СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СПОРТИВНОГО ПРОГРАММИСТА Российский патент 2025 года по МПК A61B5/16 A61B5/103 A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2835309C1

Изобретение относится к области психофизиологии спорта.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является способ определения профессиональной пригодности операторов (патент на изобретение RU №2369325), состоящий в том, что испытуемого обследуют с помощью комплекса психофизиологических методик и теста Кэттелла, определяют показатели умственной работоспособности, логического мышления, уравновешенности нервных процессов, внимания, способности к прогнозированию, оперативного мышления, долговременной памяти, скорости протекания мыслительных процессов при оперировании с числовым материалом, а также показатели С и Q3 по тесту Кэттелла, используют показатели в виде отношения числа правильно выполненных заданий к затраченному времени и признают испытуемого пригодным к операторской работе, если допущенное им число ошибок при выполнении методик не более четырех, чем допустимые значения оцениваемых показателей. Недостатком этого технического решения является непригодность для определения профессиональной пригодности кибеспорстмена ввиду существенного отличия его профессионально важных качеств от профессионально важных качеств операторов.

Технической задачей изобретения является расширение арсенала способов определения профессиональной пригодности спортсменов.

Решение технической задачи достигается тем, что способ определения профессиональной пригодности спортивного программиста состоит в том, что проводят психофизиологическое тестирование кандидата в спортивные программисты с помощью батареи тестов, определяя оценки показателей: оценка - О, баллы - с помощью теста «Методика личностного дифференциала»; сила - С, баллы - с помощью теста «Методика личностного дифференциала»; активность - А, баллы - с помощью теста «Методика личностного дифференциала»; среднее арифметическое баллов - САБ, баллы - с помощью теста «Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе»; коэффициент интеллекта - КИ, баллы - с помощью теста интеллекта Айзенка; коэффициент умственного развития - КУР, баллы - с помощью теста Айзенка на визуально-пространственные способности; средний балл - СБ, баллы - с помощью теста «Диагностика мотивации достижения»; суммарный показатель - СУП, баллы - с помощью теста «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях»; коэффициент функциональной асимметрии - КФА, % - с помощью теппинг-теста - и при одновременном выполнении условий: О больше 13 баллов, С больше 13 баллов, А больше 13 баллов, САБ больше 5 баллов, КИ больше 100 баллов, КУР больше 100 баллов, СБ больше 27. баллов, СУП больше 7 баллов, КФА больше 40%, CP меньше 230 мс - делают вывод о пригодности обследуемого к занятию спортивным программированием, иначе - делают вывод о непригодности обследуемого к занятию спортивным программированием.

Технический результат, достигаемый заявленной совокупностью признаков, заключается в упрощении определения профессиональной пригодности спортивного программиста.

Реализация заявленного способа заключается в том, что обследуемый в произвольной последовательности, указанной работником, проводящим тестирование (порядок не имеет никакого значения), выполняет психологические тесты, направленные на диагностику профессионально важных качеств кандидатов в спортивные программисты:

1) Тест «Методика личностного дифференциала» (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева): Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 20-21.

Методика предполагает выдачу обследуемому бланка (табл. 1, столбцы 4-12), в котором представлены наиболее распространенные качества человека. Обследуемый в каждой строке бланка отмечает (как правило, обводит) одну цифру, соответствующую выраженности качеств:

3 - проявляется очень сильно и очень часто;

2 - выражено достаточно заметно и часто встречается;

1 - проявляется иногда и слабо;

0 - трудно сказать, есть и то, и другое.

При обработке результатов тестирования учитывается, что положительные значения качеств обозначены знаком «+», а отрицательные - «-», степень их выраженности оценивается по семибалльной шкале. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их значения могут изменяться от -21 до +21.

2) Тест «Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе» (https://studfile.net/preview/4520592/page:4/), в соответствии с которым испытуемый оценивает по 9-балльной шкале 18 качеств, характеризующих коллектив.

При обработке и интерпретации результатов определяется среднее арифметическое значение баллов, выставленных по всем блокам качеств: САБ.

3) Тест интеллекта Айзенка (https://studfile.net/preview/4650365/), предназначенный для оценивания интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением.

Инструкция: «На выполнение теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко; большинство заданий поддается решению, если вы - проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему - подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.

Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить, задачу - не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте.

Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача.

Примечания:

• Точки обозначают количество букв в пропущенном слове. Например, (....) означает, что пропущенное слово состоит из четырех букв.

• Для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё».

Тестовый материал (фигуры 1-16).

1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных (фигура 1).

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ОБЫ (…) КА

3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ

4. Вставьте недостающее число (фигура 2).

5. Вставьте пропущенное слово.

БАГОР (РОСА) ТЕСАК ГАРАЖ (…) ТАБАК

6. Вставьте пропущенное число.

196 (25) 324 325 () 137

7. Продолжите ряд чисел.

18 10 6 4?

8. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР

9. Выберите нужную фигуру из пронумерованных (фигура 3).

10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (фигура 4).

11. Вставьте недостающую букву.

Щ Ц Т П Л ?

12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ME (…) ОЛАД

13. Вставьте пропущенное число (фигура 5).

14. Вставьте недостающее число.

4 9 20 8 5 14 10 3 ?

15. Вставьте недостающее число.

16 (27) 43 29 () 56

16. Вставьте недостающие буквы (фигура 6).

17. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (фигура 7).

18. Выберите нужную фигуру из пронумерованных (фигура 8).

19. Вставьте пропущенное число.

6 11 ? 27

20. Вставьте пропущенное число.

12 (56) 16 17 () 21

21. Вставьте пропущенное слово.

ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КОСЯК (....) МИРАЖ

22. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ПРИК (...) ЬЯ

23. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ЖААРБ ТЯХА НУССК КОДАЛ

24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

РУКА (.....) ГРОЗДЬ

25. Вставьте пропущенную букву.

А Г Ж Г З Л З М ?

26. Вставьте пропущенные буквы (фигура 9).

27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (фигура 10).

28. Выберите нужную фигуру из пронумерованных (фигура 11).

29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (фигура 12).

30. Вставьте пропущенное слово.

КНИГА (АИСТ) САЛАТ ПОРОГ (...) ОМЛЕТ

31. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

КАРТОЧНАЯ ИГРА (....) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ

32. Вставьте пропущенное число.

1 8 27 ?

33. Вставьте пропущенное слово.

ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА ОЛИМП (....) КАТЕР

34. Решите анаграммы и исключите липшее слово.

АТСЕН ТИВОНКР РАКЫШ КООН

35. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число (фигура 13).

36. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и она, стоящие вне скобок.

ЗАЛИВ (....) ЧАСТЬ ЛИЦА

37. Вставьте пропущенное слово.

ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА РЫНОК (....) ОСАДА

38. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (фигура 14).

39. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (фигура 15).

40. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных (фигура 16).

Ключ к тесту

1. 4.

2. ЧАЙ.

3. ЧЕМОДАН (Все остальные слова обозначает посуду: тарелка, ложка, чашка).

4. 11 (Вычесть число на полу из суммы чисел на окнах).

5. ЖАБА (Первая буква пропущенного слова - это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова - это четвертая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова - это третья буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова - это четвертая буква последующего слова).

6. 21 (Сложить все цифры, стоящие вне скобок).

7. 3 (Каждое число получается, если к предыдущему прибавить 2 и результат разделить на 2: 4+2=6; 6:2=3).

8. ТЕСТО (Все остальные слова обозначают предметы домашней обстановки: стол, диван, кресло).

9. 6 (Круг, треугольник и квадрат могут быть как внешней, так и внутренней фигурой и могут быть черного цвета, белого или заштрихованными. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или в колонке).

10. 5 (Имеются три фигуры, отличающиеся Тем, как проведена линия внутри прямоугольника, и три маленькие фигурки внутри - крест, ромб и черное пятно. На каждом прямоугольнике есть две такие фигурки).

11. И (Буквы расположены в обратном алфавитном порядке поочередно через две на третью и через три на четвертую).

12. ШОК.

13. 54 (Числа в левой половине круга втрое больше противостоящих им чисел в правой половине круга).

14. 11 (В каждом ряду третье число есть сумма половины первого числа с удвоенным вторым).

15. 27 (Число в скобках есть разность между числами вне скобок!)

16. С и Е (Слово СОМНЕНИЕ, читается против часовой стрелки).

17. 2 (Круг может быть без линий, может иметь горизонтальную либо вертикальную линию. А малые кружки внутри круга могут быть в одном из трех положений. Кроме того, они имеют разную штриховку).

18. 2 (Третья фигура каждого горизонтального ряда состоит из тех элементов фигур своего ряда, которые не являются для них общими).

19. 18 (Возвести в квадрат числа 2, 3, 4, 5 соответственно, каждый раз прибавляя по 2).

20. 76 (Удвоенная сумма чисел, стоящих вне скобок).

21. КОЖА (Первая буква пропущенного слова - это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова - это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова - это пятая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова - это четвертая буква последующего слова).

22. ЛАД.

23. СКУНС (Остальные слова обозначают типы судов: баржа, яхта, лодка).

24. КИСТЬ.

25. С (Ряды построены из букв русского алфавита соответственно через 2, 3 и 4 буквы).

26. Е и Е (Слово ЕДИНЕНИЕ, читается по часовой стрелке).

27. 2 (Имеется три типа главных фигур, на каждой из которых есть либо +, либо стрела, либо ×).

28. 1 (Имеется три типа вазонов, три типа стеблей и три формы цветов. Вазон может быть белым, черным или заштрихованным. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или колонке).

29. 1 (Шипы, направленные наружу, считаются за +1; шипы, направленные внутрь,- за -1. В каждом горизонтальном ряду последняя фигура рассматривается как сумма двух предыдущих фигур: 4-2=2, -1+5=4, 2+2=4).

30. ГРОТ (Первая и вторая буквы пропущенного слова - это соответственно пятая и третья буквы предшествующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова - это соответственно первая и пятая буквы после дующего слова).

31. ВИНТ.

32. 64 (Возведите в куб числа 1, 2, 3 и 4 соответственно).

33. ПОРТ (Первая и вторая буквы пропущенного слова - это соответственно пятая и первая буквы предшествующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова -это соответственно пятая и третья буквы последующего слова).

34. ВТОРНИК (Остальные слова обозначают части дома: степа, крыша, окно).

35. Ж/7 (Буквы идут в алфавитном порядке через одну, поочередно в числителе и знаменателе. Числа, соответствующие порядковому номеру этих букв в алфавите, расположены подобным же образом).

36. ГУБА.

37. РОСА (Первая и вторая буквы пропущенного слова - это соответственно первая и четвертая буквы предшествующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова - это соответственно вторая и третья буквы последующего слова).

38. 1 (В каждом ряду и в каждой колонке есть три разных типа мячей, три формы головы, три формы сапог и три положения рук. Те формы и положения, которых нет в первых двух рисунках третьего ряда, должны быть в пропущенном рисунке).

39. 6 (Есть три фасона юбок, три положения рук, три типа обуви).

40. 1 (Вторая и третья фигуры каждого ряда содержат по одному из элементов, находящихся внутри первой фигуры, повернутых на 90 градусов).

Обработка результатов теста (фигура 17)

Необходимо отложить на горизонтальной линии графика количество правильно решенных задач, затем провести вертикаль до пересечения с диагональной линией, а от точки пересечения провести горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует оценке КИ (коэффициента интеллекта).

4) Тест Айзенка на визуально-пространственные способности (Тест IQ - https://memh.ucoz.ru/index/test_na_vizualno_prostranstvennye_sposobnosti_test_gansa_ajzenka/0-42)

Инструкция: «На выполнение теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко; большинство заданий поддается решению, если вы - проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему - подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса».

1. Найдите лишнюю фигуру (фигура 18);

2. Найдите лишнюю фигуру (фигура 19);

3. Найдите лишнюю фигуру (фигура 20);

4. Найдите лишнюю фигуру (фигура 21);

5. Найдите лишнюю фигуру (фигура 22);

6. Найдите лишнюю фигуру (фигура 23);

7. Найдите лишнюю фигуру (фигура 24);

8. Вставьте недостающую фигуру (фигура 25);

9. Найдите лишнюю фигуру (фигура 26);

10. Найдите лишнюю фигуру (фигура 27);

11. Найдите лишнюю фигуру (фигура 28);

12. Найдите лишнюю фигуру (фигура 29);

13. Найдите лишнюю фигуру (фигура 30);

14. Найдите лишнюю фигуру (фигура 31);

15. Найдите лишнюю фигуру (фигура 32);

16. Найдите лишнюю фигуру (фигура 33);

17. Найдите лишнюю фигуру (фигура 34);

18. Найдите лишнюю фигуру (фигура 35);

19. Найдите лишнюю фигуру (фигура 36);

20. Найдите лишнюю фигуру (фигура 37);

21. Найдите лишнюю фигуру (фигура 38);

22. Найдите лишнюю фигуру (фигура 39);

23. Найдите лишнюю фигуру (фигура 40);

24. Найдите лишнюю фигуру (фигура 41);

25. Найдите лишнюю фигуру (фигура 42);

26. Найдите лишнюю фигуру (фигура 43);

27. Найдите лишнюю фигуру (фигура 44);

28. Найдите лишнюю фигуру (фигура 45);

29. Вставьте недостающую фигуру (фигура 46);

29. Вставьте недостающую фигуру (фигура 47);

31. Найдите лишнюю фигуру (фигура 48);

32. Найдите две лишние фигуры (фигура 49);

33. Вставьте недостающую фигуру (фигура 50);

34. Найдите две лишние фигуры (фигура 51);

35. Найдите лишнюю фигуру (фигура 52);

36. Вставьте недостающую фигуру (фигура 53);

37. Вставьте недостающую фигуру (фигура 54);

38. Найдите две лишние фигуры (фигура 55);

39. Найдите три лишние фигуры (фигура 56);

40. Найдите три лишние фигуры (фигура 57);

41. Вставьте недостающую фигуру (фигура 58);

42. Найдите две лишние фигуры (фигура 59);

43. Найдите лишнюю фигуру (фигура 60);

44. Найдите три лишние фигуры (фигура 61);

45. Найдите лишнюю фигуру (фигура 62);

46. Найдите лишнюю фигуру (фигура 63);

47. Найдите три лишние фигуры (фигура 64);

48. Найдите три лишние фигуры (фигура 65);

49. Найдите три лишние фигуры (фигура 66);

50. Найдите лишнюю фигуру (фигура 67).

Результаты текста обрабатываются в соответствии с ключом (табл. 3).

Для определения результата теста необходимо отложить на горизонтальной линии графика (фигура 68) количество правильно решенных задач, затем провести вертикаль до пересечения с диагональной линией, а от точки пересечения провести горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует оценке КУР (коэффициента умственного развития).

5) Тест «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиан https://studfile.net/preview/8889734/page:88/

Тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремление к успеху и мотива избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы - мужскую (А) и женскую (Б).

ИНСТРУКЦИЯ: Тест состоит из ряду утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 - полностью согласен

+2 - согласен

+1 - скорее согласен, чем не согласен

0 - нейтрален

-1 - скорее не согласен, чем согласен

-2 - не согласен

-3 - полностью не согласен

Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.

Тест - форма А.

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то я предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения, и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить свою роль.

7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.

8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. Если бы я собирался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.

13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития умений, чем для отдыха т развлечений.

14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50%-ным риском ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.

15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 500 рублей и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 300 рублей и есть гарантия, что не позднее, чем через полгода я буду получать 2000 рублей.

16. Я скорее бы стал играть в команде, чем соревноваться один с секундомером в руках.

17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.

18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.

19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшиться, но ми существенно не улучшиться.

20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

21. Если бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.

22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно ее решить.

23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

25. Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.

26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое задание, в успехе которого я уверен.

29. Я работаю продуктивнее, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда предо мной ставят задачу лишь в общих чертах.

30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревогу и беспокойство.

32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Тест - форма Б.

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения, и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять свою роль.

6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.

8. Я предпочла бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собиралась играть в карты, то скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.

14. После неудачи я становлюсь все более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.

16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.

18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, ноне очень увлекательное.

19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела.

20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.

21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате, и мы бы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтобы это сделала какая-то другая.

22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.

23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое задание, в успехе которого я уверена.

27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешла бы к задаче другого типа.

28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают на то, что и как выполнять.

29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.

30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Обработка и интерпретация данных

Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы.

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») приписываются также баллы.

Ключ к форме А: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.

Ключ к форме Б: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.

Интегральный показатель теста - средний балл (СБ).

6) Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) https://studfile.net/preview/5720928/page:2/

Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентации и их гармоничности в процессе формального общения.

Инструкция. Испытуемому необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в опроснике утверждения:

а) именно так;

б) почти так;

в) кажется, так;

г) может быть, так.

В процессе работы с методикой старайтесь опираться на свой опыт общения с партнерами по деловому общению.

Опросник:

1. Мой партнер смотрит на предмет обсуждения всесторонне, учитывая и мою точку зрения.

2. Мой партнер считает меня достойным уважения.

3. Когда обсуждаются различные точки зрения, мы вникаем с партнером в дело по существу. Мелочи нас не волнуют.

4. Я уверен, что партнер понимает мои намерения по поводу создания хороших взаимоотношений с ним.

5. Мой партнер всегда по достоинству оценивает мои высказывания.

6. Мой партнер чувствует, когда в ходе беседы надо слушать, а когда говорить.

7. Я уверен, что при обсуждении конфликтной ситуации проявляю сдержанность.

8. Я чувствую, что партнер может заинтересоваться предметом моего сообщения.

9. Мне нравится проводить время в беседах с партнером.

10. Когда мы с партнером приходим к соглашению, то хорошо знаем, что каждому из нас делать.

11. Если обстановка того требует, то мой партнер готов продолжить обсуждение проблемы до ее выяснения.

12. Я стараюсь идти навстречу просьбам моего партнера.

13. Оба, мой партнер и я, стараемся угодить друг другу.

14. Мой партнер обычно говорит по существу, без лишних слов.

15. После обсуждения с партнером разных точек зрения я чувствую, что это идет мне на пользу.

16. Будучи расстроенным, я использую слишком резкие выражения.

17. Я стараюсь искренне понять намерение моего партнера.

18. Я вполне могу рассчитывать на искренность моего партнера.

19. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от усилий обеих сторон.

20. После какой-либо ссоры с партнером мы обычно стараемся быть друг к другу внимательнее.

21. Обработка и интерпретация результатов.

22. Диагностируемые коммуникативные ориентации определяются с помощью ключа.

Ключ:

Ориентация на принятие партнера: 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20;

Ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера: 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19;

Ориентация на достижение компромисса: 3, 7, 10, 13, 16, 17, 21. Диапазон каждой из шкал колеблется от 7 до 28 баллов. Количественная значимость ответов (в баллах) определяется следующим образом:

а) Именно так - 4 балла;

б) Почти так - 3 балла;

в) Кажется, так - 2 балла;

г) Может быть, так - 1 балл.

О степени выраженности каждой из шкал можно судить на основании следующих показателей:

21 и более - высокая;

8-20 - средняя;

7 и менее - низкая.

Результатом теста является суммарный показатель (СУП).

7) Теппинг-тест Е.П. Ильина https://minakovserhii.com/tepping-test-metodika-е-p-ilina/ предназначен для определения свойств нервной системы и коэффициента функциональной асимметрии.

Для проведения теста понадобятся стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги формата А4, разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Порядок простановки точек для правой и левой рук по отдельным полям - взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле №4 должно располагаться под полем №3.

Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу, но это не является обязательным условием выполнения методики.

Процедура проведения исследования. Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Инструкция: «По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 сек необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по моей команде «Следующий», не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой.

Обработка результатов теста. Нужно подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике и рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой руки, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100%:

КФА = ((сумма точек правой руки - сумма точек левой руки) / (сумма точек правой руки + сумма точек левой руки)) * 100%;

8) Тест-тренажер на скорость реакции (https://mozgion.ru/test-trenazher-na-skorost-reakcii/?ysclid=lmparu3cys38967972) выполняется с применением компьютера.

Испытуемый видит перед собой прямоугольную область экрана размером не менее 5 на 5 см, окрашенную одним однотонным цветом. После начала тестирования в центре области появляется контрастная надпись «Ждите появления *», где * - другой однотонный цвет, отличающийся от цвета, которым окрашена область изначально. При смене цвета окрашивания области испытуемый должен нажать левую кнопку манипулятора «мышь». Фиксируется время от смены цвета окрашивания области до нажатия левой кнопки манипулятора «мышь». Испытуемый выполняет пять попыток, лучшее и худшее время отбрасывается, остальные три времени усредняются (вычисляется среднее арифметичекое), которое и является оценкой показателя CP («скорость реакции»).

После выполнения восьми тестов проверяют выполнение условий:

О (тест 1) > 13 баллов, С (тест 1) > 13 баллов, А (тест 1) > 13 баллов,

САБ (тест 2) > 5 баллов, КИ (тест 3) > 100 баллов,

КУР (тест 4) > 100 баллов, СБ (тест 5) > 27 баллов, СУП (тест 6) > 7 баллов,

КФА (тест 7) > 40%, CP (тест 8) < 230 мс -

при одновременном выполнении всех условий делают вывод о пригодности обследуемого к занятию спортивным программированием, иначе - делают вывод о непригодности обследуемого к занятию спортивным программированием.

Верификация способа произведена при определении профессиональной пригодности кандидатов в спортивные программисты. Результаты интерпретировались группой из четырех опытных (продвинутых) киберспортсменов, специализирующихся на спортивном программировании. Испытуемыми являлись кандидатами в спортивные программисты подросткового возраста (от 12 до 15 лет), результаты их психофизиологического тестирования представлены в табл. 4.

Испытуемый 1 - выполнены все 10 условий, сделан вывод о пригодности обследуемого к занятию спортивным программированием.

Испытуемый 2 - выполнены 4 условия, сделан вывод о непригодности обследуемого к занятию спортивным программированием.

Испытуемый 3 - выполнено 0 условий, сделан вывод о непригодности обследуемого к занятию спортивным программированием.

Результаты, полученные с применением заявляемого способа, полностью совпали с результатами, четырьмя опытными спортивными программистами.

Похожие патенты RU2835309C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ФИДЖИТАЛ-СПОРТСМЕНА 2023
  • Скочихин Александр Борисович
  • Чабаненко Виктор Вячеславович
  • Тобин Дмитрий Сергеевич
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Хлопотов Роман Сергеевич
  • Глинский Алексей Александрович
RU2835740C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ КИБЕРСПОРТСМЕНА 2023
  • Скочихин Александр Борисович
  • Чабаненко Виктор Вячеславович
  • Тобин Дмитрий Сергеевич
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Хлопотов Роман Сергеевич
  • Глинский Алексей Александрович
RU2835739C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ НА ОСНОВЕ ИЗМЕРЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ МЕТОДИКАМИ Е.П. ИЛЬИНА 2019
  • Дроздовский Александр Кузьмич
  • Селиванова Татьяна Георгиевна
RU2707348C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ ПО ГОМЕОСТАТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКЕ 2015
  • Кремез Александр Сергеевич
  • Бонч-Бруевич Василий Викторович
  • Андреев Виталий Егорович
  • Михайлов Дмитрий Сергеевич
RU2603617C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА 2015
  • Шкловский Виктор Маркович
  • Репин Владимир Яковлевич
RU2581707C1
СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА МАШИНИСТОВ ДЛЯ РАБОТЫ БЕЗ ПОМОЩНИКА 2009
  • Вильк Михаил Франкович
  • Викторов Виктор Сергеевич
  • Булюк Алексей Николаевич
  • Воронцова Ирина Геннадьевна
  • Тулушев Владимир Николаевич
RU2402267C1
Способ диагностики степени выраженности сосудистых когнитивных нарушений 2020
  • Котов Сергей Викторович
  • Щербакова Мария Михайловна
  • Романова Мария Викторовна
  • Котов Алексей Сергеевич
RU2745282C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ГОЛОВНЫМ МОЗГОМ ЧЕЛОВЕКА 2001
  • Ананьев И.Н.
RU2201126C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ К РИСКУ 2005
  • Чирков Борис Петрович
  • Кремез Александр Сергеевич
  • Андреев Виталий Егорович
  • Бонч-Бруевич Василий Викторович
  • Шахнарович Вячеслав Маркович
RU2289165C1
Способ оценки склонности человека к импульсивному поведению 2017
  • Мулик Александр Борисович
  • Шатыр Юлия Александровна
  • Улесикова Ирина Владимировна
  • Мулик Ирина Геннадьевна
  • Постнова Алина Кирилловна
RU2652552C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 835 309 C1

Реферат патента 2025 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СПОРТИВНОГО ПРОГРАММИСТА

Изобретение относится к области психофизиологии спорта. Проводят психофизиологическое тестирование кандидата в спортивные программисты. Выявляют показатели путем проведения соответствующих тестов: оценка - О, сила - С, активность - А, среднее арифметическое баллов - САБ, коэффициент интеллекта - КИ, коэффициент умственного развития - КУР, средний балл - СБ, суммарный показатель - СУП, коэффициент функциональной асимметрии – КФА. При одновременном выполнении условий: О больше 13 баллов, С больше 13 баллов, А больше 13 баллов, САБ больше 5 баллов, КИ больше 100 баллов, КУР больше 100 баллов, СБ больше 27 баллов, СУП больше 7 баллов, КФА больше 40%, CP меньше 230 мс - определяют пригодность обследуемого к занятию спортивным программированием. Способ обеспечивает упрощение определения профессиональной пригодности спортивного программиста. 68 ил., 4 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 835 309 C1

Способ определения профессиональной пригодности спортивного программиста, включающий проведение психофизиологического тестирования, при котором выявляют показатели: оценка (О, баллы), сила (С, баллы), активность (А, баллы) путем проведения теста «Методика личностного дифференциала», проводят тест «Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе» и определяют среднее арифметическое баллов (САБ, баллы), определяют коэффициент интеллекта (КИ, баллы) путем проведения теста интеллекта Айзенка, коэффициент умственного развития (КУР, баллы) путем проведения теста Айзенка на визуально-пространственные способности, проводят тест «Диагностика мотивации достижения» с определением среднего балла (СБ, баллы), определяют суммарный показатель (СУП, баллы) путем проведения теста «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях», проводят теппинг-тест и определяют коэффициент функциональной асимметрии (КФА, %), определяют «скорость реакции» (СР, мс), фиксируя время прошедшее от смены цвета окрашивания области экрана компьютера до нажатия левой кнопки манипулятора «мышь», причем проводят 5 попыток и используют среднее арифметическое значение всех попыток, и при одновременном выполнении условий: О больше 13 баллов, С больше 13 баллов, А больше 13 баллов, САБ больше 5 баллов, КИ больше 100 баллов, КУР больше 100 баллов, СБ больше 27 баллов, СУП больше 7 баллов, КФА больше 40%, CP меньше 230 мс - определяют пригодность обследуемого к занятию спортивным программированием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2835309C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ 2007
  • Бондарев Игорь Павлович
  • Вылегжанин Олег Игнатьевич
  • Зубова Любовь Викторовна
RU2369325C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2003
  • Мельникова Е.А.
RU2245097C1
RU 2012114983 A, 27.10.2013
US 20030059750 A1, 27.03.2003
КОВАЛЕВА М.Е
Система оценки личностно-профессиональной пригодности IT-персонала государственных организаций
Психология и Психотехника, 2020, N 1, стр
Парный автоматический сцепной прибор для железнодорожных вагонов 0
  • Гаврилов С.А.
SU78A1
АЛЕКСАНДРОВА Ю.Н
Анализ профессиональной пригодности кандидата на основе

RU 2 835 309 C1

Авторы

Скочихин Александр Борисович

Чабаненко Виктор Вячеславович

Тобин Дмитрий Сергеевич

Богомолов Алексей Валерьевич

Хлопотов Роман Сергеевич

Глинский Алексей Александрович

Даты

2025-02-24Публикация

2023-12-26Подача