Устройство для определения положения шпал рельсового пути Российский патент 2025 года по МПК G01C3/02 G01B11/22 G01B21/00 E01B35/06 E01B35/04 B61K9/08 

Описание патента на изобретение RU2834718C1

Изобретение относится к информационно-измерительным системам, применяемым в железнодорожных машинах с бесконтактным считывающим устройством для определения положения шпал, а также прибором для измерения пройденного машиной расстояния и устройством управления для центрирования рабочего устройства, и может применяться для бесконтактного считывания положения шпал и определения путевой координаты их центра.

Из уровня техники известны система и способ для контроля железнодорожного пути (патент RU 2385446, опубликовано 27.03.2010, МПК: G01C 3/08 (2006.01)). Система, реализующая способ контроля железнодорожного пути, подлежащая установке на транспортном средстве, содержит: по меньшей мере, один источник света, являющийся лазером, расположенный рядом с железнодорожным путем для проецирования пучка света от края до края железнодорожного полотна, один оптический приемник, расположенный рядом с железнодорожным путем. При этом оптический приемник содержит цифровую камеру, один процессор для анализа совокупности изображений и определения географического местоположения совокупности изображений. Причем процессор выполнен с возможностью компилирования совокупности изображения и записи соответствующего географического местоположения совокупности изображений. Приводимое в описании изобретения устройство обработки, согласно предпочтительному варианту своего осуществления, включает в себя компьютер, имеющий быстродействующий процессор, например Intel Pentium 4 с тактовой частотой 2,8 ГГц, а для эффективного хранения всех данных, предпочтительно, включает в себя два жестких диска большой емкости, сконфигурированных для использования одновременно обоих механизмов чтения/записи как один привод, что также известно под названием системы избыточного массива независимых дисков RAID. Требования к производительности процессора и объему хранилища данных можно отнести к недостаткам изобретения RU 2385446.

Из уровня техники также известны машина и способ для определения положения шпал рельсового пути (патент RU 2228988, опубликовано 20.05.2004, МПК: Е01В 35/06, G01C 3/00). Данное изобретение относится к машинам с измерительной аппаратурой, используемой при сооружении рельсовых путей. Машина имеет для определения положения шпал на рельсовом пути бесконтактное считывающее устройство в сочетании с прибором для измерения расстояния при регистрации пройденного машиной пути. Считывающее устройство представляет собой дальномер для бесконтактного определения значений дистанции по вертикали между машиной и путем. Устройство управления, связанное с дальномером, служит для непрерывной и последовательной разбивки контролируемого пути на измеряемые участки - соответственно на 1) опознанный участок со шпалой, включающий только в незначительной степени отличающиеся друг от друга данные измерений дистанции, и 2) на примыкающий к нему и находящийся между шпалами участок с щебнем между шпалами. Способ определения положения шпал рельсового пути характеризуется использованием последовательности скачкообразно измененных данных измерений дистанции по вертикали на границах «щебень-шпала». По совокупности признаков изобретение RU 2228988 выбрано в качестве прототипа.

Однако в случае, когда средний уровень щебня между шпалами отличается от уровня верхних поверхностей шпал не более чем на 2-3 см, применение способа обработки входных данных, который реализует устройство прототипа для детектирования границ шпал, может приводить к ложным срабатываниям (при низком пороге обнаружения границ «шпала-щебень» и «щебень-шпала») либо к пропускам границ (при высоком пороге). Указанного недостатка лишен способ определения положения шпал рельсового пути (патент RU 2806764, опубликовано 07.11.2023, МПК: Е01В 35/06 (2006.01), E01B 27/16 (2006.01), B61K 9/08 (2006.01), G01C 3/00 (2006.01)), который основан на получении отсчетов измерений дистанции d в вертикальном направлении между машиной и щебнем или шпалой. При этом для регистрации точек начала и окончания шпалы применяют два цифровых фильтра Ф1 и Ф2, импульсные характеристики которых выбираются таким образом, что являются зеркальными отражениями ожидаемых временных реализаций сигнала измерителя дистанции d для участков 1) «щебень-шпала» и 2) «шпала-щебень» соответственно по информации о скорости движения машины при априори известных ширине шпалы, среднем расстоянии между шпалами и частоте дискретизации Fд сигнала бесконтактного измерителя дистанции d. На вход цифровых согласованных фильтров Ф1 и Ф2 подают сигнал с вычтенной априори известной дистанцией до шпалы в вертикальном направлении dшп, а для сигналов с выходов фильтров Ф1 и Ф2 выполняют поиск точек локальных максимумов, превышающих порог Zпор, определяют соответствующие им моменты времени t1 и t2 проезда над точками начала и окончания шпалы. При регистрации пройденного машиной пути s(t) оценивают текущие путевые координаты точек начала и окончания шпалы R1=s(t1) и R2=s(t2) и вычисляют по ним путевую координату центра шпалы Rцш=0,5(R1+R2). Порог обнаружения границы шпалы Zпор устанавливают по критерию Неймана-Пирсона исходя из допустимого уровня вероятности ложных обнаружений границ шпал.

Техническая проблема, решаемая созданием заявленного изобретения, заключается высоком уровне ложных срабатываний устройства прототипа при измерении положения центров шпал в тех ситуациях, когда отличие среднего уровня щебня между шпалами от уровня их верхних поверхностей составляет не более 2-3 см.

Технический результат изобретения заключается в снижении вероятности ложных срабатываний при отличии среднего уровня щебня между шпалами от уровня их верхних поверхностей не более чем на 2-3 см.

Технический результат достигается реализацией в устройстве определения положения шпал рельсового пути согласованной цифровой фильтрации: при этом устройство управления на основании априорной информации о скорости движения железнодорожной машины и ширине шпалы адаптивно формирует весовые коэффициенты для двух цифровых согласованных фильтров, предназначенных для обнаружения участков пути с началом и окончанием шпалы.

Работу заявляемого устройства можно описать следующим образом. Сигналы с выхода бесконтактного считывающего устройства 1, выполняющего измерения вертикальной дальности до элементов железнодорожного пути, поступают на аналого-цифровой преобразователь 2, а с него - на первый вход первого вычитающего устройства 3, на второй вход которого с устройства управления 7 поступает априори известное расстояние до шпалы (фиг. 1). Цифровые отсчеты с компенсированной дальностью до шпалы с выхода первого вычитающего устройства 3 параллельно поступают на сигнальные входы первого и второго цифровых согласованных фильтров 5 и 6 соответственно. На входы весовых коэффициентов указанных цифровых фильтров с устройства управления 7 поступают соответственно векторы отсчетов их импульсной характеристики gсф1 и gсф2, соответствующие моментам времени «щебень-шпала» и «шпала-щебень» соответственно. Указанные векторы отсчетов импульсных характеристик, вычисленные устройством управления 7, хранятся в оперативном запоминающем устройстве 8. Поскольку форма импульсных характеристик зависит от скорости движения бесконтактного считывающего устройства 1 вдоль железнодорожного пути, то для получения информации о ней на вход устройства управления 7 поступает сигнал с выхода прибора для измерения пройденного составом расстояния 4. Выходы первого и второго цифровых согласованных фильтров 5 и 6 подключают к входам первого и второго пороговых устройств 9 и 10, пороговые значения на которые поступают из устройства управления 7. Для вычисления номеров отсчетов локальных максимумов, превысивших порог обнаружения, применяются первый и второй блоки вычисления номеров отсчетов локальных максимумов 11 и 12, на первые входы которых подаются отсчеты с выходов первого и второго цифровых согласованных фильтров 5 и 6 соответственно, а на вторые входы, фактически являющиеся входами разрешения вычислений, - сигналы с выходов первого и второго пороговых устройств 9 и 10 соответственно. Выходные сигналы блоков 11 и 12 подключают соответственно к первому и второму входам второго вычитающего устройства 13. Выходной сигнал второго вычитающего устройства 13 поступает на вход блока 14 вычисления путевой координаты центра шпалы.

Похожие патенты RU2834718C1

название год авторы номер документа
Способ определения положения центров шпал рельсового пути 2023
  • Штрунова Екатерина Сергеевна
RU2821619C1
Способ определения положения шпал рельсового пути 2023
  • Штрунова Екатерина Сергеевна
RU2806764C1
МАШИНА И СПОСОБ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ШПАЛ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ 2002
  • Тойрер Йозеф
  • Лихтбергер Бернхард
RU2228988C2
СПОСОБ ПУТЕВОЙ НАВИГАЦИИ И ОБЗОРА ПЕРЕДНЕЙ ПОЛУСФЕРЫ ЛОКОМОТИВА ПО ГЕОМЕТРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2018
  • Головин Владимир Иванович
  • Наговицын Виктор Степанович
  • Ципп Андрей Леонардович
  • Калмыков Алексей Андреевич
  • Калмыков Андрей Алексеевич
  • Шайдуров Кирилл Дмитриевич
RU2679491C1
ПУТЕВАЯ МАШИНА И СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ЩЕБЁНОЧНОЙ ПОСТЕЛИ 2020
  • Бюргер Мартин
  • Цаунер, Геральд
RU2774321C1
СПОСОБ ВЫПРАВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ПЛАНЕ, ПРОДОЛЬНОМ ПРОФИЛЕ И ПО УРОВНЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Бредюк Владимир Борисович
RU2320801C1
СПОСОБ ВЫПРАВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПРАВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И МАШИНА ДЛЯ ВЫПРАВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2001
  • Ершова К.Б.
  • Петуховский С.В.
  • Холин А.Е.
RU2230848C2
СПОСОБ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОФИЛЯ ЩЕБЕНОЧНОГО БАЛЛАСТНОГО ОСНОВАНИЯ 2003
  • Тойрер Йозеф
  • Лихтбергер Бернхард
RU2250283C1
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2010
  • Абрамов Анатолий Борисович
  • Ададуров Сергей Евгеньевич
  • Иконников Евгений Александрович
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
RU2442713C1
СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕЛЬСОВЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО ПОЗИЦИИ НА РЕЛЬСОВОМ ПУТИ 2009
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
  • Назаров Александр Станиславович
RU2409492C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 834 718 C1

Реферат патента 2025 года Устройство для определения положения шпал рельсового пути

Изобретение относится к информационно-измерительным системам, применяемым в железнодорожных машинах с бесконтактным считывающим устройством для определения положения шпал, а также прибором для измерения пройденного машиной расстояния и устройством управления для центрирования рабочего устройства, и может применяться для бесконтактного считывания положения шпал и определения путевой координаты их центра. Устройство содержит бесконтактное считывающее устройство и прибор для измерения расстояния, аналого-цифровой преобразователь, первое вычитающее устройство, устройство управления, первый и второй цифровые согласованные фильтры, оперативное запоминающее устройство, первое и второе пороговые устройства, первый и второй блоки вычисления номера отсчета локального максимума, второе вычитающее устройство и блок вычисления путевой координаты центра шпалы. Технический результат изобретения заключается в снижении вероятности ложных срабатываний при отличии среднего уровня щебня между шпалами от уровня их верхних поверхностей не более чем на 2-3 см. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 834 718 C1

Устройство для определения положения шпал рельсового пути, содержащее бесконтактное считывающее устройство, выполняющее измерения вертикальной дальности до элементов железнодорожного пути, прибор для измерения пройденного расстояния и устройство управления, причем выход прибора для измерения пройденного расстояния подключен к входу устройства управления, отличающееся тем, что выход бесконтактного считывающего устройства соединен с входом аналого-цифрового преобразователя; выход аналого-цифрового преобразователя соединен с первым входом первого вычитающего устройства, второй вход первого вычитающего устройства соединен с устройством управления; выход первого вычитающего устройства параллельно подключен к сигнальным входам первого и второго цифровых согласованных фильтров, на входы весовых коэффициентов которых с устройства управления поступают соответственно векторы отсчетов их импульсных характеристик gсф1 и gсф2, соответствующие моментам времени «щебень-шпала» и «шпала-щебень» соответственно, при этом вход устройства управления подключен к выходу прибора для измерения пройденного расстояния, а вычисленные устройством управления векторы отсчетов импульсных характеристик хранятся в оперативном запоминающем устройстве; выходы первого и второго цифровых согласованных фильтров подключены соответственно к входам первого и второго пороговых устройств, пороговые значения на которые поступают из устройства управления, и к первым входам первого и второго блоков вычисления номеров отсчетов локальных максимумов, вторые входы подключены к выходам первого и второго пороговых устройств соответственно; выходы первого и второго блоков вычисления номеров отсчетов локальных максимумов соединены соответственно с первым и вторым входами второго вычитающего устройства, а выход второго вычитающего устройства соединен с входом блока вычисления путевой координаты центра шпалы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2834718C1

Способ определения положения шпал рельсового пути 2023
  • Штрунова Екатерина Сергеевна
RU2806764C1
US 6662728 B2, 16.12.2003
ДАТЧИК ПУЛЬСОВОЙ ВОЛНЫ 2009
  • Романовский Владимир Федорович
  • Романовская Антонина Михайловна
  • Романовский Алексей Владимирович
  • Семенов Станислав Михайлович
  • Гаврилов Валерий Михайлович
  • Винокуров Лев Николаевич
RU2403861C1
US 3762333 A1, 02.10.1973
US 3942000 A1, 02.03.1976
US 10870441 B2, 22.12.2020
US 10582187 B2, 03.03.2020.

RU 2 834 718 C1

Авторы

Штрунова Екатерина Сергеевна

Даты

2025-02-13Публикация

2024-03-14Подача