ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ Российский патент 2025 года по МПК F16C11/00 

Описание патента на изобретение RU2835585C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным средствам с шарнирно-сочлененными рамами.

Известно шарнирное соединение, которое содержит вилку с проушинами и серьгу, которые связаны между собой пальцем и промежуточным средством компенсации эксплуатационных зазоров в виде предварительно растянуто-скрученной пружины с эластичным наполнителем, закрепленной на пальце, причем палец зафиксирован относительно вилки с проушинами специальной планкой (Авторское свидетельство SU №1770624, кл. МПК F16С 11/06, Бюл. №39 от 23.10.92). Недостатком такой конструкции является невозможность автоматической компенсации износовых зазоров, что является причиной недостаточно высокой долговечности трущихся деталей и, как следствие, невысокого рабочего ресурса шарнирного соединения в целом. В конструкции (А.с. №1770624) трение и износ пружины происходит только в серьге, так как пружина помещена не только в серьгу, но и в проушины вилки, а в них пружина не истирается и не изнашивается, так как концы пружины вставлены в пазы пальца, а палец зафиксирован относительно проушин вилки пальцем, то есть вся эта конструкция проворачивается заодно относительно серьги, и трение происходит только по наружной поверхности пружины и внутренней поверхности серьги. Таким образом, пружина имеет возможность только сжиматься, но не раскручиваться, так как раскручиванию препятствует установка пружины в проушинах серьги без радиального зазора и без возможности относительного перемещения в радиальном направлении. Вследствие этого при возникновении износового зазора в зоне трения между наружной поверхностью пружины и внутренней поверхностью серьги пружина, сжимаясь в осевом направлении, только заполняет зону трения смазкой, но не может раскручиваться, увеличиваться в диаметре и компенсировать износовый зазор.

Техническим результатом настоящего изобретения является обеспечение автоматической компенсации износовых зазоров в зоне трения шарнирного соединения, вследствие чего повышается его рабочий ресурс. Указанный технический результат достигается за счет того, что растянуто-скрученная антифрикционная пружина помещена только в серьгу и не перекрывается проушинами вилки, причем концы пружины расположены в канавках в виде спирали выполненных на валу с возможностью перемещения в них при сжимании и раскручивании пружины, в результате чего она увеличивается в диаметре и компенсирует износовый зазор, кроме того, витки пружины имеют квадратное сечение, а конфигурация спиралей на валу обеспечивает необходимую компенсацию износа, но предотвращает заклинивание механизма.

На фиг. 1 представлено шарнирное соединение в разрезе в осевой плоскости, на фиг. 2 - вал шарнирного соединения и его вид А, на фиг. 3 - разрез Б-Б фиг. 1.

Шарнирное соединение содержит вилку 1 с проушинами 2, в проушины 2 помещены монтажные втулки 3 с внутренней квадратной поверхностью, ответной поверхности концов вала 4 и наружной цилиндрической поверхностью, вал 4, фиксирующие торцевые крышки 5, которые винтами 6 фиксируют монтажные втулки 3 относительно проушин 2. Серьгу 7, в которую помещена растянуто-скрученная антифрикционная пружина 8.

Монтаж шарнирного соединения осуществляется следующим образом. На вал 4 монтируется предварительно растянуто-скрученная антифрикционная пружина 8, фиксирующие концы пружины вставляются в соответствующие направляющие спиралевидные витки вала. Затем на концы вала устанавливаются монтажные втулки 3. Полученная конструкция совмещается с внутренними отверстиями проушин 2 и серьги 7, при этом обеспечивается предусмотренный зазор в зоне трения между наружной поверхностью растянуто-скрученной антифрикционной пружины 8 и внутренней поверхностью серьги 7. После этого монтажные втулки 3 фиксируются винтами 6 посредством фиксирующих торцевых крышек 5 относительно проушин 2 вилки 1.

Шарнирное соединение работает следующим образом. При относительном движении (вращении) серьги 7 и проушин 2 вилки 1 процесс трения будет происходить в зоне трения между внутренней поверхностью серьги 7 и наружной поверхностью растянуто-скрученной антифрикционной пружины 8. При увеличении износового зазора в зоне трения растянуто-скрученная пружина будет раскручиваться, сжиматься, тем самым увеличиваясь в диаметре, и компенсировать износовый зазор.

Конфигурация, угол и частота направляющих спиралевидных витков на валу 4 не позволяют пружине чрезмерно раскручиваться и тем самым заклинивать (блокировать) зону трения, что исключает повышенный износ из-за чрезмерного усилия прижима рабочей поверхности растянуто-скрученной антифрикционной пружины 8 к рабочей внутренней поверхности серьги 7 и исключают, как следствие избыточно сильного фрикционного контакта - возникновение очагов микросваривания и схватывания.

Увеличение внутреннего диаметра растянуто-скрученной антифрикционной пружины 8 на величину износа относительно наружной цилиндрической поверхности вала 4 практически не повлияет, в пределах допустимой погрешности, на прочность и кинематическую точность соединения, так как витки растянуто-скрученной антифрикционной пружины 8 имеют возможность независимо прижиматься к поверхности вала 4 вдоль вектора нагрузок в радиальном направлении.

Кроме того, растянуто-скрученная антифрикционная пружина 8 не будет прокручиваться в направляющих спиралевидных пазах вала 4 при реверсивном движении серьги 7 относительно проушин 2 вилки 1, так как частота витков растянуто-скрученной антифрикционной пружины 8 значительно больше частоты направляющих спиралевидных витков паза, в которые вставляются направляющие на концах растянуто-скрученной антифрикционной пружины 8.

Таким образом, фиксация вала 4 в проушинах 2 вилки 1 обеспечивает процесс трения только между предварительно растянуто-скрученной антифрикционной пружиной 8 и внутренней поверхностью серьги 7, причем пружина расположена только по поверхности вала 4 ответной внутренней поверхности серьги 7, тем самым позволяя, при увеличении износа, раскручиваться пружине 8 и компенсировать износовый зазор. Причем направляющие спиралевидные пазы вала 4 выполнены не по всей поверхности вала, а только по незначительной его части, но достаточной длины для гарантированной (и долгой по времени наработки) компенсации износа, что существенно не повлияет на прочность вала.

Похожие патенты RU2835585C1

название год авторы номер документа
Шарнирное соединение 1990
  • Проломов Анатолий Михайлович
SU1770624A1
ШАРНИРНОЕ УСТРОЙСТВО 2024
  • Серебрянский Алексей Иванович
RU2831444C1
ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ 2003
  • Серебрянский А.И.
  • Смогунов Н.С.
  • Пошарников Ф.В.
RU2242644C1
Подшипник скольжения 1981
  • Ковалевский Сергей Васильевич
SU989191A2
Шарнирное соединение 1986
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Киселев Игорь Васильевич
SU1372118A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ТОНКОЗЕРНИСТЫХ МАТЕРИАЛОВ 2000
  • Леонов В.В.
RU2192310C2
Пружинная обгонная муфта 1986
  • Тривайло Михаил Семенович
SU1350402A1
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА ЛОПАСТЕЙ ГИДРОМАШИНЫ 1994
  • Майоров А.М.
  • Елисеев А.К.
RU2069792C1
ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ РАМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Ильюшин В.Ф.
  • Шалимов Ю.П.
  • Попов А.М.
  • Петрищев Л.Г.
RU2107200C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЕЛЕЖЕК КОЛОСНИКОВОЙ РЕШЕТКИ 1992
  • Мельников Б.А.
  • Иванов В.Л.
  • Бутаков А.А.
  • Питюков С.В.
RU2044980C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 835 585 C1

Реферат патента 2025 года ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Изобретение относится к машиностроению. Шарнирное соединение содержит вилку с проушинами и серьгу, которые связаны между собой пальцем и промежуточным средством компенсации эксплуатационных зазоров в виде предварительно растянуто-скрученной пружины с эластичным наполнителем, закрепленной на пальце. Палец зафиксирован относительно вилки с проушинами планкой. Растянуто-скрученная антифрикционная пружина помещена только в серьгу и не перекрывается проушинами вилки. Концы пружины расположены в канавках в виде спирали, выполненных на валу с возможностью перемещения в них при сжимании и раскручивании пружины, в результате чего она увеличивается в диаметре и компенсирует износовый зазор. Витки пружины имеют квадратное сечение, а конфигурация спиралей на валу обеспечивает необходимую компенсацию износа, но предотвращает заклинивание механизма. Обеспечивается автоматическая компенсация износовых зазоров в зоне трения шарнирного соединения, повышается его рабочий ресурс. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 835 585 C1

Шарнирное соединение, которое содержит вилку с проушинами и серьгу, которые связаны между собой пальцем и промежуточным средством компенсации эксплуатационных зазоров в виде предварительно растянуто-скрученной пружины с эластичным наполнителем, закрепленной на пальце, причем палец зафиксирован относительно вилки с проушинами планкой, отличающееся тем, что растянуто-скрученная антифрикционная пружина помещена только в серьгу и не перекрывается проушинами вилки, причем концы пружины расположены в канавках в виде спирали, выполненных на валу с возможностью перемещения в них при сжимании и раскручивании пружины, в результате чего она увеличивается в диаметре и компенсирует износовый зазор, кроме того, витки пружины имеют квадратное сечение, а конфигурация спиралей на валу обеспечивает необходимую компенсацию износа, но предотвращает заклинивание механизма.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2835585C1

Шарнирное соединение 1990
  • Проломов Анатолий Михайлович
SU1770624A1
Приспособление для улучшения качества литья по центробежному способу 1931
  • Криницын Г.П.
SU27441A1
ПРИВОД ШАРНИРНОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВОРАЧИВАНИЯ СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ ИЛИ АНТЕНН КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2017
  • Немчанинов Станислав Игоревич
  • Парафейник Валентин Иванович
RU2708778C2
Шарнирное соединение 1983
  • Сергеев Михаил Сергеевич
  • Бушаков Сергей Анатольевич
SU1170204A1
СИСТЕМА ФИКСАЦИИ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВЫХ ВТУЛОК В ВИЛКЕ КАРДАННОГО ШАРНИРА 2006
  • Эрлманн Николаус Мартин
  • Штайн Томас
RU2329416C1
DE 10261114 A1, 22.07.2004
RU 2001322 C1, 15.10.1993
Антишумовой микрофон 1957
  • Ткаченко А.Д.
SU112962A1
ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ РЫЧАГОВ 1991
  • Антонио Хименес[Es]
  • Патрис Деплант[Fr]
RU2040712C1
DE 102006012716 B3, 17.01.2008
US 8801320 B2, 12.08.2014.

RU 2 835 585 C1

Авторы

Серебрянский Алексей Иванович

Даты

2025-02-28Публикация

2024-06-04Подача