алексеевич
  • Табунщиков Александр Константинович
  • Цыбуля Николай Артемович
  • Правдолюбов Андрей Эвальдович
RU2288855C2
УСТРОЙСТВО ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2001
  • Полевой Ю.И.
  • Яковлев В.Н.
  • Звездин И.Н.
  • Полевая Л.В.
  • Яковлева Л.Ф.
  • Трошина М.В.
RU2238865C2
Система интервального регулирования движения поездов с контролем изменения алгоритма работы 2021
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Рожков Антон Сергеевич
  • Табунщиков Александр Константинович
RU2775907C1
СИСТЕМА ПОЛУЧЕНИЯ НА ЛОКОМОТИВЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА СТАНЦИИ 2005
  • Рабинович Михаил Даниилович
  • Никифоров Борис Данилович
  • Барышев Юрий Алексеевич
  • Табунщиков Александр Константинович
  • Цыбуля Николай Артемович
RU2295469C1
Устройство для контроля схода изолирующих стыков 1991
  • Подгайченко Михаил Сергеевич
  • Соболев Юрий Владимирович
  • Боденчук Виталий Яковлевич
  • Аристов Виталий Александрович
  • Соколов Виктор Михайлович
  • Луковнев Сергей Владимирович
  • Капуста Александр Степанович
SU1799785A1
Устройство контроля состояния изолирующих стыков 1987
  • Рогатнев Александр Алексеевич
  • Соколов Виктор Михайлович
  • Капуста Александр Степанович
  • Луковнева Елена Александровна
  • Мороз Владимир Петрович
  • Аристов Виталий Александрович
SU1586945A1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПЕРЕГОННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2746536C1
Устройство для интервального регулирования движения поездов при капитальном ремонте пути 1985
  • Кривцов Игорь Петрович
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
SU1581637A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 829 877 C1

Реферат патента 2024 года Устройство контроля перегона

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Устройство контроля перегона содержит рельсовую линию, ограниченную изолирующими стыками, к которой подключены согласующие трансформаторы питающих концов через ограничивающие резисторы, а также согласующие трансформаторы релейных концов. На блокпосту станции (А) установлен датчик импульсов, подключенный к трансмиттерному реле. На блокпосту станции (Б) повторитель импульсного реле через контакт импульсного путевого реле подключен к источнику постоянного тока, к которому подключены контрольные реле и дешифратор импульсной работы. На блокпосту станции (А) к линии питания и связи подключены генераторы первой, второй и третьей частоты через соответствующие фильтры и реле контроля перегона. На блокпосту станции (Б) к линии питания и связи подключен источник постоянного тока через защитный дроссель передающего конца и контакт контрольного реле. Также к линии питания и связи на перегоне подключены полосовые фильтры первой, второй и третьей частоты на питающих концах рельсовых цепей. Импульсные путевые реле подключены к согласующим трансформаторам через полосовые фильтры первой, второй и третьей частоты соответственно. Технический результат заключается в повышении надежности устройств контроля свободности перегона. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 829 877 C1

Устройство контроля перегона, содержащее рельсовую линию, ограниченную изолирующими стыками, к которой подключены согласующие трансформаторы питающих концов через ограничивающие резисторы, а также согласующие трансформаторы релейных концов, на блокпосту станции А установлен датчик импульсов, подключенный к трансмиттерному реле, контакт которого включен в линию питания и связи, а на блокпосту станции Б повторитель импульсного реле через контакт импульсного путевого реле подключен к источнику постоянного тока, к которому подключены контрольные реле и дешифратор импульсной работы, соединенный через контакты повторителя импульсного путевого реле последней рельсовой цепи, отличающееся тем, что на блокпосту станции А к линии питания и связи через контакт трансмиттерного реле подключены генератор первой частоты через фильтр генератора первой частоты, генератор второй частоты через фильтр генератора второй частоты, генератор третьей частоты через фильтр генератора третьей частоты, а после контакта трансмиттерного реле через защитный дроссель приемного конца подключено реле контроля перегона, а на блокпосту станции Б к линии питания и связи подключен источник постоянного тока через защитный дроссель передающего конца и контакт контрольного реле, также к линии питания и связи на перегоне подключены полосовые фильтры первой, второй и третьей частоты на питающих концах рельсовых цепей, причем в первой рельсовой цепи он подключен непосредственно к линии питания и связи, а во всех последующих рельсовых цепях они подключены через контакты импульсных путевых реле смежных рельсовых цепей, а импульсные путевые реле подключены к согласующим трансформаторам через полосовые фильтры первой, второй и третьей частоты соответственно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2829877C1

УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2009
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Шорохов Николай Сергеевич
RU2410269C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2010
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Трошина Марина Васильевна
RU2429985C1
Рельсовая цепь 1988
  • Аркатов Виктор Степанович
  • Степенский Борис Михайлович
  • Зенкович Юрий Иосифович
  • Попов Владимир Георгиевич
  • Кравцов Алексей Юрьевич
SU1553430A1
US 3970271 A, 20.07.1976.

RU 2 829 877 C1

Авторы

Зенкович Юрий Иосифович

Даты

2024-11-07Публикация

2024-04-05Подача