Скоростной стрелочный перевод Рекунова Российский патент 2025 года по МПК E01B7/00 B61L5/06 

Описание патента на изобретение RU2836062C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к стрелочным переводам.

Известен двойной разносторонний стрелочный перевод, который содержит стрелку, снабженную подвижными элементами, установленными на стрелочных подкладках по обе стороны колеи и закрепленными в корне с возможностью их поворота относительно корневого стыка на угол, обеспечивающий переключение стрелки с прямого направления перевода на его боковые ответвления, каждый подвижный элемент стрелки выполнен в виде блока из трех рельсов полного стандартного профиля, связанных между собой болтами через вкладыши и установлен с возможностью изменения положения торцов этих рельсов относительно торца рельса, примыкающего к стрелочному переводу (RU 91721 МПК Е01В 7/00, опубл. 27.02.2010).

Недостатком известного стрелочного перевода является наличие быстро изнашиваемых элементов, таких как крестовины и остряки, а также скорость по данному стрелочному переводу не может быть высокой, что связано с наличием мертвых зон. Очистка данного стрелочного перевода затруднительна.

Известен многопозиционный рельсовый перевод, расположенный между главным путем и несколькими последующими путями и включает поперечно подвижный, перемещающийся шагами стол. Стол содержит несколько пар расходящихся веером криволинейных рельсовых отрезков различной кривизны для перевода подвижного состава с главного пути через рельсовый блок на более чем два последующих пути (RU 2326203 МПК Е01В 7/00, опубл. 10.06.2008).

Недостатком известного рельсового перевода наличие специальных мощных механизмов, необходимых для перемещения стола, при монтаже такого стрелочного перевода требуется более точная стыковка путевых рельсов с переводными, расположенными на столе. Сложность конструкции предполагает и сложную замену вышедших из строя частей устройства. Кроме этого, при защите устройства от агрессивных климатических условий требуется специальное укрытие.

Наиболее близким техническим решением является стрелочный перевод, содержащий пару стрелок с подвижными переводными рельсами, ограничители рельсов и переводной механизм. Переводные рельсы связаны с рельсами основного, прямого и бокового путей. Переводной рельс закреплен между рамными рельсами и связан с ними посредством привода. В местах соединения переводного рельса с путевыми рельсами установлены замки. Каждый переводной привод содержит подвижный в продольном направлении клин. К переводным рельсам прикреплен неподвижный клин. Подвижные клинья связаны друг с другом и с приводом посредством тяг (RU 2731520 МПК Е01В 7/00, В65L 5/00, В65L 5/10, опубл. 03.09.2020).

Недостатком известного технического решения является наличие крестовин с быстро изнашиваемыми элементами, а также невозможность перевода подвижного состава с главного пути более чем на два последующих пути, затруднительно обслуживание данного стрелочного перевода.

Техническая проблема, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в переводе подвижного состава с главного пути непосредственно более чем на два последующих пути, позволяющего увеличить скорость движения по данному участку, повысить безопасность пассажирских и грузовых перевозок и удешевить текущее содержание стрелочного перевода.

Существующая техническая проблема решается тем, что в известном техническом решении, включающем закрепленные на подрельсовом основании ходовые рельсы прямого и бокового направлений, переводной механизм с приводом, регулировочные тяги, подвижные переводные-ходовые рельсы, замки для фиксации переводных-ходовых рельсов с путями прямого и бокового направлений, согласно изобретению стрелочный перевод содержит переводную кривую, снабженную криволинейной обоймой с зубчатой направляющей, на которой установлен переводной механизм, криволинейная обойма соединена с закрепленной на бетонной плите металлической направляющей с несколькими боковыми и прямым направлениями путевых рельсов, а на переводном механизме перпендикулярно в косых пазах установлены с возможностью перемещения затворы, взаимодействующие с замками, установленными в нишах бетонной плиты в местах соединения переводных–ходовых рельсов с путями прямого и боковых направлений, нижняя поверхность переводного механизма имеет каналы для смазки, а в его торцах расположены скребковые устройства, при этом переводные-ходовые рельсы расположены на металлических направляющих, скрепленных с подрельсовым основанием и скрепленных между собой по всей длине стрелочного перевода регулировочными тягами, причем на каждой третьей направляющей установлены шаговые мотор-редукторы, а на остальных направляющих в подрельсовом основании установлены замки, фиксирующие положение переводных-ходовых рельсов, при этом в начале стрелочного перевода установлен уравнительный механизм. Бетонная плита выполнена составной, содержит от 2-х до 4-х частей, и имеет отверстия для закладных болтов. Между бетонной плитой и металлической направляющей установлена амортизационная резиновая прокладка. Переводной механизм представляет собой сборную из двух профильных пластин плиту, с встроенным червячным механизмом, служащим для перемещения переводного механизма, соединенным с приводом, и имеет встроенный канал в боковой поверхности для движения зубчатого стержня. Затворы выполнены из трех пластин, при этом нижняя пластина имеет в сечении форму ласточкиного хвоста, по всей ее длине расположены косые зубья, взаимодействующие с зубчатой рейкой, перемещающей затворы, расположенной внутри переводного механизма и соединенной с приводом, расположенным на приводном механизме, а две другие, установленные на нижней пластине, имеют профиль их внутренней части, повторяющий профиль рельса. Криволинейная обойма соединена с закрепленной на бетонной плите металлической направляющей с несколькими разносторонними боковыми и прямым направлениями путевых рельсов. Криволинейная обойма соединена с закрепленной на бетонной плите металлической направляющей с несколькими односторонними боковыми и прямым направлениями путевых рельсов.

Технический результат, достигаемый предлагаемым изобретением при его использовании, заключается в том, что предлагаемый стрелочный перевод позволяет осуществить перевод подвижного состава с главного пути на любое из пяти имеющихся направлений, кроме того увеличить скорость движения по этому участку, повысить безопасность движения. Отсутствие в предлагаемом стрелочном переводе быстро изнашиваемых частей, таких как крестовины и остряки, позволяет повысить и скорость и безопасность движения. Наличие переводной кривой с криволинейной обоймой, имеющей зубчатую направляющую и, соединенную с закрепленной на бетонной плите металлической направляющей с несколькими разносторонними или односторонними боковыми и прямым направлениями, позволяет с помощью переводного механизма, установленного на криволинейной обойме, осуществить перевод переводных-ходовых рельсов на любое из пяти направлений. Расположение переводных-ходовых рельсов на металлических направляющих, скрепленных с подрельсовым основанием и скрепленных между собой по всей длине регулировочными тягами позволяет с помощью шаговых мотор-редукторов, расположенных на каждой третьей направляющей, осуществить их перемещение, а расположенные в подрельсовом основании остальных направляющих замки, фиксируют это положение. Мотор- редукторы расположены на каждом третьем брусе из расчёта того, что их мощности достаточно, что бы осуществлять передвижение перевода, их более частое размещение не требуется, а более редкое приведет к недостатку мощности. Для фиксации переводных -ходовых рельсов с путями прямого и боковых направлений служат замки, установленные в нишах бетонной плиты в местах соединения переводных- ходовых рельсов с путями прямого и боковых направлений. Замки взаимодействуют с затворами, установленными перпендикулярно на переводном механизме, и имеющими возможность перемещения, посредством взаимодействия косых зубьев, расположенных по длине затвора, с зубчатой рейкой, соединенной с приводом, перемещающей затворы и расположенной внутри переводного механизма. После того как затворы надвинулись на рельсы, замки их замыкают. Нижняя поверхность переводного механизма имеет каналы для смазки, а в его торцах расположены скребковые устройства, что позволяет механизму беспрепятственно перемещаться по криволинейной обойме. Перемещение приводного механизма осуществляется за счет встроенного червячного механизма, соединенного с электроприводом. Другой электропривод, размешенный на приводном механизме, соединен с зубчатой рейкой, перемещающей затворы. Установленный уравнительный механизм в начале стрелочного перевода, позволяет компенсировать зазоры при изменении температуры и переводе стрелочного перевода.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 – изображен вид скоростного стрелочного перевода в плане, на фиг.2 – замкнутая стрелка, вид сверху; на фиг. 3 – переводной механизм, вид сверху; на фиг. 4 – переводной механизм, вид снизу; на фиг. 5- переводной механизм, вид сбоку.

Предлагаемый стрелочный перевод содержит переводную кривую 1, снабженную криволинейной обоймой 2 с зубчатой направляющей, на которой установлен переводной механизм 3 с электроприводом 4, Переводная кривая 1 с криволинейной обоймой 2 соединена с закрепленной на бетонной плите металлической направляющей 5 с несколькими разносторонними боковыми 6 и прямым 7 направлениями. Бетонная плита выполнена составной, содержит от 2-х до 4-х частей, и имеет отверстия для закладных болтов, необходимых для крепления металлической направляющей 5. Между бетонной плитой и металлической направляющей установлена амортизационная резиновая прокладка. На переводном механизме 3 перпендикулярно в косых пазах установлены с возможностью перемещения затворы 8, имеющие косые зубья по всей длине затвора, взаимодействующие с зубчатой рейкой (на чертеже не показана), расположенной внутри переводного механизма 3. Затворы 8 выполнены из трех пластин: нижней с формой ласточкиного хвоста в поперечном сечении, которая установлена перпендикулярно переводному механизму 3, двух других, которые закреплены на нижней пластине, и имеют профиль их внутренней части, повторяющий профиль рельса. На нижней поверхности переводного механизма 3 имеются масляные каналы 9 для смазки криволинейной обоймы 2 при перемещении по ней переводного механизма 3. В торцах переводного механизма 3 расположены скребковые устройства 10, которые очищают криволинейную обойму 2. Переводные - ходовые рельсы 11 расположены на металлических направляющих 12, скрепленных с подрельсовым основанием и скрепленных между собой по всей длине переводных-ходовых рельсов регулировочными тягами 13. На каждой третьей металлической направляющей 12 установлен шаговый мотор-редуктор 14, осуществляющий перемещение ходовых рельсов 11. В начале стрелочного перевода установлен уравнительный механизм 15. Переводной механизм 3 имеет встроенный червячный механизм, служащий для его перемещения, зубчатый стержень 16 которого взаимодействует с зубчатой направляющей криволинейной обоймы 2. Зубчатый стержень 16 расположен во встроенном канале в боковой поверхности переводного механизма 3.

Предлагаемый скоростной стрелочный перевод работает следующим образом.

Предлагаемый скоростной стрелочный перевод подключен к централизованной системе диспетчеризации движения железнодорожного транспорта.

Стрелочный перевод работает следующим образом, для перевода подвижного состава с переводных-ходовых рельсов 11 на боковые пути 6 посредством переводного механизма 3, сначала отводят затворы 8 от путей 7 с помощью зубчатой рейки встроенной в переводной механизм, соединенной с электроприводом 4, и взаимодействующей с косыми зубьями, расположенными по всей длине затворов 8. Далее переводной механизм 3 перемещают по криволинейной обойме 2 на заданный путь 6 посредством взаимодействия зубчатого стержня 16 с зубчатой направляющей криволинейной обоймы 2. В момент перемещения переводного механизма 3 одновременно срабатывают и шаговые мотор- редукторы 14, перемещающие переводные-ходовые рельсы 11 по направляющим 12 на заданный путь 6. При стыковке с заданным путем 6 затворы 8 надвигаются на него, после чего срабатывает замок, расположенный в нише бетонной плиты в местах соединения переводных–ходовых рельсов с путями прямого 7 и боковых 6 направлений, и запирает затворы 8, а также одновременно срабатывают замки, расположенные в подрельсовом основании переводных-ходовых рельсов 11, фиксирующие положение последних. После этого стрелочный перевод готов к пропуску подвижного состава. Весь процесс стрелочного перевода занимает от 10 до 30 секунд. В момент движения переводного механизма 3 смазываются подвижные части переводного механизма и поверхность металлического основания, поступающей по специальным каналам 9 смазкой, одновременно очищается стрелочный перевод от засоров специальными скребковыми устройствами 10. Скоростной стрелочный перевод оснащён уравнительным механизмом 15 для автоматического регулирования зазоров на стрелочном переводе, зазоры не превышают 1 мм. Стрелочный перевод оснащён регулировочными тягами 13, тяги предназначены для регулировки ординат (радиуса) переводной кривой в плане. Для перевода боковых путей в другое положение из выбранных направлений, все операции осуществляют в аналогичном порядке.

Предлагаемый стрелочный перевод позволяет использовать при осуществлении все типовые элементы и устройства, применяемые на РЖД.

Представленное изобретение обеспечивает надежность работы стрелочного перевода и уменьшение износа его составных частей, исключает случайное попадание посторонних предметов в конструкцию перевода, а устойчивая фиксация стрелки, отсутствие мертвых зон, непрерывная поверхность катания, жесткость соединений повышает условия безопасности движения, обеспечивает безопасность подвижного состава и его прохождение с большей скоростью. Скорость движения составляет до 400 км/час, а скорость на боковой путь составляет 120 км/час, длина стрелки 43-63 м. На стрелочном переводе используются стандартные рельсы Р65 длиной 25 м и 12,5 м, а также все типовые изделия, используемые на РЖД.

Похожие патенты RU2836062C1

название год авторы номер документа
СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД 2017
  • Маисурадзе Темур
RU2731520C2
БОКОВОЙ УПОР РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННОМ ОСНОВАНИИ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ РЕЛЬСОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ В СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДАХ С ЕГО ПОМОЩЬЮ 2023
  • Ершов Денис Сергеевич
  • Синюков Алексей Михайлович
RU2815139C1
СПОСОБ СОЧЛЕНЕНИЯ ОСТРЯКА И РАМНОГО РЕЛЬСА В СТРЕЛОЧНОМ ПЕРЕВОДЕ И СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД, ПОЛУЧЕННЫЙ ДАННЫМ СПОСОБОМ 2023
  • Ершов Денис Сергеевич
  • Синюков Алексей Михайлович
RU2814930C1
Модуль безбалластного рельсового пути 2018
  • Киселев Даниил Викторович
  • Акимов Александр Александрович
RU2699989C1
ПОТОЧНАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ СБОРКИ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2010
  • Тонконогов Борис Григорьевич
  • Клементов Алексей Сергеевич
  • Саксонин Сергей Викторович
  • Осадчук Евгений Борисович
RU2451125C1
СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД ДЛЯ СКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ 1995
  • Супрун П.П.
  • Гончарук С.М.
  • Крапивный В.А.
  • Штарев С.Г.
RU2085649C1
БЕЗРЕЗЬБОВОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ ПУТИ С ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ ПОДРЕЛЬСОВЫМИ ОСНОВАНИЯМИ 2011
  • Кравченко Николай Дмитриевич
  • Круглов Валерий Михайлович
  • Гришов Сергей Александрович
RU2509185C2
Железнодорожная стрелка 1984
  • Жилин Геннадий Кириллович
SU1194939A1
Модуль безбалластного рельсового пути 2024
  • Акимов Александр Александрович
  • Киселев Даниил Викторович
RU2825478C1
БЕЗОСТРЯКОВЫЙ СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД 1998
  • Иванов А.М.
  • Мухин М.М.
  • Потапов С.А.
  • Базарный Ю.В.
RU2149232C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 836 062 C1

Реферат патента 2025 года Скоростной стрелочный перевод Рекунова

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к стрелочным переводам. Скоростной стрелочный перевод содержит переводную кривую, снабженную криволинейной обоймой с зубчатой направляющей, на которой установлен переводной механизм, криволинейная обойма соединена с направляющей с несколькими боковыми и прямым направлениями путевых рельсов, а на переводном механизме установлены с возможностью перемещения затворы, взаимодействующие с замками, расположенными в местах соединения переводных-ходовых рельсов с путями прямого и боковых направлений. Нижняя поверхность переводного механизма имеет каналы для смазки, а в его торцах расположены скребковые устройства. Переводные-ходовые рельсы расположены на металлических направляющих, скрепленных с подрельсовым основанием и скрепленных между собой по всей длине стрелочного перевода регулировочными тягами, причем на каждой третьей направляющей установлены шаговые мотор-редукторы, а на остальных направляющих в подрельсовом основании установлены замки, фиксирующие положение переводных-ходовых рельсов, а в начале стрелочного перевода установлен уравнительный механизм. В результате появляется возможность переводить подвижной состав с главного пути непосредственно более чем на два последующих пути, что позволяет увеличить скорость движения по данному участку, повысить безопасность пассажирских и грузовых перевозок. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 836 062 C1

1. Скоростной стрелочный перевод, содержащий закрепленные на подрельсовом основании ходовые рельсы прямого и бокового направлений, переводной механизм с приводом, регулировочные тяги, подвижные переводные-ходовые рельсы, замки для фиксации переводных-ходовых рельсов с путями прямого и бокового направлений, отличающийся тем, что стрелочный перевод содержит переводную кривую, снабженную криволинейной обоймой с зубчатой направляющей, на которой установлен переводной механизм, криволинейная обойма соединена с закрепленной на бетонной плите металлической направляющей с несколькими боковыми и прямым направлениями путевых рельсов, а на переводном механизме перпендикулярно в косых пазах установлены с возможностью перемещения затворы, взаимодействующие с замками, установленными в нишах бетонной плиты в местах соединения переводных-ходовых рельсов с путями прямого и боковых направлений, нижняя поверхность переводного механизма имеет каналы для смазки, а в его торцах расположены скребковые устройства, при этом переводные-ходовые рельсы расположены на металлических направляющих, скрепленных с подрельсовым основанием и скрепленных между собой по всей длине стрелочного перевода регулировочными тягами, причем на каждой третьей направляющей установлены шаговые мотор-редукторы, а на остальных направляющих в подрельсовом основании установлены замки, фиксирующие положение переводных-ходовых рельсов, при этом в начале стрелочного перевода установлен уравнительный механизм.

2. Стрелочный перевод по п. 1, отличающийся тем, что бетонная плита выполнена составной, содержит от 2-х до 4-х частей и имеет отверстия для закладных болтов.

3. Стрелочный перевод по п. 1, отличающийся тем, что между бетонной плитой и металлической направляющей установлена амортизационная резиновая прокладка.

4. Стрелочный перевод по п. 1, отличающийся тем, что переводной механизм представляет собой сборную из двух профильных пластин плиту, с встроенным червячным механизмом, служащим для перемещения переводного механизма, соединенным с приводом, и имеет встроенный канал в боковой поверхности для движения зубчатого стержня.

5. Стрелочный перевод по п. 1, отличающийся тем, что затворы выполнены из трех пластин, при этом нижняя пластина имеет в сечении форму ласточкиного хвоста, по всей ее длине расположены косые зубья, взаимодействующие с зубчатой рейкой, перемещающей затворы, расположенной внутри переводного механизма и соединенной с приводом, расположенным на приводном механизме, а две другие, установленные на нижней пластине, имеют профиль их внутренней части, повторяющий профиль рельса.

6. Стрелочный перевод по п. 1, отличающийся тем, что криволинейная обойма соединена с закрепленной на бетонной плите металлической направляющей с несколькими разносторонними боковыми и прямым направлениями путевых рельсов.

7. Стрелочный перевод по п. 1, отличающийся тем, что криволинейная обойма соединена с закрепленной на бетонной плите металлической направляющей с несколькими односторонними боковыми и прямым направлениями путевых рельсов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2836062C1

СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД 2017
  • Маисурадзе Темур
RU2731520C2
Прибор для измерения обводов крыла самолета 1949
  • Блинкин Л.С.
SU87678A1
Устройство для запирания подвижного рельса стрелки 1978
  • Щетинин Лев Александрович
  • Крысанов Лев Григорьевич
SU768867A1
US 3977635 A, 31.08.1976.

RU 2 836 062 C1

Авторы

Рекунов Алексей Викторович

Рекунов Юрий Александрович

Рекунов Никанор Алексеевич

Кравцов Владислав Антонович

Белов Михаил Александрович

Сторожев Иван Иванович

Прусак Станислав Федорович

Даты

2025-03-11Публикация

2024-09-13Подача