Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам с трением скольжения.
Известен подшипниковый узел скольжения, содержащий вал, опорную втулку, выполненную в виде цилиндрической винтовой пружины, помещенную в корпус с фланцами, стакан с соответствующими корпусу фланцами, которые стягиваются винтами (SU Авторское свидетельство №1737174, кл. МПК F16C 25/02, Бюл. №20 от 30.05.92). Недостатком такой конструкции является то что механизм компенсации износа пружинной втулки, то есть механизм ее закручивания в радиальном направлении ограничен длиной пазов в фланце стакана, в результате чего существует возможность поворота корпуса относительно стакана менее 180°. Кроме того, фланцы корпуса и стакана стягиваются всего двумя винтами, которые при работе узла, в условиях динамических нагрузок, не могут надежно удерживать опорную цилиндрическую винтовую пружину в напряженном скручено-сжатом состоянии, в результате чего, при эксплуатации, пружина постепенно будет раскручиваться-распрямляться. Причем, увеличение числа винтов для надежной фиксации фланцев стакана и корпуса приведет к ограничению (еще большему уменьшению) возможного угла поворота корпуса относительно стакана, в результате чего теряется основной смысл конструкции - возможность компенсации износа за счет скручивания опорной цилиндрической пружины в радиальном направлении.
Техническим результатом настоящего изобретения является расширение возможностей компенсации износового зазора при одновременном гарантированном обеспечении надежной фиксации стакана относительно корпуса и упрощении процесса регулировки износового зазора в подшипниковом узле скольжения. Указанный технический результат достигается за счет того, что на корпусе выполнен буртик, служащий упором для прижимной шайбы, в которой выполнены четыре или более отверстий, оппозитных отверстиям в фланце стакана, указанные отверстия стягиваются винтами, причем, между винтами и радиальной поверхностью буртика предусмотрен зазор, обеспечивающий свободное вращение корпуса с буртиком относительно стягивающих винтов.
На фиг. 1 представлен подшипниковый узел скольжения в разрезе в осевой плоскости, на фиг. 2 - корпус с буртиком и его разрез в плоскости В-В, на фиг. 3 - стакан с фланцем и его разрез в плоскости А-А, на фиг. 4 - прижимная шайба и ее разрез в плоскости С-С.
Подшипниковый узел скольжения содержит (фиг. 1) вал 1, опорную втулку 2, выполненную в виде цилиндрической винтовой пружины с прямоугольным сечением витка и имеющую на обоих концах прицепы 3 выполненные в осевом направлении, опорная втулка в виде пружины 2 помещена с корпус 4 (фиг. 1; фиг. 2) с буртиком 5 и пазом 6, причем паз 6 соответствует прицепу 3 опорной втулки в виде пружины 2 и совмещен с этим прицепом, стакан 7, который выполнен с зазором относительно вала 1 (фиг. 1; фиг. 3). Стакан 7 выполнен с фланцем 8 и пазом 9, причем паз 9 соответствует прицепу 3 опорной втулки в виде пружины 2 и совмещен с этим прицепом. На корпус 4 помещается прижимная шайба 10 (фиг. 1; фиг. 4), которая упирается в буртик 5. Прижимная шайба 10 фиксирует корпус 4 относительно стакана 7 винтами 11, причем между винтами 11 и радиальной поверхностью буртика 5 предусмотрен некоторый зазор, исключающий препятствование вращению корпуса 4 в радиальном направлении. Кроме того, между фланцем 8 и буртиком 5 предусмотрен зазор, обеспечивающий относительное осевое перемещение корпуса 4 и стакана 7 при выполнении компенсации износового зазора.
Подшипниковый узел скольжения работает следующим образом. При вращении вала 1 относительно опорной втулки в виде пружины 2, силы трения, возникающие на скользящем контакте стремятся повернуть опорную втулку в виде пружины 2 относительно корпуса 4 и стакана 7. Такому проворачиванию препятствует фиксация опорной втулки в виде пружины 2 прицепами 3 в пазе 6 корпуса 4 и пазе 9 стакана 7, а относительному перемещению в радиальном направлении корпуса 4 относительно стакана 7 препятствует фиксация винтами 11 посредством прижимной шайбы 10. Таким образом, процесс трения будет происходить между внутренней поверхностью опорной втулки в виде пружины 2 и наружной поверхностью вала 1, причем процесса трения (и, соответственно, изнашивания) между наружной поверхностью вала 1 и внутренней поверхностью стакана 7 не будет из-за предусмотренного между ними зазора. В процессе работы подшипникового узла трения, в зоне трения, между опорной втулкой в виде пружины 2 и валом 1 будет происходить процесс изнашивания и, соответственно увеличиваться износовый зазор. При достижении зазора большой величины проводится его компенсация посредством закручивания опорной втулки в виде пружины 2 в радиальном направлении, в результате чего диаметр втулки уменьшается и зазор компенсируется. Для этого откручиваются фиксирующие винты 11 и корпус 4 с зафиксированным в нем прицепом 3 проворачивается в радиальном направлении относительно стакана 7 с зафиксированным в нем прицепом 3, в результате чего опорная втулка в виде пружины 2 закручивается в радиальном направлении и уменьшается в диаметре, компенсируя износовый зазор. Причем, конструкция механизма фиксации корпуса 4 относительно стакана 7, за счет зазора между крепежными винтами 11 и буртиком 5 корпуса 4, позволяет выполнять любое количество регулировок, то есть практически любое, необходимое, количество оборотов корпуса 4 относительно стакана 7.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел скольжения | 1989 |
|
SU1737174A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, В ЧАСТНОСТИ НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 2011 |
|
RU2554048C2 |
Устройство разгрузки винтового погружного насоса и его подшипниковый узел, узел торцевых уплотнений, предохранительный узел клапанов и кулачковая муфта | 2017 |
|
RU2672994C1 |
Устройство для испытания подшипников скольжения на трение и изнашивание | 1989 |
|
SU1640607A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА КАБЕЛЯ | 2000 |
|
RU2189683C2 |
Способ изготовления и сборки/разборки волновой передачи и устройство для их осуществления в герметичном и негерметичном её исполнениях Абрамова В.А. | 2015 |
|
RU2617007C1 |
Устройство для резки керамических материалов | 1982 |
|
SU1065216A1 |
Подшипник скольжения | 1986 |
|
SU1470997A1 |
МАШИНА ДЛЯ ДОБЫЧИ ЛАКРИЧНОГО СЫРЬЯ | 1999 |
|
RU2163431C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2651961C1 |
Изобретение относится к машиностроению. Подшипниковый узел скольжения содержит вал, опорную втулку, выполненную в виде цилиндрической винтовой пружины, помещенную в корпус, стакан с фланцами, которые стягиваются винтами. На корпусе выполнен буртик, служащий упором для прижимной шайбы, в которой выполнены четыре или более отверстий, оппозитных отверстиям в фланце стакана. Отверстия стягиваются винтами. Между винтами и радиальной поверхностью буртика предусмотрен зазор, обеспечивающий свободное вращение корпуса с буртиком относительно стягивающих винтов. Обеспечивается расширение возможностей компенсации износового зазора при одновременном гарантированном обеспечении надежной фиксации стакана относительно корпуса и упрощении процесса регулировки износового зазора в подшипниковом узле скольжения. 4 ил.
Подшипниковый узел скольжения, содержащий вал, опорную втулку, выполненную в виде цилиндрической винтовой пружины, помещенную в корпус, стакан с фланцами, которые стягиваются винтами, отличающийся тем, что на корпусе выполнен буртик, служащий упором для прижимной шайбы, в которой выполнены четыре или более отверстий, оппозитных отверстиям в фланце стакана, указанные отверстия стягиваются винтами, причем между винтами и радиальной поверхностью буртика предусмотрен зазор, обеспечивающий свободное вращение корпуса с буртиком относительно стягивающих винтов.
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2001 |
|
RU2233390C2 |
Подшипниковый узел скольжения | 1989 |
|
SU1737174A1 |
DE 102016201875 A1, 10.08.2017. |
Авторы
Даты
2025-04-02—Публикация
2024-06-04—Подача